простой в теории, сложный на практике
Метод Сократа один из множества педагогических методов, которые применяли в коллективе учебных заведений, в которых я работал. Описанный еще Платоном, он предполагает диалог, где знания добываются в поиске. Учитель формулирует вопросы-задания так, чтобы ученик самостоятельно исследовал и находил путь к результату. Определение может показаться простым, даже примитивным, но практическое исполнение требует от учителя высочайшего мастерства.
Метод Сократа успешно работает, если выполнены необходимые предварительные условия:
- Учитель должен убедиться, что ученик усвоил терминологию, аксиомы и базовые понятия предмета, темы, материала.
- Учитель подготовил начальные вопросы, которые запускают процесс диалога.
- Учитель задает направляющие вопросы в зависимости от предыдущего ответа ученика. Каждый вопрос запланировать заранее невозможно – можно только общую тему.
- Вопросы задаются последовательно – от простого к более сложному.
- Вопрос формулируется как проблема, которую предлагается решить, проводя исследовательски-поисковую работу (учитель может помогать, предостерегать, если возникает опасность в неверном пути мышления).
- Последние вопросы должны вести к итогу разговора, чтобы его смог вывести сам ученик.
Вот несколько примеров, как применялся метод в моей педагогической практике.
Для развития навыков
Когда ученик, например, уяснил начальные правила каких-либо механических операций или способы решения математических задач (физики, химии) можно приступать к методу Сократа. Это значит, даются последовательно по мере исполнения более сложные задания для самостоятельного исполнения. Число постоянно усложняющихся заданий должно быть достаточным и определяется успехом ученика. В процессе самостоятельной работы ученика, учитель актуально и этично ставит (примерно) следующие вопросы: «Почему избран такой способ, путь? Можно ли воспользоваться другим путем? Почему этот путь эффективный? Какие мысли возникают при исполнении?».
Для формирования качеств характера
Вначале необходимо усвоить базовое понятие «эмпатия». Под словом эмпатия я и мои коллеги понимали понимали «со-мыслие», «со-чувствие», «со-переживание», «со-страдание». В зависимости от ситуации какое-то из эти слов становилось главным.
Вопросы-задания могут быть (примерно) следующими: «Как любовь (дружба, помощь, сотрудничество, ответственность и т.п.) вытекает из эмпатии? Как эмпатия проявится в сложной ситуации (предложенной учителем)? Как эмпатия влияет на творчество? Итог такого диалога – продемонстрировать в конкретном поступке личную эмпатию».
Для формирования мировоззрения
Базовое понятие в данном случае следующее: «Каково мировоззрение – такова личность. Какова личность – таково мировоззрение». Учитель ведет ученика к понимаю этой схемы, создавая вопросами-заданиями условия для самостоятельного развития. Вопросы-задания могут быть следующие: «Каково твое видение (какого-то) исторического события? Почему ты делаешь такой вывод о событии (процессе)? Каково твое истинное мироощущение?».
Для формирования ценностей
Базовое понятие, которое предварительно необходимо усвоить: «ценности – основа мировоззрения». После него возникнут естественные вопросы-задания: «Что ты называешь личными ценностями? Какова значимость каждой ценности для тебя? Как твои ценности связаны с твоей мотивацей?».
Для обучения интроспективному анализу
Базовое понятие следующее: «интроспекция – путь к себе». Конечным результатом метода предполагается – развить навык задавать вопросы самому себе для самопознания и самосовершенствования. Вопросы учителя могут быть следующие: «Какие вопросы ты хочешь задать себе? Какие важные проблемы тебя волнуют? Какие шаги предполагаешь сделать, решая эти проблемы? Расскажи, что твое мышление думает в момент задавания себе вопросов?».
Важно оснознавать, что следующие типы вопросов недопустимы в гуманной педагогике, которые:
- унижают, уничтожают отвечающего, кофнузят;
- демонстрируют насколько вопрошающий умнее отвечающего (наоборот, надо включать «простака»).
Метод Сократа каждый учитель в коллективах, где я работал, пересоздавался уникально, в зависимости от личности ученика и конкретного педагогического момента. Поэтому, метод, созданный, например, учителем Галицким, мы называли как «метод «Сократа-Галицкого». Потому что он приспособил его к своему характеру, стилю работы, мировоззрению.
Правда, если бы на наши уроки зашел Платон, он бы удивился, какое многообразие порождает описанный им метод .
Методика Сократа или сократовский диалог
Возможно, раньше вы уже слышали о методике Сократа. А если не слышали, то наверняка сталкивались с её проявлениями в жизни — она используется достаточно часто.
Содержание:
- 1
Суть подхода
- 1.1 Психотерапия
- 1.2 Убеждение
- 1.3 Когда метод Сократа не сработает?
- 2 Этапы и примеры
Суть подхода
Сформулированный Сократом метод используется по сей день для ведения диалога. Философия подхода проста: чтобы получить содержательный ответ, нужно задать обдуманный вопрос, помогающий направить мысли собеседника в нужное русло.
Используя методику, задающий вопрос как бы заставляет отвечающего думать. Способ актуален для общения с людьми любого возраста, пола и национальности, важно лишь понять, как правильно его использовать.
История техники достаточно интересна. Сократ, вступая в диалог, позиционировал себя как несведущего в теме обсуждения, и начинал задавать вопросы. Продуманные заранее вопросы позволяли узнать, насколько собеседник последователен в своих суждениях, умеет ли он делать логические выводы. Нередко оказывалось, что человек противоречит сам себе и путается.
Целью философа было не унижение, а ясность мысли. Он помогал ученикам извлечь имеющиеся знания с помощью наводящих вопросов:
- Использовал тезис собеседника (чаще всего относящийся к вопросам нравственности и бытия).
- Находил и указывал на противоречия.
- Демонстрировал собственную неосведомлённость.
- Используя наводящие вопросы, заставлял человека прийти к правильным выводам самостоятельно.
Звучит немного сложно. Сейчас метод адаптировали и расширили, он используется не только для дискуссий о добродетелях.
Применение
Сейчас сократические вопросы используются в разных типах дискуссий для того, чтобы:
- Направить мысли собеседника в нужное русло.
- Сконцентрироваться.
Из-за этого способ актуален в разных нишах. Его часто используют педагоги, причём без возрастных ограничений, как для школьников, так и для студентов. Разумеется, сократические вопросы используются и в психотерапии.
А некоторые модификации можно применять даже в повседневной жизни. Они помогают вести диалог более продуктивно, в некоторой мере даже переманивать собеседника на свою сторону.
Психотерапия
Метод Сократа очень активно используется в когнитивной и других видах психотерапии. Он позволяет помочь пациенту пересмотреть некоторые вещи, найти корень своих проблем и скорректировать взгляды.
Здесь особенность заключается в том, что психотерапевт заранее готовит вывод, к которому должен прийти пациент. Потом он достраивает к нему наводящие вопросы и задаёт их, иногда таким образом, чтобы ответы были только положительными.
При этом практикующие психологи и психотерапевты могут комбинировать и несколько видоизменять методику, убирать или добавлять некоторые этапы. Традиционно терапия делится на:
- Интервью.
- Слушание.
- Выводы.
- Аналитические вопросы.
Убеждение
Выше мы упомянули о такой модели общения, при которой собеседник даёт позитивные ответы на все вопросы. Эта модель ведения диалога в упрощённом виде очень часто используется в повседневной жизни и наверняка знакома многим из вас.
Суть в том, чтобы правильно распределить вопросы. Первые два — те, на которые ответ наверняка будет положительным. Третий — главный, передающий всю суть обсуждения. Можно встретить загадку-ловушку, построенную именно на этом методе: собеседнику быстро задают четыре вопроса с очевидными ответами и пятый, отличающийся от них, но с отрицательным ответом. Чаще всего человек путается и отвечает неправильно.
Конечно, в ходе реального спора всё немного сложнее. Вопросы должны быть взвешенными и точно относиться к предмету обсуждения.
Важно:
- Метод Сократа помогает предотвратить споры или, по крайней мере, делает их более взвешенными.
- Нужно слушать и слышать собеседника, а не вести монолог.
- Применение метода ограничено, об этом стоит помнить.
Действительно, вопросы Сократа дадут эффект далеко не в каждой ситуации.
Когда метод Сократа не сработает?
Некоторые явления мы понимаем интуитивно или через чувственный опыт. Любовь, справедливость, доблесть, о которых рассуждал Сократ, могут восприниматься людьми по-разному. В субъективных понятиях не всегда присутствует логика, и в зависимости от ситуации вы рискуете выйти из спора ни с чем.
Например, это касается вопросов веры и религии. Помните о том, что наши представления о мире формируются в зависимости от окружения, культуры, в которой мы живём, соответственно, опыт может сильно различаться.
Этапы и примеры
В целом дискуссия по Сократу состоит из трёх этапов:
- Согласие.
- Сомнение.
- Аргументация.
В ходе дискуссии у вас с собеседником появляется одна общая мысль, не противоречащая вашим взглядам и соответствующая его позиции. Мягко дайте понять, что вы уважаете его мнение и в чём-то разделяете его, ни в коем случае не хотите давить и перетягивать одеяло. Это позволит настроить человека на дружеский лад.
После того как мирная обстановка достигнута, нужно понемногу искать противоречия в тезисах. Не обязательно отвергать всё, что вам говорят, достаточно лишь нескольких аргументов. Задавая уже упомянутые выше наводящие вопросы, продемонстрируйте собеседнику слабые места в его суждениях.
Человек начинает подвергать свои слова сомнению и критически пересматривать свою позицию. Опять-таки, с вашей стороны не должно исходить давление и намерение задавить оппонента.
И, наконец, после этого начинается этап аргументации. Здесь можно мягко высказать свою точку зрения, не забывая соглашаться с некоторыми тезисами собеседника.
Никто не даёт гарантии того, что вы сможете полностью переубедить взрослого человека. А вот прийти к консенсусу — почти наверняка, и не испытывать при этом негативных эмоций от тяжёлого диалога. Эффективнее строить коммуникации поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Сократовский метод обучения: что это такое, его преимущества и примеры
В Университете Святого Лео многие преподаватели используют сократовский метод обучения в своих классах. И они считают, что это очень эффективно, помогая своим ученикам учиться.
Если вы не знакомы с этим методом, мы объясним, что это такое, и поделимся несколькими примерами сократовского метода обучения. Мы также говорим о преимуществах, которые дает этот подход, а также советы о том, как максимально использовать его в качестве студента Saint Leo.
Что такое Сократовский метод обучения?
В своей простейшей форме сократовский метод обучения представляет собой наводящий на размышления диалог между инструктором и его учениками. Он основан на подходе, использованном философом Сократом, который, как известно, вовлекал молодые умы в беседы, призванные помочь определить общие идеи, а также выявить сложности и двусмысленности, стоящие за ними.
Вместо предоставления информации и фактов инструктор, использующий сократовский метод обучения, задает студентам ряд открытых вопросов (вопросов, на которые можно дать больше ответов, чем да или нет) по определенной теме или проблеме. В свою очередь, учащиеся также могут задавать свои вопросы.
Преподаватели, применяющие метод Сократа в обучении, действуют больше как помощники или проводники в беседах в классе, а не как поставщики информации. Они заставляют студентов задуматься, почему все обстоит именно так, а также рассмотреть аргументы за и против различных точек зрения на тему.
Примеры Сократовского метода обучения
Чтобы лучше понять, как этот метод может выглядеть в классе на уровне колледжа, полезно увидеть его в действии. Вот несколько примеров сократовского метода обучения:
- Преподаватель юридического класса просит студента обобщить факты конкретного судебного дела. Затем студента спрашивают, согласны ли они или не согласны с выводами суда и почему. Преподаватель может затем изменить некоторые факты по делу, попросив студента объяснить, придерживаются ли они той же позиции. Исследуются разные стороны дела, а также потенциальные доводы, стоящие за ними.
- Преподаватель класса социальной работы предлагает студентам прочитать статью о злоупотреблении психоактивными веществами в определенных группах населения. Студента просят дать краткое содержание статьи. Затем инструктор спрашивает о важности этой темы.
Это приводит к вопросам о том, изменила ли статья взгляды студента или его мнение по этому вопросу.
При использовании сократовского метода обучения преподаватель может задавать одинаковые последовательности вопросов нескольким студентам, предоставляя более широкий спектр объяснений и потенциальных точек зрения.
Преимущества метода Сократа
Метод обучения Сократа побуждает учащихся исследовать свои мысли и убеждения, а также учитывать, как эти мысли и убеждения могут способствовать их предположениям по рассматриваемой теме. Этот метод также помогает развивать критическое мышление, позволяя учащимся делать собственные выводы на основе самоанализа информации, а не просто принимать то, что им говорят.
Одно исследование с участием студентов бизнес-школы подтверждает, что сократовский метод обучения помогает улучшить навыки критического мышления студентов. В другом исследовании также были получены положительные результаты, на этот раз предполагающие, что этот метод может быть полезен для улучшения понимания прочитанного, уделяя больше внимания критическому мышлению и способности видеть мир с другой точки зрения.
Дополнительным преимуществом метода Сократа является то, что он поддерживает интерес учащихся. Если вы когда-нибудь были в классе с учителем, который ничего не делает, кроме как извергает факты, которые вы записываете, вы знаете, насколько это может быть непривлекательно. Находясь в классе, где используется Сократовский метод обучения, возникает совершенно другое ощущение. Вы активно участвуете в беседе, вносите свой вклад в тему, основываясь на своем опыте и мнениях, а также учитесь у других студентов.
Как получить максимальную отдачу от сократовского метода обучения
Если вы находитесь в классе, в котором преподаватель использует сократовский метод обучения, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы получить максимальную отдачу от этого опыта. Это включает в себя:
- Приходите на занятия подготовленными, чтобы вы могли разумно участвовать в обсуждении.
- Заранее обдумать тему, принимая во внимание ваше мнение или факторы, которые, по вашему мнению, могут иметь значение.
- Готовность высказываться и делиться своими мыслями, чтобы другие могли учиться на ваших интерпретациях, что может включать работу по преодолению страха перед публичными выступлениями.
- Станьте хорошим слушателем, когда преподаватель общается с другими учениками, стремясь извлечь уроки из их общения.
В конце концов, сократовский метод обучения призван помочь учащимся лучше понять тему, включая ее сложности. Он также направлен на то, чтобы вовлечь учащихся в процесс обучения, бросая вызов давним предположениям в пользу самостоятельного мышления.
Глава 4: Метод Сократа — Lucid Philosophy
Нажмите эту кнопку, чтобы просмотреть видеоверсию этой главы:
Видео о методе Сократа
* Метод Сократа имеет ограничения (как и все инструменты). Это помогает полностью понять и оценить метод, прежде чем исследовать его ограничения.
Что такое метод Сократа?
Осторожно: этот метод может убить вас. Узнайте больше о жизни и смерти Сократа.
Сократ был одним из величайших мыслителей всех времен. Поскольку это логический текст, я не буду описывать его жизнь, а вместо этого сведу его образ мышления к простому и мощному методу.
Ну, я должен сказать, что это просто в теории, но обычно трудно применить. Большая часть философии (и дебатов) является применением этого метода, и ни один другой метод не является столь же эффективным как в смирении, так и в разъяснении. Конечно, этот метод также является хорошим способом проверить дружбу и убить себя… как это сделал Сократ.
Сократовский метод представляет собой способ мышления, включающий три шага:
1) Дайте первоначальное определение или мнение.
2) Задайте вопрос, который вызывает исключение из этого определения или мнения.
3) Дайте лучшее определение или мнение.
Повторяйте эти шаги, пока не добьетесь полного понимания концепции. Если вы не можете найти совершенное определение, вы, по крайней мере, достигнете рационального невежества (то есть апории). То есть вы будете знать, чем оно не является, и вы узнаете, почему вы не знаете (т. е. Сократову мудрость).
Рассмотрим пример:
Шаг 1 (определение): Треугольник — это фигура.
Шаг 2 (вопрос-исключение): Это недостаточное определение для треугольника, поскольку существует много фигур, не являющихся треугольниками (например, круги). Это определение треугольника включает в себя слишком много, потому что оно не исключает всех нетреугольников. Сократ спрашивал: «Является ли круг треугольником?»
Шаг 3 (новое и улучшенное определение): Треугольник — это замкнутая фигура, состоящая из трех отрезков, образующих три внутренних угла, сумма которых составляет 180 градусов.
Обратите внимание, насколько сложным может быть такой способ мышления. Я могу распознавать треугольники, но мне сложно дать им достаточное определение (т. е. раскрыть их сущность). Согласно Сократу, никто не знает, пока не может дать такие определения. Следствием этого является то, что люди знают очень мало. Чтобы лучше понять почему, попробуйте дать достаточные определения для Справедливости, Доброты, Истины, Красоты, Любви и Круга.
Многие люди считают, что такие понятия, как справедливость, являются просто мнениями, поэтому в них нет правды. Тем не менее, метод Сократа по-прежнему ценен, потому что он помогает людям узнать свое истинное мнение о справедливости. Например, представьте, что я определяю Справедливость как «отдавать людям то, что им принадлежит». Тогда современный Сократ спросил бы: «Не будет ли справедливым отдать ключи от машины твоему пьяному другу, раз эти ключи принадлежат ему?» Мой ответ — нет, а это значит, что я не думаю, что Справедливость дает людям то, что им принадлежит. Действительно, теперь я признаю свое невежество. Спасибо Сократ!
Упражнение по методу Сократа
Используйте метод Сократа для проверки следующих утверждений об определениях/знаниях. Ключ ответа ниже.
1) Знание есть вера.
2) Знание содержит истинную веру.
3) Рыба – животное, которое плавает.
4) Правосудие спасает максимальное количество жизней.
5) Круг – это замкнутая форма.
6) Игры — это то, во что играют люди.
7) Любовь – это привязанность к людям, которые вам нравятся.
8) Любовь – это чувство влечения.
9) Майкл Джексон был певцом.
10) Вампиры — это люди, которые сосут кровь.
Обсуждение/Ответы
1. Не все убеждения являются знанием. Например, моя вера в летающих розовых слонов — это не знание. Итак, Сократ мог спросить: «Является ли вера Павла в летающих розовых слонов формой знания?»
2. Но я мог угадать правильный ответ, а правильное предположение – это не знание. Сократ мог бы спросить: «Что, если я действительно верю, что x произойдет, но у меня нет причин, почему я верю?» Чтобы иметь знание, мне нужны веские основания для моей веры. В философии это называется оправданием.
3. Черепахи, змеи, собаки и люди плавают. Они рыбы?
4. Было бы справедливо украсть органы здорового человека, чтобы спасти пятерых больных? Ваш ответ, вероятно, нет, поэтому ваше представление о справедливости заключается не только в спасении максимального количества жизней. Это определение не охватывает всего того, что вы подразумеваете под справедливостью.
5. Круг представляет собой замкнутую форму, но квадрат также является замкнутой формой. Поэтому определение слишком широкое. Сократ мог бы спросить: «Является ли круг квадратом?»
6. Это сложно. Возможно, нет необходимых и достаточных условий для того, чтобы что-то было игрой. См. Семейное сходство Витгенштейна. Тем не менее Сократ мог бы спросить: «Является ли скрипка игрой?»
7. Можно ли любить ребенка, которым ты недоволен? Если можно, то это определение слишком узкое.
8. Разве это любовь, если я даю сто долларов на благотворительность, хотя мне этого не хочется (т.е. делаю это исключительно из чувства долга)? Если да, то любовь – это не просто чувство.
9. Итак, Майкл Джексон был Джоном Денвером?
10. Значит, вампиры флеботомисты?
Применение и ценность
Метод Сократа напоминает нам, что хорошие идеи требуют работы и основаны на строгом мышлении.