«Метод социометрии и его использование для исследования социально-психологических характеристик учащегося и структуры классного коллектива»
Королёва А.Ф.
Проектная работа
по социальной педагогической психологии
«Метод социометрии и его использование для исследования
социально-психологических характеристик учащегося
и структуры классного коллектива»
2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Сущность метода социометрии…………………………………………5
1.1. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе……….5
1.2. Социометрическая процедура при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива………………………………………………………………………….7
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….9
Глава 2. Методы исследование классного коллектива методом социометрии…………………………………………….………………………..11
2.1. Социометрическим исследованием шестиклассников школы №68 Заволжского района г. Ульяновска……………………………………………11
2.2. Рекомендации педагогам по исследованию методов изучения классного коллектива………………………………………………………………………14
2.2.1. Мотив выбора в системе межличностных отношений………….……15
2.2.2. Определение ценностно-ориентационного единства коллектива……16
2.2.3. Диагностическая методика анкетирования……………………………16
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………. .18
Список использованной литературы………………………………………..19
Введение
Личность, коллектив, общество – основополагающие понятия, характеризующие развитие человечества. Все эти понятия неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга, поэтому рассматривать их можно только во взаимосвязи. Ведь что составляет, определяет общество? Отношения между личностями внутри его. Личности составляют коллектив, формируют его – это характеристика жизни, ведь любой человек относит себя к определенной группе людей, коллективу: семья, класс, коллеги на работе. Жизнь без взаимодействия с другими людьми невозможна. Поэтому так важно и необходимо изучать взаимоотношения людей внутри групп, выявлять лидера, изучать типологию социального поведения людей внутри группы.
Социальная среда состоит из различных компонентов, которые играют неодинаковую роль в общественной системе. Эти компоненты различно влияют на человека. В обществе можно выделить малые и большие социальные группы. В малой группе определяющим является взаимодействие между ее членами, эмоциональный контакт, социально-психологическое поведение. Одним из наиболее эффективных методов изучения отношений внутри малой группы является метод социометрии. Он применяется для диагностики межличностных, межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения. Результаты этого исследования можно использовать не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений, разрешения конфликтов.
Актуальность темы проектной работы заключается в том, что социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе.
Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы.Цель проектной работы — рассмотреть сущность, назначение и организацию метода социометрии при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива.
Задачи данной работы:
– охарактеризовать сущность социометрического метода,
– рассмотреть организацию социометрической процедуры при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива,
— подобрать иные методы, направленные на изучение классного коллектива.
Объект: социометрии как метод изучения межличностных отношений в классном коллективе.
Предмет: специфика организации социометрической процедуры при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива.
Глава 1. Сущность метода социометрии
1. 1. Социометрия: исследование межличностных отношений в группе
Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974)[1]. Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. Он стал создателем не только социометрии, без которой трудно представить современную социальную психологию, но и основателем социодрамы и психодрамы. Ему принадлежит идея групповой психотерапии, которая привела к настоящей революции в психиатрии, и оказала большое влияние на психологическую культуру ХХ века.
Термин «социометрия» — от латинского societas (общество) и metrium – измеряю – обозначает:
1. отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы
2. прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
Использование
социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и
неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить
напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых
членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее
проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна
в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в
коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых
проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов
группы, а в более глубоких источниках.
1. 2. Социометрическая процедура при исследовании социально-психологических характеристик обучающихся и структуры классного коллектива
Метод социометрии имеет общую схему действий. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Примеры вопросов для изучения
деловых отношений
1. а) кого из своих товарищей Вы попросили бы в случае необходимости
предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих одноклассников Вы не хотели бы просить в случае необходимости
предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) кто из членов класса лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга)?
б) кому из членов класса тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных
отношений
1. а) с кем бы вы хотели сидеть за одной партой? б) с кем бы вы не хотели
сидеть за одной партой?
2.
а) кого из группы Вы пригласили бы на день
рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого.
Второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Выводы по 1 главе
Результатом социометрического опроса является создание микрогрупп, сформированных на принципах взаимного доверия или антипатии. Принято выделять:
1. “Звезд” — обучающиеся, получивших наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Звезд” в группе немного — 1-2, реже — 3-4 человека.
2. “Предпочитаемых” — обучающихся, получивших более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
3. “Оттесненных” — термин, обозначающий членов группы, получающих менее половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
4. “Изолированных” — лица, которые не получают ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два — три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Глава 2. Методы исследование классного коллектива методом социометрии
2.1. Социометрическим исследованием шестиклассников школы N68 Заволжского района г. Ульяновска
Для изучения межличностных отношений в классном коллективе используется метод социометрии (выбор партнера по совместной деятельности). При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.
Мы ознакомились с социометрическим исследованием шестиклассников (12-13 лет, 26 школьников) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.
Эксперимент проводился следующим образом: учащимся класса были розданы небольшие листки бумаги. В верхнем углу каждый написал свою фамилию, а ниже поставил одну под другой цифры 1, 2, 3. Затем практикант зачитывал вопросы, на которые должны ответить учащиеся: 1. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел выполнять общественное поручение? 3. С кем из ребят класса ты бы хотел проводить свободное время? 4. Кого бы ты хотел пригласить на свое день рождение? Количество выборов ограничивалось тремя одноклассниками. Заполненные листочки студент собрал и обработал.
На основе ответов учащихся была оформлена матрица. Она была составлена следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке, по горизонтали — их порядковые номера. Знаком + (плюс) обозначались те, кого выбрал каждый испытуемый. Если среди тех, кто его выбрал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это обозначает, что с данным одноклассником у него взаимный выбор. Этот выбор на таблице-матрице обводится кружком +. Затем подсчитывалось общее количество выборов, в том числе и взаимных, полученных каждым учащимся.
На основе полученных данных определился статус ребенка в данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности ребенка в группе. Число взаимных выборов: 20
Социометрия, проведенная в 6 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании социометрических данных можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).
Коллектив класса является главным инструментом, с помощью которого педагог может оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Поэтому важно знать и особенности внутриколлективных отношений в классе, выяснив, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, иначе говоря, каков психологический климат в классе.
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
2.2. Рекомендации педагогам по исследованию методов изучения классного коллектива
2.2.1. Мотив выбора в системе межличностных отношений
Целью данного метода является выяснение мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной системе межличностных отношений и являются психологической основой осуществления выбора (предпочтения или отвергания),
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагают оценить, в какой степени перечисленные выше качества личности выражены у каждого члена группы. Минимальный балл — 1, максимальный — 7. Испытуемому предлагают представить, что его класс подлежит расформированию. В этой ситуации он должен отметить знаком «+» пять членов своей группы, с которыми он особенно хотел бы учиться дальше и знаком «—» тех пять, с которыми он мог бы в случае необходимости расстаться, Далее предлагается расположить учеников, отмеченных знаком «+», в порядке убывающих предпочтительности (в верхней строчке наиболее желаемые, во второй несколько менее желаемые и т, д.) То же нужно проделать с товарищами, отмеченными знаком «—» (на последнем месте должен оказаться наименее желательный для совместной учебы одноклассник).
Обработка данных выполненного задания
В обработке и интерпретации материала следует исходить из следующих предложений:
а) целесообразно искать доминирующие факторы индивидуальной предпочтительности лишь среди тех черт личности, которые получили высокую оценку для лиц, избранных школьником;
б) вместе с тем лишь те из черт личности оказываются решающими для его выбора, которые в меньшей степени представлены в группе «отвергнутых».
2.2.2. Определение ценностно-ориентационного единства коллектива
Ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ) является важнейшим показателем уровня его развития.[2]
Определение ЦОЕ заключается в следующем. Учащимися класса предлагается список из 28 различных качеств личности: аккуратность, вдумчивость, трудолюбие, убежденность, любознательность, настойчивость, авторитет, принципиальность, рассудительность, энтузиазм, увлеченность, уживчивость, эрудиция, чувство юмора дисциплинированность, внимательность, активность, решительность, сообразительность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, сосредоточенность, старательность, взаимопомощь, целеустремленность, уверенность в себе.
Каждый член группы должен выбрать из списка 5 таких качеств, которые он считает наиболее ценными для успешной совместной учебной работы.
2.2.3.Диагностическая методика анкетирования.
Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.
1.Тебе нравится в школе или не очень?
— не очень
— нравится
— не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?
— чаше хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
— мало
— много друзей
— нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
— не очень
— не нравятся
Выводы по 2 главе
Для получения знаний о классе студент может использовать разнообразные приемы: систематическое наблюдение, изучение личных дел учащихся, анализ их работ, беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, самими учащимися, анкетирование, эксперимент. В психолого-педагогической характеристике классный коллектив должен быть представлен, как социальный организм, выполняющий важнейшую функцию — обучение и воспитание ребенка.
Представленные методики должны применяться в комплексе и в соответствии с требованиями к данным приемам.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что социометрия и другие методы исследования социально-психологических характеристик учащихся и структуры классного коллектива, выявляя симпатии-антипатии членов группы друг к другу, показывают всё многообразие и взаимосвязь отношений, которые влияют на продуктивное функционирование самой малой группы, так и на самочувствие, работоспособность, перспективу развития отдельного человека в данной группе. Подходя к социометрии как к эксперименту, можно проследить динамику развития внутригруппового взаимодействия и, таким образом, управлять формированием личностных качеств каждого члена группы и конструктивного общения, взаимодействия между членами группы.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что метод социометрии является ведущим методом при исследовании социально-психологических характеристик учащихся и структуры классного коллектива.
Список использованной литературы
1. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990.
2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — Москва: Академический Проект, 2001.
3. Методы психологической диагностики. — М., 1993
4. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990
5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 2006
6. Немов Р. С. Психология: Учеб. для высш. Пед. Учеб. заведений. – М.. 2001.
7. Баниотто В. И. Структура межличностных отношений. —Киев, 1975.
8. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малыхгруппах. — Минск, 1976.
9. Психологическая теория коллектива (Под ред. А. В. Петровского;) М.: Педагогика, 1979.
10. http://nikandrova.21412s02.edusite.ru/p1aa1.html
11. Золотовицкий Роман Социометрия Я.Л.Морено: мера общения.
http://flogiston.ru/articles/netpsy/inet_sociometry/print (20.04.01)
Метод социометрии в деятельности психолога
Федеральное агентство по образованию
ГУ ВПО Волжский государственный инженерно – педагогический университет
Кафедра
психологии
Курсовая работа
По дисциплине: Психология управления
Тема: Метод социометрии в
деятельности психолога.
Выполнил:
студент гр. ПС-07
Бельская А.В.
Научный руководитель:
Кочнева
Е. М.
г. Нижний Новгород
2011 г.
Содержание
Введение
.…………………………………….………………..……….……
Глава 1. Теоретические основы изучения метода социометрии …………6
- История возникновения и развития социометрии ….…..….…….6
- Границы
применимости и перспективы развития
социометрических методов …………………………………………
………………..13 - Этапы и фазы
проведения социометрического исследования………………………………………………
..……………………18
Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных отношений с помощью метода социометрии
2. 1. Организация проведения исследования ….…………………26
2.2. Анализ полученных результатов исследования………..……………
2.3. Коррекционная программа
Заключение…………………………………………
Список
литературы………..………………………………………
Приложение
Введение.
Социометрия одна из часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется успехом у специалистов, и получает свое развитие в различных процедурах обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Метод социометрии применяется в научных, а так же в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для изучения психологического климата коллектива, для определения эффективности групповой тренинговой работы, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее.
Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место в процессе обучения на психологическом факультете. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно — сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия — метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.
Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, однако существуют и другие формы социометрического исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.
В 30-е годы нашего столетия Дж. Морено предложил термин «социометрия», а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.
Данный подход правомерно подвергался критике за свой утопизм (Л. Десев, В.А.Ядов). В то же время социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, В.И.Паниотто и др.
Объект исследования – социометрия как метод изучения отношений у младших школьников.
Предмет исследования — особенности метода социометрии как способа
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в группе.
Гипотеза: чем выше статус ребенка в группе, тем более высокий уровень самооценки выявляется в процессе экспериментов (дети с низким статусным положением имеют более низкую самооценку, чем дети,
имеющие высокий статус).
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данной проблеме;
2) Подготовить и провести необходимые исследования, позволяющие подтвердить или опровергнуть гипотезу.
3) Обработать результаты и сделать соответствующие выводы
4)
Ознакомить работников школьного учреждения
с полученными результатами, а также
дать необходимые рекомендации.
Методы исследования:
Для проведения диагностики
Для оценки состояние психологической атмосферы в классе была использована методика оценки психологического климата в группе (А. Ф. Фидлер)
Для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива была проведена социально-психологическая самоаттестация группы. (Немов Р. С.)
Новизна работы состоит в том, что социометрия рассматривается как единство теоретического направления в социологии и социальной психологии и прикладного направления, которое включает изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения прикладных задач.
Теоретическая значимость работы обусловлена расширением представлений о социометрии как единстве теоретического и прикладного направления в психологии.
Любой специалист, применяющий этот метод, в первую очередь должен понимать его назначение, сильные и слабые стороны.
Глава 1. Теоретические основы изучения метода социомтрии.
- История возникновения и развития социометрии.
Возникновение
и развитие социометрии (как теоретической
системы и как системы
Социометрия, по мнению Морено, «последнее слово» современной социальной мысли и является «подлинно американским движением». При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе изучения отношений в группах. Чтобы лучше понять истоки положений «социометрической науки» о взаимоотношениях в группах, необходимо рассмотреть мировоззренческие позиции ее основателя Морено, а также описать процесс распространения социометрии среди исследователей всего мира.
Морено, постепенно «отходит» oт психоанализа и гештальтпсихологии, хотя он причисляется к представителям неофрейдизма в Америке и в действительности остается верен основным принципам и идеалистической линии 3. Фрейда. Под влиянием Г. Зиммеля, Ч. Кули, Л. фон Визе он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах. Основы социометрической системы и микросоциологии были им заложены в период 1908-1925 гг.
«В
бурях и натиске первой
Наиболее значимыми сочинениями Морено являются: «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии» (1942), «Вклад социометрии в методы исследования» (1947), «Социометрия в отношении к другим социальным наукам» (1947), «Социометрия субчеловеческих культур» (1948), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951), «Социометрия и наука о человеке» (1956), «Групповая психотерапия и психодрама» (1958), «Социометрический читатель» (1960), «Основы социометрии. Пути к новому строю общества» (1967), В 1937 г. Морено основывает журнал «Социометрия», в котором печатаются статьи психологов, социологов, антропологов, психиатров и педагогов и который с 1956 г. становится официальным органом Американского социологического общества.
Дж.
Л. Морено — создатель первого
Основным
произведением Дж. Л. Морено и одновременно
первым систематическим изложением
социометрии стала его книга «Кто
выживет?», благодаря которой он
утвердился как один из выдающихся
представителей западной психологии и
социологии. . В этой книге мы можем найти
три смысла понятия «социометрия». Во-первых,
социометрия понимается как часть социономии,
занимающаяся математическими исследованиями
психологических свойств популяций, во-вторых,
это экспериментальная методика (социометрический
тест) применения количественных методов,
в-третьих, это сами результаты, получаемые
с помощью социометрии.
Дж. Л. Морено относится к тем социальным теоретикам, которые оказали большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Идеи и особенно методы социометрии получили широкое распространение и используются во многих странах мира.
Помимо экспериментального института социометрии им. Морено в Нью-Йорке — специального исследовательского учреждения по прикладной микросоциологии, — существует ряд лабораторий психологии социометрического направления в университетах некоторых городов США и Сорбонне, в ФРГ — по «индустриальной микросоциологпи», «промышленно-социологическому микроанализу» и т. д.
Влияние социометрии на другие отрасли социальных наук-антропологию, социологию, психологию, психиатрию и т, д.- Морено называет «социометрическим движением». Чтобы показать его размах и доказать, что социометрия превращается в «главное идейное течение», он утверждает, (на мой взгляд, не совсем правомерно), что такие известные направления социальной психологии, как «групповая динамика», «человеческие отношения», «теория ролей» и т. д., — это лишь различные наименования и модификации социометрии.
Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени «Социометрия морали», Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле «Взаимодействие индивидов в реконструированных группах», X. Р. Бекли «Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение», А. Бнейрштедт «Интерпретации социометрического выборного статуса», С. Энгельмейер «Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации». Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу «Военное использование социометрических и ситуационных тестов в Великобритании, Франции, Германии и Соединенных Штатах».
Встроенность | социальные науки | Британника
- Похожие темы:
- общественные науки
Просмотреть весь связанный контент →
укорененность , в социальных науках, зависимость явления — будь то сфера деятельности, такая как экономика или рынок, совокупность отношений, организация или индивидуум — от окружающей среды , которые могут быть альтернативно определены в институциональных, социальных, когнитивных или культурных терминах. Короче говоря, анализ с использованием концепции укорененности фокусируется на различных условиях, в которых имеют место различные способы социального действия и от которых они зависят.
В частности, историк экономики Карл Поланьи утверждал, что функционирование экономики нельзя понять в отрыве от социального мира, в который она была встроена. Конкретные организации и институты и, в конечном счете, экономику в целом следует понимать как части более крупных, исторически сложившихся, институциональных или социальных структур.
В более общем плане концепция укорененности помогает описать и объяснить, как, хотя каждый из них, по-видимому, следует своей собственной логике и правилам, различные окружающие институты и контексты взаимодействуют и могут дополнять друг друга или конфликтовать друг с другом. Это получило дальнейшее развитие, особенно в области новой экономической социологии, которая исследовала связи и взаимозависимости экономических явлений и организаций и других социальных структур.
Интерес к укорененности иногда критикуют как простое повторение трюизмов, признанных во многих классических работах по общественным наукам. Тем не менее, подходы к укорененности обычно можно четко отличить как от недостаточно, так и от чрезмерно социализированных описаний экономической жизни. Укорененность подразумевает, что предпочтения акторов могут быть поняты и интерпретированы только в реляционном, институциональном и культурном контекстах. Это прямо противоречит основным предположениям, лежащим в основе неоклассического экономического анализа, теории рационального выбора и важных направлений новой институциональной экономики. Они основаны на представлении о недостаточно социализированных, раздробленных лицах, принимающих решения, которые стремятся максимизировать свои заранее определенные полезности. В частности, укорененность не просто регулирует поведение, формируя способ, которым акторы преследуют свои личные интересы, но конституирует эти интересы.
С другой стороны, сильные структурные позиции, где социальные условия существуют априори по отношению к поведению, в равной степени оспариваются. Вместо этого отношения между встроенной единицей и ее контекстуальным миром не являются ни фиксированными, ни детерминированными, ни непосредственно причинными.
Исследователи, которые подчеркивают полезность концепции укорененности, склонны соглашаться с тем, что различные явления — будь то индивидуальные предпочтения или организационное поведение — могут быть лучше поняты при анализе их социальной, институциональной или когнитивной среды. В чем аналитики могут расходиться, так это в конкретных формах и последствиях встроенности, то есть относительно того, что встроено в что и к какому последствию.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
ПодписатьсяПроисхождение
Концепция укорененности была впервые предложена Поланьи, который на протяжении всей своей жизни изучал взаимосвязь между экономикой и обществом, начиная от антропологических исследований небольших сообществ в южной части Тихого океана и заканчивая политической экономией институтов, регулирующих глобальную экономику в 19 веке.
Поланьи утверждал, что, поскольку люди всегда были в первую очередь социальными существами, а не экономическими, укорененность является необходимым и основным условием экономики. В Великая трансформация (1944) он проанализировал последствия экспансии капитализма в 18-м и 19-м веках, а именно усилия по созданию экономической сферы, все более отделенной от неэкономических институтов, которая функционировала бы только для максимизации прибыли. Поланьи утверждал, что до 19 века экономическая система рассматривалась как часть более широкого общества, управляемого социальными обычаями и нормами, а также рыночными принципами прибыли и обмена. Однако подъем капитализма потребовал политических усилий, направленных на то, чтобы разорвать связь экономики с этой социальной средой. Однако это отделение экономики неизбежно означало изменение ее социальной среды и, следовательно, общества. В рыночном обществе основные аспекты социальной жизни будут рассматриваться как чистые рыночные товары (фиктивные товары), а люди будут переопределены как чисто экономически рациональные (т. е. максимизирующие прибыль) акторы. Поланьи утверждал, что эти усилия по внедрению общества в рынок, а не рынка в общество, в конечном итоге обречены на провал, вызывая опасные социальные реакции разного масштаба и характера, наиболее заметной из которых является фашизм. Более абстрактно он назвал попытку трансформации и ее возможную реакцию двойным движением, определяя непрерывный и полуавтоматический процесс внедрения и извлечения. Таким образом, Поланьи поставил вопрос о том, как примирить расширение рынка с социальным порядком, который может его поддерживать.
Эта ранняя трактовка укорененности рассматривает социальную сферу как обязательно первичную по отношению к экономической сфере. Этот взгляд находит отражение в понятии жизненного мира, введенном немецким философом Юргеном Хабермасом. Хабермас определил жизненный мир как общие понимания и ценности, которые устанавливаются в ходе личных контактов с течением времени и формируют основу для идентичности, ценностей и убеждений, которые могут быть неявными или восприниматься как должное, а не явно обоснованными. Для Хабермаса легитимности как официальной экономики, так и административного государства угрожает колонизация жизненного мира через материальные отношения. Это происходит, например, когда цель образования смещается с воспитания культуры и знаний на получение максимальной прибыли. Чтобы было ясно, колонизация жизненного мира не ограничивается максимизацией прибыли, а включает в себя более общий процесс, посредством которого сферы жизни, направленные на воспроизводство знаний, культуры и социальной интеграции, все больше подвергаются влиянию денег, власти и т. д. в общем, инструментальная рациональность.
Понятие укорененности как постоянно существующего состояния, а также вопроса степени и вариации было подхвачено влиятельной работой французской школы регулирования. Здесь базовое предположение о том, что экономика встроена в социальные отношения, определяет задачу экономического анализа, заключающуюся в выявлении и сравнении как явных, так и неявных типов регулирования, а также их социальных и экономических последствий. Например, фордизм анализируется как способ общественного воспроизводства, основанный на условностях, согласно которым постоянное увеличение объема производства позволяет платить увеличивающуюся заработную плату за рабочие места, которые гарантированы в долгосрочной перспективе. Взамен классовый конфликт подавляется, а организованный труд ослабевает.
Приложения: встроенный либерализм и глобализация
На глобальном уровне теория Поланьи побудила ученых привести доводы в пользу укоренившейся формы экономического либерализма. Здесь компромисс между приверженностью либеральной экономической политике на международном уровне (свободная торговля, экономическая открытость) и приверженностью необходимости внутренней социальной интеграции был выражен через государство всеобщего благосостояния и принцип, согласно которому правительства защищают свое население от пагубных последствий экономической открытости. с помощью кейнсианской фискальной политики. Благодаря этому компромиссу социальная цель контролировала экономические правила, а не наоборот. В этой преемственности следует рассматривать новые формы экономического протекционизма, а именно новые попытки приспособиться к ограничениям глобализации. Главная угроза экономическому либерализму здесь заключается не в протекционизме, а скорее в риске того, что глобальная экономика может расколоться из-за демонтажа сетей социальной защиты и государства всеобщего благосостояния, что создаст потенциал для международной реакции на экономический либерализм.
Анна ШмидтСоциометрия
СоциометрияРеклама
1 из 14
Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения офлайнРеклама
Реклама
Реклама
Социометрия
- СОЦИОМЕТРИЯ Доктор Раджасри Преподаватель общего образования К. У.К.Т.Е. Ариад, Алаппужа.
- ВВЕДЕНИЕ Франц определяет социометрию как «метод, используемый для обнаружения и манипулирования социальными конфигурации путем измерения достопримечательностей и отталкивания между людьми в группа.»
- ВВЕДЕНИЕ Слово социометрия происходит от латинского слова «Социус» — партнер/друг/компаньон и «Метрум» — Мера. Социометрия – это способ измерения степени родство между людьми. Это методология отслеживания энергии вектора межличностных отношений в группа.
- СОЦИОМЕТРИЯ Социометрия – это количественный метод измерения социальных отношений. «Социометрия» – это исследование межличностных отношения между людьми в группе. Исследование эволюции и организации группы и положение людей в них
- Измерение социального взаимодействия называется социометрией. Социометрия основана на том факте, что люди совершают выбор в межличностных отношениях. Всякий раз, когда люди собираются, они делают выбор— где сидеть или стоять; выбор того, кто воспринимается дружелюбный, а кто нет, кто занимает центральное место в группе, кто отвергнут, кто изолирован.
- ИСТОРИЯ СОЦИОМЕТРИИ Джейкоб Леви Морено ввел термин «социометрия» и провел первое долгосрочное социометрическое исследование с 1932 по 1938 год. в Школе подготовки девочек штата Нью-Йорк в Гудзоне, Нью-Йорк. С тех пор было проведено множество социометрических исследований, Морено и другие, в том числе в других школах, военные, терапевтические группы и бизнес-корпорации. Морено определяет социометрию как «математическое исследование психологические свойства популяций, экспериментальные методика и результаты, полученные с применением количественные методы»
- ЦЕЛЬ СОЦИОМЕТРИИ Целью социометрии является повышение эффективности выполнения групповых заданий. и удовлетворение участников за счет достижения большей степени взаимность среди людей и большая искренность в отношениях. Измерение родства может быть полезным не только оценки поведения внутри групп, но и для вмешательств, направленных на привести к положительным изменениям и определить степень изменять. Социометрия может быть мощным инструментом уменьшения конфликтов и улучшение коммуникации, потому что это позволяет группе увидеть себя объективно и анализировать собственную динамику. Это также мощный инструмент для оценки динамики и развития в группах, посвященных терапии или обучению. Он показывает модели того, как люди связываются с каждым другой, когда действует как группа для достижения определенной цели или цели.
- ВИДЫ СОЦИОМЕТРИИ Социометрия имеет два основных направления: исследовательская социометрия и Прикладная социометрия. Исследовательская социометрия – это исследование в действии, в котором группы изучают социально-эмоциональные сети отношений с использованием определенных критерии. Пример : – С кем из этой группы вы хотите сидеть рядом с вами на работе? – К кому из группы вы обращаетесь за советом по рабочему вопросу? – Кто в группе, по вашему мнению, обеспечивает удовлетворительное лидерство? в ожидаемом проекте? Исследовательская социометрия, которую иногда называют сетевыми исследованиями, связаны с реляционными паттернами в малых (индивидуальных и малых) группа) и более крупные группы населения, такие как организации и окрестности.
- Прикладные социометристы используют ряд методов помогать людям и группам просматривать, расширять и развивать свои существующие психосоциальные сети отношения. Обе области социометрии существуют для благодаря их применению, большей спонтанности и творчества как отдельных лиц, так и групп.
- ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОМЕТРИИ С помощью социометрических измерений можно изучить тип Взаимодействие и факторы, влияющие на взаимодействие. Он также используется для измерения групповых характеристик, таких как сплоченность, моральный дух, связь и т. д. Он также может быть использован для измерения индивидуальных характеристик такие как лидерство, агрессивность, либерализм и консерватизм. Любой личностный фактор, связанный с межличностным привлекательность может быть измерена социометрически. Социометрия дает представление о структуре группы с высоты птичьего полета. и в то же время указывает на степень социальной привлекательности принадлежит членам группы
- Социометрические методы 1. Социограмма 2. Социометрические матрицы 3. Техника «Угадай, кто» 4. Шкала социальной дистанции
- СОЦИОГРАММА Одним из нововведений Морено в социометрии была Разработка Социограммы. Социограмма – это графическое представление социальных связей, у человека есть. Это визуальное представление межличностного отношения внутри группы. Всегда начинайте с черновой копии, чтобы спланировать макет социограмму, чтобы она не стала слишком запутанной или запутанной. Продукция Социограммы, тем не менее, является первой и очень важный шаг.
- Социограмму можно построить на основе многих разные критерии: общественные отношения, каналы влияние, линии связи и т. Те точки на социограмме, у которых есть много вариантов выбора, называется Звезды. Те, у кого мало или вообще нет выбора, называются изолированными. Известно, что люди, которые выбирают друг друга, Взаимный выбор. Односторонний выбор относится к лицам, которые выбирают кто-то, но выбор не является взаимным. Клики — это группы из трех и более человек в рамках более крупной группа, в которой все выбирают друг друга (взаимный выбор).