Самооценка личности: Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

Содержание

Самооценка личности – адекватный взгляд на себя: как научиться

«А что подумают другие? Меня неправильно поймут или осудят!», «Я не достоин этого!», «Как же им повезло, а я…», «Я ни на что не способна в этой жизни, никому до меня нет дела!» – наверное, многим знакомы подобные мысли и высказывания. Что уж говорить, если я и сама их периодически слышу в своей голове. Они токсичны, имеют разрушающую силу, заставляя самооценку катиться ниже плинтуса. Это сразу отражается на настроении, самоощущении, общении, работе. Когда я понимаю, что очередные тараканы решили устроить прощальные пляски по моей самооценке, начинаю их разгонять и давить тапком в виде разума. Знаете, что я Вам скажу? Это очень даже помогает избавиться от ненужных мыслей, сомнений и негативных установок. Предлагаю разобраться детальнее в этом вопросе, и определить путь к психологически комфортному состоянию.

Что такое самооценка и ее значение для личности

В основе самооценки лежит осознание человека самого себя в сочетании с индивидуальной системой ценностей. Человек формирует оценку своей личности с учетом ряда факторов: умственных способностей, физических сил, мотивов, целей поведения, поступков. Самооценка включает в себя умение оценивать свои силы и возможности относительно задач и требований окружающего мира. В более простой интерпретации можно сказать, что это умение критически анализировать себя и индивидуальные возможности. Для каждого человека имеет большое значение важность своей личности, а самооценка определяет каждый акт поведения, умение ставить перед собой определенные цели и задачи. Если Вам нужна помощь, откройте для себя Сервис, который даст опору для роста личности, укрепления веры в себя и свои силы.

Чем лучше Вы себя чувствуете, тем выше самооценка, а чем выше Ваша самооценка, тем выше Ваши цели и тем большего Вы сможете достичь в жизни. (© Брайан Трейси)

Самооценка: высокая, низкая, адекватная

Самооценка человека формирует его личность и его поведение. Именно оно демонстрирует, есть ли у человека сомнения, комплексы. Давайте рассмотрим простой пример. Перед Вами стоит человек в дорогом костюме, он ездит на элитном автомобиле, на запястье брендовые часы. Он производит впечатление успешного человека. По факту в жизни и на работе он унижает криком, критикой и замечаниями сотрудников, которые ниже по должности, близких людей. Почему так происходит? Это не от завышенной самооценки, что он такой крутой и успешный, а, наоборот. Его низкая самооценка проявляется в виде ранее пережитого эмоционального опыта. Возможно, там были оскорбления, унижения, пренебрежение, постоянные запреты и наказания. Несмотря на относительно успешный статус, модель поведения демонстрирует дисгармонию с учетом внутреннего самоощущения. А Вы знаете, что такой человек может свой успех списывать на чистую случайность? Да, заниженная самооценка не дает адекватно воспринимать свои заслуги, а вот приписать себе все неудачи – это за милую душу. Добавьте к этому еще эгоизм и нездоровые амбиции.

По факту самооценку можно разделить на адекватную и неадекватную, если не углубляться в психоанализ, в котором выделяют еще актуальную, парциальную, потенциальную разновидности. Рассмотрим несколько примеров. Представьте себе человека, который не умеет говорить «Нет», соглашается со всем, что ему предлагают и просят, идет на поводу у других, страдает болезненным перфекционизмом, постоянно всем недоволен. Выглядит это все, как громовая туча. Адекватность самовосприятия явно не присуща такому человеку. Как бы поступил человек, наоборот, с адекватной самооценкой. В первую очередь он бы заботился о себе, потому что он уважает себя. Ему будет важно, что он чувствует, насколько ему подходит что-либо предлагаемое. Кроме того, люди с адекватной самооценкой умеют говорить «Нет», а не соглашаются с одновременным чувством дискомфорта и обременения. Наглядные примеры хорошо показывает человека, который доволен жизнью и счастлив, а кто живет в постоянном стрессе. Отсюда появляется еще один подводный камень. Низкая самооценка присуща людям, которые не хотят и боятся меняться, постоянно оправдываются и извиняются. Такие качества нужно стараться преодолевать, тогда и жизнь будет ярче, проще, интереснее и эмоционально насыщеннее.

Рекомендую почитать статью: «Бегущая по граблям: почему мы совершаем одни и те же ошибки и как их избежать»

Как развить в себе здоровую самооценку

Повысить ее не только можно, но и нужно в обязательном порядке. Задача состоит в познании любви к себе. Да, научиться любить себя – главнее всего. Это первый шаг к тому, чтобы стать увереннее. Вот несколько упражнений и практик, которые помогут на этом пути:

  • Самоанализ. Проанализируйте негативные характеристики, которые Вам приходилось слышать в свой адрес, насколько они соответствуют реальности. Сюда же входят «недостатки», которые Вы приписываете сами себе.
  • Прямой запрет. Не разрешайте себя обзывать и давать Вам оценку без спроса и надобности. Это может быть тяжело сделать на первых порах, но отсутствие назидательного оценивания придаст уверенности.
  • Цели. Определите для себя цели, чего Вы хотите, в каком направлении желаете двигаться. Расставьте для себя приоритеты.
  • Самоотношение.
    Измените отношение к себе, научитесь себя любить и уважать, а также свои желания.
  • Индивидуальность. Не сравнивайте себя с другими, чтоб подчеркнуть свою никчемность. Вы – это не все. Вы – индивидуальность со своим характером, плюсами и минусами. Уважайте себя.
  • Спасибо за комплимент. Научитесь принимать похвалу и комплименты, а не оправдываться. В конце концов, Вы большой молодец или умница, все хорошие слова в Ваш адрес заслужены.

Адекватная самооценка – путь к гармонии

Наше окружение во многом оказывает влияние на формирование самооценки. Задумайтесь, есть ли рядом с Вами люди, которые постоянно Вас критикуют, осуждают. Если таких определили, можете делать первый шаг к исцелению. Для этого ограничьте общение с критиканами. А потом уже анализируйте соответствие себя, своей личности, результатов и жизни в целом. Здоровая самооценка – это не про превозношения себя выше всех. Павлином не нужно становиться ни в коем случае. Человек с адекватной и здоровой самооценкой не завышает и не занижает свои достоинства. Отличительным качеством является умение здраво относиться к своим способностям, поведению, признавать недостатки и исправлять их. Люди с нормальной самооценкой не занимаются самобичеванием и не впадают в другую крайность, где самомнение относительно своей личности зашкаливает.

Интересно! Многие известные личности страдали низкой самооценкой. Глядя на них сейчас, сложно в это поверить: Дженифер Лопес, Рианна, Милла Йовович. А вот Тейлор Свифт, Кристен Стюарт, Лина Данэм отлично овладели искусством противостоять влиянию и научились поднимать свою самооценку.

Самооценка зависит от многих факторов. Среди них: окружение, образ жизни, материальное положение, воспитание. Необходимо научиться фильтровать все, что оказывает влияние. Помните, как пелось в одной известной песне группы «Машина времени»: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Так вот, не стоит прогибаться под мнение окружающих, которые твердят, что Вы тупица, лентяй, неудачник и уродливый человек. Это Вас не касается, что говорят другие. Вы то знаете, что все не так, и подобная критика и обзывательство лишь пример проявления их невежества. Ваша адекватная самооценка – это гарантия внутренней гармонии, стабильности и позитивного отношения к окружающей среде. Работайте над собой – результат Вас вдохновит, как и меня.

+1

Оставить отзыв

Что такое самооценка и как она проявляется? Какие факторы влияют на формирование самооценки? Как научиться любить себя и путь к адекватному самомнению и оценке своей личности?

  • Как прокачать себя самому (ИНСТРУКЦИЯ!)
  • Зарегистрироваться и начать путь к своим Целям и Мечте. Собственными силами (БЕСПЛАТНО!)
  • Теги: психология самооценка мотивация личностный рост саморазвитие

    Самооценка как фактор психологической защищенности личности подростков с отклонениями в развитии

    Одним из перспективных направленийсовременных исследований является изучение психологической защищенности человека от негативных воздействий со стороны социальной среды.

    Одна из причин интереса к ним — радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране, которые затрагивают все сферы общественной жизни, изменяя социокультурную ситуацию в целом, приводя к росту социальной напряженности и конфликтности, к возрастанию роли насилия во всех общественных системах, в том числе и в системе образования. Насильственные действия в отношении отдельного человека, группы людей, больших сообществ диктуют необходимость поиска ресурсов, способствующих устойчивости и сопротивляемости, выявлению внешних и внутренних возможностей, обеспечивающих психологическую защищенность человека. Наиболее уязвимым и незащищенным перед нестабильностью, неопределенностью  и динамичностью современности является подрастающее поколение, требования к внутренним ресурсам которого значительно возросли [1].

    Другая причина пристального внимания психологического сообщества к проблеме психологической защищенности – возрастание внутренних угроз, обусловленных трансформацией ценностей и смыслов современного человека, потерей прежних ориентиров и не всегда результативных попыток поиска новых [1, 2].

    На фоне резких перемен в социальной и экономической жизни происходит возрастание нагрузки на психику, изменение ценностей и стереотипов сознания, усиление насильственных и агрессивных форм взаимодействия в различных институтах социума. Особенно опасны данные проявления в образовательной среде, так как ее участники, в силу возрастных особенностей, наиболее уязвимы и в последующем транслируют приобретенные ценности, стереотипы и формы поведения в жизнь общества в целом. Поиск ресурсов психологической защищенности и выявление факторов адекватной самооценки и реалистичного уровня притязаний  является актуальной социальной задачей [2, 5] .

    В традиционном понимании самооценка  — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе. Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей [3]. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

    Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка личности является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий межличностного взаимодействия и своих возможностей [6]. Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Необходимо учитывать изменения самооценки подростка в период полового созревания, как наиболее острого переходного момента становления личности, и умело влиять на эти изменения в положительном направлении. В такой момент важно сформировать именно адекватную самооценку у подростка. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.

    По мнению А. А.  Реана, самооценка – это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [9].

    Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, самооценка продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной [4, 7, 8].

    В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой:

    -регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

    -защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

    Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

    В структуру самооценки входят два компонента:

    -когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

    -эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

    Здоровое самовосприятие позволяет правильно рассчитывать свои силы и реалистично подходить к выбору задач. Признаки адекватной самооценки:

    1. Умение любые перемены обращать себе на пользу. У неуверенного человека легко выбивают из колеи даже самые мелкие изменения в его жизни, тогда как индивид, лишенный комплексов, воспринимает их как толчок к дальнейшему развитию.
    2. Спокойное восприятие конструктивной критики. Справедливые замечания, высказанные в деликатной форме, могут способствовать улучшению тех или иных человеческих качеств. Адекватные личности прекрасно понимают это и потому всегда предпочитают слышать горькую правду, вместо приторной лжи, влекущей за собой обиды и разочарования.
    3. Способность противостоять стрессам. Эмоциональное напряжение, возникающее при стрессовых ситуациях,  оказывает разрушающее воздействие на организм человека. Умение собрать волю «в кулак» и вовремя взять под контроль все происходящее – важный навык, позволяющий сохранить крепкое духовное и физическое здоровье.
    4. Желание не только принимать, но и делиться.  Это качество делает человека счастливее, но, к сожалению, оно совсем не характерно для закомплексованных неудачников.
    5. Искусство справляться с негативными эмоциями. Индивид, имеющий привычку срывать свое дурное настроение на домочадцах, коллегах по рабочему цеху и других людях, окружающих его, рискует, в конце концов, довести себя до нервного срыва или же погрузиться в затяжную депрессию. Человек с адекватной самооценкой поступает иначе – направляет «дурную» энергию в мирное русло и ждет, пока негативные эмоции иссякнут [4].

    Самооценка личности подросткавходит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

    Важным моментом при исследовании самооценки, служит уровень притязаний индивида, который можно определить как уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

    Успех — факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из известной формулы классика У. Джемса:

    Cамооценка = Успех / Уровень притязания,

    видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

    Уровень притязаний может быть реалистичным, человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям, либо неадекватно завышенным или заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем реалистичнее уровень притязаний. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

    При значительных отклонениях самооценки от адекватной у подростка нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как индивид говорит о себе, а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей подростка сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения.

    Заниженный уровень притязаний, когда подросток выбирает слишком простые, легкие цели, хотя возможно достичь значительно более высоких, случается при низкой самооценке. Заниженная самооценка разрушает у индивида надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а свой уровень притязаний, свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.  Однако это бывает и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, хотя цели выбирает попроще, чтобы не перетрудиться, не высовываться, проявляя своеобразную социальную хитрость.

    Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, разочарованию, фрустрации. Выдвигаются такие нереалистические притязания, переоцениваются свои способности, — эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, приводит к конфликтам, неудачам, разочарованиям. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Насколько опасной ни была бы повышенная самоуверенность, психологически гораздо опаснее заниженная самооценка.

    Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее уровня притязаний, то душевное равновесие ее невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия [5, 6].

    В результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т. е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т. д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.  

    Адекватная самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние личности подростка и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самооценку следует  изменять систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.

    Наиболее типичными чертами личностного развития детей и подростков с отклонениями, по мнению многих авторов, являются ослабление мотивационной сферы, аутичность, тревожность и недоверчивость, внушаемость, склонность к подражанию, а также бедное содержание самосознания, существенные расхождения между образом реального и идеального «Я» и др.

    Теоретический анализ характеристик личности при разных отклонениях в развитии свидетельствует также  о «высокой частоте встречаемости полярных свойств в рамках одного континуума: высокие/низкие уровни притязания и самооценки.  Разброс значений в этих континуумах свидетельствует о неустойчивости рассматриваемых характеристик [2].

    Некоторые авторы указывают на определяющую роль в личностном развитии ребёнка его реакции на собственный дефект (А. Р. Лурия, А. Адлер, Л.С. Выготский и др.). Вслед за ними Е.Г. Белякова в своём исследовании, показала, что человек начинает ощущать свой недостаток в результате социального сравнения. Причём осознание дефекта приводит как к чувству неполноценности, так и к возникновению компенсаторной активности, к выработке личностного индивидуального стиля деятельности. В первом случае самоотношение способствует возникновению чувства неполноценности, невротических расстройств. Возникает низкая самооценка, которая создаёт плодотворную почву для формирования болезненной реакции на дефект. Во втором случае самоотношение выступает источником развития личности, направляет её на поиск путей компенсации дефекта [3].

    Таким образом, развитие  самооценки как  фактора психологической защищенности личности подростков  с отклонениями в развитии, остается актуальной в специальной психологии. Анализируя научные источники можно утверждать, что развитие самооценки у подростков с отклонениями в развитии происходит с задержкой. Общими проявлениями несформированности самооценки у подростков с отклонениями в развитии являются: низкая частично дифференцированная самооценка, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность своих ответов. При этом меняется и роль подростков с отклонениями в развитии в обеспечении собственной защищенности. Если личные качества ребенка, его внутренняя позиция в процессе решения проблем адаптации к жизни дают ему чувство психологической защищенности, то в  подростковом возрасте его самооценка, уровень притязаний, социальная компетентность, осознание своих прав и обязанностей, принятых в обществе, и следование им служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу.

    6 способов повысить самооценку в 2023 году, по мнению экспертов – Forbes Health в наших жизнях. Причина такого повышенного внимания как в исследованиях, так и в личной жизни? Самооценка очень тесно связана с благополучием — это означает, что чем здоровее наша самооценка, тем лучше мы себя чувствуем в целом.

    Несмотря на то, что наша самооценка иногда может быть хрупкой, ее можно построить и укрепить с помощью практики. Вот как.

    Ты заслуживаешь счастья

    Просьба о помощи требует силы. BetterHelp может подобрать вам профессионального, лицензированного и проверенного терапевта с любого устройства.

    Начните со скидкой 20 %

    Что такое самооценка?

    Самоуважение — это то, как мы ценим и видим себя. Но это больше, чем наше мнение о том, как мы выглядим; это то, насколько мы уважаем себя и насколько достойными мы чувствуем себя по сравнению с другими. Самоуважение часто является самооценкой и, следовательно, самопорожденным чувством.

    Самооценка может влиять на многие стороны нашей жизни, в том числе на то, как мы можем принимать решения, самоутверждаться, пробовать новые вещи, преодолевать прошлые ошибки и многое другое. Изучение того, как развить здоровую самооценку, является неотъемлемой частью нашего общего психического здоровья.

    Что может вызвать низкую самооценку?

    У всех время от времени случаются приступы низкой самооценки, но не у всех это серьезно сказывается на жизни. Когда низкая самооценка становится более хронической проблемой, она может вызвать чувство бесполезности, безнадежности и неспособности выполнять задачи.

    Для многих людей источником низкой самооценки «может быть пренебрежение, отвержение или жестокое обращение со стороны опекунов в детстве; переживания травмы; история отторжения или издевательств со стороны сверстников во время роста и развития и / или социального сравнения с нереалистичными социальными стандартами», — объясняет Марла Дейблер, лицензированный клинический психолог и исполнительный директор Центра эмоционального здоровья Большой Филадельфии.

    Хотя низкая самооценка часто может быть связана с негативным опытом и взаимодействиями в детстве и подростковом возрасте, которые укоренились в нашем сознании, она также может быть вызвана другими переживаниями, в том числе:

    • Несчастливые отношения
    • Пережить потерю близкого человека
    • Жизнь с тяжелым заболеванием

    Узнайте о наших избранных спонсорах онлайн-терапии

    способов повысить самооценку

    Если вы имеете дело с проблемами самооценки, есть реальные, конкретные способы восстановить ее. Одним из отличных вариантов является терапия, такая как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

    «КПТ может помочь бросить вызов и изменить самооценку, а также мысли, чувства и поведение, связанные с самоощущением», — объясняет д-р Дейблер.

    Но терапия — не единственный способ повысить самооценку. Ниже приведены шесть проверенных экспертами способов почувствовать себя лучше и почувствовать свое место в мире.

    Важное примечание. Постоянное чувство низкой самооценки может быть связано с другими психическими расстройствами, такими как депрессия, расстройства пищевого поведения и злоупотребление психоактивными веществами. Если вы считаете, что, возможно, имеете дело с более серьезной проблемой психического здоровья, важно поговорить со специалистом в области психического здоровья, который может помочь вам в лечении и исцелении.

    Метод 1: Практика самосострадания

    «Научиться проявлять доброту и понимание по отношению к себе важно для формирования самооценки», — объясняет д-р Дейблер. Практика сострадания к себе может выглядеть по-разному для разных людей, но часто включает в себя признание того, что вы не одиноки в своей борьбе, и многие люди могут чувствовать то же самое, разговаривать с собой так, как вы разговаривали бы с любимым человеком, и просто в целом быть мягче в своих мыслях и действиях по отношению к себе.

    Метод 2: Принять, распознать и выявить негативные мысли

    Практически каждому человеку несколько раз в жизни приходится иметь дело с «внутренним критиком». Если в последнее время вы имели дело с этим внутренним критиком, исследования предлагают принимать мысли, а не пытаться их игнорировать (поскольку это может просто привести к тому, что мысли сохраняются), распознавать мысли такими, какие они есть, а затем идентифицировать их как сообщения от других. этот внутренний критик. Это может потребовать практики, но в конечном итоге может помочь вам создать пространство между этими критическими мыслями и тем, что на самом деле верно.

    Метод 3: Рефрейминг самооценок

    Как только вы станете лучше осознавать свои критические мысли, вы сможете практиковать позитивный рефрейминг. Позитивный рефрейминг — это когда вы берете негативную мысль и делаете ее позитивной или нейтральной. Это может выглядеть так: «Вау, я звучал как идиот, задавая все эти вопросы на той встрече» или «Я задал много вопросов, и теперь я знаю больше, чем раньше». Или «У меня огромные ноги» становится «У меня сильные ноги».

    Метод 4: практика соблюдения границ

    Границы — это руководящие принципы или правила, которые кто-то создает и определяет, как люди должны вести себя рядом с ними и как они могут реагировать, если кто-то игнорирует эти руководящие принципы. Например, человек может объяснить своему партнеру: «Мне нужно время от времени проводить вечер с друзьями» и ожидать, что его партнер выполнит просьбу — если не считать чрезвычайных ситуаций.

    Навязывание границ может поначалу вызвать у вас чувство вины или даже страха, но чем больше вы будете практиковаться в том, чтобы четко, доброжелательно и спокойно заявлять о том, что вам нужно, тем увереннее вы будете себя чувствовать и тем сильнее будет ваше самоуважение.

    Метод 5. Приоритет физической активности

    «Упражнения показали положительное влияние на самооценку и удовлетворенность жизнью», — говорит Джулия Сэмтон, доктор медицинских наук, сертифицированный невролог и психиатр, а также соучредитель частной практики Midtown Practice. обслуживающих потребности в области психического здоровья в Нью-Йорке. «Включение регулярных упражнений в ваш день может помочь вам почувствовать себя сильным физически и умственно, дать вам чувство выполненного долга и чувство собственного достоинства».
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОТЛИЧНЫХ ПАРТНЕРОВ

    Партнерские предложения для брендов, которые заплатили Forbes Health за то, чтобы они заняли первое место в нашем списке. Хотя это может повлиять на то, где их продукты или услуги появляются на нашем сайте, это никоим образом не влияет на наши рейтинги, которые основаны на тщательных исследованиях, надежных методологиях и рекомендациях экспертов. Наши партнеры не могут платить нам, чтобы гарантировать положительные отзывы об их продуктах или услугах

    Получите первый месяц за 19 долларов США (скидка 130 долларов США). Промоакция применяется автоматически при оформлении заказа.

    Будущее — персонализированные цифровые тренировки по фитнесу

    • Каждую неделю отправляет на ваш телефон индивидуальные планы тренировок
    • Индивидуальные тренировки для достижения всех ваших целей в фитнесе
    • Использует данные с Apple Watch для отслеживания прогресса
    • Попробуйте рискнуть бесплатно — отменить в любое время в течение первых 30 дней
    Узнать больше

    На веб-сайте Future

    Действительно, согласно небольшому исследованию 2016 года, физическая активность и воспринимаемая физическая форма, по-видимому, играют важную роль в самооценке. [1] Zamani Sani SH, Fathirezaie Z, Brand S, et al. Физическая активность и самооценка: проверка прямых и косвенных связей, связанных с психологическими и физическими механизмами. Нейропсихиатр Dis Treat. 2016;12:2617-2625.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, взрослые в возрасте от 18 до 65 лет должны уделять 150 минут умеренной или 75 минут активной физической активности в неделю. Для людей, у которых нет доступа в тренажерный зал, эта рекомендация может быть достигнута путем ходьбы в течение 30 минут с понедельника по пятницу.

    Метод 6: работа над нейтральностью тела

    Еще один отличный способ обрести уверенность в себе — научиться принимать свое тело. Это может означать работу над позитивным отношением к телу, но это также может означать сосредоточение внимания на телесном нейтралитете. Телесный нейтралитет направлен на то, чтобы отвлечь внимание от чрезмерно негативного или чрезмерно позитивного мировоззрения, а вместо этого сосредоточиться на принятии и уважении к своему телу. Некоторые способы практиковать телесный нейтралитет включают в себя:

    • Отписаться от аккаунтов в социальных сетях, которые заставляют вас так или иначе сильно относиться к своему телу
    • Узнайте об интуитивном питании и практикуйте его
    • Найдите виды упражнений, которые вы можете делать просто для удовольствия, не сосредотачиваясь на изменении своего тела
    • Практикуйте нейтральное определение своих телесных функций (например, «мои руки могут нести продукты», «мой мозг может прочитать эту статью»)

    Каковы преимущества более высокой самооценки?

    Преимущества самооценки уникальны для каждого человека, но, согласно исследованиям, высокая самооценка, по-видимому, предсказывает успех и благополучие в таких сферах жизни, как отношения, работа и здоровье, особенно в культурах, которые ценят индивидуальность.

    Кроме того, сильное чувство собственного достоинства часто связано с хорошими навыками преодоления трудностей, когда человек сталкивается со стрессом, беспокойством, проблемами или невзгодами, что приводит к устойчивости, объясняет доктор Дайблер.

    Сильное чувство собственного достоинства также может способствовать росту, отмечает доктор Сэмтон. Она объясняет, что люди с позитивным чувством собственного достоинства «более склонны ставить себя в сложные ситуации и заводить новые отношения». «Этот опыт дает возможность для психологического роста».
    Предложение для избранных спонсоров

    Предложения для партнеров представляют бренды, которые заплатили Forbes Health, чтобы оказаться в верхней части нашего списка. Хотя это может повлиять на то, где их продукты или услуги появляются на нашем сайте, это никоим образом не влияет на наши рейтинги, которые основаны на тщательных исследованиях, надежных методологиях и рекомендациях экспертов. Наши партнеры не могут платить нам за предоставление положительных отзывов об их продуктах или услугах. 0035

    • $60–90 за сеанс
    • Пользователи могут быть подобраны к терапевту в течение 48 часов
    • Общайтесь по телефону, видео или с помощью сообщений, когда считаете это необходимым
    • Доступ к лицензированным, обученным, опытным и аккредитованным психологам, брак и семейные терапевты, клинические социальные работники и лицензированные профессиональные консультанты
    Начало работы

    На веб-сайте BetterHelp


    Доступная частная терапия в любое время и в любом месте

    Получите помощь, которую вы заслуживаете. BetterHelp делает профессиональную терапию доступной в любом месте через компьютер, планшет или смартфон.

    Начните со скидкой 20 %

    На веб-сайте BetterHelp

    Развенчание мифа о самооценке — Scientific American

    Люди интуитивно осознают важность самооценки для своего психологического здоровья, поэтому нет ничего примечательного в том, что большинство из нас стараются защитить и укрепить ее в себе, когда это возможно. Что равно примечательно то, что внимание к самооценке стало всеобщим беспокойством, по крайней мере, для американцев, которые рассматривают благоприятное мнение о себе как центральный психологический источник, из которого проистекают всевозможные положительные результаты. Следствием этого является то, что низкая самооценка лежит в основе индивидуальных и, следовательно, социальных проблем, что десятилетиями поддерживало амбициозную социальную повестку дня. Действительно, кампаний по повышению чувства собственного достоинства у людей предостаточно.

    Подумайте о том, что произошло в Калифорнии в конце 19 века.80-е годы. По инициативе члена законодательного собрания штата Джона Васконселлоса губернатор Джордж Деукмеджян создал целевую группу по самооценке и личной и социальной ответственности. Васконселлос утверждал, что повышение самооценки у молодых людей снизит преступность, подростковую беременность, злоупотребление наркотиками, неуспеваемость в школе и загрязнение окружающей среды и даже поможет сбалансировать государственный бюджет. Эта перспектива основана на наблюдении, что люди с высокой самооценкой зарабатывают больше, чем другие и, таким образом, платят больше налогов. Наряду с другими видами деятельности целевая группа собрала группу ученых для изучения соответствующей литературы. Результаты появились через The Social Importance of Self-Esteem (University of California Press, 1989), в котором говорится, что многие, если не большинство, основных проблем, преследующих общество, коренятся в низкой самооценке многих людей, составляющих общество. . На самом деле в отчете мало что подтверждало это утверждение. Калифорнийская целевая группа была распущена в 1995 году, но ее мантию взяла на себя некоммерческая организация под названием Национальная ассоциация самооценки (NASE). Васконселлос, до недавнего времени сенатор штата Калифорния, входит в консультативный совет.

    Было ли разумно для лидеров Калифорнии начинать разработку методов лечения и социальной политики без подтверждающих данных? Возможно, учитывая, что у них были проблемы, которые нужно было решить. Но сейчас можно привлечь намного больше исследований, чем 15 лет назад, и этого достаточно, чтобы оценить ценность самооценки в нескольких сферах. К сожалению, те, кто занимался программами повышения самооценки, в том числе руководители NASE, не проявили желания ознакомиться с новой работой, поэтому недавно мы вчетвером собрались под эгидой Американского психологического общества, чтобы ознакомиться с научной литературой.

    В глазах смотрящего

    Измерение значения самооценки требует, прежде всего, разумного способа ее измерения. Большинство исследователей просто спрашивают людей, что они думают о себе. Вполне естественно, что ответы часто окрашены общей тенденцией хотеть хорошо выглядеть. К сожалению, у психологов нет хороших методов оценки самооценки.

    Возьмем, к примеру, исследование взаимосвязи между самооценкой и физической привлекательностью. Несколько исследований в целом выявили четкие положительные связи, когда люди оценивали себя по обоим свойствам. Кажется правдоподобным, что физически привлекательные люди в конечном итоге будут иметь высокую самооценку, потому что к ним относятся более благосклонно, чем к непривлекательным: они более популярны, более востребованы, более ценны любовниками и друзьями и так далее. Но вполне может быть и так, что те, кто набирает высокие баллы по шкале самооценки, утверждая, что они замечательные люди, также хвастаются своей физической привлекательностью.

    В 1995 году Эдвард Ф. Динер и Брайан Уолсик из Университета Иллинойса и Фрэнк Фуджита из Университета Индианы в Саут-Бенде рассмотрели эту возможность. Они получили оценки самооценки от широкой выборки населения, а затем всех сфотографировали, представив эти снимки жюри, которое оценило испытуемых на предмет привлекательности. Рейтинги, основанные на фотографиях в полный рост, не показали существенной корреляции с самооценкой. Когда судьям показывали фотографии только неукрашенных лиц участников, корреляция между привлекательностью и самооценкой снова равнялась нулю. Однако в том же исследовании было обнаружено, что самооценка физической привлекательности сильно коррелирует с самооценкой. Очевидно, что люди с высокой самооценкой великолепны в своих собственных глазах, но не обязательно в глазах других.

    Это несоответствие должно отрезвлять. То, что поначалу казалось прочной связью между красивой внешностью и высокой самооценкой, оказалось не чем иным, как закономерностью в том, как люди положительно оценивают себя. Параллельное явление затрагивает людей с низкой самооценкой, которые склонны к floccinaucinihilipilification, высокопарному слову (одному из самых длинных в Оксфордском словаре английского языка), но мы не можем не использовать его здесь, поскольку оно определяется как действие или привычка оценивая как бесполезное. То есть люди с низкой самооценкой не просто зациклены на себе; они ко всему относятся отрицательно.

    Эта тенденция, безусловно, исказила некоторые оценки. Например, когда-то психологи считали, что люди с низкой самооценкой особенно предвзяты. Но вдумчивые ученые, такие как Дженнифер Крокер из Мичиганского университета в Анн-Арборе, поставили под сомнение этот вывод. В конце концов, если люди оценивают себя негативно, их трудно назвать предубежденными из-за того, что они одинаково оценивают людей, не похожих на самих себя. Когда кто-то использует разницу между оценками испытуемыми своей собственной группы и их оценками других групп в качестве критерия предвзятости, результаты получаются обратными: люди с высокая самооценка кажутся более предвзятыми. Floccinaucinihilipilification также повышает опасность того, что те, кто пренебрежительно описывает себя, могут аналогичным образом описывать свою жизнь, тем самым создавая впечатление, что низкая самооценка имеет неприятные последствия.

    Учитывая часто вводящий в заблуждение характер самоотчетов, мы организовали наш обзор, чтобы сделать акцент на объективных показателях, где это возможно — требование, которое значительно сократило количество соответствующих исследований (с более чем 15 000 до примерно 200). Мы также старались избежать еще одной ошибки: предположения о том, что корреляция между самооценкой и некоторым желаемым поведением устанавливает причинно-следственную связь. Действительно, вопрос о причинно-следственной связи лежит в основе дебатов. Если высокая самооценка приводит к определенным положительным результатам, вполне возможно, что усилия и затраты на попытки привить это чувство стоят того. Но если корреляции просто означают, что положительное представление о себе является результатом успеха или хорошего поведения, что, безусловно, правдоподобно, то одним лишь повышением самооценки мало что можно добиться. Мы начали нашу двухлетнюю работу с обзора исследований, связывающих самооценку с успеваемостью.

    Школьное изумление

    Вначале у нас были все основания надеяться, что повышение самооценки станет мощным инструментом помощи учащимся. Логика подсказывает, что наличие хорошей доли самооценки усилит стремление и настойчивость в школе, в то же время снижая вероятность того, что ученик поддастся парализующему чувству некомпетентности или неуверенности в себе. Современные исследования, однако, ставят под сомнение идею о том, что более высокая самооценка на самом деле побуждает учащихся добиваться лучших результатов.

    Такие выводы о причинно-следственной связи возможны, когда испытуемые исследуются в два разных периода времени, как это было в 1986 г., когда Шейла М. Поттебаум и ее коллеги из Университета Айовы протестировали более 23 000 старшеклассников, сначала в 10-м, а затем в 12 класс. Они обнаружили, что самооценка в 10-м классе лишь слабо предсказывает успеваемость в 12-м классе. Успеваемость в 10-м классе коррелирует с самооценкой в ​​12-м классе лишь незначительно лучше. Такие результаты, которые теперь доступны из многочисленных исследований, определенно не указывают на то, что повышение самооценки приносит учащимся большую пользу. Некоторые результаты даже предполагают, что искусственное повышение самооценки может снизить последующую производительность.

    Даже если повышение самооценки не способствует академическому прогрессу, может ли оно послужить какой-то цели позже, скажем, на работе? Очевидно нет. Исследования возможных связей между самоуважением рабочих и производительностью труда повторяют то, что было обнаружено в отношении школьных занятий: простой поиск корреляций дает некоторые наводящие на размышления результаты, но они не показывают, ведет ли хорошее представление о себе к профессиональному успеху или наоборот. . В любом случае связь не особо сильная.

    Неспособность внести значительный вклад в учебу или на работе можно было бы легко компенсировать, если бы повышенное чувство собственного достоинства помогало кому-то лучше ладить с другими. Хорошая самооценка может сделать кого-то более привлекательным, поскольку люди предпочитают общаться с уверенными, позитивными людьми и обычно избегают тех, кто страдает от неуверенности в себе и неуверенности в себе.

    Люди, которые высоко оценивают себя, обычно заявляют, что они популярны, и оценивают свои дружеские отношения как более качественные, чем те, которые описывают люди с низкой самооценкой, которые сообщают о большем количестве негативных взаимодействий и меньшей социальной поддержке. Но, как показали в 1995 году Джулия Бишоп и Хайди М. Индербитцен-Нолан из Линкольнского университета штата Небраска, эти утверждения не отражают действительности. Исследователи попросили 542 учащегося девятого класса назвать своих сверстников, которые больше всего нравятся и не нравятся, и полученные рейтинги не показали никакой корреляции с показателями самооценки.

    Несколько других звуковых исследований показали, что то же самое верно и для взрослых. В одном из таких исследований, проведенном в конце 1980-х годов, Дуэйн П. Бурместер, ныне работающий в Техасском университете в Далласе, сообщил, что студенты колледжей с высоким уровнем самоуважения утверждали, что они значительно лучше завязывают отношения, раскрывая информацию о себе. , самоутверждение в ответ на нежелательное поведение других, оказание эмоциональной поддержки и даже разрешение межличностных конфликтов. Однако рейтинги их соседей по комнате говорят о другом. Для четырех из пяти опрошенных навыков межличностного общения корреляция с самооценкой упала почти до нуля. Единственное, что оставалось статистически значимым, касалось способности испытуемых устанавливать новые социальные контакты и дружбу. Кажется, это та сфера, в которой уверенность действительно имеет значение: люди, считающие себя желанными и привлекательными, должны уметь заводить разговоры с незнакомцами, в то время как люди с низкой самооценкой, по-видимому, уклоняются от них, опасаясь быть отвергнутыми.

    Можно представить, что такие различия могут повлиять и на личную жизнь человека. В 2002 году Сандра Л. Мюррей из Университета Буффало обнаружила, что люди с низкой самооценкой, как правило, не доверяют выражениям любви и поддержки своих партнеров, действуя так, как будто они постоянно ожидают отказа. Однако до сих пор исследователи не представили доказательств того, что такие отношения особенно склонны к разрыву. На самом деле, высокая самооценка может быть большей угрозой: как показала Кэрил Э. Расбалт из Университета Кентукки еще в 1919 году.87, те, кто высоко о себе думает, чаще других реагируют на проблемы разрывом отношений и поиском других партнеров.

    Секс, наркотики и рок-н-ролл

    Как насчет подростков? Как самооценка или ее отсутствие влияет на их личную жизнь, в частности, на их сексуальную активность? Исследователи тщательно изучили этот вопрос. В целом результаты не подтверждают идею о том, что низкая самооценка предрасполагает молодых людей к большей или более ранней сексуальной активности. Во всяком случае, люди с высокой самооценкой менее замкнуты, более склонны игнорировать риски и более склонны к сексу. В то же время плохой сексуальный опыт и нежелательная беременность, по-видимому, снижают самооценку.

    Если не секс, то как насчет алкоголя или запрещенных наркотиков? Злоупотребление этими веществами — одна из самых тревожных моделей поведения среди молодежи, и многие психологи когда-то считали, что повышение самооценки предотвратит такие проблемы. Мысль заключалась в том, что люди с низкой самооценкой обращаются к выпивке или наркотикам для утешения. Данные, однако, не всегда показывают, что низкая самооценка подростков вызывает или даже коррелирует со злоупотреблением алкоголем или другими наркотиками. В частности, в крупномасштабном исследовании, проведенном в 2000 году Робом МакГи и Шейлой М. Уильямс из Медицинской школы Данидина Университета Отаго в Новой Зеландии, не было обнаружено никакой корреляции между самооценкой, измеренной в возрасте от 9 до 13 лет, и употреблением алкоголя или наркотиков. употребление алкоголя в возрасте 15 лет. Даже когда результаты показывают связь между употреблением алкоголя и самооценкой, они неоднозначны и неубедительны. Однако мы нашли некоторые доказательства того, что низкая самооценка способствует употреблению запрещенных наркотиков. В частности, Джуди А. Эндрюс и Сьюзен С. Дункан из Орегонского научно-исследовательского института обнаружили в 1997, что снижение уровня академической мотивации (основное направление их исследования) привело к падению самооценки, что, в свою очередь, привело к употреблению марихуаны, хотя связь была слабой.

    Интерпретация данных о злоупотреблении алкоголем и наркотиками, вероятно, осложняется тем фактом, что некоторые люди приступают к этому опыту из любопытства или поиска острых ощущений, тогда как другие могут использовать его, чтобы справиться с хроническим несчастьем или избежать его. Общий результат состоит в том, что нельзя делать никаких категоричных утверждений. То же самое относится и к употреблению табака, где наш пошаговый обзор выявил преобладание результатов, не свидетельствующих о влиянии. Несколько положительных результатов, которые мы обнаружили, могли предположительно отражать не что иное, как предвзятость самооценки.

    Еще одна сложность, которая также омрачает эти исследования, заключается в том, что в категорию людей с высокой самооценкой входят люди, чье мнение о себе существенно различается. Тем не менее, в большинстве анализов люди со здоровым чувством собственного достоинства, например, объединяются с теми, кто симулирует более высокую самооценку, чем на самом деле, или с нарциссами. Неудивительно, что результаты таких исследований могут давать слабые или противоречивые выводы.

    Хулиган для тебя

    На протяжении десятилетий психологи считали, что низкая самооценка является важной причиной агрессии. Один из нас (Баумейстер) оспорил это представление в 1996 году, когда он проанализировал различные исследования и пришел к выводу, что лица, совершающие агрессию, обычно придерживаются благоприятного и, возможно, даже преувеличенного мнения о себе.

    Возьмите издевательства, которые происходят среди детей, распространенную форму агрессии. Дэн Олвеус из Университета Бергена был одним из первых, кто оспаривал мнение о том, что под своей жесткой внешностью хулиганы страдают от неуверенности и неуверенности в себе. Хотя Олвеус не измерял самооценку напрямую, он показал, что хулиганы сообщали о меньшем беспокойстве и были более уверены в себе, чем другие дети. По-видимому, то же самое относится и к жестоким взрослым [см. дополнительную литературу ниже].

    Придя к выводу, что высокая самооценка не уменьшает склонности к насилию, что она не удерживает подростков от обращения к алкоголю, табаку, наркотикам и сексу и что она не улучшает успеваемость или работу, мы получили толчок. когда мы изучали, как самооценка связана со счастьем. Последовательный вывод состоит в том, что люди с высокой самооценкой значительно счастливее, чем другие. Они также реже впадают в депрессию.

    Одно особенно убедительное исследование было опубликовано в 19В 95 году после того, как Динер и его дочь Марисса, ныне работающие психологом в Университете штата Юта, опросили более 13 000 студентов колледжа, выяснилось, что высокая самооценка является самым сильным фактором общей удовлетворенности жизнью. В 2004 году Соня Любомирски, Кристофер Ткач и М. Робин Ди Маттео из Калифорнийского университета в Риверсайде представили данные о более чем 600 взрослых в возрасте от 51 до 95 лет. Снова оказалось, что счастье и самооценка тесно связаны. Однако, прежде чем можно будет с уверенностью заключить, что высокая самооценка ведет к счастью, необходимо провести дальнейшие исследования, направленные на устранение недостатков проделанной до сих пор работы.

    Во-первых, необходимо установить причинно-следственную связь. Кажется возможным, что высокая самооценка приносит счастье, но ни одно исследование не показало этого результата. Сильная корреляция между самооценкой и счастьем — это просто корреляция. Вполне вероятно, что профессиональные, академические или межличностные успехи вызывают как счастье, так и высокую самооценку, а соответствующие неудачи вызывают как несчастье, так и низкую самооценку. Возможно даже, что счастье в смысле темперамента или склонности к хорошему самочувствию вызывает высокую самооценку.

    Во-вторых, следует признать, что счастье (и его противоположность, депрессия) изучалось в основном с помощью самоотчетов, и склонность некоторых людей к негативизму может порождать как их низкое мнение о себе, так и неблагоприятные оценки других аспектов жизни. . Однако неясно, чем можно заменить такие оценки. Исследователю действительно было бы трудно убедительно продемонстрировать, что человек был менее (или более) счастлив, чем он или она предполагал. Ясно, что объективные измерения счастья и депрессии будет трудно, если не невозможно получить, но это не означает, что самоотчеты следует принимать некритически.

    Что же нам делать? Должны ли родители, учителя и терапевты стремиться повышать самооценку везде, где это возможно? В ходе нашего обзора литературы мы обнаружили некоторые признаки того, что самооценка является полезным атрибутом. Это повышает настойчивость перед лицом неудачи. И люди с высокой самооценкой иногда лучше работают в группах, чем люди с низкой самооценкой. Кроме того, плохая самооценка является фактором риска некоторых расстройств пищевого поведения, особенно булимии — связь, которую одна из нас (Вос) и ее коллеги задокументировали в 1999. Другие эффекты труднее продемонстрировать с помощью объективных данных, хотя мы склонны принять субъективные данные о том, что самооценка идет рука об руку со счастьем.

    Таким образом, мы, безусловно, можем понять, как инъекция самоуважения может быть ценной для человека. Но представьте, если бы повышенное чувство собственного достоинства побуждало некоторых людей требовать привилегированного отношения или эксплуатировать своих собратьев. Такие тенденции повлекут за собой значительные социальные издержки. И мы не обнаружили ничего, что указывало бы на то, что неразборчивое поощрение самоуважения сегодняшних детей или взрослых только за то, что они сами по себе, предлагает обществу какие-либо компенсационные преимущества, кроме соблазнительного удовольствия, которое оно приносит тем, кто занимается этим упражнением.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *