Метод в психологии беседа: 1.2. Метод беседы

Психодиагностика и психологический практикум — Беседа как метод психодиагностики.

« Предыдущий вопрос

Наблюдение как метод психодиагностики.

Основной и очень важный метод. С его помощью можно получить информацию, которую невозможно получить

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психодиагностике и психологическому практикуму . Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психодиагностике и психологическому практикуму — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Контент-анализ — метод формализованного изучения содержания документов и различного рода текс


Без метода беседы невозможно обойтись в психодиагностическом обследовании, так как беседа используется с разными целями:
1. метод беседы используется для установления контакта, настройки на сотрудничество
2. метод беседы используется для создания положительной мотивации на обследование и усиление ее.
Это подготовка к психодиагностическому обследованию.
3. метод беседы используется для получения диагностической информации от испытуемого
4. метод беседы также используется для снижения уровня тревожности и оказания психологической помощи.
Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, то это уже клиническое интервью.
Их нельзя противопоставлять, они связаны друг с другом. Любой вид интервью начинается в установления контакта, настройки на сотрудничество.
В психотерапевтической беседе первый этап содержит этапы психодиагностического интервью, и наоборот психодиагностическое интервью может содержать элементы терапевтического воздействия.
Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:
1. в процессе беседы психодиагност вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.
2. психодиагност обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.
3. психолог, участвуя в беседе сам, влияет на поведение испытуемого своей речью, позой, мимикой; меняя ситуацию, может изменить и содержание ответов испытуемого.
4. собеседники находятся в неравных позициях (психодиагност задает вопросы, испытуемый — отвечает). Ассиметрия позиций может нарушить отношения, человек может уйти в себя, отказаться отвечать на вопросы. Психодиагност должен понимать это неравенство и не утрировать, не подчеркивать этого.
o надо отвечать на возможные вопросы испытуемого
o перед началом беседы психолог просит ответить на вопросы, потом сам обязуется ответить на все вопросы испытуемого.
5. каждый психолог априорно воспринимается как специалист по человеческим отношениям, и беседа выходит за рамки обычной беседы, так как к психологу предъявляются повышенные требования, и к его личности тоже — коммуникабельность — направленность на другого человека
o эмоциональная отзывчивость
o высокая эмпатия (способность к сочувствию и сопереживанию)
o терпимость
o тактичность
o высокий уровень рефлексии
Диагностическое интервью.
1. При диагностическом интервью всегда задана цель или задача.
2. При диагностическом интервью всегда идет регистрация вербального материала и оценка результатов.
Виды диагностического интервью.
Критерием разделения выступает:
наличие или отсутствие заранее подготовленного плана или программы.
на чьей стороне находится инициатива проведения интервью, и как следствие этого диагностическое интервью может быть управляемым (программным интервью), и неуправляемым (напрограммированное интервью).
При неуправляемом диагностическом интервью инициатива на стороне клиента. Беседа исповедального характера, рассказ клиента о себе без вопросов.
Психолог не должен быть пассивен, позиция активного слушателя; принцип недирективной терапии: контакт, эмпатия, принятие человека, с уважением относится к позиции клиента, не оценивать клиента.
При управляемом диагностическом интервью психолог заранее составляет план беседы, инициатива на его стороне.
1) диагностическое интервью стандартизированное.

Определена жестко заданная тактика проведения интервью, вопросы задаются в строго определенной последовательности. Исключаются дополнительные воздействия на испытуемого.
Все клиенты в равном положении, можно сравнивать.
Недостаток:
Стандартизированное диагностическое интервью меньше похоже на естественную беседу, больше похоже на экзаменационный опрос, снижение искренности испытуемого, искажение ответов.
Стандартизированное диагностическое интервью можно проводить, когда у клиента существует установка на обследование, охотное сотрудничество, когда не надо создавать позитивную мотивацию.
Стандартизированное диагностическое интервью не применяют к маленьким детям, чаще используется при массовых опросах: поучение большого количества сравнимой информации.
2) диагностическое интервью свободное.
В этом случае психолог заранее наметил план и вопросы, но тактика свободная, нет жесткой последовательности вопросов. Каждый последующий вопрос с учетом ответа на предыдущий, что учитывает изменения в ходе беседы, сохранение естественности ситуации, и как следствие искренность ответов.
Для этого нужно большое мастерство и опыт психолога.
Свободное диагностическое интервью проводится при индивидуальном обследовании. Требуется проникнуть во внутренний мир, понять затруднения личности.

Каждый психодиагност должен уметь составить психодиагностическое интервью.
Правила составления диагностического интервью.
I. Структура диагностического интервью.
1. этап. Введение, цель которого настройка клиента на сотрудничество установление контакта.
2. этап. Свободные неуправляемые высказывания клиента (он рассказывает то, что хочет, без вопросов психодиагноста).
3. этап. Психодиагност задает общие вопросы.
4. этап. Диагностическое интервью (психодиагност задает подготовленные вопросы).

5. этап. Заключительные слова психодиагноста, попытка ослабить возникшее напряжение и выражение признательности за ответы испытуемого.
II. Как составлять вопросы для диагностического интервью.
1. К испытуемому следует обращаться на Вы с подросткового возраста.
2. Словарь, на который опирается психолог (словарь должен соответствовать той социальной и возрастной группе, к которой принадлежит испытуемый).
3. Как составлять вопросы для диагностического интервью, чтобы добиться искренних ответов?
Приемы составления вопросов.
прием предварительного такта — вопрос формулируется так, что уменьшается возможное неблагоприятное впечатление от ответа. (Например: всем приходится иногда драться, а тебе?).
использование эвфемизмов (замена, уменьшающая отрицательную оценку). Вместо «драться» — «Вы часто не понимаете друг друга с братом?»
использование формы письменного ответа на вопрос (особо неприятный)
Вопросы, которые имеются в диагностическом интервью, бывают трех видов:
прямые («Ты боишься?»)
косвенные («Что ты чувствуешь во время грозы?»)
проективные (относящиеся к другим людям — «Дети бояться грозы»)
Общие правила.
1. Диагностическое интервью не должно быть очень длинным.
2. Регистрация должна осуществляться в момент ответов, но регистрация не должна тормозить искренность испытуемого (возможно использование диктофона).
3. Интерпретация диагностического интервью должна проводиться в контексте всех дополнительных сведений об испытуемом.
Беседы с детьми и подростками.
Отличие: как правило, взрослые обращаются к психологу по собственной инициативе, а детей приводят.
У них отсутствует мотивация общения с психологом, сложно установить контакт, доверительные отношения.
гораздо больше находчивости и опыта требуется для работы с детьми.
Особенно касается трудных, аутичных и маленьких детей.
Особенно полезной является игра. У психолога в кабинете должны быть игрушки, игры, головоломки, карандаши, фломастеры — для того, чтобы вовлечь в совместную деятельность ребенка.
Форма обращения с маленьким ребенком по имени (как в семье, как называет мама).
Говорить на понятном языке (соответственно возрасту, полу, условиям жизни).
Полнота, достоверность беседы зависит от способности к рефлексии, самонаблюдения, анализ себя, который у маленьких детей практически отсутствует и слабо выражена способность к вербализации своих чувств.
Информацию о переживаниях, мыслях, чувствах можно получить, правильно сформулировав и вовремя задав вопрос, который помогает расширить способность вербализации эмоциональных состояний ребенка.
Косвенные и проективные вопросы помогают получить более достоверную информацию, чем прямые вопросы.
Нужно уметь занять правильную позицию недирективной психотерапии. Это помогает раскрыться, отвечать искренне, уважать право на тайну личности.

Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». — М.: Смысл. — 222 с.

В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии, приводятся варианты конкретных заданий для практического курса. Реализуется подход к психологической беседе как совместной деятельности, благодаря которой происходят прогрессивные трансформации личности. Психологическая беседа рассматривается как метод исследования, метод диагностики и психологической помощи. Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов и отделений высших учебных заведений и преподавателей.

  • СОДЕРЖАНИЕ
    1. Принципы и приемы проведения занятий
    2. Значение метода беседы
  • МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
    1. Значение метода беседы
    2. Беседа без беседы, или метод интервьюирования: методологические вопросы
    3. Социально-психологический аспект изучения интервью
    4. Метод беседы и проблема общения в психологии
    5. Анализ ситуации проведения беседы
  • II. МЕТОД БЕСЕДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
    1. Основные типы бесед в исследовании личности
    2. Структура беседы
    3. Вербальное общение в процессе беседы
    4. Невербальное общение в процессе беседы
    5. III. ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ БЕСЕДА (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА). ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
    6. IV. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (выступление Б. В. Зейгарник)
    7. V. ИНДИРЕКТИВНАЯ БЕСЕДА. СТАДИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО К. РОДЖЕРСУ. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ
    8. Отработка задания
  • I. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
    1. Понятие индивидуально-профессионального конструкта
    2. Логика телефонной беседы
    3. Телефонная беседа: взгляд изнутри
    4. К анализу одного фрагмента телефонной беседы
    5. Взгляд стороннего наблюдателя
    6. Материалы для самостоятельного анализа и обсуждения (продолжение протокола)
    7. К. Р. Роджерс ПОНЯТИЕ О ПСИХОТЕРАПИИ КАК О ПРОЦЕССЕ
    8. Загадка процесса
    9. Отвергнутый метод
    10. Трудности и волнения поиска
    11. Основное условие
    12. Возникающая последовательность
    13. Семь стадий процесса
    14. Вторая стадия
    15. Третья стадия
    16. Четвертая стадия
    17. Пятая стадия
    18. Примеры, характеризующие процесс в одной области
    19. Шестая стадия
    20. Седьмая стадия
    21. Несколько вопросов относительно континуума этого процесса
    22. Заключение
    23. К. Р. РоджерсХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
    24. Вопрос
    25. Ответы, данные исследователями
    26. Изучение отношений
    27. «Искусственные» отношения
    28. Два последних исследования
    29. Несколько замечаний
    30. Как я могу создать помогающие отношения?
    31. Заключение

Книги и учебники по дисциплине «Методы психологического исследования»

  • Гусев А.Н. Измерение в психологии общий психологический практикум. Общ. психол. практикум. — М.: Смысл. — 281 с. 1987
  • Янчук В. А. Методология и методы психологического исследования в психологии и социальных науках. — Мн.: АПО\. — 376 с. 2011

Новое психологическое исследование показывает, что длительные перерывы в разговоре по-разному функционируют между незнакомцами и друзьями

Новое исследование, опубликованное в журнале Philosophical Transactions B , исследует, воспринимаются ли паузы в разговоре или интерпретируются по-разному в зависимости от того, ведется ли разговор между друзьями или незнакомцами. Результаты показывают, что промежутки в разговорах между друзьями воспринимаются более позитивно, чем те же промежутки между незнакомцами. Кроме того, когда другие наблюдают длительные перерывы в разговоре между незнакомцами, они воспринимают это как неловкость, но не тогда, когда такие же перерывы происходят между друзьями.

Многие считают успешным разговором быстрый обмен идеями. Исследования показали, что когда люди испытывают более короткие промежутки между ответами в разговоре, они сообщают, что чувствуют себя более удовлетворенными, чем те, кто испытывает более длительные паузы в разговоре. И наоборот, некоторые исследования показывают, что паузы в общении не обязательно являются проблемой. Врачи и терапевты часто используют молчание, чтобы поощрить размышления и установление связи.

В своем новом исследовании Эмма М. Темплтон и ее коллеги попытались изучить, как продолжительные перерывы в разговоре влияют на общение незнакомцев по сравнению с друзьями. Если длинные паузы в разговоре всегда указывают на дискомфорт и неловкость, у друзей их может быть меньше, чем у незнакомцев. У друзей могут быть более сложные или личные разговоры, которые могут потребовать более продолжительных пауз.

Чтобы исследовать эти вопросы, исследователи изучили пробелы в естественных неструктурированных разговорах между незнакомцами или друзьями. В исследовании 1 исследователи изучили, различается ли частота длительных перерывов и опыт общения между незнакомцами и друзьями. В исследовании 2 исследователи изучили, воспринимаются ли длительные перерывы между незнакомцами или друзьями по-разному или одинаково наблюдателями.

В исследовании 1 исследователи записали 261 разговор между парами незнакомцев и 65 разговоров между парами друзей. Участники обоих наборов данных вели 10-минутный неструктурированный разговор, записанный на веб-камеру. После разговора участники в частном порядке оценивали свои общие впечатления от разговора и смотрели видеозапись разговора, постоянно оценивая, насколько они помнили, что чувствовали связь со своим партнером в каждый момент времени. Видеозаписи были расшифрованы сторонней транскрипционной компанией, и была рассчитана длина промежутков между речевыми оборотами.

В исследовании 2 трое независимых наблюдателей смотрели видеоклипы разговоров с длинными паузами и оценивали свои впечатления от пауз, включая диадический комфорт, невербальное общение и смену тем. Оценщики просмотрели 100 видеоклипов, 50 из разговоров с незнакомцами и 50 из разговоров с друзьями, и оценили их по различным параметрам. Оценщики не были проинформированы о том, что клипы относятся к двум разным типам отношений, и просматривали видеоклипы в случайном порядке.

Промежутки времени между устными выступлениями. Отсутствие речи в этих промежутках иногда означало отсутствие общения. Промежутки иногда заполнялись невербальными вокализациями, жестами или изменением позы. То, что происходит в этих пробелах, указывает на смысл или контекст.

Исследование пришло к выводу, что длительные промежутки между незнакомцами были связаны с меньшим количеством смеха и менее искренним смехом, чем длительные промежутки между друзьями. По сравнению с длительными перерывами между друзьями, исследование показало большую вероятность смены темы после длительных перерывов с незнакомцами.

Наблюдатели в исследовании 2 посчитали, что длительные перерывы между друзьями были менее неловкими и чувствовали себя более связанными по сравнению с длительными перерывами между незнакомцами. Исследование пришло к выводу, что друзья испытывают другой уровень связи, когда между ними большие промежутки времени, по сравнению с незнакомцами. Длинные промежутки указывают на разъединение между незнакомцами, которое тем более выражено, чем дольше они длятся. Длительные перерывы в социальных контактах между друзьями означают крепкую связь.

В заключение, исследование показало, что длительные перерывы в разговоре по-разному влияют на друзей и незнакомцев. Длинные промежутки могут быть просто тогда, когда общение происходит «внутри» людей, у которых есть общая история, например друзей. Это исследование подчеркивает, насколько важно расширять исследования взаимодействия за пределами контекста незнакомцев и понимать, как разговорная динамика различных контекстов может иметь социальные последствия.

«В совокупности эти исследования показывают, что длительные перерывы между незнакомцами и друзьями действуют по-разному», — пишут исследователи. «Для незнакомцев длинные паузы — это моменты затишья — неловкое молчание, за которым следует быстрая смена темы. Для друзей длинные промежутки могут вообще не быть точно описаны или восприняты как «промежутки». Хотя и лишенные слов, появляются длинные промежутки между друзьями
наполнен смыслом, предоставляя естественные моменты для размышлений и самовыражения».

«Эти различия между длинными перерывами незнакомцев и друзей очевидны для сторонних наблюдателей: в то время как длинные перерывы незнакомцев трудно наблюдать, длинные перерывы друзей телеграфируют связь. Эти исследования дополняют растущую литературу, показывающую, что особенности разговора меняются в зависимости от общей истории и социального контекста. Промежутки между ходами влекут за собой значимые социальные последствия, и эти последствия меняются вместе с дружбой».

Исследование «Длинные промежутки между поворотами неудобны для незнакомцев, но не для друзей», авторами которого являются Эмма М. Темплтон, Люк Дж. Чанг, Элизабет А. Рейнольдс, Мари Д. Кон ЛеБомон и Талия Уитли.

Исследования разговоров | Научные статьи по эффективной коммуникации

Реляционное разнообразие в социальных портфелях предсказывает благополучие

2022 | Proceedings of the National Academy of Sciences

The Conversational Circumplex: Определение, расстановка приоритетов и использование информационных и реляционных мотивов в разговоре

2021 | Текущее мнение в психологии, 44, 293-302.

Различия в статусе: Более высокая вариабельность статуса в разных группах улучшает межличностные результаты, но вредит субъективному благополучию

2021 | Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 165, 56-75.

Беспокойство на работе: как организационная культура способствует беспокойству

2021 | Исследования в области организационного поведения, 40, 100-124.

Проблема многих умов: раскрытие информации в диадическом и групповом разговоре

2020 | Текущее мнение в психологии, 31, 22-27.

Полезно спросить: Совокупные преимущества дополнительных вопросов

2019 | Журнал личности и социальной психологии, 117 (6), 1139-1144.

Искатель, берегись: цена игнорирования совета

2019 | Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 150, 83-100.

Смягчение зависти: почему успешные люди должны раскрывать свои неудачи

2019 | Журнал экспериментальной психологии: Общие, 148 (4), 667-687.

Спрашивать не помешает: Задавание вопросов повышает симпатию

2017 | Журнал личности и социальной психологии, 113 (3), 430-452.

Рискованный бизнес: Когда юмор повышает и понижает статус

2016 | Журнал личности и социальной психологии, 112 (3), 431-455.

Не переставайте верить: ритуалы повышают производительность за счет снижения беспокойства

2016 | Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 137, 71-85.

Управление восприятием дистресса на работе: переосмысление эмоции как страсти

2016 | Организационное поведение и процессы принятия решений человеком, 137, 1–12.

По сравнению с мужчинами, женщины считают профессиональный рост столь же достижимым, но менее желательным

2015 | Труды Национальной академии наук, 112(40), 12354-12359.

Беспокойство и эгоцентризм: как определенные эмоции влияют на восприятие перспективы

2015 | Журнал экспериментальной психологии: Общие, 144 (2), 374-391.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *