Методика и технология обучения математике стефанова: курс лекций. — 2008 // Библиотека Mathedu.Ru

Содержание

Современная методика обучения математике и методическая подготовка учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 377

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

Н.Л.Стефанова

Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, Санкт-Петербург,

NLStephanova@mail. ru

Рассматриваются процессы, происходящие в теории и методике обучения математике. Анализируются их социальные и методологические причины. Выявляется влияние этих процессов на преобразование системы методической подготовки учителя математики и определяются направления ее развития.

Ключевые слова: теория и методика обучения математике, преобразования системы профессионального образования, будущие учителя математики, методическая подготовка

In the article the processes in the scientific field «theory and methods of mathematical education» are considered. Their social and methodological reasons are analyzed. The influence of these processes on the system of professional education of intending mathematics teachers and directions of its development are revealed and determined.

Keywords: theory and methods of mathematical education, transformation of the system of professional education, intending mathematics teachers, methods of teaching and learning mathematics

Сегодня в ходе общественных обсуждений часто можно услышать мнение о малой эффективности российской науки в целом. Особенно много претензий к педагогической науке и, в частности, к такому ее разделу, как методика обучения различным предметам. Не обращаясь к рассмотрению проблем педагогической науки в целом, считаю возможным высказать свое мнение относительно состояния и перспектив развития методики обучения математики, которая является сферой моих научных интересов. Тем более, что состояние этой науки оказывает непосредственное влияние на качество подготовки учителя математики — ключевой фигуры в системе общего среднего математического образования. Не буду отрицать, что в настоящее время качество этого образования вызывает в обществе существенные нарекания.

Основная претензия, высказываемая в адрес методики обучения математики (впрочем, как и другим предметам), состоит в том, что при достаточно большом количестве проводимых исследований уровень математической подготовки школьников остается весьма низким. Это правда. Зайдя на сайт ВАК РФ можно обнаружить, что за 2010 г. было утверждено 55 диссертаций по специальности 13.00.02 — теория

и методика обучения, из них 15 — по методике математики. При этом результаты ГИА и ЕГЭ по математике, а также результаты международного тестирования PISA по проверке математической грамотности, которые показывают российские школьники, — более чем скромные. Виновата ли в этом только методическая наука? И можно ли говорить о прямой связи между выполненными методическими исследованиями и качеством общего среднего математического образования?

Вузовская методическая наука (это мне известно наверняка, ничего не могу утверждать относительно академической науки, но могу только предполагать, что и там ситуация не лучше) финансируется крайне слабо, точнее, финансируется общая профессиональная деятельность, куда входит и научная составляющая деятельности преподавателей. Грантов по методике практически нет. Это означает, что государство не заинтересовано в выполнении такого рода исследований. Но есть и другая сторона. Выполненные исследования (например, при подготовке кандидатских и докторских диссертаций) не находят реального применения в школьном образовательном процессе, так как у нас в стране отсутствует промежуточная структура, которая занималась бы внедрением

в практику и распространением полученных научных результатов.

Методика — наука прикладная. Ее эффективность зависит в том числе и от состояния сферы ее приложения, в нашем случае — системы общего среднего математического образования. Система эта переживает нелегкие времена. С одной стороны, результаты итоговой государственной аттестации по математике весьма низкие. При этом демографическая ситуация такова, что и с такими результатами все желающие выпускники школы поступают в высшие учебные заведения, в том числе, кстати, и в педагогические, где готовят учителей. Исчезает главная составляющая, обеспечивающая качество образования, — мотивация учащихся. В этом случае какие бы новшества ни предлагала методическая наука для внесения в процесс обучения учащихся, требуемого результат получить все равно не удастся. На это можно возразить: вот пусть методическая наука и занимается проблемами повышения мотивации учащихся в процессе обучения математике. Она этими проблемами занимается, наряду с многими другими, но социальные приоритеты оказывают значительно более сильное влияние на формирование мотивации учащихся по сравнению с теми приемами и средствами, которыми может оперировать методика обучения математике. Ведь сегодня в массовом сознании все больше укрепляется мысль о том, что не так уж важно получить качественное профессиональное образование, которое может быть построено только на хорошей школьной базе, лишь бы получить любое высшее образование (а то и просто диплом). Ведь успех в жизни зависит от того, сможешь ли ты устроиться на престижную (т.е. хорошо оплачиваемую) работу, при этом совсем не обязательно по специальности. Одним из проявлений этой позиции является узаконенная возможность подавать документы (и результаты ЕГЭ) на несколько существенно различающихся программ в разные вузы. И подают выпускники школ документы туда, где их примут, а не туда, где они действительно хотели бы учиться. Все это негативно влияет на формирование мотивации учеников.

Другая сторона проблемы связана с внедрением результатов методической науки в практику обучения учащихся. Осуществляет это учитель. Учителя (в общей своей массе) не могут быть заинтересованы во внедрении научных обществ в свою практическую деятельность, так как главным показателем их деятельности становятся результаты написания ЕГЭ (или ГИА) их учениками. В отсутствие необходимой мотивации у учащихся на овладение математическими знаниями учитель вынужден заниматься подготовкой учащихся к итоговой аттестации, рассматривать это в качестве своей основной задачи как в старшей школе (особенно в 11-м классе), так и в 9-м классе основной школы.

На этом считаю необходимым завершить разговор о причинах неэффективности методической

науки (методике обучения математике), связанных с внедрением ее результатов в систему общего среднего образования. Перейду к более продуктивному обсуждению особенностей и перспектив развития этой науки. Чтобы их понять следует окинуть ретроспективным взглядом этапы ее становления и развития.

В 20-е годы ХХ в. методика обучения (в том числе и математике) в России оформилась как отдельная область педагогической науки, выделившись из дидактики. На протяжении многих лет она в основном занималась проблемами построения математического содержания общего среднего образования и созданием методического обеспечения, облегчающего процессы усвоения учащимися предложенного содержания и преподавания математики учителем. Конечно, исследовались и другие проблемы, например методики реализации принципа политехнизма в процессе обучения математике. При этом абсолютное большинство методических исследований были ориентированы на математику как цель усвоения учащимися.

Сегодня акценты в методике обучения математике перенесены на рассмотрение математического содержания не как цели изучения, а как средства решения образовательных и развивающих задач. Развитие пространственного воображения, критического мышления, оценочной деятельности, формирование способов и приемов деятельности, которые можно использовать для разрешения проблемных ситуаций и решения практических задач, — вот далеко не полный перечень проблем, которыми занимается современная методика математики. Это в том числе связано с реализацией требований общества к образованию вообще и общему среднему математическому образованию, в частности. Эти требования вытекают из необходимости реализовать компетентностный подход в системе образований, внедрить новые государственные стандарты, где особый акцент делается на формирование мировоззренческой составляющей образования, достижение метапредметных образовательных результатов и формирование универсальных учебных умений.

Уровень и характер развития методической науки в первую очередь влияет на качество методической подготовки учителя как важнейшей части его профессиональной подготовки. Можно предположить, что «неэффективная» методическая наука должна проявляться и в низком качестве методической подготовки будущих учителей. Однако здесь мы наблюдаем другую картину. Например, можно привести результаты международного исследования по оценке качества подготовки будущих учителей математики (TEDS-M — Teacher Education And Development Study), которое было проведено в 2008 г. в 14 странах [1] (см. табл.). Исследования такие проводятся постоянно под эгидой Международной Ассоциации оценки достижений в области образования (IEA).

Рейтинг стран по результатам международного исследования TEDS-M

Страна Средний балл по международной шкале

Тайвань 649

Россия 566

Сингапур 533

Швейцария 549

Германия 540

Польша 524

США 502

Таиланд 476

Оман 474

Малайзия 472

Филиппины 450

Грузия 443

Ботсвана 425

Чили 394

В таблице приведен рейтинг стран по количеству набранных участниками исследования (студентами выпускных курсов педагогических вузов) баллов по результатам выполнения ими заданий по методике обучения математике. В этом рейтинге Россия занимает второе место, опережая такие европейские страны, как Швейцария, Германия, Польша.

Причины таких хороших показателей российских будущих учителей математики кроются не только в том, что в нашей стране методическая подготовка является обязательной составляющей профессиональной образования будущего учителя, но и в том, что она носит системный характер.

В США, где с опытом профессиональной подготовки учителей математики я знакомилась на протяжении нескольких лет, нет научно обоснованной системы методической подготовки. Тем более там подготовка учителя математики к преподавательской деятельности не является неотъемлемой частью системы профессионального образования, включающей еще и предметную, и психолого-педагогическую подготовку будущего учителя. И, как можно видеть, там результаты проведенного мониторинга весьма скромные.

Призывы сделать профессиональную подготовку, прежде всего методическую, некоторым довеском к фундаментальному предметному образованию (университетского типа) могут привести к существенному снижению уровня профессиональной компетентности учителя математики. Для такой массовой профессии, как учитель, в нашей многомиллионной стране это может иметь весьма негативные последствия как для системы общего среднего образования, так и для развития общества в целом.

Нельзя сказать, что специалисты полностью удовлетворены существующей системой методиче-

ской подготовки, и она не должна меняться. Как раз наоборот. Выделим основные направления возможных изменений рассматриваемой системы.

Несомненно, методическая подготовка должна изменить свои содержательно-структурные характеристики. Она должна строиться как ступенчатая с выделением двух ступеней — подготовка учителя математики основной школы и старшей школы. Это обусловлено, во-первых, существенными различиями в методике обучения математике в основной и старшей школе (разные цели, задачи, уровень развития учебно-познавательной деятельности учащихся и т.д.). Эти различия существовали всегда, и указанные ступени давно выделены (достаточно вспомнить учебники по методике преподавания математики под редакцией С. Е.Ляпина [2]). Во-вторых, выделение этих двух ступеней в методической подготовке поддерживает и новый федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Педагогическое образование», в соответствие с которым в бакалавриате идет подготовка учителя математики для основной школы, а в магистратуре — для старшей школы.

С другой стороны, в рассматриваемой системе явно должна быть выделена содержательноуровневая структура. На первом уровне целесообразно изучать методику обучения математике как цели изучения на базовом уровне, на втором — то же самое, но рассматривать математику на профильном уровне и, наконец, на третьем — рассматривать методику обучения математике как средство формирования универсальных учебных умений и достижения метапредметных результатов. Кстати, этот уровень мы выделили как высший, так как он является наиболее сложным и пока еще недостаточно осмысленным и разработанным.

Должно измениться и содержание методической подготовки, причем как с точки зрения предметного содержания, так и с точки зрений технологий обучения. Необходимо для обязательного рассмотрения включить вопросы методики обучения стохастике, элементам логики, решению ситуационных (компетентностных) задач, а значит и математическому моделированию. В технологической составляющей содержания должны стать приоритетными развивающие технологии обучения математике, в частности развития самостоятельности и исследовательского потенциала учащихся. Особое место необходимо отвести рассмотрению специфики использования современных информационных технологий при обучении математике вплоть до дистанционного обучения. И, наконец, современные технологии оценки достижений учащихся в процессе обучения математике тоже должны найти место в содержании методической подготовки учителя математики.

Третье направление изменения системы методической подготовки связано с проблемами ее реализации. Традиционно подготовка будущего учителя осуществляется по классической схеме: сначала сообщаются знания в стенах вуза, а затем студенты на практике пытаются применить эти

знания. При этом сообщаемые знания можно условно назвать «фундаментальными» (возможно, не совсем правомерно из-за ярко выраженного прикладного характера методической науки), так как они отражают наиболее существенные стороны осуществления процесса обучения математике, независимо от конкретного учебника математики или конкретной методики.

Сегодня понятно, что такой путь организации профессиональной подготовки учителя недостаточно эффективен. Наиболее продуктивным является технология обучения, когда в процессе обучения анализируются и выделяются существенные особенности построения реального процесса обучения математике, которые затем обобщаются и включаются в систему профессиональных знаний. При этом может быть реализована и обратная связь, но она не должна быть ни единственной, ни даже приоритетной. Такой опыт реализации профессиональной подготовки учителя есть не только в нашей стране, но и за рубежом. Существенную помощь в реализации этой схемы осуществления методической подготовки могут оказать мультимедийные технологии, которые позволяют даже в вузовской аудитории наблюдать и анализировать реальный процесс обучения учащихся.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня как методика обучения математике, так и система методической подготовки будущего учителя математике, созданные в России, являются несомненным достижением нашей системы образова-

ния, которое высоко оценивается международным образовательным сообществом. Отвечая на актуальные и перспективные требования общества к уровню и качеству математического образования учащихся, они совершенствуются и развиваются. Направления этого развития связаны с новыми представлениями о роли математики в современном обществе и об ее влиянии на личностное становление человека.

1. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Качество педагогического образования в России (по результатам международного исследовния по изучению педагогического образования и оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS)» (заключительный). РАО. Институт содержания и методов обучения. Руководитель Г.С.Ковалева — http://teds.educ.msu.edu

2. Методика преподавания математики. Ч.І и II. Пособие для учителей и студентов педагогических институтов / Под общей ред. С.Е.Ляпина. Л.: Учпедгиз, 1955, 1956.

Bibliography (Transliterated)

1. Otchet o nauchno-issledovatel’skoj rabote po teme «Kachestvo pedagogicheskogo obrazovanija v Rossii (po re-zul’tatam mezhdunarodnogo issledovnija po izucheniju peda-gogicheskogo obrazovanija i ocenke kachestva podgotovki budushhikh uchitelej matematiki TEDS)» (zakljuchitel’nyj). RAO. Institut soderzhanija i metodov obuchenija. Ruko-voditel’ G.S.Kovaleva — http://teds.educ.msu.edu

2. Metodika prepodavanija matematiki. Ch.I i II. Posobie dlja uchitelej i studentov pedagogicheskikh institutov / Pod obshhej red. S.E.Ljapina. L.: Uchpedgiz, 1955, 1956.

404 Cтраница не найдена

Размер: A A A

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Сведения об образовательной организации

  • Главная

    Алтайский государственный педагогический университет: 150 образовательных программ.

  • Абитуриентам 2023
    • Абитуриентам 2023
    • Сроки проведения приема
    • Нормативная база
    • Колличество мест приема
    • Особое право/Индивидуальные достижения
    • Информация для поступающих
    • Списки поступающих/Рейтинги
    • Иностранным гражданам
    • Списки зачисленных
  • Вступительные испытания
    • Консультации
    • Расписание
    • Перечень вступительных испытаний
    • Программы вступительных испытаний
    • Дополнительные вступительные испытания
    • Вступительные испытания для лиц с ОВЗ
    • Консультации
    • Расписание
  • Абитуриентам 2022
    • Приемная комиссия
    • Направления, специальности, экзамены

      Направления, специальности, экзамены

    • Отдел аспирантуры
    • Правила и условия приема
    • Программы вступительных испытаний
      • Центр по работе с абитуриентами
      • Отдел аспирантуры
      • Документы и справки
      • Специальности и направления

        Направления, специальности, экзамены

      • Стоимость
      • Правила и условия приема
      • Общежитие
      • Программы вступительных испытаний
      • Иностранным гражданам
      • Поступающим с ОВЗ
    • Общежитие
    • Документы
    • Прием студентов принимаемых из зарубежных образовательных организаций
    • Статистика прошлых лет
    • Информация для поступающих
    • Списки зачисленных
    • Платное обучение
  • Школьникам
    • Психолого-педагогические классы
      • Психолого-педагогические классы
      • Новости
      • Документы
        • Договоры
        • Соглашения
      • Фотоальбом
      • Видео
      • Расписание
      • ПрофДебют
    • Олимпиады
    • Профильные смены
    • Подготовка к ЕГЭ
  • Аспирантура
  • Колледж

. .. в эфире «Международная панорама!» …

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы
1. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс / Э.И. Александрова. — М.: Вита-Пресс,
2019
. — 160 c.
2. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс / Э.И. Александрова. — М.: Вита-Пресс, 2020. — 184 c.
3. Александрова, Э. И. Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс / Э.И. Александрова. — М.: Вита-Пресс, 2017. — 112 c.
4. Александрова, Эльвира Ивановна Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс / Александрова Эльвира Ивановна. — М.: Вита-Пресс, 2018. — 483 c.
5. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций / А.В. Белошистая. — М.: Владос, 2016. — 774 c.
6. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. — М.: Книга по Требованию, 2016. — 456 c.
7. Белошистая, Анна Витальевна Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО МО РФ / Белошистая Анна Витальевна. — М.: Владос, 2016. —
984
c.
8. Бруновт, Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека / Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, Г.Я. Малахова, и др.. — М.: Просвещение; Издание 2-е, испр., 2019. — 302 c.
9. Виктор, Алексеевич Далингер Методика обучения математике в начальной школе 2-е изд. , испр. и доп. Учебное пособие для СПО / Виктор Алексеевич Далингер. — М.: Юрайт, 2016. — 111 c.
10. Виктор, Алексеевич Далингер Методика обучения математике в начальной школе 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / Виктор Алексеевич Далингер. — М.: Юрайт, 2016. — 831 c.
11. Далингер, В.А. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для СПО / В.А. Далингер. — М.: Юрайт,
2017
. — 819 c.
12. Далингер, В.А. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для академического бакалавриата / В.А. Далингер. — М.: Юрайт, 2017. — 529 c.
13. Дергунова, Наталья методика дифференцированного обучения математике студентов-социологов / Наталья Дергунова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 184 c.
14. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И. И. Целищева. — М.: Владос, 2018. — 192 c.
15. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. Сборник методических задач / Н.Б. Истомина. — М.: Ассоциация XXI век, 2016. — 256 c.
16. Козловский, О.В. 600 слов в минуту: Скорочтение: Современные методики обучения / О.В. Козловский. — М.: Рипол Классик,
2015
. — 304 c.
17. Лукьянова, Е. В. Методика обучения доказательству с использованием средств естественного вывода при изучении курса математики основной школы / Е.В. Лукьянова. — М.: Прометей, 2017. — 332 c.
18. Лукьянова, Е. В. Методика обучения доказательству с использованием средств естественного вывода при изучении курса математики основной школы. Монография / Е.В. Лукьянова. — Москва: Огни, 2016. — 134 c.
19. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум. — М.: Дрофа, 2015. — 320 c.
20. Наталья, Семеновна Подходова Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1. Учебник для академического бакалавриата / Наталья Семеновна Подходова. — М.: Юрайт, 2017. — 535 c.
21. Наталья, Семеновна Подходова Методика обучения математике в 2 ч. Часть 2. Учебник для академического бакалавриата / Наталья Семеновна Подходова. — М.: Юрайт, 2017. — 302 c.
22. Подходова, Н.С. Методика обучения математике в 2 частях. Часть 1. Учебник для академического бакалавриата / Н.С. Подходова. — М.: Юрайт, 2017. — 113 c.
23. Подходова, Н.С. Методика обучения математике в 2-х частях. Часть 2. Учебник для академического бакалавриата / Н.С. Подходова. — М.: Юрайт, 2019. — 957 c.
24. Рудницкая, В. Н. Математика. 3 класс. Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 264 c.
25. Рудницкая, В. Н. Математика. 3 класс. Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. — М. : Вентана-Граф, 2018. — 264 c.
26. Рудницкая, В. Н. Математика. 4 класс. Методика обучения / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 192 c.
27. Рудницкая, В.Н. Математика. 2 класс. Методика обучения. ФГОС / В.Н. Рудницкая. — М.: Вентана-Граф, 2016. — 687 c.
28. Рудницкая, В.Н. Математика. Методика обучения. 1 класс. ФГОС / В.Н. Рудницкая. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 824 c.
29. Стефанова, Н.Л. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / Н.Л. Стефанова. — М.: Дрофа, 2015. — 416 c.
30. Стефанова, Н.Л. Методика и технология обучения математике: Курс лекций / Н.Л. Стефанова. — М.: Дрофа, 2018. — 326 c.


Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными!

Книги, использованные при создании данного списка литературы:

Александрова Э. И.Методика обучения математике в начальной школе. 2 класс

Александрова Э. И.Методика обучения математике в начальной школе. 3 класс

Александрова Э. И.Методика обучения математике в начальной школе. 4 класс

Александрова Эльвира ИвановнаМетодика обучения математике в начальной школе. 1 класс

Белошистая А. В.Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций

Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций

Белошистая Анна ВитальевнаМетодика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО МО РФ

Бруновт, Е.П.; Зверев, И.Д.; Малахова, Г.Я. и др.Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека

Виктор Алексеевич ДалингерМетодика обучения математике в начальной школе 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО

Виктор Алексеевич ДалингерМетодика обучения математике в начальной школе 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата

Далингер В.А.Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для СПО

Далингер В. А.Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для академического бакалавриата

Дергунова Натальяметодика дифференцированного обучения математике студентов-социологов

Зайцева С. А., Румянцева И. Б., Целищева И. И.Методика обучения математике в начальной школе

Истомина Н.Б.Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. Сборник методических задач

Козловский, О.В.600 слов в минуту: Скорочтение: Современные методики обучения

Лукьянова Е. В.Методика обучения доказательству с использованием средств естественного вывода при изучении курса математики основной школы

Лукьянова Е. В.Методика обучения доказательству с использованием средств естественного вывода при изучении курса математики основной школы. Монография

[автор не указан]Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум

Наталья Семеновна ПодходоваМетодика обучения математике в 2 ч. Часть 1. Учебник для академического бакалавриата

Наталья Семеновна ПодходоваМетодика обучения математике в 2 ч. Часть 2. Учебник для академического бакалавриата

Подходова Н. С.Методика обучения математике в 2 частях. Часть 1. Учебник для академического бакалавриата

Подходова Н.С.Методика обучения математике в 2-х частях. Часть 2. Учебник для академического бакалавриата

Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Математика. 3 класс. Методика обучения

Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Математика. 3 класс. Методика обучения

Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.Математика. 4 класс. Методика обучения

Рудницкая В.Н.Математика. 2 класс. Методика обучения. ФГОС

Рудницкая В. Н.Математика. Методика обучения. 1 класс. ФГОС

Стефанова Н.Л.Методика и технология обучения математике. Курс лекций

Стефанова Н.Л.Методика и технология обучения математике: Курс лекций

Вход на сайт

Информация

В нашем каталоге

Околостуденческое

© 2009-2023, Список Литературы

Основная литература

  1. Иванова Т. А., Перевощикова Е.Н., Кузнецова Л.И., Григорьева Т.П. Теория и технология обучения математике в средней школе:Учеб. Пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов/Под ред. Т.А.Ивановой. Н.Новгород: НГПУ, 2009.

  2. Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе, 2010, №7.

  3. Программы средней общеобразовательной школы. Математика. – М.: Просвещение, 2003 (и далее).

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савиннов /. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1980.

  6. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Г.С. Черкасов, А.А. Столяр. — М.: Просвещение, 1985.

  7. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. – Саранск, 1999.

  8. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С., Орлов В.В. и др. Методика и технология обучения математике. Курс лекций. – М.: Дрофа, 2007

  9. Стефанова Н.Л., Подходова Н.С., Орлов В.В. и др. Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум. – М.: Дрофа, 2007.

  10. Учебники для 5-6 классов:

  1. Зубарева И., Мордкович А. Математика 5. – М.: Мнемозина, 2008.

  2. Зубарева И., Мордкович А. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2007.

  3. Виленкин Н., Жохов В., Чесноков А., Шварцбурд С. Математика 5. – М.: Мнемозина, 2006.

  4. Виленкин Н., Жохов В., Чесноков А., Шварцбурд С. Математика 6. – М.: Мнемозина, 2008.

  5. Дорофеев Г., Шарыгин И., Суворова С. Математика 5. – М.: Просвещение, 2007.

  6. Дорофеев Г.
    Дополнительная литература

    1. 1.Болтянский В.Г. Анализ – поиск решения задачи // Математика в школе. 1974. №1.-с.34-40.

    2. Болтянский В.Г. Использование логической символики при работе с определениями // Математика в школе. 1973. №5.-с.45-50.

    3. Болтянский В.Г. Как устроена теорема? // Математика в школе. 1973. №1.-с.41-49.

    4. Григорьева Т.П. Технология обучения правилам в системе развивающего обучения // Математика в школе. 1999. №2.-с.15-18.

    5. Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1990.

    6. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990.

    7. Дорофеев Г.В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. 1990. №6.-с.2-5.

    8. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: формирование приёмов учебной деятельности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

    9. Зубарева И., Мордкович А. Математика 5-6 классы: Методическое пособие для учителей. – М.: Мнемозина, 2007.

    10. Иванова Т.А. Гуманитаризация математического образования. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1998.

    11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.

    12. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

    13. Перевощикова Е.Н. Формирование диагностической деятельности у будущих учителей математики. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2000.

    14. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995.

    15. Столяр А.А. Педагогика математики. – Мн.: Высш. Школа, 1974.

    16. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. В 2 ч. – М.: Просвещение, 1992.

    17. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
Учебники для 2-ых классов по новым фгос
О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2012 году
Учебники для 5, 7 классов
Организация обучения учащихся на занятии: фронтальная, групповая (две команды разновозрастного состава), парная работа
Учебники для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная…
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени и. Д. Бувальцева
Учебники издательства «Мнемозина» по литературе, вошедшие в Федеральный…
Умк по литературе для 5-6 классов под ред. Г. И. Беленького. Авторы: М. А. Снежневская, О. М. Хренова, Э. Э. Кац
Давид Вениаминович Ривман Криминальная виктимология Серия «Учебники…
Р49 Криминальная виктимология — спб. : Питер, 2002. — 304 с. — (Серия «Учебники для вузов»)
Рабочая учебная программа Галиаскарова Ирина Рэмовна (учитель начальных…
Учебник: «Литературное чтение» для 2-ого класса. В 2-х ч. / Л. Ф. Климановой и др. «Просвещение» ОАО «Московские учебники», 2011…
Рабочая программа учителя начальных классов 1 класс г. Пермь 2011…
Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану
Рабочая учебная программа Хохловой Людмилы Павловны (учитель начальных…
Учебник: «Литературное чтение» для 2-ого класса. В 2-х ч. / Л. Ф. Климановой и др. «Просвещение» ОАО «Московские учебники», 2011…
Старшая школа Ступень Класс Учебный предмет, курс, дисциплина Программа…
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов, составленная на основе примерной программы к фкгс полного общего образования…
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической. ..
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской…


Тема

Биография математи ков

История развития науки

История происхождения терминов

Исторические задачи

Глава 1. Натуральные числа.

§1. Натуральные числа и шкалы.

3. Плоскость. Прямая. Луч.

+

5. Меньше или больше.

+

§2.Сложение и вычитание натуральных чисел.

6. Сложение натуральных чисел и его свойства.

+

10. Уравнение.

+

+

16. Степень числа. Квадрат и куб числа.

+

+

§4. Площади и объемы.

19. Единицы измерения площадей.

+

21. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.

+

+

Глава 2. Дробные числа.

§5. Обыкновенные дроби.

28. Смешанные числа.

+

29. Сложение и вычитание смешанных чисел.

+

+

+

§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.

33. Приближенные значения чисел. Округление чисел.

+

§7. Умножение и деление десятичным дробей.

38. Среднее арифметическое.

+

+

§8. Инструменты для вычислений и измерений.

40. Проценты.

+

42. Измерение углов. Транспортир.

+

43. Круговые диаграммы.

+

+

Тема

Биография математи ков

История развития науки

История происхождения терминов

Исторические задачи

Глава 1. Обыкновенные дроби.

§1. Делимость чисел.

7.  Наименьшее общее кратное.

+

§2. Сложение и вычитение дробей с разными знаменателями.

11. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

+

12. Сложение и вычитание смешанных чисел.

+

§3. Умножение и деление обыкновенных дробей.

19. Дробные выражения.

+

§4. Отношения и пропорции

25. Шар

+

Глава 2. Рациональные числа.

§5. Положительные и отрицательные числа.

27. Противоположные числа.

+

+

30. Изменение величин.

+

§6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

34. Вычитание.

+

§7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.

38. Свойства действий с рациональными числами.

+

§8. Решение уравнений.

42. Решение уравнений.

+

§9. Координаты на плоскости.

47. Графики.

+

Тема

Биография математи ков

История развития науки

История происхождения терминов

Исторические задачи

Раздел 1. Числа.

Глава 1. Натуральные числа и нуль.

1.3. Натуральные числа и нуль. Запись, чтение чисел.

+

+

1.6. Округление натуральных чисел.

+

Глава 2. Действия с натуральными числами.

2. 6. Упрощение вычислений.

+

Исторические страницы.

+

Любителям математики.

+

Раздел 2. Делимость.

Глава 3. Делимость натуральных чисел.

3.7. Единицы измерения времени.

+

Исторические страницы.

+

Раздел 3. Дроби.

Исторические страницы.

+

Любителям математики.

+

Раздел 4. Геометрические фигуры.

Исторические страницы.

+

Любителям математики.

+

Проекты.

+

Тема

Биография математи ков

История развития науки

История происхождения терминов

Исторические задачи

Раздел 1. Десятичные дроби.

Исторические страницы.

+

Раздел 2. Пропорции и проценты.

Глава 4. Пропорции.

4.4. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

+

4. 5. Решение задач на пропорции.

+

Исторические страницы.

+

Раздел 3. Положительные и отрицательные числа.

Исторические страницы.

+

Раздел 4. Понятие о действительных числах.

Исторические страницы.

+

Проекты.

+


  1. , Harvard University Press, Cambridge, Mass, USA, 1991.

  2. Н. Хомский, Картезианская лингвистика: глава в истории рационалистической мысли , Harper and Row, New Йорк, штат Нью-Йорк, США, 1966 г.

  3. У. Беван, «Современная психология: путешествие внутрь луковицы», American Psychologist , vol. 46, нет. 5, pp. 475–483, 1991.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  4. П. Кобб, Э. Якель и Т. Вуд, «Конструктивистская альтернатива репрезентативному взгляду на разум в математическом образовании, Journal for Research in Mathematics Education , vol. 23, нет. 1, стр. 2–33, 1992.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  5. Л. М. Розенблатт, «Письмо и чтение: теория транзакций», Tech. Rep. 13, Университет Карнеги-Меллона, Центр изучения письма, Питтсбург, Пенсильвания, США, 1988.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  6. А. Куоко, Э. П. Гольденберг и Дж. Марк, «Современный вопросы учебной программы: организация учебной программы на основе математических привычек», Учитель математики , том. 103, нет. 9, стр. 682–688, 2010.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  7. W.-M. Рот и Ю.-Дж. Ли, «Забытое наследие Выготского»: теория культурно-исторической деятельности, Review of Educational Research , vol. 77, нет. 2, стр. 186–232, 2007 г.

    Посмотреть по адресу:

    Сайт издателя | Google Scholar

  8. М. Л. Коннелл, Д. М. Пек, У. Бакстон и Д. Килберн, «Настоящее сотрудничество: анализ программы концептуальных изменений в элементарной математике», в Ежегоднике педагогического образования: Партнерство в сфере образования II , S. Odell and M.O. ‘Hair, Eds., стр. 255–274, Harcourt Brace and Javonovich, New York, NY, USA, 1994. How to Solve It , Princeton University Press, Princeton, NJ, USA, 1945.

  9. G. Bateson, Steps to the Ecology of Mind: A Revolutionary Approach to Man’s Understanding of Himself , Ballantine, New York, Нью-Йорк, США, 1972.

  10. Б. Рогофф, Обучение мышлению: когнитивное развитие в социальном контексте , издательство Оксфордского университета, Оксфорд, Великобритания, 1990.

  11. Ю. Лотман, «Текст в тексте», Советская психология , том. 24, нет. 3, pp. 32–51, 1988.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  12. H. Mehan, Learning Lessons , Harvard University Press, Cambridge, Mass, USA, 1979. 9.0002 Lygotsky
    3
    , «Сознание как проблема психологии поведения», Journal of Russian and East European Psychology , том. 17, нет. 4, стр. 3–35, 1979.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  13. Conference Board of the Mathematical Sciences, The Mathematical Education of Teachers II , The Mathematical Association of America, Washington, DC, USA , 2012.

  14. М. Ван ден Хойвель-Панхуизен, Дж. А. Миддлтон и Л. Стрифленд, «Задачи, созданные учащимися: простые и сложные задачи в процентах», For the Learning of Mathematics , vol. 15, нет. 3, стр. 21–27, 1995.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  15. Депаэпе Ф., Де Корте Э., Оп’т Эйнде П. и Вершаффель Л. Проценты преподавания в начальной школе: сравнительное исследование четырех стран, ” в Мощные среды для содействия глубокому концептуальному и стратегическому обучению , Л. Вершаффель, Э. Де Корте, Г. Канселар и М. Вальке, ред., стр. 147–171, Leuven University Press, Левен, Бельгия, 2005 г.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  16. С. Абрамович, «Математические концепции как новые инструменты в вычислительных приложениях», Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching , vol. 19, нет. 1, стр. 21–46, 2000.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  17. Г. Хатано, «Социальные и мотивационные основы математического понимания», Новые направления развития детей и подростков, , вып. 41, стр. 55–70, 2006.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  18. Г. Хатано и К. Инагаки, «Когда предполагается концептуальное изменение? Когнитивно-социокультурный взгляд», в Intentional Conceptual Change , G. M. Sinatra and P.R. Pintrich, Eds., стр. 407–427, Lawrence Erlbaum Associates, Mahwah, NJ, USA, 2003.

    Просмотр по адресу:

    Google Scholar

  19. Дж. В. Кнапп, «Преподавание поэзии через ВУЗ (гипотеза-эксперимент-инструкция)», Journal of Adolescent and Adult Literacy , vol. 45, нет. 8, стр. 718–729. , 2002.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  20. Ю. Кобаяши, «Концептуальное приобретение и изменение посредством социального взаимодействия», Human Development , vol. 37, нет. 4, стр. 233–241, 1994.

    Посмотреть по адресу:

    Google Scholar

  21. Дж. В. Верч и К. Тома, «Дискурс и обучение в классе: социокультурный подход», в Конструктивизм в образовании , Л. П. Стеффе и Дж. Гейл, ред., стр. 159–174, Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale, NJ, USA, 19.95.

    Просмотр по адресу:

    Google Scholar

  22. R. Noss and C. Hoyles, Windows на математическом значении , Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, The Netherlands, 1996.

  23. 9
    12712712712712712712712712712712 712712712712712712712 712712712712 712712712712712712711 2014 Сергей Абрамович и Майкл Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *