Методика обучения в педагогике это определение – Методы обучения — Википедия

Практические методы обучения в педагогике

Практические методы применяются в обучении для познания реальности, формирования умений и навыков, углубления знаний. Для этого используются такие приемы как планирование выполнения задания, постановка задач, оперативное стимулирование, контроль и регулировка, тестирование результатов, выявление и анализ ошибок. Практические методы применяются совместно с наглядными и словесными.
Из общего числа практических методов по своей структуре выделяются следующие:

  • метод упражнений,
  • метод лабораторных работ,
  • метод практических работ,
  • метод игры.

Упражнения

Определение 1

Под упражнением понимается целенаправленное, планомерное и циклическое выполнение действий, целью которого считается овладение этими действиями или улучшение их качества.

Для того, чтобы учащиеся в полной мере овладели этими действиями, необходимо без ошибок организовывать упражнения.

Рисунок 1. Характеристика практических методов обучения

Упражнения используются при изучении всех предметов и на всех этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависят от специфики учебного предмета, конкретного учебного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Следует отметить, что упражнения тесно связаны с развитием культуры речи, закономерного мышления, познавательных способностей детей.

По своей сущности упражнения делятся на 3 вида:

  1. Устные. Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, повествования, закономерного изложения информации и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Со временем они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.
  2. Письменные. Эти упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описание опытов и т.д.) составляют основу обучения. Их главное назначение — формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.
  3. Графические. К ним относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, создание альбомов, баннеров, выполнение зарисовок в ходе лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения совмещаются одновременно с письменными и решают общие учебные задачи. Использование их помогает учащимся гораздо лучше принимать, осмысливать и запоминать учебный материал, развивать пространственное воображение.

Отдельно рассматриваются учебные упражнения, имеющие производственно-трудовую тенденцию. Целью их считается использование теоретических знаний учащихся в трудовой работе. Кроме того, такие упражнения содействуют трудовому воспитанию детей.

Установлено, что если упражнения сопровождаются комментированием учителя и периодически повторяются, то они гораздо лучше и быстрее осваиваются учащимися. В целом, метод упражнений имеет самую большую эффективность среди практических методов обучения.

Лабораторный метод

Определение 2

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с внедрением устройств, применением инструментов и прочих технических устройств, то есть это исследование учащимися некоторых явлений при помощи специального оборудования. Лабораторные работы могут проводиться в иллюстративном либо исследовательском плане.

В основе лабораторного метода лежит самостоятельная деятельность учащихся по усвоению знаний, однако все работы проводятся под руководством педагога. Больше всего данный метод используется при изучении таких предметов, как химия, биология, физика. Он может применяться как индивидуально, так и в группах. Более успешным считается проблемный лабораторный метод, так как в период его проведения выдвигается гипотеза, планируется ее доказательство или опровержение, а также подбираются требуемые приборы и материалы лично самими учащимися.

Практический метод

Практический метод по своей структуре имеет много общего с лабораторным методом, однако отличается от него тем, что учащиеся используют на практике те знания, которыми они уже обладают. Таким образом, на первый план выдвигается умение применять на практике теоретические знания.

Практический метод содействует углублению знаний и умений, доводит до совершенства качество решения задач, учит исправлять ошибки и контролировать свои действия, активизирует познавательную деятельность. В практическом методе выделяются следующие этапы:

  • педагог знакомит учащихся с теорией вопроса;
  • проводится инструктаж;
  • показывается пример;
  • выполняется работа;
  • задание контролируется, проверяется и оценивается.

Практические работы, как правило, проводятся после изучения крупных тематических разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как в классе, так и за его пределами, например на пришкольном участке. Практический метод лучше других содействует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, содействует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, трудолюбие. У детей формируются навыки кропотливой организации трудового процесса (осознание целей будущей работы, постановка задач и выбор их решения, создание плана работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, подведение итогов).

Познавательные игры

Познавательные игры создают такие ситуации, которые в полной мере моделируют окружающую действительность. Основная цель учащихся при этом – найти из такой ситуации выход. Это содействует стимулированию познавательного процесса.

Рисунок 2. Характеристика практических методов обучения

В процессе игры у ребят вырабатывается умение концентрироваться, думать самостоятельно, развивается внимание, желание узнавать новое. Увлекшись, дети и не замечают, что учатся: пополняют запас знаний, развивают фантазию. Даже самые слабые и пассивные дети с удовольствием включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

Игра также оказывает большое влияние на чувственно-эмоциональную сферу. Она создает у учеников психологический настрой, формирует положительное отношение к деятельности, а также позволяет повторять один и тот же материал разнообразно и увлекательно.

В последнее время особенно популярны стали симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести конкретные качества. Также применяются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация мыслей. Под генерацией понимается такая деятельность, в ходе которой учащиеся активизируют (генерируют) свои мысли для решения поставленной задачи. Инсценизация же может проявляться в самых разных формах: диалог на заданную тему, заранее подготовленное театрализованное представление и т.д.

Следует отметить, что познавательные игры являются в большей степени нетрадиционными методами обучения, однако сегодня они регулярно внедряются в образовательный процесс и дают значимые результаты.

spravochnick.ru

Методы обучения в педагогике

Классификация методов обучения

Замечание 1

Успех обучения зависит в первую очередь от используемых методов обучения.

Определение 1

Метод обучения представляет собой систему поэтапных и взаимосвязанных способов работы педагога и учащихся, направленную на достижение определенных дидактических задач.

Выделяют несколько методов обучения:

  • практические,
  • наглядные,
  • словесные,
  • опыты и эксперименты,
  • моделирование,
  • игровые методы.

Практические методы

К практическим методам можно отнести упражнения, схемы, иллюстрации, познавательные игры. Данный метод лучше других приучает ребенка к добросовестному выполнению заданий. У детей в результате использования данного метода формируется привычка правильно организовывать трудовой процесс, который базируется на осознании цели предстоящей работы, анализе задач и условий их решения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых материалов, тщательном контроле качества выполняемой работы, анализе и выводах.

Основным из практических методов является упражнение, то есть планомерное, организованное, повторяющееся выполнение действий для овладения целью упражнения или повышения качества.

Дидактические игры прекрасно сочетаются с учением. Включение игровых моментов в процесс обучения делает его интересным, занимательным, создает рабочее настроение у детей, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Игра – это могущественный рычаг умственного развития детей.

Наглядные методы

К наглядному методу относится демонстрация и наблюдение. Наглядность способствует прочному запоминанию. Наглядные методы можно применять на любых этапах педагогического процесса. Они обеспечивают образное, всестороннее восприятие, служат опорой для развития мышления.

Особенно наглядные методы важны в дошкольном возрасте, когда основными формами мышления являются наглядно-образная и наглядно-действенная, а понятийная форма мышления в этом возрасте проявляется только в простейших формах.

Наглядность должна отражать реальную окружающую действительность, соотноситься с уровнем развития ребенка, по содержание и оформлению быть высокохудожественной.

Определение 2

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.

С помощью данного метода педагог направляет вектор восприятия ребенка на выделение основных признаков в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами.

В обучении используются наблюдения различного типа:

  • за изменением объектов;
  • распознающего характера;
  • репродуктивного характера.

Наблюдения также можно классифицировать на следующие виды:

  • кратковременные;
  • длительные.

Словесные методы

К словесным методам обучения относятся объяснение, чтение, беседа, рассказ.

Эффективность методов этой группы имеет зависимость от культуры речи педагога, от общего уровня его образности, эмоциональной выразительности и доступности его объяснений для детского понимания.

Опыты и эксперименты

Метод опытов и экспериментов подразумевает воздействие обучаемого на объект для познаний его свойств и связей. Опыты и эксперименты бывают нескольких видов:

  • демонстрационные, когда педагог самостоятельно проводит опыт и демонстрирует его ученикам;
  • фронтальные, при которых объекты эксперимента находятся у детей.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.

Замечание 2

Экспериментирование является методом обучения, если используется для передачи ученикам новых знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, но само решение ребенку предстоит найти самостоятельно.

Базой познавательной активности детей в экспериментировании являются возникающие противоречия между уже сложившимися знаниями и навыками и новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникают в процессе экспериментирования. Источником познавательной активности служит преодоление этого противоречия.

Моделирование

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Мышление ребенка при использовании этого метода развивают при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для него форме скрытые свойства и связи определенного объекта.

Основой метода моделирования является принцип замещения, когда реальный предмет замещается другим предметом, изображением или условным знаком.

spravochnick.ru

Методы преподавания: особенности, классификация и рекомендации

Разнообразные методы преподавания (языка в том числе) позволяют педагогам вести рациональное и эффективное обучение школьников и студентов. Федеральные образовательные стандарты второго поколения включают раздел, посвященный данному вопросу.

Страницы истории

Во времена существования Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии между странами велась оживленная торговля, существовали культурные связи, поэтому уже тогда появились первые методы преподавания иностранного языка. Особое внимание уделялось латинскому языку, который на протяжении пятнадцати столетий считался основой европейской культуры. Владение им считалось показателем образованности человека. Для обучения этому языку использовался переводной метод преподавания, который впоследствии был заимствован при изучении немецкого, французского, английского языков. Естественный метод преподавания решал практическую задачу – обучение навыкам разговорной речи.

Что такое методы обучения

Метод преподавания — это важнейший компонент учебного процесса. Без использования определенных приемов и методик нельзя реализовать поставленные цели, сделать процесс содержательным и качественным.

В отечественной педагогике термин «метод преподавания» подразумевает не только общее обучение, но и применяется для рассмотрения отдельных разделов — теории и практики.

Современные методы преподавания являются многоаспектным, сложным педагогическим явлением. Под ними принято подразумевать варианты достижения поставленной цели, совокупность операций и приемов теоретического либо практического освоения действительности, решение конкретных задач в зависимости от преподаваемой учебной дисциплины.

Метод преподавания является системой целенаправленных действий педагога, организующей практическую и познавательную деятельность обучающегося, которая обеспечивает усвоение им содержания образования.

Значимость методических приемов

Именно благодаря педагогическим приемам и методикам осуществляется взаимодействие ученика и учителя, решаются разнообразные учебно-воспитательные задачи.

Многие отечественные ученые убеждены в том, что метод обучения в преподавании любой учебной дисциплины является главным инструментом профессиональной деятельности педагога. Подразумевается не только организация обучающей работы учителя и учебно-познавательной деятельности школьника, но и взаимосвязь между ними, а также деятельность, которая направлена на достижение воспитательных, развивающих, образовательных целей обучения.

Для того чтобы активизировать познавательную деятельность воспитанников, педагог выступает в качестве наставника, с помощью которого ученик приходит от незнания к знанию, от полного отсутствия знаний к прочной базе.

С содержательно-логической стороны методы преподавания в школе являются теми логическими способами, благодаря которым школьники осознанно овладевают умениями, знаниями, навыками. В настоящее время их можно считать формой движения, реализации содержания образования.

Классификация

В связи с появлением разнообразных названий методы преподавания дисциплин должны быть разделены по определенным признакам и компонентам. Среди основных признаков, по которым их подразделяют на отдельные группы, выделяют:

  1. Присутствие (отсутствие) при обучении первоначального запаса знаний. Для данной группы характерно использование смешанных, переводных, прямых методов обучения.
  2. Соотношение теории и практики формирования навыков разговорной речи. В данной группе применяют сознательно-сопоставительные, практические обучающие методики.
  3. Применение специфических психических состояний обучающихся, изучающих любые учебные дисциплины. Предполагается применение релаксации, аутотренинга, состояния сна.
  4. Альтернативные (суггестивные) и традиционные (стандартные) технологии обучения учебным дисциплинам.

Кроме того методы и приемы преподавания иностранного языка делятся по способу организации учебной деятельности на две группы. Управление умственной деятельностью может взять на себя педагог либо сами обучающиеся.

Основные методики обучения

В дидактике выделяют методы обучения по специфике деятельности обучающихся и учителя. Это:

  • работа с учебной литературой;
  • рассказ;
  • демонстрационные эксперименты;
  • инструктажи;
  • беседы;
  • упражнения;
  • лекции.

По источнику приобретения знаний

ФГОС второго поколения допускают использование преподавателем любой учебной дисциплины наглядных, словесных методик.

Например, при изучении химии оптимальным будет применение сочетания наглядности и лабораторных экспериментов. Благодаря проблемному обучению осуществляется мотивация познавательного интереса к изучению этой сложной, но интересной науки.

На уроках географии педагог активно использует наглядные таблицы, а на истории предлагает ребятам видео, описывающее исторические события, чтобы вместе со своими воспитанниками построить логическую цепочку.

Благодаря моделированию проблемных ситуаций на уроках обществознания ребята получают информацию о социальных и общественных отношениях, самостоятельно решают конкретные задачи, предлагаемые педагогом данной учебной дисциплины.

Аналитический метод

Он использовался во Франции, в Англии, в Швейцарии, а вот в России практически не применялся. Основой этого способа обучения выступала лексика. Для создания достаточного словарного запаса осуществлялось механическое заучивание учениками оригинальных литературных произведений на родном и иностранном языках, затем использовался построчный дословный перевод, анализировался смысл прочитанного.

Швейцарец Александр Шованн был убежден в том, что приступать к полноценному обучению можно только после того, когда у школьников будут сформированы навыки владения родным языком, а также иными учебными дисциплинами, касающимися выбора будущей профессии: математики, физики, биологии, географии, химии.

Именно им было предложено параллельное изучение родного и иностранного языков, основывающееся на связи нескольких учебных дисциплин. Вместо абстрактного изучения грамматики данный подход предполагал анализ разнообразных ситуаций, накопление словарного запаса. Только после того, как у учащегося был сформирован достаточный запас слов, учитель приступал к объяснению теоретических основ.

В современной школе формы и методы преподавания подразделяют по степени активности школьников на объяснительный, поисковый, иллюстративный, проблемный, исследовательский виды. Их используют педагоги разных предметов, стараясь синтезировать несколько методик с учетом индивидуальных особенностей детей.

По логичности подхода методы, помимо аналитического, делят также на дедуктивный, индуктивный, синтетический.

Методика Гамильтона

Джеймс Гамильтон базировал образовательный процесс на использовании оригинальных текстов, а также на применении подстрочного дословного перевода. Этот подход нашел применение при преподавании литературы, русского, иностранного языков.

Сначала учитель многократно прочитывал текст, затем его озвучивали ученики, далее анализировались отдельные фразы. Специфика работы педагога заключалась в том, что начальный текст повторялся многократно, причем и коллективно, и индивидуально каждым учеником.

Грамматический анализ осуществлялся после того, как педагог понимал, что чтение текста осуществляется школьниками осознанно, они полностью вникли в его смысл. Акцент делался на формировании навыков устной речи.

Технология Жакото

Жан Жакото считал, что любой человек способен добиться поставленной им цели, поскольку имеет для этого неплохие природные данные. Он был уверен в том, что любой оригинальный текст включает в себя необходимые языковые факты, усвоив которые, ученик сможет овладеть грамматической основой иностранной речи, понять теоретические основы любого предмета научного и гуманитарного цикла.

В психологии подобный метод называется аналогией, в современной школе его применяют на уроках химии, биологии, географии, математики.

Особенности педагогического процесса

На протяжении длительного промежутка времени процесс обучения в школе состоял из трех ступеней:

  • мнемической части, предполагающей механическое заучивание предложенного образца;
  • аналитической части, состоящей в анализе приобретенной информации;
  • синтетической части, которая заключалась в использовании полученных знаний применительно к новому материалу.

С целью закрепления новых знаний в процессе обучения использовались письменные и устные упражнения, рассказы, лабораторные и практические работы, разбор отдельных фрагментов текста, диалоги.

Лексико-переводной метод стал более прогрессивным вариантом обучения школьников языку и другим учебным дисциплинам, поэтому он востребован и в настоящее время.

Смешанный метод

Он довольно активно использовался в 30-е годы ХХ века в нашей стране. Суть его заключалась в развитии речевой деятельности, в которой в качестве приоритетов выделялось обучение чтению. Перед учителями общеобразовательных школ была поставлена задача воспитания патриота своей страны, умеющего общаться на нескольких языках, знающего основы математики, физики, химии, биологии, географии.

Методисты были убеждены в том, что необходимо подразделять материал на рецептивный и продуктивный виды. На начальном этапе подразумевалось «практическое» изучение материала на интуитивном уровне, не уделялось должного внимания его осознанию.

Заключение

В настоящее время среди многочисленных методов и приемов, применяемых учителями общеобразовательных школ, системно-деятельностный коммуникативный метод является одним из самых прогрессивных. Он применяется педагогами разных учебных дисциплин и состоит в использовании научного материала, рассматриваемого на уроках, в качестве средства социализации, межличностного общения.

Новые государственные федеральные стандарты, внедренные в образовательные учреждения, направлены на формирование у обучающихся стремления к саморазвитию, самосовершенствованию, поэтому педагоги активно используют в своей работе технологии личностного обучения, индивидуального подхода, проектную и исследовательскую деятельность, технологию создания проблемых ситуаций.

fb.ru

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики. Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наб-людения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения:

1) сплошные и дискретные наблюдения;

2) открытые и конспиративные;

3) лонгитюдные и ретроспективные.

2. Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов:

1) тесты для выявления успеваемости учащихся;

2) тесты для определения профессиональной предрасположенности;

3) тесты для выявления уровня интеллекта;

4) тесты для выявления креативности.

3. Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных.

В практике наиболее популярны три вида методов:

1) беседа;

2) интервьюирование;

3) анкетирование.

4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают:

1) глобальные;

2) локальные.

Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

5. Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.

В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов:

1) «мысленный»;

2) «стендовый»;

3) констатирующий;

4) созидательно-преобразующий;

5) контрольный.

«Мысленный» – воспроизведение экспериментальных действий и операций в уме. «Стендовый» аналогичен ролевой игре, в которой участвуют испытуемые в реальной обстановке педагогического процесса.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования, изучая проблему лишь поверхностно. Он использует такие исследовательские методики как анкетирование, беседы, наблюдение и др. По окончании констатирующего эксперимента делается вывод об актуальности и степени важности данной проблемы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

Страница 41 из 90

41. Понятие и сущность метода и приема обучения

Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части.

Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру – индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

На сегодняшний день педагогика располагает множеством методов обучения, эффективность которых во многом зависит от индивидуальной методической системы педагога и способов и характера его взаимодействия с учащимися.


libsib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *