Методика психокоррекции личности по розенцвейгу – Методика психокоррекции личности (Розенцвейг)

Тест Розенцвейга (детский вариант)

Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.




Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов теста

Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

По направлению реакции подразделяются на:

  • Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
  • Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
  • Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

По типу реакции делятся на:

  • Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
  • Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
  • Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Для обозначения направления реакции используются буквы:

  • Е – экстрапунитивные реакции,
  • I – интропунитивные реакции,
  • М – импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующи

www.psyvsem.ru

Предисловие

В своей повседневной жизни человек постоян но оказывается в состоянии неуверенности в пра вильности своего выбора. Он не уверен, что пра вильно выбирает профессию, что безошибочно определяет спутника жизни, даже в более мелких своих предпочтениях быть абсолютно уверенным он не может.

Человек далеко не всегда может правильно опи

сать свое состояние и свои душевные качества, да и, как правило, не стремится это делать из за от сутствия склонности к самокопанию или из за за ложенных в нем психологических комплексов. Доверять мнению окружающих можно также не в каждом случае, поскольку взгляд со стороны еще не гарантирует точности и достоверности наблюде ния. Спрашиваемый человек может быть негативно настроен по отношению к объекту исследования, что неизбежно проявится в данной им характе ристике, либо, в противоположном случае, когда он питает к объекту исследования самые лучшие чув ства, его отзыв будет затушевывать неприглядные стороны личности и выставлять на первый план до стоинства и положительные характеристики. По мочь человеку в сложном деле принятия правильно го решения и объективного определения своих способностей и задатков предназначены тесты.

Тесты — относительно недавнее изобретение, их профессиональная разработка и активное ис пользование начались только в XIX в., а первый

всплеск популярности пришелся на время Первой

мировой войны. Первоначально употреблявшиеся исключительно в медицине, позже они значительно расширили область своего применения и стали ак тивно использоваться в педагогике, а позже и в пси хологии.

Некоторые тесты приобрели настолько боль шую известность, что их наименования известны людям, даже весьма далеким в сфере своей дея тельности от психологии (например, тест Айзенка или опросник Юнга). По мнению многих исследова

телей, тесты, даже если и не претендуют на абсо лютную достоверность, могут свести к минимуму конфликты между людьми и обеспечить относи тельное спокойствие в рамках семьи или рабочего коллектива. Сейчас все чаще работодатели начи нают предлагать своим потенциальным сотрудни кам тесты в качестве основного способа проверки их знаний и особенностей характера с целью обес

печения максимально возможного психологиче ского комфорта и возможностей для выполнения работы.

Результаты тестов, практически всегда неожи данные, способны вызвать у людей самые разно образные эмоции — от приятного удивления до гневного отрицания как результата самого теста, так и вообще тестирования в качестве способа изу чения человеческих способностей. Недавно в Гер мании было основано общество, членами которого стали ярые противники всевозможного тестирова ния, уверенные в том, что правду с помощью тако го метода установить все равно не удастся, а полу ченная информация в какой то мере претендует на разглашение интимных подробностей жизни чело века. Впрочем, этой точки зрения придерживаются только немногие, в то время как остальные с уве ренностью вверяют свою личную жизнь и свою карьеру результатам тестирования.

Существует несколько основных разновидностей тестов: профессиональные, личностные и интеллек

туальные. Кроме того, тесты могут подразделяться

и в зависимости от способа подачи информации на вербальные (словесные) и графические (рисунки), но чаще всего используется самый обыкновенный опросник, предполагающий наличие нескольких ва риантов ответа, один из которых является правиль ным, а остальные полностью или частично не под падают под эту категорию. Графические тесты, как правило, используются при проверке наблюдатель ности и внимания, а также в тестах на исследование интеллекта.

studfiles.net

55Проективные методики интерпретации (тат, сат, тест сонди, тест Розенцвейга).

тест Розенцвейга.Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

А. Ситуация препятствия «я» (эгоблокинговые). В этих ситуациях какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, сбивают с толку, словом, любым прямым способом фрустрируют субъекта. Существуют 16 ситуаций этого типа.

Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения. Его призывают к ответственности или обвиняют другие. Таких ситуаций 8.

Протоколируется общее время теста. Когда испытание заканчивается, приступают к опросу. Субъекта просят прочесть один за другим его ответы, и экспериментатор подчеркивает особенности, например, интонации голоса, которые позволяют интерпретировать ответы согласно системе оценок. Если ответ короток или относится к очень редким, экспериментатор должен в процессе опроса уяснить его смысл.

Случается, что субъект плохо понимает ситуацию, хотя в этом случае само напоминание может быть значимым, опрос позволяет получить новый ответ, после того как субъекту объяснен смысл ситуации

Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. Взрослая версия теста применяется с 15 лет, в интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста, поскольку они сопоставимы по характеру содержащихся в каждой из них ситуаций. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен . быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

ТАТпредставляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц — чистый белый лист. Обследуемому предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже).

В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском).

САТ Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) разработан Леопольдом и Соней Беллак и относится к классу интерпретативных методик, где проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов, установок личности. С помощью данной методики можно выявить:

ведущие потребности и мотивы

особенности восприятия и отношения ребенка к родителям (в том числе к родителям как к супружеской паре)

особенности взаимоотношений ребенка с сиблингами

содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка

особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов

агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации

динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Время проведения теста — 30-40 мин.

Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: » Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас.» В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу.

После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т.п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребенок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста.

Лучше держать все картинки за пределами взгляда ребенка, т.к. маленькие дети имеют тенденцию играть со всеми картинками сразу, выбирать их случайно для рассказывания историй.

Картинки были пронумерованы и упорядочены в определенной последовательности по определенным соображениям, поэтому следует показывать их в определенном порядке. Если ребенок беспокойный, можно уменьшить тест до тех нескольких картинок, которые освещают специфические проблемы. Так, ребенку, который определенно имеет проблему конкуренции с братом или сестрой, можно дать картинки 1 и 4 и т д.

Тест Сонди проективный личностный тест, разработан швейцарским врачом, психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди в 1947 году.

Тест Сонди базируется на положении, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет с помощью теста Сонди ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

Стимульный материал состоит из 48 стандартных карточек с портретами людей с психическими рас­стройствами (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая форма шизофрении, параноидная шизофрения, депрессия, мания). Карточки-портреты разделены на шесть серий по восемь штук (по одному портрету от каждой категории больных). Об­следуемому предлагается во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся.

Основное психодиагностическое обследование влечений со­стоит из двух частей. Первая его часть заключается в выборе две­надцати симпатичных и двенадцати несимпатичных портретов, она диагностирует те импульсивные влечения и эго-функции, которые благодаря своей эпизодической актуальности выходят на передний план личности. Эта часть эксперимента называется «первым заходом», а профиль «первого захода» называется «про­филем переднего плана» (ППП). Таким образом, для диагности­ки первого захода используются 24 портрета из 48 предложенных.

Вторая часть обследования состоит из выбора тех 24 портре­тов, которые остались невыбранными в первом заходе. По ре­зультатам второй части составляется вывод об импульсах вле­чений той части личности, которая осталась на заднем плане (т. н. профиль заднего плана (ПЗП)).

Время проведения – 15-20 мин.

Тест предназначен для работы с детьми старше 10 лет и взрослыми. Так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики Сонди универсальна, тест Сонди может использоваться для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности.

Предмет диагностики: Диагностика содержания и структуры человеческих побуждений, оценка эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений.

Методика может использоваться:

в клинической практике, психологическом консультировании и психотерапии — для уточнения содержания проблем и возможностей клиентов, выявления уровня стресса и эмоциональных расстройств, оценки эффективности психологической и фармакологической коррекции, судебно-психологической экспертизы,

в управлении персоналом и профессиональном консультировании — для профориентации и профотбора, оценки профессионального потенциала сотрудников, прогнозирования их поведения в экстремальных ситуациях и эффективности решения различных задач, выбора способов мотивирования.

studfiles.net

48. Методика рисуночных ассоциаций Розенцвейга: теоритический конструкт

Тест занимает промежуточное место между тестом ассоциации слов и тестом тематической апперцепции. Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

В 1934 Розенцвейг опубликовал «эври­стическую» классификацию типов реакций фрустрации, к. он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Более совершенная формулировка теории появилась в 1938.

В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает 3 уровня психол. защиты организма. 1. Клеточный (иммунологический) уровень, психобиол. защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий. 2.Автономный уровень — защита организма в целом против общих физических агрессий. В психол.м плане этот уровень соответствует страху, стра­данию, ярости, а на физиол. — биологическим изменени­ям типа «стресса». 3.Высший кортикальный уровень (защита «я») заключает в себе защиту личности против психол. агрессии. Это-уровень, включающий гл. обр. теорию фрустрации.

Розенцвейг различает два типа фрустрации. 1. Первичная, или лишение. Образуется, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием. 2. Вторичная. Характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетво­рению потребности.

В ответах защиты «я» также различают два типа. 1.Адаптивный ответ. Оправдан существующими обстоятельст­вами. Например, индивид не обладает необходимыми способностями и проваливается в своём предприятии. Если он обвиняет в провале себя — его ответ адаптивен. 2.Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале, который вызван на самом деле ошибками др.людей.

Фрустрация как психическое состояние может быть: типичной для характера человека; нетипичной, но выражающей начало возникновения но­вых черт характера;эпизодической, преходящей

49Тест фрустрационных реакций Розенцвейга: интерпритация1944г.

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Испытуемый идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. Поэтому полученный профиль ответов считают характерным для самого субъекта. Достоинства: высокая ретестовая надёжность, способность поддаваться адаптации на различных этнических популяциях.

Регистрируемые тенденции характеризуют динамику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом своего поведения в ситуации фрустрации.

При интерпретации следует придерживаться корректного описания динамических характеристик и воздерживаться от выводов, претендующих на диагностическую ценность. Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста.

«Полный» профиль фрустрационных реакций с относительно пропорциональным распределением значений по факторам и категориям — способность человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы преодоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. Отсутствие в профиле каких-либо факторов — соответствующие способы поведения, даже если они потенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации не будут реализованы.

Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных индивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов индивидуального профиля соответствуют средним групповым показателям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней границы допустимого интервала.

Превышающее нормативы значение экстрапунитивной категории Е — показатель повышенных требований, предъявляемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки. Высокое значение интропунитивной категории I отражает склонность испытуемого предъявлять завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности.

Категории, характеризующие типы реакций, также анализируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям.

Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реагирования субъекта в ситуациях препятствия.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *