Методика Рокича: ценностные ориентации
Основной оценкой познания и определения мировоззрения конкретной личности в психологии вот уже многие годы остается методика «Ценностные ориентаций» Рокича — знаменитого американского психолога, родившегося в Польше. Под ценностью Милан Рокич понимал предпочтение индивидуумом одних целей и способов существования другим. По его мнению, эти предпочтения оказывают влияние на любые общественные явления.
Содержание
- 1 Суть и цели методики
- 2 Ход проведения и оценка результатов исследования
Суть и цели методики
Милан Рокич различает 2 категории человеческих ценностей:
- терминальные (ценности-цели) — те, что отвечают за цели индивидуального существования;
- инструментальные (ценности-средства) — те, что формируют образ действий человека и способствуют достижению целей.
На этой системе и основана методика Рокича, ценностные ориентации по которой изучаются на основании прямого ранжирования списка предложенных понятий.
Проведение данного исследования и оценка его результатов важны для оказания помощи при консультации касательно профессиональной ориентации в условиях смены места работы или вида деятельности.
Кроме того, в крупных предприятиях исследование по методике ценностных ориентаций Рокича проводится с целью диагностики сплоченности коллектива и корпоративной культуры.
Оно помогает разглядеть скрытые и даже неосознаваемые убеждения и установки сотрудников и руководителей, которые отражают отношение человека к коллегам и к рабочей деятельности.
Обладать подобной информацией важно, поскольку именно это отношение формирует реальное поведение работника. Проводиться исследование может также:
- с целью изучения мотивационной среды у сотрудников;
- для предотвращения сопротивления всякого рода переменам;
- для определения поведенческих правил и стандартов в организации;
- на консультациях по проблемам, связанным с карьерным ростом.
Ход проведения и оценка результатов исследования
Так, испытуемому предлагается набор из 18 терминальных, а затем 18 инструментальных ценностей в алфавитном порядке. Исследование проводят в том числе и с использованием вместо карточек списка, где указываются все ценности.
В первом случае респондент не торопясь, обдуманно раскладывает карточки в порядке убывания значимости предложенных ценностей именно для него от наиболее значимого к наименее значимому. Такая форма подачи материалов методики является, по мнению специалистов, наиболее предпочтительной, и полученные этим способом результаты считаются более надежными. Во втором варианте испытуемый просто присваивает каждой ценности из списка порядковый номер, с помощью которого расставляет их в системе собственных ценностных ориентаций.
Список ценностей указан в таблице:
Терминальные: | Инструментальные: |
Активная деятельная жизнь | Аккуратность |
Жизненная мудрость | Воспитанность |
Здоровье | Высокие запросы |
Интересная работа | Жизнерадостность |
Красота | Исполнительность |
Любовь | Независимость |
Материальная обеспеченность | Нетерпимость к недостаткам (в том числе и к собственным) |
Наличие настоящих друзей | Образованность |
Общественное признание | Ответственность |
Познание | Рациональность мышления |
Продуктивная деятельность | Самоконтроль |
Развитие | Смелость при отстаивании своего мнения |
Свобода | Чувственность |
Семейное счастье | Терпимость |
Счастье других | Широта взглядов |
Возможность для творчества | Твердая воля |
Различные удовольствия | Честность |
Уверенность в себе | Эффективность деятельности |
Во время изучения результатов следует уделить внимание прежде всего наличию закономерностей в ответах.
Если таковых выявить не удалось, то, вероятно, у испытуемого не сформирована система ценностей. Кроме того, возможно, что его ответы были не вполне искренними.
Важно также представить структуру системы, определить основополагающие ценности, особенно стоит отметить возможные противоречия в лидирующих ценностях обоих списков.
При индивидуальной диагностике можно получить немало информации, проведя с респондентом дополнительные исследования. Например, можно попросить его расположить эти ценности таким образом, словно это делает идеальный в его представлении человек. Или можно предложить вариант, который даст возможность заглянуть в будущее. Например, расположить ценности так: словно это он через 5/10/15 лет.
Оценка результатов, проведенная на должном профессиональном уровне, поможет психологу сделать вывод об идеалах, иерархии целей и средств, представлениях о нормах поведения, которые служат испытуемому эталоном.
Методики исследования ценностных ориентаций у студентов
» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Курбатова Анна Валерьевна, магистр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методики исследования ценностных ориентаций у студентов
Статья просмотрена: 352 раз
Дата публикации: 9.01.2019
УДК 37.03
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Курбатова Анна Валерьевна
магистрант
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования ценностных ориентаций у студентов. В статье речь идет об анализе наиболее подходящих методик исследования ценностных ориентаций студентов. Выбранные методики позволят наиболее эффективно определить ценностные ориентации студентов.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, методика.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Ценностные ориентации — это психологический орган, механизм личностного роста и саморазвития, носящий развивающийся характер и представляющий собой динамическую систему. Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе.
Для определения характерного содержания системы ценностей современных студентов была использована методика М. Рокича. [1] Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич различает два вида ценностей:
а) Терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.
б) Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей и 18 наименований инструментальных ценностей. Тест-анкета выдавалась испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая — 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов — значимые; 7-12 баллов — менее значимые; 13-18 баллов — не имеющие значения.
Терминальные ценности включают следующие:
1) активная, деятельная жизнь;
2) жизненная мудрость;
3) здоровье;
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства;
6) любовь;
7) материально обеспеченная жизнь;
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание;
10) познание;
11) равенство;
12) самостоятельность;
13) свобода;
14) счастливая семейная жизнь;
15) творчество;
16) уверенность в себе;
17) удовольствия.
Инструментальные ценности:
1) аккуратность;
2) воспитанность;
3) высокие запросы;
4) чувство юмора;
5) исполнительность;
6) независимость;
7) непримиримость к недостаткам;
8) образованность;
9) ответственность;
10) рационализм;
11) самоконтроль;
12) смелость в отстаивании своего мнения;
13) твердая воля;
14) терпимость к взглядам и мнениям других;
15) широта взглядов;
16) честность;
17) эффективность в делах;
18) чуткость.
Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой «блоков». Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).
Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования.
Однако стоит отметить, что в 1992 году Шалом Шварц разработал опросник, используя методику Рокича, изменив, расширив и усовершенствовав её концептуальную базу. Значительная часть слов-индикаторов в опроснике Шварца была заимствована именно из списка Рокича (21 пункт), а остальные из различных международных исследований и из текстов по религиоведению. [2]
Шварц, заново проанализировал некоторые из ранее собранных данных и предложил типы ценностей, которые отчасти подтвердили выделенную Рокичем теорию из двух векторов ценностей. На основе имеющихся сведений Шварц и разработал новую теорию исследования ценностных ориентаций. Полученные данные Шварц использовал для моделирования теоретически обоснованной методики, охватывающей широкий спектр ценностей. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения как групповых ценностей, так и ценностей отдельного человека.
В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные.
Опросник состоит из двух частей:
Первая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на личность, но не всегда проявляются в социальном поведении. Эта часть состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Опрашиваемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от «Противоречит моим ценностям» (-1) до «Важнейшая в моей жизни» (+7).
Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, которые чаще других проявляются в поведении человека. Вторая часть состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов.
Оценка каждой позиции по собственной шкале (а не ранжирование, как делал Рокич), позволяет исключить фактор взаимозависимости значений предлагаемых характеристик. Наличие отрицательного пункта шкалы позволяет выявить ценности, от выражения или распространения которых люди стремятся воздерживаться в своем поведении.
Также мы использовали весьма оригинальную методику А.П. Вардомацкого – аксибиографическая методика, направленная на выявление жизненных ценностей отдельных индивидов или социальных групп. Она основана на методе интервью. Каждый респондент заполняет 15 карточек, записывая 15 наиболее важных событий как из своего прошлого, так и из предполагаемого (желаемого) будущего. В ходе беседы с респондентом, исследователь пытается выявить ценностное содержание каждого события, проникнуть в более глубокие слои ценностного сознания респондента. Так, последовательным образом, для каждого события, отмеченного респондентом, выявляется ценность самого высокого уровня обобщения. На выходе получается набор ценностей, характеризующий данного человека или данную группу.
Таким образом, мы изучили ряд известных методов межкультурных исследований ценностей. Среди них мы отобрали самые оригинальные и эффективные, на наш взгляд, методики – психологический опросник С. Шварца и аксибиографическая методика А.П. Вардомацкого. Эти разнообразные методики позволили нам привлечь к исследованию различные методы – наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование. Это необходимо для всестороннего анализа такого сложного феномена, как ценностные ориентации.
Список литературы:
- Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. — Т.1. — М., 2000.- С. 25 — 29.
- Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. — 1987. — Vol.58. — № 5. — P.550-562.
Комментарии:
Rokeachs «Ценностные ориентации»-метод: толкование и медвежьи ставки по результатам
På 1900-талант, основанный на американском психологе Милтоном Рокичем. Han ägnade nästan hela sin karriär åt studiet av sociala och personliga värderingar. Даже Мильтон был учителем психиатра. Men han är känd som utvecklaren av ett unikt koncept for individens värdeorientering. Och denna Rokeach-teknik är mycket känd över hela världen. Samt testet utifrån det. Мужчины сначала до кварна.
Allmänna bestämmelser
Rokeachs method är uppbyggd kring idín att ett värde är en fast tro på den фундаментальные предпочтения для något specifikt (världsbild, sätt att vara, syfte med livet и т. д.). Мужчины psykologen menar också att det inte finns så många av dem.
Milton delade upp dem alla i två typer — терминальный и инструментальный. De förra är övertygelserna om att det yttersta målet for varje people exists verkligen är värt det.försök nå det.
Den andra typen av värden kallas toolsala. Dessa är я sin tur uppfattningar ом det faktum att en viss egendom hos en person eller ett sätt för hennes handler alltid och i alla positioner förblir en Prioritet.
Det vill säga, den första typen påverkar målen for individuella Existensen, och den andra — metoderna for att uppnå dem och handlessätt.
Специфика
Rokeachs method går också ut på att analysera värderingar och dela in dem i grupper, vilket är logiskt, eftersom alla övertygelser referrar until vissa områden i livet. Följaktligen finns det personliga värderingar och Professionalellt självförverkligande, ekonomiskt (materiellt) och andligt. Den Instrumentella typen som nämns ovan inkluderar föreställningar om kommunikation, etik, affärer, altruism, självbekräftelse, andra manniskor.
Rokeachs method är, som praktikenvisar, intressant och effektiv. Dess fördel ligger i mångsidighet, ekonomi och bekvämlighet. Det är mycket lätt att «undersöka» en person med dess hjälp, samt bearbeta resultaten. Och värdelistor (annars kallat stimulusmaterial) kan varieras och instruktioner kan ändras.
Сант, vissa lyfter fram bristerna. Dessa inkluderar sociala oönskade egenskaper och sannoliheten for att personen som går med på testet kommer att vara ouppriktig.
Hur går studien to?
Så, vad är M. Rokeachs method — det är klart. Hur går testet?
En person erbjuds två värdelistor (инструментальный и терминал). вид 18 иналла. Я выбрал форму spelar det i princip ingen roll. De finns vanligtvis på A4-ark i form av en lista eller på kort.
När en person har fått materialet for denne i uppdrag atttildela ett nummer to varje värde. Först måste han ta itu med terminallistan och седан med verktygslistan.
Психолог сом rutinmässigt administrerar sådana test kan ställa frågor som for dem närmare försökspersonens preferencessystem. Ofta är де intresserade av hur värderingar förverkligas я Hans liv. Svaret ges vanligtvis i procent. De kan också fråga hur en person Skulle ordna kort for 5 или 10 или седан. Eller hur människor nära honom Skulle fördela dem. Frågor kan leda to andra, mer personliga frågor, så det är mycket viktigt att testningen är frivillig och helst utförs ansikte mot ansikte.
Список 1
Ну кан дю список прямо де begrepp сом inkluderar метод «Значения ориентации» av Rokeach. Den första listan är termisk. Den innehåller följande begrepp:
- aktivt liv.
- Висдом.
- Хельса.
- Roligt jobb.
- Конст оч натур.
- Kärlek och intimitet.
- Финансовая отчетность.
- Har lojala vänner.
- Respekt och erkännande av andra människor.
- En chans att lära sig.
- Шельвутвеклинг.
- Möjligheten att leva produktivt («до полного» användning av framtidsutsikter och möjligheter).
- Underhållning och fritid.
- Oberoende och frihet.
- Lycka i det personliga live.
- Möjligheten att vara creativ.
- Вертронде.
- Andra människors lycka.
Så, det här är de 18 värdena som terminallistan innehåller. På korten anges vanligtvis deras bredare определение inom parentes, men även så kan du förstå vad som menas.
Список 2
Men det är inte allt som Rokeach-metoden inkluderar. Bearbetningen av resultaten utförs av psykologen först efter att personen har behandlat varje lista. Och här är vad den andra toolsalen innehåller:
- Rydighet.
- Gott uppförande.
- Förmågan att njuta av livet.
- Höga krav på manniskor och världen.
- Престанда.
- Независимость.
- Kan inte acceptera brister (både hos dig själv och andra).
- Интеллектуал и развитие.
- Ансвар.
- Рационализм.
- Självkontroll.
- Мод, мод.
- Твердая воля.
- Толераны.
- Бредсинт, инга «ramar».
- Эрлайт.
- Hårt arbete och produktivitet.
- Omtänksamhet, känslighet.
Som du kan se skiljer sig listorna i grunden. Åtminstone genom att den andra listan innehåller begrepp referrade to personliga egenskaper, som ofta spelar en roll i processen att uppnå det som angavs i den första.
Hur klarar man testet?
I början sades det att varje värdetildelas ett serienummer. Минимум är 1, максимум är 5. Enheter är värden som inte har något värde. Två – де сом я принцип кан вара viktiga. Tre — värden med en viss, specifik betydelse. For det fjärde — viktiga uttalanden. Och de fem — vad en person sätter framför allt.
Hur bestämmer man resultatet?
Detta är ett viktigt ämne. Resultaten enligt Rokeach-metoden bestäms vanligtvis av psykologen, eftersom han också genomför testet. Men generellt sett är det värt att berätta hur det görs.
Så, testet syftar to att studera en person värderingar. För att bättre förstå innebörden av hans handler eller handler. Resultaten bestäms av den så kallade reliabilitetsskalan. Den är utformad for att bestämma hur mycket en person vill att hans handler ska utvärderas positivt av andra. Och ju högre resultatet är, desto mer motsvarar motivet den så kallade «godkända» bilden. Men den kritiska tröskeln for det allmänt accepterade testet är 42 poäng. Om resultaten översteg det, är de antigen opålitliga och personen var oärlig, eller så sitter en komplex person framför psykologen.
Men inte poängen som en person fick genom att sätta siffror på värden tas med i beräkningen. Psykologen hanvisar до тилфорлитлайгхетскалан. Om en person to exempel sätter en femma på ett påstående som referrar to en negativ skala, såtildelas han 1 poäng. Det som har ett negativt värde, markerade han med ett? Sedan ger de honom en «femma». Vågen är mycket voluminos, men med den om så önkaskan konsulteras individuellt.
tolkningar
Så generellt sett är det tydligt vad Rokeachs «Värdeorientering»-метод är. Att bearbeta resultaten är en psykologs uppgift, men det är värt att prata lite om tolkningar. Det finns flera.
Det finns en tolkning av Rokeachs method for livsvärderingar. Om denna version av testet används, visar det sig enligt dess results att en person överväger sitt huvudmål — självutveckling, andligtilfredsställelse, kreativitet, social interaktion, престиж и уважение, prestation och framgång, rikedom och индивидуалитеt bevarandet, av person.
Det finns en tolkning av livets sfärer. Под тестом Visar Det Sig vilket område som är det viktigaste for en person — Professionalell, utbildnings-, familje-, social, rekreations- eller fysisk aktivitet.
Dessa är de två vanligaste tolkningarna. Det är док inte förvånande varför de är det. En tolkning syftar to att klargöra en person inre värld. Оч ден андра — тилл ханс иттре вэрлд оч ден сфар дар хан эр беквэм атт экзистентера. Док Båda är oupplösligt forbundna.
Vad ska jag veta mer?
Методика «Вердеориентирование» — оценка положительных результатов. Även psykologer noterar att det är det mest utarbetade och pålitliga. Inte konstigt, eftersom Milton Rokeach är grundaren av principen om värderingar.
Ochdess effektivitet har bevisats. Olika studier genomfördes — och mest aktivt deltog naturligtvis unga i dem: skolbarn och studenter. Särskilt гимнастика. Och de flesta av dem sätter hälsa och familjeliv, vänner, karlek, ekonomisk rikedom och självförtroende i första hand som slutvärden. Из инструментального инструментария valde många munterhet, ansvarstagande, god avel, tolerans och flit. Detta val är inte förvånande. Dessutom är det correkt och förutsägbart.