Методика томаса стратегия поведения в конфликтных ситуациях: Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К.Томас)

Содержание

Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К.Томас)

Методика служит для диагностики выраженности у испытуемых стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Для описания типов поведения людей в конфликтах К.Томас применяет двумерную модель, основополагающими измерениями, в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.

Соответственно этим двум измерениям Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление к отстаиванию своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс — уступка в ответ на уступку;

4) избегание – отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей;

5) сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Опросник К.Томаса для выявления типа поведения в конфликтных ситуациях

Инструкция: «Вам предлагается 30 пар суждений. В каждой паре Вы должны выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения. Поставьте в регистрационном листе, в соответствующем месте буквы А или Б.»

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б.  Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б.  Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Ключ к методике диагностики стилей поведения в конфликте К.

Томаса

 

Соперничество (соревнование):

А: 3, 8, 10, 17, 25, 28;

Б: 6, 9, 13, 14, 16, 22.

Сотрудничество:

А: 5, 11, 14, 19, 20, 23;

Б: 2, 8, 21, 26, 28, 30.

Компромисс:

А: 2, 4, 13, 22, 26, 29;

Б: 7, 10, 12, 18, 20, 24.

Избегание:

А: 1, 6, 7, 9, 12, 27;

Б: 5, 15, 17, 19, 23, 29.

Приспособление:

А: 15, 16, 18, 21, 24, 30;

Б: 1, 3, 4, 11, 25, 27.

Интерпретация результатов теста К.Томаса для выявления выраженности стратегий поведения в конфликте

 

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Тест Томаса стратегия поведения в конфликте


Тест Томаса стратегия поведения в конфликтной ситуации – известнейшая методика анализа поведения в конфликте американских психологов.

Тест Томаса стратегии поведения в конфликте не просто определяет типичный стиль выхода из конфликта, но и дает возможность обдумать другие варианты разрешения ситуации и выработать тактику лучшей стратегии из пяти возможных.

1. Приспособление. Данный стиль следует сознательно выбирать в двух случаях. Когда предмет конфликта не очень важен для Вас, но очень важен для второй стороны конфликта и когда отношения с другой стороной гораздо важнее для Вас, чем предмет конфликта.

Теоретический пример с апельсином. Вы отдали апельсин своему другу.

Жизненный пример. Вы запланировали встречу с друзьями, с которыми давно не виделись. Но Ваша дочь просит посидеть с внуком, так как ей нужно уйти на собеседование. В этой ситуации Вы понимаете, что встреча с друзьями менее важна, чем возможность найти работу для Вашей дочери.

2. Уклонение/игнорирование. Самая подходящая стратегия в ситуации, когда предмет конфликта не очень важен Вам, а последствия его отстаивания для Вас не выгодны.

Теоретический пример с апельсином. Апельсин не достается ни Вам, ни второй стороне.

Жизненный пример. Вам может быть спокойнее проигнорировать хамство в Ваш адрес от пьяного пассажира общественного транспорта, чем ввязываться в открытый конфликт с ним. Или Вы обнаружили, что Вам не верно пробили чек в магазине на незначительную сумму. Но Вы понимаете, что, если вернетесь в магазин на машине, сумма на бензин будет выше, чем сумма, которую Вам вернут из-за ошибки кассира.

3. Соперничество/конкуренция. Применяется, когда для Вас очень важен предмет конфликта. У Вас есть силы, время, деньги на соперничество. Вторая сторона конфликта – человек, отношения с которым Вам не нужны и Вы считаете, что он обладает меньшими ресурсами, чем Вы и поэтому проиграет в конфликте.

Теоретический пример с апельсином. Вы купили последний апельсин в буфете, хотя слышали, что человек, стоящий в очереди за Вами, тоже планировал купить его.

Жизненный пример. Вы хотели бы зарегистрировать брак в красивое число. Но когда Вы пришли в ЗАГС, оказалось, что Вам и еще нескольким парам места на это число уже не осталось. Сотрудник ЗАГСа посоветовала съездить в соседний ЗАГС. Вы слышите, что другие пары вызывают такси, чтобы ехать туда. Поэтому быстрее ловите машину и оказываетесь в нужном ЗАГСе раньше них.

4. Компромисс. Применяется, когда отношения между сторонами конфликта важнее для обоих, нежели предмет конфликта. Поэтому каждая из сторон делает взаимные уступки, удовлетворяя свои интересы лишь частично, при этом сохраняя отношения.

Теоретический пример с апельсином. Вы хотели бы съесть целый апельсин, но делите его с другом пополам.

Жизненный пример. Одному из супругов предлагают работы в другом городе. Вы не хотите уезжать, так как здесь остаются Ваши родители и друзья. Но Вы понимаете на сколько это значимо для второй половины. Поэтому соглашаетесь на переезд с условием, что на новогодние каникулы, майские праздники и 2 недели в году в отпуске Вы проводите с родителями.

5. Сотрудничество. Предмет конфликта в этом случае – не поле битвы, а площадка для поиска решений, являющихся максимально выгодными обеим сторонам.

Теоретический пример с апельсином. Прежде чем делить апельсин, Вы озвучиваете другу, что хотели бы добавить его в салат и спрашиваете, какие планы на апельсин были у него. Если он планировал съесть его – то Вы делите апельсин пополам. Но, возможно, ему была нужна кожура для цукатов. И тогда каждый из Вас сможет на 100% удовлетворить свои интересы.

Жизненный пример. Ваша коллега по работе публикует на своей странице в социальной сети фотографию с корпоратива, где хорошо получилась она и не удачно Вы. У вас много общих друзей в соц. сети и Вам бы не хотелось, чтобы они видели Ваше не лучшее фото. Вы объясняете это коллеге и просите ее удалить фото. Она оставляет фото, удалив в фотошопе Вашу фотографию.

Тест Томаса на конфликтность не имеет правильных (хороших) и не правильных (плохих) результатов. Те стратегии, которые Вы выбираете чаще всего и та стратегия, которую Вы выбрали в конкретном случае можно оценивать только с точки зрения на сколько выбранный вариант наиболее эффективен в конкретной ситуации.

На нашем сайте Вы можете пройти тест Томаса онлайн.

Читайте также

Камское устье

Камское устье – жемчужина Татарстана

Йошкар-Ола

Йошкар-Ола — город с европейской архитектурой, «маленькая Венеция»

Вятская Швейцария

Скалы и водопад — удивительные природные достопримечательности для Кировской области, на которые обязательно нужно посмотреть

Понимание стратегий конфликтного поведения: модель Томаса-Киллмена

Конфликт неизбежен. На самом деле, по оценкам, в среднем в Соединенных Штатах конфликт может стоить работодателям до 1 миллиона долларов в год. Хотя конфликт неизбежен, это не означает, что эффективное решение недостижимо.

Давайте посмотрим на модель Томаса-Килмана.

Модель Томаса-Килманна предполагает, что все думают по-разному и по-разному решают конфликты, но эти различия можно преодолеть. Эта модель требует следующих шагов:

  • Поймите, что все люди разные;
  • Знайте, что существуют разные режимы разрешения конфликтов;
  • Изучите свои способы разрешения конфликтов и;
  • Изучите другие стили конфликта и как их использовать

С помощью этих шагов мы можем узнать, как мы справляемся с конфликтами, как с ними справляются другие, и как объединять эти идеи для разрешения конфликта.

На рабочем месте эта модель может помочь как сотрудникам, так и руководителям научиться лучше работать друг с другом. Это поможет рабочему месту работать более плавно и комфортно.

Понимание того, что все люди разные

Первый шаг кажется самым простым, но его может быть и труднее всего запомнить.

Вступая в конфликт с кем-либо, важно помнить, что образ вашего мышления может не совпадать с образом мышления другого человека. Это не значит, что вы неправы или другой человек неправ, это просто означает, что каждый из вас отличается.

Итак, во время этих конфликтов подумайте, откуда исходит противоположная точка зрения.

Повысьте вовлеченность сотрудников менее чем за две минуты

Начните бесплатно уже сегодня.

Бесплатная регистрация

Например, группа, работающая над созданием службы написания исследовательских работ, посвященной помощи в курсовых работах, может иметь разные представления о том, как работает компания. В этой ситуации важно подумать о том, откуда каждый член группы исходит в своих идеях.

Если вы не готовы учитывать чужие точки зрения, это может усилить конфликт и снизить производительность.

Знание различных способов разрешения конфликтов

Основываясь на идее о том, что каждый думает по-разному, у всех есть разные способы разрешения конфликта. Согласно модели Томаса-Килмана, существует пять режимов разрешения конфликтов:

  • Конкуренция;
  • Вместительный;
  • Избегание;
  • Сотрудничество и;
  • Компрометация

Каждый из этих способов разрешения конфликтов различается по двум параметрам: уровень настойчивости и уровень сотрудничества.

Уровень напористости стиля разрешения конфликтов показывает, насколько вы заинтересованы в собственных интересах. Сотрудничество, с другой стороны, показывает, насколько хорошо человек с определенным стилем разрешения конфликтов заботится об интересах других.

Модель Томаса-Килмана также работает с прибором Томаса-Килмана (TKI). Эта оценка занимает от 15 до 20 минут и помогает вам определить, к каким методам разрешения конфликтов вы склоняетесь.

Конкурирующий режим обработки конфликтов

Конкурирующий режим разрешения конфликтов является наиболее напористым и наименее склонным к сотрудничеству из всех способов разрешения конфликтов. Если кто-то использует этот стиль обращения, он с большей вероятностью будет преследовать свои собственные интересы даже за счет интересов других.

Индивидуумы с этим режимом разрешения конфликтов, вероятно, будут использовать все возможное, чтобы выиграть спор, например, особенно хорошие навыки ведения дебатов или даже использование ранга. Эти люди активно отстаивают свою позицию в споре.

Приспосабливающийся режим разрешения конфликтов

С другой стороны, приспосабливающийся режим разрешения конфликтов является очень кооперативным и не очень напористым.

В этом режиме разрешения конфликтов вы, скорее всего, пожертвуете своей позицией в пользу согласия с другими сторонами.

Это может быть стиль, на который опираются из-за чувства самопожертвования ради более широкой картины. Однако его также могут использовать люди, которые действительно не любят конфликтов и готовы пожертвовать своим мнением в споре, чтобы избежать их.

Изображение: Stock Snap

Режим предотвращения конфликтов

Говоря о ненависти к конфликтам, если вы ненавидите конфликты, вы также можете использовать режим предотвращения конфликтов. Его также можно использовать, если кто-то не чувствует, что имеет большую долю или твердое мнение в конфликте.

Режим предотвращения конфликтов не является ни напористым, ни кооперативным. Вместо того, чтобы выбрать сторону, эти люди, скорее всего, не будут преследовать ни свои собственные интересы, ни интересы кого-либо еще, участвующего в конфликте.

Сотрудничество Режим разрешения конфликтов

Сотрудничество полностью противоположно избеганию. Этот способ разрешения конфликтов сочетает в себе сильные стороны напористости и сотрудничества.

Если у вас есть режим совместной обработки, вы, вероятно, будете рассматривать обе стороны конфликта, смотреть на основные проблемы и находить решение, которое подходит для всех.

Режимы совместного разрешения конфликтов предполагают больше обсуждений, чем споров, и поиск решения, учитывающего все проблемы.

Режим обработки конфликтов компрометации

Режим обработки конфликтов компрометации близок к режиму совместной обработки конфликтов. В то время как совместный режим работы немного более напорист, когда человек берет на себя ответственность за взаимовыгодный разговор, компромисс в равной степени является напористостью и сотрудничеством.

При рассмотрении конфликта с компромиссным подходом вы, скорее всего, посмотрите на обе стороны проблемы и найдете золотую середину.

Одно из самых больших различий между этим и совместным урегулированием конфликтов заключается в том, насколько глубоко рассматривается проблема. В то время как совместный режим больше фокусируется на разборе проблемы и поиске источника проблемы, компромиссный режим пытается найти быстрое решение проблемы, объединяя несколько идей в единое решение.

Помните о своем способе разрешения конфликтов. Изучите другие стили конфликтов и способы их использования.

Теперь, когда вы знаете основы модели Томаса-Килмана, вы можете применять ее на практике. Для начала выясните, какой режим разрешения конфликтов вы используете чаще всего с оценкой TKI.

Затем найдите время, чтобы глубже изучить этот конфликтный стиль.

Самое главное, найдите время, чтобы узнать о моделях, которые используют окружающие вас люди, и выяснить, как разные модели конфликта могут работать вместе.

Резюме

Суть модели Томаса-Килмана в том, что все люди разные.

Хотя это может вызвать конфликт, его также можно использовать для облегчения конфликта. Узнав, как вы справляетесь с конфликтами и как с ними справляются окружающие вас люди, вы сможете понять, как эти стили могут работать вместе для достижения общей цели.

Об авторе

Мэри Хэмптон — писательница и чрезвычайно мобильный представитель современной рабочей силы. Она пишет для Essaypro.com о технологиях, образовании, маркетинге, бизнесе и онлайн-СМИ.

Возьмите инструмент Томаса-Килмана | Улучшите способы разрешения конфликтов

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ДВУМЯ АВТОРАМИ ИНСТРУМЕНТА THOMAS-KILMANN
оценка TKI!»

 

 

ОБЗОР ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ ИТК

Поскольку нет двух людей с абсолютно одинаковыми ожиданиями и желаниями, конфликт является естественной частью нашего взаимодействия с другими людьми. TKI — это онлайн-оценка, которая занимает около пятнадцати минут. Интерпретация и материалы обратной связи помогут вам узнать о наиболее подходящих способах разрешения конфликтов.

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: хотя доктор Ральф Килманн всегда называл свой ИТК «инструментом» или «инструментом оценки» (чтобы подчеркнуть его нейтральные, непредвзятые намерения, поскольку нет правильных или неправильных ответов как таковых) , оценка ИТК, тем не менее, также упоминается как «тест ИТК» или «анкета ИТК» или, в более общем смысле, «Модель конфликта ИТК».

Прибор Томаса-Килманна уже более сорока лет является лидером в области оценки разрешения конфликтов. Этот инструмент не требует специальной квалификации для администрирования. Он используется консультантами по персоналу (HR) и организационному развитию (OD) в качестве катализатора для начала обсуждения сложных вопросов и облегчения изучения того, как способы разрешения конфликтов влияют на личную, групповую и организационную динамику. TKI также широко используется посредниками, переговорщиками и многими практикующими тренерами (руководители, карьерные коучи, бизнес-тренеры, лайф-коучи и т. д.).

Более 8 000 000 копий TKI было опубликовано с 1974 года. Помимо родного английского языка, TKI также доступен на нескольких других языках: испанском (европейском и латиноамериканском), французском, португальском (бразильский), датском, голландский, шведский, японский, русский, немецкий, итальянский и китайский (традиционный и упрощенный).

Прибор Томаса-Килманна предназначен для измерения поведения человека в конфликтных ситуациях. «Конфликтные ситуации» — это ситуации, в которых интересы двух людей кажутся несовместимыми.

В таких конфликтных ситуациях мы можем описать поведение человека по двум измерениям: (1) напористость, степень, в которой человек пытается удовлетворить свои собственные интересы, и (2) сотрудничество, степень, в которой человек пытается удовлетворить интересы другого человека.

Эти два основных аспекта человеческого поведения (напористость и готовность к сотрудничеству) можно затем использовать для определения пяти различных способов реагирования на конфликтные ситуации:

  1. Конкуренция — это напористость и отказ от сотрудничества: человек преследует свои собственные интересы за счет другого человека. Это режим, ориентированный на власть, в котором вы используете любую власть, которая кажется подходящей, чтобы завоевать собственное положение — вашу способность спорить, ваше положение или экономические санкции. Конкурировать означает «отстаивать свои права», отстаивать позицию, которую вы считаете правильной, или просто пытаться победить.
  2. Приспособление  ненастойчиво и требует сотрудничества — полная противоположность соперничеству. Приспосабливаясь, человек пренебрегает своими заботами, чтобы удовлетворить заботы другого человека; в этом режиме есть элемент самопожертвования. Уступчивость может принимать форму бескорыстной щедрости или милосердия, подчинения приказу другого человека, когда вы бы предпочли этого не делать, или уступки чужой точке зрения.
  3. Избегание  неуверенно и отказывается от сотрудничества — человек не преследует ни свои собственные интересы, ни интересы другого человека. Таким образом, он не разрешает конфликт. Избегание может принимать форму дипломатического обхода проблемы, откладывания проблемы до лучших времен или просто ухода из угрожающей ситуации.
  4. Сотрудничество  является одновременно настойчивым и кооперативным — полная противоположность избеганию.
    Сотрудничество предполагает попытку работать с другими, чтобы найти какое-то решение, которое полностью удовлетворяет их интересы. Это означает копание в проблеме, чтобы точно определить основные потребности и желания двух людей. Сотрудничество между двумя людьми может принимать форму изучения разногласий, чтобы учиться на опыте друг друга, или попытки найти творческое решение межличностной проблемы.
  5. Компромисс  умерен как в напористости, так и в готовности к сотрудничеству. Цель состоит в том, чтобы найти какое-то целесообразное, взаимоприемлемое решение, частично удовлетворяющее обе стороны. Он занимает промежуточное положение между соперничеством и приспособленчеством. Компромисс дает больше, чем конкуренция, но меньше, чем компромисс. Точно так же он решает проблему более непосредственно, чем избегание, но не исследует ее так глубоко, как сотрудничество. В некоторых ситуациях компромисс может означать разделение разногласий между двумя позициями, обмен уступками или поиск быстрого компромиссного решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *