Методики изучения ценностных ориентаций личности: Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности

2. Методика изучения ценностных ориентаций личности (м. Рокич)

Цель:

Ценности — понятие, используемое в философии, социологии и психологии для обозначения объектов, явлений, идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих как эталон должного.

Ценностные ориентации (ЦО) — 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости; 3) индивидуальные или групповые представления о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности.

ЦО включают мотивационный и мировоззренческий компоненты.

Рокич М. выделяет 2 класса ценностей: 1) терминальные (ценности-цели) — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

2) инструментальные (ценности-средства) — убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Процедура проведения исследования: Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 пунктов в каждом списке) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает в порядке значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов, гибкость, возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, вероятность дачи неискренних ответов. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.

Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке, и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»

«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как это сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет тому назад?»

«Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические ценности и конформические ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная для Вас ценность останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

Здоровьесбережение

Документы

<hr> <b> <h4>ДОКУМЕНТЫ:</h4> </b> <a href=»http://sch5.spb.ru/upload/docs/Documents/Uchreditelnie/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%20%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%92%20(%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9)%20%D0%BE%D1%82%2023.08.2017.pdf» target=»_blank»></a><a href=»http://sch5.spb.ru/upload/docs/Documents/Uchreditelnie/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%20%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%92%20(%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9)%20%D0%BE%D1%82%2023.08.2017.pdf» target=»_blank»></a> <ul> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/upload/docs/Documents/Uchreditelnie/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BD%20%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%92%20(%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9)%20%D0%BE%D1%82%2023.08.2017.pdf» target=»_blank»>Устав ГБОУ СОШ № 5 Василеостровского района Санкт-Петербурга</a></li> <li><a target=»_blank» href=»http://sch5. spb.ru/sveden/document/%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F.pdf»>Лицензия на осуществление образовательной деятельности с приложением</a></li> <li><a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf»>Свидетельство о государственной аккредитации с приложением</a></li> <li><a href=»/sveden/document/ПФХД от 11.09.2017.pdf» target=»_blank»>План финансово-хозяйственной деятельности</a></li> <li><a href=»/documents/Гос.задание от 11.09.2017.pdf» target=»_blank»>Государственное задание</a></li> <li><a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B.pdf»>Программа развития Государственного буджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 Василеостровского района на 2016-2020 гг. </a></li> <li><a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/documents/others/index.php»>ФГОС ОВЗ / ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ В КЛАССАХ ОВЗ</a></li> </ul> <hr> <ul> </ul> <b>Локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:<br> </b><br> — локальные нормативные акты, регламентирующие правила приема обучающихся:<br> <ul> <li><a title=»Правила приема на обучение на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» href=»/upload/docs/Documents/pravilapriemagbou5.pdf» target=»_blank»>Правила приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования</a></li> </ul> — локальные нормативные акты, регламентирующие режим занятий обучающихся:<br> <ul> <li><a href=»http://sch5. spb.ru/sveden/education/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%202017-2018-Document-20170909143247.pdf» target=»_blank»>Календарный учебный график</a>  (включая <a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/education/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%202017-2018-Document-20170909143247.pdf#page=2″ target=»_blank»>Режим занятий обучающихся</a>)</li> </ul> — локальные нормативные акты, регламентирующие формы и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:<br> <a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9. pdf»> </a> <ul> <a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9E%D0%B1%20%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9.pdf»> </a> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80.%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%93%D0%91%D0%9E%D0%A3%20%D0%A1%D0%9E%D0%A8%20%E2%84%96%205.pdf» target=»_blank»>Регламент по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведения электронного дневника и электронного журнала учащегося</a></li> <li><a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5. pdf»>Положение о внутришкольном контроле</a></li> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%8D%D0%BB.%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0.pdf» target=»_blank»>Положение о ведении электронного классного журнала</a></li> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D1%82.%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87.1%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2.pdf» target=»_blank»>Положение о безотметочной системе оценивания обучающихся 1-х классов</a></li> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D1%83%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8. pdf» target=»_blank»>Положение о порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и экстернов</a></li> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4.%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7.%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D0%B5.pdf» target=»_blank»>Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающегося</a></li> </ul> — локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся:<br> <ul> <li><a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf»>Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся</a></li> </ul> <ul> </ul> <hr> <b><a href=»http://sch5.spb.ru/school_life/vospitatelnaya-rabota/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80. %D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%BA%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F.pdf» target=»_blank»>Правила внутреннего распорядка обучающихся</a><br> </b><br> <b><a target=»_blank» href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0.pdf»>Правила внутреннего трудового распорядка</a><br> </b><br> <b><a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80.pdf» target=»_blank»>Коллективный договор</a><br> </b><br> <b><a href=»http://sch5.spb.ru/sveden/document/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E%202016-2017%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%20(4). pdf» target=»_blank»>Отчет о результатах самообследования</a></b><br> <b> </b> <hr> <p> <b>Документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе:</b><br> </p> <p> </p> <p> <b> </b> </p> <p> </p> <ul> <li>Платные образовательные услуги не оказываются</li> <li>Документ о порядке оказания платных образовательных услуг не принимался в связи с тем, что платные образовательные услуги не оказываются</li> <li>Образец договора об оказании платных образовательных услуг не размещен в связи с тем, что платные образовательные услуги не оказываются</li> <li>Документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе не издавался в связи с тем, что платные образовательные услуги не оказываются</li> </ul> <p> </p> <p> <b><br> </b> </p> <p> <b>Документ об установлении размера платы за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате:</b> </p> <p> </p> <ul> <li>Условия для проживания обучающихся в интернате <b>отсутствуют</b></li> <li>Документ об установлении размера платы за содержание детей, проживающих в интернате, <b>не издавался</b></li> </ul> <p> </p> <p> <b><br> </b> </p> <p> <b>Документ об установлении размера платы за содержание детей в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования:</b> </p> <p> </p> <ul> <li>Плата за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации <b>не взымается</b></li> <li>Документ об установлении размера платы за содержание детей в группах продленного дня <b>не издавался</b></li> </ul> <p> </p> <p> <b><br> </b> </p> <p> <b>Документы об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования:</b> </p> <p> </p> <ul> <li><a href=»/sveden/document/detsad28122016N1240. pdf» target=»_blank»>Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 года N 1240 «О размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на 2017 год и о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2014 N 1313″</a></li> </ul> <ul> <li><a href=»/sveden/document/detsadPostanovleniePravitelstva31122014N1313.pdf» target=»_blank»>Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 декабря 2014 года N 1313 «О родительской плате за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, о реализации пунктов 6 и 7 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»</a></li> </ul> <p> </p> <p> <b><br> </b> </p> <p> <b>Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования:</b> </p> <p> </p> <ul> <li>Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, <b>ОТСУТСТВУЮТ</b></li> </ul> <b><br> </b><b>Иная информация, размещение, публикование которой является обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации:</b><a href=»http://www. ege.spb.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=207&Itemid=374″ target=»_blank»><br> </a> <ul> <li><a href=»http://www.ege.spb.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=207&Itemid=374″ target=»_blank»>Информация о сроках и местах регистрации для участия в написании итогового сочинения (для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях)</a></li> <li><a href=»http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/sochinenie/» target=»_blank»>Информация о сроках проведения итогового сочинения (изложения)</a></li> </ul> <hr> <b>Положения</b><b>:</b> <p align=»center»> </p> <ul> <li><a target=»_blank» href=»/sveden/document/!!! Положение о родительском комитете школы. pdf»>Положение о общешкольном родительском комитете</a></li> <li><a target=»_blank» href=»/sveden/document/!!!!! Домашнее обучение.pdf»>Положение о порядке организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому</a></li> <li><a target=»_blank» href=»/sveden/document/Положение больница.pdf»>Положение о порядке организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в больнице</a></li> <li><a target=»_blank» href=»/sveden/document/Положение Дистанционное обучение.pdf»>Положение о порядке использования технологий дистанционного обучения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 Василеостровского района Санкт-Петербурга</a></li> <li><a href=»/sveden/document/Положение о наставничестве.pdf» target=»_blank»>Положение о наставничестве</a></li> <li><a target=»_blank» href=»http://www. sch5.spb.ru/bezopasnost/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%B5.pdf»>Положение о контрольно-пропускном режиме</a><br> </li> <li><a href=»/sveden/document/Положение об официальном сайте.pdf» target=»_blank»>Положение об официальном сайте</a></li> <li><a href=»/sveden/document/Положение ШСК.pdf» target=»_blank»>Положение о школьном спортивном клубе «Большая перемена»</a></li> </ul> <hr> <b>Публичные отчеты:</b><br> <ul> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/upload/docs/Documents/Otchet/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%202016-2017%20(1).pdf» target=»_blank»>Публичный отчет за 2016-2017 учебный год</a><br> </li> <li><a href=»http://sch5. spb.ru/upload/docs/Documents/Otchet/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%202016-2017%20(1).pdf» target=»_blank»>Публичный отчет за 2015-2016 учебный год</a><br> </li> <li><a href=»http://sch5.spb.ru/upload/docs/Documents/Otchet/publ_otchet2014-15.pdf» target=»_blank»>Публичный отчет за 2014-2015 учебный год</a></li> </ul> <hr> <hr> <h4><a target=»_blank» href=»/about/antikorruptsionnaya-politika/index.php»>ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ВНЕСЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ И (ИЛИ) ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ И ЦЕЛЕВЫХ ВЗНОСОВ</a></h4> <hr> <br> <ul> </ul> <ul> </ul>

Теория ориентации на ценности

Перейти к основному содержанию

Фото предоставлено https://persistenceathletics.com/pa-mindset-our-core-values-07-03-2020/

Теория ориентации на ценности

Отношения между людьми склонны меняться, особенно в последнее время из-за напряженной политической и социальной обстановки. Однако социальные теоретики Клакхон и Стродтбек предлагают теорию, утверждающую, что существует несколько стабильных ценностей, которых придерживаются люди, которые могут сделать их немного более предсказуемыми (Hills, 2022). Эта теория, известная как теория ориентации на ценности, была создана под эгидой кросс-культурной психологии и может применяться во многих различных областях, чтобы лучше предсказывать поведение человека на основе культуры, а также различать культуры (Hills, 2002). Клакхольн и Стродтбек предположили, что есть пять универсальных вопросов, на которые каждый человек может ответить, чтобы признать свои основные ценности, и поэтому их можно разделить на категории для выявления культурных различий. Эта теория направлена ​​не только на признание культурных различий, но и на сравнение сходства между всеми людьми из разных культур (Hills, 2002).

Пять «ценностно-ориентированных» вопросов, предложенных Клакхольном и Стродтбеком, сосредоточены вокруг определенной ориентации, и они следующие:

  1. Каков временной фокус человеческой жизни? (ориентация во времени)
  2. Каково отношение человека к природе? (ориентация человек-природа)
  3. Каково отношение человека к другим? (реляционная ориентация)
  4. Какова мотивация деятельности человека? (ориентация на деятельность)
  5. Каков характер врожденной человеческой природы? (ориентация на человеческую природу)

Клакхольна и Стродтбека, что ответы на эти универсальные вопросы могут больше узнать о человеке и культурных группах, с которыми он себя отождествляет.

Каждая конкретная ориентация дает представление о ключевом аспекте того, как человек живет своей жизнью. Клакхольн и Стродтбек считают, что ответы на каждый вопрос можно разделить на один из трех возможных ответов, за исключением ориентации на человеческую природу, которую можно разделить на шесть возможных ответов.

Ориентация во времени  

На каком аспекте времени мы должны сосредоточиться в первую очередь – на прошлом, настоящем или будущем (Hills, 2002)?

  1. Прошлое: Те, кто решил сосредоточиться на прошлом, заботятся о сохранении традиционных обычаев и верований в рамках определенной культуры.
  2. Настоящее: Люди, которые сосредоточены на настоящем, приспосабливаются к новым убеждениям и не боятся менять старые пути.
  3. Будущее: Ориентация на будущее направлена ​​на то, чтобы полностью заменить старые обычаи и адаптироваться к новой эпохе.

Ориентация человека на природу 

Каковы отношения между человечеством и его естественной средой – мастерство, подчинение или гармония (Hills, 2002)?

  1. Мастерство: Люди, которые верят, что отношения между человечеством и окружающей средой являются отношениями мастерства, видят полный контроль над естественным и сверхъестественным.
  2. Представление: Культуры, которые относятся к природе с гармонией, верят, что с ними связана высшая сила, и нет никакого способа контролировать природные силы в мире.
  3. Гармония: Те, кто верят в более гармоничные отношения между природой и людьми, признают, что некоторая сила должна проявляться над природой, но не контролироваться, чтобы жить в равновесии с силами природы.

Ориентация на отношения 

Как люди должны относиться к другим – иерархически («Линейно»), как равные («Сопутствующие») или в соответствии со своими личными качествами (Hills, 2002)?

  1. Иерархический: Культуры с иерархической ориентацией подчиняются высшим властям внутри группы и видят четкое различие между классами и их обязанностями.
  2. Сопутствующее обеспечение: более равноправный подход к общению друг с другом принимает во внимание консенсус группы, а не уступает другим.
  3. Индивидуальность: индивидуалистическая ориентация отдает принятие решений в руки индивидуума и его семьи (Hills, 2002).

Ориентация на деятельность

Какова главная мотивация поведения – выражать себя («Бытие»), расти («Быть-в-становлении») или достигать (Hills, 2002)?

  1. Бытие: Если первичная мотивация поведения человека внутренняя и движима только самоодобрением, а не внешним одобрением, то это ориентация на «бытие».
  2. Бытие-в-становлении: Люди, которые мотивированы развивать свои способности, ценимые представителями их культурной группы, но не обязательно для группы, обладают ориентацией на «бытие-в-становлении».
  3. Достижение: если мотив человека вести себя определенным образом обусловлен внешними силами, включая одобрение других в данной культурной группе, то это ориентация на достижение (Hills, 2002).

Ориентация человеческой природы 

Какова природа человеческой природы – добро, «зло» или смесь (Hills, 2002)?

В то время как другая ценностная ориентация имеет три основных возможности, Клакхольн и Стродтбек видят шесть возможных ответов на вопрос о человеческой природе. Индивидуумы, ответившие на вопрос, могут утверждать, что люди (Hills, 2002):

  1. Злые, но их можно изменить
  2. Злые, но их нельзя изменить
  3. Смешанные, но они могут измениться в лучшую или худшую сторону
  4. Неоднозначно, но нельзя изменить
  5. Хорошо, но можно изменить
  6. Хорошо, но нельзя изменить 

Анализ ответов на эти вопросы может помочь нам лучше узнать себя, свою культуру и окружающих нас людей . Клакхольн и Стродтбек утверждают, что эти пять универсальных вопросов дадут представление о том, как люди живут своей жизнью в соответствии с их культурными различиями.

Пример вопроса 

Например, когда вы заболеваете, верите ли вы в это (Hills, 2002), 

  1. Врачи найдут лекарство от этого
  2. Вы должны изменить свой образ жизни, чтобы больше не болеть отношение человечества к природной среде или, точнее, его человеко-природная ориентация. Первый вариант показывает склонность к ориентации на господство, второй вариант — к гармонической ориентации, а третий вариант — к полной подчиненной ориентации (Hills, 2002). Культуры, которые практикуют более целостную форму медицины, могут быть склонны выбирать второй и даже третий вариант, тогда как культуры, которые принимают западную форму медицины, могут быть склонны выбирать первый вариант.

    Применение в реальном мире

    Небольшие культуры, живущие в рамках более крупной культуры большинства, могут использовать теорию ориентации на ценности, чтобы выжить как в социальном, так и в экономическом плане. Например, небольшое племя коренных американцев, специализирующееся на продаже спиртных напитков, может обнаружить, что большой процент их потребителей приходится на белое большинство американцев (Hills, 2002). В этом сценарии есть много вопросов, которые можно решить, обратившись к ценностной ориентации, например, как принимаются решения из-за реляционной ориентации или основных мотивов поведения как отражения ориентации деятельности (Hills, 2002).

    Во всех сферах, способствующих общению, теория ценностной ориентации может использоваться для признания основных культурных ценностей и, следовательно, для проведения более успешных дискуссий (Hills, 2002). Во многом это также может помочь самоидентификации малых культур и индивидуумов внутри этих групп, выявляя межкультурные различия. Определив, где люди расходятся в своей собственной культуре, будет легче способствовать гармонии, пониманию и единству в группе. Все эти факторы могут объединиться, чтобы поддержать сохранение малых культур, особенно в условиях присутствия культуры большинства.

    Теория ориентации на ценности полезна в рабочей среде, поскольку ценности работника могут совпадать или не совпадать с ценностями организации (Zurcher et al., 1965). Ожидания конкретной организации могут не отражать ожидания работника независимо от того, являются ли они обе частью одного и того же общества (Zurcher et al., 1965). Внедрение теории ориентации на ценности на рабочем месте может помочь устранить межкультурную напряженность или недопонимание. Задавая сотрудникам вопросы, структурированные вокруг поиска их основных ценностей на основе теории Клакхольна и Стродтбека, вы можете выявить больше способов связать сотрудников с миссией организации.

    Недостатки

    Существует много возможностей для развития теории ценностной ориентации, что признавали сами Клакхольн и Стродтбек (Hills, 2002). С научной точки зрения не существует верного способа измерить уровень ценностной ориентации, и на такие базовые вопросы есть множество альтернативных ответов (Hills, 2002). Необходимо провести дальнейшие исследования и опросники, чтобы определить ориентиры для этих вопросов и способы их наиболее эффективного использования. Можно также утверждать, что пять вопросов отражают редукционистскую точку зрения на основные человеческие ценности, потому что, опять же, на эти вопросы существует множество возможных ответов. Тем не менее, с этой теорией Клакхольн и Стродтбек сделали шаг вперед в концептуализации того, как наши основные культурные ценности могут быть определены и использованы для характеристики нас самих и окружающих нас людей. Другие теории, которые также исследуют концепцию универсальных ценностей, дали результаты, сходные с результатами Клакхольна и Стродтбека, и эта теория помогает кросс-культурным психологам обнаружить, что представляют собой эти универсальные ценности (Hills, 2002).

    Почему это важно?

    Отношение постоянно меняется, и люди постоянно меняют свои идеи и взгляды на многие темы. Однако эта теория утверждает, что есть несколько стабильных ценностей, которые будут иметь люди, которые можно использовать для сравнения культурных ориентаций, которые могут дать некоторое представление об отношении, которое может проявлять человек (Hills, 2002). В частности, в бизнес-среде мало исследований, которые показывают, как культурная ориентация сотрудников может повлиять на бизнес с противоположной культурой (Zurcher et al., 19).65). Теория ориентации на ценности — это начало определения наших ценностей и того, как наша культура повлияла на них . Анализ наших основных ценностей, основанный на наших культурах, может еще больше сблизить нас, поскольку мы ценим наши различия и наслаждаемся нашим сходством.

    Каждый человек принадлежит ко многим культурам, и каждая из этих групп обладает собственным мировоззрением (Young, 2020). Наше мировоззрение во многом зависит от того, как мы общаемся друг с другом, как принимаем решения и во что верим (Young, 2020). Основные человеческие ценности, которых мы придерживаемся, — это линза, через которую мы видим окружающий мир, а теория ценностной ориентации приближает нас к пониманию друг друга и пониманию самих себя.

    Ссылки

    Hills, MD (2002). Теория ценностной ориентации Клакхона и Стродтбека. Онлайн-чтения по психологии и культуре, 4(4). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1040

    Янг М. (2020, 10 августа). Ценностные ориентации Клакхона и Стродтбека [видео]. YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=m02K52kBbNA

    Zurcher, L.A., Meadow, A., & Zurcher, S.L. (1965). Ценностная ориентация, ролевой конфликт и отчуждение от работы: межкультурное исследование. Американское социологическое обозрение, 30(4), 539.–548. https://doi.org/10.2307/2091343

    • Как языковые барьеры влияют на здравоохранение иммигрантов

      5 августа 2022 г.

    • Испанское невербальное общение в эпоху COVID-19

      5 августа 2022 г.

    Другие также смотрели

    Исследуйте темы

    ценностных ориентаций: что такое портрет современного студента? | В. Кирякова

    Алисов Е.А., Чердымова Е.И., Трубина Г.Ф., Якушев А.Н., Жданов С.П., Попова О.В. & Кобзарь-Фролова М.Н. (2018). Изучение доминирующего типа экологической направленности студентов. Эколоджи, 27(106), 357-362

    Ананьев Б.Г. (1980). Избранные психологические произведения. Москва: Академия.

    Архангельский Л.М. (1978). Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. Москва: Знание.

    Байбарин А.А., Машкин Н.А., Шеленговский П.Г. (2016). Северо-Западный Кавказ с древнейших времен до XIX века: историографический обзор последних публикаций в периодической печати. Русин, 46(4), 119-140.

    Баянова А.Р., Воденко К.В., Сизова З.М., Чистяков А.А., Прокопьев А.И. & Васбиева Д.Г. (2019). Философский взгляд на политику организационной культуры в современных университетах. Европейский журнал науки и теологии, 15(3), 121-131.

    Божович Л.И. (1981). Психологический анализ условий формирования и структуры гармоничной личности. Психология формирования и развития личности. Москва: Наука.

    Бубнова И.С., Хватова М.А., Черник В.Е., Попова О.В., Прокопьев А.И., Наумов П.Ю. & Бабарыкин О.В. (2018). Исследование особенностей профессиональной деятельности эколога при проведении общественной экологической экспертизы. Эколои, 106, 999-1006, Артикул №: e106183.

    Бубнова С.С., Сытин А.Н. (2005). Ценностные ориентации молодежи разных регионов России: принципы, методы, результаты исследования. Москва: Реч.

    Чердымова Е.И., Афанасьева С.А., Пархоменко А.Г., Понявина М.Б., Юлова Е.С., Несмеянова И.А. & Скутельник, О.А. (2018а). Экологическое сознание студентов как определяющий компонент эколого-ориентированной деятельности. Евразийский журнал биологических наук Eurasia J Biosci, 12, 167-174

    Чердымова Е.И., Фалеева Л.В., Илькевич Н.Г., Шаронов И.А., Сайфутдинова Г.Б., Леусенко И.В. & Попова О.В. (2019а). Социально-психологические факторы, способствующие и препятствующие процессу формирования эколого-профессионального сознания студентов. Эколоджи, 28(107), 133-140

    Чердымова Е.И., Прокопьев А.И., Карпенкова Ю.В., Правкин С.А., Пономарева Н.С., Каняева О.М., Рязапова Л.З. и Ануфриев, А.Ф. (2019b). Экоарт-терапия как фактор развития экологического сознания студентов. Эколоджи, 107, 687-693.

    Чердымова Е.И., Воробьева К.И., Ромашкова О.В., Машкин Н.А., Григорьев С.М., Романченко Л.Н., Карпенко М.А., Баянова А.Р. (2018б). Фотовыставка «Влияние на формирование экологического сознания студентов». Эколоджи, 27(106), 1271-1278.

    Дуберман Ю.Е. (1973). Роль сплоченности малых групп в функционировании первичного коллектива: Автореф. Москва.

    Дюркгейм, Э. (2006). Ценность и реальные суждения. Социологическое исследование, 2, 108-109.

    Елизаров С.Г. (1994). Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности: Дис. автореферат кандидата психологических наук. Москва.

    Ежов К.С., Чердымова Е.И., Прокопьев А.И., Фабриков М.С., Дорохов Н.И., Серебренникова Ю.В., Белоусов А.Л., Ефимова О.С. (2019).

    Особенности конфликта в зависимости от продолжительности пребывания на рабочем месте. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores, VI, Special Edition, 38.

    Филатов В.В., Зайцева Н.А., Ларионова А.А., Женжебир В.Н., Положенцева И.В., Тахумова О.В. & Колосова. ГМ (2018). Государственное управление производством пластмасс на основе выполнения решений ООН по охране окружающей среды. Ekoloji, 106, 635-642, № статьи: e106157.

    Ишмурадова И.И., Гребенников В.В., Крохина Ю.А., Павленко Е.М., Макарова Е.В. и Соловьева Н.А. (2018). Социально-философские основания молодежного нонконформизма в современной России. Европейский журнал науки и теологии, 14(6), 143-158.

    Каган М.С. (1974). Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). Москва: Политиздат.

    Каргапольцева Н.А., Рахимова О.Н., Шабалина Л.Г., Гурьянова Т.Ю., Машкин Н.А., Мирзалимов Р.М. и Попова Н.Ф. (2019). Студенческая идентичность и различные процедуры ее развития. Международный журнал прикладной физиологии упражнений, 2.1, 519-526.

    Кириллова Н.А. (2003). Теория дисциплины. Практический класс. Москва: изд-во: Феникс.

    Киселева Н.И., Дорожкин Е.М., Кислов А.Г., Рязанова Е.Л., Галушкин А.А. и Койнова-Зёлльнер, Дж. (2018). Философский анализ информационно-коммуникационной среды. Европейский журнал науки и теологии, 14(6), 115-124.

    Кралик Р., Леновский Л. и Павликова М. (2018). Несколько комментариев об идентичности и культуре одного этнического меньшинства в Центральной Европе. Европейский журнал науки и теологии, 14(6), 63-76.

    Кроник А.А. (1987). Субъективная картина жизни как предмет психологического исследования. Психология личности и образ жизни. Москва: Наука.

    Квон Г.М., Фалеева Л.В., Пыркова Г.К., Алякина Д.П., Мустафина А.А., Крюкова Н.И. & Блекус В.В. (2017). Стратегические приоритеты региональной инвестиционной деятельности. Евразийский журнал аналитической химии, 12(7Б), 1099-1106.

    Лапин Н.И. (1996). Модернизация базовых ценностей россиян. Социологические исследования, 5, 1-23.

    Лебедев Л.К. и Кроневельд, Н.И. (1971). Влияние культурных потребностей на ценностные ориентации личности. Мотивация жизнедеятельности студента. Москва: Академия.

    Макарова Е.В., Крюкова Н.И., Сизова З.М., Гриненко А.В., Ерофеева М.А. и Букалерова Л.А. (2019). Социально-философский анализ расхождения высших ценностей Русского мира и западной цивилизации. Европейский журнал науки и теологии, 15 (3), 97-107.

    Морогин В.Г. (2003). Ценностно-потребностная сфера личности. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета.

    Натолочная О.В., Крюкова Н.И. и Буслаев С.И. (2016). Развитие системы народного образования на Кавказе в дореволюционный период (1905-1917 гг.). Былие Годы, 39(1), 222-228.

    Ольшанский В.Б. (1983). Социальные ожидания. Философский энциклопедический словарь. Москва: изд-во Советская энциклопедия.

    Ореховская Н.А., Чистяков А.А., Крюкова Н.И., Крохина Ю.А., Оспенников Ю.В. и Макарова Е.В. (2019). Православие и современность их грани соприкосновения в российском обществе. Европейский журнал науки и теологии, 15(2), 67-77.

    Плющ А.Н. (2010). Информация о влиянии политических субъектов на электорат. Социологическое исследование, 1, 77-86.

    Пушкарев В.В., Чердымова Е.И., Прокопьев А.И., Кочуров М.Г., Шаманин Н.В., Ежов С.Г., Каменская С.В., Каргина Н.В. (2019). Требования к озеленению и реконструкции существующих зданий. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores, VI, Special Edition, 41.

    Резниченко С.М., Тахумова О.В., Зайцева Н.А., Ларионова А.А., Дашкова Е.В., Зотикова О.Н. & Филатов В.В. (2018). Методологические аспекты оценки факторов, влияющих на устойчивое развитие региона. Современный журнал методов обучения языкам, 8(11), 69-79.

    Рубинштейн С.Л. (2002). Основы общей психологии. СПб.: Питерское издательство.

    Семенова Л.В., Зайцева Н.А., Родинова Н.П., Глаголева Л.Е., Фурсов В.А., Радина О.И. , Цуцулян С.В. (2018). Совершенствование подготовки кадров на основе модели взаимодействия образовательных организаций и центров оценки квалификаций. Современный журнал методов преподавания языков, 8 (3), 356–368.

    Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Резванцева М.О., Кочнева Л.В., Латышева В.В. & Перкова, Е.П. (2019). Экологические и социальные практики использования и утилизации старых вещей учащимися. Эколоджи, 28(107), 5065-5069.

    Спиридонова В. (2004). Проблема ценностей в социологии (историко-теоретический аспект). Санкт-Петербург: изд-во Питер.

    Таштан С.Б., Давуди С.М.М., Масалимова А.Р., Берсанов А.С., Курбанов Р.А., Боярчук А.В., Павлушин А.А.(2018). Влияние эффективности и мотивации учителя на академические достижения учащихся в естественнонаучном образовании среди учащихся средних и старших классов, Журнал математического, научного и технического образования EURASIA, 14(6), 2353-2366.

    Валко, М. (2018). Глобальные и локальные проблемы взаимодействия естественных и гуманитарных наук. Европейский журнал науки и теологии, 14(5), 1-3.

    Волков Е.С. (1981). Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены деятельности: Метод. Рекомендации. Москва: Московский государственный педагогический институт.

    Ядов В.А. (1979). Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозициональная концепция. Ленинград: Изд-во Наука.

    Ядов В.А. (1991). Ценности в кризисном обществе. Психологический журнал, 6, 160-176.

    Зайцева Н.А., Ефремова М.Ю., Ларионова А.А., Куркина Н.Р. & Бреусова, Е.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *