Методики раннего развития марии монтессори: Методика Монтессори — система раннего развития детей Марии Монтессори

Содержание

Педагогика Монтессори — методика раннего развития детей: основные принципы и суть

Назад

Оглавление

Методика Монтессори — это система развития детей, основанная на естественных потребностях, склонностях и возможностях ребёнка. Автор методики — итальянский врач-педиатр и педагог Мария Монтессори. В основу системы она заложила наблюдения за развитием детей младшего возраста, с которыми ей довелось работать. Изначально это были малыши с разными отклонениями в развитии. Монтессори продумывала занятия с каждым ребёнком, основываясь на его темпе освоения новых навыков и возрастных интересах. Увидев успех системы при обучении «особенных» детей, автор адаптировала методику и предложила использовать её для обучения всех детей младшего возраста.

Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой узнаем, что такое методика Монтессори.

Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Суть педагогики Монтессори

Наблюдая за процессом развития ребёнка, Монтессори заметила, что для каждого возрастного периода характерны свои интересы. Любой малыш может освоить только те навыки и знания, которые ему интересны и доступны. Если предложить ребёнку занятие, не соответствующее возрасту, ему будет слишком сложно или скучно.

Самое продуктивное время в развитии ребёнка — от рождения до шести лет. Именно в эти годы малыш получает наибольшую долю навыков и знаний, которые в последующей жизни только углубляет.

На основе наблюдений Монтессори выделила несколько сензитивных периодов в развитии:

  • 0–3 года — принятие порядка. Первые три года жизни ребёнка — период, когда его нужно приучать к порядку. В это время малыш внимательно наблюдает за действиями мамы, с которой он тесно связан психологически. В этот период формируются навыки уборки, приведения в порядок своих вещей. Ребёнка необходимо учить вытирать пыль, мыть посуду, убирать игрушки, класть на место свои вещи. Для этого нужно дать ему уменьшенный инвентарь — маленькие тряпочки, щётки, губки.
  • 0–5,5 лет — развитие ощущений. Ребёнок изучает окружающее его пространство через ощущения — тактильные, звуковые, вкусовые. Можно заметить, что малыш часто прислушивается к звукам, нюхает предметы. В этот период закладывается понятие определений «форма», «размер», «цвет».
  • 0–6 лет — развитие речи. Самый длинный период в раннем развитии. У каждого малыша формирование речи происходит строго индивидуально. Не нужно ориентироваться на разработки авторов, которые утверждают, что к возрасту двух лет ребёнок должен говорить не менее 20 фраз, а к трём годам — строить сложные предложения.
    Этот навык каждый осваивает в своём темпе. Если ваш малыш говорит меньше и хуже, чем его сверстники в возрасте двух лет, не нужно паниковать. У него ещё достаточно времени, чтобы заговорить. Сам ребёнок должен захотеть разговаривать, понять, что без этого выразить свои мысли и желания не получится. Можно подтолкнуть его к речевой деятельности, предложив красивые книжки, карточки, дидактические игры.
  •    1–4 года — развитие двигательных навыков. Ребёнок знакомится с возможностями своего тела, осваивает координацию движений. Происходит укрепление мышц. Для правильного развития ребёнка нужно оборудовать площадку с детскими тренажёрами — горками, шведской стенкой, качелями.
  •    1,5–5,5 лет — развитие мелкой моторики. При работе с «особенными» детьми Монтессори заметила, что чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, осваивать другие знания. Она сделала вывод, что мелкие движения пальчиками влияют на мозговую активность. В педагогике Монтессори предлагаются упражнения, соответствующие возрасту. Для самых маленьких — нанизывание колец на стержень, бусинок на шнурок, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую. Детям постарше можно предложить собирать пазлы, дать конструкторы.
  • 2,5–6 лет — социализация. Ребёнок начинает жить в обществе, понимает важность вежливости, учится общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Для развития навыка нужно быть в коллективе.

Второй важный принцип методики Монтессори — ребёнок должен захотеть учиться, тогда он сам сможет получать знания. Разработанная ею методика раннего развития основана на девизе: «Помоги мне сделать это самостоятельно». Роль взрослого заключается в обеспечении подходящей возрасту среды, в которой малыш будет развиваться самостоятельно.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

Основные методы педагогики Монтессори

В основе системы Монтессори лежит особый стиль взаимодействия детей и взрослых. Базовые убеждения:

  • Каждый ребёнок развивается в своём темпе, с опорой на полученный им самим опыт и на свои интересы.
  • Успешное развитие возможно только в правильно организованной среде.
  • Взрослый только помогает. Он не может быть единственным источником знаний.

Комментарий психолога:

Эти принципы подразумевают, что дети играют ведущую роль в своём развитии. Взрослые следуют за их интересами, уважительно относятся к выбору.

Система Монтессори предлагает следующие условия.

  • Классно-урочное построение занятий не применяется. Уроки проходят в разновозрастных группах. Дети учатся общаться со сверстниками, со старшими и младшими товарищами. Старшие помогают младшим, одновременно развивая качества лидеров. Младшие перенимают опыт старших.
  • В комнате для занятий создаются несколько отдельных развивающих зон: творческая, математическая, языковая, естественнонаучная, практическая, спортивная, обязательно — игровая. Ребёнок самостоятельно выбирает, в какой зоне он хочет находиться. Взрослые не направляют его, не заставляют заниматься чем-то определённым. Обучение происходит легко, исключается момент соревнования и сравнения с достижениями сверстников, что позитивно влияет на самооценку.
  • Основная задача взрослого — заинтересовать. Взаимодействие построено на свободном общении. Педагог всегда выслушивает мнение ученика, не говорит ему, что правильно, а что неправильно, не подсказывает верные ответы на вопросы.
  • Есть обязательные правила соблюдения порядка. Если ученик берёт игрушку, после занятия он должен вернуть её на место. Если он читал книгу, потом её нужно положить туда, где брал.
  • В системе много занятий, связанных с развитием мелкой моторики: нанизывание предметов на основу, угадывание формы, размера, называние предмета вслепую, сортировка предметов.
  • Исключены запреты, критика. Ребёнок может совершать ошибки и самостоятельно находить правильный ответ.
  • Учебные пособия, книги, игрушки ученик берёт на свой выбор. Так развивается самостоятельность. Все игрушки и пособия в комнате для занятий в единственном экземпляре. Это помогает детям находить компромисс, договариваться.

Следуя этим методам, взрослые помогают детям развиваться самостоятельно, учиться легко и с удовольствием.

Создать развивающую среду для ребёнка по Монтессори можно в любом доме. Главное — малыш должен активно участвовать в жизни семьи.

Подпишись на нашу рассылку

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Вы успешно подписались на нашу рассылку

Скоро вы получите на почту электронное сообщение с подтверждением подписки

Зачем пробовать метод Монтессори

Методика раннего развития Монтессори даёт возможность освоить все знания и навыки без принуждения, в своём темпе.

Плюсы метода:

  • Дети не сравниваются друг с другом, самооценка ученика и его родителей не страдает.
  • Детям интересно. Они сами выбирают, чем хотят заняться, поэтому не ощущают скуки или сложности поставленной перед ними задачи. Малыш знает, что одно занятие он может в любой момент поменять на другое.
  • Прошедший обучение по системе Монтессори приучен к самостоятельности. Он может сам убрать игрушки, разложить по местам вещи, позаботиться об одежде, обуви и собственной внешности и даже приготовить простые блюда.
  • Чувствуя в процессе обучения уважение к себе, ученик уважительно относится к другим людям, к их мнению, желаниям, достижениям.

Адаптация ребенка к школе

Проблемы адаптационного периода в школе: как помочь ребенку в трудный момент?

Методика Монтессори основана на врождённой любознательности детей раннего возраста, на их стремлении познавать окружающий мир. Но есть случаи, когда система Монтессори не подходит:

  • Родители не могут психологически дать полную самостоятельность сыну или дочери в выборе занятия.
  • Сам обучающийся гиперактивен, неусидчив, слишком подвижен. Такое психологическое состояние не даст ему сосредоточиться ни на одном виде деятельности.
  • Ребёнок не социализирован. Эта проблема в группе Монтессори не решится — на занятиях дети мало общаются между собой. Поэтому проблема может усугубиться.

При всех плюсах, принимая решение отдать ребёнка на обучение по методике Монтессори, необходимо учесть и минусы системы. Главный — сложность адаптации ученика. Если он после группы Монтессори окажется в обычном детсаду или школе с классно-урочной организацией занятий, с другими принципами поведения, с системой оценки «правильно — неправильно» «получилось — не получилось», то результат может не оправдать ожиданий. Поэтому правильно организованная последовательность использования воспитательных методик всегда очень важна.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Также по теме:

все статьи

статья

статья

Подпишись на нашу рассылку

Один раз в месяц мы будем присылать вам полезные советы и анонсы опубликованных материалов. И, конечно, никакого спама.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Вы успешно подписались на нашу рассылку

Скоро вы получите на почту электронное сообщение с подтверждением подписки

Методики раннего развития Монтессори: разбираемся с аргументами «против»

Что делать, если члены семьи не разделяют вашего интереса к альтернативному образованию детей и считают занятия ненужными и вовсе вредными? Как объяснить преимущества методики развития Монтессори? Что противопоставить аргументам в духе «в наше время никаких Монтессори не было» и «рано ещё о развивающих занятиях думать»?

В этой статье мы подготовили разбор распространённых предубеждений о методе Монтессори для самых маленьких детей.

Какое раннее развитие? Он еще ползать (ходить, говорить) не научился!

Этот аргумент популярен среди людей, которые представляют себе занятия как принудительное усаживание ребенка за парту и обучение его письму, чтению и паре иностранных языков с пелёнок.

В реальности Монтессори методика для детей раннего возраста следует за интересом ребенка и ставит во главу угла сенсорное развитие малыша и повышение его самостоятельности в бытовых вопросах. Внимание уделяется самым простым задачам: развить координацию, уверенно держать предметы разной формы и размера, научиться пользоваться застёжками, крышками и столовыми приборами, приручить даже самые непослушные предметы одежды, познакомиться с разными звуками, цветами и текстурами, освоить первые материалы для творчества, заложить основы логического мышления.

Разве эти навыки не заслуживают внимания?

Монтессори — это неэффективная методика раннего развития. В других подходах трехлетки уже читают свободно, а здесь только шнурки завязывают

Противоположное мнение о детском развитии – это убежденность, что до трёх лет важно как можно активнее стимулировать обучение ребенка. Приверженцы подхода гордятся тем, как быстро ребенок научился читать, считать, писать, играть в шахматы и меньше обращают внимания на эмоциональное развитие и самостоятельность малыша.

Никто не спорит, что невероятно пластичный детский мозг вполне способен освоить подобные навыки, но Монтессори педагоги считают, что раннее развитие должно быть направлено в первую очередь на знакомство ребенка с многообразием мира, развитие уверенности в себе, бытовой самостоятельности и основ логики. Уже позже на этой основе ребенок с удовольствием освоит грамоту и различные науки.

Методика раннего развития детей Монтессори направлена на равномерное и всестороннее развитие ребенка и способствует психологическому здоровью детей. Приверженцы метода не пытаются ускорять развитие и удивлять кого-то ранними результатами, не принуждают детей и позволяют им осваивать новые навыки в своем темпе.

Неужели без специальных методов развития ребенок не научится вещи в руках держать и ботинки расстегивать?

Рано или поздно точно научится, вопрос только в том, насколько легко и с удовольствием малыш будет это делать и разовьётся ли у него стремление и дальше познавать новое.

Мария Монтессори всегда говорила, что развитие ребенка начинается с рождения. Необходимыми компонентами развития детей до года являются:

  • Родительская любовь и забота,
  • Соблюдение режима дня, кормления и процедур ухода,
  • Предоставление свободы движения для раннего развития координации,
  • Общение с миром и разнообразный сенсорный опыт.

Первое время уютный дом и крепкая семья действительно могут предоставить малышу всё необходимое. Но вот ребенок становится всё активнее и любознательнее, и маме нужно выдумывать всё новые и новые способы занять кроху.

Где взять идеи для занятий? Как понять, что сейчас нужно ребенку? Когда предложить новый материал? Как правильно вести себя, если ребенок не справляется с задачей? Как относиться к капризам и истерикам?

Занятия по методике раннего развития Монтессори примерно от 1 года – это в первую очередь обучение родителей позитивному взаимодействию с малышами. К сожалению, привычные для нас «дедовские» способы воспитания зачастую абсолютно неэффективны, а методика Марии Монтессори для раннего возраста позволяет на практике показать современные альтернативы.

Монтессори разрабатывала свой метод для развития проблемных детей, а у нас ребенок нормальный

Действительно идея методики развития возникла у Марии Монтессори во времена работы с особенными детьми. Однако она показала, что именно обедненная больничная среда, где росли малыши, могла быть причиной их отставания в развитии, ведь эти дети были лишены книжек и игрушек, да и обращались с ними отстраненно и холодно. Возможно, будь у этих детей всё необходимое, не было бы и отставания.

К тому же свой метод развития Монтессори опробовала и на совершенно нормальных детях в садике, который получил название «Дом Ребенка». Именно там она подтвердила эффективность подхода и разработала знаменитый на весь мир дидактический материал. Еще при жизни автора подход стал пользоваться популярностью, Мария путешествовала по миру с лекциями и сама основала первые ассоциации педагогов, использующих её подход. В 21 веке развивающая методика Монтессори успешно применяется при обучении как детей с особенностями развития, так и абсолютно здоровых малышей, а сообщество психологов и педагогов неустанно совершенствует подход.

В наше время никаких методов развития Монтессори не было, и выросли нормальными людьми!

В истории нет сослагательного наклонения, поэтому сложно сказать, как бы изменилась жизнь, если бы вы сами или ваши родители посещали не обычную школу, а Монтессори-класс. Тем не менее, существует масса исследований, которые показывают, что раннее развитие ребенка по Монтессори делает малыша любознательнее и увереннее в себе, он раньше становится самостоятельным, реже склонен следовать за большинством и чаще опирается на собственные знания.

Да, когда-то ваш малыш станет взрослым человеком, найдет работу и будет жить самостоятельно вне зависимости от выбранных вами методов воспитания. Вопрос в том, как часто он будет с улыбкой вспоминать своё детство? Продолжит ли он смотреть на всё полными восторга глазами? Сохранит ли доверие к миру? Будет ли он любить себя и заботиться об окружающих?

Раз все методички уже прописаны, возьми книжку и занимайся с ребенком.

Зачем в какие-то детские центры ходить?

Использовать принципы позитивного родительства и организовывать пространство по методу развития Монтессори не только можно, но и нужно. Почти все родители наших воспитанников с удовольствием посещают родительские собрания и читают много книг, чтобы понять, принять и использовать принципы Монтессори, однако, только самостоятельного погружения в тему недостаточно:

  • Нам сложно отследить и оценить собственное поведение: мы часто не отдаём себе отчет в действиях, которые совершаем автоматически. Своевременный совет педагога даст эмоциональную подпитку, поможет улучшить взаимодействие семьи с малышом и позволит использовать методику развития Монтессори в полной мере
  • Ребенку важна смена обстановки: детский центр станет для малыша целым новым миром со своими возможностями и порядками
  • В детском центре можно найти друзей по интересам: встречи с другими семьями полезны всем участникам, ведь пока малыши постигают азы общения со сверстниками, родители могут обменяться идеями и найти поддержку в лице других мам и пап
  • Мария Монтессори считала, что раннее развитие ребенка очень зависит от качества окружающей его среды. Именно поэтому на занятиях используется огромное количество высококачественного дидактического материала и оборудования: деревянные наборы, качественные книги и материалы для творчества, специальная фурнитура. Мало кто сможет похвастаться такой коллекцией у себя дома.
  • Для малышей от 2 лет есть возможность посещения мини-садика, а значит, у родителей появляется чуть больше свободного времени без ущерба для развития ребенка

Всё равно всё зависит от педагога: хорошему педагогу никакие методики не нужны, чтобы обеспечить развитие ребенку

Сложно не согласиться с таким утверждением, действительно хочется найти для ребенка наставника, который любит детей и знает, как стать для них другом. Остаётся вопрос, как найти такого педагога, ведь метод проб и ошибок может слишком дорого обойтись.

Педагог раннего развития по методу Монтессори долго учится и стажируется, перед тем как ему доверят самостоятельно вести группу. Сложная система подготовки отсеивает немотивированных сотрудников, оставляя только тех, кто хочет работать с детьми и заинтересован в качестве своей работы. Ни для кого не секрет, что и система материального и нематериального поощрения сотрудников в Монтессори центрах развита гораздо лучше, чем в обычных садиках.

На занятиях по методике Марии Монтессори детям всё разрешается, поэтому у ребенка возникнут проблемы с поведением, он не будет слушаться родителей и учителей

Такое мнение тоже часто приходится слышать от людей, которые плохо себе представляют, как устроены занятия по методике раннего развития детей Монтессори.

Во-первых, правила и ограничения на занятиях есть всегда. Даже от самых маленьких детей ожидают уважения к другим малышам, взрослым, а также бережного отношения к любым предметам и материалам.

Во-вторых, несмотря на то, что привычные запреты, наказания и выговоры на занятиях не применяются, педагоги внимательно следят за дисциплиной и задают детям рамки. Воспитанники запоминают правила в стихотворной форме и с удовольствием пересказывают их ребятам помладше, а в случае если дети ругаются или оставляют после себя беспорядок, педагог мягко останавливает ребенка, напоминает правила и помогает решить проблему.

Очень интересный «побочный эффект» от занятий по методике развития Марии Монтессори – это отсутствие у детей страха наказания. Так как педагоги не стыдят, не наказывают и не принуждают детей, выпускники Монтессори групп чувствуют себя свободнее в общении с взрослыми: они могут спросить, почему им что-то запретили или зачем выполнять то или иное действие. Очень часто такую смелость люди далекие от педагогики принимают за невоспитанность.

Выводы

Как и любая другая нестандартная методика раннего развития, Монтессори вызывает много вопросов и недоверие у людей, привыкших к другим системам воспитания. Особенности подхода быстро превратились в страшные легенды о неуправляемых детях и несоответствующих развитию малышей заданиях.

Безусловно, качество результата сильно зависит от профессионализма педагогов и мотивации родителей: при соблюдении рекомендаций по организации занятий методика Марии Монтессори становится увлекательным, ненасильственным и эффективным способом раннего развития детей. Это проверено не на одном поколении учеников и подтверждается педагогами и психологами по всему миру.

Заключение

Человеку свойственно относиться к новому с недоверием, особенно когда это как-то касается здоровья и счастья детей. Сотрудники детского Монтесори центра «Созвездие» прекрасно понимают все опасения родителей, связанные с принятием решения в пользу альтернативной системы образования.

Для того чтобы взвесить все за и против, мы приглашаем малышей и их родителей на бесплатное пробное занятие. Вы сможете познакомиться с нашим центром и его сотрудниками, оценить насколько методика раннего развития Монтессори подходит именно вашему ребенку, задать все интересующие вопросы. Записывайтесь на пробное занятие по телефону или через форму на сайте. Мы ждём вас в гости!

 

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

история, суть методики и обучение по методу Монтессори.

  • Развитие от А до Я

Правильно разработанная система обучения — это залог успешного развития ребенка. Ведь даже несмышленый малыш обладает отличным потенциалом, и главная задача родителей — создать комфортные условия для реализации его способностей. Именно этот постулат и лежит в основе методики Марии Монтессори, которая в свое время спровоцировала кардинальный переворот в мировой педагогике.

Экскурс в историю

Даже в наши дни воспитание детей с ограниченными умственными способностями вызывает проблемы. Достаточно часто таким детишкам просто не дают возможности проявить себя. Что уж говорить о девятнадцатом веке! В те далекие времена психические отклонения обрекали малыша на полную изоляцию. Так было до тех пор, пока за дело не взялась Мария Монтессори.

Без преувеличения, великий педагог — она сумела разрушить устоявшиеся стереотипы. В её школе уважение к ребенку и его стремлениям стало основой обучения. Педагогика Марии Монтессори кардинально отличалась от всех существующих ранее систем и методик. Она «возводила на пьедестал» ребёнка, а учителю отводилась лишь роль внимательного помощника.

Мария полностью переоборудовала классные комнаты, создав в них комфортные условия для развития детей. Расписание уроков значительно расширилось за счет введения особых дисциплин. Малышей учили правильно вести себя в обществе, создавать свою собственную «среду обитания».

Результаты превзошли все ожидания! Дети, которых все считали неполноценными, смогли обогнать по развитию своих сверстников, посещавших обычные школы. Система Марии Монтессори доказала свою эффективность и заслужила признание общественности. А методика великого педагога стала внедряться в детских учебных заведениях по всему миру.

Суть методики Монтессори

Но, влюбленная в свое дело, Мария не останавливалась на достигнутом! Она внимательно следила за реакцией своих подопечных, совершенствовала методику и разрабатывала новые схемы занятий. Однако главный принцип ее системы оставался неизменным. Ребенок получал полную свободу действий. Заставлять или ругать малышей категорически запрещалось.

Основы системы детально изложены в книге Марии Монтессори «Впитывающий разум ребенка». В этой работе отмечены важнейшие аспекты воспитания детей от рождения до шестилетнего возраста. Мария утверждала, что развитием малыша следует заниматься сразу после его появления на свет.

В книге рассмотрены физиологические и психологические аспекты формирования ребенка как личности, ведь именно в раннем возрасте формируется та база, на основе которой развиваются все навыки и умения. Поэтому следует уделять внимание не только обучению ребенка грамоте, но и знакомить его с такими понятиями, как терпение, любознательность, аккуратность.

Главная идея занятий по методу Марии Монтессори — стимулировать детей к саморазвитию. Малыш должен захотеть совершенствоваться, самостоятельно находить решения и выходы из разных ситуаций. Система призывает дать полную свободу ребенку, позволить ему самому выбирать сферу занятий. Занятия направлены на развитие логики, творческого мышления, речи, моторики, памяти и воображения.

Обучение по методу Монтессори

По глубокому убеждению Марии, максимального эффекта можно добиться только при условии четкого разделения сфер деятельности ребенка.
Монтессори рекомендует создать в учебном классе пять зон:

  • языковую;
  • географическую;
  • математическую;
  • сенсорную;
  • практическую.

Четкое зонирование пространства очень важно. Перемещаясь из одного сектора в другой, малыш мысленно переключается на новый вид деятельности. Причем, ребенок без посторонней помощи выбирает, какую именно зону он хотел бы посетить в данный момент. Эта особенность обучения стимулирует малыша самостоятельно принимать решения.

Методика Марии Монтессори подходит для обучения детей всех возрастов. Причем, в одной группе могут заниматься как годовалые карапузы, так и младшие школьники. Продуманная система позволяет превратить занятие в увлекательную игру, которая будет интересна любому ученику, независимо от его пола и возраста.

Согласно методике — не преподавателю, а ребенку отводится главная роль. Учителя не должны давить на детей, принуждать их и, тем более, наказывать. Мария настаивала на необходимости воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства с самого рождения. Каждый малыш должен ощущать себя уникальной личностью. Она пропагандировала педагогику невмешательства, мягкого наставничества.

Обучение полностью исключает факт соперничества. На уроках отсутствуют элементы соревнований. Дети не должны тратить время и силы, чтобы доказать свое превосходство над другими участниками группы. Каждый из них обучается в индивидуальном темпе, самостоятельно расставляя приоритеты.

Несмотря на непривычную лояльность к детям, методика полностью исключает вседозволенность и хаос. Система отвергает запреты, преподаватели не могут мешать ребенку реализовывать свои желания. Тем не менее, развитие интеллекта у детей от годауже позволяет им осознавать причинно-следственные связи: малышу разрешено разбросать кубики, вылить воду на пол, выпачкать стол, но потом он должен будет сам ликвидировать беспорядок.

Методика, предложенная Марией Монтессори, успешно внедряется преподавателями, воспитателями и даже родителями. Уникальная система — универсальна. Она подходит как для учебных заведений, так и для использования в домашних условиях. А, чтобы составить правильное представление о методике великого педагога, достаточно прочитать написанные Марией Монтессори книги. Они станут отличной инструкцией для создания идеальных условий для развития и обучения будущих гениев!


Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉


Понравился материал? Поддержите — сделайте репост! Мы стараемся для вас 😉

Gnomik.ru ©

Теория Марии Монтессори | Подход Монтессори к обучению

Методы, концепции и основные принципы теории Монтессори могут применяться в любом возрасте. Именно в этих концепциях мы находим объяснение того, почему в среде Монтессори все так.

Ниже приведены цели и убеждения Марии Монтессори в отношении ее подхода к воспитанию детей.

 

 

1.

Независимость

«Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой он чувствует, что может добиться успеха». – Мария Монтессори.

Цель Монтессори-образования в классе всегда состоит в том, чтобы сделать ребенка самостоятельным и сделать что-то самостоятельно. Это достигается предоставлением детям возможностей. Возможность двигаться, одеваться, выбирать, чем заниматься, и помогать взрослым с заданиями. Когда дети могут делать что-то для себя, их вера в себя, уверенность в себе и уважение к себе повышаются, и они могут сохранять это на протяжении всей своей жизни.

2. Наблюдение

Наблюдение или наблюдение за ребенком для родителей легко сделать. Мы можем проводить бесчисленные часы, просто наблюдая за детьми и замечая, как они развлекаются, изучая окружающую их среду. Это был простой метод того, как Мария Монтессори узнала о детях и разработала свои теории о развитии ребенка. Она наблюдала без предвзятых идей, что помогло ей разработать материалы, в которых нуждались дети и которые интересовали их. Наблюдение — это также способ, с помощью которого взрослые могут узнать о том, что нужно ребенку.

Например, если ребенок начинает стучать по предметам, это означает, что у него есть потребность в этой крупной моторике, поэтому дайте ему барабан. Если дети толкают предметы по комнате, и им нужно ходить, но они еще не могут сделать это сами, помогите им или дайте тележку, чтобы они могли ее толкать. Вот как наблюдение может помочь создать гармонию, удовлетворяя текущие потребности ребенка.

3. Следование за ребенком

Следуйте за ребенком, он покажет вам, что ему нужно делать, что ему нужно развивать в себе и в какой области ему нужно ставить задачи. учиться»; они тянутся к нему потребностями своей внутренней жизни, которая должна быть осознана и развита с ее помощью». – Мария Монтессори

Судя по тому, что вы заметили в действиях детей, следуйте за ними в том, что им нужно делать. Если они хотят подняться, дайте им возможность подняться безопасным образом, не проявляйте чрезмерной защиты. Следовать за ребенком также означает быть недирективным, не указывать ему все время, что делать. Дайте ребенку свободу выбирать, что он хочет или должен делать, и действовать самостоятельно.

Не говорите им, что они должны делать, а предлагайте им различные материалы/игрушки на выбор. Кроме того, отойдите в сторону и наблюдайте за ребенком, что он делает, нет необходимости постоянно вмешиваться, если только он не стал действительно деструктивным и собирается причинить вред себе или другим. Родители узнают, когда нужно вмешаться, по мере того, как они узнают своего ребенка и когда родители устанавливают ограничения для ребенка.

4. Исправление ребенка

Дети делают ошибки. Они могут что-то пролить, случайно уронить еду и так далее. В подобных ситуациях не нужно повышать голос. Вместо этого спокойно признайте ошибку: «О, ты пролил воду…, почему бы нам не взять тряпку и не вытереть ее». Это возможность попросить ребенка проделать с вами какую-то действительную практическую работу. Вы обнаружите, что детям нравится убираться, поскольку они рассматривают это как то, что делают взрослые. Не нужно нагло указывать ребенку на ошибку, есть способ заставить его осознать ее.

Например, с матерчатым слюнявчиком ребенок, который учится пить из стакана, обнаружит, что если он наклонит стакан чуть раньше, вода прольется на него, и он это почувствует. Если они неправильно произносят слово, их не нужно исправлять, а лучше произнести слово правильно. Исправление детей может привести к тому, что они будут бояться делать что-либо из страха совершить еще одну ошибку.

Дети будут делать ошибки, и мы должны научить их красиво. Предоставление детям свободы и выбора, поддержка их в их выборе, обеспечение их безопасности, подпитка их пытливого ума таким образом, чтобы они могли понять, а также соблюдение их потребностей и их удовлетворение могут быть ключом к тому, чтобы помочь вашим детям полностью раскрыть свой потенциал.

5. Подготовленная среда

«Первой обязанностью учителя является наблюдение за окружающей средой, и это важнее всего остального. Это влияние косвенно, но если оно не будет сделано хорошо, не будет никаких эффективных и постоянных результатов любого рода, физических, интеллектуальных или духовных». – Мария Монтессори

Подготовленная среда является важной частью Монтессори. Это ссылка для ребенка, чтобы учиться у взрослых. Комнаты рассчитаны на ребенка, а мероприятия настроены на успех и обеспечивают свободу передвижения и выбора. Окружающая среда должна быть безопасной, чтобы ребенок мог свободно исследовать ее. Окружающая среда должна быть готова и красива для детей, чтобы она приглашала их к работе.

Монтессори относится к работе как к деятельности ребенка или к тому, что многие называют игрой. Она называет это работой, так как именно через нее они создают себя, и это не просто игра. Их игра — это их работа, и они до сих пор наслаждаются ею. Роль взрослых состоит в том, чтобы создать среду, в которой они будут учиться. Поэтому развитие ребенка зависит от среды, в которой он или она находится, и эта среда также включает в себя родителей.

6. Поглощающий разум

Монтессори наблюдала, как дети учат язык без чьего-либо обучения. Это зажгло ее идею «поглощающего ума». Детям в возрасте до трех лет не нужны уроки, чтобы учиться, они просто впитывают все окружающее, переживая его, будучи его частью. Поэтому важно, чтобы созданная среда была хорошей, приятной и позитивной, поскольку это то, что ребенок усвоит, независимо от того, хочет он этого или нет.

Язык взрослого легко усваивается ребенком. Будьте осторожны с тем, что вы говорите в их присутствии. Даже если вы думаете, что они не слушают, поскольку они, возможно, еще не в состоянии выразить себя, когда они смогут, вы не захотите, чтобы они ругались на вас в ответ. Именно по этой причине не следует пытаться сказать ребенку «Нет». Мы не хотим, чтобы они грубо сказали нам «нет». Вместо этого мы говорим «Стоп», когда хотим сказать детям, что то, что они делают, неправильно.

Ниже представлены материалы Монтессори, которые нам нравятся для разных возрастных групп.


Игрушки и материалы Монтессори, которые нам нравятся для детей от 0 до 6 месяцев

Монтессори-игрушки и материалы, которые нам нравятся для детей от 6 до 12 месяцев

Монтессори-игрушки/материалы, которые нам нравятся в возрасте от 1 до 2 лет

Монтессори-игрушки и материалы, которые нам нравятся для детей 2-3 лет

Монтессори-метод обучения | Просто психология

Шарлотта Рул, опубликовано 29 июня 2021 г.

Сол Маклеод, доктор философии


Сообщения на вынос
  • Монтессори-метод обучения — это нетрадиционный подход к обучению, направленный на воспитание чувства независимости и личного развития в классе. Некоторые из его уникальных компонентов включают трехчасовые блоки для занятий, классы для разных возрастов, а также специальные учебные материалы и учебные планы.
  • Эта философия образования была создана Марией Монтессори, итальянским врачом и педагогом, которая укрепила свои взгляды на образование, работая в Риме в конце 189 г. 0 с детьми с задержкой развития.
  • Многие невероятно талантливые люди учились и росли по методу Монтессори. Эти люди добились огромного успеха в самых разных областях, от политики до технологической индустрии и искусства.
  • Среди известных выпускников Монтессори: Джефф Безос, основатель Amazon.com; Сергей Брин и Ларри Пейдж, соучредители Google; Анна Франк, автор дневников Второй мировой войны; Принц Уильям и принц Гарри, сыновья Чарльза, принца Уэльского; Джордж Клуни , актер, удостоенный премии Оскар; Челси Клинтон, дочь Билла и Хиллари Клинтон.
  • Хотя у метода Монтессори есть много преимуществ, и несколько эмпирических исследований показывают многообещающие результаты, у этого типа образования есть и некоторые недостатки, такие как дороговизна и отсутствие структуры. Тем не менее, в мире до сих пор существуют десятки тысяч программ Монтессори.

Метод обучения Монтессори, названный в честь его основателя Марии Монтессори, представляет собой подход к обучению в классе, который делает упор на независимость и выбор. Эта теория обучения понимает, что дети имеют врожденный интерес к учебе и смогут делать это в подходящей среде. Он стремится создать класс, наполненный порядком, чистотой, красотой и гармонией.

Вопреки цели большинства учебных заведений, состоящей в том, чтобы учащиеся достигли максимальных успехов по определенным учебным предметам, метод Монтессори создает среду, способствующую оптимальному интеллектуальному, физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка.

Монтессори-класс определенно будет выглядеть не так, как вы можете себе представить в обычной учебной среде.

Тем не менее, у такого подхода к образованию есть много преимуществ, и школы Монтессори все еще существуют по всему миру, спустя более века после создания первого класса.


Историческая справка

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в семье Алессандро Монтессори и Ренильде Стоппани. В 20 лет она окончила Regio Istituto Tecnico Leonardo в Риме с сертификатом по физике-математике и решила продолжить изучение медицины.

Несмотря на то, что Монтессори столкнулась со многими проблемами из-за своего пола, она окончила Римский университет в 1896 году со степенью доктора медицины (Kramer, 2017). Затем она продолжила работу с детьми с задержкой развития в университетской психиатрической клинике.

В рамках своей работы Монтессори посетила римские психиатрические лечебницы и заметила, что эти дети нуждаются в дополнительной стимуляции.

Именно в это время она начала формировать свою собственную философию образования. Она начала посещать курсы по педагогике и изучала теорию образования (Крамер, 2017).

На рубеже 20-го века: рождение метода Монтессори в Риме

В 1900 году Монтессори стала содиректором Scuola Magistrale Ortofrenica, школы для подготовки учителей для обучения умственно отсталых детей.

За два года пребывания здесь она разработала определенные материалы и методы, которые впоследствии послужили основой ее образовательной теории (Kramer, 2017).

Монтессори продолжала заниматься наукой, постоянно читала и писала и в конечном итоге получила степень по философии в Римском университете. Она решила изменить свой образовательный метод, чтобы он подходил всем людям, независимо от их способностей к развитию.

6 января 1907 года она открыла свой первый класс, Casa dei Bambini, или Детский дом, в многоквартирном доме для семей с низким доходом в Риме. Когда школа только открылась, в ней обучалось от 50 до 60 детей в возрасте от двух до семи лет (Kramer, 2017).

Первый класс был оборудован столом, доской, плитой, стульями и столами. Дети занимались такими видами деятельности, как одевание, вытирание пыли и уход за садом, а также использовали различные материалы в классе.

Монтессори наблюдала, как свободный выбор позволил ученикам развить глубокое чувство интереса к деятельности, которой они занимались, независимо от каких-либо внешних вознаграждений.

Эти многообещающие наблюдения способствовали его дальнейшему развитию и позволили ему распространиться по всему миру (Kramer, 2017).

Монтессори знакомится с Америкой и нарастает напряженность

Прежде чем достичь США в 1912 году, метод Монтессори распространился по всей Италии и получил признание во Франции, Швейцарии и Великобритании.

Также планировалось открыть эти школы в Аргентине, Китае, Мексике , Новая Зеландия и другие страны мира (Kramer, 2017). Метод Монтессори стал широко известен в США после того, как он был опубликован в серии статей в журнале McClure’s Magazine.

В 1913 году школа Скарборо в штате Мэн стала первой школой Монтессори, созданной в США. И только в этом же году в США было создано более 100 школ Монтессори. недельный лекционный тур, во время которого она провела множество позитивных бесед об этой новой теории образования (Kramer, 2017).

Однако не все отзывы, полученные Монтессори, были обнадеживающими. В 1914 году прогрессивный педагог Уильям Херд Киркпатрик и реформатор образования Джон Дьюи написали книгу под названием «Изучение системы Монтессори», в которой резко критиковали этот подход.

Кроме того, Национальная ассоциация детских садов крайне пренебрежительно отнеслась к методу Монтессори, утверждая, что он устарел, слишком строг, требует слишком много сенсорной тренировки и оставляет слишком мало места для воображения и социального взаимодействия.

Кроме того, способ подготовки учителей и способ использования материалов также были основным источником конфликта. Вместе эти пренебрежительные взгляды отбрасывают годы исследований и наблюдений Монтессори, но ее модель классной комнаты все еще используется сегодня.


Отличия Монтессори-класса

Монтессори-класс отличается от традиционного школьного класса. От используемых материалов до того, как распределяется время в классе, этот класс сильно отличается от обычной учебной среды.

Учебные материалы

Что касается конкретных учебных материалов, метод Монтессори опирается на определенные типы материалов, и они различаются в зависимости от возраста ученика.

Для самого младшего ученика в первую очередь будут те материалы, которые дают практические навыки, такие как использование ножниц и других принадлежностей, мытье посуды, работа в саду и многое другое.

Приобретение этих навыков помогает развить мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также знакомит ребенка с процессом выбора, подготовки, завершения и очистки деятельности (Marshall, 2017).

Следующим набором материалов, с которыми ученик знакомится, являются сенсорные материалы, помогающие развивать и укреплять пять органов чувств. Например, ребенку можно поручить соединить вместе цилиндры с одинаковыми звуками.

Важная часть сенсорных материалов заключается в том, что они включают только одно чувство — нет ничего другого, что могло бы отвлечь или дополнительно проинформировать ребенка (например, цилиндры, которые издают один и тот же звук, не были бы окрашены одинаково; Маршалл, 2017) .

Как только ребенок освоит базовые навыки мелкой моторики и сенсорики, он перейдет к традиционным академическим предметам. В учебной программе по обучению грамоте учащихся обучают фонетике, мелкой моторике письма (способу держать карандаш и писать буквы) и тому, как писать, прежде чем они научатся читать (Marshall, 2017).

Что касается математики, дети сначала изучают однозначные числа и их значение, а затем начинают изучать более крупные количества и дроби. Затем учащийся изучит порядок операций (Marshall, 2017).

Все предметы академической программы вводятся на конкретных материалах. Цель состоит в том, чтобы ребенок учился через движения и понимал конкретные концепции, прежде чем переходить к более абстрактным (Marshall, 2017).

Работа с учебными материалами

Так же, как сами учебные материалы относятся к методу Монтессори, способы, которыми учащиеся должны работать с этими материалами, уникальны.

Монтессори заметила, что дети способны сосредотачиваться в течение длительных периодов времени, если они работают над деятельностью, которая вызывает их спонтанный интерес (Монтессори, 1986).

Чтобы стимулировать этот спонтанный интерес, Монтессори выделяет два ключевых фактора. Первый — это создание рабочего цикла, называемого «внутренним рабочим циклом».

Ребенку будет предоставлена ​​свобода заниматься определенной деятельностью столько времени, сколько он пожелает, при условии, что он подготовит материал и потом уберет его.

Когда они закончат, они могут перейти к другому делу. Например, ребенок может решить поиграть с «Лего», поэтому он должен найти достаточно места в классе, вынуть «Лего», играть столько, сколько захочет, а затем очистить «Лего», прежде чем перейти к чему-то другому (Cossentino, 2006). ). Но как долго длится этот внутренний рабочий цикл?

В типичной Монтессори-системе дети работают с этими учебными материалами самостоятельно или в небольших группах в течение трехчасового рабочего цикла. Этот рабочий цикл называется «внешним рабочим циклом».

В течение этого времени им предоставляется свобода выбора, над чем они будут работать, где они будут работать, с кем они будут работать и сколько времени они будут тратить на каждое занятие. Роль учителя состоит в том, чтобы просто направлять детей, помогая тем, кто затрудняется в выборе материалов, или знакомить с новыми материалами детей, которые к ним готовы.

Однако в конечном счете то, что ученик делает и чему учится, полностью зависит от него. Из-за того, как устроен этот класс, между учениками очень мало соперничества, и нет никаких внешних вознаграждений, таких как оценки и тесты для оценки достижений (Cossentino, 2006).

Размер класса

Еще одна отличительная черта Монтессори-класса — возраст учеников. Типичный класс состоит из одного, может быть, двух учеников разного возраста, чаще всего разделенных по году рождения учеников.

Тем не менее, класс Монтессори включает в себя несколько разных возрастных групп, которые все учатся вместе. Этот метод обучения признает пользу создания семьи учащихся для создания лучших социальных и академических школ.

Такой дизайн позволяет детям старшего возраста выступать в роли наставников и развивать лидерские качества, а младшим ученикам предоставляется возможность учиться у своих сверстников, а не у взрослых (Marshall, 2017).

Например, в классе могут быть маленькие дети в возрасте 3–6 лет в одном классе или в классе начальной школы в возрасте 6–9 лет.все вместе.

В классы Монтессори входят учащиеся старшей школы, причем 18-летний ученик является самым старшим, кто учится в этом типе образовательной среды.

Понятно, что классная комната Монтессори не отражает нормальную классную среду.

И хотя то, как организовано обучение, может вызвать недоумение, этот метод обучения является продуктом многолетних исследований и практических наблюдений, проводившихся более века назад.

Теория детского развития Монтессори

Как человек, посвятивший свою жизнь изучению и наблюдению за детьми, Монтессори разработала свою собственную теорию развития ребенка, которая в значительной степени повлияла на метод обучения Монтессори.

Определив различные стадии развития, она смогла лучше всего определить, как должна выглядеть оптимальная среда в классе для разных возрастных групп.

Два ключевых принципа, на которых основана концепция развития ребенка Монтессори, таковы:

  1. Дети и взрослые занимаются самоконструированием (представлением собственной идентичности), взаимодействуя с окружающей средой;
  2. детей имеют врожденный путь психологического развития.

Первый принцип побудил Монтессори по-настоящему оценить как то, как был организован физический класс, так и конкретные материалы, которые она использовала для разных возрастных групп.

Она считала, что участие в самостоятельной деятельности в тщательно структурированной среде может значительно способствовать самопостроению и помочь учащемуся полностью раскрыть свой потенциал.

Второй принцип основывался на мнении Монтессори о том, что все дети будут следовать относительно схожим траекториям развития, оправдывая универсальность ее образовательной философии (Marshall, 2017).

Монтессори утверждала, что все дети проходят через чувствительные периоды обучения и что каждый этап дает ребенку возможность развить определенный набор навыков.

Она определила четыре различных уровня развития, каждый из которых отмечен различными характеристиками и способами обучения:

  1. Первый уровень : Первый уровень охватывает детей в возрасте от 0 до 6 лет и характеризуется значительным развитием. Ребенок на этой стадии развития является сенсорным исследователем, ориентирующимся в конкретной среде и совершенствующим пять чувств. В этот период роста ребенок сначала осваивает язык и проявляет интерес к мелким предметам. Другой ключевой особенностью этого плана является то, что Монтессори назвала «нормализация», процесс, посредством которого возникают концентрация и спонтанная дисциплина — два ключевых требования метода обучения Монтессори (Marshall, 2017).
  2. Второй уровень : Второй уровень включает в себя лиц в возрасте 6-12 лет и характеризуется формированием стадного инстинкта, при котором дети более естественно склонны работать в группе, а не индивидуально. Это важный период для социализации. Кроме того, второй план знаменует собой начало интеллектуальной независимости, определяемой как самостоятельное мышление и активный поиск новых знаний (и получение удовольствия от этого). Второй план развития — это также период, когда дети начинают формировать свое нравственное чувство и переходят к несколько более абстрактным способам мышления (Marshall, 2017).
  3. Третий уровень : Ребенок на третьем уровне развития находится в возрасте от 12 до 18 лет. С точки зрения физического развития этот этап приравнивается к половой зрелости. Хотя большая часть метода Монтессори направлена ​​на укрепление способности ребенка концентрироваться, Монтессори признает, что трудности с концентрацией возникают в подростковом возрасте. Эту фазу также отличает начальное конструирование взрослого Я, а еще одной ключевой чертой является валоризация – потребность во внешнем признании труда. Человек в подростковом возрасте будет хотеть похвалы за свою работу, будь то в форме похвалы, хороших оценок или материальных наград (Монтессори, 19 лет). 94).
  4. Четвертый уровень : Четвертый и последний уровень развития включает людей в возрасте 18-24 лет. Здесь человек полностью охватывает свою учебу и учится руководить обществом. Экономическая независимость также является важной чертой этого этапа, поскольку теперь взрослый человек начинает обеспечивать себя в финансовом отношении и начинает жить настоящей независимой жизнью (Монтессори, 1994).

Вместе эти четыре плана не только иллюстрируют пути развития большинства людей, но и в значительной степени вдохновляют метод Монтессори образования.


Классы Монтессори по возрасту

Учитывая степень специфичности, с которой Мария Монтессори проектировала свои классы и свои четыре различных уровня развития, вполне логично, что классы будут выглядеть по-разному в зависимости от возраста. В этом разделе мы рассмотрим различные образовательные практики для каждой возрастной группы.

Программы для малышей

Дети в возрасте до трех лет будут учиться в классе, который дает возможность развивать подвижность и независимость (включая приучение к горшку) и уделяет особое внимание материалам и занятиям, соответствующим размеру и уровню навыков ребенка. .

В рамках программ для малышей Монтессори делит эту возрастную группу на две меньшие группы. «Нидо» (по-итальянски «гнездо») обслуживает детей младше четырнадцати месяцев, а «Сообщество маленьких детей» предназначено для детей в возрасте от 1 до 3 лет («Североамериканский центр Монтессори», nd).

В некоторых из этих школ родители присутствуют и активно участвуют со своими детьми. Это очень распространено, учитывая юный возраст ребенка и привязанность к родителям.

Детям может быть трудно отделиться от матери или отца, особенно в незнакомой среде («Североамериканский центр Монтессори», n.d.).

Дошкольное учреждение и детский сад

Дети в возрасте 3–6 лет будут посещать школу в так называемом Доме ребенка. В каждом классе будет около 20-30 учеников разного возраста и полная команда преподавателей (как ведущих, так и помощников).

В классах есть небольшие столы, расставленные по отдельности и группами, чтобы обеспечить как самостоятельное обучение, так и возможности для социального взаимодействия.

Учебные материалы расставлены на полках по всему классу, и учитель, как правило, сначала представляет занятия, а затем дети могут выбрать, что делать и как долго.

Для этой возрастной группы практические занятия будут включать выливание жидкостей, мытье столов и подметание. Учебные занятия по математике, языку, музыке, искусству и культуре также очень практичны и делают упор на развитие чувств, требуя от учащегося полагаться на несколько чувств (например, на зрение и осязание) во время одного занятия.

Некоторые примеры включают буквы из наждачной бумаги для обучения письму и нитки бусинок для обучения основам арифметики («Североамериканский центр Монтессори», n.d.).

Начальные классы

Начальные классы Монтессори обычно состоят из детей от 6 до 9 лет, от 9 до 12 лет или от 6 до 12 лет.

Что касается структуры, учителя сначала проводят уроки для групп детей, но затем им предоставляется возможность свободно исследовать и учиться дальше.

В начале учебного года учителя обычно проводят «замечательные уроки», которые знакомят учащихся с междисциплинарным характером обучения, открывая учащимся новые области исследования.

Еще одной ключевой особенностью обучения на этом этапе развития является приобретение знаний и проведение исследований за пределами класса.

Поскольку Монтессори твердо верит во врожденный интерес людей к учебе, она настоятельно рекомендует детям всех возрастов продолжать свои интеллектуальные исследования за пределами классной комнаты («Североамериканский центр Монтессори», n.d.).

Средняя и старшая школа

В первый год существования школ Монтессори было создано более 100 отдельных учреждений. Сегодня тысячи школ Монтессори существуют по всему миру, даже в США, где этот метод подвергался и до сих пор подвергается резкой критике.

С момента создания школы Скарборо в 1913 году существует множество подобных учреждений, демонстрирующих давнее наследие Монтессори.

Современные примеры

Чартерная школа Монтессори Хейвен

Чартерная школа Монтессори Хейвен была основана в 2003 году Элизой Макнайт. Эта школа, расположенная во Флагстаффе, штат Аризона, предлагает как неполный, так и полный рабочий день для детей от 4 месяцев до 6-го класса.

Все учителя обучены следовать методу Монтессори, и школа стремится создать богатую и питательную среду для учащихся, чтобы вдохновлять мирные отношения и любовь к учебе («О школе Haven Montessori», 2020).

Чартерная школа Монтессори Диксона

Чартерная школа Монтессори Диксона (DMCS) в Диксоне, штат Калифорния, стремится вдохновить своих учеников на раскрытие их личного потенциала в благоприятной среде, которая делает упор на открытия, академическое превосходство и положительный социальный вклад.

Вдохновленный одним из основных принципов Марии Монтессори, согласно которому у детей есть врожденная страсть к учебе, девиз школы — «зажигать любовь к учебе».

Школа обслуживает учащихся от переходного детского сада до 8-го класса, и для того, чтобы соответствовать ценностям Монтессори, DMCS опирается на низкое соотношение учителей и учеников, участие семьи, разновозрастные классы, разнообразную учебную программу. и дифференцированное обучение для каждого учащегося («Чартерная школа Диксона Монтессори», nd).

Монтессори-школа Внутреннего Сиднея

Монтессори-школа Внутреннего Сиднея (ISMS) — это начальная дневная школа с двумя кампусами, расположенная в пригородах Балмейн, Лилифилд и Розелл в Сиднее, Новый Южный Уэльс, Австралия.

Школа была основана в 1981 году группой родителей, проживающих в центральной части Сиднея. Школа обслуживает до 300 учеников в возрасте от 3 до 12 лет и дополнительно 100 семей по программе 0-3 («Школа Монтессори во Внутреннем Сиднее», nd).

В самом большом кампусе в Балмейне есть детский сад, три дошкольных класса для детей от 3 до 6 лет и семь начальных классов для детей в возрасте 6-9 или 9-12 лет. Классные комнаты выходят на покрытые листвой игровые площадки, они большие и светлые.

В школе также есть несколько открытых игровых площадок, а обеденный перерыв используется в близлежащем парке. В кампусе Лилифилда есть два подготовительных класса для детей в возрасте от 3 до 6 лет, а кампус Розелле поддерживает детское сообщество («Школа Монтессори во Внутреннем Сиднее», nd).

ISMS является крупнейшей школой Монтессори во всем Сиднее и предлагает широкий спектр академических возможностей, а также уроки драмы, искусства, музыки, испанского языка и спорта с дополнительным персоналом («Школа Монтессори во Внутреннем Сиднее», n.d.).

Школа Камала Никетан

Школа Камала Никетан в Тиручираппалли, Индия, была основана Гитанджали Сатьямурти в 1991 году и начиналась как игровая школа для 30 детей. Сегодня он обслуживает около 4020 студентов на участке земли площадью 6,5 акров и имеет более 60 классных комнат и лабораторий.

Школа стремится к тому, чтобы учащиеся полностью раскрыли свой потенциал, приобрели сильные физические, творческие и коммуникативные навыки, а также обрели уверенность в себе как личности.

Девиз школы — «Флуоресценция, Пламя, Стойкость», что означает расцвет личности, интенсивность мысли, а также терпение и силу духа, которые требуются от любого ученика («Школа Камала Никетан», nd).

Эти примеры помогают продемонстрировать популярность и широкое распространение школ Монтессори. Эти школы расположены по всему миру, но объединены одной образовательной миссией.


Эмпирические исследования

Метод Монтессори — это не только популярный во всем мире подход к обучению, но и воспитавший некоторых из самых успешных мировых лидеров. И хотя кажется сомнительным, что этот подход не будет считаться успешным с эмпирической точки зрения, все же полезно критически изучить этот метод, чтобы повысить его достоверность.

Несмотря на то, что существует несколько исследований, посвященных вопросу эффективности метода Монтессори, многие из этих исследований имеют методологические недостатки.

Эти исследования, как правило, не имеют рандомизированных контрольных испытаний, небольшие размеры выборки, слишком много смешанных переменных, из-за чего трудно сделать вывод о том, что посещение Монтессори-класса приводит к наблюдаемым результатам, и очень немногие из них имеют лонгитюдный характер.

Кроме того, даже для тех исследований, которые в определенной степени демонстрируют эффективность, трудно понять, что именно в методе Монтессори является эффективным, поскольку существует так много различных компонентов, которые делают эту философию уникальной.

Тем не менее, есть смысл рассмотреть эмпирические исследования, которые были сделаны, и выводы имеют ценность.

  • Метаанализ 2017 года показал, что различные методы (такие как фокус на сенсорном развитии и обучение грамоте с помощью фонетики) в целом эффективны (Marshall, 2017). В наиболее известном исследовании на эту тему изучались дети в Монтессори- и не-Монтессори-образовании в двух разных возрастных группах — 5 и 12 лет — по различным когнитивным, академическим, социальным и поведенческим показателям.

    Для 5-летних исследователи обнаружили значительные групповые различия в академических и социальных навыках, исполнительных функциях и теории мышления. Для 12-летних были значительные групповые различия в показателях написания рассказов и социальных навыков. Кроме того, на вопрос в рамках анкеты группа Монтессори указала, что они почувствовали большее чувство общности (Lillard & Else-Quest, 2006).

  • Другое исследование сравнило результаты тестов по математике, естественным наукам, английскому языку и общественным наукам через несколько лет после того, как дети покинули классы Монтессори, и показало, что учащиеся Монтессори набрали значительно более высокие баллы на экзаменах по математике и естественным наукам, но не выше по английскому языку и общественным наукам. Экзамены.

    Это исследование показывает, что метод Монтессори не может быть более эффективным во всех отношениях, но некоторые учебные материалы и предметы более эффективны, чем другие (Dohrmann et al., 2007).

  • За пару десятилетий до 1975 года Луиза Миллер и ее коллеги ежегодно проводили Стэнфордскую шкалу интеллекта Бине в течение четырехлетнего периода от Pre-K до 2-го класса. Команда обнаружила, что участники программы Монтессори имели более высокие средние баллы по этому тесту.
  • Хотя в большинстве эмпирических исследований академические достижения используются как мера эффективности, исследование, проведенное во Франции, изучало влияние программы Монтессори на творческие способности человека.

    Сто пятьдесят девять детей в возрасте от 7 до 12 лет были подвергнуты продольному тестированию в пяти различных задачах, направленных на дивергентное и интегративное мышление. По обоим типам заданий в обе временные точки дети Монтессори набрали больше баллов, чем те, кто ходил в более обычную школу (Besançon & Lubart, 2008).

  • Несмотря на то, что все эти исследования оказались многообещающими, некоторые исследования показали, что подход Монтессори может быть не таким эффективным, как некоторые считают.

    Например, исследование, проведенное в 2005 году в общественной Монтессори-школе Буффало, не смогло подтвердить гипотезу о том, что школа Монтессори связана с более высокими академическими достижениями (Lopata et al., 2005).

Плюсы и минусы

Подобно тому, как литература предлагает как плюсы, так и минусы, метод Монтессори также имеет общие плюсы и минусы. К преимуществам метода Монтессори относятся акцент на воспитании независимости в юном возрасте, более активное социальное взаимодействие учащихся и инклюзивная среда, учитывающая интересы разных возрастов и способствующая различным стилям обучения и путям развития (Meinke, 2019). С другой стороны, многие программы Монтессори дороги, что делает их недоступными для большинства семей. Кроме того, отсутствие структуры может стать проблемой для детей младшего возраста, которым может понадобиться чувство структуры, чтобы полностью раскрыть свой потенциал (Meinke, 2019).).

Метод обучения Монтессори направлен на то, чтобы предоставить учащимся поддержку и материалы, необходимые им для развития. Этот подход делает значительный акцент на независимости и свободе выбора в классе, что отличает его от более традиционных методов обучения. Философия Монтессори имеет свою уникальную учебную программу, ориентированную на разновозрастные группы учащихся. И хотя эта теория вызывает множество критических замечаний, сегодня во всем мире существует около 20 000 программ Монтессори.

Проверка фактов

Материалы Simply Psychology тщательно проверяются командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .

Об авторе

Шарлотта Рул — выпускница 2022 года Гарвардского университета. Она изучает психологию с несовершеннолетним в афроамериканистике. В кампусе Шарлотта работает в исследовательской лаборатории неявного социального познания, является редактором юридического обзора для студентов и играет в софтбол.

Как сделать ссылку на эту статью:
Как сослаться на эту статью:

Рул, К. (2021, 29 июня). Монтессори метод обучения . Просто психология. www.simplypsychology.org/montessori-method-of-education.html

Справочные материалы по стилю APA

О школе Haven Montessori. (2020). Получено с https://havenmontessori.org/about/

Besançon, M., & Lubart, T. (2008). Различия в развитии творческих способностей у детей, обучающихся в разных условиях обучения. Обучение и индивидуальные различия, 18 (4), 381-389.

Коссентино, Дж. М. (2006). Большая работа: Доброта, призвание и участие в методе Монтессори. Справочная программа, 36 (1), 63-92.

Чартерная школа Диксона Монтессори. (н.д.). Получено с http://www.dixonmontessori.org/about-our-school.html

Дорманн, К.Р., Нисида, Т.К., Гартнер, А., Липски, Д.К., и Гримм, К.Дж. (2007). Результаты средней школы для учащихся в государственной программе Монтессори. Журнал исследований в области детского образования, 22 (2), 205-217.

Школа Монтессори Внутреннего Сиднея. (н.д.). Получено с https://www.isms.nsw.edu.au/about-our-school/school-history/

Школа Камала Никетан. (н.д.). Получено с https://www.kamalaniketan.com/ Килпатрик, WH (1914). Система Монтессори рассмотрела . Хоутон Миффлин.

Крамер, Р. (2017). Мария Монтессори: биография . Диверсионные книги.

Лиллард, А., и Эльс-Квест, Н. (2006). Ранние годы: оценка образования Монтессори. Наука, 313(579)5), 1893-1894 гг.

Лопата, К., Уоллес, Н.В., и Финн, К.В. (2005). Сравнение академических достижений между Монтессори и традиционными образовательными программами. Журнал исследований в области детского образования, 20 (1), 5-13.

Маршалл, К. (2017). Монтессори-образование: обзор доказательной базы. npj Наука обучения, 2(1), 1-9.

Мейнке, Х. (2019). Изучение плюсов и минусов Монтессори-образования. Получено с https://www.rasmussen.edu/degrees/education/blog/pros_cons_montessori_education/

Миллер Л.Б., Дайер Дж.Л., Стивенсон Х. и Уайт С.Х. (1975). Четыре дошкольные программы: их размеры и эффекты. Монографии Общества исследований детского развития , 1-170.

Монтессори, М. (1986). Открытие ребенка (5. изд.). Монтессори, М. (1994). От детства к юности. 1948. Изд. ред. Транс. А. М. Йостен. Оксфорд, Англия: Клио. Североамериканский Монтессори-центр. (н.д.). Получено с https://www.montessoritraining.net/

Как сделать ссылку на эту статью:
Как сделать ссылку на эту статью:

Ruhl, C. (2021, 29 июня). Монтессори метод обучения . Просто психология. www.simplypsychology.org/montessori-method-of-education.html

Как был разработан метод Монтессори и почему он работает

Ищете идеальный способ привить своему сыну или дочери страсть к обучению и инструменты для достижения успеха школа и жизнь? Если да, то вы, вероятно, немного покопались и открыли для себя концепцию классов и методов Монтессори, используемых в начальной школе Монтессори. Но вы можете не знать, как он стал таким популярным и почему он так важен как способ выявить лучшее в детях.

Когда вы узнаете, откуда взялась Монтессори, и поймете ее методологию, вы поймете, что этот способ обучения — один из самых действенных способов воспитать успешного ребенка. Вот почему.

Кем была Мария Монтессори?

Автор этого уникального подхода к обучению, ориентированному на ребенка, Мария Монтессори была уважаемым итальянским врачом и педагогом. Пионер в области образовательных методов и поборник права и способности каждого учиться, ее методы подготовили поколения успешных лидеров, таких как Жаклин Бувье Кеннеди Онассис, Джулия Чайлд, Джефф Безос и многие другие, с тех пор, как она открыла двери в свою первую школу. в 1907.

Как ее собственный опыт обучения повлиял на нее  

Мария Монтессори, способный и амбициозный ребенок, любила учиться, и у нее были образованные родители, которые поощряли ее изучать книги, библиотеки и школы, доступные ей, даже в то время, когда у многих женщин не было возможности получить высшее образование.

Благодаря своей настойчивости и страсти к обучению она поступила в Римский университет и успешно окончила его со степенью врача в 189 г.6, как одна из первых женщин-врачей в Италии.

Монтессори какое-то время занималась психиатрией, а затем обратилась к образованию, когда появилась возможность обучать учителей и учащихся специального образования. Она занялась изучением того, какие методы обучения работают лучше всего, и многие из ее учеников добились неожиданных успехов, которые доказали успех ее подхода.

Обучение на основе проверенных методик из реального мира

В 1907 году произошло знаменательное событие, которое навсегда изменило образование детей младшего возраста в лучшую сторону. Мария Монтессори открыла детский центр для малообеспеченных детей в возрасте от 3 до 7 лет в бедном пригороде Рима. Она назвала свою школу Casa dei Bambini — по-итальянски «Детский дом».

Никто из ее учеников никогда раньше не сидел в классе, и они привыкли быть одни, пока их родители работают. Многим казалось невыполнимой задачей вовлечь этих недисциплинированных, необразованных детей в образование.

Но Монтессори смело верила, что сможет это сделать. Она верила в себя и свои методы — и, что более важно, она верила в своих учеников.

Метод Монтессори обретает форму

Чтобы дать своим обездоленным ученикам все возможности для успеха, Монтессори тщательно обдумала все, что узнала об эффективном обучении маленьких детей.

Она знала, что они любят исследовать окружающую среду и быстро впитывать новые знания. Она видела, как они могли концентрироваться в течение длительного времени, если работа соответствовала их нынешнему уровню развития, их личным увлечениям и врожденным талантам.

Имея это в виду, она разработала свой класс и учебные материалы, чтобы воспитать в детях любовь к открытиям и дать им свободу заниматься своими интересами в границах любви, которые могли бы помочь им стать уверенными в себе и сосредоточенными.

Впечатляющие успехи в классе Монтессори

Вскоре ученики новой школы Марии Монтессори начали преуспевать. Они с энтузиазмом исследовали свой новый класс и выросли в своей способности быть самодисциплинированными и сосредоточенными.

Сначала они были непослушными, но быстро привыкли к спокойной рутине и увлеклись занятиями в классе. Они охотно разгадывали головоломки, наслаждались практическими открытиями, учились готовить еду и заботились о своем классе — все это по-прежнему остается жизненно важными элементами подлинной Монтессори-среды сегодня.

Монтессори превращается в мощное образовательное движение

Преображение этих детей в Риме, произошедшее за столь короткое время, было настолько сильным, что другие обратили на это внимание. Вскоре люди со всего мира приезжали, чтобы увидеть методы Монтессори в действии.

Педагоги по всему миру проявили интерес к ее подходу, поэтому она начала предлагать занятия и популярные книги, обучая других следовать ее уникально эффективному подходу. В течение нескольких лет в Европе и США было открыто больше школ Монтессори, что положило начало образовательному движению, которое десятилетиями приносило пользу маленьким детям.

По мере роста своего дошкольного влияния Монтессори расширила свои методы для использования в начальных классах, а также для подростков. Тем самым она обеспечила возможность построения эффективного образования детей дошкольного возраста, укрепляя их любовь к учебе и готовя их к дальнейшему академическому и социальному успеху на протяжении всей жизни.

Имея за плечами годы путешествий по всему миру и пережив две мировые войны, Монтессори также увлеклась продвижением мирных взаимодействий и глобального осознания, которые в настоящее время включены в настоящее Монтессори-образование.

Монтессори-школы сегодня

Всего за 100 лет метод Монтессори вырос из одной маленькой школы в Риме до примерно 5000 школ только в США, которые обслуживают более миллиона детей. Кроме того, по всему миру существуют тысячи школ Монтессори.

В этих замечательных школах созданы мощные, трансформирующие классы, в которых раскрывается уникальная индивидуальность каждого ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *