Методист что делает в школе – Профессия методист (чем занимается, функции, как стать) | должностные обязанности методиста, требования к должности

Что должен делать методист в школе. Должностная инструкция методиста дома культуры

Именно в этом учреждении дети понимают, что есть какие-то правила, распорядок дня и так далее. В детских садиках достаточно большие рабочие коллективы, ведь сюда входят:

  • воспитатели,
  • нянечки,
  • преподаватели по музыке,
  • хореографии и т.п.

Полезная информация по организации методической работы в ДОУ:

С января 2019 года в работу ДОО обязательно надо внести ряд изменений. Сделать это быстро и эффективно поможет журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» , который опубликовал карточки с готовыми поручениями для сотрудников.

Скачайте карточки с поручениями

Однако далеко не все знают, что имеется еще одна ответственная должность – методист. По причине того, что методист не ведет общение ни с детьми, ни с родителями, многие не понимают, что входит в .

Потому стоит более детально рассмотреть этот вопрос, тем более что от того, каков специалист занимает это место, зависит качество и результативность всего процесса обучения.

Профессия методиста на сегодняшнее мгновение является достаточно актуальной. Именно от деятельности этого человека зависит организация педагогической работы. Благодаря методисту производится равномерное распределение учителей и детей. Этот работник должен творчески мыслить и подходить к той или иной задаче, он должен быть компетентен и культурен в общении.

Должностные обязанности методиста

Практически любое учебное заведение нуждается в сотруднике, который будет способен хорошо организовать деятельность, а еще будет в состоянии вести бумаги на специализированном уровне. Потому в подобных заведениях и действует методист. Он не контактирует с ученическим составом или родителями. Но при этом, этот человек корректирует организационные моменты, что так нужны для детского садика.

Методист:

  • организовывает деятельность педагогического коллектива,
  • обучает воспитателей некоторым урокам,
  • на примере способен показать результативность успешной деятельности.

Дабы работать методистом следует преодолеть достаточно сложный путь обучения. Как правило, на это место предпочитают «садить» педагогов, что имеют большой опыт. Изначально назначенное лицо обязано осознавать и принимать свои обязанности в роли данной должности. Но, обычно, администрация берет в учет и иные нюансы. Все зависит от того, как педагог может сориентироваться в плане и организации учебы.

Где еще может работать методист?

Представленные специалисты необходимы в разнообразных образовательных заведениях. Сюда входят, конечно же, детские садики и школы, а также университеты, дома культуры и так далее. То есть, это лицо сможет найти работу везде, где имеются учащиеся и педагоги.

Сразу стоит сказать, что нет специфического обучения на эту профессию. Им становится абсолютно любой гражданин, что прошел долгий путь развития и работы в образовательной сфере, понимает специфику данного вида деятельности и обязанности людей, с какими будет вести работу.

Зачастую администрация не наблюдает цельной занятости работника и пытается выгрузить на него еще и дополнительную работу. К примеру, организовать праздник, поговорить с родителями и так далее.

Необходимо понимать, что в определенном заведении методист имеет обязанности, что обсуждаются при приеме на должность. Разумнее всего при устройстве заключить контракт, дабы в дальнейшем администрация заведения не добавила еще какой-то объем работы по той же зарплате.

Специфика работы методиста в детском саду

Обычно, старший воспитатель детского заведения по истечении определённого времени стает помощником заведующей. Методист берется за организацию и руководство деятельностью. Он проводит проверку разнообразных планов, ходит на уроки, ведет контроль над учебным процессом, складывает расписание.

В должностные обязанности методиста в детском саду входит:

  • проведение консультаций для воспитателей,
  • он должен оказывать помощь им и перенаправлять в правильную сторону,
  • у него имеется литература для всех педагогов,
  • когда заведующей нет на работе, то методист берет ее обязанности в свои руки, и руководит садиком для деток.

На эту должность явно не будет принят человек с улицы. Это связано с тем фактом, что он изначально должен зарекомендовать себя. Методист должен обладать не малым опытом работы воспитателя – не менее пяти лет стажа. Зачастую он зовет воспитателей и беседует о методиках или уроках. Кроме всего прочего, именно он обязан смотреть за игрушками и компонентами. Все эти вопросы (касательно ресурсов) должны решаться на общем совете.

Новые возможности для карьерного роста

Свободно ориентироваться в принципах но

levevg.ru

Что делает методист в техникуме. Должностная инструкция методиста (включая старшего). Необходимые навыки и умения

I. Общие положения

1. Методист относится к категории специалистов; назначается на должность и

освобождается от нее приказом директора учреждения по представлению

2. На должность методиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы (от 2 до 5 лет; от 5 до 8 лет; от 8 до 12 лет; свыше 12 лет) или стаж работы в должности методиста (инструктора-методиста) не менее (1 года; 3 лет) или квалификационную категорию (II, I, высшую)

3. Назначение на должность методиста (инструктора-методиста) и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению

4. Методист должен знать:

4.1. Конституцию Российской Федерации.

4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4.3. Конвенцию о правах ребенка.

4.4. Принципы дидактики.

4.5. Основы педагогики и возрастной психологии.

4.6. Общие и частные технологии преподавания.

4.7. Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.

4.8. Систему организации образовательного процесса в учреждении.

4.9. Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации.

4.10. Методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях.

4.11. Принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников учреждений.

4.12. Основы работы с издательствами.

4.13. Принципы систематизации методических и информационных материалов.

4.14. Основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката.

4.16. Основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

5. Методист подчиняется непосредственно (директору учреждения,иному должностному лицу)

6. На время отсутствия методиста (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Методист:

1. Организует методическую работу образовательных учреждений, фильмотек, методических, учебно-методических кабинетов (центров).

2. Анализирует состояние учебно-методической (учебно-тренировочной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.

3. В учреждениях дополнительного образования участвует в комплектовании учебных групп, кружков и объединений обучающихся.

4. Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения.

5. Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений.

6. Составляет учебные, учебно-тематические планы и программы по дисциплинам и учебным курсам.

7. Организует разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации, пособий (учебных дисциплин, типовых перечней оборудования, дидактических материалов и т.д.).

8. Анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы учреждений.

9. Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта руководителей и специалистов учреждений.

10. Организует и координирует работу методических объединений педагогических работников.

11. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимп

kalmius-info.ru

Кто такой «методист» и есть ли у него своя деятельность?

Вопрос «кто такой методист?» далеко не праздный, если учесть парадоксальное противоречие: должность «методист» есть, а специальности «методист» в списке специальностей высшего профессионального образования – нет. Более того, сама должность по функционалу в разных учреждениях имеет различное функциональное наполнения. Сравнить хотя бы методиста в школе и в вузе. Школьный методист в соответствии с бытующим стереотипом – самый опытный учитель, чаще всего – в годах. Методист в вузе – это, скорее, секретарь кафедры, выполняющий репродуктивную деятельность по упорядочиванию документов. А есть еще методист библиотеки, методист центра дополнительного образования…

Так кто же такой «методист»?

В науке закрепилось понимание методиста как специалиста в области определенной предметной методики (частной дидактики). Под данное определение подпадает и ученый, ведущий разработки в области частной дидактики и общей методики, и специалист системы повышения квалификации, решающий задачи непрерывного образования педагогов. Даже работника органов управления образованием, выполняющего в большей степени организаторские функции, которые не связаны с методикой, тоже зачастую называют методистом. Таким образом нивелируется различие выполняемой деятельности.

Современная педагогика постепенно уходит от дисциплинарного подхода, что приводит к изменению структуры научного знания. Образовательные учреждения переходят к моделированию своей деятельности на основе системного подхода, при котором частнодидактического знания недостаточно для достижения максимальной эффективности образовательного процесса. Качество образования понимается теперь не столько через учебные результаты ребенка, сколько через уровень его личностного развития. Все это остро ставит поднимаемый вопрос – так кто же такой методист в системе образования? В чем сущность методической деятельности как профессиональной деятельности специалиста?

Т.В.Ильина в своей диссертации выделяет имеющиеся противоречия между сложившимися научными представлениями о деятельности методиста, нормативными квалификационными предписаниями и реальным состоянием профессиональной деятельности методистов:

  • 1. С одной стороны, исторически сложилось представление о методисте как специалисте в области методики, но,
    • с другой стороны, на современном этапе, методика (методическое знание) не выдвигается в качестве предмета методической деятельности.
  • 2. С одной стороны, существует предписание методистам обеспечивать качество и результативность педагогической практики,
    • с другой – имеет место неудовлетворенность педагогов внешним методическим обеспечением.
  • 3. С одной стороны, квалификационные требования к методистам предписывают обеспечивать педагогический процесс, но
    • в то же время методическое обеспечение отождествляется с повышением профессиональной квалификации педагогов.
  • 4. С одной стороны, предъявляется к методистам высокий уровень профессиональных и личностных требований, но,
    • с другой стороны, отсутствует система профессиональной подготовки самого методиста.
  • 5. С одной стороны в педагогической науке методическая работа определяется как фактор взаимосвязи науки и практики,
    • с другой – структурно  разделены методисты и ученые, методисты и практики, то есть нарушены действенные механизмы для осуществления этих взаимосвязей.

Можно ли в этих условиях говорить о методической деятельности как особом виде профессиональной деятельности?

Да, если выделить сущностные признаки методической деятельности как профессиональной деятельности методиста.

Сущностные признаки методической деятельности

Методической можно называть такую профессиональную деятельность, которая отвечает следующим признакам.

Предмет: научно-методическое знание, т.е. научно обоснованное знание об эффективных способах организации деятельности.

Содержание: методическое обеспечение качества и результативности педагогической практики.

Основной результат: качество организации и динамика результативности деятельности обеспечиваемого объекта – педагога, образовательного учреждения.

Функции:  производство, систематизация и распространение методического знания. Следует отметить, что по отдельности данные функции присутствуют в других видах деятельности. Только единство перечисленных функций  отражает сущность методической деятельности.   

 

По материалам кандидатской диссертации по педагогике Т.В.Ильиной «Формирование профессиональной деятельности методиста в сфере образования», Ярославль, 2001

 

metodist.edu54.ru

Как простой учитель относится к методисту?

Методистам на заметку

«Как они ко мне относятся?» — такой вопрос волей или не волей задаёт себе каждый руководитель, каждый педагог. А если не задаёт — то врёт, потому что без рефлексии, ответной реакции невозможна нормальная работа с коллективом. Поэтому если педагог говорит, что для него отношение детей к нему самому стоит на двадцать восьмом месте, а главное — беззаветная преданность делу, великой цели, это или плохой педагог, или человек, страдающий комплексом неполноценности, который на самом деле является комплексом гиперполноценности.

Всё это в полной степени относится и к районным методистам. Я имею в виду не освобождённых работников, резиденция которых — городской (районный, областной) методкабинет, а тех, кто согласился на эту тяжёлую и неблагодарную работу на полставки, параллельно с учебной деятельностью в школе. Так вот, господа методисты, вас интересует, что мы о вас думаем?

Да ничего хорошего, потому что нам не угодишь. На вкус и на цвет товарища нет, а руководителя — тем более. Руководитель (а каждый учитель в любом случае в той или иной степени руководитель) не имеет оснований любить своё вышестоящее начальство, деятельность которого как правило нарушает его покой, выбивает из колеи. Работаем мы и работаем, как можем и как хотим. И если предупредят, что к нам придёт с проверкой наш начальник по предметному направлению, то радоваться этому может лишь узко заинтересованное лицо. Например, кто защищается на категорию, для кого дать открытый урок для своего методиста — вынужденная мера. Или кто не представляет себе, как можно работать без чуткого руководства сверху. Но таких мазохистов мало.

Мы не любим собираться даже раз в месяц после уроков в какой-нибудь школе, где наш начальник сообщит нам новые установки, проведёт какое-нибудь запланированное на год вперёд мероприятие, и где мы сможем увидеть друг друга. И мы зудим, если наша встреча оказалась короткой и малопродуктивной — и стоило переться в такую даль! Но если мероприятие чересчур затянулось, реакция куда более негативная — мы ведь после пяти-шести уроков, а тут ещё три часа слушать! Поэтому-то на таких собраниях появляется лишь одна пятая часть всего состава предметников района, города — обычно, молодые и зелёные, которых их опытные коллеги посылают вместо себя набираться опыта.

Правда, ходят легенды о зверствах отдельных методистов, которые жесточайшим образом отслеживают посещаемость общерайонных мероприятий. «Вы не были у нас в прошлый раз! Почему? Или вы считаете, что мы работаем зря, собираем людей от нечего делать? Или что вы и так знаете всё наперёд? Если так, то придётся посетить у вас несколько уроков, оценить, так ли это, и действительно ли вам ничего нового мы не сможем сообщить!». Некоторые изуверы идут на то, чтобы методические встречи собирались не после уроков в обычные рабочие дни, а в свободную от занятий субботу (в условиях пятидневки это особо изощрённый метод работы). И делается это на благо учителя, разумеется, чтобы он смог воспринимать новую информацию на свежую голову. Как говорится, благими намерениями выстлана дорога в ад.

Значит, методисты нужны для проведения в нашу жизнь и работу последних достижений научно-практической мысли. А вы у нас спросили, нужны нам эти мысли и новшества? Мы же на редкость консервативны и замшелы, наш средний возраст не позволяет радостно встречать те новшества, которые ломают годами отработанную и проверенную систему подачи материала. Потому-то чрезмерная инициатива методистов обычно не встречает должного понимания педагогов.

Хотя… Педагоги возмущаются, ругаются, ропщут, но где-то в глубине самосознания понимают, что всё это для их же блага. Что иначе они вовсе окуклились бы в своих школах и не видели ничего, кроме того, что под носом в кабинете. А посещение открытых уроков своих коллег в других школах не только даёт повод для размышления о их методах работы, но и просто привносит живительную струю в серую рутинную жизнь.

Но мы понимаем это только задним числом, ругая действительность и вспоминая добрым словом предыдущих методистов, у которых всегда всё было лучше. И честнее они были, и умнее, и интереснее. При чём тут честность, скажете вы? А как же тот факт, что все вопросы районных и городских олимпиад сначала попадают в руки методиста, а уж потом, на следующий день, пишутся на доске перед нашими детишками, делегатами от других школ. Но ведь он и сам учитель, у него тоже есть ученики. А ну как выйдет неудобство и его дети покажут самые низкие результаты? Что же получается, учитель руководит методической работой целого района, а у него такие слабые косвенные показатели? Потому-то мы всё это понимаем, когда среди пёстро-разнообразных олимпиадных работ попадаются вдруг на удивление полные и обоснованные, принадлежащие… сами понимаете кому.

Это грязь. Но иначе не возможно, ибо сволочная должность порождает сволочные мысли в свой адрес. Однажды мне забрезжила возможность стать районным методистом. Был я тогда ещё слишком молод и глуп, чтобы сразу понять её сущность. И только по опросам коллег понял, что эта неблагодарная должность достойна упоминания в энциклопедии застойной эпохи. Потому что за такие деньги ты должен в свободное от основной работы время посещать другие школы, описывать уроки своих коллег, оценивая их соответствие разряду, оформлять характеристики на аттестующихся (а значит и иногда мотивированно отказывать людям, у которых педстаж больше, чем мой возраст). Кроме того, нужно проводить совещания, приглашая со стороны интересных людей и занимая коллег, когда эти люди по тем или иным причинам не приехали, связываться с музеями, заказывать экскурсии, проводить олимпиады разного уровня. И писать, писать, писать отчёты о работе методобъединения.

Кто же соглашается сунуть голову в это ярмо? Иногда — болезненно инициативные люди, которым тесно в рамках одной школы. Эти могу вынуть из вас все жилы, преследуя свои цели, вовсе не обязательно совпадающие с коллективными. Например — якобы приобщить коллег к написанию нового учебника, который выйдет под другой фамилией. Порою это очень добрые и отзывчивые люди, искренне желающие, чтобы всем стало работать лучше. Но любовь в данном случае губит, и они скоро уходят по состоянию здоровья, отчаявшиеся и разбитые. Часто это нормальные педагоги, которые дают всем понять, что им тоже вовсе не улыбается сидеть допоздна, что-то обсуждая. Поэтому заседания у них проходят молниеносно: быстренько собрались, скоренько услышали последние установки и ценные указания, которые методист вынужден (он не виноват, его самого обязали!) донести до своих коллег, и «если вопросов больше нет, до свидания». Такие нам приятны, мы с трудом вспоминаем, как их зовут, но ведь «счастлив тот народ, который не знает своего правителя». Вот только меня теперь на эту удочку не поймать. Ведь в плане профессионального роста, методическая работа в городе и районе — как правило профессиональный тупик: всем не угодишь, требуют со всех сторон, везде крайний и времени на свои нужды вообще не остаётся. А будешь заботиться о себе — наживёшь врагов как сверху, так и снизу.

Короче, не обижайтесь, дорогие методисты, однако не ждите от нас ни любви, ни уважения. Ведь авторитеты для нас — те, кто уже умер, или кто старше всех нас. Сами мы не настолько созрели, чтобы понять вашу пусть даже очень широкую натуру и могучий интеллект. И не надо трогать нас, мы и так задавлены нагрузкой, у нас и в школе свои проблемы, чтобы заниматься всякими там повышениями нашего уровня.

Вадим МЕЛЕШКО

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Роль методической службы и методиста

Конкурс «Педагогических достижений»                                                                 Бублик Елена Николаевна

 «Человек может научиться всему.

Было бы желание».

Методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: это и эксперимент по ЕГЭ, и введение профильного обучения, и эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. Одним из ключевых аспектов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы.

Испытывая затруднения в своей работе, практики пытаются преодолеть их самостоятельно или обращаются к трудам ученых. Однако на деле многие научные разработки оказываются малодоступными для практиков. Язык монографий по педагогике, а тем более по психологии труден для восприятия и понимания. В результате складывается ситуация, при которой богатство отечественной педагогической и смежных с ней наук оказывается невостребованным практиками. С другой стороны, у практиков продолжают накапливаться проблемы. Их «критическая» масса увеличивается, а это ведет к застою.

Одной из причин, породивших такое ненормальное положение, является фактическое отсутствие между практикой и наукой «пространства», обусловливающего их взаимодействие. Это «пространство» должны занимать люди, обладающие способностями и знаниями, которые позволяют им профессионально работать и в «пространстве» практики, и в «пространстве» науки. Это своеобразные «переводчики» науки на язык практики.

Миссия методиста как раз и состоит в соединении двух «пространств» – науки и практики.

Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня учителя была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XIX — начала XXI века; основная цель работы методического кабинета — оказание практической помощи учителям в профессиональной деятельности; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связанных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования.

Уникальная система методической работы с педагогическими кадрами начала складываться в России более 170 лет тому назад. Сегодня она включает школьные методические кабинеты, районные (городские) методические центры (кабинеты), институты повышения квалификации.

Изучение истории зарождения, становления и развития организационных форм методической работы с педагогическими кадрами и ее содержания убеждает, что они явились отражением реальной потребности в совершенствовании профессионального мастерства учителя.

В соответствии с реформой образования (1984 г.) изменения в развитии общего образования в Российской Федерации потребовали и реформирования структуры и содержания работы методической службы всех уровней. Задача районных (городских) методических кабинетов в организационном плане состояла в том, чтобы направить усилия методических объединений на определение содержания работы в зависимости от актуальности проблем, вытекающих из новых направлений науки и техники, содержания новых школьных программ и курсов; на изучение потребностей учителей, воспитателей, классных руководителей. В связи с этим Министерство Просвещения СССР 30 мая 1985 года № 99 утвердило «Типовое положение о методическом кабинете районного, городского, окружного отдела (управления) народного образования».

В 80-е годы происходят изменения в структуре и функциях районных (городских) методических кабинетов: на базе традиционных методических кабинетов создаются научно-методические, информационно-методические (диагностические) кабинеты (центры). Методические центры (кабинеты) ведут систематическую работу с учителями, воспитателями. К методической работе привлекаются опытные учителя, научные работники, в результате чего наблюдается усиление научной обоснованности методического труда. Методологическим основанием методической службы становится системный подход, теория непрерывного образования, ориентация на личность (педагога и школьника), гуманистический подход к построению содержания и организации образовательного процесса.

Человек становится профессионалом не сразу. На пути к профессионализму он проходит несколько этапов. В профессиональной жизни возможны повторы и возвращения (откаты) на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы.

Существуют такие уровни профессионализма:

1. Допрофессионализм. Человек осуществляет некоторые виды работ, не обладая качествами профессионала. Не овладев нормами и правилами профессии, он действует как новичок, дилетант, не достигает в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит каждый человек. К сожалению, отдельные работники задерживаются на уровне допрофессионализма надолго.

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Человек последовательно усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции. Затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Такой человек сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный творческий труд. Усвоив нормы профессии, добивается в ней достаточно высоких результатов, начинает самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивает в себе профессионализм.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, в самых высоких достижениях и успехах. Человек превращается в творца, новатора, в профессионала высокой квалификации, суперпрофессионала. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма работника наиболее существенно влияет на прогресс общества в целом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На уровне псевдопрофессионализма человек обычно достаточно активно трудится. Но при этом мы видим определенную деформацию в становлении его как профессионала. Либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность, т.е. допускает брак в работе, либо внешне кипучая трудовая деятельность маскирует отсутствие профессионализма. Бывает, что человек заклинивается на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личное развитие. Случается, что работник исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели личного преуспевания в ущерб другим людям. Все это характеризует отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Через этот этап проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом», а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом достижений, ошибок и неудач. Этот уровень может человеку дать возможность обрести новые грани профессионализма, помощь и духовное обогащение других людей.

Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь и ступени профессионализма.

Близко к профессионализму понятие «компетентность». Под этим понимается индивидуальное соответствие требованиям профессии. Иногда компетентность определяют как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня под компетентностью подразумевают профессиональную зрелость человека, который обладает способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить об уровне компетентности предлагается по характеру результата труда.

Эффективность обучения зачастую определяется качеством подготовки методистов. Они должны не только сами отлично разбираться в содержании изучаемых вопросов, но и уметь таким образом преподнести учебный материал, чтобы обучаемые также смогли им как следует овладеть.

Методист должен иметь сформированные навыки публичного выступления и чтения лекций перед аудиторией и опираться на использование передовых форм, способов и приемов проведения практических занятий, таких как:

ролевые игры;

показы и демонстрации;

контрольные опросы и игры, стимулирующие процесс обучения;

диспуты, беседы;

свободные обсуждения и творческие дискуссии.

Методист должен уметь  поддержать контакт с аудиторией. Он должен  знать о том:

как оборудовать помещение таким образом, чтобы активность аудитории была наибольшей;

как узнать, что аудитория теряет интерес к мероприятию, и что надлежит предпринять, чтобы исправить положение;

как вовлечь застенчивых и молчаливых обучаемых в творческие и активные виды деятельности;

как оценить эффективность выступления и определить потребность в дополнительном освещении некоторых вопросов.

Я работала методистом по информатизации РМК Невского района с 2001 года по 2003 год, а затем, после реорганизации РМК в НМЦ работала руководителем структурного подразделения Районного центра информатизации НМЦ Невского района.

В соответствии с Положением методист выполняет следующие обязанности:

Организует свою деятельность в соответствии с планом работы.

Устанавливает и поддерживает деловые контакты с подразделениями региональных ОУО, кафедрами и учебно-методическими кабинетами институтов повышения квалификации, методическими службами, базовыми и опорными школами, библиотеками, средствами массовой информации по вопросам  обеспечения дополнительного профессионального образования педагогов средствами современных информационных технологий.

Организует курсы очного повышения квалификации специалистов образования, направленных на формирование ИКТ компетенции работников образования.

Осуществляет планирование, набор и комплектование учебных групп.

Организует изучение уровня ИКТ компетенции работников образования.

Контролирует посещаемость слушателями проводимых занятий, выполнение ими учебных, учебно-тематических планов и программ, расписания, заботится о создании условий для личностно-ориентированного характера обучения.

Обеспечивает проведение выездных занятий на базе образовательных учреждений.

Участвует в анализе результатов обучения, использования средств обучения, дидактических и методических пособий, раздаточного материала.

Адаптирует и корректирует учебно-методические материалы к региональным условиям.  

Изучает квалификационные потребности педагогов региона.

Организует работу по наполнению депозитария региональными ресурсами образовательного назначения.

Собирает, изучает и обобщает материалы об опыте работы педагогов по использованию ИКТ в обучении на модульной основе  для включения их в депозитарий.

Организует научно-методическую экспертизу образовательных ресурсов.

Принимает участие в мероприятиях (конференциях, семинарах-совещаниях, симпозиумах, в том числе международного уровня), проводимых ОУО, институтами повышения квалификации, региональными центрами дистанционного обучения по вопросам внедрения ИКТ в учебно-воспитательную деятельность педагогов, размещает информацию на сайте.

Организует и проводит «Школы педагогического мастерства», «Мастер-классы» (в том числе и виртуальные) по использованию ИКТ в работе с детьми.

 Организует работу сетевых объединений методистов-предметников в районе по проблемам эффективного внедрения ИКТ в профессиональную деятельность педагогов.

 Оказывает методическую и консультативную помощь специалистам образования района (по потребности) в сфере ИКТ.

Организует оперативно удовлетворение потребностей педагогов образовательного, информационного, аналитического, научного, методического и  технологического характера.

Следит за соблюдением требуемых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий при проведении учебных занятий

Методист несет ответственность за:

своевременное и качественное выполнение порученной работы;

оперативное выполнение запроса на оказание тематических консультаций

подготовку аналитических и статистических справок

Имеет право:

читать лекции, проводить другие виды занятий;

принимать участие в научных исследованиях НМЦ района, вести самостоятельную разработку научно-методической темы, опытно-экспериментальную работу, разрабатывать программно-методические комплексы по проблемам внедрения информационных технологий и интернет-ресурсов образовательного назначения;

повышать квалификацию, в том числе в форме получения высших уровней научной квалификации в аспирантуре и докторантуре.

 Должен знать:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

директивные и нормативные документы по образованию;

Федеральную целевую программу «Развитие единой информационной образовательной среды»;

Соглашение о сотрудничестве в развитии системы повышения квалификации работников образования в области информационно-коммуникационных технологий на территории своего района;

правила, порядок разработки и оформления учебно-методической документации;

достижения отечественной и зарубежной педагогической науки в сфере ИКТ;

теоретические и практические разработки проблем повышения квалификации дистанционно;

новые педагогические и информационные теории и технологии обучения;

методику сбора и обработки информации;

методы анализа и обобщения педагогической деятельности;

технологию модульного отражения педагогической информации.

Должен уметь:

владеть базовой ИКТ компетенцией работника образования;

пополнять депозитарий ресурсами образовательного назначения и информацией о педагогическом опыте в виде информационных модулей;

представлять информацию в устной, письменной и наглядной форме на бумажных и магнитных носителях;

использовать информационные технологии и ресурсы Интернет в профессиональной деятельности и курсовой подготовке;

создавать условия для личностно-ориентированного повышения квалификации педагогов.

ПОЖЕЛАЕМ ЖЕ УСПЕХОВ МЕТОДИСТАМ В ИХ НЕЛЕГКОМ ТРУДЕ!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *