Методы акмеологии: Применение акмеологических методов исследования в профессиональной подготовке бакалавров технологического образования

Применение акмеологических методов исследования в профессиональной подготовке бакалавров технологического образования

Современная профессиональная подготовка квалифицированных кадров требует активизации деятельности студентов, включение студентов в разнообразные виды деятельности, реализации в процессе высшего профессионального образования инновационных технологий обучения.

Одним из таких направлений деятельности, при обучении бакалавров технологического образования, выступает научная (учебно-исследовательская) деятельность, которая предполагает освоение целостной системы методов научного исследования, научного познания. Современная подготовка бакалавров технологического образования предполагает освоение акмеологических методов исследования.

Под акмеологическим методом следует понимать совокупность приемов, способов действия, не принадлежавших другим наукам, позволяющих эффективно решать акмеологические задачи, прежде всего, выявление уровня профессионально-личностного развития человека и содействие продуктивному профессионально-личностному росту человека до уровня профессионализма.

[2 с. 144]

В научной, методической литературе в настоящее время представлены разнообразные классификации (разновидности) акмеологических методов исследования.

Так, например, в работе [1 с. 10-11] представлена методическая система акмеологического исследования, в которую включены различные группы методов исследования:

  • Теоретические методы исследования. К этой группе относятся такие логические методы как: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент и др.

  • Инструментально-практические методы исследования, куда относятся такие общенаучные методы как: наблюдение и эксперимент.

  • Методы частных наук, куда относят психологические методы (беседа, тестирование, психологический эксперимент, самоотчет, самонаблюдение и др.), социологические методики (опрос, анкетирование, интервьюирование и др.), психофизиологические методики (электроэнцефалографичесий метод кожно-гальванических реакций и т.

    д.)

Кроме того, в работе [1 с. 5-10] рассматриваются наиболее общие методы познания, методы акмеологических исследований, к таким методам относятся: балансовый, генетический, правовой, нравственный, эстетический, диалектический и математические методы.

При обучении бакалавров технологического образования с этой точки зрения наиболее распространенными акмеологическими методами исследования выступают балансовый и генетический методы.

Основная цель применения балансового метода заключается в сравнении состояния системы, выявление происходящих изменений, изучение содержания и характера взаимосвязей между системами.

Применение в акмеологическом исследовании генетического метода, основанного на анализе возникновения и развития природных и социальных явлений, позволяет понять и раскрыть цепь процессов развития объекта, вычленить влияние среды на развитие объекта.

Содержание и методика, технологии подготовки бакалавров технологического образования предусматривают возможности для организации в рамках учебных дисциплин мини-исследований (генетических, балансовых), где студенты могут изучать изменения в профессиональной деятельности человека, определять динамику профессионального, личностного роста, определять различные ресурсы, необходимые для эффективной профессиональной деятельности (технологической, педагогической, просветительской и др. ).

В работе [2 с. 13-69] представлено несколько других описаний (классификаций) системы акмеологических методов исследования. Наиболее общее представление акмеологических методов исследования включает следующие группы методов:

  • Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, типологизация, моделирование и др.

  • Общие методы: эксперимент, математические методы.

  • Частные методы: наблюдение, беседа, выполнение заданий, тестирование, шкалирование и др.

  • Собственно акмеологические методы: акмеологическая диагностика, акмеологическая экспертиза, акмеологическая прогностика, профессиограммы, акмеограммы, акмеологические технологии и др.)

Профессиональная подготовка бакалавров технологического образования требует применения комплекса методов исследования как методов обучения исследовательской деятельности. Очевидно, что такое обучение предполагает применения и общенаучных методов, и общих, и частных. Среди всего разнообразия акмеологических методов исследования, особое внимание при обучении бакалавров технологического образования уделяется собственно акмеологическим, раскроем сущность основных из них.

Одним из центральных акмеологических методов исследования является применение акмеологической диагностики, которая представляет собой целостную систему определения степени соответствия личностно-профессионального статуса человека некоторому эталону, идеальной модели условий наивысшего развития человека как профессионала и как личности. Достижение этого идеала зависит от внутренних человеческих ресурсов субъекта и от системы его профессионализации в целом; в систему входят функционально-личностные, эколого-эргономические, организационные и социальные условия, которые подвергаются диагностике, объективной и достоверной оценке, моделированию с целью их дальнейшего преобразования. [4 с.60]

В работе [2 с. 119] указывается, что целью акмеологической диагностики выступает изучение психологических и акмеологических детерминант, способствующих прогресивному развитию зрелой личности, достижению ею высокого уровня профессионализма, самореализации в профессиональной деятельности.

В качестве объекта акмеологической диагностики выступают личностные потенциалы, способности, характеристики направленности личности, акмеологические инварианты профессионализма и др.

Акмеологическая диагностика предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, к которым можно отнести:

  • Анализ профессиональной деятельности и моделирование личностно-профессиональных требований к человеку;

  • Определение уровня и направления профессионализации людей с целью организации эффективной профессиональной деятельности работников;

  • Психологический мониторинг динамики профессионализации и личностного роста человека;

  • Выявление профессиональных, социальных, организационных и акмеологических факторов, влияющих на профессионализацию людей, анализ эффективной профессиональной деятельности работников;

  • Разработка, развитие инструментально-методических средств акмологического измерения. [4 с.60-61]

Акмологическая диагностика, как отмечено в работе [4 с.62], позволяет выявить основные тенденции, закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности профессионализации работников, формирования и динамики личностного и социального статуса человека.

При обучении бакалавров технологического образования могут быть реализованы элементы акмеологической диагностики. Студентам целесообразно предлагать задания, на выявления профессиональных и личностных требований к человеку в рамках профессии, студенты могут разрабатывать проекты мониторинга профессионально-личностного роста специалиста, осуществлять дискуссионное обсуждение условий (факторов) способствующих или препятствующих достижению профессионализма в профессии и др.

При решении акмеологических задач применяются индивидуальные и групповые методы экспертной оценки (рейтинговые, проектного оценивания, парного сравнения, ролевого списка и др. ). Акмеологическая экспертиза представляет собой комплексную оценку субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов и траекторий личностного и личностно-профессионального развития. [2 с. 125]

Основным акмеологическим методом исследования выступает акмеограмма, представляющий сообой описание системы характеристик, требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Акмеограмма может описывать уровень профессиональной квалификации, профессиональные характеристики, общих акмеологических инвариантов профессионализма, направленность личности, способности личности, характеристику индивидуальности личности, характерологические особенности и нравственные качества, специфические акмеологические инварианты профессионализма. Кроме этого, в акмеолграмме могут быть представлены психологические факторы, способствующие или препятствующие продуктивному профессионально-личностному росту человека.

[2 с. 146-149]

В процессе подготовке бакалавров технологического образования наиболее эффективным может выступить метод акмеограммы, когда студенты в рамках учебных дисциплин подготавливают акмеограммы специалистов, с дальнейшим их обсуждением и определением общих и частных акмеологических инвариантов профессиональной деятельности. Также акмеограммы могут выступать составной частью творческих работ, зачетных работ, исследовательских работ и т.д.

Акмеограмма может выступать разновидностью (частным случаем) профессиограммы. Составление профессиограммы также следует отнести к акмеологическим методам исследования.

В работе [3 с. 98] профессиограмма определяется как научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять профессиональные задачи, также описание условий для развития человека.

Качественная подготовка бакалавров предполагает применение метода разработки профессиограмм. Применение этого метода при обучении бакалавров технологического образования представляется разработкой профессиограмм, где отражаются цель и задачи, объект и предмет профессиональной деятельности, профессиональные знания, умения и навыки, условия и средства труда, продукт труда, возможный карьерный рост, права и обязанности в профессии, позитивное и негативное влияние на человека в профессии. Также в профессиограмме студенты могут представить характеристику профессионально-значимых качеств личности, способностей специалиста и т.д. Все это позволяет целостно представить (смоделировать) будущую профессиональную деятельность.

Еще одним распространенным акмеологическим методом исследования выступает биографический метод, который базируется на анализе и интерпретации биографических данных, которые могут быть получены в ходе личной беседы, так и путем анализа биографических документов. Этот метод дает возможность дополнения информации, полученную при помощи других методик. [4 с.146]

Биографический метод может иметь качественный и количественный варианты. В качественном варианте он может применяться в рамках беседы, когда разговор идет об особенностях жизненного пути, развития личности, в рамках анализа результатов деятельности личности, в рамках анализа документов и в рамках других методов современной науки. [1 с. 35]

Биографический метод исследования является целесообразным при обучении бакалавров технологического образования, когда студенты знакомятся с биографиями видных представителей прошлого и настоящего в рамках предметной области.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная подготовка бакалавров технологического образования, в условиях реализации личностно-деятельностного подхода, формирования целостного профессионального мировоззрения, значительная роль принадлежит акмеологическим методам исследования, которые позволят системно представить, изучить, смоделировать успешную профессиональную деятельность, выявить условия ее эффективной организации.


Литература:
  1. Анисимов, С.А., Деркач, А.А., Конюхов Н.И., Павлов, Б.С. Методы акмеологичесих исследований: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 101 с.

  2. Деркач, А.А., Зазыкин В.Г. Методы акмеологических исследований: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 166 с.

  3. Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. — Санкт-Петербург; Коломна; Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2008. - 375 с.

  4. Суслова, Е.А. Методология и методы психолого-акмеологического исследования: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Дергача. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 158 с.

Основные термины (генерируются автоматически): технологическое образование, обучение бакалавров, профессиональная деятельность, Биографический метод, диагностик, инвариант профессионализма, работа, эффективная профессиональная деятельность, генетический метод, продуктивный профессионально-личностный рост.

Методы акмеологических исследований

 

            ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

                       Психологический факультет

 

 

 

 

 

                                  

                           Реферат

 

                   по дисциплине «Акмеология »

 

Тема: «Методы акмеологических исследований »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса заочного отделения с

применением дистанционых

образовательных технологий, гр. Д901у

ФИО: Садыкова Флорина  Альбертовна 

Преподаватель:

                                               Старовойтова Светлана Юрьевна

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                          Казань – 2013

 

 

 

Содержание

Введение

1. Общая характеристика методов, применяемых в акмеологических исследованиях.

2. Акмеологический и акмеоцентрические подходы.

3. Акмеографические описания и акмеограмма.

4. Практика применения акмеологических методов.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во многих научных  классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. Наука, предметом которой выступает взрослый человек называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.

Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня акме. И хотя термин «акме» все чаще используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об «акме», имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком.

Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в  виду более длительный временной  период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда.

И наконец, есть исследователи, например сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин «акме» включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика  методов, применяемых в акмеологических исследованиях

Акмеология, как любая  другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конститутирующие ее категориально-методологически  как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные научно-методологические ориентации: естественно-научная, технологическая и общественно-гуманитарная.

Эффективность проведения научных акмеологических исследований, решение задач прогрессивного развития личности во многом зависит от возможностей применяемых методов исследования, а также строгого и информативного критериального аппарата и технологий, иными словами, от методического инструментария. Методический инструментарий акмеологии совершенствовался и расширялся в процессе становления акмеологии как науки. На формирование методического акмеологического инструментария существенное влияние оказали два главных фактора: комплексный, интегративный характер акмеологии как науки и ее близость к родовой науке – психологии. В результате в акмеологических исследованиях и акмеологической практике можно было обнаружить широкий спектр применяемых методов, как общенаучных, так и методов других наук. По мере становления акмеологии, расширения ее проблемного и предметного полей все острее ставился вопрос о создании собственно акмеологических методов и технологий. В этом направлении стали проводиться интенсивные научные исследования, результатом которых явилась разработка акмеографических описаний и акмеограмм, формулирование основных положений акмеологического и акмеографического подхода, разработка гуманитарных технологий.

Прежде всего, хотелось бы обратиться к методам, применяемым в акмеологии, и конечно же собственно акмеологическим методам. Вопросам применения общенаучных методов и методов некоторых наук в акмеологических исследованиях посвящены работы С.А Анисимова, Н.И. Конюхова, Б.С. Павлова и других авторов. Проведя анализ и систематизацию, авторы классифицировали все методы по двум основаниям: теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные две группы содержали несколько подгрупп. Данная классификация общенаучных методов акмеологических исследований может быть принята как базисная, хотя, очевидно, возможны ее дополнение и коррекция. В то же время важной перспективной задачей является ее наполнение акмеологическим содержанием, т. е. непосредственная демонстрация возможностей перечисленных методов, описание процедур их применения при решении конкретных акмеологических проблем.

Огромную роль в акмеологических  исследованиях и акмеологических  практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере не использовались психологические методы. В то же время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных в значительной степени осуществляется с иных, акмеологических, а не психологических позиций. В результате сугубо психологические методы как бы приобретают акмеологическую специфику.

Подводя итог обсуждению возможностей применения психологических методов  в акмеологических исследованиях  и акмеологической практике, хотелось бы отметить, что в этом случае психологические методы приобретают еще и свойство комплементарности, т. е. взаимодополнительности. В этом случае метод, применяемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в задачах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооценки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна «разместить» себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.

С самого начала одним из главных  направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих  решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием  – акмеологический подход. Акмеологический подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи. В то же время в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные с преимущественной опорой на конкретные акмеологические методы. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентрический и акмеографический.

 

2. Акмеологический и  акмеоцентрические подходы.      

 Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических (В.Г. Зазыкин, Е.М. Таболова). Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях (Е.М. Таболова, А.В. Щербина).

          Акмеографический подход – обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного).

Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы (более подробно об этом ниже).

С точки зрения акмеологического и акмеографического подходов речь идет уже не о достижении субъектом общественно приемлемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. В этом и состоит коренное отличие акмеографического подхода от профессиографического. Таким образом, с акмеологической точки зрения профессиография и профессиографический подход решают, главным образом, задачи начального этапа становления профессионализма и поэтому являются составной частью акмеографии.

Методические основы акмеографического подхода формировались из понимания сущности акмеологии как комплексной науки. В связи с этим акмеологическое и акмеографическое исследование осуществляется в том числе и с опорой на смежные науки, их методологические принципы, а в ряде случаев и методы. Такие исследования направлены на получение двух уровней знаний – теоретического и эмпирического, что позволяет всесторонне изучать объект исследований. Теоретический уровень исследований связан, прежде всего, с проведением анализа, обобщениями, выявлением тенденций и закономерностей. Эмпирическое исследование всегда базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает проведение экспериментов, наблюдение, общение, получение эмпирических фактов для выявления существующих связей и отношений. Обобщенным предметом любого эмпирического исследования является объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте. Таким образом, сущностью любого эмпирического исследования является анализ, позволяющий определять структуру, состав, механизмы, детерминанты, причинно-следственные, функциональные и иные связи.

Из сказанного следует, что в акмеологических исследованиях  центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании  которого выявляются акмеологические  условия и факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов.

Выявление акмеологических  условий и факторов осуществляется в основном с помощью сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.). При этом сравниваются структура и психологические составляющие (по Б.Ф. Ломову) деятельности, алгоритмы, умения, навыки, эталоны качества деятельности – иными словами, то, что входит в систему профессионализма деятельности. Сравнительный анализ может осуществляться по системе показателей или параметров, которые называются «эталонным пространством профессионального мастерства», однако и в этом случае это сравнение характеристик профессионализма деятельности.

Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты. В то же время в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности необходимо осуществлять сравнение и личностных характеристик. Следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса, осуществляющих свою деятельность с высокой продуктивностью, и «середнячков», у которых деятельность средне- или малопродуктивная. Формирование групп профессионалов и «середнячков» для такого сравнения осуществляется в основном с помощью экспертной оценки. Определение характеристик и показателей производится с опорой на традиционные для психологии методы – психодиагностики, наблюдения и интервью. Исходя из определения профессионализма личности и профессионала, сравнению подлежат следующие показатели:

– психологические профессионально  важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа  деятельности, а также степень  их выраженности;

– мотивы профессиональной деятельности и достижений;

– профессиональные эталоны;

– общие и специальные акмеологические  инварианты профессионализма.

В качестве примера хотелось бы сослаться на два оригинальных исследования, где был наглядно и  убедительно реализован данный метод. Первое из них было осуществлено Е.В.Фетисовой с артистами балета. Методом экспертной оценки были выделены три группы артистов: звезды, «середнячки» и те, у кого очень высокий, но нереализованный творческий потенциал. Сравнивались особенности мотивации творческой деятельности, система отношений, самооценка, уровень и направленность рефлексии, доминирующие эмоциональные состояния и характеристики эмоционального слуха, как индикатора креативности. Были получены данные, свидетельствующие о существенных различиях по данным показателям у представителей данных групп. Они послужили основой для составления программ индивидуального развития и психокоррекции. Другое исследование было осуществлено А.П.Чернышевым, в нем сравнивались показатели характеристик деятельности и особенности мотивации летчиков-асов и курсантов, осваивающих летную профессию, предложены количественные методы оценки по параметрам «пространства летного мастерства».

Акмеологический подход к подготовке будущих педагогов в вузе — Социосфера — 2011. № 1. 3

Социосфера
2011. №. 3, 29–34
ISSN: 2078-7081

‘; для (var i = 0; i

1164

Реферат

Повышение квалификации и квалификации будущих учителей, связанное с сознательным восхождением личности на высокий уровень компетентности и профессионального мастерства, возможно с помощью новой и перспективной науки – педагогической акмеологии. Реализовать акмеологический подход в подготовке педагогов означает осуществить акмеолого-педагогическое воздействие на учащихся таким образом, чтобы у них сформировалась акмеологическая направленность личности как стержневое свойство и ключевой показатель профессионализма личности. Модель акмеологической направленности личности студентов в процессе реализации акмеологического подхода к профессионально-педагогическому образованию системно описывает выявленные психолого-педагогические условия, сочетает в себе методологические установки, педагогические подходы, средства, приемы и формы организации образовательного процесса в вузе, этапы их организации и критерии сформированности. Проблема качества образования будущих учителей может быть решена с помощью акметехнологий, изучения теории и апробации акмеологических принципов.

Ключевые слова: акмеология; профессиональный обучение; качество образования; учителя.

Рубрика журнала: Психология

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Величко Е.В. Акмеологический подход к подготовке будущих педагогов в вузе. Социосфера = Социосфера, 2011. №. 3, стр. 29–34. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Антропова Л. В. Акметтехнологии в адаптивной подготовке педагогических вузов // Школьная технология. – 2003. – № 6. – С. 25.
  2. Бедерханова В. П. Личная профессиональная позиция в контексте развивающая гуманистическая реальность в образовании // В поисках гуманистической реальность: сб. научных трудов / научный редактор В. П. Бедерханова. – Краснодар: КубГУ, 2007. – 382 с.
  3. Бернс Р.В. Самоконцепция педагога // Педагогическая психология: читатель / комп. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – св. СПб, 2006. – 346 с.
  4. Бодалев А. А., Ганжин В. Т. Педагогические условия профессионального личности будущих учителей // Сборник научных трудов «Естествознание». и гуманизм» / под ред. проф., д.б.н. Ильинских Н.Н. – Том 2. Выпуск 5. – Орск, 2009 г.. – 317 с.
  5. Зобнина Т. В. Акмеологические аспекты преподавания педагогической психологии // Актуальные проблемы педагогики личности и акмеологический подход к образование. – Санкт-Петербург: изд-во Балтийской педагогической академии, Кафедра педагогической акмеологии, 2010. – Вып. 105. – 173 с.
  6. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутов Л. Е. Акмеология качества профессиональная деятельность профессионала. – Санкт-Петербург – Коломна – Рязань, 2008. – С. 76.
  7. .
  8. Мажарова Н. А. Образовательная программа как средство профессионального самоопределение учащихся: Автореф. Дис. …кандидата педагогических наук: 20.04.2005 защищен. – Оренбург: Экспресс-печать, 2005. – 24 с.
  9. Медведев В. П. О роли педагогической акмеологии в современном профессиональное образование // Фундаментальные исследования. – 15.05.2011. – С. 32–34.
  10. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / общая редакция А. А. Деркача, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАЭ. – Москва: изд-во РАГС, 2010. – 277 с.
  11. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогическое образование //Вестник КГУ им. Некрасов. Т. 13. Гендерная психология. – Кострома, 2007. – № 6. – С. 19.4 – 199.

Величко Е. В., Уральский политехнический колледж Новоуральского технологического института Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Новоуральск, Россия

верифицируемых моделей формирования акмеологической компетентности специалистов физической культуры в процессе непрерывного профессионального образования | Дерека

Абдалина Л. В. (2008) Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога. Расширенный автореферат докторской диссертации. Тамбов. Тамбовский ГУ Г. Р. Державина.

Аркес Х.Р., Гарске Ю.П. (1982) Психологические теории мотивации. Монтерей.

Арзютов Г.Х. М. (2000) Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзюдо) : Автореф. Киев. Национальный педагогический ун-т им. М. П. Драгоманова.

Бакшаева Н. А. (2006) Психология мотивации студентов: учеб. пособие. Москва : Логос.

Быстрицкая Е. В. (2014) Дидактическое моделирование двигательных действий в психологии спорта. Дидактическое моделирование двигательных действий в спортивной психологии. Спортивный психолог. – Спортивный психолог,1 (32), 9-13.

Деминский О.С. (2003) Дидактические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса в системе подготовки спортсменов: Автореф. Киев. Ин-т педагогики АПН Украины.

Дерека Т.Г. (2016) Непрерывная профессиональная подготовка специалистов физической культуры: акмеологические засады. Киев : Выдавникво ВП «Эдельвейс».

Дерека Т. (2016) Формирование личностного компонента в структуре акмеологической компетентности специалистов физической культуры. Передовой научный журнал.

Дыба Т. (2015) Профессиональная подготовка специалистов физической культуры на компетентностной основе. Передовой научный журнал.

Федотова Е. В. (2001) Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. Москва : Компания Спутник.

Грабовски Х. (2004) Uwagi krytyczne o wychowaniu fizycznym i ksztalceniu nauczycieli. Импульс, Краков.

Хекхаузен Дж., Хекхаузен Х. (2010) Motivation und Handeln Heckhausen.

Хозяйнов Г.И. (2007) Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. Москва : Академия.

Юров И. А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. Москва : Сов. Спорт.

Ильин Дже. П. (2013) Мотивы и мотивации. Тернополь : Навчальная книга. Богдан.

Конох А.П. (2006) Профессиональная подготовка будущих специалистов спортивно-оздоровительного туризма в вузе: [монография]. Запорожье : ЗДУ.

Кошман Д.М. (2015) Образовательные возможности акмеологического подхода в профессиональной подготовке будущего специалиста по физическому воспитанию и спорту. Ві–сник Черні–гівського національного педагогі–чного унці–верситету. SerÑ–ja – Вестник Черниговского национального педагогического университета.

Курамшин Ю. Ф. (2010) Теория и методика физической культуры. Москва : Советский спорт.

Ломов Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, Наука.

Начинская С. В. (2005) Спортивная метрология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва : Академия.

Платонов В. Н. (2003) A Preparacao Fisica. Рио-де-Жанейро: спринт.

Посохова А.В. (2014) Психолого-акмеологические основы проблемы поли профессионализма. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова.

Квеннерштедт М., Ларссон Х. (2015) Обучение двигательным культурам в практике физического воспитания [Электронный ресурс] / М. Квеннерстедт, Х. Ларссон // Спорт, образование и общество. — Опубликовано в Интернете: 21 января 2015 г. — DOI: 10.1080/13573322.2014.994490. Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13573322.2014.994490#

Сайганова Е. Г. (2009) Физическая культура как условие личностно-профессионального развития кадров государственной гражданской службы. культура как условие личностного и профессионального развития государственных служащих. Расширенный автореферат докторской диссертации. Москва Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сущенко Л.П. (2003) Профессиональная подготовка специалистов физического воспитания и спорта (теоретико-методологический аспект) : [монография]. Запорожье : Запорожский держ.ун-т.

Шыжан Б.М. (1997) Теоретико-методические основы подготовки специалистов физического воспитания в педагогических учебных заведениях. Расширенный автореферат докторской диссертации. Киев. Институт педагогики и психологии профессионального образования.

Шкребтий Ю. М. (2006) Управление тренировочными и изменчивыми назначениями спортсменов высокого класса в умовах интенсивификаций процесса подготовкы: Автореф. Киев. Державный НДИ физической культуры и спорта.

Тимошенко О. В. (2009) Теоретико-методические основы оптимизации профессиональной подготовки преподавателей физической культуры у высших учебных заведений: Автореф. Киев. Нак. пед. у-т им. М. П. Драгоманова.

Варфоломеева Л.Е. (1999) Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *