Методы гуманистической психологии: основные положения и методы, представители, интересные факты

Гуманистическая психология и гуманистическая психодрама (Аннотация к электронному изданию книги)* — Психология и право

Уважаемые дамы и господа!

Психодрама как метод психотерапии может применяться в работе не только с взрослыми, но и особенно — с детьми и подростками для развития их личности и изменения нежелательного поведения и переживаний. Она может использоваться и в профилактических целях для защиты детей или для лечения в рамках оказания социальной помощи детям и подросткам.

Первый опыт в работе с девиантными и делинквентными детьми и подростками я получил в период между 1970 и 1980 годами в качестве руководителя государственного воспитательного учреждения для таких подростков. Я начал модифицировать психодраму для использования в этом особом виде терапии, а затем преподавать ее за рубежом. В то время я вел занятия в Швейцарии в системе повышения квалификации учителей специальных школ для трудновоспитуемых детей, а также с тех пор и до сегодняшнего дня регулярно несколько раз в год преподаю психотерапию в центре постдипломного образования в Греции.

Для меня важно сообщить Вам, насколько значима работа с помощью именно  гуманистической психодрамы в области юридической психологии. Во многих немецких тюрьмах она стала стандартным методом групповой психотерапии.

Обычно задается вопрос: чем отличается гуманистическая психодрама по сравнению с классической?

Ответ дает публикуемая сегодня книга.

Она показывает, что корни гуманистической психодрамы можно найти в работах философов экзистенциального направления, таких, как Мартин Бубер, Серен Кьеркегор, Жан-Поль Сартр, а также в трудах представителей гуманистической психологии – Шарлотты Бюлер, Фрица Перлза, Рут Кон и Карла Роджерса.

С 1980-х годов я разрабатывал гуманистическую психодраму как новую форму психодрамы. Предпринятая мной интеграция психодрамы и гуманистической психологии требовала новой оценки и описания ее целей и методов.

В центре этого концепта находится индивидуальная ответственность человека за себя самого и за свое окружение.

Цель самореализации отдельного человека осуществляется в группе и с помощью группы. Образ человека при этом заимствован в гуманистической психологии. Он предполагает:

  • Веру в возможность самораскрытия и самоосуществления индивидуума;
  • Самопринятие и принятие других членов группы;
  • Надежду и ответственность за человеческую жизнь в этом мире;
  • Отказ от претензий на абсолютную правду и авторитет.

Для терапии в духе гуманистической психодрамы это означает, что отдельный человек, находящийся в своем социальном окружении, призван и способен к обучению и изменениям. Это также значит, что терапевт не имеет права отнимать у него ответственность и «лечить» его извне. Человека можно лишь побуждать к исследованию самого себя, определению и преследованию собственных целей.  Ответственность за себя остается у клиента. В терапевтическом процессе клиент узнает, что он осознанно совершает выборы и принимает решения, и только он несет за них ответственность.

Каждый член группы в гуманистической психодраме определяет меру, в которой он представляет группе свои состояния и мотивы и прорабатывает их. За терапевтом остается профессиональная компетенция стимулировать процесс изменений.

В гуманистической психодраме принципиальной целью является предоставление возможности и стимулирование в ходе группового процесса самостоятельного развития участника группы. Все психодраматические методы подчинены этой целевой установке. Они направлены на членов группы, группу как целое и концентрируются на протагонистах как представителях группы. Участники группы определяют содержание и меру своей деятельности, ограниченные только социальной реальностью самой группы.

В терапевтическом групповом процессе можно опираться на естественную потребность человека к росту и самоосуществлению. Она обеспечивает терапевту и членам группы безоценочную спокойную уверенность, что терапевтический процесс будет идти вперед и что клиент, включенный в свою социальную среду, своими силами найдет путь к себе.

В гуманистической психодраме с опорой на гуманистическую психологию представляется позитивный образ творческого созидающего человека, как в индивидуальном развитии, так и в конструктивном и креативном взаимодействии с другими людьми и миром.

В гуманистической психодраме опыт познания себя и самоосуществления составляют важные аспекты терапевтического процесса. Для члена группы исходной точкой изменения или новой ориентации в своих переживаниях и поведении в направлении большей удовлетворенности и самопринятия служат субъективные переживания, чувства и мысли, собственный опыт. Однако они всегда одновременно соотносятся с социальной реальностью. В практической терапевтической работе взаимодействие с биографией отдельного человека тесно связано с социометрией группы. Устанавливая баланс между личной и социальной идентичностью, индивидуум может добиваться большей удовлетворенности.  У человека возникает чувство собственной ценности, если он может осуществлять свою потребность в самоуважении и социальном признании.

Групповой терапевтический подход в гуманистической психодраме создает хорошие предпосылки и возможности для участников в выработке и реализации равновесия, баланса между личными и социальными частями своего «Я».

Поиск смысла и осуществления, в том числе и выходящего за пределы собственного существования, необходимо учитывать как важный мотив человека. В психодраме он может побуждать участника исследовать свои отношения к людям из ближайшего окружения и улучшать их, поскольку только благодаря опыту проживания  взаимодействия и коммуникации с окружающими возможны новые открытия, позволяющие изменить и дополнить образ жизни.

В гуманистической психодраме прорабатываются не отдельные нарушения, в центре процесса изменений находится весь человек со своими индивидуальными взглядами на жизнь. На него ориентируется терапевт со своими методами и другие члены группы при создании событий в групповом терапевтическом процессе. При этом терапевт является носителем и представителем гуманистических ценностей, таких, как свобода, равноправие и достоинство человека, они проявляются в его позиции, манере держать себя и его методах, они служат процессу образования норм в группе.

Аспект целостности имеет значение в гуманистической психодраме на нескольких уровнях.

На индивидуальном уровне он означает, что человек понимается как психофизическое целое. Человек является целым относительно разных систем, таких, как мышление, чувства, тело. Человека следует рассматривать как единство тела, души и духа, а также единство самого человека и его окружения. В психодраме находит свое место субъективный мир участников во всех его возможных гранях. Целостность означает также и спектр индивидуальных тем. В центре внимания находится не проработка отдельных нарушений, а целостный человек со своим индивидуальным взглядом на жизнь.

Одновременно аспект целостности включает в себя и социальную связанность человека, человека как психофизического социального существа. Как метод групповой психотерапии гуманистическая психодрама обладает благодаря групповой реальности, так сказать, встроенным критерием реальности.

Группа является для отдельного ее члена неким собеседником, к которому можно обратиться и доверить свои проблемы, чувства и суждения. В группе происходят интенсивные коммуникативные процессы, что позволяет затронуть соответствующую социальную структуру человека.

В терапевтическом процессе аспект целостности также играет роль терапевтического действия, т.е. психодрама не служит неким «курсом разговорной терапии», не ограничивается речью и не разворачивается лишь в диаде. Психодрама в рамках своей основополагающей системы открыта для множества методов.

Психодрама направлена не столько на анализ, сколько на интеграцию; конфликты базируются не только на сценах, или ключевых сюжетах прошлого, но представляют собой постоянно актуализируемые в настоящем и конструируемые самими участниками темы. Они разыгрываются «здесь и теперь».

Для многих проще рассматривать свои мысли и чувства в прошлом или будущем, чем в настоящем. Вследствие этого для них «собственно жизнь» начинается только в будущем или уже была в прошлом. Тем самым происходит бегство от столкновений с актуальными жизненными темами, а лежащий в них потенциал развития остается неиспользованным. Важной целью гуманистической психодраматической психотерапии является концентрация на настоящем. Гуманистическая психодрама происходит «здесь и теперь», независимо от того, выражена ли прорабатываемая тема в сцене из прошлого, настоящего или будущего, либо она представляется в сцене, не опирающейся на реальность.  При этом, однако, «здесь и теперь» должны пониматься в целостности настоящего, прошлого и будущего, так как значение настоящего складывается как из пережитого в прошлом, так и из знания о возможностях в будущем.

Гуманистическая психодрама имеет – особенно в том, что касается установок и позиции руководителя, или терапевта –  явные параллели с мыслями Карла РОДЖЕРСА.

При этом в плане своей гуманистической позиции терапевт должен особенно следить за тем, чтобы не возникала выраженная иерархия отношений между терапевтом и клиентом. Терапевт в гуманистической психодраме конгруентен, т.е. находится в согласии с самим собой. Он без страха осознает многослойность своих собственных чувств и установок и разрешает себе их проявлять и показывать. Это не значит, что он, не фильтруя, передает всю информацию протагонисту. Уместным способом он делает явным то, что он считает необходимым для процесса развития протагониста. Тем самым он делает возможной проникнутую истинностью встречу человека с человеком.

В такого рода отношениях в равной степени получают пользу как члены группы, так и терапевт, развиваясь и обучаясь важным для своей жизни вещам.

В настоящее время возможных членов группы, возможных клиентов достаточно. Не хватает обученных и опытных терапевтов. Поэтому я приезжаю в Россию и ищу возможности преподавать психотерапевтические методы.  Начало этому уже положено, сейчас же важно проложить путь дальше и способствовать его развитию. Маленьким вкладом в это должна послужить  предлагаемая читателям книга. Я благодарю университет за ее публикацию, а Вас – за внимание к ней.

* Статья подготовлена к печати в рамках проекта МГППУ «Детство под защитой: германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий» по гранту Гете-института в рамках Года Германии в России 2012/13.

Реферат И.А. Юрова «Экзистенциальная и гуманистическая психология: теория и анализ личности»

 
Организатор конкурса:

Профессиональное
интернет-издание

Церемония награждения

победителей конкурса:

Ежегодный
Санкт-Петербургский

Обсуждение

проектов конкурса

Профессиональное
Сообщество

Конкурс

Истории успеха

Конкурс эссе

Подписка на новости

Национальный
психологический конкурс

 

Актуальность
В одном учебном пособии из достаточно большого количества источников  представлен философский (М. Бубер, Э.Гуссерль,  С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Ж. — П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.М.Бахтин и др.), и психологический (А.Ангъял, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, К.Гольдштейн, А.Маслоу, Р.Мэй, Г. Мюррей,  К.Роджерс, Г.Фейвел, В.Франкл, Г.Элленбергер, М.Эриксон, С.Л.Братченко, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) генезис экзистенциальной и гуманистической психологии относительно теории и анализа личности. Перед автором  стояла задача представить корни (философские, литературные, психологические) современной экзистенциальной и гуманистической психологии,  выделить  сходства и различия в представлении о личности и ее анализе специалистов различных школ (европейский, американской, восточной). Автор считает, что  представленные положения помогут более глубоко освоить позиции, принципы, методы представителей экзистенциальной и гуманистической психологии, а также сравнить их с теорией и анализом личности представителей других направлений современной психологии,  без навязывания мнения извне.

Социальная, научная и практическая значимость проекта
Работ по экзистенциальной и гуманистической психологии достаточно много. Издаются работы как представителей экзистенциальной философии (М.Бубер, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Ж.- П.Сартр, М.Хайдеггер К.Ясперс, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.М.Бахтин и др.), так и экзистенциальной и гуманистической психологии (А.Ангъял, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, К.Гольдштейн, А.Маслоу, Р.Мэй, Г. Мюррей,  К.Роджерс, Г.Фейвел, В.Франкл, Г.Элленбергер, М.Эриксон, С.Л.Братченко, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Однако в этом есть и определенная проблема: трудно освоить несколько десятков отдельно изданных произведений специалистов по экзистенциальной и гуманистической психологии. Более того, в одном издании  есть такие сведения, которые отсутствуют в другом, а в другом есть то, что отсутствует в третьем и т.д.

Автор поставил задачу описать в одном учебном пособии основные положения и работы о личности наиболее видных представителей экзистенциальной и гуманистической психологии, которые видят  главные резервы в личности самого человека, изначально  заложенных в ней силах добра, совести, ответственности,  психического здоровья и стремления к самосовершенствованию. Основными принципами этого направления в психологии являются: подчеркивание роли сознательного опыта; убеждение в целостном характере природы человека; акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе личности; изучение  всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Данное учебное пособие является формой пропедевтики для студентов, аспирантов, молодых преподавателей с последующей  целью самостоятельного  освоения оригинальных работ представителей экзистенциальной  и гуманистической  психологии.

Значение для развития психологии
Одна из важных задач, стоящих перед автором данного пособия, это интеграция различных парадигм, направлений и школ, поиск инвариантных позиций, адекватных методов взаимодействия в системе «личность-психотерапевт», учет специфических особенностей в практической работе с представителями разных национальностей,  социальных групп, возрастов, образования,  различий в семейном положении.

Цели
Представить в одном учебном пособии истоки формирования экзистенциальной и гуманистической психологии и работы  ведущих  представителей этих направлений в психологии (А.Ангъял, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, К.Гольдштейн, А.Маслоу, Р.Мэй, Г. Мюррей,  К.Роджерс, Г.Фейвел, В.Франкл, Г.Элленбергер, М.Эриксон).

Аудитория, на которую рассчитан проект
Преподаватели, аспиранты, студенты вузов, психологи, педагоги, социологи, философы, все те, кто интересуется теорией  и анализом личности.

Основное содержание работы (или ее этапы)
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика личности и теории личности в зарубежной психологии………………………………………………………………………4
Глава 2. Общая характеристика экзистенциальной и
гуманистической психологии………………………………………………….25
Глава 3. Теории личности по Л.Бинсвангеру (1881–1966) и
М. Боссу (1903–1990)……………………………………………………………44
Глава 4. Теория личности Ролло Мэя (1909–1994)……………………59
Глава 5. Теории личности К.Гольдштейна (Голдстайна)
(1878–1965) и А.Ангъяла (1902–1960)……………………………………….71
Глава 6.Теория и анализ личности Джеймса Бюджентала
(1915–2008)……………………………………………………………………82
Глава 7. Теория и анализ личности Генри Элленбергера
(1905–1993)……………………………………………………………………135
Глава 8. Анализ личности Германа Фейвела и Милтона
Эриксона (1901–1980) …………………………………………………………160
Глава 9. Теория личности Генри Мюррея (1893–1988)…………………181
Глава 10. Теория личности Карла Роджерса (1902–1987)………………198
Глава 11. Теория личности Абрахама Маслоу (1908–1970)…………235
Глава 12. Теория и анализ личности Виктора Франкла
(1905–1997)……………………………………………………………………281
Заключение…………………………………………………………………301
Литература…………………………………………………………………302
Примечание: в представленном содержании параграфы в главах опущены

Результаты, выводы
Автор в учебном пособии сделал попытку плюралистической подачи материала о важнейших гранд-теориях и парадигмах современной теории личности и ее анализе.

Автор рассчитывает, что позиции,  подходы, методы экзистенциальной и гуманистической психологии будут   широко применяться в психологии,  педагогике, медицине,  политике, социальной работе, в бизнесе, менеджменте, рекламе, в правоохранительной деятельности, в религиозной службе, в самовоспитании, в спорте.

22.12.2010
Юров Игорь Александрович. Сочи

Интересная новость? Расскажите о ней коллегам:

все новости конкурса

Гуманистический подход | Подростковая психология

Гуманистический подход

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, интенциональность и истинную предрасположенность к «хорошему», как необходимые для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм. Гуманизм  – это точка зрения психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).

Видео 3.7.1. Гуманистическая теория объяснение.

Иерархия потребностей Маслоу

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, наиболее известным тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (рис. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока основные потребности, необходимые для выживания (например, еда, вода, кров), удовлетворяются, потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидна направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок  3.7.1. Иерархия потребностей Маслоу.

Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд направлений количественных исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Видео 3.7.2. Иерархия потребностей Маслоу объяснение.

Гуманистический подход – какие виды терапии его используют и подходит ли он вам?

Автор: AGeekMom

Гуманистический подход верит в человеческий потенциал и вашу способность расти и меняться в лучшую сторону.

«Гуманистическое» движение называют «третьей волной» терапевтической мысли, возникшей в ответ на первые две волны психодинамической терапии и поведенческой терапии.

Основатели гуманистического подхода считали, что эти другие школы мысли были слишком редуктивными и негативными. Они хотели добиться большего с помощью терапии, чем просто смотреть что «не так» с клиентом или рассматривать человека как уравнение, а не уникального человека.

Таким образом, различные методы лечения, сгруппированные под гуманистическим зонтиком, связаны желанием помочь вам стать лучше.

Гуманистическая терапия поможет вам распознать и развить ваши личные ценности, уникальные сильные стороны и ваше творчество , в процессе становясь более способным и ответственным человеком.

Различные типы гуманистической терапии
Терапия, ориентированная на сострадание

Терапия, ориентированная на сострадание (CFT), помогает вам развить способность чувствовать и действовать добрее и полезнее как для себя, так и для других.

Идея состоит в том, что это не только облегчит повседневную жизнь и вызовы, но и сделает вас менее склонным к самокритике и стыду.

Проблемы, с которыми может помочь терапия, ориентированная на сочувствие:

  • детские травмы, включая пренебрежение, жестокое обращение и травлю
  • низкая самооценка
  • тревога
  • вопросы доверия
  • никогда не чувствовал себя в безопасности в этом мире.
Феноменологическая

Автор: catherinedncr

Феноменологическая терапия помогает вам подвергнуть сомнению ваши предположения и вашу точку зрения, чтобы вы могли найти новые пути вперед.

Идея состоит в том, что человеческий опыт уникален, его нельзя «измерить» или повторить. Поэтому мы должны относиться к нашему опыту непредвзято.

Задаваясь вопросом, что мы считаем правдой, мы можем больше узнать о себе, начать видеть новые способы делать вещи, которые более полезны, учиться на собственном опыте, а не осуждать его, и вырваться из укоренившихся стереотипов.

Проблемы, с которыми может помочь феноменологический подход:

  • нерешительность
  • ощущение бессмысленности
  • чувство застрял в жизни
  • низкая самооценка и самокритичность
  • депрессия.
Гештальт

Гештальт — это немецкое слово, которое примерно переводится как «целостная модель». Таким образом, гештальт в основе своей — цельность, помощь вам быть полностью живыми, освобождая вас от блоков и старых паттернов, которые оставляют вас неудовлетворенными.

Метод, который он использует для достижения этой цели, заключается в том, чтобы помочь вам более полно погрузиться в настоящий момент. Это помогает вам взглянуть на то, что вы думаете, делаете и чувствуете прямо здесь и сейчас, что на самом деле происходит с вами, несмотря на то, что вы хотите сказать, происходит с вами. Таким образом, гештальт можно рассматривать почти как предшественника терапии осознанности.

Гештальт-терапия не только меньше говорит о прошлом, чем другие формы терапии, но и более эмпирическая. Например, вместо того, чтобы просто говорить о сложном боссе, ваш терапевт может попросить вас представить, что босс находится в комнате, и вы поговорите с ним.

Проблемы, с которыми может помочь гештальт-терапия:

  • проблемы в отношениях
  • тревога и стресс
  • депрессия.
Ориентирован на человека

Автор: Сильвия Ван Нутен

Ориентированный на человека терапевт создает для вас безопасное, уважительное, принимающее и честное пространство, позволяя вам расслабиться и раскрыть внутренние ресурсы, которые у вас были все это время.

Эта форма терапии, также называемая «ориентированной на людей», является «ориентированной на клиента». Вы сами решаете, о чем хотите поговорить, а терапевт просто присутствует здесь как подлинное, поддерживающее присутствие, чтобы помочь вам найти свой собственный путь вперед.

Проблемы, с которыми может помочь личностно-ориентированное консультирование:

  • депрессия и тревога
  • низкая самооценка
  • тяжелая утрата
  • расстройства пищевого поведения
  • алкогольная зависимость.
Транзактный анализ

Транзактный анализ поможет вам понять различные способы вашего мышления и действия, чтобы вы могли изменить свои отношения и, следовательно, свою жизнь.

Транзактный анализ считает, что позитивные изменения в жизни происходят не благодаря пониманию нашего разума, а благодаря пониманию того, как мы относимся к другим и к самим себе.

Идея заключается в том, что мы склонны работать с одним из трех состояний «эго» — детским, родительским или взрослым. Изучая, как мы ведем себя в каждом состоянии, мы можем начать менять свое поведение с другими, чтобы получать желаемые результаты в жизни. Например, если вы научитесь находиться во взрослом состоянии, а не в детском, во время свиданий, это может помочь вам построить более прочные отношения.

Иногда его называют гуманистическим эгидой, поскольку это феноменологическая терапия, направленная на наше индивидуальное восприятие и фокусирующаяся на нашем потенциале делать лучший выбор и добиваться лучших результатов. Но на самом деле его иногда классифицируют как психодинамический, поскольку он проистекает из идей Фрейда.

Проблемы, с которыми может помочь транзакционный анализ:

  • проблемы взаимоотношений
  • проблемы воспитания
  • проблемы со связью.
Экзистенциальная 

Экзистенциальная терапия помогает вам освободиться от старых идей, определить, что вы глубоко цените, а затем создать жизнь, которая, по вашему мнению, имеет смысл и цель.

Экзистенциальная терапия заключается в том, чтобы выяснить, что важно лично для вас, а затем создать жизнь, в которой вы чувствуете себя счастливой и взволнованной. Хотя его иногда группируют под гуманистическим зонтиком, поскольку он верит в человеческую цель и потенциал, его также можно рассматривать как собственную школу терапевтической мысли.

Проблемы, с которыми может помочь экзистенциальная терапия:

  • тревога и депрессия
  • бессмысленность
  • отсутствие личности.
Трансперсональная

Трансперсональная терапия объединяет психологию с духовными инструментами, помогая вам чувствовать себя более связанным и непринужденным с самим собой, другими и большим целым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *