Методы и приемы психологической реабилитации: Методы и приемы психологической реабилитации

Методы и приемы психологической реабилитации

Методы и приемы психологической реабилитации
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия

1. Суггестивная психотерапия. Суггестивная психотерапия использует информационное воздействие на психическую сферу в виде внушения. Внушение (суггестия) — восприятие субъектом информации, поступающей извне, в полном объёме, некритично, без субъективно-личностной переработки. Существует очень важная система психологической защиты, обеспечивающая целостность личности, препятствующая некритическому восприятию внешней информации. Для снижения толерантности этой системы, облегчающей внедрение внешней информации в психическую сферу, используются различные психотехнические приёмы. К одному из приёмов, облегчающих реализацию внушения, относится изменение психофизиологических свойств центральной нервной системы, в частности — развитие у пациента изменённых состояний сознания.

2. Рациональная психотерапия. Основным психотерапевтическим приёмом является убеждение. Убеждение — восприятие субъектом информации, поступающей извне, критично, посредством субъективной смыслово-логической (когнитивной) и эмоциональной переработки.
3. Групповая психотерапия.
4. Психоанализ. Психоанализ в классическом виде основан на трёх постулатах: 1. Структура личности с детерминированным внутренним конфликтом. 2. Метод свободных ассоциаций. 3. Символика толкований сновидений.
5. Бихевиоральная терапия. Основной принцип терапии — тренинговый, позитивный эффект, основан на феномене угасания реакции. В последние годы применяется в виде сочетания с когнитивной формой рациональной терапии.
6. Экзистенциальная терапия.

 

Основные направления психотерапии: психодинамическое, гуманистическое, когнитивно-поведенческое.

Основными направлениями, или подходами, в психотерапии являются три: психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический),
поведенческий (когнитивно-поведенческий).
1. Психодинамический подход. Для того чтобы понять сущность этого подхода, необходимо обратиться к основам теории личности его создателя Зигмунда Фрейда.
Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное.
Личность, по Фрейду, состоит из трех главных компонентов.
Первый компонент — «ид» (оно) — резервуар бессознательной энергии, называемой либидо. «Ид» включает базальные инстинкты, желания и импульсы, с которыми люди рождаются.

Второй компонент личности — «эго» (я). Это — разум. «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества.
Третий компонент личности — «суперэго». Этот компонент развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей.
Сущность психодинамического подхода в психотерапии: это подход, который подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.
2. Феноменологическая (экзистенциально-гуманистическая) психотерапия — это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более осознанной. Этот подход рассматривает жизнь человека в целом, то, как он живет свою жизнь.
Цель жизнеизменяющей психотерапии — помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность.
Психотерапевт и клиент являются попутчиками в экзистенцильном подходе и терапия строиться не на теории, а на взаимоотношениях. Отличительным признаком подлинной жизнеизменяющей психотерапии является постановка во главу угла работы с сопротивлением и неизбежность феноменов переноса и контрпереноса и многое другое.
3. Когнитивно-поведенческая психотерапия основана на представлениях, в соответствии с которыми чувства и поведение человека определяется не ситуацией в которой он оказался, а его восприятием этой ситуации.
Когнитивно — поведенческая психотерапия направлена на коррекцию такого рода искажений или ошибок мышления и помогает формировать более адаптивные стереотипы поведения.
Когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный курс, состоящий из 10 — 20 сеансов. Частота сеансов 1 — 2 раза в неделю.
Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при: депрессии, панических атаках, различного рода фобиях, тревожных и обсессивно-компульсивных (навязчивых) расстройствах.
Для людей, склонных к самоанализу и рефлексии, когнитивно-поведенческая психотерапия — лучшее средство психотерапевтической помощи. При легкой и средней степени выраженности расстройств когнитивно-поведенческая психотерапия сравнима по эффективности с психофармакотерапией, а в долгосрочной перспективе превосходит ее, поскольку, приобретя психотерапевтический опыт преодоления тревоги и депрессии, человек научается распознавать их приближение и принимать необходимые меры, а возможно, даже предотвращать расстройство.

Приемы терапевтической суггестии; методики аутогенной тренировки и релаксации

Суггестивная психотерапия.
Суггестия — психическое воздействие путем внушения определенных мыслей, желаний либо неприязни или отвращения, принимаемое больным без логической переработки и критического осмысления. В отличие от рациональной психотерапии суггестия предполагает не рациональное, а главным образом эмоциональное влияние. В период внушения пациент пассивно, без размышлений, воспринимает слова внушающего. Суггестивная психотерапия включает внушение как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна (гипносуггестивная терапия).
Внушение в состоянии бодрствования проводится как индивидуально, так и коллективно. Успеху лечения во многом способствует сосредоточенность больного на словах врача, поэтому внушение лучше проводить в изолированном от шума, затемненном помещении; пациент принимает позу (сидя в кресле или лежа на кушетке), способствующую физическому расслаблению.

Внушение обычно проводится с экспрессией, повелительным тоном. Большое значение имеют мимика и движения, сопровождающие речь врача.
Самовнушение (аутосуггестия) — внушение самому себе каких-либо представлений, мыслей, чувств, рекомендованных врачом и имеющих целью устранить болезненные явления, укрепляющих волю и уверенность в выздоровлении.
Гипносуггестивная психотерапия — лечебное внушение, проводимое в состоянии обусловленного суггестией гипнотического сна. Внушению в состоянии гипнотического сна предшествует доступное объяснение сущности гипносуггестивной терапии, имеющее целью преодолеть скептическое или боязливое отношение пациента к этому виду лечения.
Сеансы гипноза можно проводить с группой больных. В группу целесообразно включать 1—2 гипнабельных больных, так как внушаемость обычно усиливается путем взаимной индукции и подражания.
Аутогенной тренировки и релаксации. Слово «аутогенная» происходит от двух латинских слов: autos — сам и genos — происхождение. Это значит, что вы выполняете эго действие сами для себя.
Аутогенная тренировка — это релаксационная техника, состоящая из комплекса упражнений, вызывающих ощущение теплоты во всем теле и тяжести в конечностях и торсе, и визуализации, которая помогает расслабить сознание.
Физиологические эффекты аутогенной тренировки схожи с эффектами всех релаксационных техник, вызывающих восстановительную деятельность организма. Сердцебиение, ритм дыхания, мышечное напряжение и содержание холестерина в крови снижаются. Альфа-волновая активность мозга и приток крови к конечностям увеличивается. Приток крови к конечностям помог начать лечение болезни Рейно аутогенными методами. У страдающих этой болезнью нарушен приток крови к конечностям. К тому же страдающие мигренями и бессоницами также получат пользу от аутогенной тренировки, как и гипертоники. И наконец, увеличение альфа-волновой активности мозга — признак расслабления сознания, что также является результатом аутогенной тренировки.

Психологические эффекты. Аутогенная тренировка была разработана также для того, чтобы помочь людям снизить тревожность, уменьшить подавленность, усталость и повысить сопротивляемость стрессу. Например, женщина, которая не могла носить зубные протезы без того, чтобы не подавиться ими, в процессе аутогенной тренировки научилась контролировать этот процесс.
Существует несколько факторов, соблюдение которых необходимо для успешной аутогенной тренировки: высокая мотивация и готовность к деятельности; рациональный уровень самоконтроля и саморегуляции; поддержание определенного положения тела, способствующего получению пользы; сведение к минимуму воздействия внешних стимулов и концентрация сознания на внутренних ощущениях; концентрация внимания на телесных ощущениях.
Релаксация — система приемов, способствующих мышечному расслаблению, и сам результат, то есть глубокое мышечное расслабление и связанное с этим внутреннее состояние покоя.
Релаксация экономит силы, которые обычно человек тратит на напряжение мышц, которые ненужно задействовать в данный момент. Эту энергию лучше использовать на более важные вещи. Релаксация способствует снятию мышечных зажимов. Постоянное неосознанное напряжение определенных групп мышц приводит к созданию «мышечного панциря»: гипертонуса рук или ног, перекошенного лица, головы, втянутой в плечи.
Приемы релаксации применяются в спорте, для гипноза, аутотренинга, отчасти и в медицине — например, частичная релаксация используется в логопедических упражнениях и психотерапии. Релаксация помогает быстрее засыпать и снимать последствия стресса. Важно помнить: владение любой из техник релаксации поспособствует в десятки раз быстрее справиться с последствиями стресса, но не поможет не испытывать стресса вовсе.

Различают несколько видов релаксации:

1. Прогрессивная релаксация.
Самая простая техника, из которой возникло множество более сложных методик расслабления, — система прогрессивной релаксации. Она базируется на том, что после сильного напряжения мышца автоматически расслабляется.
Количество мышц, участвующих в релаксации, надо постепенно увеличивать. Классическая схема прогрессивной релаксации: последовательное движение (напряжение- расслабление) от шейных мышц к мышцам кончиков ног.
Недостатки системы прогрессивной релаксации: занимает много времени и способна работать только в спокойной обстановке, где есть возможность лечь и практиковать расслабление вместе с глубоким дыханием.
2. Дифференциальная релаксация.
Для дифференциальной релаксации не нужно искать тихое уединенное место, чтобы прилечь. Необходимо всего лишь осознать, какие мышцы задействованы в данный момент для поддержания вашей позы, а какие — зажаты автоматически. Например, при ходьбе можно спокойно расслаблять руки и плечевой пояс, а сидя на стуле — мышцы пресса, мышцы ног. И при любом положении тела можно расслаблять лицо, главное об этом вовремя вспомнить.
3. Синтетический метод.
Популярным метод, позволяющий совместить элементы прогрессивной и дифференциальной релаксации. С одним условием: такую релаксацию нужно осваивать поэтапно.
Первый этап — типичная прогрессивная релаксация в тишине и покое: нужно научиться в положении лежа последовательно расслаблять все мышцы тела. Понять, что вы это умеете, можно по сокращению времени, требующемуся для полного расслабления тела.
Второй этап — время дифференциальной релаксации. Причем о ней надо вспоминать несколько раз в день в разных ситуациях: вися на поручне в метро, читая электронную почту, переругиваясь с коллегами, готовя ужин.
Третий этап — аналитический: нужно понаблюдать за собой и оценить, при каких эмоциях какие группы мышц становятся зажатыми.
Если к вопросу подходить систематически (заниматься релаксацией 3-4 раза в день), то на полноценное овладение техникой уходит 2-3 месяца.
4. Дыхание для расслабления.
Для того, чтобы справиться со стрессом и негативными переживаниями, иногда достаточно просто наладить дыхание. В этом поможет техника абдоминального дыхания. Нужно медленно набрать в легкие воздух (Вы умеете вдыхать медленно? А когда сердитесь?), затем задержать воздух, неторопливо сосчитав до четырех. Точно так же на четыре счета выдохнуть — и на четыре счета снова задержать дыхание, не вдыхая.
С помощью этой дыхательной практики можно сразу убить двух зайцев. Во-первых, волей-неволей заставить себя дышать медленно и избежать гипервентиляции легких. Во- вторых, отвлечь возбужденный ум от проблемы, вызвавшей бурную реакцию, и переключить его на счет от одного до четырех.
Источник: Кокоева Р.Т. Основы психологической реабилитации: учебнометодическое пособие. — Ульяновск: Издательство «Зебра», 2020. — 40 с.

ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ разработаны и используются в отделении медицинской реабилитации


О том, как выявить у детей в подростковом возрасте психологические проблемы и устранить их, рассказывает Татьяна Евгеньевна Ефремова, заведующая отделением медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ», главный внештатный детский реабилитолог ЮФО:

— Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми — коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода — это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арт-терапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции.

Методы психокоррекции (ПК) эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлении. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.

В отделении медицинской реабилитации мы уделяем большое внимание психокоррекционным занятиям для детей и подростков. Для всех детей проводится первичная диагностика, с дальнейшей психокоррекцией. Для детей дошкольного, младшего среднего возраста — занятия индивидуальные. А вот подростков уже можно объединять в группы. Формируем специальные программы для подростков – ведь это особый возраст. Используем опыт коллег, разработавших и уже использующих на практике ряд тренингов.

Среди тренингов для подростков – «Рука друга». Цель тренинга — выявление психологических проблем подростков. Сначала ребята проходят индивидуальное психологическое тестирование.  

В процессе занятия они выбирают для себя желаемые социальные роли. Для этого используются карточки с изображением животных и растений и игрушки. Психолог задаёт вопросы о том, почему ребёнком сделан тот или другой выбор. Ответы участников тренинга позволяют психологу сделать выводы о том, какие черты характера присущи подросткам, какие жизненные цели ставятся, с какими трудностями приходится сталкиваться в жизни. Посредством использования метафоры в ходе тренинга психолог имеет возможность скорректировать психоэмоциональное состояние подростка, дать возможность обратить внимание на сверстников, находящихся рядом. Помочь им советом и поддержать. Основная цель занятия — сплочение коллектива. Подобные тренинги помогают подросткам и в дальнейшей жизни.  




Возврат к списку

Психосоциальные реабилитационные вмешательства при лечении шизофрении и биполярного расстройства

1. Американская психиатрическая ассоциация. DSM-5: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия: Американское психиатрическое издательство; 2013. [Google Scholar]

2. Лэй Б., Бланц Б., Хартманн М., Шмидт М. Х. Психосоциальный исход подростковой шизофрении: 12-летнее наблюдение. Шизофр Булл. 2000; 26:801–816. [PubMed] [Академия Google]

3. Ферруччо Н. П., Тосато С., Лаппин Дж.М., Хеслин М., Донохью К., Джордано А., Ломас Б., Райнингхаус У., Оньеджиака А., Чан Р.К.К., Краудас Т., Джонс П.Б., Мюррей Р.М., Фирон П., Дуди Г.А., Морган С. , Даззан П. Неврологические признаки при первом психотическом эпизоде ​​как корреляты долгосрочного исхода: результаты исследования AESOP-10. Шизофр Булл. 2021; 47: 118–127. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. MacQueen GM, Young LT, Joffe RT. Обзор психосоциальных результатов у пациентов с биполярным расстройством. Acta Psychiatr Scand. 2001; 103: 163–170. [PubMed] [Академия Google]

5. Джадд Л.Л., Акискал Х.С., Шеттлер П.Дж., Эндикотт Дж., Леон А.С., Соломон Д.А., Кориелл В., Мазер Д.Д., Келлер М.Б. Психосоциальная инвалидность при биполярных расстройствах I и II типов: проспективное, сравнительное, лонгитюдное исследование. Арх генерал психиатрия. 2005;62:1322–1330. [PubMed] [Google Scholar]

6. Liberman LP. Yetiyitiminden İyileşmeye: Psikiyatrik yyileştirim Elkitabı. США: American Psychiatric Publishing, Inc.; | 2008 г. Чевири: Йылдыз М. Анкара: Türkiye Sosyal Psikiyatri Derneği; 2011. [Google Академия]

7. Шеффилд Дж.М., Кархер Н.Р., Барч Д.М. Когнитивные дефициты при психотических расстройствах: взгляд на всю жизнь. Neuropsychol Rev. 2018; 28: 509–533. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

8. Baune BT, Malhi GS. Обзор влияния когнитивной дисфункции на социальные, профессиональные и общие функциональные результаты при биполярном расстройстве. Биполярное расстройство. 2015;17:41–55. [PubMed] [Google Scholar]

9. Гитлин М.Дж., Минц Дж., Сокольски К., Хаммен С., Альтшулер Л.Л. Субсиндромальные депрессивные симптомы после симптоматического выздоровления от мании связаны с задержкой функционального восстановления. Дж. Клин Психиатрия. 2011;72:692–697. [PubMed] [Google Scholar]

10. Mueser KT, Deavers F, Penn DL, Cassisi JE. Психосоциальные методы лечения шизофрении. Annu Rev Clin Psychol. 2013; 9: 465–497. [PubMed] [Google Scholar]

11. Микловиц Д.Дж. Дополнительная психотерапия биполярного расстройства: состояние доказательств. Am J Психиатрия. 2008; 165:1408–1419. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Ceraso A, Lin JJ, Schneider-Thoma J, Siafis S, Tardy M, Komossa K, Heres S, Kissling W, Davis JM, Leucht S. Поддерживающее лечение с антипсихотическими препаратами при шизофрении. Cochrane Database Syst Rev. 2020;8 CD008016. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Смит Л.А., Корнелиус В., Уорнок А., Белл А., Янг А.Х. Эффективность стабилизаторов настроения и нейролептиков в поддерживающей фазе биполярного расстройства: систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований. Биполярное расстройство. 2007; 9: 394–412. [PubMed] [Google Scholar]

14. Альтамура А.С., Фаджолини А., Галдеризи С., Рокка П., Росси А. Комплексное лечение шизофрении. Дж Психопат. 2015;21:168–193. https://www.jpsychopathol.it/wp-content/uploads/2015/09/08_Altamura1.pdf. [Академия Google]

15. Сальседо С., Голд А.К., Шейх С., Маркус П.Х., Ниренберг А.А., Декерсбах Т., Сильвия Л.Г. Эмпирически поддерживаемые психосоциальные вмешательства при биполярном расстройстве: текущее состояние исследований. Дж. Аффек. расстройство. 2016;203:214. [PubMed] [Google Scholar]

16. Patterson TL, Leeuwenkamp OR. Дополнительные психосоциальные методы лечения шизофрении. Шизофр Рез. 2008; 100:108–119. [PubMed] [Google Scholar]

17. Reinares M, Sánchez-Moreno J, Fountoulakis KN. Психосоциальные вмешательства при биполярном расстройстве: что, для кого и когда. Дж. Аффек. расстройство. 2014; 156:56–55. [PubMed] [Академия Google]

18. Новик Д.М., Шварц Х.А. Доказательная психотерапия биполярного расстройства. Фокус. 2019;17:238–248. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Kane JM, Correll CU. Оптимизация выбора лечения для улучшения приверженности и результатов лечения шизофрении. Дж. Клин Психиатрия. 2019;80 IN18031Ah2C. [PubMed] [Google Scholar]

20. Бирмахер Б., Аксельсон Д., Стробер М., Гилл М.К., Валери С., Чиаппетта Л., Райан Н., Леонард Х., Хант Дж., Айенгар С., Келлер М. Клиническое течение у детей и подростков с расстройствами биполярного спектра. Арх генерал психиатрия. 2006; 63: 175–183. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Bonnín CM, Jiménez E, SoléB, Torrent C, Radua J, Reinares M, Grande I, Ruíz V, Sánchez-Moreno J, Martinez-Arán A, Vieta E. Пожизненные психотические симптомы, подпороговая депрессия и когнитивные нарушения как Барьеры функционального восстановления у пациентов с биполярным расстройством. Дж. Клин Мед. 2019;8:1046. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Colom F, Vieta E, Tacchi MJ, Sanchez-Moreno J, Scott J. Выявление и улучшение несоблюдения режима при биполярных расстройствах. Биполярное расстройство. 2005; 7: 24–31. [PubMed] [Академия Google]

23. Олфсон М., Механик Д., Ханселл С., Бойер К.А., Уолкап Дж., Вайден П.Дж. Прогнозирование несоблюдения режима лечения после выписки из стационара у больных шизофренией. Психиатр Серв. 2000; 51: 216–222. [PubMed] [Google Scholar]

24. Скотт Дж., Поуп М. Самооценка приверженности лечению стабилизаторами настроения, уровни в плазме и госпитализация в психиатрическую больницу. Am J Психиатрия. 2002; 159: 1927–1929. [PubMed] [Google Scholar]

25. Маркус С.К., Зуммо Дж., Петтит А.Р., Стоддард Дж., Доши Дж.А. Приверженность к антипсихотикам и повторная госпитализация у пациентов с шизофренией, получающих пероральные и инъекционные нейролептики длительного действия после выписки из больницы. J Manag Care Spec Pharm. 2015; 21: 754–768. [PubMed] [Академия Google]

26. Национальный институт здравоохранения и клинического мастерства. Шизофрения. Основные вмешательства в лечение и ведение шизофрении у взрослых в учреждениях первичной и вторичной помощи, 2014 г. http://www.nice.org.uk/guidance/cg178. [Google Scholar]

27. Galletly C, Castle D, Dark F, Humberstone V, Jablensky A, Killackey E, Kulkarni J, McGorry P, Nielssen O, Tran N. Руководство по клинической практике Королевского австралийского и новозеландского колледжа психиатров для Лечение шизофрении и связанных с ней расстройств. Aust NZ J Psychiatr. 2016; 50:410–472. [PubMed] [Академия Google]

28. Американская психиатрическая ассоциация. Практическое руководство по лечению пациентов с шизофренией, 2019 г. [Google Scholar]

29. Xia J, Merinder LB, Belgamwar MR. Психообразование при шизофрении. Кокрановская система базы данных, ред. 2011; 6 CD002831. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

30. Смит Д., Джонс И., Симпсон С. Психообразование при биполярном расстройстве. Adv Psych Treat. 2010;16:147–154. [Академия Google]

31. Бонд К., Андерсон И.М. Психообразование для предотвращения рецидивов при биполярном расстройстве: систематический обзор эффективности в рандомизированных контролируемых исследованиях. Биполярное расстройство. 2015;17:349–362. [PubMed] [Google Scholar]

32. Альхадиди М.М., Абдулла К.Л., Юнг Т. Л., Хадид Л.А., Данаи М. Систематический обзор рандомизированных контролируемых исследований психообразовательных вмешательств для пациентов с диагнозом шизофрения. Int J Soc психиатрия. 2020; 66: 542–552. [PubMed] [Google Scholar]

33. Dixon LB, Dickerson F, Bellack AS, Bennett M, Dickinson D, Goldberg RW, Lehman A, Tenhula WN, Calmes C, Pasillas RM, Peer J, Kreyenbuhl J Исследование результатов лечения пациентов с шизофренией Команда (ПОРТ) 2009рекомендации по психосоциальному лечению шизофрении PORT и краткие заключения. Шизофр Булл. 2010; 36:48–70. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Yatham LN, Kennedy SH, Parikh SV, Schaffer A, Bond DJ, Frey BN, Sharma V, Goldstein BI, Rej S, Beaulieu S, Alda M, MacQueen Г., Милев Р.В., Равиндран А., О’Донован С., Макинтош Д., Лам Р.В., Васкес Г., Капчински Ф., Макинтайр Р.С., Кожицки Дж., Канба С., Лафер Б., Суппес Т., Калабрезе М.Р., Виета Э., Мали Г., Пост Р. М., Берк М. Канадская сеть по лечению настроения и тревоги (CANMAT) и Международное общество биполярных расстройств (ISBD) 2018 г. , рекомендации по ведению пациентов с биполярным расстройством. Биполярное расстройство. 2018;20:97–170. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

35. Менон М., Бальзан Р.П., Харпер К., Кумар Д., Андерсен Д., Мориц С., Вудворд Т.С. Психосоциальные подходы в лечении психозов: когнитивно-поведенческая терапия психозов (КПТп) и метакогнитивный тренинг (МСТ) Clin Schizophr Relat Psychoses. 2017; 11:156–163. [PubMed] [Google Scholar]

36. Моррисон А.П., Рентон Дж.К., Данн Х., Уильямс С., Бенталл Р.П. Когнитивная терапия психоза: подход, основанный на формулировках. 1-е изд. Лондон: Бруннер-Рутледж; 2003. [Google Академия]

37. Lam DH, Watkins ER, Hayward P, Bright J, Wright K, Kerr N, Parr-Davis G, Sham P. Рандомизированное контролируемое исследование когнитивной терапии для предотвращения рецидивов биполярного аффективного расстройства: итоги первого года . Арх генерал психиатрия. 2003; 60: 145–152. [PubMed] [Google Scholar]

38. Джонс С.Х., Смит Г., Маллиган Л. Д., Лоббан Ф., Лоу Х., Данн Г., Велфорд М., Келли Дж., Маллиган Дж., Моррисон А.П. Когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на восстановление, при недавно начавшемся биполярном расстройстве: рандомизированное контролируемое пилотное исследование. Бр Дж. Психиатрия. 2015;206:58–66. [PubMed] [Академия Google]

39. Чан К.Дж., Цай Дж.К., Лю Д., Линь К.Х., Чиу Х.Л., Чжоу К.Р. Эффективность когнитивно-поведенческой терапии у пациентов с биполярным расстройством: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. ПЛОС ОДИН. 2017;12 e0176849. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Вентриглио А., Риччи Ф., Магнифико Г., Чумаков Э., Торалес Дж., Уотсон С., Кастальделли-Майя Дж.М., Петито А., Белломо А. Психосоциальные вмешательства при шизофрении: Сосредоточьтесь на руководящих принципах. Int J Soc Psychiatr. 2020;66:735–747. [PubMed] [Академия Google]

41. Гаудиано Б.А., Герберт Д.Д. Неотложное лечение стационарных пациентов с психотическими симптомами с помощью терапии принятия и приверженности: экспериментальные результаты. Behav Res Ther. 2006; 44: 415–437. [PubMed] [Google Scholar]

42. Briki M, Monnin J, Haffen E, Sechter D, Favrod J, Netillard C, Cheraitia E, Marin K, Govyadovskaya S, Tio G, Bonin B, Chauvet-Gelinier JC, Leclerc S, HodéY, Vidailhet P, Berna F, Bertschy AZ, Vandel P. Метакогнитивная тренировка при шизофрении: многоцентровое рандомизированное контролируемое исследование. Шизофр Рез. 2014;157:99–106. [PubMed] [Google Scholar]

43. Перич Т., Маникавасагар В., Митчелл П. Б., Болл Дж. Р., Хадзи-Павлович Д. Рандомизированное контролируемое исследование когнитивной терапии биполярного расстройства, основанной на осознанности. Acta Psychiatr Scand. 2013; 127:333–343. [PubMed] [Google Scholar]

44. Гольдштейн Т.Р., Ферш-Подрат Р.К., Ривера М., Аксельсон Д.А., Мерранко Дж., Ю Х., Брент Д.А., Бирмахер Б. Диалектическая поведенческая терапия для подростков с биполярным расстройством: результаты исследования пилотное рандомизированное исследование. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2015;25:140–149. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Беллак А.С., Мюзер К.Т., Джинджерих С., Агреста Дж. Обучение социальным навыкам при шизофрении. Пошаговое руководство. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1997. [Google Scholar]

46. Nuechterlein KH, Barch DM, Gold JM, Goldberg TE, Green MF, Heaton RK. Выявление разделяемых когнитивных факторов при шизофрении. Шизофр Рез. 2004; 72: 29–39. [PubMed] [Google Scholar]

47. Keefe RSE, Eesley CE, Poe MP. Определение декремента когнитивных функций при шизофрении. Биол психиатрия. 2005; 57: 688–69.1. [PubMed] [Google Scholar]

48. Дабан С., Мартинес-Аран А., Торрент С., Табарес-Сейсдедос Р., Баланса-Мартинес В., Салазар-Фрайле Дж., Сельва-Вера Г., Виета Э. Специфика когнитивных функций дефицита при биполярном расстройстве по сравнению с шизофренией. Систематический обзор. Психотер Психосом. 2006; 75: 72–84. [PubMed] [Google Scholar]

49. Бора Э., Везнедароглу Б., Вахип С. Теория психических и исполнительных функций при шизофрении и биполярном расстройстве: кросс-диагностический анализ латентного класса для идентификации нейропсихологических подтипов. Шизофр Рез. 2016; 176: 500–505. [PubMed] [Академия Google]

50. СолеБ, Хименес Э., Торрент С., Рейнарес М., дель Мар Боннин С., Торрес И., Варо С., Гранде I, Вальс Э., Салагре Э., Санчес-Морено Х., Мартинес-Аран А., Карвалью А.Ф., Виета Э. , Когнитивные нарушения при биполярном расстройстве: стратегии лечения и профилактики. Int J Нейропсихоф. 2017;20:670–680. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Вита А., Барлати С., Беллани М., Брамбилла П. Когнитивная коррекция при шизофрении: предыстория, методы, доказательства эффективности и перспективы. Эпидемиол Psychiatr Sci. 2014; 23:21–25. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

52. Wykes T, Huddy V, Cellard C, McGurk SR, Czobor P. Метаанализ когнитивной реабилитации при шизофрении: методология и размеры эффекта. Am J Психиатрия. 2011; 168: 472–485. [PubMed] [Google Scholar]

53. Velligan DI, Diamond PM, Maples NJ, Mintz J, Li X, Glahn DC, Miller AL. Сравнение эффективности вмешательств, использующих поддержку окружающей среды для улучшения результатов у пациентов с шизофренией. Шизофр Рез. 2008; 102: 312–319. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

54. McGurk SR, Twamley EW, Sitzer DI, McHugo GJ, Mueser KT. Метаанализ когнитивной реабилитации при шизофрении. Am J Психиатрия. 2007; 164:1791–1802. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Анайя С., Мартинес А.А., Аюсо-Матеос Дж.Л., Вайкс Т., Виета Э., Скотт Дж. Систематический обзор когнитивной коррекции шизоаффективных и аффективных расстройств. J Аффективное расстройство. 2012; 142:13–21. [PubMed] [Google Scholar]

56. McGurk SR, Mueser KT, Pascaris A. Когнитивное обучение и поддерживаемая занятость для лиц с тяжелыми психическими заболеваниями: годичные результаты рандомизированного контролируемого исследования. Шизофр Булл. 2005;31:898–909. [PubMed] [Google Scholar]

57. Икебути Э., Сато С., Ямагути С., Симодайра М., Танэда А., Хацусэ Н., Ватанабэ Ю., Саката М., Сатакэ Н., Нисио М., Ито ДЖИ. Влияет ли улучшение когнитивного функционирования с помощью когнитивной восстановительной терапии на результаты работы при тяжелых психических заболеваниях? Вторичный анализ рандомизированного контролируемого исследования. Психиатрия Clin Neurosci. 2017;71:301–308. [PubMed] [Google Scholar]

58. Bonnin CM, Torrent C, Vieta E, Martinez-Arán A. Восстановление функционирования при биполярном расстройстве: функциональная коррекция. Харв Рев Психиатрия. 2014;22:326–330. [PubMed] [Академия Google]

59. Frank E, Kupfer DJ, Thase ME, Mallinger AG, Swartz HA, Fagiolini AM, Grochocinski VJ, Houck P, Scott J, Thompson W, Monk T. Двухлетние результаты терапии межличностных и социальных ритмов у людей с биполярное расстройство I типа. Арх генерал психиатрия. 2005; 62: 996–1004. [PubMed] [Google Scholar]

60. McFarlane WR. Семейные вмешательства при шизофрении и психозах: обзор. Семейный процесс. 2016; 55: 460–482. [PubMed] [Google Scholar]

61. Рейнарес М., Боннин С.М., Идальго-Маццеи Д., Санчес-Морено Дж., Колом Ф., Виета Э. Роль семейных вмешательств при биполярном расстройстве: систематический обзор. Clin Psychol Rev. 2016; 43:47–57. [PubMed] [Академия Google]

62. Лайман Р. Д., Брауде Л., Прити Г., Догерти Р.Х., Дэниелс А.С., Гхош С.С., Шома С., Дельфин-Риттмон М.Э. Потребительское и семейное психообразование: оценка доказательств. Психиатрическая серв. 2014; 65: 416–428. [PubMed] [Google Scholar]

63. Рейнарес М., Колом Ф., Санчес-Морено Дж., Торрент С., Мартинес-Аран А., Комес М., Гойколеа Дж.М., Бенабарре А., Саламеро М., Виета Э. Влияние группового психообразования лиц, осуществляющих уход о течении и исходе у пациентов с биполярным расстройством в стадии ремиссии: рандомизированное контролируемое исследование. Биполярное расстройство. 2008; 10: 511–519. [PubMed] [Google Scholar]

64. Pharoah F, Mari J, Rathbone J, Wong W. Семейное вмешательство при шизофрении. Cochrane Database Syst Rev. 2010;12 CD000088. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

65. Хакулинен С., Эловайнио М., Арффман М., Лумме С., Суокас К., Пиркола С., Кескимяки И., Мандербака К., Бёкерман П. Статус занятости и личный доход до и После начала тяжелого психического расстройства: исследование случай-контроль. Психиатр Серв. 2020;71:250–255. [PubMed] [Академия Google]

66. Hoffmann H, Jäckel D, Glauser S, Mueser KT, Kupper Z. Долгосрочная эффективность поддерживаемой занятости: 5-летнее наблюдение за результатами рандомизированного контролируемого исследования. Am J Психиатрия. 2014; 171:1183–1190. [PubMed] [Google Scholar]

67. Falkum E, Klungsøyr O, Lystad JU, Bull HC, Evensen S, Martinsen EW, Friis S, Ueland T. Профессиональная реабилитация взрослых с психотическими расстройствами в скандинавском обществе социального обеспечения. БМС Психиатрия. 2017;17:24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Evensen S, Wisløff T, Lystad JU, Bull H, Martinsen EW, Ueland T, Falkum E. Изучение потенциальной рентабельности программы профессиональной реабилитации для лиц с шизофренией в социальном обществе с высоким уровнем доходов. БМС Психиатрия. 2019;19:140. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

69. Ziguras SJ, Stuart GW. Мета-анализ эффективности лечения психических заболеваний за 20 лет. Психиатр Серв. 2000;51:1410–1421. [Перекрёстная ссылка] [PubMed] [Академия Google]

70. Инджедере А., Йылдыз М. Ведение пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями: результаты 24-месячной практики. Тюрк Псикиятри Дерг. 2019;30:245–252. [PubMed] [Google Scholar]

71. Bond GR, Drake RE, Mueser KT, Latimer E. Ассертивное лечение людей с тяжелыми психическими заболеваниями по месту жительства: критические ингредиенты и влияние на клиентов. Dis Manag Health Out. 2001; 9: 141–159. [Google Scholar]

72. Бота Ю.А., Коэн Л., Йоска Дж.А., Херинг Л.М., Оостхуйзен П.П. Оценка эффективности модифицированной программы ассертивного лечения по месту жительства в развивающейся стране. БМС Психиатрия. 2010;10:73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

73. Боден Р., Сундстрем Дж., Линдстрем Э., Визельгрен И.М., Линдстрем Л. Пятилетний исход первого эпизода психоза до и после реализации модифицированной программы ассертивного лечения по месту жительства. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2010;45:665–674. [PubMed] [Google Scholar]

74. Соломон П. Коллегиальная поддержка/равноправные услуги, лежащие в основе процессов, преимуществ и важнейших компонентов. Psychiatr Rehabil J. 2004; 27: 392–401. [PubMed] [Google Scholar]

75. Salzer MS, Shear SL. Выявление преимуществ поставщиков-потребителей при оценке услуг, предоставляемых потребителям. Psychiatr Rehabil J. 2002; 25: 281–288. [PubMed] [Академия Google]

76. Родер В., Мюллер Д.Р., Шмидт С.Дж. Эффективность интегрированной психологической терапии (ИПТ) для больных шизофренией: обновление исследования. Шизофр Булл. 2011;37:S71–S79. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

77. Руис-Ириондо М., Салаберрия К., Поло-Лопес Р., Ируин А., Эчебуруа Э. Предотвращение снижения когнитивных функций при хронической шизофрении: долгосрочная эффективность интегрированной психологической терапии и обучение управлению эмоциями. Псикотема. 2019;31:114–120. [PubMed] [Академия Google]

78. Макгуайр А. Б., Кукла М., Грин А., Гилбрайд Д., Музер К.Т., Сальерс М.П. Управление болезнью и выздоровление: обзор литературы. Психиатр Серв. 2014;65:171–179. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

79. Йилдиз М., Везнедароглу Б., Эрьявуз А., Каяхан Б. Обучение психосоциальным навыкам социального функционирования и качества жизни при лечении шизофрении: контролируемое исследование в Турции. Int J Psych Clin Pract. 2004; 8: 219–225. [PubMed] [Google Scholar]

80. Tas C, Danaci AE, Cubukcuoglu Z, Brüne M. Влияние участия семьи на обучение социальному познанию у клинически стабильных амбулаторных пациентов с шизофренией — рандомизированное пилотное исследование. Психиатрия рез. 2012;195:32–38. [PubMed] [Google Scholar]

81. Regier DA, Farmer ME, Rae DS, Locke BZ, Keith SJ, Judd LL, Goodwin FK. Коморбидность психических расстройств при злоупотреблении алкоголем и другими наркотиками. Результаты исследования эпидемиологического охвата (ECA). ДЖАМА. 1990; 264:2511–2518. [PubMed] [Google Scholar]

82. Венце С.Дж., Гаудиано Б.А., Вайншток Л.М., Тезанос К.М., Миллер И.В. Дополнительное психосоциальное вмешательство после выписки из больницы для пациентов с биполярным расстройством и сопутствующим употреблением психоактивных веществ: экспериментальное рандомизированное контролируемое исследование. Психиатрия рез. 2015; 228:516–525. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

83. Беннет М.Э., Брэдшоу К.Р., Каталано Л.Т. Лечение расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, при шизофрении. Am J Злоупотребление алкоголем. 2017;43:377–390. [PubMed] [Google Scholar]

84. Salloum IM, Brown ES. Ведение коморбидного биполярного расстройства и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Am J Злоупотребление алкоголем. 2017;43:366–376. [PubMed] [Google Scholar]

Что такое психосоциальная реабилитация? | PSR/RPS Канада

Что такое психосоциальная реабилитация?

Психосоциальная реабилитация (также называемая психиатрической реабилитацией или PSR) способствует личному выздоровлению, успешной интеграции в общество и удовлетворительному качеству жизни для лиц, страдающих психическим заболеванием или обеспокоенностью психическим здоровьем и/или употреблением психоактивных веществ. Психосоциальные реабилитационные услуги и поддержка являются совместными, ориентированными на человека и индивидуализированными и являются важным элементом спектра социальных услуг. Они сосредоточены на том, чтобы помочь людям развить навыки и получить доступ к ресурсам, необходимым для повышения их способности быть успешными и удовлетворенными в жизни, работе, обучении и социальной среде по их выбору, и включают широкий спектр услуг и поддержки.

Подходы PSR основаны на передовых и многообещающих практиках в ключевых областях жизни, таких как трудоустройство, образование, отдых, хорошее самочувствие и основные жизненные навыки, а также вовлечение семьи, поддержка сверстников и услуги, предоставляемые сверстниками. Из-за их продемонстрированной эффективности и ориентированности на выздоровление эти подходы должны быть широко доступны для людей, живущих с длительными психическими заболеваниями и/или проблемами, связанными с употреблением психоактивных веществ.

Отличительные и определяющие черты подходов ПРБ:

  • Подходы PSR основываются на оцененных сильных сторонах людей, а не на их недостатках и проблемах. Другими словами, подходы PSR основаны на сильных сторонах — они основаны на оценке сильных сторон человека в качестве основы для индивидуальной постановки целей и восстановления. Это главное отличие от традиционных подходов, основанных на заболеваниях, которые сосредоточены на проблемах и недостатках.
     
  • Подходы к психосоциальной реабилитации являются совместными; направленный человек и индивидуальные. Они помогают людям заново открыть для себя навыки и получить доступ к ресурсам сообщества, необходимым для успешной жизни и самоидентифицированного качества жизни. Соответственно, подходы PSR включают в себя постановку целей клиентом, а не цели, устанавливаемые другими.
     
  • Подходы PSR помогают людям иметь осмысленную жизнь, сосредоточив внимание на детерминантах хорошего психического здоровья, включая занятость, образование, социальную поддержку, основные жизненные навыки, досуг и хорошее самочувствие.
     
  • Подходы PSR обычно помещают людей в выбранные ими целевые условия, такие как работа и жилье, а затем обучают и поддерживают их в этих условиях. Точно так же другое обучение, такое как обучение социальным навыкам, происходит в естественной среде человека.
     
  • Подходы PSR подтверждены научными данными как эффективные . Подходы PSR включают в себя ряд передовых практик, которые сильно подтверждены фактическими данными, таких как поддерживаемое трудоустройство и программы оздоровления, а также многообещающие практики с новыми доказательствами, такие как программы поддержки равных. Подходы PSR способствуют восстановлению с полноценным проживанием в обществе и улучшением качества жизни.

Да

Компетенции практики PSR

Компетенции практики PSR отражают знания, навыки и отношения, необходимые для практики PSR и восстановления.

Загрузите документ ниже:

Практика PSR Компетенции

Основные принципы и ценности

Основные убеждения о том, как мы можем поддерживать других на пути к оздоровлению и восстановлению, включены в Принципы и ценности PSR/RPS Canada.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *