Методы исследования в медицинской психологии: Методы исследования в медицинской психологии.

Развитие медицинской психологии, ее предмет, задачи и методы

Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией

и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.

В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.

Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет и задачи медицинской психологии

Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).

Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях — при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.

Медицинская психология изучает:

  1. роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний;
  2. место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней;
  3. состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты;
  4. психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

Методы медицинской психологии

Основные методы медико-психологического исследования — беседа, наблюдение и эксперимент.

Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

Например. Система Вине — Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 — практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании:

  1. осведомленности,
  2. общей сообразительности,
  3. способности воспроизведения чисел,
  4. решения арифметических задач,
  5. установления сходства,
  6. определения 42 слов.

Пять тестов действия представляют задачи на:

  1. узнавание объектов с недостающими частями;
  2. установление последовательности картин;
  3. складывание рисунков из частей;
  4. составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу;
  5. шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРI) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.

Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

Методики исследования в клинической (медицинской) психологии

Решение собственных задач психологическая наука производит с помощью использования специальных приемов, способов, которые выступают в качестве методов психологического исследования. Эти методы исследования в клинической психологии и прочих областях психологической науки также находят зависимость от базисных теоретических принципов, которые положены в основу предмета психологии, и четких задач, которые она способна решить.

Этапы психологического исследования

Рассмотрим следующие этапы психологического исследования:

  • Этап первый. Формулирование конкретной проблемы (это может быть вопрос о причинах либо факторах, которые определяют существование либо специфику одного или другого явления).
  • Этап второй. Выдвижение конкретной гипотезы (возможный ответ на вопрос, который был сформулирован в проблеме).
  • Этап третий. Проведение проверки выдвинутой гипотезы на эмпирическом материале.
  • Этап четвертый. Интерпретация полученных результатов проверки.

Обычно о методах исследования клинической психологии и других областях психологической науки рассуждают в связи именно с третьим этапом, предполагающим проведение проверки гипотезы.

Два базисных метода выявления психологических фактов

Как и прочие естественные науки, психология располагает двумя базисными методами выявления психологических фактов. Это метод наблюдения (описательный) и метод эксперимента. Каждый из данных методов обладает рядом модификаций, которые уточняют, но не изменяют их реальную сущность.

Описательные методы дают исследователю роль стороннего наблюдателя, который никак не вмешивается в наблюдаемое им явление, и только описывает его как можно более объективно.

Определение 1

Наблюдение – это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений человеческой психики в определенных условиях.

Невмешательство исследователя (когда объект, за которым наблюдают, не знает, что за ним кто-то наблюдает) с ожиданием того, когда интересующие его явления проявятся именно таким образом, что их можно будет точно зафиксировать и далее описать, служит самой важной характеристикой этого метода.

Можно выделить такие методы наблюдения: срез (краткосрочный метод), лонгитюдное (долговременное, может осуществляться даже в течение нескольких лет, наблюдение за конкретной группой испытуемых), сплошное (исследуются абсолютно все представители конкретной группы), выборочное (получение данных о больших группах людей способом изучения только отдельной их части, которая составляет репрезентативную, то есть представительную, выборку), а также особый вид — так называемое включенное наблюдение, при котором сам психолог становится одним из членов исследуемой группы.

В роли задач наблюдения могут выступать как изучение психологических особенностей не только отдельного индивида, но и целой группы людей.

Изучение своих собственных психических процессов проводится с помощью самонаблюдения (интроспекции). Самонаблюдение в качестве субъективного метода допустимо как своеобразная форма вербального отчета о том, что индивид слышит, видит, переживает и так далее. Такой отчет необходимо фиксировать точно так же, как и всяческое внешнее объективное выражение психических состояний личности.

Замечание 1

С интроспекцией не желательно смешивать рефлексию (то есть размышления и переживания касательно своих собственных психических качеств и состояний), представляющую собой вторичную переработку информации, полученной методом самонаблюдения, анализа своих собственных умозаключений или поступков.

Научное наблюдение предполагает постановку точной цели и обязательное планирование. Предварительно определяется, какие конкретно психические явления интересны наблюдателю, по каким именно внешним проявлениям их удастся проследить, в каких условиях будет осуществляться наблюдение и как конкретно предполагается фиксировать получаемые результаты.

Наблюдение превращается в научный метод исследования психики только тогда, когда оно не ограничивается только описанием внешних явлений, а производит переход к объяснению психологической природы данных явлений. Формой такого перехода служит гипотеза, которая возникает в ходе осуществляемого наблюдения.

Определение 2

Гипотеза – это высказанное исследователем предположение об отсутствии либо наличии связей и зависимостей, которые существуют между интересующими его объектами и явлениями.

Такого рода зависимости оцениваются преимущественно статистическими методами. Например, при статистической проверке возникших гипотез нередко вычисляют коэффициент корреляции. Корреляционный анализ позволяет за довольно непродолжительное время получить большое количество информации для значительного количества испытуемых, но он не позволяет решить проблемы интерпретации зависимостей. Недостатки корреляционного анализа связывают с тем, что он дает возможность констатировать наличие какой-либо связи между параметрами, но не способен доказать, что данная связь представляет собой причинно-следственную зависимость.

Эксперимент считают самым эффективным способом выявления причинно-следственной зависимости между изучаемыми переменными и отличают от наблюдения по более активному вмешательству исследователя в ситуацию. При этом происходит планомерное манипулирование одной из имеющихся переменных, которую называют независимой (ее меняет сам исследователь), с последующей обязательной регистрацией сопровождающих изменений в исследуемом явлении (зависимая переменная). Под переменной понимают любую реальность, которую возможно изменить в экспериментальной ситуации.

Вывод 1

Получается, что эксперимент в психологической науке заключается в том, что специально создаются и затем изменяется условия, в которых действует испытуемый, перед ним ставятся конкретные задачи и по тому, как они затем решаются, судят о появляющихся при этом психических явлениях.

Базисные разновидности психологического эксперимента

Можно выделить две базисные разновидности психологического эксперимента:

  • Естественный эксперимент. В такой ситуации испытуемый может и не знать, что он подвергается данному психологическому исследованию. Естественность окружающих его условий и введение на данном фоне экспериментальных переменных дает возможность психологу всесторонне проследить их действие, и таким образом установить их роль и особенности оказываемого влияния на изучаемое явление.
  • Лабораторный эксперимент. Здесь эксперимент проводится в специально для этого созданных условиях, нередко с использованием аппаратуры. Исследуемый знает о том, что над ним экспериментируют и проводят наблюдения, и его действия определяются точной инструкцией.

Кроме базисных методов клинической психологии и прочих областей психологической науки применяется также и ряд дополнительных методов. К ним можно отнести такие методы, как тест, моделирование, беседу и метод анализа продуктов деятельности индивида.

Определение 3

Тесты – это некие наборы задач и вопросов, которые позволяют быстро оценить психическое явление и его развитость.

От прочих методов исследования тесты отличаются тем, что при их проведении необходима четкая процедура сбора и обработки первичной информации, а также специальные приемы их дальнейшей расшифровки. Получаемые количественные результаты обязательно сопоставляют с аналогичными результатами контрольной группы (предварительная стандартизация теста).

В прямой зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, можно выделить следующие типы тестов: интеллектуальные, достижений, специальных способностей (мнестических, перцептивных, мыслительных, профессиональных, музыкальных и так далее), личностные (установок, интересов, ценностей). Также существуют тесты, которые способны диагностировать межличностные отношения.

Психодиагностика как отдельная область психологии ориентируется на измерение индивидуально-психологических особенностей индивида. Как отдельная область психологии она направляет исследователя не на само исследование, а на обследование, то есть постановку точного психологического диагноза.

Уровни психологического диагноза как главной цели проводимой диагностики:

  • Уровень первый. Эмпирический или симптоматический диагноз. Этот уровень ограничивается констатацией выявленных особенностей либо признаков (симптомов).
  • Уровень второй. Этиологический диагноз. Здесь учитывается не только наличие конкретных способностей, но и важные причины их появления.
  • Уровень третий. Типологический диагноз. Здесь определяется место и значение полученных характеристик в целостной картине психической жизни индивида.

Сегодняшняя психодиагностика повсеместно применяется в медицине (также используются методы медицинской психологии), профориентации, расстановке персонала, прогнозировании социального поведения, образовательной сфере, прогнозировании психологических последствий изменения среды, психотерапии, судебно-психологической экспертизе.

Моделирование как метод используется тогда, когда исследование интересующего явления прочими способами не представляется возможным. Созданная искусственная модель исследуемого феномена обязана копировать его основные параметры и предполагаемые свойства. На такой модели всесторонне исследуют явление и делают какие-либо выводы о его природе.

Модели бывают математическими (формула либо выражение, включающие в себя переменные и их взаимоотношения), техническими (устройство либо прибор, которые способны сымитировать исследуемое явление) и кибернетическими (применение в модели понятий из области информатики и кибернетики).

Методы исследования психологии здоровья | Brain Blogger

Методы исследования психологии здоровья | Мозговой блоггер

Биопсихосоциальное здоровье

by Shaheen E Lakhan, MD, PhD, MEd, MS, FAAN | 15 марта 2006 г.

Как эмпирическая наука, психология здоровья использует научный метод — процесс, посредством которого ученые составляют, направляют и распространяют результаты как представления своих субъектов, которые одновременно точны и могут быть проверены. Чтобы проанализировать качество проведенного исследования, мы должны сначала понять ограничения методов исследования, а затем оценить их последствия. Короче говоря, исследователи определяют вопрос, проблему или гипотезу; разработать рабочее определение; собирать данные различными методами; анализировать данные, часто используя статистические методы; и сформулировать или переопределить/прокомментировать существующую теорию.

Медицинский психолог использует несколько направлений эмпирических исследований для выявления или определения потенциальной связи между двумя явлениями, определения этиологии сопутствующих состояний или установления эффективности немедикаментозных (например, поведенческих) вмешательств. Исследователь может выбрать методы наблюдения, опросы или эксперименты или их комбинацию, чтобы прийти к научному выводу.

Ниже приведены общие методы исследования психологии здоровья, их преимущества (+) и недостатки (-):

Наблюдения (т. е. отчеты о клинических случаях/исследования): наблюдения за поведением и запись систематической переменной или аспекта такого поведения.

(+) Часто обнаруживают связь между поведением и болезнью.

(+) Может характеризовать малоинцидентные явления.

(-) Невозможно описать причинно-следственную связь или степень связи в большей популяции.

(-) Наблюдатель может влиять на наблюдения или на то, как они воспринимают такое поведение.

Опросы: опрос населения об их чувствах, убеждениях и обычаях и запись их ответов.

(+) Недорогой и широкомасштабный метод сбора данных.

(+) Может получить доступ к широкому кругу тем, помимо простого наблюдения.

(-) Состав вопроса, расположение и поза (например, наводящие вопросы) могут повлиять на ответы.

(-) Люди могут неточно сообщать информацию из-за невозможности вспомнить информацию, конфабуляции и, возможно, обмана.

(-) Невозможно определить причинно-следственную связь.

Эксперименты: случайных групповых заданий для измерения влияния независимой переменной (например, как она влияет на поведение). Клинические исследования — это особый вид экспериментов, когда испытуемыми являются люди. Они требуют существенных этических и практических соображений.

(+) Может определить причинно-следственную связь и степень эффекта (преднамеренного или неблагоприятного).

(-) Искусственная среда (например, лаборатория) может влиять на поведение.

ПОДКАСТЫ iTunes

Последнее видео

  • Популярные
  • Будущее
  • Лекарства и клинические испытания

  • Мнение

  • Психология и психиатрия

  • Психология и психиатрия

  • Биопсихосоциальное здоровье

  • Мнение

  • Мнение

  • Стигматизация

Новости сайта

1 февраля 2016 г.

В это воскресенье, 14 февраля (21:00 по восточноевропейскому времени), номинированное на премию «Эмми» телешоу «Игры мозга» возвращается! Чудо-наркоман Джейсон Сильва возвращается на наши экраны, объединившись с… ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ →

Нравится то, что вы читаете? Отдать мозгу Блогер спонсируется GNIF за пожертвование, не облагаемое налогом.

Сделать пожертвование

  • Последние комментарии

Методы исследования в психологии здоровья

Методы исследования в психологии здоровья

Реклама

Реклама

1 из 27

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения офлайн

Методы исследования в психологии здоровья

  1. ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
  2. Введение в медицинские исследования Международный день клинических испытаний отмечается 20 мая каждый год в память день, когда Джеймс Линд начал свое важное испытание на цинга. День направлен на выделить исследования в здравоохранение и насколько это важно в доставке качественного медицинская практика. Вылечить всех членов корабля, дав им цитрусовые.
  3. Зачем проводить исследования в сфере здравоохранения?  Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что пациенты, получающие помощь в исследовательских больницах, имеют лучшие результаты для здоровья. Это связано с тем, что научно-исследовательская больница в состоянии предложить более широкие варианты лечения и больше возможностей для включения в клинические испытания.  Пациенты, принимающие участие в клинических испытаниях, также, как правило, членов клинической бригады. Таким образом, проблемы, вероятно, будут выявлены раньше. Участие в исследованиях может помочь пациентам лучше понять их состояния и управления.
  4. В начале 1900-х гг. было проведено большое расследование Роль витаминов в организме человека. Британский врач сэр Эдвард Мелланби (1884–1955), в 1916 г. обнаружил, как повышается уровень витамина D в диете может вылечить рахит.
  5. Проведение исследований в области психологии здоровья Как и психологи в других основных дисциплинах психологии, психологи здоровья владеть современными методами исследования. Психологи здоровья применяют это знания для проведения исследований по различным вопросам. Например, психологи здоровья проводят исследования, чтобы ответить на такие вопросы, как:  Что влияет на здоровое питание?  Как стресс связан с сердечными заболеваниями?  Каковы эмоциональные последствия генетического тестирования?  Как мы можем изменить поведение людей в отношении здоровья, чтобы улучшить их здоровье?
  6. Многие исследования в области психологии здоровья экспериментальный.  В ходе эксперимента исследователь создает два или несколько условий, которые отличаются от каждого другим точным и заранее определенным образом.  Затем людей случайным образом распределяют по эти разные состояния и их измеряются реакции.  Эксперименты, проводимые здравоохранением практиков для оценки лечения или вмешательства и их эффективность в время также называют рандомизированными клиническими испытания, в которых целевое лечение по сравнению с существующим стандартом уход или плацебо-контроль.
  7. Исследования, основной целью которых является оценить связь между причиной и эффект, воздействие (фактор риска или защитный фактор) и болезнь, или результат, называются аналитическими исследованиями. Наблюдательные исследования Исследование носит наблюдательный характер когда естественный ход событий контролируется без каких-либо вмешательство Экспериментальные исследования случайные групповые задания для измерения эффекта независимая переменная (например, как это влияет на поведение). 1. Рандомизированные контролируемые испытания 2. Квазиэкспериментальные схемы. 1. Когортные исследования, 2. Исследования случай-контроль 3. Поперечные обследования, 4. Отчеты о случаях
  8. 1) Существует два основных типа экспериментальных исследований. Существует два основных типа: 1. Рандомизированные контролируемые испытания и 2. квазиэкспериментальные конструкции. «Рандомизированные контролируемые испытания» • считаются золотым стандартом медицинских доказательств, Они предназначены для выявления причинно-следственных связей; средства рандомизации группы лечения сопоставимы, и единственное различие между ними заключается в вмешательстве (т. получали они препарат или нет), так что любая разница в результатах между двумя группами можно отнести к интервенции. • Когда эти эксперименты ослеплены, они еще более эффективны: ослепление означает либо участники исследования, врачи или оба («двойной слепой») не знают, являются ли они получение/предоставление реального лечения или плацебо. Таким образом, слепые исследования объясняют любое плацебо. эффекты, которые могут возникнуть.
  9. Существует тип исследования, который лежит нечто среднее между экспериментальным и обсервационные исследования: это «квазиэксперимент». По сути, это тип незапланированных или неконтролируемый эксперимент, использующий статистику и человеческая изобретательность, чтобы имитировать условия эксперимента. Ученые нашли много способы их выполнения. Один пример
  10. 2) Существует четыре основных типа обсервационных исследований Существует множество различных видов наблюдательных исследований, но вот четыре самых распространенных, которые вам нужно знать о:  Когортные исследования / проспективные  Исследования случай-контроль / Ретроспектива  перекрестные опросы,  Отчеты о случаях.
  11. (причина к следствию) (следствие к причине)
  12. (перспективный)
  13. Исследования «случай-контроль» часто называют «ретроспективными исследованиями». исследований». Это потому, что исследователи начинают с конечной точки и работать в обратном направлении, выясняя, что могло вызвать тот исход. Например, исследователи могли взять две группы людей. которые живут в Вашингтоне, округ Колумбия: те, кто был диагностировано заболевание сердца и те, у кого его нет. Затем они могли работать в обратном направлении и исследовать два группы об их прежнем поведении в отношении здоровья, чтобы понять выяснить, что могло послужить причиной развития болезни или нет. Они могут спросить о потреблении насыщенных жиров или воздействие болезнетворных вирусов. Оттуда они отметил бы любые различия в факторах риска или воздействиях, которые возникают между двумя группами, которые могут помочь предложить что могло привести к сердечным заболеваниям у некоторых людей.
  14. «История болезни» — это в основном подробные истории о история болезни конкретного пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *