Методы медико психологического исследования: 3. Методы медико-психологического исследования личности

Авторизация

Размер:

AAA

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Сведения об образовательной организации Контакты Старая версия сайта Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих

Южно-Уральский государственный медицинский университет

  • Университет
    • События
    • Новости
    • ЮУГМУ сегодня
    • Историческая справка
    • Руководство
    • Выборы ректора
    • Лицензия, аккредитация и сертификаты
    • Организационная структура
    • Противодействие коррупции
    • Первичная профсоюзная организация ЮУГМУ Профсоюза работников здравоохранения РФ
  • Абитуриенту
    • Новости для абитуриентов
    • Центр довузовской подготовки
    • Поступающим на специалитет
    • Поступающим в ординатуру
    • Поступающим в аспирантуру
    • Поступающим в медицинский колледж
    • Документы на право ведения образовательной деятельности
    • Положения о приемной, экзаменационной и апелляционной комиссиях
    • Информация об общежитиях
    • Часто задаваемые вопросы
    • Результаты приема студентов
    • Информация для инвалидов
  • Обучающемуся
    • Факультеты
    • Кафедры
    • Медицинский колледж
    • Ординатура
    • Аспирантура
    • Научная библиотека
    • Образовательный портал
    • Расписания
    • Совет обучающихся ЮУГМУ
    • Этический кодекс студентов медицинских вузов
    • Совет студентов Минздрава России
    • О допуске студентов к работе в медицинских организациях
    • Иностранным обучающимся
    • Медицинское обслуживание
    • Информация об общежитиях
    • Стипендиальное обеспечение
    • Порядок перехода обучающихся с платного на бесплатное обучение
    • Часто задаваемые вопросы
    • Анкетирование
    • Студенческие отряды
    • Противодействие терроризму и экстремизму
  • Специалисту
    • Институт дополнительного профессионального образования
    • Аккредитация специалистов
  • Пациенту
    • Клиника ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России
    • Профилактика новой коронавирусной инфекции, гриппа, ОРВИ, вакцинация
    • Здоровый образ жизни
    • Нет наркотикам!
  • Научная работа
    • Управление по научной и инновационной работе
    • Экспериментально-биологическая клиника (виварий)
    • Отдел международных связей
    • НИИ иммунологии
    • Центральная научно-исследовательская лаборатория
    • НОЦ «Проблемы фундаментальной медицины»
    • НОЦ «Клиническая фармакология»
    • Конференции и другие мероприятия
    • Диссертационные советы
    • Журнал «Непрерывное медицинское образование и наука»
    • Студенческое научное общество
    • Совет молодых ученых и специалистов

Методы исследования медицинской психологии — Студопедия

Основными методами медико-психологического исследования являются: наблюдение, беседа, включающая сбор психологического анамнеза (катамнеза) и экспериментально-психологический метод исследования.

В данной главе рассмотрим более подробно только экспериментально-психологический метод исследования; наблюдение и беседа будут разобраны ниже, применительно к конкретным вопросам, решаемым этими методами.

Экспериментально-психологический метод исследования в медицинской психологии позволяет исследовать различные звенья психических процессов и состояний. Многочисленные психодиагностические методики в большинстве случаев являются многофункциональными, что позволяет изучать с помощью одной методики сразу несколько функций. Единого подхода к созданию классификации отдельных методик, входящих в экспериментально-психологический метод, не существует. Различные авторы в настоящее время выделяют методики качественные (направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности пациентов) и психометрические (используемые для измерения тех или иных функций), вербальные (использующие преимущественно словесный стимульный материал) и невербальные (стимульный материал которых представлен в виде рисунков, схем, различно раскрашенных кубиков и т.

п.), направленные на исследование той или иной психической функции (внимания, памяти и т.п.). К. числу методик экспериментально-психологической направленности относятся и методики изучения психофизиологических особенностей пациента.

Для нашей страны было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, т.е. таких, которые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач. Наиболее известными из методик типа функциональных проб являются методики классификации предметов/понятий, исключения предметов/понятий, образования простых/сложных аналогий, выделения существенных признаков и т.д. Позволяя успешно решать круг прикладных психодиагностических задач, методики типа функциональных проб находят широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.

Другим общепризнанным направлением в практической психодиаг-ностике является тестовая диагностика, основателем которой считается американский психолог Дж-М. Кэттэлл (1890). По определению Л.Ф. Бур-лачука (1989), под тестом в психологической диагностике понимается стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

Таким образом, тест — это одна из разновидностей (стандартизированная) психодиагностических методик, поэтому любой тест является, по сути, методикой, но не всякая методика — тестом.

Каждая психодиагностическая методика имеет определенные характеристики, важнейшей из которых является валидность. Валидность — это понятие, указывающее на то, что методика измеряет и насколько хорошо она это делает (А. Анастази, 1982). Выделяют несколько разновидностей валидности, например: содержательную, характеризующую степень соответствия содержания заданий методики исследуемой области психических свойств; прогностическую, характеризующую степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после определения; текущую, отражающую способность методики различать испытуемых на основании диагностического признака и т.

д.

Другой важнейшей характеристикой каждой психодиагностической методики является ее надежность. Надежность отражает точность психо-диагностического измерения и устойчивость результатов методики к действию посторонних случайных факторов.

Проведение любого обследования с использованием экспериментально-психологических методик включает в себя три этапа: сбор данных в соответствии с задачей исследования; обработку и интерпретацию полученных данных; вынесение диагностического и прогностического заключения. В каждом случае исследующий пользуется ограниченным числом патопсихологических экспериментальных методик (обычно не более 8- 9), объединенных в так называемую батарею методик. Необходимые методики подбираются в соответствии с задачами исследования. Владение возможно большим числом методик экспериментального исследования позволяет в каждом случае подбирать наиболее адекватные методики, которые будут всесторонне характеризовать особенности психической деятельности испытуемого и в ряде случаев подтверждать друг друга.

В процессе исследования испытуемого в большинстве случаев целесообразно использовать методики по возрастающей сложности — от более простых к более сложным. Необходимо использовать только известные и проверенные психодиагностические методики, применение всякого рода новых, оригинальных и модифицированных методик возможно лишь в случае полной уверенности в их валидности и надежности. Использованию любой психодиагностической методики должно предшествовать ее тщательное изучение самим исследующим.

Читайте также:

Деятельность и действия

Темперамент

Предмет медицинской психологии. Задачи медицинской психологии

Теории памяти в психологии

Методы исследования воли и психомоторики

Вернуться в оглавление: Медицинская психология



Каковы наиболее распространенные методы исследования в психологии?

Со временем профессора и преданные своему делу специалисты разработали довольно много методов психологических исследований, которые облегчают изучение расстройств, определение возможных методов лечения и изучение последствий этих расстройств и методов лечения для более широких слоев населения. Хотя спорные эксперименты могут попасть в заголовки в области психологии как в настоящее время, так и в прошлые эпохи исследований, эти методы представляют собой лишь часть исследований, проведенных для продвижения профессии и лучшего понимания современных психологических проблем. Студентам важно понимать эти и многие другие доступные варианты исследований, поскольку они работают над выполнением требований к исследованиям для получения степени.

Архивные исследования и тематическое исследование

Психологическое исследование почти всегда начинается с изучения конкретного случая или просмотра архивов прошлых экспериментов и научных открытий. Поскольку профессии больше века, вполне вероятно, что в предыдущую эпоху проводились по крайней мере некоторые эксперименты в отношении большинства сегодняшних расстройств и методов лечения. Это позволяет профессионалам определить план действий, когда они начинают новые исследования в своей области, и помогает им собрать контекст, когда они пытаются определить природу расстройства, как оно реагирует на медикаментозное и немедикаментозное лечение, а также продолжительный характер любой попытки лечения или предполагаемого излечения.

Компьютерное моделирование и психологическое моделирование

В эпоху, когда мощные компьютеры еще не стали обычным методом исследования, эксперименты проводились на реальных пациентах в реальных психологических лабораториях. Это, безусловно, все еще имеет место в некоторых экспериментах, которые зависят от тестирования реальных субъектов. Однако психологи все чаще полагаются на компьютерные модели и смоделированные эксперименты для проверки своих гипотез о болезнях, расстройствах, процедурах лечения и даже взаимодействии лекарств. На создание и мониторинг этих моделей уходит много времени, обычно они работают, по крайней мере, столько же, сколько эксперимент с участием реальных пациентов. Тем не менее, они значительно снижают возможность причинения телесного или психологического вреда. Это делает их благом для исследований, отличным способом защиты от судебных разбирательств и отличным способом снизить ответственность и расходы на страхование для академических исследовательских отделов и частных фирм.

Опрос, наблюдение и интервью

Во многих случаях можно провести значительный объем исследований, вообще не проводя эксперимент. Многие психологи обнаружили, что они могут собрать значительную часть данных посредством платных добровольных опросов желающих пациентов. Другие обнаружили, что простое наблюдение может на самом деле многому научить их о расстройствах и методах лечения, которые невозможно продемонстрировать в ходе эксперимента. Интервью также может помочь, особенно с пациентами, у которых есть словарный запас и опыт, необходимые для того, чтобы рассказать о том, как их расстройство повлияло на них и как они работали, чтобы справиться с ним в течение нескольких лет.

Психофизиологические методы исследования

Иногда пересечение ухода за пациентами и современных технологий может быть реальным преимуществом при проведении психологических исследований. Психофизиологические методы исследования, такие как неврологическая визуализация, могут многое рассказать о пациентах, чего не могут дать интервью, тематическое исследование или компьютерное моделирование. Этот метод, работающий вместе с квалифицированными медицинскими работниками, в целом является этичным и не несет значительных рисков ответственности.

Исследования никогда не были проще и разнообразнее

Психологические исследования никогда не были легкими, но доступ к моделям, изображениям, наблюдениям и опросам сделал их хотя бы немного проще, чем в прошлом. С помощью этих новых инструментов психологи смогут узнать о пациентах, расстройствах, болезнях, методах лечения и экспериментальных процедурах больше, чем когда-либо в прошлом. Эти методы исследования психологии представляют собой крупную победу не только для самой психологии, но и для любого пациента, который нуждается в передовом лечении, чтобы жить своей повседневной жизнью.

Три описательных психологических метода исследования

Описательные методы исследования используются для определения того, кто, что и где происходит в человеческом поведении и других психологических явлениях.

Психологи и исследователи используют множество инструментов при изучении поведения людей и животных.

Описательные методы исследования в психологии предназначены для научного описания или объяснения того, что происходит, с кем и где, а не того, как и почему это происходит.

Этот тип исследования часто проводится в естественных условиях и может предшествовать другим типам научных исследований, направленных на более глубокое изучение явления. Цель, согласно статье 2016 года, — найти «истину в последней инстанции».

В описательных исследованиях используются три основных метода, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны.

Описательные методы исследования — это научные инструменты, используемые исследователями и психологами для сбора информации и описания особенностей поведения, паттернов и других явлений. Эти методы сосредоточены на том, кто, что и где, а не на том, почему или как.

В психологии описательные исследования часто используются для определения определенных моделей поведения или наблюдаемых черт. Поскольку описательные исследования, как правило, связаны с «голой правдой», они часто проводятся настолько естественно, насколько это возможно, без каких-либо манипуляций или переменных.

Описательное исследование может быть начальным шагом перед проведением двух других типов психологических исследований:

  • Корреляционное исследование: изучает две переменные одновременно и может использоваться для выявления закономерностей взаимоотношений
  • Экспериментальное исследование: определяет причину и следствие, подвергая одну группу воздействию определенной переменной, в то время как другая не подвергается воздействию переменной

Описательное исследование обычно не опирается на гипотезу и может быть более гибким, чем другие типы психологических исследований. Этот тип исследования может служить трамплином для дальнейших исследований, позволяя ученым собирать информацию, необходимую для формирования гипотезы. Затем эта гипотеза может служить основой для корреляционного исследования или формального эксперимента.

Ученые используют три метода описательных исследований:

  • наблюдение
  • тематические исследования
  • опросы

У каждого метода есть сильные и слабые стороны. Ученые могут предпочесть один метод другому в зависимости от типа информации, в которой они нуждаются, и от кого.

Метод наблюдения относится к ученым, наблюдающим за поведением животных или людей в естественных условиях. Исследователи могут использовать данные для выявления тенденций или закономерностей, которые могут потребовать дальнейшего изучения.

Целью метода наблюдения является получение беспристрастного «моментального снимка» конкретной группы населения в определенное время согласно обзору исследований 2020 года, в котором оценивается эффективность различных описательных методов исследования.

Однако для получения точных результатов этот метод следует применять осторожно. Если наблюдаемые субъекты знают, что кто-то наблюдает за ними, они могут почувствовать себя некомфортно и изменить свое поведение. Это иногда называют «эффектом Хоторна».

Тем не менее, есть несколько способов, которыми исследователь может смягчить эффект Хоторна, например, пытаясь слиться с наблюдателями настолько хорошо, чтобы наблюдатели не замечали исследователей, или говоря участникам, что они наблюдают что-то отличное от того, что они видят. собственно смотря.

Кроме того, исследователи могут также передавать предвзятость тем, кого они наблюдают, в результате чего участники корректируют свое поведение в соответствии с предвзятостью.

По этим причинам метод наблюдения может быть более точным для ученых, изучающих поведение животных, а не человека.

Тематические исследования обычно сосредотачиваются на отдельном человеке или небольшой группе людей и могут предоставить массу информации о чем-то очень конкретном в его естественной среде.

Целью этого метода исследования является предоставление подробной информации об обнаруженном явлении в природной среде. Например, исследователь может наблюдать за человеком или небольшой группой людей с редким заболеванием или признаком, чтобы получить данные об этом конкретном заболевании или признаком.

Такая точность может представлять как преимущества, так и риски для тематических исследований.

Вероятность того, что участники выйдут из исследования или откажутся продолжать работу с исследователями в этом типе исследовательского формата, может снизиться, что может повысить точность результатов тематического исследования.

И, несмотря на то, что тематические исследования должны собирать много информации о чем-то конкретном, ученые и исследователи все еще могут быть не в состоянии обобщить свои выводы для большей части населения. Таким образом, тематическое исследование может быть нерепрезентативным, что может сделать выводы ненадежными за рамками конкретного тематического исследования.

Одна из проблем тематического исследования заключается в том, что определение этого описательного метода исследования может широко варьироваться среди ученых, в разных дисциплинах и даже внутри них. Тем не менее, некоторые ученые предполагают, что тематические исследования могут и должны использоваться более широко, как утверждается в одной статье 2020 года.

Когда для оценки конкретной информации требуется большая выборка, лучшим инструментом исследователя может быть опрос. Цель опроса — получить представление о конкретном поведении среди большой группы людей.

Опросное исследование предполагает, что участники отвечают на вопросы исследователей с помощью анкет, виртуально или лично. Опросы могут оценить более широкий круг людей в своей выборке, чем тематическое исследование, но не могут предоставить такую ​​же глубину информации.

В качестве описательного метода исследования опросы могут иметь такие же неточности, как наблюдения. Участники могут изменить свои ответы, опасаясь или опасаясь того, как они могут быть восприняты.

Виртуальные и очные опросы

Онлайн-опросы могут быть более точными, поскольку участники не отвечают на вопросы интервьюера лицом к лицу. Однако из-за отсутствия интервьюера ответы не могут быть обсуждены сверх того, что было предоставлено.

Онлайн-опросы также могут иметь более низкую долю ответов. Личные интервью могут обеспечить более высокий процент ответов, но зачастую их проведение обходится дороже. Телефонные интервью могут быть быстрее и дешевле, но, как правило, они менее детальны и рискуют отсеять участников.

Описательные методы исследования могут иметь решающее значение для психологов, занимающихся установлением и описанием естественных деталей конкретного явления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *