Методы практической психологии кратко – Урок 2. Методы психологии

Методы прикладной психологии

Для того чтобы использовать знания психологии в жизни, каждый человек должен знать целый спектр специальных психологических методов. Получение достоверных знаний обеспечивает применение конкретных приемов, соблюдение особых норм и правил. Спонтанно выбрать правила и способы нельзя, они должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления. Говоря другими словами, метод – это способ изучения реальности.

Методы состоят из операций и приемов, осуществляемые исследователем в процессе изучения объекта. Несколько методик может быть создано на основе только одного какого-либо метода. Существуют методы теоретической психологии и методы практической психологии.

О методах фундаментальной (общей) психологии речь уже шла в предыдущих статьях. В этой статье поговорим о методах практической или прикладной психологии.

Прикладная психология, с одной стороны, использует методы и модели, разработанные теоретической психологией, а с другой стороны она получает собственные данные, разрабатывает свои методы. Прикладная психология направлена на работу с конкретными людьми, а методы, которые она использует, призваны изменить психическое состояние и поведение субъекта. Основными практическими методами являются внушение, подкрепление, метод консультативной и психотерапевтической работы.

При внушении широко применяются запутывания, отвлечение внимания, интонации, эмоциональные запечатления. В процессе внушения все происходит само собой и воздействие на каждого человека идет в разной степени. Существует несколько видов внушений:

  • Прямое. Воздействие идет с помощью слов – приказы, команды;
  • Скрытое или косвенное – осуждение, одобрение, намек;
  • Намеренное;
  • Ненамеренное;
  • Положительное;
  • Отрицательное.

Огромную роль внушение играет в психотерапии и гипнотерапии, особенно когда человек находится в состоянии транса. С самого детства внушения являются частью человеческой жизни, т.к. используются в процессе воспитания.

Метод подкрепления

Выделяются следующие виды подкрепления:

  • Положительное. Идет закрепление правильного поведения;
  • Негативное. Идет предотвращение неправильного поведения;
  • Осознанное;
  • Неосознанное;
  • Стихийное, происходящее случайно – удар током, ожог;
  • Намеренное, т.е. сознательное действие;
  • Разовое;
  • Систематическое;
  • Прямое;
  • Косвенное;
  • Базовое;
  • Вторичное;
  • Полное;
  • Частичное.

Подкрепление, как и внушение, тоже является огромной частью жизни человека и в процессе воспитания и приобретения человеческого опыта, присутствует с самого раннего возраста.

Психологическая консультация

Это, как правило, разовая беседа психолога с клиентом, который оказался в сложной жизненной ситуации. Работа специалиста начинается сразу, потому что особая подготовка не требуется, разобраться в сложившейся ситуации и наметить шаги по достижению желаемого результата можно быстро.

Психологическая консультация имеет несколько этапов:

  • Контакт;
  • Запрос;
  • План;
  • Настройка на работу;
  • Реализация;
  • Домашние задания;
  • Завершение.

Проблемы, по поводу которых люди обращаются за консультацией к психологу, в основном следующие:

  • Отношения – ревность, трудность в общении, воспитание детей;
  • Индивидуальные проблемы – самоорганизация, здоровье;
  • Работа – увольнение, низкая заработная плата, нетерпимость к критике.

Помощь психолога в подобных жизненных ситуациях может стать решением многих проблем, надо только во время обратиться за помощью к специалисту.

Метод опроса

Достаточно распространенным приемом в психологических исследованиях является метод опроса. Именно он вызывает наибольшее число нареканий. Критика выражается в том, что нельзя получить достоверную информацию непосредственно из ответов испытуемых. Но все подобные обвинения связаны с абсолютной некомпетентностью в области их проведения.

При использовании этого метода методологическая проблема заключается в конструировании вопросника. Важно, чтобы вопросник доставлял ту информацию, которая необходима по гипотезе и чтобы она была максимально надежной.

Для построения каждого вопроса существуют многочисленные правила, расположение их в определенном порядке, группировка в отдельные блоки и др. Делается это для того, чтобы вопросник не требовал ответов в «лоб», а содержание было понятно автору при условии проведения определенного замысла, заложенного в программе исследования.

Конструирование вопросника является очень сложной и трудной работой, которая должна выполняться без какой-либо спешки. Важным является вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.

Надо иметь в виду то, что после проведения массового опроса личностей в какой-то группе все проблемы группы или личности будут ясными, является иллюзией и наиболее распространенной ошибкой.

Опросы в психологии могут применяться как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Носят они локальный характер, т.к. касаются преимущественно одного раздела психологии – проблемы личности. Опросников для диагностики группы немного, а наиболее широкое распространение получил социометрический опросник.

spravochnick.ru

Основные методы практической психологии

Российский Государственный Социальный Университет

Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий

Специальность Психология

Общий психологический практикум

Учебный минимум для отчета студента

по курсу Общий психологический практикум

Выполнила:

Студентка 2 курса, 2 группы

заочного отделения Боева Е.В

г. Москва

2006 г.

I. Этап. Теоретический

Метод беседы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

· Управляемая

· Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи.

Выделяют следующие виды:

· Терапевтическая беседа

· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

· Автобиографическая беседа

· Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

· Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

· Телефонная беседа

· Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

-Выяснение (использование уточняющих вопросов)

-Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

-Словесное отражение психологом чувств респондента

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

II. Этап. Исследовательский

Эмоции

Учение об эмоциях или чувствах, представляют собой самую неразобранную главу в прежней психологии. Эту сторону поведения человека оказалось труднее описать, классифицировать и связать какими-нибудь законами, чем все остальные. Тем не менее и в прежней психологии были высказаны совершенно справедливые взгляды на природу эмоциональных реакции.

Первыми удалось это установить Джемсу и Ланге, из которых первый обратил внимание на широкие телесные изменения, сопровождающие чувства, а второй — на те сосудодвигательные изменения, которыми они сопровождаются. Независимо друг от друга оба исследователя пришли к выводу, что обычное представление о чувствах является плодом глубокого заблуждения и в действительности эмоции протекают совершенно не таким порядком, как это представляют себе.

Обычная психология и обыденное мышление различают в чувствах три момента.

Первый-восприятие какого либо предмета или события или представление о нем (встреча с разбойником, воспоминание о смерти любимого человека и т.д.) — А, вызываемое этим чувство (страх, грусть) — В и телесное выражение этого чувства (дрожь, слезы) — С. Полный процесс протекания эмоций представляли себе в следующем порядке: АВС.

Если приглядеться внимательнее ко всякому чувству, легко заметить, что оно всегда имеет свое телесно выражение. Сильные чувства как бы написаны у нас на лице, и, взглянув на человека, мы без всяких объяснений можем понять, гневается он, напуган или благодушествует.

Все телесные изменения, сопровождающие чувство, легко распадаются на три группы. Прежде всего это группа мимических и пантомимических движений, особых сокращений мускулов, главным образом глаз, рта, скул, рук, корпуса. Это класс двигательных реакции — эмоций. Следующей группой будут соматические реакции, т.е. изменения деятельности некоторых органов, связанных с важнейшими жизненными функциями организма: дыхания, сердцебиения и кровообращения. Третья группа, это группа — это группа секреторных реакций, тех или иных секреций наружного и внутреннего порядка: слезы, пот, слюноотделение, внутренняя секреция половых желез и т.п.. Из этих трех групп и складывается обычно телесное выражение всякого чувства.

Джемс различает те же самые три момента во всяком чувстве, которые названы выше, но он выдвинул теорию, по которой порядок и последовательность этих моментов иные. Если обычная схема чувства устанавливает последовательность АВС, т.е. восприятие, чувство, мимика, то истинное положение дел, как полагает Джемс, больше соответствует другой формуле — АСВ: восприятие — мимика — чувство.

Иными словами, Джемс предполагает, что те или иные предметы обладают способностью непосредственно рефлекторным путем вызывать в нас телесные изменения и уже вторичным моментом восприятия этих изменений является само по себе чувство. Встреча с разбойником, предполагает он, рефлекторно, без посредства всякого чувства, вызывает в нас дрожь, сухость в горле, бледность, порывистое дыхание и прочие симптомы страха. Само же чувство страха есть не что иное, как совокупность вот этих изменений, сознаваемых организмом. Боятся означает ощущать свою дрожь, свое сердцебиение, свою бледность и т.п. Почти так же воспоминание о смерти родного и близкого человека рефлекторно вызывает слезы, опускание головы и т.п. Грусть сводится к ощущению этих симптомов, и грустить означает воспринимать свои слезы, свою сгорбленную позу, опущенную голову и т.д.

Обычно говорят: мы плачем, потому что мы огорчены, мы бъем, оттого что мы раздражены, мы дрожим, потому что мы испуганны. правильнее было бы сказать: мы огорчены потому что мы плачем, мы раздражены потому что мы бъем, мы испуганны потому что дрожим. (Джемс, 1912, с.308)

То, что прежде считалось причиной, является на самом деле следствием, и наоборот — следствие оказывается причиной.

Что это действительно так, можно убедиться из следующих рассуждений.

Первое заключается в том, что, если мы искусственно вызовем те или другие внешние выражения чувства, не замедлит явиться и само чувство. Попробуйте для опыта, как говорит Джемс, встав утром, принять выражение меланхолии, говорить упавшим голосом, не подымайте глаз, почаще вздыхайте, чуть-чуть изогните спину и шею, одним словом, придайте себе все признаки грусти — и к вечеру вами овладеет такая тоска, что вы не будете знать куда деваться. Воспитатели прекрасно знают, как легко шутка в этой области у детей переходит в действительность и как два мальчика, затеявшие драку в шутку, без всякой злобы друг против друга, вдруг в разгаре борьбы начинают ощущать в себе гнев против противника и не могут сказать кончилась игра или еще продолжается. Так легко испуганный в шутку ребенок вдруг начинает боятся на самом деле. Да и вообще, всякое внешнее выражение облегчает наступление соответствующего чувства: бегущий легко пугается и т.п. Это хорошо знают актеры, когда та или иная поза, интонация или жест вызывают в них сильную эмоцию.

mirznanii.com

Методы практической психологии

    Методы практической психологии очень часто вызывают множество вопросов у обычного человека, который нуждается в психологической помощи и хотел бы обратиться к психологу со своими проблемами. К примеру, наиболее распространенным вопросом является: почему одной встречи с психологом недостаточно для постановки диагноза и оказания квалифицированной помощи, при том, что в медицине хотя бы диагноз обычно сообщают сразу?

 

   Во многом методы практической психологии обусловлены тем, что психологические факты в отличие от, например, физических явлений могут быть поняты только в контексте других связей и событий. Как правило, визит к психологу вызван наличием какой-то проблемы, трудности, с которой человек не может справиться сам. И очень часто психологу предъявляется всего лишь «фасад» проблемы. Например, говорится о том, что маленький ребенок агрессивен, бьет младшую сестру и грубит бабушке, но умалчивается о том, что отец ребенка страдает алкоголизмом и в состоянии опьянения совершенно теряет контроль над своим поведением. Именно поэтому приходится проводить дополнительные расспросы для того, чтобы установить, каковы истинные причины и предназначение нарушения, которое беспокоит родителей. Например, если ребенок выработал агрессивную реакцию в ответ на поведение отца, он отвлекает эмоциональное напряжение на себя и смещает тревогу матери с отца опять же на себя самого: ведь взрослым психологически проще решиться работать над поведением маленького мальчика, чем всерьез излечить алкоголизм.

 

    Понятно, что истинным клиентом в данном случае является семья, а не ребенок: в такой семье «нужны» детские проблемы, потому что иначе придется взглянуть в глаза явлению куда более значительному и устрашающему.

 

    Представим себе, что работа психолога по запросу родителей увенчалась «успехом»: что будет делать абсолютно миролюбивый ребенок в условиях внешней агрессии? Его беззащитность приведет лишь к появлению неврозов, основанных на подавленной агрессии — страхов, заикания и других.

 

Таким образом, разобраться в истинном содержании проблемы нелегко, и происходит это в рамках такого метода практической психологии, как психодиагностики — науки и практики постановки психологического диагноза, который содержит заключение о том, какие функции и навыки у человека развиты хорошо, а какие недостаточны.

 

     По итогам психодиагностического обследования, которое может проводиться при помощи беседы, тестов или тестовых заданий (например, предложения собрать пирамидку, взять предмет одной рукой и тому подобных), психолог уточняет содержание проблемы. И хотя эти задания могут выглядеть иногда несколько необычно, профессионал применяет их всегда осмысленно. Например, мама жалуется на застенчивость своего пятилетнего сына, а психолог предлагает своим посетителям вместе построить домик из кубиков. Даже пятиминутное наблюдение помогает понять, как распределяются роли, насколько критична мама по отношению к сыну, советуется она с ним или ограничивается исключительно указаниями — короче говоря, определить стиль материнского воспитания.

 

      Первая встреча с клиентом, а иногда и несколько встреч (потому что как дети, так и взрослые бывают «быстрыми» и «медленными») всегда посвящены уточнению содержания и причин трудности, беспокоящей клиента. Затем психолог дает заключение, которое содержит в себе краткий итог того, в чем он видит истинную проблему. Заключение может быть устным или письменным, должно быть понятным клиенту и обладать «психотерапевтическим оптимизмом» — то есть содержать указание о том,насколько проблема поддается решению и какие шаги для этого нужно предпринять.

 

       Кроме вышесказанного, методы практической психологии характеризуются тем, что как такового единого метода работы с человеком не существует — выдающиеся специалисты вобласти психотерапии, не без оснований полагают, что длякаждого клиента должна создаваться своя психотерапия. Поэтому в зависимости от индивидуальных особенностей человека, предпочтений психолога и содержания проблемы работа по ее решению может проходить в различных формах — в группе, индивидуально, в парах, по телефону или даже посредством обычных или электронных писем.

 

       Бывает и так, что с членами одной семьи работают сразу два психолога — это очень эффективно, но требует высокой квалификации и сработанности коллектива.Так, например, если возникнет впечатление, что застенчивость ребенка — ответ на давление матери, которая совершенно не предоставляет ему свободы поведения, психолог скорее всего на некоторое время «отпустит» ребенка и пригласит маму на беседу для того, чтобы установить возможные причины ее излишней строгости. Связано ли это с тем, что у мамы жестокий начальник, а она занимает невысокую должность, или она просто повторяет методы воспитания собственной матери, которые ей кажутся выражением любви и заботы, — эти интерпретации требуют различного подхода. Возможно, что в это же время другой специалист будет работать с ребенком, но можно также предположить, что трудности ребенка исчезнут сами собой в результате работы с матерью, которая изменит стиль воспитания.

 

     После психодиагностического «среза» начинается этап воздействия, первым шагом которого является заключение договора между психологом и клиентом, который включает в себя взаимные ожидания и обязательства — как профессиональные, так и экономические. Например, психолог обещает снять страх перед ответом школьника у доски в течение десяти индивидуальных занятий, а родители ребенка обязуются оплачивать эти занятия, не пропускать их, заранее предупреждать об отмене по уважительной причине. Обе стороны могут оговорить и такие условия, как, например, возможность позвонить психологу в вечернее время, попросить о срочной встрече и тому подобное, — все это очень важно, потому что психологи, хотя и работают в ненормированном режиме, все же остаются живыми людьми и не всегда радуются внедрению в свое личное время и пространство.

 

   Если профессиональная задача выглядит слишком сложной, обязанность психолога — выделить в ней этапы, поддающиеся реалистичному решению, чтобы в дальнейшем у клиента не возникало разочарования. Договор может быть устным или письменным, с различной степенью обязательств: например, обе стороны могут быть удовлетворены готовностью психолога «попробовать начать работу, если она получится».

     

family-abc.ru

Практические методы современной психологии для улучшения душевного состояния

А Вы задавались вопросом — как психолог может помочь Вам стать счастливее и успешнее?

Психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием, человек, который слушает, беседует с Вами, помогает выйти из трудной жизненной ситуации. Он не медик и не назначает Вам никаких лекарств. Психолог способен Вас понять и помочь Вам справиться с трудностями наименьшими силами и средствами. Только если случай действительно тяжелый, психолог сам посоветует Вам обратиться к психиатру – врачу со специальным медицинским образованием, который использует в лечении лекарства и не интересуется внутренним состоянием пациента. И все-таки многообразие различных методик действующего психолога в большинстве случаев помогает подобрать решение для любого вопроса, разрешения любой жизненной ситуации.

У каждого психолога в арсенале есть любимые методики, которые он использует для помощи клиенту. Это могут быть как авторские, разработанные им же методики, так и методики, разработанные классиками психологии или коллегами.

Специальные упражнения, которые направлены на то, чтобы разобраться в Вашей внутренней жизни, переживаниях, страхах, помогут понять причину проблемы и подобрать эффективный способ решения без какого-либо медикаментозного лечения. Клиенты психологов – это обычные люди, которым трудно найти решение в жизненной ситуации самостоятельно. За помощью часто обращаются по причине неуверенности, комплексов, страхов, депрессий, фобий, психосоматических заболеваний и других психологических проблем.

В направлениях психологии, которые я применяю в своей практике, влияние психолога на человека, обратившегося за помощью, минимальное. Каждый человек – это индивидуальность, личность. В каждом, наряду с проблемой, существует и ее решение. Моя задача как психолога помочь Вам увидеть свое собственное решение, найти внутри себя не энергозатратный, наиболее приемлемый и эффективный путь к достижению желаемого результата.

Организм человека это самодостаточная система, и если есть нарушение, то есть и рецепт решения. Достаточно только прислушаться к внутренним ощущениям. Техники и методы, которые я применяю в работе, основаны на контакте человека с его подсознанием. Именно Ваше подсознание знает решение Вашей ситуации и именно это решение мы с Вами находим на практическом сеансе – то, что более всего подходит в данной ситуации. Это НЕ внушение или гипноз. Это эффективные и несложные методы, которые помогают получить нужный результат как непосредственно в процессе сессии, так и после занятий. Многие из них могут стать Вашим ежедневным инструментом для понимания собственной Души.

Кратко расскажу о методах, которые я использую на практических сессиях.

Символдрама – это метод «сновидений наяву», путешествие подсознания по специально созданным сценариям. В символдраме используется особый способ работы с воображением для того, чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты. Этот метод применяется для краткосрочного лечения неврозов и психосоматических заболеваний, в лечении пищевых нарушений, при проблемах поведения и социальной адаптации, для избавления от страхов, для того, чтобы справиться с горем, потерей близкого человека, для развития уверенности в принятии решений, познания себя и своих возможностей, улучшения отношений с окружающими.

Арт-терапия – это исцеление посредством любого художественного творчества. Это все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаика и коллажи, работа с гипсом и боди-арт, лепка, фотография, музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, сказкотерапия и т.д. Занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению. В творчестве ярче и нагляднее происходит воплощение страхов, опасений, представлений в материальную форму, в творческий шедевр. Техники арт-терапии помогают избавиться от стресса, депрессии, эмоциональной боли, решить семейные проблемы, способствуют изменению поведения, активизируют творческие силы. Арт-терапия успешно применяется при работе с детьми и взрослыми.

Эмоциональные Этюды – моя авторская методика. В основе метода лежит уникальная способность человека создавать свои неповторимые образы. Любая мысль и любое чувство можно увидеть в каком-то образе. Человек вообще мыслит образами. С помощью психолога в процессе сессии Вы концентрируете свое внимание на эмоции и Ваше подсознание создает свой неповторимый и единственный образ, который соответствует именно Вашему состоянию, ощущению и опыту. Трансформация этого образа показывает подсознанию на его языке новый сценарий действия. Вы сами являетесь режиссером Вашего восприятия мира. Этот метод можно применять самостоятельно. Он используется для разрешения внутренних и межличностных конфликтов, для работы с болью, хроническими заболеваниями, для контроля над эмоциями, для снятия тревожности, страхов, для достижения целей.

Аспектика – метод сербского психиатра и мистика Живорада Славинского. Он хорошо подойдет тем, кто уже при помощи других методик расстался со многими «заморочками», и тем, у кого хорошо развито образное мышление. Любое проявление в человеке — это его часть, его аспект. Каждый аспект несет в себе какую-то положительную цель по отношению к человеку. Но не всегда аспект выглядит положительно, он может проявиться, например, в виде страха, фобии, саморазрушительного поведения. На основании ответов, полученных от подсознания, аспект меняет свою деятельность на более позитивную, получая ту же цель более коротким и более безопасным путем. При этом меняются действия человека. Аспектика очень простая и очень эффективная система для устранения нежелательных эмоциональных и психологических состояний. Это также очень эффективный метод духовного самосовершенствования и интеграции.

ТМО (Техника модификации опыта). В основе наших сегодняшних действий, восприятий и верований лежит наш прошлый опыт. Мы его наработали сами в прожитых ситуациях, получили от родителей или от других окружающих людей, часть информации пришла к нам из прошлых жизней. Негативный опыт мешает нам в жизни, в достижении целей, может вселять неуверенность, связывать цели со страхами, опасениями. В результате мы не начинаем реализовывать свои цели, бросаем их на полпути или не используем все возможности для их достижения. Простая и достаточно эффективная техника строится на пересмотре соответствующего опыта. Вновь полученный опыт позволяет воспринимать ситуацию в позитивном, более приемлемом нам ключе. Мы начинаем действовать и достигать свои цели. ТМО можно использовать для устранения с жизненного пути страхов, неуверенности, блокировки к действию, менять отношение к людьми, к жизни. Автор техники — Филипп Михайло’вич, сербский психолог, автор системы достижения целей «Духовный выбор».

ПЭАТ — очень быстрый и действенный метод Живорада Славинского, в основе которого лежит воздействие на энергетические каналы. Это энергетическая психотерапия, на самом глубоком уровне решающая практическую любую личностную проблему. Техника выводит из эмоциональных, психологических и духовных проблем путём нахождения и нейтразизации полярностей, которые лежат в основе любой нерешенной ситуации. Глубокий ПЭАТ успешно убирает сопротивление решению проблемы, возможность её возврата в будущем, и нейтрализует вклад других людей в её существование.

EFT (Emotional Freedom Technique) – Техника эмоциональной свободы. Это психосоматический способ исцеления от эмоциональных и физических недугов, так называемое «иглоукалывание без иголок», разработанный в США в 90-х годах. EFT стала широко известной по всему миру как «универсальный способ исцеления», и быстро заработала почти фантастичную репутацию: «EFT часто помогает даже там, где ничто не может помочь!».
Техника эмоциональной свободы призвана работать с сильными эмоциями и воспоминаниями. В результате негативного опыта выброс энергии не расходуется, а остается в энергетике человека, блокируя энергетические каналы. В результате возникает нарушение течения жизненной энергии. На сессии с помощью этой простой и эффективной технологии прочищаем энергетические каналы, снимаем блокировки с прошлого опыта, при этом уходят эмоционально насыщенные ощущения. Память о прошлом остается, но отношение спокойное, ровное, разумное. Быстро и безболезненно происходят положительные сдвиги в мышлении, в эмоциональном и психическом настрое, а также облегчение при многих физических заболеваниях. Сфера применения — страхи, фобии, потери, эмоциональные травмы, чувство вины, обида, многие хронические заболевания, травмирующие воспоминания.

Успех — естественное состояние человека. Однако, если у Вас не складывается жизнь или что-то мешает выйти на тот уровень успеха, о котором Вы мечтаете, значит работают какие-то сбойные программы Вашего подсознания и нужно разбираться, что же с ними делать – переписать, удалить или просто «перезагрузить процессор».

Современный человек хочет делать все сам, хотя испокон веков человечество развивалось и выживало за счет обмена. Человек менял, то, что лучше делал или то, что имел, на то, что не умел или не имел. В современном мире каждый сам хочет достичь всех высот, надеясь на огромное количество информации, прочитанное в интернете. Однако ни один человек в жизни еще смог научиться всему и делать абсолютно все сам. Это энергетически затратно и требует большого количества времени. Навык, то есть умение, в отличие от информации, всегда передается от носителя к носителю, то есть от учителя к ученику. Мало знать, что делать, нужно еще уметь это делать. Обращение за помощью, за получением нового полезного опыта всегда приводит к заметному личностному росту.

Если Вы стремитесь к личному успеху, если хотите избавиться от негативных черт Вашей личности, расстаться с привычными хроническими заболеваниями, я приглашаю Вас на индивидуальные встречи для решения Ваших задач.

На занятиях мы с Вами совместно решаем Вашу проблему, а после сессий у Вас остается навык, которым Вы можете пользоваться в дальнейшем для работы с другими проблемами и жизненными ситуациями.

Все используемые техники позволяют влиять на внутренний мир человека и в то же время не травмируют сознание. В некоторых случаях даже не обязательно рассказывать ситуацию, если Вы этого не хотите. Результаты получаются быстро или очень быстро. В зависимости от глубины проблемы и времени нахождения в ней потребуется от 1 до 10 занятий. Чем больше сессий, тем более глубокие проработки проблем и эмоциональных состояний. Тем более стойкий результат.

Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы. Мы представляем свое будущее и вспоминаем прошлое, как реальность. Мы можем представить людей, которых давно уже нет на земле, можем переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Работа с образами — языком нашего подсознания — помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Управление образами, своим восприятием, своим сознанием делает человека хозяином своей жизни, позволяет достичь желаемых целей, избавиться от болезней, ощутить себя сильным, счастливым и успешным.

Не ждите милостей от природы, возьмите свою судьбу в свои руки, сделайте шаг к лучшей жизни!

Ольга Леонтьева, трансформационный коуч, психолог, биоэнергопрактик

Помощь онлайн

 

pobedimstress.info

Практическая психология это (Методы)

В психологии, как и в других науках, можно провести границу между теоретическими исследованиями и их применением на практике.

Именно на этом основании выделяется психология теоретическая и практическая. Первая выявляет закономерности протекания разнообразных психических процессов, изучает общие схемы и механизмы функционирования психики, а вторая использует эти знания для решения проблем конкретных людей.

Общие сведения

Первое, о чем следует сказать, — практическая психология сосредоточивается только в области самой психологии, а не в смежных отраслях. На другие сферы деятельности человека ориентирована прикладная психология (например, психология рекламы или спорта), и два этих направления нужно различать.

Теория и практика науки редко развиваются с одинаковой скоростью. Такая же ситуация наблюдается и в нашем случае. Теоретическая база психологии, несмотря на длительную историю развития дисциплины, недостаточна для решения всех задач, которые ставит реальность.

Особенно ярко эта проблема заметна в психотерапевтической практике: специалистам нередко приходится сталкиваться с расстройствами, известными уже сотни лет, но все еще не имеющими достаточного теоретического осмысления. Практическим психологам не остается ничего, кроме как заполнять подобные пробелы слабо обоснованными теоретически гипотезами, которые, однако, вполне работоспособны на практике.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Клиент центрированная терапия Роджерса

Специалисты, работающие в сфере практической психологии, часто становятся популяризаторами знаний и выпускают книги, основанные на материале, накопленном за годы практики и связанном с их профессиональным опытом. Это всевозможные издания типа «Практическая психология для женщин» и им подобные. Однако если вы читаете подобную книгу, важно не относиться к тому, что там написано, как к безусловной истине, ведь доверять можно лишь действительно грамотным и компетентным специалистам, которых не так-то просто найти.

Личность специалиста вообще имеет огромное значение для этого раздела науки. Нередко случается так, что методы, с помощью которых один психолог добивается поразительных результатов, у его коллеги совершенно не работают. В этой отрасли психологии личность поистине становится важной составляющей метода.

Методы работы

Каковы вообще методы практической психологии? Один из способов классификации методов, которые использует в своей профессиональной деятельности практический психолог, построен по принципу различной интенсивности воздействия на клиента, которое, в свою очередь, определяется сложностью стоящей перед психологом задачи.

Например, иногда уже на основании качественно проведенной диагностики человек понимает, какие именно психологические проблемы ему особенно мешают, и находит внутренние ресурсы, дающие ему силы с ними справиться. А в более сложных случаях одной диагностикой не обойтись, и тогда на помощь приходит консультирование. Таким образом, всю совокупность методов можно поделить на три большие группы: психодиагностические, консультативные и — в самых трудных ситуациях — коррекционно-терапевтические.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Особенности групповой терапии

Психодиагностика занимает в этом ряду особое положение. Она выступает относительно самостоятельным направлением практической психологии, и психолог может специализироваться на диагностировании и выполнять сложные диагностические процедуры для коллег, избравших своей специальностью терапию или консультирование. С другой стороны, психодиагностика составляет один из этапов работы с клиентом.

Однако и в том, и в другом проявлении это целый комплекс приемов, принципов, методов и процедур. Так, исследовать проблемы клиента помогают тесты, интервью, ролевые игры и другие диагностические методы. Очень разветвленную область представляют также терапевтические методы.

Арт-терапия, музыкотерапия, гештальт-терапия, рациональная терапия… Это далеко не полный перечень направлений, в рамках которых осуществляется терапевтическое воздействие на клиента.

Теоретические идеи — практическое приложение

Мы говорили о том, что практическая психология переводит в практическую область данные, полученные с помощью теоретических исследований. Как это происходит, можно увидеть на примере Рудольфа Дрейкурса, который обратил идеи индивидуальной психологии Альфреда Адлера в работающие способы и приемы семейного консультирования.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Последователи Адлера систематизировали его исследования и составили список основных теоретических принципов, выведенных ученым. Приведем и поясним те положения, которые имеют особенно тесную связь с семейным консультированием.

Рекомендуем: Когнитивная психотерапия Бека

Во-первых, Альфред Адлер утверждал, что каждому человеку свойственно испытывать комплекс неполноценности, а вся деятельность людей направлена на то, чтобы этот комплекс преодолеть. Жизнь человека определяется стремлением к идеалу, желанием двигаться от несовершенства к совершенству.

Атмосфера конкурентности, соревновательности, в которой чаще всего приходится взрослеть современным детям, ведет к утрате уверенности в своих силах и заставляет непомерно разрастаться комплекс неполноценности, а его преодоление не всегда осуществляется адекватными методами. Как отмечал Рудольф Дрейкурс, непослушные дети — это, как правило, неуверенные в себе дети.

Во-вторых, в концепции Адлера большое внимание уделяется свободе выбора и целенаправленному поведению. Личность сама избирает цели и стратегии их достижения, сама выбирает путь, который поможет приблизиться к идеальному «Я», которое также представляет собой уникальное образование. Этим объясняется такое большое количество индивидуальных различий, которое обнаруживается между разными людьми.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Техники семейной терапии

Задача специалиста-психолога — понять, к каким целям стремится его клиент и какие он избрал способы для их достижения, а также проследить, как эти цели влияют на социальные связи и поведение человека. Важно (и это тоже должен сделать консультант) не допускать завышенных, заведомо недостижимых целей и чувства неудовлетворенности из-за невозможности к ним приблизиться.

Также необходимо предотвратить бесконечную гонку за все более и более высокими целями, когда на место достигнутой цели стразу же становится другая — известно, что многие дети сталкиваются с ситуацией постоянно растущих ожиданий родителей и попросту не успевают их оправдать.

В-третьих, представление Адлера о бессознательном мышлении было основано на тезисе о том, что личность обычно не осознает своих подлинных целей. Как следствие, возникают ошибочные цели и ошибочный путь их достижения. Консультант должен определить настоящие цели и скорректировать поведение клиента в зависимости от них.

Кстати, именно с этой идеей связано наиболее известное достижение Дрейкурса. Он выделил четыре скрытые цели дурного поведения ребенка.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Привлечение внимания. Некоторые дети ощущают себя в полной мере значимыми лишь тогда, когда они становятся главным действующим лицом в какой-либо ситуации. Этого можно добиться разными способами, но наиболее эффективный из них — плохое поведение.
  • Желание мести. Не находя точек соприкосновения со взрослым, ребенок становится озлобленным и хочет причинить родителям ту же боль, которую, как он считает, они причинили ему. Месть может выражаться по-разному: порча особенно дорогих родителям вещей, демонстративное невыполнение просьб взрослых, асоциальное поведение.
  • Желание власти порождается ошибочной уверенностью ребенка в том, что, подчинившись родителям, он потеряет собственную значимость и ценность.
  • Притворная беспомощность характерна для неуверенных в себе детей, которые, потерпев неудачу в какой-либо деятельности (учебе, отношениях с ровесниками), отказываются от дальнейших попыток, как бы давая окружающим понять: «Я ни на что не способен, не нужно мне ничего поручать».

Важно, что Дрейкурс не только предложил эту классификацию, но и показал, как в реальной жизни отличить одну цель от другой, а также описал способы правильного реагирования родителей на то или иное поведение ребенка.

Вот уж действительно практическая психология, на каждый день жизни с ребенком дающая ценные советы и решающая одни из самых насущных проблем родителей! Ведь, как правило, не проходит и дня (за редкими счастливыми исключениями), чтобы ребенок в той или иной степени не проявлял непослушание по разным причинам и разными способами.

Рекомендуем: Понятие послушания в психологии

Четвертым положением становится принцип холизма (целостности), которого придерживался Адлер. Опираясь на этот принцип, консультант должен помнить о том, что личность всегда нужно рассматривать как неделимое целое. Это значит, что делать выводы об истинных или ошибочных целях поведения, о характере трудностей, которые испытывает клиент, по каким-то отрывочным, индивидуальным проявлениям поведения человека нельзя.

Также неприемлемо работать с отдельным видом проблем человека – например, только с эмоциональными или только с профессиональными. Важен целостный взгляд, учет всех аспектов жизни обратившегося за помощью. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *