Методы психологии — Психологос
Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,
Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.
Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.
Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.
Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.
Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.
Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.
При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.
Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.
Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.
Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.
Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.
Методы практической психологии
Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.
Это методы подкрепления, внушение, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.
Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.
Практическая психология, что это такое, основы и знания
Значимость психологии как науки в том, что она воздействует как на группы людей (вплоть до жителей отдельных стран), так и на личность индивида. Отрасль, которая непосредственно занимается воздействием — практическая психология. Она, используя наработки теоретической базы, успешно применяет их в консультировании, диагностике и коррекции.
Суть и идеи науки
Практическая психология — наука, призванная решать проблемы, с человеческой психикой при посещении специалиста. Направления:
- консультирование;
- тестирование;
- коррекция.
Практическая психология направлена не на пациента, а на терапевта. Получая знания, он использует их для работы с людьми. Методы применяются разные. Результат удачно проведенной психотерапии — избавление пациента от психологической проблемы.
Предмет и задачи
Практический психолог изучает психические явления и их закономерности. Он учится управлять ими, развивать необходимые качества и купировать патологические явления. В список задач психолога-практика входит:
- Научно-исследовательская работа — изучение процесса формирования личности, углубление и расширения знаний о психике.
- Прикладная работа — разработка и применение новых методов исследования, обучающих программ, других видов диагностики и коррекции.
- Практическая работа — определяется в соответствии с местом деятельности и типом запроса клиента.
Психолог обязан регулярно проходить дополнительные обучающие курсы и тренинги, заниматься самообразованием. В его основную задачу можно определить самосовершенствование с целью оказания помощи в рамках профессии.
История и последователи направления
Когда исследователи обнаружили, что они не только могут изучать психические явления, но и оказывать на них влияние, было принято решение объединить знания и методы в отдельную науку. Так появилась практическая психология, оформившаяся как самостоятельная дисциплина в начале 20 века.
Это направление науки быстро стало популярным, поскольку могло изменять жизни людей. Из США оно распространилось в другие страны, поначалу европейские, после — страны Азии и Африки. Ее развитием занимались: Юнг, Конт, их многочисленные последователи.
Практический психолог, работающий как отдельный терапевт, поначалу не вызывал ни одобрения ни понимания. Считалось, что для полноценной работы больному необходимы клинические условия, но уже в 60 годы первые частные практики стали работать в отдельных кабинетах не при клиниках.
Такой формат быстро стал повсеместным. Даже противники метода были вынуждены признать, что он работает — после прохождения терапии пациенты отмечали значительное улучшение самочувствия и жизненной ситуации.
Практическую психологию часто путают с прикладной, считая их синонимичными понятиями, но прикладная психология не отдельная наука, а часть практической. Она объединяет методы изучения закономерностей психики, которые потом используются на практике. Эти науки не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Развитие практической психологии в СССР началось в 80 годах, когда стал возможен обмен опытом между практиками разных стран. Наибольший вклад в развитии внесли исследования Дружилова. Психология перестала быть просто областью изучения. Ее достижения и открытия направили на решение конкретных задач в образовании, промышленности. Область применения практического психологического знания постоянно расширялась. Параллельно шла популяризация науки среди представителей математики, юриспруденции, политики.
Благодаря усилиям просветителей за 10 лет практическая психология распространилась и стала доступным видом помощи.
Развитие направления
Накопление опыта позволило терапевтам оказывать помощь и работать на перспективу, не допуская повторения проблемы в дальнейшем, но низкий уровень понимания сущности психологии у обывателей все еще является проблемой.
По представлениям людей далеких от науки, психология — мистическая практика, которая может воплотить любое требование. Частый запрос к терапевту — «исправить» проблемы в поведении.
Психология так не работает. На консультации терапевту нужно прикладывать значительные усилия, чтобы понять сущность проблемы пациента, проявлять творческий подход.
Готовых шаблонов, которые действовали бы в любой ситуации, нет.Нельзя игнорировать тот вклад, который практики уже внесли в формирование массового сознания. Задача современной психологии — популяризация науки среди простых людей, донесение необходимости диагностики и коррекции.
Преимущества и недостатки науки
Иногда психологию считают «несерьезной» по сравнению с психиатрией. Это неверный подход, который отражает только полное непонимание принципов работы с личностью.
Преимущества психологии:
- терапия доступна для человека в любое время;
- специалиста можно выбрать исходя из своих предпочтений;
- большой выбор методик работы;
- можно проработать любую проблему.
К недостаткам можно отнести невозможность получить медикаментозное лечение. Подбирать препараты может только психиатр. Поэтому нельзя противопоставлять эти отрасли и считать, что одна в чем-то хуже другой.
Методы исследования
Первая задача, с которой работает психолог во время консультации, — определение проблемы пациента. Для этого он использует различные методы диагностики.
Для оценки состояния используются несколько методов поочередно:
- наблюдение;
- беседа;
- тесты.
Наблюдение может происходить в кабинете или естественной среде пациента. При исследовании ведутся записи, по которым впоследствии будут сделаны выводы.
Беседа, в отличие от обычного разговора, имеет четкую цель — выявление истинной причины патологии. Оцениваются не только слова пациента, но и его поза, мимика, жесты. Важны интонации, непроизвольные смысловые акценты. Часто в процессе беседы пациент меняет изначальный запрос, понимая, что его проблема в другом.
Тестирование включает использование опросников, тестов, проективных методик. В зависимости от ответов пациента выявляются особенности личности: тип темперамента, черты характера, скрытые фобии. На основе полученных данных подбирается оптимальный вид терапии.
Связь с другими науками
Практическая отрасль предполагает использование знаний и методов из других областей:
- бихевиоризма;
- психоанализа;
- гештальт-терапии;
- трансактного анализа;
- гуманистической психологии;
- телесно-ориентированной терапии.
Также обязательно взаимодействие психологии с другими науками, в частности, с биологией. Психика — не только область личностного развития. Она не может работать без нормального функционирования ЦНС, а ее изучением занимается биология. Также практическое применение затрагивает гуманитарные науки: историю, философию, культурологию. Для полноценных исследований необходимо и применение математических методов. Практическая психология объединяет разные дисциплины и находит новые подходы к их применению.
Наука и клиническая практика – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание
Глава 1: Психологическая наука
- Дайте определение клинической практике психологии и отличите ее от науки психологии.
- Объясните, какое отношение наука имеет к клинической практике.
- Дайте определение концепции эмпирически подтвержденного лечения и приведите несколько примеров.
Психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Но это также применение научных исследований, чтобы «помочь людям, организациям и сообществам работать лучше» (Американская психологическая ассоциация, 2011) [1] . На сегодняшний день наиболее распространенным и широко известным применением является диагностика и лечение психологических расстройств и связанных с ними проблем. Давайте использовать термин клиническая практика в широком смысле для обозначения деятельности клинических и консультирующих психологов, школьных психологов, терапевтов по вопросам брака и семьи, лицензированных клинических социальных работников и других лиц, которые работают с людьми индивидуально или в небольших группах для выявления и помощи в решении проблемы. свои психологические проблемы. Важно учитывать взаимосвязь между научными исследованиями и клинической практикой, потому что многие студенты особенно заинтересованы в клинической практике, возможно, даже в качестве карьеры.
Суть в том, что психологические расстройства и другие поведенческие проблемы являются частью мира природы. Это означает, что вопросы об их природе, причинах и следствиях поддаются эмпирической проверке и, следовательно, подлежат научному изучению. Как и в случае с другими вопросами о человеческом поведении, мы не можем полагаться на свою интуицию или здравый смысл для получения подробных и точных ответов. Рассмотрим, например, что десятки популярных книг и тысячи веб-сайтов утверждают, что взрослые дети алкоголиков имеют особый профиль личности, включая низкую самооценку, чувство бессилия и трудности с близостью. Хотя это звучит правдоподобно, научные исследования показали, что у взрослых детей алкоголиков эти проблемы возникают не чаще, чем у кого-либо еще (Lilienfeld et al., 2010) [2] . Точно так же вопросы об эффективности той или иной психотерапии являются эмпирически проверяемыми вопросами, на которые можно ответить с помощью научных исследований. Если новая психотерапия является эффективным средством лечения депрессии, то систематическое наблюдение должно показать, что люди с депрессией, получающие эту психотерапию, выздоравливают больше, чем аналогичная группа людей с депрессией, которые не получают эту психотерапию (или получают какое-либо альтернативное лечение). Лечение, которое, как было показано, работает таким образом, называется .
Подтвержденное эмпирическим путем лечение — это лечение, которое было изучено с научной точки зрения и показало, что оно приводит к большему улучшению, чем отсутствие лечения, плацебо или какое-либо альтернативное лечение. К ним относятся многие формы психотерапии, которые могут быть столь же эффективными, как и стандартная медикаментозная терапия. Среди форм психотерапии с сильной эмпирической поддержкой следующие:
- Когнитивно-поведенческая терапия. При депрессии, паническом расстройстве, нервной булимии и посттравматическом стрессовом расстройстве.
- Экспозиционная терапия. При посттравматическом стрессовом расстройстве.
- Поведенческая терапия. Для депрессии.
- Поведенческая парная терапия. От алкоголизма и наркомании.
- Экспозиционная терапия с предотвращением реакции. При обсессивно-компульсивном расстройстве.
- Семейная терапия. Для шизофрении.
Более полный список см. на следующем веб-сайте, поддерживаемом 12-м отделением Американской психологической ассоциации, Обществом клинической психологии: доказательная психологическая практика.
Многие в сообществе клинической психологии утверждали, что их область не уделяла достаточного внимания научным исследованиям — например, из-за неиспользования эмпирически подтвержденных методов лечения — и предлагали различные изменения в способах обучения клиницистов и оценки методов лечения и реализовать на практике. Другие считают, что эти утверждения преувеличены, а предлагаемые изменения не нужны (Norcross, Beutler, & Levant, 2005) [3] . Однако обе стороны спора согласны с тем, что научный подход к клинической психологии необходим, если целью является диагностика и лечение психологических проблем на основе подробных и точных знаний об этих проблемах и наиболее эффективных методах их лечения. Таким образом, важно не только, чтобы научные исследования в области клинической психологии продолжались, но также важно, чтобы клиницисты, которые никогда не проводят научных исследований сами, были научно грамотными, чтобы они могли читать и оценивать новые исследования и принимать решения о лечении на основе лучших результатов. имеющиеся доказательства.
- Клиническая практика психологии — диагностика и лечение психологических проблем — является одним из важных приложений научной дисциплины психологии.
- Научные исследования имеют отношение к клинической практике, поскольку они дают подробные и точные знания о психологических проблемах и устанавливают эффективность лечения.
- Обсуждение: Некоторые клиницисты утверждают, что то, что они делают, является «формой искусства», основанной на интуиции и личном опыте, и поэтому не может быть оценено с научной точки зрения. Напишите абзац о том, насколько вы были бы довольны таким врачом и почему с каждой из трех точек зрения:
- потенциальный клиент врача
- судья, который должен решить, разрешить ли врачу давать показания в качестве свидетеля-эксперта по делу о жестоком обращении с детьми
- представитель страховой компании, который должен решить, возмещать ли врачу его или ее услуги
- Практика: Составьте краткий список вопросов, которые клиент может задать врачу, чтобы определить, уделяет ли он или она достаточное внимание научным исследованиям.
- Американская психологическая ассоциация. (2011). Об АПА . Получено с http://www.apa.org/about ↵
- Lilienfeld, S.O., Lynn, SJ, Ruscio, J., & Beyerstein, B.L. (2010). 50 великих мифов популярной психологии . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. ↵
- Norcross, JC, Beutler, LE, & Levant, RF (Eds.). (2005). Доказательная практика в области психического здоровья: дебаты и диалог по фундаментальным вопросам . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ↵
1.4 Наука и клиническая практика – методы исследования в психологии
Цели обучения
- Дать определение клинической практике психологии и отличить ее от науки психологии.
- Объясните, какое отношение наука имеет к клинической практике.
- Дайте определение концепции эмпирически подтвержденного лечения и приведите несколько примеров.
Опять же, психология — это научное исследование поведения и психических процессов. Но это также применение научных исследований, чтобы «помочь людям, организациям и сообществам работать лучше» (Американская психологическая ассоциация, 2011). На сегодняшний день наиболее распространенным и широко известным применением является клиническая практика психологии — диагностика и лечение психологических расстройств и связанных с ними проблем. Давайте использовать термин клиническая практика в широком смысле относится к деятельности клинических и консультационных психологов, школьных психологов, терапевтов по вопросам брака и семьи, лицензированных клинических социальных работников и других лиц, которые работают с людьми индивидуально или в небольших группах для выявления и решения их психологических проблем. Важно учитывать взаимосвязь между научными исследованиями и клинической практикой, потому что многие студенты особенно заинтересованы в клинической практике, возможно, даже в качестве карьеры.
Рисунок 1.4
Эффективность различных форм психотерапии, например, когнитивно-поведенческой терапии депрессии, можно определить с помощью научных исследований.
Эта хрень близка к цели, док. — CC BY 2.0.
Суть в том, что психологические расстройства и другие поведенческие проблемы являются частью мира природы. Это означает, что вопросы об их природе, причинах и следствиях поддаются эмпирической проверке и, следовательно, подлежат научному изучению. Как и в других вопросах о человеческом поведении, мы не можем полагаться на нашу интуицию или здравый смысл для получения подробных и точных ответов. Рассмотрим, например, что десятки популярных книг и тысячи веб-сайтов утверждают, что взрослые дети алкоголиков имеют особый профиль личности, включая низкую самооценку, чувство бессилия и трудности с близостью. Хотя это звучит правдоподобно, научные исследования показали, что у взрослых детей алкоголиков эти проблемы возникают не чаще, чем у кого-либо еще (Lilienfeld et al., 2010). Точно так же вопросы о том, работает ли конкретная психотерапия, являются эмпирически проверяемыми вопросами, на которые можно ответить с помощью научных исследований. Если новая психотерапия является эффективным средством лечения депрессии, то систематическое наблюдение должно показать, что люди с депрессией, получающие эту психотерапию, выздоравливают больше, чем аналогичная группа людей с депрессией, которые не получают эту психотерапию (или получают какое-либо альтернативное лечение). Лечение, которое, как было показано, работает таким образом, называется лечением, подтвержденным эмпирически.
Эмпирически подтвержденное лечение
Эмпирически подтвержденное лечение — это лечение, которое было изучено с научной точки зрения и показало, что оно приводит к большему улучшению, чем отсутствие лечения, плацебо или какое-либо альтернативное лечение. К ним относятся многие формы психотерапии, которые могут быть столь же эффективными, как и стандартная медикаментозная терапия. Среди форм психотерапии с сильной эмпирической поддержкой можно выделить следующие:
- Когнитивно-поведенческая терапия. При депрессии, паническом расстройстве, нервной булимии и посттравматическом стрессовом расстройстве.
- Экспозиционная терапия. При посттравматическом стрессовом расстройстве.
- Поведенческая терапия. От депрессии.
- Поведенческая терапия пар. При алкоголизме и токсикомании.
- Экспозиционная терапия с предотвращением реакции. При обсессивно-компульсивном расстройстве.
- Семейная терапия. При шизофрении.
Более полный список см. на следующем веб-сайте, поддерживаемом 12-м отделением Американской психологической ассоциации, Обществом клинической психологии: http://www. psychology.sunysb.edu/eklonsky-/division12.
Многие в сообществе клинической психологии утверждали, что их область не уделяла достаточного внимания научным исследованиям — например, из-за неиспользования эмпирически подтвержденных методов лечения — и предлагали различные изменения в способах обучения клиницистов и оценки методов лечения и реализовать на практике. Другие считают, что эти утверждения преувеличены и предлагаемые изменения не нужны (Norcross, Beutler, & Levant, 2005). Однако обе стороны спора согласны с тем, что научный подход к клинической психологии необходим, если целью является диагностика и лечение психологических проблем на основе подробных и точных знаний об этих проблемах и наиболее эффективных методах их лечения. Таким образом, важно не только, чтобы научные исследования в области клинической психологии продолжались, но также важно, чтобы клиницисты, которые никогда не проводят научных исследований сами, были научно грамотными, чтобы они могли читать и оценивать новые исследования и принимать решения о лечении на основе лучших результатов.