Работа с текстом по чтению 3 класс | Тренажёр по чтению (3 класс) на тему:
1 вариант
В.В.Яхонтов
Птица-змея
— Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук. С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.
Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.
Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым. Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей. На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно. Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями. Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи. Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага. Несведущий человек и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше. Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.
Словарь
Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.
Инстинкт – внутреннее чутьё.
Ухватки – повадки, особенности поведения.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.
□ на дереве
□ в траве
□ в кустарнике
□ в дупле
4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди в тексте ответ и запиши.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?
□ подходит под цвет стволов деревьев
□ очень красивая
□ пёстрая
□ цветистая
6. Как лазает по деревьям вертишейка?
□ вертикально по стволам деревьев
□ вокруг стволов
□ не лазает совсем
□ сидит на горизонтальных сучьях
7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определи жанр этого произведения.
□ сказка
□ художественный рассказ
□ научно-познавательный рассказ
□ басня
9. Объясни заголовок этого произведения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Когда вертишейки возвращаются с юга.
□ в марте
□ в мае
□ в апреле
□ в июне
11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?
□ гуляют по лесу
□ сидят на деревьях
□ долбят дерево
□ громко и гнусаво кричат
12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?
□ «Странный дятел»
□ «Сородич дятлов»
□ «Вертишейка»
□ «Вертиголовка»
13. Вертишейка 2совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
Е. А. Благинина
Крикса и Тишеня
Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.
У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.
Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.
А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.
Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.
А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.
Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, — не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.
А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»
В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!
А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»
Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?
А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!
Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.
Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:
— Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботится… И выложила все денежки – до копеечки.
А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.
— Я! Я! Очередь моя!
Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:
— Фу-у-у, устала!!!
Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:
— Ну, что – какова?!
Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!
Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр и тему этого произведения.
□ сказка о животных
□ рассказ о природе
□ сказка о людях
□рассказ о детях
2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?
□ о девочках и их родителях
□ о хороших и плохих людях
□ о том, как Крикса пела песни
□ О том, как Тишеня разговаривала
3. Как Крикса относилась к миру вокруг неё? Подтвердите ответы словами из произведения.
К людям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Тишеня относилась к миру вокруг неё?
К людям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
____________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.
□ работает медленно и плохо
□ работает не спеша, но хорошо
□ работает быстро и плохо
□ работает быстро и успешно
6. «Тяп-ляп и готово!» Объясни это выражение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. О чём важном сказал автор? Отметь ответ.
□ о том, что Крикса весёлая
□ о том, что девочки выросли и стали работать
□ о том, что люди бывают плохие и хорошие
□ о том, что Тишеня заботилась о родителях
8. Кто из героев произведения тебе понравился? Почему? Запиши своё объяснение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.
□ тому, что девочки выросли
□ тому, что Тишеня заботится о них
□ тому, что Крикса весёлая
□ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери
10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?
□ «Две сестры»
□ «Дочери»
□ «В семье»
□ «Разные яблочки»
Работа с текстом. Контрольные работы по чтению. 3 класс УМК «Перспектива»
Тексты контрольных работ литературное чтение 3 класс
Контрольная работа №1:
проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации):
В. Волков «Кнут»
Прочитай текст
Кнут
– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко… И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот все думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего. .. Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать еѐ, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься…
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл загородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута. (В. Волков)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи героев произведения.
а) Дед, внук, дед Егор; б) внук, дед; в) внук, дед, Вовка.
2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.
а) В городе; б) в селе.
3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?
а) Утром; б) утром, днем, вечером; в) утром, вечером.
4. Какой находкой внук хвастается перед дедом? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
5. Где Вовка нашел кнут? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
6. В чем была радость обладания кнутом?
а) Звучно щелкать; б) хвастать перед ребятами; в) хранить под подушкой.
7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?
а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.
9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
10. Какой совет дал дед внуку? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
11. Какое значение вкладывает дед в слова:
а) покумекать — _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
б) головастый- _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута? _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.
а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.
14. Придумай 1–2 вопроса к тексту. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
15. Какой нравственный урок получил внук? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Контрольная работа № 2: проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации): Э. Кисилёв «Мальчик – Огонёк»
Прочитай текст «Мальчик-Огонѐк» Э. Киселѐва
МАЛЬЧИК-ОГОНЁК
Жил на свете маленький горячий Огонѐк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всѐ, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил еѐ об этом), но сказала, что от всех ребят Огонѐк будет тем отличаться, что если попадѐт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весѐлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонѐк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонѐк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонѐк был один на берегу реки. Шѐл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать? Вспомнил Огонѐк слова волшебницы: «Попадѐшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и… бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывѐт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам.
Выбрался и погас.
Лежат на песке чѐрные угольки – погасший мальчик-Огонѐк.
Всѐ это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнѐм с таким же добрым и мужественным сердцем. (Э. Киселѐв)
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходили события, описанные в тексте?
1. Зимой 2. Весной 3. Летом 4. Осенью
2. Подумай, почему слово «Огонёк» автор написал с большой буквы? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
3. Запиши самое главное желание Огонька. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
4. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.
1. Х.К. Андерсен – «Русалочка»;
2. А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
3. …
5. Восстанови последовательность действий мальчика-Огонька при спасении мальчишки. 1. Выбрался;
2. Бросился;
3. Поддержал;
4. Подплыл;
5. Вытащил;
6. Погас
6. Выпиши из текста слова, характеризующие солнце. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
7. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?
1. Восстанавливало справедливость;
2. Вознаграждало большое и мужественное сердце;
3. Не хотело видеть чёрные угольки
8. Восстанови деформированный план текста.
1. Вмешательство справедливого Солнца.
2. Заветное желание маленького горячего Огонька.
3. Трудный выбор.
4. Подарок Феи огня.
5. Счастливая жизнь мальчика-Огонька в большом и весѐлом доме.
9. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?
1. Где отвага, там и победа.
2. Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
3. Большая заслуга – выручить в беде друга.
10. Определи главную мысль текста. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
11. Понравилось ли тебе произведение и чем? _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
Контрольная работа № 3: проверка навыка чтения вслух и понимание прочитанного М. Пришвин «Журка»
Журка
Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он еѐ проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвѐртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
– Умница! – сказала моя жена и спросила меня: – А сколько он может съесть их? Десять может?
– Десять, – говорю, – может.
– А ежели двадцать?
– Двадцать, – говорю, – едва ли…
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить – и Журка с ней, она в огород – и Журке там надо, и тоже на полевые, колхозные работы ходит с ней, и за водой. Привыкла к нему жена, как к своему собственному ребѐнку, и без него ей уже скучно, без него никуда. Но ежели случится – нет его, крикнет только одно: «Фру–фру!», и он к ней бежит. Такой умница! Так живѐт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула – и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слезы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все побежали к колодцу. Видим – Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
Я и все ребята за мной тоже кричат:
– Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. 35 Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять – проглотил, дали десять – проглотил, двадцать и тридцать, да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки. (М. Пришвин)
Вопросы и задания
1. Как подружились люди и молодой журавль?
2. Из каких слов видно, что люди очень привязалась к Журке? Прочитай их.
3. Найди место в тексте, из которого видно, что женщина очень хотела удержать журавля у себя дома. Прочитай эти слова.
4. Чем Журка очень удивил всех окружающих?
5. Как ты думаешь, что может произойти спустя некоторое время с Журкой? Попробуй сам продолжить рассказ М. Пришвина.
6. Вспомни, какая пословица лучше всего отобразит главную мысль этого рассказа? (Птице….).
Контрольная работа № 4: проверка навыка чтения молча (понимание содержания, получение информации)
1 вариант
В.В.Яхонтов
Птица-змея
— Это гадюка! Брось! Слышишь! – завопили ребята и врассыпную бросились в стороны. Самый отважный из них, тот, который вытащил из дупла живое существо, похожее на птицу, и на шипящую с длинным жалом змею одновременно, тоже не выдержал и выпустил его из рук. С хриплым торжествующим криком странная птица-змея порхнула и быстро исчезла среди деревьев. После этого ребята долго обсуждали диковинную находку и ухватки этой невиданной птицы.
Много пернатых живёт в наших краях, но вертишейка, так напугавшая ребят, заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.
Вертишейка, или вертиголовка, улетает на зиму к югу. Она хотя и принадлежит к отряду дятлов, но совсем не мастерица долбить деревья и вертикально лазать по стволам. Вертишейка вьёт гнёзда, как и все дятлы, в дуплах, но своего долбить не умеет и пользуется готовым. Окраска перьев у вертишейки покровительственная, буро-серых тонов, глаза карие, и вся она не такая цветная, как большинство её сородичей. На дереве она сидит обычно вдоль горизонтальных сучьев и прижавшись к ветке. Поэтому заметить её на фоне коры чрезвычайно трудно. Прилетают вертишейки в мае и сейчас же выдают себя громким, с гнусавым оттенком, криком «ти-ти-ти-ти-ти…». Держатся они обычно в разреженных лесах с отдельно стоящими крупными деревьями. Замечательное свойство этой птицы – отпугивать от себя врагов. Вертишейка умеет артистически подражать повадкам змеи. Попав в руки человека или в лапы животного, а также почуяв опасность, вертишейка вытягивает шею, изгибая её змееобразно, угрожающе вертит головой, вращает глазами, открывает рот и высовывает язык. При этом она ещё шипит, как змея, и распускает хвост. Весь её вид, каждое движение тела напоминают ядовитую змею и устрашают врага. Несведущий человек и многие звери, столкнувшись с такой пугающей, змеиного вида, птицей, стараются её не трогать и уйти от греха подальше. Орнитологам пока не ясно, откуда у вертишейки выработался такой инстинкт и как она прошла школу змее-подражания.
Словарь
Орнитологи – учёные, изучающие жизнь птиц.
Инстинкт – внутреннее чутьё.
Ухватки – повадки, особенности поведения.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Как называется живое существо, о котором говорится в произведении? Запиши ответ.
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
2. К какому отряду птиц относится вертишейка? Найди ответ в тексте и запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где вьёт гнездо вертишейка? Отметь ответ.
□ на дереве
□ в траве
□ в кустарнике
□ в дупле
4. В каких лесах обычно живут вертишейки? Найди в тексте ответ и запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как ты понимаешь выражение окраска покровительственная?
□ подходит под цвет стволов деревьев
□ очень красивая
□ пёстрая
□ цветистая
6. Как лазает по деревьям вертишейка?
□ вертикально по стволам деревьев
□ вокруг стволов
□ не лазает совсем
□ сидит на горизонтальных сучьях
7. Как вертишейка отпугивает врагов? Найди в тексте и запиши ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определи жанр этого произведения.
□ сказка
□ художественный рассказ
□ научно-познавательный рассказ
□ басня
9. Объясни заголовок этого произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Когда вертишейки возвращаются с юга.
□ в марте
□ в мае
□ в апреле
□ в июне
11. Как ведут себя вертишейки, когда возвращаются весной в родные леса?
□ гуляют по лесу
□ сидят на деревьях
□ долбят дерево
□ громко и гнусаво кричат
12. Какой из предлагаемых заголовков мог бы подойти к этому произведению?
□ «Странный дятел»
□ «Сородич дятлов»
□ «Вертишейка»
□ «Вертиголовка»
13. Вертишейка 2совсем не мастерица долбить деревья», говорится в рассказе. Объясни, что это означает.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Хотелось бы тебе увидеть птицу-змею? При ответе на вопрос используй текст произведения.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант
Е.А. Благинина
Крикса и Тишеня
Жили-были две сестрицы. Одну звали Крикса, а другую – Тишеня.
У Тишени глаза ясные, и в них разум светится. И у Криксы ясные глазки, да пустоваты – не светится в них разум.
Тишеня сначала подумает, а потом слово скажет. Оттого речь её всем приятна.
А Крикса – бряк-бряк, наговорит с три короба, а что к чему – не поймёшь.
Тишеня, прежде чем сесть поесть, спросит: все ли ели? А поевши, крошки птицам кинет, кошке супцу плеснёт, собаке косточку даст.
А Крикса – хап-хап – схватит что повкуснее и была такова: чашки не помоет, спасибо не промолвит.
Тишеня дверь затворяет – проверяет, не идёт ли кто сзади, — не ушибить бы! Да и громыхать попусту не хочет – и так шуму на земле много.
А Крикса – грох-грох! Прохожие – ох-ох! Но ей и горя мало: «Подумаешь, нежности какие!»
В электричке ли едут – к деду с бабкой на праздники, Тишеня сидит у оконца. За оконцем – солнце! Берёзки разбегаются, пляшут, косицами машут. Тропинка вьётся-петляет. Вот бы побежать за ней – далеко-далеко! Вдруг царевну-лягушку встретишь у болотца… Или Дюймовочку!
А Крикса – трень-брень – стишки читает, песни поёт, никому покоя не даёт. Только мать с отцом рады: Хороша дочка! Забавница!»
Тишеня по улице идёт – приглядывается: не обижает ли большой малого, не заблудилось ли дитя, не страшится ли слепец перейти дорогу?
А Крикса – тук-тук каблучками, нос задерёт, ать-два – вперёд! Горда, спесива: мол, я ль не красива?!
Вот выросли сестрицы, обучились, пошли работать. Тишеня работает не скоро, зато споро. А Крикса – тяп-ляп – готово! Глядишь, она уж в награжденьях ходит. Получили сестрицы первую получку.
Тишеня домой пришла, отцу-матери поклонилась и говорит:
— Спасибо вам, родные, что вы меня в люди вывели. Теперь пришёл мой черёд о вас заботится… И выложила все денежки – до копеечки.
А Крикса получку получила, в кулак зажала, в лавку побежала. В лавке – давка, гам, толчея.
— Я! Я! Очередь моя!
Накупила духов-помады, платков-косынок, носков-ботинок. Прибегает домой:
— Фу-у-у, устала!!!
Разложила покупки, мажет губки, примеряет юбки:
— Ну, что – какова?!
Отец с матерью друг на дружку глядят, диву даются: как это на одной яблоньке такие разные яблочки уродились! Чудеса!
Спесива – высокомерна, т.е. необоснованно считает себя лучше и важнее других.
Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр и тему этого произведения.
□ сказка о животных
□ рассказ о природе
□ сказка о людях
□рассказ о детях
2. О чём или о ком рассказывается в этом произведении?
□ о девочках и их родителях
□ о хороших и плохих людях
□ о том, как Крикса пела песни
□ О том, как Тишеня разговаривала
3. Как Крикса относилась к миру вокруг неё? Подтвердите ответы словами из произведения.
К людям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Тишеня относилась к миру вокруг неё?
К людям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К природе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К родителям
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. «Работает не скоро, зато споро». Как ты понимаешь это выражение? Отметь ответ.
□ работает медленно и плохо
□ работает не спеша, но хорошо
□ работает быстро и плохо
□ работает быстро и успешно
6. «Тяп-ляп и готово!» Объясни это выражение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. О чём важном сказал автор? Отметь ответ.
□ о том, что Крикса весёлая
□ о том, что девочки выросли и стали работать
□ о том, что люди бывают плохие и хорошие
□ о том, что Тишеня заботилась о родителях
8. Кто из героев произведения тебе понравился? Почему? Запиши своё объяснение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Чему удивляются отец с матерью? Выбери ответ.
□ тому, что девочки выросли
□ тому, что Тишеня заботится о них
□ тому, что Крикса весёлая
□ тому, что в одной семье выросли такие разные дочери
10. Какой заголовок подойдёт к этому произведению?
□ «Две сестры»
□ «Дочери»
□ «В семье»
□ «Разные яблочки»
Контрольная работа № 8: проверка навыка чтения вслух (способ, правильность, понимание): Г. Балл «Малышка»
Г. Балл Малышка
На подстилке, поджав ноги, лежал телѐнок. Головка ушастенькая, сам весь рыжий, с белым пятном на боку. Был он совсем ещѐ маленький. Ничего-то не понимал. Он даже не знал, что его зовут Малышкой.Раз на ферму пришла Дуняша, увидела телѐнка, обрадовалась.
– Ой, мамочка, гляди, какой телок-то махонький!
– Ну да, у него и прозвище такое – Малышка.
– Вставай, Малышечка! – попросила Дуняша.
Телѐнок будто понял – поднялся на ножки. Смотрит по сторонам чѐрными, широко раскрытыми влажными глазками. Удивляется: «А ведь я стою! Сам стою!» Дуняша ласково погладила Малышку по крутому лбу. А он как боднѐт еѐ!
– Ишь, прыткий какой! – весело засмеялась Дуняша и протянула ладошку к морде телѐнка.
Ладошке стало тепло. Это телѐнок дыхнул. Доверительно вдруг захватил губами Дуняшкин палец и сосет.
– Сейчас мы ему молочка дадим, – с нежностью сказала мама.Телѐнок фыркнул и стал пить молоко.А Дуняша рядом на корточки пристроилась. Малышка торопится, фыркает, чихает, а на боку белое пятнышко дрожит.
– Ох, глупый! Ох, смешной! – приговаривает Дуняша. Наклонилась она к самому уху телѐнка и шепчет:
– Давай, Малышка, с тобой дружить. Я за тобой ухаживать буду. Ладно? Малышка понимающе покосился на Дуняшу и мотнул головой, будто хотел сказать: «Ладно, ухаживай, может, и подружимся».
Вопросы и задания
1. Где происходит действие? Докажи словами из текста.
2. Выбери словосочетания, которые необходимы для описания Малышки.
3. Зачитай в тексте слова и словосочетания, которые помогают нам понять чувственное состояние
Мавр | Образовательные ресурсы, электронные книги и рабочие тетради для школы и дома: Чтение литературного текста: общие базовые уроки Эвана-Мура
Ошибка проверки
- Домашняя страница /
- Понимание прочитанного /
- Чтение литературного текста, 3 класс — Издание для учителя , Электронная книга
Помогите своим учащимся третьего класса овладеть литературным анализом и навыками понимания с помощью занятий по внимательному чтению, расширению словарного запаса и развитию навыков письма. Подробнее ниже
$23,99 (USD)
Кол-во:
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6
Издание для учителя, электронная книга
5 отзывов | Add your review
SKU: 3213i
- Description
- Questions & Answers
- Specifications
Description
EMC Number: 3213i
Page Count: 144
EAN: 9781629381855
Help ваши третьеклассники развивают сильные навыки литературного анализа и понимания!
Каждый из 9 разделов содержит художественные тексты в различных жанрах, таких как поэзия, детективы, историческая проза и народные сказки, а также вспомогательные задания, которые легко организовать, в том числе:
- Словарная страница для ознакомления с содержанием и академическая лексика
- Упражнение по внимательному чтению и обсуждение по внимательному чтению
- Изучение и применение упражнений, охватывающих словарный запас, литературный жанр и литературный анализ
- Упражнение на понимание прочитанного
- Упражнение по написанию литературных ответов
Дополнительная поддержка учителей включает:
- Корреляции для каждого раздела для удобства поиска
- Загружаемые занятия и проекты, связанные между домом и школой, помогают повысить вовлеченность родителей для студентов
- Пошаговое руководство по каждому выбранному литературному тексту и страницам с заданиями, поддерживающими модуль
9единицы изучают следующие жанры и варианты чтения:
- Басня Эзопа: «Деревенская мышь и городская мышь»
- Загадка: «Как пишется Остерегайтесь ?»
- Народная сказка: «Варежка»
- Классическая фантастика: «Школьный день Ребекки»
- Сказка: «Никогда не пинайте тапком на луну»
- Небылица: «Дэви Крокетт спасается от торнадо»
- Поэзия : «Песня мальчика из Новой Англии о дне благодарения»
- Историческая фантастика: «Обед с Диего»
- Greek Legend: “Damon and Pythias”
Questions & Answers
Products specifications
Series | Reading Literary Text |
Grade | Grade 3 |
Format | Электронная книга |
Клиенты, которые купили этот товар, также купили
3203i
Обеспечьте своим 3-классникам тщательную практику понимания прочитанного, включая внимательное чтение, словарный запас, понимание и письмо. Кроме того, загружаемые занятия по связи между домом и школой расширяют возможности обучения дома.
3214i
Помогите своим учащимся четвертого класса развить прочные навыки литературного анализа и понимания с помощью упражнений на внимательное чтение, словарный запас и навыки письма.
1373i
Поддержите своих 3-классников в практике внимательного чтения! Каждый модуль объединяет наборы текстов с уровнями и предоставляет словарный запас, устное обсуждение и письменные задания. Включены загружаемые занятия по соединению дома и школы.
6033i
Каждый модуль готовит учащихся третьего класса к выполнению текстозависимой письменной подсказки с заданиями, которые включают внимательное чтение, словарный запас и текстозависимые вопросы. Загружаемые задания для связи между домом и школой помогают расширить возможности обучения дома.
Файлы cookie помогают нам предоставлять наши услуги. Используя наши услуги, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.
Узнать больше
Использование чтения вслух с литературой по критической грамотности в классах K-3
Чтение вслух учителем — это запланированное устное чтение детских книг. Они являются жизненно важной частью обучения грамоте в начальных классах. Учителя могут использовать чтение вслух для развития базовых знаний детей, стимулирования их интереса к высококачественной литературе, улучшения их навыков понимания и развития критического мышления. Во время чтения учителя моделируют стратегии, которые дети могут использовать во время самостоятельного чтения.
В этой статье описываются материалы для чтения вслух, содержащие критически важную литературу по грамотности. Литература по критической грамотности состоит из высококачественных детских книг, которые побуждают детей думать и говорить о социальных проблемах, влияющих на их повседневную жизнь. Статья включает обоснование важности использования детской литературы и чтения вслух на начальных занятиях; описание критической грамотности и виды детских книг, подходящих для критической грамотности, для чтения вслух; и пример критической грамотности, прочитанной вслух в классе первого класса одним из авторов.
Критическая грамотность: чтение вслух: знакомство с основами
Книги играют важную роль в социальном и академическом развитии детей. Чтение качественных книг повышает общую языковую компетенцию детей, а процесс чтения, прослушивания, задавания вопросов и ответов на рассказ создает основу для рефлексивного и критического мышления (Прессли, 2006). Дети подражают своим учителям и с удовольствием читают книги, которые читают их учителя (Cunningham 2005). Чтение вслух высококачественной литературы поддерживает развитие грамотности у детей в начальной школе несколькими способами. Включение чтения и обсуждения текстов по критической грамотности может добавить еще больше возможностей для обучения маленьких детей.
Каждое чтение вслух должно включать высококачественную детскую литературу, но не каждое чтение вслух должно включать критический текст по грамотности. На самом деле тексты не критичны сами по себе; именно разговоры, происходящие вокруг текстов, квалифицируются как критические.
Прежде чем разрабатывать критические вопросы, учитель должен выбрать книгу для чтения вслух. Традиционные детские книги редко затрагивают социальные вопросы, представляющие интерес или важность для детей, что усложняет поиск нужной книги. Харсте (2000) считает, что для обсуждения социальных проблем книги, которые выбирает учитель, должны соответствовать одному или нескольким из следующих критериев:
- исследовать различия, а не скрывать их
- обогащают понимание истории и жизни, давая голос тем, кто традиционно замалчивается или маргинализируется
- показать, как люди могут начать действовать по важным социальным вопросам
- исследовать доминирующие системы значений, которые действуют в нашем обществе, чтобы позиционировать людей и группы людей как «других»
- не давать «долго и счастливо» окончание сложных социальных проблем
Книги, отвечающие таким критериям, подходят для критического чтения вслух, предоставляя детям возможность критиковать текст и подвергать сомнению существующее положение вещей.
Вопросы, которые задает учитель, зависят от выбранного текста, детей в классе, ценностей школы и сообщества и личного опыта. Симпсон (1996) предлагает несколько советов, которые помогут учителям подготовиться к чтению вслух. Она предлагает учить детей тому, что:
- персонажи не настоящие, а созданы авторами, и что истории — это не реальность, а ее избранные версии;
- авторов заставляют читателя реагировать на историю определенным образом, используя язык, точку зрения и другие условности, и что дети могут генерировать альтернативы точкам зрения авторов;
- авторов оставляют пробелы в рассказах, чтобы читатели могли найти, чего не хватает, и выяснить, почему; и
- авторов пишут для определенной аудитории и предполагают, что эта аудитория обладает определенными культурными знаниями и разделяет определенные ценности.
Дети младшего возраста (и младше) могут участвовать в обсуждениях, основанных на использовании учителями критических вопросов. Чафель и ее коллеги показали, что маленькие дети могут научиться устанавливать критические связи с прочитанными вслух текстами и отвечать на такие вопросы, как «Кто рассказывает историю?» «Как вы думаете, что этот человек хочет, чтобы мы думали?» или «Почему вы думаете, что персонаж плохой?» (Чафель и др., 2007). Когда дети практикуются задавать критические вопросы о тексте, они развивают навыки чтения и мышления, которые могут привести к глубокому пониманию того, как работают тексты, как читатели могут лучше осознавать свое место в процессе чтения и свое место в социальном мире. что их окружает.
Вернуться к началу
Чтение вслух учителем критической грамотности
В этом разделе описываются шаги по планированию и проведению чтения вслух с литературой по критической грамотности с использованием описания Даниэль фактического чтения вслух, которое она запланировала на основе детской книги, Другое Сторона . Чтение вслух проходило в городском первом классе.
Выберите книгу
Я выбрал книгу «Другая сторона» Жаклин Вудсон, рассказ о двух молодых девушках, чернокожей и белой, которые переживают эпоху высокой расовой напряженности. Дети живут по разные стороны ограды. Забор служит разделительной линией, но позволяет им видеть друг друга. Молодые девушки не понимают, почему раса приводит к конфликту или почему им нельзя пересекать забор. В конце концов, они решают нарушить социальные нормы и найти способ играть вместе.
Предварительный просмотр книги
Решив использовать Другая сторона , я предварительно прочитал книгу, ища места, где я мог бы выявить критические моменты в истории и где я мог бы зажечь детский разговор о символизируемых расовых различиях. у забора. Например, в рассказе есть сцена, когда две девочки находятся в городе со своими матерями. Проходя мимо друг друга, девочки хотят вступить в контакт, но их матери разлучают их. Я преподаю в мультикультурном классе и знаю, что дети в моем классе сталкивались с расовым разделением. Я планировал спросить их, что, по их мнению, чувствовали девочки и почему, по их мнению, матери реагировали именно так.
Во время предварительного чтения я также искал слова, которые могли быть незнакомы детям. Я определил словарный запас в рассказе, который нужно ввести во время мини-урока перед чтением вслух (например, вежливый, взгляд, партнеры), и я отметил слова, представленные на предыдущих уроках, такие как сегрегация, раса и предрассудки. , которые мы бы рассмотрели перед чтением вслух.
Разработайте критические вопросы для использования во время чтения вслух и поместите их в книгу
Во время предварительного чтения я использовал стикеры, чтобы отметить моменты, о которых я хотел спросить детей во время чтения вслух. Я сформулировал свои вопросы таким образом, чтобы вызвать у детей собственные вопросы, способствовать их пониманию вопросов, изложенных в книге, и побудить детей установить связь между собой и текстом. Некоторые из этих вопросов были такими: «Как вы думаете, почему одна из черных девочек сказала «нет», когда белая девочка спросила, может ли она играть? Как вы думаете, что девушки чувствовали, когда это произошло, и почему?» и «Что бы вы сказали и почему?»
Проведите мини-урок, чтобы активизировать предварительные знания детей
Перед чтением вслух я провела мини-урок, во время которого дети вспомнили День Мартина Лютера Кинга-младшего и уроки в классе о сегрегации и расовых проблемах. Мы также говорили о некоторых других книгах Жаклин Вудсон, которые мы читали, например, Наша Грейси, тетя и День посещений . Я быстро просмотрел свой список незнакомой лексики из Другая сторона . Мы говорили о некоторых вещах, которые взрослые не позволяют делать детям, и о том, почему они считали, что не должны этого делать. Дети говорили о незнакомцах, воровстве и неуважительном поведении. Затем мы обсудили, почему их семьи не позволяют им делать определенные вещи и что происходит, когда они это делают.
Прогулка с картинками
После мини-урока мы прогулялись с картинками, начав с обложки. Глядя на обложку, класс делал предположения о том, что означает название, а затем мы начали просматривать страницы. Мы говорили о том, где и когда могла произойти эта история. По мере того как мы перемещались по иллюстрациям, дети начали замечать различия в персонажах, особенно в эмоциях, отображаемых на их лицах. Я предложил детям составить в уме историю, прежде чем мы прочитаем слова.
Прочитайте рассказ, останавливаясь, чтобы обсудить вопросы
Пока мы читаем рассказ, я задаю вопросы на стикерах, и дети связывают их со своей жизнью и с другими текстами. Они разговаривали между собой и задавали свои вопросы о персонажах и событиях в рассказе. Например, они спрашивали: «Почему они не могут играть вместе?» и «Почему у маленькой Белой девочки нет друзей, с которыми можно поиграть?» Один ребенок спросил: «Почему бы им просто не снести забор?» Когда мы прочитали и обсудили рассказ, я попросила детей подумать, почему автор написал его и что он означает. Мы говорили о том, что части истории одинаковы и отличаются от того, как обстоят дела сегодня. В заключение я предложил детям написать о том, как события и персонажи рассказа связаны с их собственным опытом. Позже дети поделились тем, что они написали, а мы продолжили обсуждение истории и того, что они могут из нее извлечь.
Вернуться к началу
Вкратце
Все учителя начальных классов должны делиться со своими классами увлекательной, интересной, хорошо написанной детской литературой.