Беседа, как метод психологии
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный университет
Институт психологии, педагогики социальной работы
Кафедра гуманитарных и естественно — научных дисциплин
И методика
их преподавания
Направление подготовки «Психолого – педагогическое образование»
Профиль
«Психология образования»
Контрольная работа
на тему:
« Беседа,
как метод психологии »
Рязань
2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….
3
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Очень часто, когда начинаешь говорить о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами, иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой неформализованный, такой субъективный) не выдерживает сравнения с точными экспериментальными процедурами, с жестко контролируемыми условиями эксперимента и «объективными» способами оценки данных.
Итак, с одной стороны — компьютеры, математическая
обработка результатов, специальная аппаратура
и оборудование, а с другой — беседа, просто
беседа, с полным отсутствием зримого,
вещественного вооружения исследователя.
Как же исследовать, если нельзя нажать
магическую кнопку, если нет спасительной
методики, если ничего не предъявляется
на экране? Вместо этого — лицом к лицу
с ним, с тем другим, но таким же, как я,
человеком — шаг в неизвестность, полный
риска, опасности и заманчивости.
Цель: рассмотреть беседу, как метод психологии
Задачи:
- изучить структуру беседы
- рассмотреть интервью, как разновидность беседы
- изучить особенности использования вербального и невербального общения
Беседа, как метод психологии – это что-то старое, или использовать её актуально и в наше время, об этом мне хотелось рассказать в этой работе.
Глава 1. Метод беседы в психологии
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Было бы ошибкой считать, что беседа — самый легкий для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные (исследователь беседует с одним человеком) и групповые (одновременная работа исследователя с несколькими людьми).
По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные, формализованные), нестандартизированные (неструктурированные, неформализованные) и частично стандартизированные беседы. Стандартизированная (структурированная, формализованная) беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очередности. Получаемая в этом случае информация сравнительно легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. При такой форме беседы не исключена опасность получения неточных и неполных данных. Стандартизированная беседа используется чаще всего тогда, когда необходимо выяснить определенные тенденции изучаемых явлений, охватив при этом большое количество людей.
Нестандартизированная (неструктурированная, неформализованная) беседа проходит фокусированно или свободно. Разумеется, исследователь заранее готовит вопросы, которые будут поставлены, но их содержание, очередность и формулировка определяются ситуацией беседы, зависят от задающего вопросы, который придерживается предварительно определенной схемы. Недостатком этой формы работы является сложность обработки полученной информации. Нестандартизированная беседа часто используется в случаях, когда исследователь впервые знакомится с изучаемой проблемой.
Однако обычно самым удобным считается частично стандартизированная беседа. Так же как и другие методы, метод беседы может иметь различные переходные варианты, отвечающие предмету и задачам исследования. В тех случаях, когда исследователь уже ориентируется в существующих отношениях и изучает определенный аспект проблемы, он может успешно применить способ частично стандартизированной беседы. Основным условием эффективности при этом являются четко определенные цели и детальная разработка плана исследования.
По
организационной форме
Глава 2. Интервью
Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.
Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым).
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
В задачи психолога входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью с точки зрения психолога — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.
В
зависимости от целевого назначения интервью разделяют
на диагностические и
Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения.
Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми. В этом случае стандартизованное интервью используется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). У детей чаще всего отсутствует какая-либо мотивация общения с психологом и поэтому не всегда удается сразу установить с ними контакт, так необходимый при проведении беседы.
В этих случаях у психолога должны быть под рукой яркие игрушки, цветные карандаши, бумага и другие занимательные вещи, которые вызывают интерес ребенка и склоняют его к общению.Глава
3. Структура беседы
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.
Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.
Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.
Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.
Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых психологом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.
Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.
На начальной
стадии беседы особую роль для установления
и поддержания контакта играет невербальное
поведение психолога, свидетельствующее
о понимании и поддержке
Невозможно дать готовый алгоритм вводной части беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого представления о ее целях и задачах в данной беседе, Их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником позволяют переходить к следующему, второму этапу.
Беседа, как метод исследования
РЕФЕРАТ
по психологии
На
тему «Беседа, как
метод исследования»
Содержание
1 Сущность метода беседы………………………………………………………. 3
2 Основный типы
бесед в исследовании…………………………
3 Структура беседы……………………………………
Список использованных
источников………………………………………..…..
1
СУЩНОСТЬ МЕТОДА БЕСЕДЫ
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей «глубинной» психологии и т.д.
Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. В ходе беседы исследователь выявляет особенности поведения и психического состояния собеседника. Условием успеха беседы является доверие испытуемого к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы. Полезную информацию во время беседы дает внешнее поведение испытуемых, их мимика, жесты, интонация речи.
Целью метода беседы обычно ставится проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда непонятных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств его личности. Кроме того, целью беседы является уточнение структуры мотивационной сферы, так как поведение и деятельность обусловливаются обычно не одним, а несколькими мотивами, которые вероятнее всего можно выявить в общении с собеседником.
Беседа позволяет мысленно моделировать любые нужные психологу ситуации. Бесспорно, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. Однако субъективные состояния собеседника могут и не найти выражение в его поведении в данных обстоятельствах, но проявляются в иных условиях и ситуациях.
Успешное использование беседы как метода исследования возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения своего мнения. Искусство использования метода беседы состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать и как спрашивать. При соблюдении требований и надлежащих предосторожностей беседа позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или при психологическом анализе документов, информацию о событиях прошлого, настоящего или планируемого будущего. Однако во время беседы необходимо отделять личные отношения от содержания беседы.
Достоинством
метода беседы является то, что она
базируется на личном общении, что устраняет
некоторые отрицательные
Недостатком
метода беседы по сравнению с вопросником
является растянутость, довольно медленное
накопление данных при обследованиях
массового характера. Именно поэтому на
практике охотнее прибегают к вопроснику,
так как он обеспечивает экономию времени.
ОСНОВНЫЕ
ТИПЫ БЕСЕД В ИССЛЕДОВАНИИ
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов исследования в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание.
Особое
место беседы в арсенале методов
исследования связано также с
тем, что, хотя данный метод не требует
привлечения сложной
Возможности беседы как диалога — инструмента встречи человека с человеком — связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной». Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, т. е. ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный психологом в соответствии с целями и задачами беседы набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т, е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы.
Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположный полюс — практически свободная беседа — отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Между ними располагаются следующие основные типы бесед:
—
стандартизированная беседа—
—
частично стандартизированная —
стойкие программа и стратегия,
тактика значительно более
—
свободная — программа и
Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший клинический опыт психолога и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого.
Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы.
Как правило, к подобного типа беседам прибегают в том случае, если психологом уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит скорее частичный характер.
Беседа
свободного типа всегда ориентирована
на конкретного данного
В
целом процедура проведения беседы
предполагает возможность включения
в нее разнообразных
СТРУКТУРА
БЕСЕДЫ
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.
Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно здесь необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству, т, е. «настроить его на совместную работу.
Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего это достигается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям.
Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то о ее целях и дальнейшем использовании результатов.
Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каков он есть.
Во
вводной части беседы происходит
первая проверка ее стилизации. Ведь набор
используемых психологом выражений
и оборотов, обращение к собеседнику
зависят от возраста последнего, пола,
социального положения, жизненной
среды, уровня знаний. Иными словами,
словарный состав, стиль, концептуальная
форма высказываний должны вызывать
и поддерживать у собеседника
положительную реакцию и
Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и т.д.
На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника.
Невозможно
дать готовый алгоритм вводной части
беседы, репертуар фраз и высказываний. Важно наличие отчетливого
Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.
Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы (эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным). Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное исследование содержания обсуждаемых проблем.
Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.
Завершающая фаза — это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.
Конечно,
описанные этапы беседы не имеют
жестких границ. Переходы между ними
являются постепенными и плавными. Однако
«перескакивание» через отдельные фазы
беседы может привести к резкому снижению
достоверности получаемых данных, нарушить
процесс общения, диалога собеседников.
Список
используемых источников
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд. // М.: Аспект Пресс, 2002.
- Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1999.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1999.
- Маклаков А. Г. Общая психология. // Питер.: СПб, 2001
Анализ разговора | Психология Вики
в: Разговор, анализ дискурса, страницы, использующие магические ссылки ISBN
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Анализ разговора (обычно сокращенно CA ) — это изучение разговора во время взаимодействия. CA обычно пытается описать упорядоченность, структуру и последовательные модели взаимодействия, будь то институциональное (в школе, кабинете врача, суде или где-либо еще) или случайный разговор. Таким образом, использование термина «разговор» для обозначения этого дисциплинарного движения вводит в заблуждение, если его читать в разговорном смысле, как это делают многие. В свете этого один из основных практиков КА, Эмануэль Шеглофф, совсем недавно определил «разговор во взаимодействии» как тему КА. Возможно, по этой же причине другие (например, Джонатан Поттер), использующие методы КА, идентифицируют себя как дискурсивных аналитиков (ДА), хотя этот термин впервые был использован для обозначения исследователей, использующих методы, отличные от КА (например, Левинсон, 19).83), и по-прежнему выделяет группу ученых, большую, чем те, кто использует только методы КА.
Вдохновленный этнометодологией, он был разработан в конце 1960-х и начале 1970-х годов главным образом социологом Харви Саксом и, среди прочих, его ближайшими соратниками Эмануэлем А. Шеглоффом и Гейл Джефферсон. Сакс умер в начале своей карьеры, но его работа была поддержана другими специалистами в его области, и теперь КА стала признанной силой в социологии, антропологии, лингвистике, речевой коммуникации и психологии. Это особенно влиятельно в интерактивной социолингвистике, анализе дискурса и дискурсивной психологии, а также является целостной дисциплиной само по себе.
Содержание
- 1 Основные конструкции
- 1.1 Организация очередности
- 1.1.1 Поворот конструктивного элемента
- 1.1.2 Компонент распределения хода
- 1.2 Организация последовательности
- 1.2.1 Пары смежности
- 1.2.2 Предварительные последовательности
- 1.2.3 Организация предпочтений
- 1.3 Ремонт
- 1.4 Боевая формация
- 1.1 Организация очередности
- 2 Каталожные номера
- 3 Тематический указатель литературы по анализу разговоров
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
Базовые структуры
Организация очередности
Характер ведения разговора по очереди. Очередь — одна из фундаментальных организаций разговора. Согласно CA, очередность является одним из трех основных компонентов, из которых строится разговор. Двумя другими компонентами являются: конструктивный компонент поворота, то есть основные единицы, из которых состоят ходы, и «практический компонент», часто называемый «набором правил», которым управляют стороны во взаимодействии. Хотя CA прямо не заявляет, что очередность универсальна, поскольку исследования проводятся на большем количестве языков, возможно, что если бы существовало какое-либо основание для претензии на универсальность языка, то очередность была бы хорошим кандидатом. Модель очередности разговора была получена индуктивно путем эмпирического исследования полевых записей разговора и приспособлена к такому факту, полученному путем наблюдения, что в подавляющем большинстве случаев участники разговора говорят по одному.
Поворотный конструктивный элемент
Поворотный конструктивный элемент — это основные элементы, из которых формируются повороты. Типы единиц включают: слово/лексический элемент, пункт/фразу и предложение. Обратите внимание, что не все типы единиц измерения могут существовать на всех языках. Кроме того, возможно, что в других языках есть единицы, например частицы в азиатских языках, которых может не быть в английском.
Turn Allocational Component
Текущий выступающий выбирает следующего выступающего (SSN) Следующий выступающий автоматически выбирает следующий (SS)
Организация последовательности
Это касается порядка действий в разговоре.
Пары смежности
Разговор, как правило, происходит в ответных парах; как эти пары могут быть разделены в течение последовательности ходов.
Предварительные последовательности
Использование последовательностей разговоров перед целенаправленным разговором.
Предпочтение организации
Существуют структурные (т.е. гарантированные практикой) предпочтения для некоторых типов действий (в рамках последовательности действий) в разговоре по сравнению с другими действиями.
Ремонт
Ремонтная организация решает проблемы с речью, слухом или пониманием в разговоре. Ремонт имеет два широких класса: самостоятельный ремонт и другой ремонт.
Формирование действия
Речь идет об описании приемов, посредством которых составляются и располагаются обороты в разговоре для осуществления тех или иных действий.
Ссылки
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
Тематический указатель литературы по анализу разговоров
Ниже приводится список важных феноменов, идентифицированных в литературе по анализу разговоров, за которым следует краткое определение и ссылки на статьи, которые исследуют названный феномен либо эмпирически, либо теоретически. Статьи, в которых придуман термин для обозначения явления или в которых представлена каноническая трактовка явления, выделены жирным шрифтом, те, которые иным образом связаны с явлением в центре внимания, выделены курсивом, а остальные представляют собой статьи, целью которых является внести значительный вклад в понимание явления.
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон:Раскрыть список
- ЧЕРЕДИ
- Процесс, посредством которого взаимодействующие стороны распределяют право или обязанность участвовать в интерактивной деятельности. ( Сакс, Шеглофф и Джефферсон, 1974 )
- РЕМОНТ
- Механизмы, с помощью которых решаются определенные «неприятности» во взаимодействии. ( Schegloff, Jefferson, & Sacks 1977 )
Ссылки
- Аткинсон, Дж. Максвелл и Херитэдж, Джон (редакторы) (1984). Структуры социального действия: исследования анализа разговоров , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дрю, Пол и Херитэдж, Джон. (1993). Разговор на работе: взаимодействие в институциональных условиях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Энфилд, Нью-Джерси и Стиверс, Таня. (2007). Референция человека во взаимодействии: лингвистические, культурные и социальные перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Наследие, Джон (1984). Гарфинкель и этнометодология , Кембридж: Polity Press.
- Хатчби, Ян и Вуффит, Робин. (1988) Анализ разговора . Политика Пресс.
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Местный, Джон. (2007). Фонетическая детализация и организация разговора во взаимодействии . Материалы XVI Международного конгресса фонетических наук. Саарбрюккен, Германия: Организационный комитет 16-й МКФС.
- Келли, Джон и местный Джон (1989). Занятия фонологией , Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Боль, Джин. (2008). Не просто разговоры: разговорный анализ и психотерапия . Карнак. ISBN 978-1855756892
- Померанц, Анита М. (1984). Согласие и несогласие с оценкой: некоторые особенности предпочтительной/непредпочтительной формы поворота. В JM Atkinson & J. Heritage (Eds.), Structure of Social Action: Studies in Conversation Analysis . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Псатас, Джордж (1995): Анализ разговора , Тысяча дубов: Мудрец
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
- Сакс, Харви, Шеглофф, Эмануэль А. и Джефферсон, Гейл (1974). Простейшая систематика организации очередности беседы. Язык, 50 , 696-735.
- Шеглофф, Эмануэль А. (2007). Организация последовательности во взаимодействии: учебник для начинающих по анализу разговора, том 1 , Кембридж: издательство Кембриджского университета.
- Стиверс, Таня. (2007). Назначение лекарств под давлением: беседы между родителями и врачами и антибиотики (Оксфордские исследования в области социолингвистики). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Тен Хав, Пол (1999): Анализ разговора. Практическое руководство , Thousand Oaks: Sage.
Внешние ссылки
- Интернет-библиография до 19 лет90 CA литература
- Интернет-библиография литературы Центральной Азии после 1989 г.
- Онлайн-информационный центр для сообщества CA
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Анализ разговора | Психология Вики
в: Беседа, анализ дискурса, страницы, использующие магические ссылки ISBN
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Язык: Лингвистика · семиотика · Речь
Анализ разговора (обычно сокращенно CA ) — это изучение разговора во время взаимодействия. CA обычно пытается описать упорядоченность, структуру и последовательные модели взаимодействия, будь то институциональное (в школе, кабинете врача, суде или где-либо еще) или случайный разговор. Таким образом, использование термина «разговор» для обозначения этого дисциплинарного движения вводит в заблуждение, если его читать в разговорном смысле, как это делают многие. В свете этого один из основных практиков КА, Эмануэль Шеглофф, совсем недавно определил «разговор во взаимодействии» как тему КА. Возможно, по этой же причине другие (например, Джонатан Поттер), использующие методы КА, идентифицируют себя как дискурсивных аналитиков (ДА), хотя этот термин впервые был использован для обозначения исследователей, использующих методы, отличные от КА (например, Левинсон, 19).83), и по-прежнему выделяет группу ученых, большую, чем те, кто использует только методы КА.
Вдохновленный этнометодологией, он был разработан в конце 1960-х и начале 1970-х годов главным образом социологом Харви Саксом и, среди прочих, его ближайшими соратниками Эмануэлем А. Шеглоффом и Гейл Джефферсон. Сакс умер в начале своей карьеры, но его работа была поддержана другими специалистами в его области, и теперь КА стала признанной силой в социологии, антропологии, лингвистике, речевой коммуникации и психологии. Это особенно влиятельно в интерактивной социолингвистике, анализе дискурса и дискурсивной психологии, а также является целостной дисциплиной само по себе.
Содержание
- 1 Основные конструкции
- 1.1 Организация очередности
- 1.1.1 Поворот конструктивного элемента
- 1.1.2 Компонент распределения хода
- 1.2 Организация последовательности
- 1.2.1 Пары смежности
- 1.2.2 Предварительные последовательности
- 1.2.3 Организация предпочтений
- 1.3 Ремонт
- 1.4 Боевая формация
- 1.1 Организация очередности
- 2 Каталожные номера
- 3 Тематический указатель литературы по анализу разговоров
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
Базовые структуры
Организация очередности
Характер ведения разговора по очереди. Очередь — одна из фундаментальных организаций разговора. Согласно CA, очередность является одним из трех основных компонентов, из которых строится разговор. Двумя другими компонентами являются: конструктивный компонент поворота, то есть основные единицы, из которых состоят ходы, и «практический компонент», часто называемый «набором правил», которым управляют стороны во взаимодействии. Хотя CA прямо не заявляет, что очередность универсальна, поскольку исследования проводятся на большем количестве языков, возможно, что если бы существовало какое-либо основание для претензии на универсальность языка, то очередность была бы хорошим кандидатом. Модель очередности разговора была получена индуктивно путем эмпирического исследования полевых записей разговора и приспособлена к такому факту, полученному путем наблюдения, что в подавляющем большинстве случаев участники разговора говорят по одному.
Поворотный конструктивный элемент
Поворотный конструктивный элемент — это основные элементы, из которых формируются повороты. Типы единиц включают: слово/лексический элемент, пункт/фразу и предложение. Обратите внимание, что не все типы единиц измерения могут существовать на всех языках. Кроме того, возможно, что в других языках есть единицы, например частицы в азиатских языках, которых может не быть в английском.
Turn Allocational Component
Текущий выступающий выбирает следующего выступающего (SSN) Следующий выступающий автоматически выбирает следующий (SS)
Организация последовательности
Это касается порядка действий в разговоре.
Пары смежности
Разговор, как правило, происходит в ответных парах; как эти пары могут быть разделены в течение последовательности ходов.
Предварительные последовательности
Использование последовательностей разговоров перед целенаправленным разговором.
Предпочтение организации
Существуют структурные (т.е. гарантированные практикой) предпочтения для некоторых типов действий (в рамках последовательности действий) в разговоре по сравнению с другими действиями.
Ремонт
Ремонтная организация решает проблемы с речью, слухом или пониманием в разговоре. Ремонт имеет два широких класса: самостоятельный ремонт и другой ремонт.
Формирование действия
Речь идет об описании приемов, посредством которых составляются и располагаются обороты в разговоре для осуществления тех или иных действий.
Ссылки
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Сакс, Харви. (1995). Разговорные лекции . Издательство Блэквелл. ISBN 1-55786-705-4.
Тематический указатель литературы по анализу разговоров
Ниже приводится список важных феноменов, идентифицированных в литературе по анализу разговоров, за которым следует краткое определение и ссылки на статьи, которые исследуют названный феномен либо эмпирически, либо теоретически. Статьи, в которых придуман термин для обозначения явления или в которых представлена каноническая трактовка явления, выделены жирным шрифтом, те, которые иным образом связаны с явлением в центре внимания, выделены курсивом, а остальные представляют собой статьи, целью которых является внести значительный вклад в понимание явления.
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон:Раскрыть список
- ЧЕРЕДИ
- Процесс, посредством которого взаимодействующие стороны распределяют право или обязанность участвовать в интерактивной деятельности. ( Сакс, Шеглофф и Джефферсон, 1974 )
- РЕМОНТ
- Механизмы, с помощью которых решаются определенные «неприятности» во взаимодействии. ( Schegloff, Jefferson, & Sacks 1977 )
Ссылки
- Аткинсон, Дж. Максвелл и Херитэдж, Джон (редакторы) (1984). Структуры социального действия: исследования анализа разговоров , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Дрю, Пол и Херитэдж, Джон. (1993). Разговор на работе: взаимодействие в институциональных условиях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Энфилд, Нью-Джерси и Стиверс, Таня. (2007). Референция человека во взаимодействии: лингвистические, культурные и социальные перспективы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Наследие, Джон (1984). Гарфинкель и этнометодология , Кембридж: Polity Press.
- Хатчби, Ян и Вуффит, Робин. (1988) Анализ разговора . Политика Пресс.
- Левинсон, Стивен С. (1983). Прагматика . стр. 284-370. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29414-2.
- Местный, Джон. (2007). Фонетическая детализация и организация разговора во взаимодействии . Материалы XVI Международного конгресса фонетических наук. Саарбрюккен, Германия: Организационный комитет 16-й МКФС.
- Келли, Джон и местный Джон (1989). Занятия фонологией , Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
- Боль, Джин. (2008). Не просто разговоры: разговорный анализ и психотерапия . Карнак. ISBN 978-1855756892
- Померанц, Анита М. (1984). Согласие и несогласие с оценкой: некоторые особенности предпочтительной/непредпочтительной формы поворота. В JM Atkinson & J. Heritage (Eds.), Structure of Social Action: Studies in Conversation Analysis .