Методы психологии самонаблюдение: Самонаблюдение | Понятия и категории

самонаблюдение | это… Что такое самонаблюдение?

ТолкованиеПеревод

самонаблюдение

— наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Игpaeт важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. интроспективная психология). Результатом С. является в ряде случаев самоотчет — описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений.

Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из к-рых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

самонаблюдение

(метод самонаблюдения)

— стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.

За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.

Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно — почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях — все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (см. метод экспериментальный).

Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто — значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.

Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.

В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.

Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

(англ. introspection, self-observation) — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению

Л. С. Выготского, к овладению собственным поведением, самоовладению). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер (см. Метод С.).

Проблема С. имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой

аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).

Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в

гештальт-психологии, согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую установку» на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

самонаблюдение

   САМОНАБЛЮДЕНИЕ (с.

522) — метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. Самонаблюдение — субъективный процесс, опосредованный индивидуально-психологическими особенностями наблюдающего, в первую очередь — его самооценкой. Это накладывает существенные ограничения на достоверность подобного наблюдения. Самонаблюдение никогда не ограничивается констатацией того или иного ощущения или переживания; его результаты окрашены эмоциональной оценкой. В процессе самонаблюдения человек стремится не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение. В качестве такого объяснения человек бессознательно избирает наиболее приемлемое для себя, не позволяющее поколебать сложившуюся самооценку. При этом срабатывают своеобразные механизмы психологической защиты, когда человек старается оградить себя от неприятных переживаний и склоняется к благоприятному толкованию своих побуждений и поступков.

   Методическая проблема, которую ставит самонаблюдение перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.

   Проблема самонаблюдения имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В.Вундта и особенно его ученика Э.Титченера собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. С другой стороны, самонаблюдению, проходящему при «наивной», обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула».

   Коренному пересмотру положения «аналитической интроспекции» подверглись в гештальтпсихологии, согласно которой целое не складывается из суммы элементов. Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую» установку на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

   В целом самонаблюдение нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в требующей специального истолкования форме.

   Как средство самопознания самонаблюдение оказывается весьма полезным, если приняты во внимание неизбежные ограничения, которые наложены субъективным характером этого процесса. Рациональные и полезные выводы на основе самонаблюдения возможны тогда, когда оно совмещается с трезвым и осознанным самоанализом. Для Достижения большей объективности последнего необходимы знания о психологических закономерностях становления и функционирования личности.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Синонимы:

интроспекция, наблюдение, рефлексия

  • самоконтроль
  • самонаблюдение феноменологическое

Полезное


Самонаблюдение | Мир Психологии

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Самонаблюдение (англ. introspection, self-observation) — наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта. Самонаблюдение складывается в ходе психического развития ребенка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает, что происходит обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции (по выражению Л.С. Выготского, к овладению собственным поведением, самоовладению). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер (см. Метод самонаблюдения).

Проблема Самонаблюдения имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта и особенно его ученика Э. Титченера собственно С. как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях. Кроме того, С., проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой аналитической установке, якобы позволяющей непосредственно постигать психологическую реальность. При этом в силу сенсуализма и атомизма этой концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания — ощущений, представлений, чувств и их атрибутов — интенсивности, длительности во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).

Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после появления работ Вюрцбургской школы. Однако подлинному пересмотру ее положения подверглись в гештальт-психологии, согласно которой целое не складывается из суммы «элементов». Поэтому представилось необходимым заменить расчленяющую «аналитическую установку» на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемых во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

В целом Самонаблюдение нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой, требующей специального истолкования форме. См. также Ретроспекция, Рефлексия.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Самонаблюдение (метод самонаблюдения) — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.

За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.

Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно — почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях — все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (=> метод экспериментальный). Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто — значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.

Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.

В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.

Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.

Самонаблюдение феноменологическое — метод интроспективный, разработанный в гештальт-психологии. Характерен ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности — с позиции наивного испытуемого. Этот метод, исходящий из метода внутреннего восприятия, разработанного Ф. Брентано, продуктивно применялся в психологии описательной В. Дильтея, а затем в психологии гуманистической.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Самонаблюдение

  1. в более общем значении – наблюдение за своим поведением, констатация собственных действий. По данным экспериментов социальных психологов, самонаблюдению отводится, в среднем, 8% времени бодрствующего состояния в репрезентативной выборе участников эксперимента;
  2. специальное значение – мотивированное самоизучение, то есть интроспекция.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Самонаблюдение

  1. наблюдение за собственным поведением, наблюдение за собой,
  2. более специальное значение — синоним интроспекции.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

1.4 Методы педагогической психологии – самоанализ и наблюдение (продолжение)

Методы педагогической психологии — самоанализ и наблюдение, продолжение…

При проведении экспериментов в педагогической психологии можно следовать многим методам. Чтобы понять изменения в поведении или изменение тенденции в наблюдении за классом могут быть лучшим методом. Подобно этим различным методам может быть использован.

    Введение

Поскольку образовательный психология – это прикладная отрасль общей психологии, в которой используются исследования выводы и принципы, разработанные психологами в лаборатории для улучшения классная инструкция. Поведение человека динамично и не может повторяться точно как прежде. Поэтому при изучении поведения детей, подростков и взрослые, обычно используются следующие методы.

Применяются различные виды техники исследователей для сбора данных и проведения научных исследований. С увеличением использование образовательных технологий в образовании, психологии и других социальных наук, разрабатываются новые исследовательские стратегии.

Ниже приведены важные методы и приемы сбора данных:

1. Самоанализ

2. Наблюдение

3. Эксперимент

4. Тематическое исследование

1. Самоанализ

Самоанализ – это старейший метод, известный ранним психологам. Раньше, когда психология была тесно связана с философией, изучение разума или сознания было увлекается самоанализом. Этот метод продолжал использоваться как надежный метод исследования в психологии до тех пор, пока психология не стала позитивная наука о поведении.

Значение самоанализа

Термин интроспекция происходит от двух слов «введение» и «наблюдение». ‘Вступление’ означает «внутри», а «наблюдение» означает «смотреть» или «наблюдать». Таким образом, самоанализ означает «смотреть внутрь» или «наблюдать внутри себя», чтобы испытать собственное психическое состояние. Это своего рода самонаблюдение или самоанализ. Вудворт называет интроспекцию «самонаблюдением», а Энджел определяет ее как «наблюдение за собой». внутрь».

Самоанализ Предоставляет прямую информацию

Один из важных Отличительной чертой интроспекции является то, что она дает непосредственную информацию из первых рук. обо всем, что происходит в сознании человека. Возможно, нет лучшего способа сбора информации о том, что происходит в умах других людей, кроме обращаясь к собственному разуму и наблюдая за тем, что там происходит. Если бы посмотрел внутри, тщательно исследуя, что происходит в уме, мы можем обострить наше познание себя и проникновение в мысли других.

С развитием психологии как объективной науки о поведение, метод самоанализа был заменен тщательным наблюдением за поведение людей и животных. Наблюдение буквально означает смотреть за пределы себя. Это очень важный метод сбора данных почти во всех типах научные исследования. В исследованиях используются различные виды наблюдения, прямые или косвенное, запланированное или внеплановое, естественное или искусственное, участник и не участник. Но есть два основных типа наблюдения. Они есть:

о Наблюдение за природой

В естественное наблюдение наблюдатель наблюдает за конкретным поведением и характеристики объектов в естественных условиях. Субъект не в курсе тот факт, что за его поведением наблюдают. Учитель может наблюдать за поведением своего ученика на детской площадке или в любом другом общественное собрание, не приводя его/ее в сознание. Натуралистические методы могут дать нам богатые описания природе социального мира, где манипуляции практически отсутствуют. среда. С другой стороны, натуралистические методы ограничивают степень, в которой мы можем сделать осмысленные выводы о причинах поведения, обусловленного отсутствие контроля над ситуацией.

о Включенное наблюдение

В включенное наблюдение наблюдатель становится частью группы, которую он/она хочет наблюдать. Одно из преимуществ участника наблюдения заключается в том, что мы можем получить доступ к ситуациям, которые в противном случае оставаться закрытым, и, следовательно, получить лучшее представление об опыте под изучение. Если люди знают, что их изучают, они, скорее всего, изменят свое поведение на представить себя в более привлекательном виде. Кроме того, исследователь может даже разработать сочувствие к изучаемым людям и становится предвзятым либо в сторону, либо против группа. наблюдательный исследование особенно важно и дает значительные результаты по особенности развития детей. Несомненно, что наблюдение является научный метод сбора данных, при котором результаты могут быть проверены и используется для выявления поведенческих проблем.

Каковы преимущества и недостатки психологического метода самоанализа?

Статьей поделился

РЕКЛАМА:

Метод самоанализа имеет как преимущества, так и недостатки. Во-первых, давайте рассмотрим преимущества.

Преимущества метода самоанализа:

я. Это легкий и простой метод, обеспечивающий прямое наблюдение за психическими процессами. С помощью других научных методов невозможно непосредственно наблюдать за психическими процессами, поскольку это чисто частные и личные переживания. Интроспекция — единственный метод, с помощью которого человек может непосредственно осознавать свои собственные переживания.

РЕКЛАМА:

ii. При использовании экспериментального метода для изучения умственной деятельности необходимы лаборатория и научные приборы. Но для использования метода интроспекции не требуется никаких лабораторных или тестовых материалов. Так что метод самоанализа можно использовать в любое время и в любом месте.

ив. Метод субъективного наблюдения дает возможность проверить результаты, полученные другими методами. Например, общий вывод состоит в том, что приятные материалы запоминаются лучше, чем неприятные. Предположим, в ходе эксперимента результаты показали, что неприятные материалы запоминаются лучше, чем приятные. Причину этого неожиданного открытия можно найти в интроспективном отчете субъекта. Субъект мог сообщить, что он невнимателен, психически неуравновешен или плохо себя чувствует, когда ему представили приятные материалы. Здесь интроспективный отчет был бы полезен для объяснения результатов.

Несмотря на некоторые преимущества, метод интроспекции или субъективного наблюдения имеет и некоторые недостатки.

Недостатки метода самоанализа:

РЕКЛАМА:

я. Ожидается, что наблюдатель одновременно выполняет две мыслительные операции. Он переживает свои психические процессы и в то же время анализирует, какими были эти переживания. При этом он выступает как «наблюдаемый», так и «наблюдающий». Очевидно, что его психические переживания будут искажены и не будут отражать истинный характер умственной деятельности.

ii. Предоставленному субъективному отчету о наблюдении не хватает объективности, поскольку устный отчет субъекта не может быть проверен другими учеными. Более того, опыт одного человека нельзя обобщить для понимания умственной деятельности другого человека. Невозможно сформулировать универсальный принцип, касающийся психических процессов, поскольку психические процессы будут отличаться от человека к человеку. Таким образом, метод не имеет научной обоснованности.

III. Большинство людей не хотели бы раскрывать свои личные переживания, такие как чувство вины и стыда. Отчет в таких случаях будет искажен

ив. Метод субъективного наблюдения нельзя применять к изучению психической деятельности животных, детей, душевнобольных и лиц с нарушениями речи. Поведение этих субъектов представляет интерес для психологов. Таким образом, интроспекция имеет лишь ограниченное применение.

РЕКЛАМА:

v. К бессознательному опыту нельзя получить доступ посредством интроспекции. Психоаналитическая школа, основанная Фрейдом, утверждает, что большая часть человеческого поведения находится под влиянием бессознательных мотивов и побуждений. Человек не может наблюдать свои бессознательные психические процессы, а это означает, что метод субъективного наблюдения упускает из виду большую часть соответствующих психических переживаний.

Некоторые психологи предполагают, что присущие методу субъективного наблюдения трудности можно преодолеть, наблюдая за психическим процессом после его окончания. Это известно как «ретроспекция» или «обратная интроспекция». Оглядываясь назад, человека просят дать отчет о своем умственном процессе после окончания умственной деятельности. В случае гнева или страха он сообщит о своих переживаниях после того, как реакции гнева или страха закончатся. Он должен будет вспомнить переживания сразу после реакции гнева или страха и дать отчет. Но Титченер и другие не придавали значения этому типу патологоанатомического исследования. Считалось, что ретроспекция — это не фактическое наблюдение за психическим процессом, а просто припоминание переживаний и анализ памяти. Такие отчеты не могут считаться точными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *