Конфликт между личностью и группой
21.05.2011
В социальной группе отражается все многообразие общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них является конфликт между личностью и группой.
В основе конфликта между личностью и группой, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее.
Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.
Само членство индивида в группе является конфликтным, С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой — он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов.
- преследуя свои личные цели;
- случайно или потому, что еще не в полной мере освоил эти нормы;
- индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.
Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и коллективом:
- ожидания личности противоречат ожиданиям группы;
- противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.;
- борьба за повышение своего статуса в группе;
- конфликт между руководящими органами и неформальной группой;
- поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.
Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы.
Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей ответственности и власти.
Ключевые слова: Конфликт, Личность, Группа
Источник: И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме |
---|
Характеристика межгрупповых конфликтов И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н. А. Лобан, С.В…. |
Межгрупповые конфликты Шейнов В.П., Управление конфликтами |
Краткая характеристика внутриличностного конфликта Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Характеристика внутригруппового межличностного конфликта Битянова М.Р., Социальная психология |
Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Личность в группе Богачкина Н.А., Психология — конспект лекций |
Психологические характеристики конфликтных личностей Шейнов В.П., Управление конфликтами |
Соотношение межличностных и внутриличностных конфликтов при неврозах . .. |
Конфликт между личностью и группой
В статье рассматриваются основные особенности конфликта между личностью и группой, его признаки и формы. Дана схема выхода из конфликта, описаны его последствия.
- Признаки и формы конфликта между личностью и группой
- Способы разрешения
- Последствия
Социальная группа – это отражение общества, в котором неизбежно возникают разногласия. Возникновение противоречия между личностью и группой является наиболее часто встречающимся явлением.
Конфликт между личностью и группой — это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой.
Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз.
Чаще всего в основе появившегося разногласия лежат попытки изменения внутригрупповых правил и норм. Это процесс довольно непростой, даже если члены группы понимают необходимость перемен. Особенно острым становится конфликт в том случае, если правила пытается изменить один человек.
Исходя из основы конфликта, можно определить причины, побуждающие человека нарушать общегрупповые нормы и правила:
- преднамеренное нарушение правил, с целью защитить собственные интересы и ценности;
- случайное их несоблюдение, так как либо человек является новичком в группе, либо не усвоил существующие там правила в полной мере;
- невозможность следования установленным нормам по ряду причин;
- возникновение противоречия между групповыми ожиданиями и ожиданиями конкретной личности;
- разногласия по конкретным целям, задачам и способам их реализации;
- конфликт из-за желания занять лидерство конкретной личностью в конкретной группе;
- конфликт между руководством и группой;
- желание группы найти виновника (мнимого или реального) в неудачах, постигших деятельность коллектива.
Как и любой конфликт, противостояние между личностью и группой имеет определенные признаки, среди наиболее ярких, можно выделить следующие:
- притеснения и нападки со стороны участников группы;
- нарушение личностного пространства;
- агрессивное поведение;
- отказ от коммуникации и взаимодействия;
- возложение ответственности за неудачи.
Формы, в которых проявляется конфликт между личностью и группой встречаются самые разнообразные к ним можно отнести следующие:
- использование санкций внутри конкретной группы;
- абсолютное прекращение общения участников группы с индивидуумом;
- высказывание резкой критики;
- существенное ограничение общения;
- эйфория, проявляемая со стороны конфликтующего.
Прежде чем приступать к рассмотрению способов разрешения конфликтов между личностью и группой, важно изучить характерные для этого противостояния особенности:
- Структура возникшего противоречия . Она, как и в других видах конфликтах состоит из субъектов, основы и образов. Субъекты взаимодействия в данном случае – личность и группа. Основа – столкновение мотивов (личностных и групповых). Образы конфликта – индивидуальные и групповые взгляды и оценки.
- Причины, побудившее вступить в конфликт . Без их понимания невозможно конструктивное разрешение противоречий.
- Формы проявления конфликта . Способы разрешения возникшего разногласия базируются на том, каким образом участники группы выражают свое неудовлетворение поведением вступившей в конфликт личности. А так же на том, как действует сам индивид.
Существует определенная схема того, как разрешить конфликт между личностью и группой. Она состоит из этапов управления и соответствующих каждому этапу управленческих действий:
- Прогнозирование конфликта . Если грамотно подойти к реализации всех действий, то еще на этой стадии можно разрешить конфликт, просто не допустив его. Для этого необходимо изучение психологических и индивидуальных особенностей участников группы, индивидуальная работа с формальными и неформальными лидерами, сбор, учет и анализ группового мнения, их ценностей. Немаловажно понимание предвестников намечающегося конфликта, его первых симптомов. Примерами таких зачатков могут служить: критические высказывания в адрес личности, решившей противостоять группе, ограничение общения с этим индивидом.
- Если конфликт удалось спрогнозировать, то его возможно предупредить . Для этого стоит тщательно проанализировать причины конфликта, предпринять определенные меры. Они могут быть как педагогическими (разъяснение, беседа, напоминание правил поведения внутри социальной группы), так и административными (перевод участников конфликта в разные подразделения, штрафы и пр.).
- Если конфликт все же произошел, то необходимо его грамотное регулирование . Для этого в первую очередь важно, чтобы все участники признали его реальность. После этого проводится работа с обоими субъектами взаимодействия конфликта на предмет поиска возможных путей выхода из него.
- Заключительный этап – это разрешение возникших противоречий . Здесь имеется два способа: либо сам индивид, вступивший в конфликт, признает свои ошибки и исправляет их, либо эта он покидает группу.
Последствия конфликта напрямую зависят от того, насколько правильно он был разрешен. В этом же и заключаются функции конфликта, возникшие между личностью и группой.
Положительным итогом противостояния или функциональными последствиями являются:
- получение взаимовыгодного результата, который даст возможность всем участникам группы почувствовать свою к ней принадлежность, осознать свою роль в принятии конструктивного решения;
- устранение враждебности, несправедливости, дискриминации внутри группы;
- настрой на сотрудничество;
- сплочение коллектива.
Дисфункциональные последствия возникают в том случае, если конфликт был неуправляемым или управление происходило неэффективно.
Они выражаются в том, что в коллективе возникает:
- чувство неудовлетворенности, снижение производительности;
- низкая степень сотрудничества;
- немотивированная преданность собственной группе, отстранение ее от других социальных групп;
- прекращение взаимодействия между субъектами конфликта;
- увеличение враждебности;
- преувеличение номинальной победы либо личностью, либо группой.
Конфликты между группой и личностью неизбежны. Однако понимание их особенностей и путей разрешения в итоге приведет к положительным, функциональным последствиям этого противостояния.
Видео: Методы разрешения конфликтов
Конфликт между группами и отдельными лицами на рабочем месте
Конфликты на рабочем месте могут возникать между отдельными лицами или группами.
Конфликт на рабочем месте между отдельными лицами
Конфликты на рабочем месте могут возникать между отдельными лицами из-за:
- столкновений личностей, разногласий, травли или домогательств
- агрессивного или слабого стиля управления
- некоторые сотрудники могут чувствовать, что к другим относятся более благосклонно
Управление конфликтами между людьми.
Конфликт на рабочем месте между группами
Конфликт на рабочем месте может возникнуть между группами из-за:
- командного соперничества, разногласий или обид
- менталитет «они и мы» между большими группами сотрудников и их менеджерами
- обида на высшее руководство, низкий моральный дух, низкая мотивация, разногласия по поводу заработной платы, здоровья и безопасности, увольнения и отсутствие надлежащих консультаций
Группы: модели поведения
Группы людей в команде склонны демонстрировать определенную модель поведения. Четыре отдельные фазы развития группы или команды:
- Формирование — когда команда или группа начинает формироваться, происходит постепенный рост личного обмена и контактов. Люди стремятся узнать друг о друге, желая раскрыть взгляды, ценности и стиль. Этот процесс продолжается до тех пор, пока каждый человек не примет решение о характере своего участия. На этом этапе может показаться, что команда действует эффективно, успешно справляется со своими задачами и формирует то, что кажется дружеским товариществом между членами. Однако, как правило, это состояние не проходит глубоко.
- Штурм — на этом этапе команда должна решить, как она будет действовать. Слишком часто это делается членами команды, борющимися за позицию без четкого планирования. В других случаях атмосфера будет накаляться, когда возникнут «настоящие» испытания. Наиболее важным аспектом на этапе штурма является контроль; как осуществляется контроль и кто контролирует команду. Команда должна решить вопросы контроля, если она хочет продолжить успешно.
- Нормирование — после успешного решения вопросов, связанных с контролем, отношениями и ролью, команда начинает работать в рамках согласованных уровней. Люди начнут хотеть работать с другими членами команды, уважая роли и вклад ключевых членов. Это важный этап, потому что команде нужна поддержка и заинтересованность всех участников. В противном случае команда не сможет стать сильнее и часто возвращается к стадии штурма при первых признаках трудностей.
- Исполнение — члены полностью сформированной команды развивают взаимопонимание и близость, следуя правилам, которые они создали. Члены команды готовы расширить свои возможности для своих коллег, и настоящее удовольствие от поставленной задачи является типичным. Неформальность часто является лейтмотивом команды на этом этапе, но она основана на положительном отношении к каждому из других членов команды и правилах взаимодействия. Есть сильное чувство, что другие будут готовы помочь, если это необходимо. Роли членов команды были определены, и вклад каждого человека является отличительным.
Управление конфликтами между группами.
, благоприятная для принтера версии
Действия
Решение проблем на рабочем месте — LRA Руководство
Также на этом сайте
Предотвращение конфликта
Запугивание и преследование
Объединение работников
Как быть управляющим.
Типы конфликтов | Организационное поведение и человеческие отношения
Результаты обучения
- Различать типы конфликтов
В литературе начинающие писатели узнают, что в литературе возникает множество различных конфликтов. Один может увидеть сюжет, описывающий сценарий «человек против человека», а другой может быть «человек против природы». Изучая конфликты на рабочем месте, можно увидеть, что существует четыре основных типа конфликтов, и они не слишком отличаются от других конфликтов, о которых вы узнали из литературы для первокурсников, за исключением того, что все они связаны с конфликтами между людьми. Их:
- Внутриличностный
- Межличностное общение
- Внутригрупповой
- Интергрупп
Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт — это конфликт, переживаемый одним человеком, когда его или ее собственные цели, ценности или роли расходятся. Адвокат может столкнуться с конфликтом ценностей, когда он представляет подсудимого, который, как он знает, виновен в предъявленных ему обвинениях. Сотрудница, целью которой является получение степени MBA, может столкнуться с внутриличностным конфликтом, когда ей предлагают должность, которая требует от нее перевода в другой штат. Или это может быть ролевой конфликт, когда работнику придется выбирать между ужином с клиентами или ужином с семьей.
Межличностный конфликт
Как вы могли догадаться, межличностный конфликт — это конфликт из-за различий в целях, ценностях и стилях между двумя или более людьми, которым необходимо взаимодействовать. Поскольку этот тип конфликта возникает между людьми, конфликты могут стать очень личными.
Джобс против Скалли
Apple — глобальный бренд; на самом деле, его охват настолько распространен, что вы, скорее всего, находитесь в той же комнате, что и по крайней мере один продукт Apple. Однако он не всегда был таким сильным соперником на рынке.
Когда продажи Macintosh не оправдали ожиданий во время сезона праздничных покупок 1984 года, тогдашний генеральный директор Apple Джон Скалли потребовал, чтобы Стив Джобс был освобожден от должности вице-президента подразделения Macintosh. Кий межличностный конфликт. Поскольку Стив Джобс все еще был председателем совета директоров Apple, Скалли хотел, чтобы Джобс представлял Apple во внешнем мире без какого-либо влияния на внутренний бизнес. Стив Джобс пронюхал об этом и попытался склонить совет директоров в свою пользу. Конфликт был прекращен советом директоров, когда они проголосовали за план Скалли. В конце концов Джобс покинул компанию, заявив, что наем Скалли на должность генерального директора был самой большой ошибкой, которую он когда-либо совершал.
Однако Джобс основал компанию NeXT (компания по разработке компьютерных платформ), а когда в 1997 году NeXT и Apple объединились, Джобс вернул себе контроль над Apple в качестве ее генерального директора, где он оставался до тех пор, пока не ушел в отставку в 2011 году из-за проблем со здоровьем. . Стив Джобс в значительной степени отвечал за возрождение Apple и превращение ее в одну из «большой четверки» технологий, наряду с Google, Amazon и Facebook.
Внутригрупповой конфликт
Внутригрупповой конфликт — это конфликт внутри группы или коллектива, когда участники конфликтуют из-за целей или процедур. Например, совет директоров может пойти на риск, чтобы запустить набор продуктов от имени своей организации, несмотря на различные мнения среди нескольких членов. Между ними происходит внутригрупповой конфликт, поскольку они спорят о плюсах и минусах такого риска.
Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт возникает, когда конфликт между группами внутри и вне организации расходится во мнениях по различным вопросам.