Межличностные отношения в детском: Межличностные отношения в детском коллективе

Межличностные отношения в детском коллективе

Босалинис Жанна Михайловна,
ГБОУ гимназия № 540
Приморского района Санкт-Петербурга

Если в первом классе дети живут по принципу: Я – и моя учительница, как первый значимый человек в жизни, то уже к концу года и далее на первое место выходят межличностные отношения в коллективе: Я – и мои друзья. Я – и коллектив в целом. Основу межличностных отношений всегда составляет своеобразная оценка одним человеком другого. В неофициальной межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого школьника и особенностями каждого класса. Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями. Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния людей. Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. 
Коллектив формируется не сразу. Он проходит в своем становлении и развитии ряд этапов или стадий.
Проблематику этапов развития коллектива в разное время исследовали А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин.
Существуют два основных подхода к определению этапов (стадий) развития коллектива: традиционный и современный.
1 подход – традиционный (А.С. Макаренко): становление и развитие коллектива, его переход от одной стадии развития к другой находится в тесной взаимосвязи с тем, кто предъявляет требования в коллективе и как коллектив принимает эти требования.
1 стадия. Становление, сплочение коллектива. (конец 1-2 классы)
Коллектив представляет собой организационную единицу, идёт процесс адаптации.
Неформальные группы неустойчивы. Наблюдаются конфликты между группами. Характерно свободное общение. Актива как такового нет, идёт процесс выявления активных детей. Цели коллективу задаются извне педагогом. Требования прямые и конкретные также предъявляет сам педагог.
Роль педагога на этой стадии: выявление активных личностей, формирование неформальных групп, изучение детей, организация деятельности.
2 стадия. Стадия формирования воспитательного актива. (3 класс)
На данной стадии создается актив, неформальные группы более устойчивы, совершенствуется система межличностных отношений. Требования предъявляются активом и педагогом. Цели задаёт педагог. Деятельность организуется активом и педагогом. Осознаётся целостность коллектива.
Роль педагога на данной стадии: организует деятельность актива, укрепляет его авторитет.
3 стадия. Расцвет коллектива. (4 -5 классы) Коллектив сам выдвигает общественно значимые цели. Все члены актива – активисты. Имеется общественное мнение. Коллектив предъявляет требования к каждому. Коллектив знает интересы и потребности каждого.
Роль педагога на данной стадии: инструментовка отношений в коллективе, создание условий для развития каждого члена коллектива.
 
Межличностные отношения в детском коллективе.
Межличностные отношения в младшем школьном возрасте, интересовали многих исследователей. Однако большинство психологов рассматривали младший школьный возраст с точки зрения развития рефлексии, произвольности, моральной и нравственной сфер в контексте совместной учебной деятельности. Тем не менее, можно предположить, что реальные межличностные отношения со сверстниками не исчерпываются совместной учебной деятельностью.
С приходом ребёнка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. Процесс включения учеников в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления, поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.
Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они обособлены и независимы друг от друга, эгоцентричны. Они стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности. В этом возрасте взаимооценки учащихся и построения взаимоотношений со сверстниками в большей мере определяется степенью соответствия поведения одноклассников роли ученика, а в качестве основных критериев выступают успеваемость и дисциплинированность. Личностные критерии оценки одноклассников оказываются в этом возрасте как бы второстепенными, хотя и начинают играть более существенную роль к концу периода начального обучения.
Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассников и второклассников безразлично, получили они замечание наедине с учителем или в присутствии одноклассников в классе. Однако уже в третьем классе придают большее значение замечаниям, полученным в среде товарищей, таким образом, переживание эмоционального благополучия становится в зависимость (к третьему классу) не только от мнения взрослых, но и от мнения одноклассников, их отношения.
Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние учащихся друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.
Выводы исследований межличностных отношений позволяют проследить следующую закономерность их развития.
1. Контакты детей 1 класса часто беспредметны и несодержательны. Основная задача этих взаимодействий — физическая разгрузка, отдых. В то время как во 2 классе они имеют предмет, содержательны и устойчивы.
2. Устойчивых отношений, дружеских пар в 1 классе мало, граница между участниками учебного коллектива и другими людьми слабо дифференцирована. Во втором же классе много дружеских пар, детей, симпатизирующих друг другу. Существует чувство общности, целостности учебного коллектива. Ребятами осознаётся место каждого ученика в классной иерархии.
3. Направленность действий и поведение первоклассников в большинстве случаев продиктованы желанием привлечь внимание учителя и ориентацией на его мнение. Можно сказать, что учащиеся 2 класса в своих поступках больше ориентируются на сверстника, на построение отношений с ним.
4. Несмотря на некоторую эгоцентричность и обращенность первоклассников на педагога, они могут как предложить свою помощь сверстнику, так и обратиться за ней. Но в такой ситуации предпочтительнее всего либо сверстник, которого похвалил учитель, либо приятель. Второклассники охотно помогают друг другу, в своем стремлении оказать помощь могут даже нарушить учебную норму (например, подсказать).
5. Первоклассники в большей степени обнаруживают склонность к тщательному соблюдению учебных норм и правил, ориентацию на них в построении своего поведения и оценке поведения другого.
Во втором же классе дети не так сильно ориентируются на правило. Они уже могут оценить способности и возможности другого, сравнивая себя с ним.
Эти факты могут говорить о ярко выраженной возрастной динамике межличностных отношений на протяжении младшего школьного возраста. В общих чертах её можно рассматривать как движение от ярко выраженной конкурентности к сотрудничеству и взаимопомощи, от обособленности и противопоставленности сверстнику к связи и общности с ним.
Младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются не изученными. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей. 
Новый этап развития взаимоотношений начинается с поступлением ребёнка в школу. Особый интерес представляют взаимоотношения первоклассников.
Здесь впервые у ребёнка появляется обязательная общественно значимая деятельность — учебная, в связи с которой между детьми возникает система деловых отношений.
Структура этих отношений задаётся извне, педагогом. Для личных взаимоотношений в школе возможности ограничены, ученики могут свободно общаться в основном лишь на переменах.
И личные, и деловые взаимоотношения зарождаются одновременно в первые дни пребывания ребёнка в школе. Когда учительница знакомит первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, то этим она создаёт базу и для отношений «ответственной зависимости», и для личных отношений между одноклассниками. В начале пребывания в школе дети на столько ошеломлены, что почти совсем не замечают своих одноклассников. Часто они даже не могут ответить на вопрос: «С кем ты сидел за партой?»
Характерно, что первоклассники вначале даже как будто избегают непосредственных контактов с товарищами (если, конечно, среди них нет соседей по дому или воспитанников одного детского сада). Этот контакт осуществляется через педагога. Если, например, кто-нибудь забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдаёт её товарищу сам. Он передает ручку учительнице, которая и передаёт её ученику. Этот пример свидетельствует о том, что первое время каждый ученик в классе как бы «сам по себе». Постепенно дети приучаются помогать друг другу, вступают в непосредственные контакты.
Две системы отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами. Система личных отношений, возникающая на базе личных симпатий привязанностей детей, не имеет, конечно, никакого официального оформления. Её структура складывается изнутри, стихийно.
Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений.
Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.
Выделяют два типа выборов: неустойчивые — выборы, отражающие более летучие, кратковременные неустойчивые отношения; устойчивые — выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения.
Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение).
Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:
— быть в центре внимания;
— общаться с большим количеством сверстников;
— стремиться быть лидером;
— общаться с избранным кругом сверстников;
— держаться в стороне;
— придерживаться линии сотрудничества;
— выражать доброжелательность ко всем;
— занять позицию соперничества;
— выискивать у других ошибки и недостатки;
— стремиться оказывать помощь другим.
Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка.
Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.
Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.
Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один- единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.
Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.
Таким образом:
— дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие;
— то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств;
— определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
Источники.
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М: «Просвещение», 1988.
2. 19. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. — Пенза, 1993.
 

Межличностные отношения в детском коллективе.

Понятие межличностных отношений в современной психологии

Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. По словам С.Л.Рубинштейна, сердце человека все соткано из его человеческих отношений к людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и главные человеческие поступки.

Отношения человека с людьми – это та область, в которой психология соединяется с этикой, где душевное и духовное (нравственное) неотделимы. Отношение к другому является центром становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека . Иными словами, человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений .

 

Сегодня вопросы, связанные с межличностными отношениями, выдвигаются на первый план многих психологических исследований. Процесс формирования межличностных отношений наиболее полно изучен в работах Абрамовой Г.С., Амрекулова Н.А., Бодалева А.А., Коломинского Я.Л., Столяренко Л.Д., Рогова Е.И., Дж.Морено и других. Для психолого-педагогической науки межличностные отношения стали специальной научной проблемой, которая включается в широкий контекст научных исследований .
Наиболее общепринятое в настоящее время определение понятия «межличностные отношения» дано Я.Л.Коломинским, который под межличностными отношениями понимает субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего детства создает предпосылки для создания новой социальной ситуации. Ребенок впервые выходит за пределы семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Ребенок включается в мир социальных отношений через взаимодействие со взрослым, который является носителем общественных функций .

Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями – наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства. Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.
В 5-6 лет появляется новая форма общения с взрослым: внеситуативно- личностная. Уже на предыдущем отрезке развития содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим. А в течение 5-го года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы об отношениях, моральных нормах. Детям в этом возрасте очень важно соотнести свои переживания, суждения и оценки с мнением взрослого. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения сопереживание и взаимопонимание .
Взрослый играет значительную роль в становлении целостного представления о себе у ребенка. В дошкольном возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах. К концу этого периода у детей начинает формироваться либо трудолюбие, либо чувство неполноценности.
В дошкольном возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения со сверстниками складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.
Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами.
В течение дошкольного детства возрастает избирательность в общении со сверстниками – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
На протяжении дошкольного возраста также нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения.
В группе выделяются так называемые лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателями при диагностике.
Таким образом, к 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу. Распределение дошкольников 5-7 лет на подгруппы в зависимости от их положения в детском коллективе показывает, что наибольшее число детей занимает среднее положение в группе по частоте выборов, а наименьшее их количество образуют подгруппы с максимальным и минимальным числом выборов. При этом большинство детей оказывается в благоприятном положении в системе межличностных взаимоотношений в группе. Сопоставление предпочтений, которые ребенок оказывает некоторым из своих сверстников в различных ситуациях: в игровой деятельности, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, – выявило относительную стабильность складывающихся взаимоотношений детей.
Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Дифференциация детского коллектива осуществляется вследствие избирательности выбора, которая связана с формированием в общении, в познавательной и практической деятельности мотивационно-потребностной сферы, личностных характеристик .
Можно выделить три основные разновидности мотивов, детерминирующих выбор дошкольника: потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к какому-либо конкретному виду деятельности.
Одним из мотивов, побуждающих детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. Потребность в нем занимает в этом возрасте первое место. На втором месте находится ориентация на положительные качества личности выбираемого, которые обнаруживаются в общении детей между собой (веселый, честный, добрый и др.). Позже у старших дошкольников 6-7 лет в качестве побудительной силы выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности .
С возрастом растет число и разнообразие мотивов выбора и усложняется их структура. Так, отдельные личностные достоинства, называемые детьми в качестве причины выбора, к концу дошкольного возраста значительно дифференцируются, образуя целый комплекс разнородных черт, где основную роль играют нравственные качества выбираемого.
Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным и удовлетворенным.
Ребенку очень важна оценка сверстников, его одобрение, даже восхищение. При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит «Я»: у меня есть, я умею, я делаю. Дети как бы хвалятся: «А мне купили», «А у меня есть». Все, что важно продемонстрировать сверстнику, что бы в чем-то превзойти своего партнера. Благодаря этому ребенок приобретает уверенность, в том, что его замечают .
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие. Самооценка – одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка, которое формируется только при условии, когда ребенок не только объект, но и субъект оценочной деятельности.
В перипетиях отношений со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношения интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.д.

Межличностные отношения Facts for Kids

Детская энциклопедия Facts

Межличностные отношения — это социальные ассоциации, связи или принадлежность между двумя или более людьми. Существуют разные уровни близости и обмена информацией, которые сосредоточены вокруг чего-то общего. Изучение отношений представляет интерес для социологии, психологии и антропологии.

Виды межличностных отношений

  • Родственные отношения, в том числе семейные отношения, кровное родство с кем-либо (кровное родство). Например, есть отцовство или материнство. Родственные отношения могут быть установлены и посредством брака. Например, есть тести, свекрови, дяди по браку или тети по браку.
  • Формализованные интимные отношения или долгосрочные отношения посредством закона и публичных церемоний, т.е. брак и гражданский союз.
  • Неформальные интимные отношения или длительные отношения, такие как любовные отношения или романтические отношения с проживанием или без совместного проживания; другого человека часто называют любовником , бойфрендом или девушкой (не путать с просто другом мужчиной или женщиной).
  • Родственные души, люди, которые тесно связаны друг с другом через благоприятную встречу умов и которые находят взаимное признание и понимание друг с другом.
  • Дружба, которая состоит из взаимной любви, доверия, уважения и безусловного принятия и обычно означает, что между вовлеченными людьми есть точки соприкосновения; см. также интернет-дружбу и друга по переписке.
  • Братство и сестричество, лица, объединенные общим делом или имеющие общие интересы, которые могут включать официальное членство в клубе, организации, ассоциации, обществе, ложе, братствах и женских обществах. Этот тип межличностных отношений также включает в себя товарищеские отношения с однополчанами в мирное время или на войне.
  • Партнеры или коллеги по профессии, бизнесу или общему рабочему месту.
  • Участие в сообществе, например, сообществе по интересам или практике.
  • Ассоциация, простое знакомство с кем-то или знание того, кто он такой, посредством взаимодействия.

Факторы

Обнаружение или установление точек соприкосновения между людьми является фундаментальным компонентом длительных межличностных отношений. Потеря точек соприкосновения, которая может произойти со временем, может привести к прекращению межличностных отношений.

Для каждого типа отношений необходимы основные навыки, а без этих навыков более продвинутые отношения невозможны. (Например, партнерство требует навыков дружбы и совместной работы навыков).

Связанные страницы

  • сочувствие
  • связь
  • Социальное взаимодействие

Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Цитируйте эту статью:

Факты о межличностных отношениях для детей. Энциклопедия Киддла.

Советы, которые помогут вашему ребенку развить навыки межличностного общения

  • Предыдущий пост
  • Следующий пост

Навыки межличностного общения необходимы для успеха учащегося как в учебе, так и в жизни. Способность эффективно общаться и работать с другими людьми — это ценный набор навыков, который дети должны начать практиковать в раннем возрасте. Вот советы Tutor Doctor, которые помогут вашему ребенку развить навыки межличностного общения!

1. Хорошее общение начинается дома. Как родители, мы всегда должны поощрять самовыражение наших детей. Часть развития навыков межличностного общения начинается с понимания умственного процесса внутренней концептуализации мысли, а затем внешней передачи этой идеи другим способом, который может быть ясно понят. Когда дети выражают свое мнение — и выражают свое разочарование — они практикуют этот важный процесс перевода того, что они чувствуют (эмоции), в слова.

2. Обсудите, как мы общаемся друг с другом. Помимо голосового общения, у нас есть множество других способов самовыражения. Посмотрите, могут ли ваши дети провести мозговой штурм другими способами, которыми можно передать чувство или эмоцию, не используя слова. Например, невербальное общение может быть столь же важным, как и устная речь. С младшими детьми попробуйте изобразить выражение лица и попросите детей определить эмоцию, которую они интерпретируют, или попросите их показать вам, как выглядит эмоция, не используя слов. Во многих отношениях невербальная коммуникация более эффективна — в то время как языки различаются от региона к региону, невербальные сигналы (например, улыбки) универсальны.

3. Поощряйте хобби и интересы. Когда дело доходит до знакомства, намного проще общаться, если у вас есть общая цель с другим человеком. Поощряйте своих детей записываться в клубы, программы и мероприятия, которые соответствуют их интересам. Делая это, они будут взаимодействовать с другими людьми, разделяющими общую тему, которую они находят привлекательной. От командных видов спорта до занятий танцами, общие групповые интересы могут очень помочь детям развить свои навыки межличностного общения.

Примечание. Из-за текущих правил социального дистанцирования учащиеся могут не иметь возможности физически посещать эти мероприятия прямо сейчас. Мы рекомендуем искать виртуальные альтернативы, такие как интернет-сообщества любителей, группы в социальных сетях и интерактивные веб-платформы.

4. Проведите их через трудные времена. Когда наши дети расстроены или расстроены, им может быть труднее эффективно общаться. Это особенно верно в случае разногласий или споров с другим человеком (возможно, братом или сестрой). Поощряйте своих детей использовать «Я» утверждения о том, что они чувствуют, и объяснять, почему ситуация их беспокоит. Самое главное, напомните своим детям, что у каждой истории есть две стороны, и понимание того, откуда исходит другой человек, может изменить нашу точку зрения. Имея это в виду, мы переходим к следующему совету…

5. Научите их важности эмпатии. Когда мы думаем об общении, мы часто думаем о том, как мы выражаем себя внешне. Однако умение слушать так же важно — как в наших личных, так и в профессиональных отношениях. Имея дело с сильными эмоциями, поощряйте своих детей практиковать осознанность. Задавать открытые вопросы — отличный способ заставить детей копать глубже. Почему возникла такая ситуация? Каковы были доводы другого человека? Вы понимаете, почему они могут так себя чувствовать? Существует ли компромисс, который устроит всех? Когда дело доходит до развития навыков межличностного общения, способность понимать других так же важна, как и способность выражать себя. Для получения дополнительной информации по этой теме ознакомьтесь с нашим блогом «Почему важно научить вашего ребенка эмпатии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *