Теория джона локка: Джон Локк. Теория познания

4.5. Теория познания Джона Локка . Основы философии

Задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду деятельности Джон Локк (1632–1704 гг.). В своем произведении «Опыт о человеческом разуме» Д. Локк обосновывает положение об опытном происхождении всяческого человеческого знания.

Локк отвергает возможность существования врожденных идей.

«Довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым пользуются для доказательства существования врожденных принципов, скорее доказывает, что их нет: ибо нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества». Для доказательства этого положения Локк приводит примеры из своей медицинской практики, данных этнографических наблюдений. Те или иные идеи одобряются людьми не в силу своей врожденности, а в силу своей полезности. Так, например, идея Бога и богопочитания не является врожденной, поскольку в мире существуют атеисты, отрицающие бытие Бога, а также целые народы, у которых нельзя найти понятий ни о Боге, ни о религии.

Появление же и распространение этих идей объясняется отнюдь не их врожденностью, а влиянием воспитания, образования, здравого смысла и постоянного интереса к имени Бога.

«На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние предметы, или на внутренние действия нашей души».

Локк различал два вида опыта:

– внешний опыт, состоящий из совокупности определений;

– внутренний опыт, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью.

Источником внешнего является объективный материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе у нас возникают простые идеи, имеющие реальное (объективное) содержание, сообразное самим вещам.

Источник внутреннего опыта, или рефлексии, – это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Но деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных.

При получении идей рефлексии наш ум активен. Он совершает некоторые собственные действия, при помощи которых из простых идей как материала и основания для остального строятся другие. Вместе с тем Локк указывает, что ум не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений. Внешний опыт является основанием, базой всего последующего знания.

Идеи делятся на простые и сложные.

Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие– то составляющие элементы и идеи пространства, формы, покоя, движения, света.

Сложные идеи, по учению Локка, образуются из простых идей в результате собственно деятельности ума.

Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею.

2. Сведение вместе двух идей, все равно – простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну.

3. Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности.

Согласно учению Локка, существуют только единичные вещи. Общие идеи – это продукт абстрагирующей деятельности разума.

Самый достоверный род познания – интуиция. Интуитивные познания есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнение. На втором месте демонстративное познание. В этом роде познания соответствие или несоответствие двух идей совершается не непосредственно, а опосредованно через посылки и выводы. Третий род познания – чувственное, сенситивное познание. Этот род ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на самой низкой ступени познания. Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством демонстративного познания – бытие Бога, посредством сенситивного познания – существование других вещей.

Итак, Локк делит идеи на:

– идеи ощущения;

– идеи рефлексов.

А опыт на:

– опыт субъективный;

– опыт объективный.

Это деление связано также с учением о подразделении качеств объективного мира, его свойств на первичные, не зависимые от человека (плотность, протяженность, фигуру тел), и вторичные, которые не находятся в самом веществе, а связаны с органами чувств и ими порождаются (цвет, запах, вкус).

В области политики Локк развил теорию естественного права.

Неотчуждаемые права человека:

– право собственности;

– право на жизнь;

– право на свободу.

Локк выдвинул идею разделения властей на:

– законодательную, ведущую;

– исполнительную;

– судебную.

«Мысли о воспитании» Локка посвящены вопросам этики. Результатом воспитания должно быть всестороннее развитие, приспособленность человека к активной практической и политической деятельности, человек вправе владеть только тем, что для него необходимо (не вправе накапливать излишки) и что создал своим трудом.

2. Теория познания Дж.Локка.

Главная работа Д. Локка по теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме»

Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное восприятие внешних объектов. Для обоснования своих взглядов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признававших особое внечувственное знание. Эта критика, которой посвящена вся первая книга «Опыта о человеческом разумении», опирается на глубокое убеждение философа в существовании внешних объектов, независимых от человеческого разума.  Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверждению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего мировоззрения философа.

Сознание новорожденного, по мысли Локка, — это «чистая доска» и только опыт, состоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой «объект человеческого мышления»: чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные качества в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга «Опыта о человеческом разумении». Источник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: «простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые… действуют на нас»
2
. Простые чувственные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, «реально существуют» в самих телах, присущи им всем и всегда — это протяженность, фигура, толчок, механическое движение, покой и телесная непроницаемость. О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть.
Это идеи, возникающие в сознании субъекта только при соответствующих условиях восприятия. У Локка наличествуют несколько решений проблемы об отношении идеи вторичных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структура сочетаний первичных качеств обладает способностью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств.  В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя понятие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувственного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, рефлексия порождает идеи существования, времени и числа. Пытаясь объяснить относительную устойчивость сочетания идей внешнего опыта, Локк приходит к предположению о некоторой связующей их субстанции — материи, которую он понимал как «плотную субстанцию».
В то же время понятие материальной субстанции представлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия — сомнительным. Идея субстанции — продукт воображения: люди представляют себе «под» вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма: все вещи, которые существуют — единичны. Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в знаках. Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает сложные идеи. Процесс обобщения идет следующим образом: единичные объекты определенного класса расчленяются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею.  Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти «интуитивным».
Давая знания единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное — т.е. знание через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания — интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, утверждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый представляет собой суммирование простых идей, благодаря чему появляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанцией понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстанций) — простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредством аналогичных соединений разнородных идей).
Второй способ — это сравнение идей, благодаря чему получаются идеи отношений. В соответствии с концептуалистскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образования производных идей в третьей книге «Опыта о человеческом разумении». Третий способ представляет собой обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы, в результате чего возникают общие идеи.  Локк таким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи — это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет). Их можно различить по источнику, из которого они исходят: простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и рефлексии, которые разум находит в себе самом (восприятие, воля). Но существуют и такие простые идеи, которые опираются и на ощущения, и на рефлексию одновременно: удовольствие, печаль, могущество, существование. В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действительности. При восприятии простых идей душа пассивна. И наоборот, она активно участвует в процессе образования сложных идей из простых, протекающих в трех формах: соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в соединении и разъединении простых идей. Согласно Локку, существуют три формы сложных идей: идеи субстанции (вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе: идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетливых идей. Следовательно, познание заключается в анализе соответствия или несоответствия двух идей.  Вопрос о реальности общего Локк решал следующим образом: «деление вещей на виды и обозначение по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями»3. Локк выдвигает понятие семантики как общей теории знаков и их роли в познании.   В четвертой книге «Опыта о человеческом разумении» Локк рассматривает вопрос о соотношении между простыми идеями и их внешними источниками. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины. Истину Локк понимает как соответствие идей объектам и связей между идеями и связям между объектами: «Наше познание реально лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью вещей»4.  Кроме того, философ ставит вопрос о соотношении разума и веры и решает его в пользу разума. По отношению к вере разум оказывается у Локка высшей инстанцией, от человеческого разума зависит признать или не признать какое-либо положение за истину откровения. На основе произведенного анализа Локк очерчивает границы человеческого разума, — того, что человек может познать и понять: мы не способны иметь положительного знания о бесконечности, о вечности, о делах Бога; наша собственная сущность доступна нам лишь через проявления мысли в актах рефлексии; и наконец, реальная сущность вещей недосягаема для сознания, которое способно постигнуть только их номинальную сущность.   В своем трактате Локк изучает человеческое познание в его истории, в процессе его становления. 

Локк отрицал идеи Декарта, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта. По Локку, опыт состоит из внешнего и внутреннего опыта: из ощущений и рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.

Билет 7

  1. Функции философии и их краткая характеристика.

  2. Субъективный идеализм Дж.Беркли.

  • 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция философии – формирование целостной системы взглядов на мир, на человека и его место в мире.

  • ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ функция – рисует нам идеал, к которому мы должны стремиться. В каждой философской системе существует свой идеал.

  • Так, в буддизме идеалом является состояние нирваны. У Платона – строение идеального государства. У Гегеля – достижение абсолютной истины. У Маркса – построение коммунистического общества.

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция – это путь достижения идеала. В соответствии с выбранным идеалом в каждой философской концепции предлагается свой путь его достижения.

  • Так, в буддизме таким путём является восьмеричный путь йоги. У Гегеля – диалектический путь познания. У Маркса – уничтожение частной собственности на средства производства.

  • ЛОГИЧЕСКАЯ – создание системы «правильных форм» мышления опирающихся на законы логики.

  • АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ– формирование системы критериев, категорий, описывающих и объясняющих ценности культуры и их роль в становлении человека и общества.

  • ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение реальности как таковой. Это могут быть атомы и пустота Демокрита, идеи и вещи Платона, Монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля и т.д.

  • ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – объяснение, что такое истина, возможность её достижения, способы и методы истинного познания.

  • ЭВРИСТИЧЕСКАЯ функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

Колониализм: теория собственности Локка | Джон Локк и АмерикаЗащита английского колониализма

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДжон Локк и Америка: защита английского колониализмаПолитическая теорияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДжон Локк и Америка: защита английского колониализмаПолитическая теорияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Арнейл, Барбара, «Колониализм: теория собственности Локка», Джон Локк и Америка: защита английского колониализма (

Oxford , 1996; онлайн-издание, Oxford Academic, 3 октября 2011 г. ), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780198279679.003.0007, по состоянию на 29 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДжон Локк и Америка: защита английского колониализмаПолитическая теорияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicДжон Локк и Америка: защита английского колониализмаПолитическая теорияОксфордская стипендия OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Собственность лежит в основе «Двух трактатов о правительстве» Джона Локка . Создание собственности и ее сохранение составляют основу естественного состояния и соответственно гражданского общества. Собственность, ее происхождение и защита также занимают центральное место в английских колониальных поселениях в Америке и, соответственно, в Каролине графа Шефтсбери. Глава Локка о собственности является одновременно и философским трактатом, излагающим естественное право собственности как основу гражданского правления, изложением экономических выгод английских плантаций и защитой права Англии на американскую землю. Локк использует язык естественного права, чтобы ответить на вопросы, поставленные колониальной политикой его патрона в Америке. В конкретном контексте колониальных дебатов о Новой Англии и Каролине, происходящих в Англии, глава Локка о собственности представляет собой экономическую защиту колониальных целей и методов Англии в Америке. Это также этическое оправдание присвоения Англией американской земли.

Ключевые слова: Джон Локк, Америка, Англия, собственность, Два трактата о правительстве, естественное состояние, колониализм, естественное право, Каролина, индейцы

Предмет

Политическая теория

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

в честь нашего философа-основателя | Федералистское общество

День рождения Джона Локка, пришедшийся на 29 августа 1632 года, нечасто отмечают или даже вспоминают. Это серьезное упущение. Мы должны отметить этот день и воздать должное этому человеку за его чрезвычайно важный вклад в теорию познания и политическую философию.

В 1689 году Локк опубликовал свой Эссе о человеческом понимании , расширенное исследование того, что определяет пределы нашей способности понимать объективную реальность окружающего нас мира. До Локка было широко распространено мнение, что единственные существенные ограничения того, что мы можем понять о внешней реальности, были установлены тем, что мы могли знать о реальности, и что, по крайней мере в принципе, мы могли бы со временем узнавать о реальности все больше и больше, пока не знал все, что нужно было знать.

Локк отверг такой взгляд на вещи. В эссе он утверждает, что пределы того, что мы можем знать о внешней реальности, определяются пределами наших умственных способностей, то есть пределами нашей способности использовать наши чувства для сбора точных данных об окружающей нас реальности. и пределы нашей способности рассуждать на основе этих сенсорных данных для формирования общих представлений об окружающей нас действительности. Наши способности определяют пределы наших знаний о реальности, независимо от того, что на самом деле существует в окружающем нас мире.

Локк утверждал, что со временем мы постепенно накапливаем наши знания об окружающем нас мире, делая наблюдения, обобщая наши наблюдения и корректируя наши обобщения по мере того, как мы делаем дополнительные наблюдения. Мы расширяем наше понимание с помощью этого процесса индуктивного рассуждения.

Наши наблюдения могут быть неполными или ошибочными. Наши обобщения могут быть ошибочными. Локк предупреждал, что поэтому мы всегда должны быть готовы изменить наши идеи в свете дополнительных свидетельств. Мы должны подходить к каждому вопросу непредвзято, быть терпимыми к различным мнениям, настаивать на свободе мысли и слова, необходимой для любого обучения, и всегда работать над тем, чтобы наши идеи прочно укоренялись в объективной внешней реальности.

Эссе Локка квалифицирует его как отца-основателя эмпиризма, который стимулировал рост экспериментальной науки в эпоху Просвещения и до сих пор доминирует в философии во всем англоязычном мире.

Акцент Локка на терпимости напрямую связывает Эссе с его политической философией. Поскольку человеческое знание основано на ограниченном чувственном восприятии внешнего мира и, следовательно, не является ни достоверным, ни полным, было бы ошибочным и морально неправильным, чтобы политические власти действовали нетерпимо и навязывали свою волю народу.

В 1690 году Локк подробно изложил свою политическую философию, опубликовав Два трактата о правительстве . В Первом трактате Локк нападает на концепции божественного права и абсолютной власти монархии. Во Втором трактате он представляет свою альтернативную концепцию правительства, основанную на добровольном общественном договоре, заключенном между свободными людьми для создания правительства с единственной легитимирующей целью защиты их естественных прав, их «жизни, свобод и имущества».

Локк подчеркивает, что люди сохраняют свои естественные права после того, как правительство, которое они установили, создано и работает. Если правительство, однажды созданное, начинает злоупотреблять естественными правами, сохраняемыми за народом, или не в состоянии эффективно защитить эти права, народ имеет моральное право — после того, как попытается и не получит возмещения посредством обычных процедур — свергнуть правительство и заменить его. это с одним лучше подходит для достижения цели легитимации.

Понятно из кратчайшего содержания Два трактата о том, что Локк оказал глубокое влияние на Основателей. Его политическая философия нашла ясное выражение в Декларации независимости и во всей американской революции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *