Милгрэма эксперименты: 5 психологических экспериментов, изменивших мир — о жестокости, самоконтроле и чужом авторитете

Эксперимент Стэнли Милгрэма

Кирилл Карпенко

В 1960-1963 годах американский психолог Стэнли Милгрэм провёл одни из важнейших экспериментов в социальной психологии.

В общем виде эксперимент выглядел следующим образом. Экспериментатор просил обычного человека ассистировать в проведении исследования влияния наказания на обучение и память. Ассистент («учитель») должен был зачитывать испытуемому («ученику») слова для запоминания. Если «ученик» отвечал неправильно, то «учитель» должен был его наказывать ударом электрического тока. Каждое следующее наказание было больше предыдущего. Для этого использовалась панель с 30 рубильниками от 15 вольт до 450 вольт, с шагом 15 вольт.

Над каждым переключателем написано соответствующее ему напряжение, кроме того, группы выключателей подписаны поясняющими фразами: «Слабый удар», «Умеренный удар», «Сильный удар», «Очень сильный удар», «Интенсивный удар», «Крайне интенсивный удар», «Опасно: труднопереносимый удар». Последние два переключателя графически обособлены и помечены надписью «XXX».

Стэнли Милгрэм. Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль

«Ученик», которого били током, был подставным актёром. Никаких ударов током, конечно же, не было. Настоящим объектом исследования был «учитель». Стэнли Милгрэм хотел выяснить как далеко люди готовы зайти в насилии над другим человеком, если этого требует авторитет (в данном случае учёный-исследователь).

За отказ от участия в эксперименте не предусматривалось никаких наказаний. «Учителя» никак не зависели от экспериментатора. То есть участники эксперимента просто могли взять и уйти безо всяких для себя последствий. Авторитет экспериментатора заключался лишь в том, что сами ассистенты в своих собственных глазах наделяли его достаточной властью, чтобы его слушаться.

Актёр, игравший роль ученика, последовательно демонстрировал всё большее страдание от возрастающей силы электрических ударов. Со временем он начинал требовать прекратить эксперимент и демонстрировал душераздирающую боль. В определённый момент он делал вид, что теряет сознание.

Результаты

Результаты эксперимента шокируют: две трети испытуемых оказались «послушными». Они готовы были причинять колоссальную боль «ученику» и даже продолжать бить его током, когда он перестал подавать признаки жизни и отвечать на вопросы. «Учителя» понимали, что причиняют «ученику» сильные страдания, что это не нормально и предлагали экспериментатору прекратить. Но тем не менее они продолжали бить человека всё более сильным током только потому, что экспериментатор говорил:

  1. «Пожалуйста, продолжайте»;
  2. «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»;
  3. «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»;
  4. «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Испытуемые не были кровожадными садистами. Это были обычные люди, которые понимали, что они причиняют боль другому человеку и что это плохо. Это противоречило их морали. По своей собственной воле, по своему желанию они никогда бы этого не сделали. Проблема в том, что они не воспринимали себя как источник этого насилия.

Они воспринимали себя лишь инструментом в руках экспериментатора, который и нёс, по их мнению, ответственность за эту жестокость.

Многочисленные модификации эксперимента позволили получить дополнительную информацию о послушании. Чем ближе жертва, тем чаще испытуемые отказывались наносить удары током. Изначально «ученики» находились за стеной, в соседней комнате. Когда «ученики» сидели в одной комнате с «учителем», степень послушания последних уменьшалась.

Чем дальше авторитет, тем меньше его слушались испытуемые. Когда экспериментатор давал указания по телефону, послушание уменьшалось и испытуемые начинали врать, что они в точности выполнили инструкции.

Женщины так же послушны, как и мужчины.

Специальное предварительное оговаривание условия прекратить эксперимент по первому требованию «ученика» немного снизило послушаемость, но 40 % испытуемых всё равно подчинялись экспериментатору.

Когда испытуемым давали право выбрать любой уровень электрошока, подавляющее большинство использовало минимальную силу удара.

Личностные особенности авторитета не влияют на послушание. Мягкого экспериментатора слушались так же охотно, как и жёсткого.

Качество авторитета не имеет значения. Испытуемые одинаково слушались как экспериментатора из ведущего научного центра в стране – Йельского университета, так и экспериментатора из никому неизвестной «Исследовательской группы Бриджпорта».

Когда «ученик» требовал продолжать эксперимент несмотря на сильные страдания, а экспериментатор говорил, что нужно прекратить, испытуемые прекращали разряды тока. То есть дело не в том, что делают испытуемые, а в том, для кого они это делают. Испытуемые реагировали именно на авторитет, а не на содержание указаний.

Когда обычный человек требовал продолжения наказаний, испытуемые его не слушались.

Когда два экспериментатора давали противоположные указания, испытуемые прекращали эксперимент.

Когда один из экспериментаторов оказывался в роли жертвы и требовал прекратить эксперимент, испытуемые слушались второго экспериментатора, который сохранил статус авторитета.

Когда два других «учителя» отказывались продолжать наказания «ученика», послушание испытуемых экспериментатору резко падало. То есть конформизм, влияние группы, оказалось сильнее влияния авторитета.

Когда удары током наносил другой «учитель», а испытуемый лишь зачитывал слова или проверял правильность ответов, послушаемость была очень высокой.

Книга

В 1974 вышла книга Стэнли Милгрэма «Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль», в которой подробно описываются многочисленные вопросы, связанные с экспериментом.

Как противостоять авторитету?

Послушание – одна из главных ценностей человеческой культуры. Но исследование Милгрэма показало, что непослушные люди оказываются самыми лучшими, когда они отказываются творить зло. Чтобы противостоять злому влиянию авторитетов нужно активно пользоваться ассертивными правами.

Фильм «Повиновение»

Что доказал эксперимент Милгрэма — Интересные факты

В 1963 году психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета задался целью прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. Для этого он поставил серию экспериментов по исследованию феномена деструктивного подчинения.

Целью экспериментов было выяснить: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» даже в случае умышленного причинения вреда другому человеку по его приказу.

Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В.

«Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока. Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В. В действительности «ученик» не получал ударов, а лишь делал вид.

На «150 вольтах» актёр-«ученик» начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.

Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «ученик» лишь начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «ученик» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Один испытуемый остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: «Я больше не могу отвечать на вопросы!», а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился 300 В, пятеро отказались подчиняться после этого уровня, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Проведенные исследования и напрашивающиеся выводы породили бурю эмоций и обвинений со стороны оппонентов ученого, поэтому, чтобы исключить все сопутствующие факторы и убедиться в чистоте экспериментов, были проведены некоторые изменения в ходе опытов, в результате которых выяснилось, что:

Результаты не зависели от авторитета университета

Милгрэм повторил эксперимент, сняв помещение в Бриджпорте, штат Коннектикут под вывеской «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты изменились не сильно: дойти до конца шкалы согласились 48 % испытуемых.

Пол испытуемого не влиял на результаты

Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; «учителя»-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма. Это развеяло миф о мягкосердечии женщин.

Люди осознавали опасность электрического тока для «ученика»

Ещё в одном эксперименте изучалось предположение, что испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента «ученику» была дана инструкция заявить, что у него больное сердце и он не выдержит сильных ударов током. В процессе эксперимента «ученик» начинал кричать: «Всё! Выпустите меня отсюда! Я говорил вам, что у меня больное сердце. Моё сердце начинает меня беспокоить! Я отказываюсь продолжать! Выпустите меня!». Однако поведение «учителей» не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя напряжение до максимума.

Испытуемые не имели каких-либо психических патологий

Предположение о том, что испытуемые имели нарушенную психику, также было отвергнуто как не имеющее под собой оснований. Люди, откликнувшиеся на объявление Милгрэма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, по возрасту, профессии и образовательному уровню являлись среднестатистическими гражданами. Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих оценить личность, показали, что эти люди были вполне нормальными и имели достаточно устойчивую психику.

Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами. Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20 % соглашались на продолжение эксперимента. Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт. Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты. Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент.

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «Это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

Интересно, что после отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии». Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке.

Объяснение экспериментов Милграма: современная терапия

Современная терапия

Объяснение экспериментов, взаимосвязи

Современная терапия

Объяснение экспериментов, отношения

Стэнли Милгрэм (1933–1984) — американский социальный психолог. Он был наиболее известен своим спорным экспериментом по послушанию, который был проведен в 19 веке.60-е годы. Он является очень важной фигурой в истории социальной психологии.

Эксперименты

Эксперименты Милгрэма начались в 1961 году, чтобы проверить уровень послушания участников авторитетным фигурам. Участниками самого известного варианта эксперимента стали 40 мужчин, каждому из которых заплатили по 4,50 доллара. Он разработал шоковый генератор, который выглядел очень устрашающе. У него был уровень удара, начинающийся с 30 вольт, который увеличивался с шагом 15 вольт до 450 вольт. Переключатели имели разные метки, начиная с 9.0025 легкий шок

увеличивается до опасность: сильный шок . Последние два переключателя были помечены XXX .

Участникам сказали, что они играют роль учителя, который должен наносить удары током ученикам, когда те дают неправильные ответы. Студент на самом деле не был шокирован, они подыгрывали ради эксперимента, но кричали от боли. Участница считала, что они доставляют ученику настоящие удары током.

На протяжении всего эксперимента студентов просили отпустить или даже жаловались на проблемы с сердцем. Студенты били в стену и требовали, чтобы их отпустили, когда напряжение достигало 300 вольт. После 300 вольт студент замолкал и отказывался отвечать на дополнительные вопросы. Затем экспериментатор велел участнику принять молчание за неправильный ответ и нанес ученику еще один удар током.

Многие участники спрашивали экспериментатора, следует ли им продолжать. Они были подсказаны экспериментатором серией команд, чтобы подбодрить участника:

«Продолжайте».

«Эксперимент требует продолжения.»

«Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали.»

«У тебя нет другого выбора, ты должен идти.»

Результаты

Экспериментатор измерил послушание, определив, какой уровень удара участник был готов нанести. 65% (26 из 40) участников исследования нанесли максимальный разряд и только 35% остановились, не достигнув наивысших уровней. Хотя многие участники были крайне взволнованы, растеряны и рассержены на экспериментатора, они продолжали выполнять приказы. Из-за большого беспокойства, которое испытывали многие участники, их опросили в конце эксперимента.

Несмотря на то, что было много критиков исследования, участники были позже опрошены: 84% были рады участию и только 1% сожалели о своем участии.

«Социальная психология этого века раскрывает главный урок: часто не столько человек человек, сколько ситуация, в которой он оказывается, определяет, как он будет действовать».

-Стэнли Милграм

Факторы

Хотя эти эксперименты подняли серьезные этические вопросы об использовании людей в психологических экспериментах, результаты были воспроизведены в дальнейших экспериментах. Этот эксперимент помогает нам понять, почему люди совершают поступки, причиняющие вред другим, по указанию авторитетной фигуры. В рамках этого исследования следует учитывать некоторые ситуационные факторы:

  • Физическое присутствие авторитетной фигуры резко повышает уступчивость.

  • Тот факт, что Йель (надежное и авторитетное академическое учреждение) спонсировал исследование, заставил многих участников поверить в то, что эксперимент должен быть безопасным.

  • Выбор статуса учителя и ученика казался случайным.

  • Участники предположили, что экспериментатор был компетентным экспертом.

  • Удары были болезненными, но не опасными.

Милгрэм провел более поздние эксперименты, которые показали, что присутствие мятежных сверстников резко снижает уровень послушания. Когда другие люди отказывались выполнять болезненные приказы, менее 10% участников отказывались наносить максимальные удары током.

Эти эксперименты стали классикой в ​​психологии, потому что они демонстрируют опасность послушания. Ситуационные переменные явно играют более важную роль, чем типы личности, при определении послушания.

«Обычные люди, просто выполняя свою работу и не проявляя особой враждебности с их стороны, могут стать проводниками страшного деструктивного процесса. Причем, даже когда деструктивные последствия их работы становятся заведомо очевидными, и их просят нести из-за действий, несовместимых с фундаментальными нормами морали, относительно немногие люди обладают ресурсами, необходимыми для сопротивления власти».

-Stanley Milgram

Интересуетесь психологией? Узнайте больше о том, как современная терапия произвела революцию в области разговорной терапии — нажмите здесь .

Ссылки

1) Haslam S A, Reicher SD. Оспаривание «природы» соответствия: что на самом деле показывают исследования Милгрэма и Зимбардо .

Биология PLoS. 2012.

2) Миллер АГ. Размышления о «реплицировании Милгрэма» (Burger 2009), американский психолог. 2009;64(1):20-27.

3) Все учтено. Пристальный взгляд на шокирующее исследование послушания Милгрэма. Национальное общественное радио. 28 августа 2013 г.

Tagged: Объяснение экспериментов Милгрэма, эксперимент послушания, социальная психология

Женщины, бросившие вызов эксперименту Милгрэма

к Доктор Стивен Гибсон и профессор Кэтрин Миллард

9 марта 2018 г.

В экспериментах Милгрэма, проведенных в Йельском университете в начале 1960-х годов, около 780 человек приняли участие в том, что, как им сказали, было исследованием обучения и памяти. От них требовалось нанести явно смертельные удары током кому-то, кто, по их мнению, был другим участником, но который на самом деле был сообщником — наемным сотрудником Милгрэма.

Если они колебались или пытались сопротивляться, экспериментатор в сером пальто инструктировал их продолжать. В некоторых из самых известных версий эксперимента около 65% людей продолжали эксперимент, несмотря на все более мучительные крики «жертвы».

Исследования Милгрэма остаются чрезвычайно влиятельными и противоречивыми. Они составляют основу учебников по психологии для студентов бакалавриата, но их влияние распространяется далеко за пределы их «домашней» дисциплины. Такие разные области, как бизнес и сестринское дело, криминология и история, право и политология, применили уроки исследований к своей собственной дисциплине, и они регулярно цитируются в обсуждениях злоупотреблений и зверств, начиная от Холокоста и заканчивая жестоким обращением с заключенными Абу-Грейб. Необычно для академического исследования, их культурное влияние также было значительным. Помимо регулярных документальных фильмов и новостей на протяжении многих лет, эксперименты вдохновили на драматические проекты, начиная от Десятый уровень — телевизионный фильм 1970-х годов, в котором начинается Уильям Шатнер — к недавнему голливудскому биографическому фильму Майкла Альмерейды о Милгрэме, Экспериментатор .

Experiment 20. Предоставлено: Charlie Productions
Переосмысление уроков экспериментов Милгрэма

Долгое время мы думали, что знаем все, что нужно знать об экспериментах Милгрэма. Но в последние годы все большее число исследователей обращается к архиву Милгрэма в Йельском университете, который содержит (среди прочего) аудиозаписи многих его экспериментальных сессий. Исследователи провели ряд проницательных и творческих работ с этими материалами, но одна вещь стала ясной: Эксперименты Милгрэма не показывают, что люди естественным образом выполняют приказы . Во всяком случае, они показывают обратное. Экспериментатор должен был делать гораздо больше, чем просто отдавать приказы, а когда он отдавал приказы, людям было довольно легко их игнорировать.

Записи экспериментов Милгрэма показывают, как многие участники спорили с экспериментатором, задавали ему вопросы и бросали ему вызов, а также пытались найти умные и изобретательные способы выхода из экспериментальной ситуации. В равной степени они подчеркивают, насколько экспериментатор, вместо того чтобы придерживаться сценария, придумывал все более творческие способы, пытаясь убедить людей остаться в эксперименте.

Из 780 участников исследований Милгрэма только 40 были женщинами, и очень мало известно о том, как эти женщины на самом деле вели себя во время экспериментальных сеансов. Исследования Милгрэма обычно используются для выявления склонности подчиняться приказам, и тем не менее, обращая внимание на многих участников, которые бросили вызов экспериментатору и сопротивлялись его попыткам убедить их продолжать, мы можем видеть, что многие участники не находились в пассивном, автоматическом режиме. как состояние, в котором они «слепо» подчинялись экспериментатору. Участники могли — и действительно — спорили, сопротивлялись и давали отпор. Это не означает, что многие участники продолжал ли терпеть удары, а скорее утверждать, что «послушание» — это только часть истории, и пора нам переориентироваться на то, как участники бросали вызов экспериментатору в той же мере, в какой они подчинялся ему.

Experiment 20

Чтобы исследовать эту альтернативную историю, мы совместно работали над Experiment 20 , творческим документальным фильмом, сочетающим методы дословного воспроизведения с фильмом нуар, чтобы создать теневой мир тьмы и двусмысленности. Наши актеры направляли персонажей, создавая представления, слушая голоса оригинальных участников через наушники. Мы хотели рассказать историю словами женщин. И воссоздать каждую паузу, колебание, нервный смех, каждый вздох.

В Experimen t 20 три наши женщины сопротивляются Экспериментатору заметно по-разному, проявляя все, от гнева и раздражения до спокойной решимости. Голоса женщин, известные только по их номерам, несут нашу историю. «У меня не было стресса, я была хорошей и сумасшедшей», — говорит субъект 2036, настаивая на том, чтобы ее рассказ был услышан.

Об участниках экспериментов Милгрэма можно рассказать еще много историй — в архивах еще есть множество секретов, от которых нужно раскрыться. Несмотря на недавний рост интереса к архивам Милгрэма, записи, подвергшиеся аналитической проверке, превосходят по количеству те, которые остаются неисследованными.

Выдвигая на передний план опыт женщин-участниц Милгрэма, Эксперимент 20 направлен не только на то, чтобы подчеркнуть неповиновение, но и на то, чтобы внести давно назревшую перспективу в коллективное понимание одного из самых известных психологических экспериментов в мире — точки зрения женщин. И, конечно же, мы вносим свой вклад в текущую дискуссию о том, как женский опыт может занять более важное место в нашей культуре.


Профессор Кэтрин Миллард — писатель, отмеченный наградами режиссер и драматург со страстью к большим идеям. В ее фильмах представлены полнометражные драмы, документальные фильмы и гибридные работы. Психология, психическое здоровье и загробная жизнь изображений — повторяющиеся темы в работах Кэтрин. «Комната шока», последний фильм Кэтрин, также был посвящен экспериментам с послушанием и получил награду в номинации «Лучший австралийский полнометражный документальный фильм» на фестивале документальных фильмов «Антенны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *