Милосердие это что такое: милосердие | это… Что такое милосердие?

МИЛОСЕРДИЕ — это что такое МИЛОСЕРДИЕ

исключительно широкое и устойчивое распространение среди русских получили идеи и поступки, связанные с состраданием, сочувствием, оказанием помощи в самых разных ее видах. Это была целая система воззрений, основанных на евангельских идеях любви к ближнему и помощи ему, бескорыстной отдачи просящему больше, чем он просит, самоотверженной готовности положить жизнь за други своя. Это — система взглядов, но в то же время — это и черта национального характера: органичная потребность делать добро, столь естественная, что не воспринимается ни дающим, ни принимающим как что-то особенное, а зачастую даже не бывает замечена.
Во многих описаниях губерний, составленных чиновниками во 2-й пол. XVIII — н. XIX в., отмечается сострадательность крестьян, готовность подать милостыню, помочь погорельцам, броситься на помощь при несчастном случае. Еще более обширный материал об этом есть для 2-й пол. XIX в.
Помощь погорельцам носила и общинный (См.: Помочи) и сугубо индивидуальный характер. «Все крестьяне нашей местности, — писал в к. XIX в. Ф.А. Костин из д. Мешковой Волховского у. Орловской губ., — к погорельцам относятся с жалостью, стараются их утешить и помочь как советом, так и делом». Каждый крестьянин, отмечал он далее, «считает за счастье», если у него поселится погоревший сосед. Беспрекословно брали скотину погоревшего к себе на двор, давали ему свою лошадь. Брать с погорельца деньги за помощь «считается большой грех и срам».
С жалостью и состраданием относились и к чужим погоревшим крестьянам. «Никто не отказывает просящему «на погорелое», — записал Ф.А. Костин. Это же подчеркивал и вологжанин А.К. Аристархов: «Погорельцев снабжают всем, что есть лишнего, а иной раз и от необходимого. Собирающий (милостыню. — М.Г.) «на погорелое место» пользуется большим состраданием и благотворительностью крестьян».
В 1897 в деревне Пёсье Череповецкого у., Новгородской губ., случился пожар от молнии: сгорело 27 домов. У многих сгорело при этом и все имущество, у иных — хлеб в житницах. Помощь пострадавшим оказывали не только жители ближних деревень, но и крестьяне из отдаленных селении. Одни — помогали хлебом, другие — одеждою, третьи — орудиями труда и посудою. А когда погорельцы стали отстраиваться, «всю купленную ими на стороне постройку перевозили бесплатно».
П. Гурьев в «Денежном отчете за 1878 по Тесовским сельским школам» (Новгородская губ.) заметил: здесь «даже погорельцы не ходят за подаянием, а ждут и уверены, что каждый сам придет к ним с помощью по силе и возможности».
При пожарах «иные смельчаки вместе с хозяева дома бросались в горевшие дома и спасали от огня имущество». Многие пользовались известностью за самоотверженное и находчивое поведение во время стихийных бедствий. Так, крестьянин д. Дмитряково (Фетиньинская вол., Вологодский у.) Василий Матвеев отличался удивительной смелостью, проворством и умением в опасных обстоятельствах. «Кажется, уже горит совсем, нет, он выбежит из огня с целою кучею крестьянского добра, бросится в пруд и, мокрый, снова бежит в огонь. Энергия его побуждает и других крестьян принимать горячее участие в спасении чужого добра». Пожар — нередкое бедствие для деревянной русской деревни, поэтому многочисленные рассказы о самоотверженной готовности помочь другому человеку связаны именно с пожарами.
Повсеместно проявлялось гостеприимство к чужим людям, попросившим крова, в том числе — и нищим. Человеку, не обратившемуся непосредственно к первичным материалам, просто трудно представить себе, какое большое количество упоминаний о распространении милосердия, милостыни, гостеприимства у русских крестьян всей территории России встречается в опубликованных и неопубликованных источниках. Приведем хотя бы небольшую часть из них.
«Предки наши, — писал Гавриил Успенский в н. XIX в., — по признанию самих иностранцев, гостеприимство почитали в числе первых добродетелей и повсюду оным славились. Доныне между поселян, живущих в отдалении от столиц и от больших городов, обычай сей продолжается, чтобы проезжего или прохожего пригласить к себе в дом, накормить и упокоить его по возможности, являя при том приветливость и свое удовольствие. Хозяин и хозяйка обыкновенно встречают и провожают его с веселым лицом, с поклонами и приветствием; все, что ни имеют, как-то: хлеб, молоко, яйца, огородные растения, — приносят без прошения, за все никакой не требуют платы, говоря, что за хлеб за соль с проезжего брать деньги — великий грех и что оттого спорыньи (успеха, удачи) в доме их не будет». Этот взгляд попал и в пословицы, зафиксированные В.И. Далем в сер. XIX в.: «Кто за хлеб-соль берет со странного (странника. — М.Г.), у того спорыньи в доме не будет».
Наблюдения Г. Успенского касались преимущественно южных губерний России. А вот свидетельства о том же из северных районов, относящиеся уже к к. XIX в. «Нищему никогда не откажут ни в хлебе, ни в ночлеге», — сообщали из Вельского у. Вологодской губ. «Нищие в редком доме получают отказ», — утверждал информатор из Пошехонского у. Ярославской губ. «Очень гостеприимны и внимательны к нищим и странникам», — писали из Белозерского у. Новгородской губ. В последней информации подмечено, что большим гостеприимством и радушием к постороннему человеку отличаются крестьяне «среднего и бедного состояния». Но есть и противоположные утверждения (из Вельского у. Вологодчины) — о том, что именно зажиточные крестьяне больше принимают у себя просящихся на ночлег и обязательно накормят при этом.
В сведениях 1849 о нравах помещичьих крестьян сел Голунь и Новомихайловское Тульской губ. (Новосильский у.) отмечалось равное странноприимство и гостеприимство всех крестьян и устанавливалась связь этого явления с уровнем религиозности: «При такой набожности ни у кого, по выражению народному, не повернется язык отказать в приюте нуждающемуся страннику или нищему. Лавку в переднем углу и последний кус хлеба крестьянин всегда готов с душевным усердием предоставить нищему. Это свойство крестьян особенно похвально потому, что бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаются нищенствовать, но стараются или взять заимообразно, или пропитываться трудами рук своих, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищему».
Даже тот крепостной крестьянин, который стоял на грани обнищания, делился со странником — чужим ему человеком.
«По уборке хлеба всякий за грех почтет отказать просящему новины (хлеб нового урожая. — М.Г.), несмотря на то что таковых просителей бывает очень много», — отмечалось по Мещевскому у. Калужской губ.
Некоторые современники различали поведение странно-приимничества в деревнях, отдаленных от городов и больших дорог, и в подгородних и притрактовых селениях: первые, как правило, приветливо открывали ворота и двери любому странствующему, угощали, обеспечивали ночлегом, снабжали необходимым в пути — безвозмездно; вторые нередко за все брали плату, увеличивая ее в зависимости от обстоятельств. Так писал, напр., В. Левшин в 1811 о районах Тульской губ., близких к Москве и наиболее затронутых отходничеством. Перечисляя черты, присущие тульским сельским жителям, «равно как и всем россиянам», он отмечает, что они «в особливости странноприимцы». И далее: «Можно, однако, заметить, сколько просвещение действует на чистоту прежних нравов и что с приобретением познаний раздаются новые страсти, а паче — любостяжание и ячество. Пременяется уже сия почтенная черта русского характера — странноприимство. Когда в отдаленных от городов и больших дорог деревнях каждому проезжему и странствующему, просящему ночлега, хозяин усердно отворяет ворота дома своего, разделяет с ним свою трапезу, старается упокоить, помоществовать и снабдить чем только в силах; просветившиеся подгородние и при больших дорогах обыватели без заплаты не дадут ночлега и куска хлеба; вместо пособия стараются притеснить и взять за вещь вчетверо, когда только видят, что в ней проезжающему необходимая нужда».
Но тот же автор после этого язвительного замечания, на соседней странице своей рукописи, свидетельствует: «Крестьяне без размышления пренебрегают жизнь свою на спасение жизни ближнего, бросаются в огонь и в воду». И рядом: крестьянин «никогда не отказывает, если имеет что дать просящему милостыни, и с веселым лицом идет для пособия призывающему его в помощь».
Чаще мы находим в источниках безоговорочное утверждение о гостеприимстве крестьян. «Вологодский народ, как и весь вообще русский, чрезвычайно гостеприимен. Отказ путнику, попросившему переночевать, является в виде крайнего исключения, — писал в 1890 Н.А. Иваницкий, один из лучших собирателей сведений о правах и быте на Русском Севере. — Не пустит в избу странника или прохожего разве баба, оставшаяся почему-либо дома одна, в которой страх пред чужим человеком («кто его знает, что он в мыслях держит») превозмогает чувство гостеприимства и сострадательности, или же семья раскольников. Не покормят прохожего в том только случае, когда у самих есть нечего».
«Проезжающий мимо селения, даже незнакомый, нуждающийся в ночлеге, а также и проходящий пеший путник в редком дому получает отказ», — сообщал С.Я. Дерунов из Пошехонского у. В. Иванов из Новгородской губ. (Белозерский у.) дал подробную зарисовку подобного приема, сделанную с натуры. Он отметил, что в зимнюю пору особенно часто просятся на ночлег путники, едущие издалека. «В большинстве случаев крестьяне отказываются от платы, а если и берут, то весьма умеренную, чаще всего, сколько сам проезжий положит».
Приведем целиком описание приема крестьянином нищего в Новгородском крае — оно хорошо передает обстановку благожелательности, которую стремились создать в этом случае. «Когда нищий заходит в избу, то хозяин или хозяйка первым долгом стараются обласкать пришедшего своим сочувственным взглядом, особенно если замечают в нем усиленную робость и унижение, затем подают ему кусок хлеба; нередко осведомляются, откуда он, расспрашивают о его бедственном положении, приглашают отогреться и поесть теплой пищи, а если дело случится к ночи, то добродушно сами предлагают остаться ночевать, говоря: «Куда ты пойдешь на ночь глядя, ночуй — ночлега с собой не носят, вот вместе поужинаешь с нами, обночуешься, а утром и пойдешь с Богом».
Если приходил в избу не нищий, а просто незнакомый крестьянин, чтобы отдохнуть в пути, хозяин прежде всего спрашивал, откуда он, куда и по какому делу идет. (Пешком на большие расстояния тогда ходили многие и потому такие приходы служили богатым источником информации. ) Затем радушно предлагал прохожему человеку пообедать «чем Бог послал» и в ответ на его благодарность отвечал: «Да что за пустое благодарить, а вот закуси, а потом и говори спасибо. Эй, хозяйка, собирай на стол, пусть человек-то пообедает, устал с дороги-то!» И полученная после обеда благодарность тоже встречала оговорки хозяина, как бы стремившегося снизить значение своего поступка: «Ну, не осуди, родимый, на большем, что уж случилось».
Сохранилась довольно подробная характеристика благотворительности и гостеприимства крестьян с. Давшино (юго-западная часть Пошехонского у.), сделанная жителем этого селения по наблюдениям 1840-х. «Благотворительность, — писал он, — обнаруживается в готовности помочь ближнему и советом, и делом, ссудить его нужным, также в милосердии к бедным, в подаяниях. Некоторые из здешних жителей погребают за свой счет умерших в крайней нищете и делают иногда по них поминки. Гостеприимство выражается в том, что во время праздников здешние жители угощают всех гостей, как родных, так и чужих, и даже часть таких, которых не знают по имени; впрочем, они даже и не заботятся узнать их имена».
В подаче милостыни и, шире, — в оказании помощи вообще, особое место занимало представление о важности соблюдения тайны. Дела милосердия лучше всего творить незаметно, безымянно, чтобы тот, кому оказывается милость, не мог поблагодарить и другие люди не могли бы похвалить. Иначе доброе дело может не быть зачтено на небе, т. к. дающий получил уже награду на земле. Эта евангельская истина органично вошла в массовые народные воззрения и прославлялась, в частности, в тайной милостыне.
М.М. Громыко

Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
Синонимы:

благосердие, благостыня, благость, благоутробие, гуманность, жалость, сердоболие, сердобольность, сострадание, сострадательность, тчивость

Антонимы:

жестокость

Что для вас значит милосердие?

Отвечают полицейский, студент-медик из Малайзии, «Владимир Ленин», школьница, писатель, офицер, израильский инженер на пенсии, историк философии, начальник юридического отдела из Челябинска. Опрос на улицах Москвы показал, что милосердия не хватает всем, но люди понимают это слово по-разному.

Павел, 24 года, полицейский

– Что для вас милосердие?
– Это доброта.

– Нужно ли в современном мире милосердие?
– Конечно, нужно, потому что мир стал жестоким. Люди стали более эгоистичными, это проявляется в жадности каждого отдельного человека. Потому что каждый человек хочет выжить в данной среде и не хочет помочь другому. А помогать нужно всем.

– Даже тем, кто сам виноват в своей беде, например алкоголикам?
– Если человек неизлечим, то это же не значит, что ему нельзя помочь.

– Приходилось ли вам сталкиваться с милосердием в своей жизни.
– Я сирота, и родственники взяли меня в семью и довольно сильно мне помогли в плане воспитания, становления идей, мыслей и мечты на будущее. Для меня это много значило. Если потеряешь обоих родителей, то нет особого желания к чему-то стремиться.

– В вашей работе есть место милосердию?
– Вот поймали мы какого-то преступника, который ограбил человека. А сколько людей пострадали? У кого-то он, может быть, последнее забрал? Его поимка – это милосердие по отношению к тем, кто мог стать следующей жертвой.

– Расскажите какой-нибудь конкретный случай из вашей жизни.
– Была драка на вокзале. Я был одет не по форме и шел по вокзалу, увидел, как незнакомые мне люди дерутся, и я их разнял.
–Как вам это удалось, это же не так просто?
–Ну как, репа то не маленькая.

Игорь, 30 лет, начальник юридического отдела компании по производству насосного оборудования

– Что для вас значит милосердие?
– Это сострадание не только к близким, но и вообще, ко всем окружающим. Сочувствие, выражающееся в определенной помощи людям в трудные для них моменты.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Обязательно. Без милосердия никуда. Если у нас в наших сердцах не будет милосердия, то мы и людьми себя считать не имеем права. Без милосердия появляется равнодушие к общим проблемам, человек начинает замыкаться на себе, на своих благах, становится безразличным. Я считаю, у нас такого не должно быть в обществе.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я лично и наша компания помогаем детскому дому и дому престарелых в Челябинской области. Мы организуем детские праздники, недавно построили игровые площадки, а в дом престарелых собираем необходимые вещи. Есть группа людей, которые проявляют неравнодушие. Это не только личная вера, но еще и воспитание.

Аравинден, студент-медик из Малайзии

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие – это когда один человек помогает другому, это должно происходить везде. Милосердие нужно, чтобы снять груз с плеч некоторых людей.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– На прошлой неделе я ехал в метро, и одна дама ехала с большой сумкой и не могла спуститься. Она попросила меня о помощи, и я помог ей, а потом пошел дальше. А дальше была еще одна лестница, и я решил дождаться женщины и помочь ей еще раз, и она сказала «спасибо большое».

– В вашей стране больше милосердия?
– Да, конечно. Я живу в России три года. Жизнь людей здесь и в Малайзии сильно отличается. Я не вижу здесь людей, которые помогают окружающим. Между тем, это обычное дело в моей стране, я это видел множество раз. Где бы ты ни был, если у тебя на улице что-то случилось, к тебе подходят и спрашивают «чем могут вам помочь». А здесь люди просто проходят мимо и не обращают внимания, им все равно.

«Владимир Ильич Ленин»

– Что для вас значит милосердие?
– Если жалеть человека, который сам себе вредит, сам себя в гроб загоняет, например, пьяниц, то это не милосердие. Наверное, их не стоит жалеть, потому что они сами выбрали себе дорогу. Но если человек заболел или как-то иначе попал в беду по независящим от него причинам, тогда естественно можно проявить милосердие.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я в своей жизни стараюсь больше надеяться на свои силы и больше сам помогаю, чем мне помогают. Несколько раз было, что и мне помогли, но в основном препятствуют. Здесь, например, наши доблестные органы сделали преступников, таскают и таскают в свое отделение.

Я подарил племяннику квартиру. Дочке оставил другую квартиру. А когда уйду, то сразу осчастливлю большое количество родственников, потому что заработал не Ленине за 20 лет на четыре квартиры и собираю на пятую.

Когда я начинал, то надеялся, что у меня будет собственный самолет – так резво все начиналось. Но вдруг всего этого не стало, поэтому остановился на квартирах.

С меня начали копировать образ, но другим «Ленинам» как-то не везет. Я думал, кто-нибудь меня превзойдет, появится нормальный, достойный Ленин. Когда они приходили, от меня зависело, оставить их здесь или нет – я имел влияние на милицию. По доброте своей я решил ладно, пусть работают. Мало того, дарил им вещи с собственного плеча, то пиджак, то кепку. Но все они начали вместо того, чтобы идти вверх, опускаться, стали алкоголиками. Деньги легкие, под рукой, они их зарабатывают и сразу пропивают. Получилось, что вместо добра я причинил им зло.

Евгения, 16 лет, школьница

– Что для вас значит милосердие?
–Сейчас так мало милосердия и у нас, и везде. Люди помогают только если заболел, например, ребенок, и надо его вылечить, но и то очень мало. Люди становятся злыми, становится меньше добра, мир деградирует.

– Почему вы так думаете?
– Из-за людей, их поступков. Люди и знакомые мне, и незнакомые в интернете смеются над больными, над немощными. Это плохо, и это я считаю злым. Или они говорят в лицо одно, а за спиной могут говорить совсем по-другому, и на самом деле они оказываются совсем другие, скрывают свои эмоции и свой характер.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я помогаю больным детям или могу немного денег подать прохожим на улице или положить в ящик для сбора на какую-нибудь операцию. Могу помогать родным, в том числе душевно. Например, если у них проблема, то можно подсказать решение, а если человек плохо себя чувствует, то помочь ему добрым словом, как-нибудь поддержать. Может, это и есть милосердие?

Сергей Павлович, писатель, бывший энергетик

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие это сложное понятие. Для некоторых людей милосердие – это так, знаете, развлечение. А настоящее милосердие – это когда ты отдаешь последнее и действительно хочешь помочь кому-то.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я писатель и эту тему тоже прорабатывал. За всю жизнь, а она у меня была большая, так чтобы по-настоящему милосердие, такого не было. Доброта была, забота, а милосердия – не было. Милосердие это что-то более высокое.

В мое время люди как-то лучше относились друг к другу. Так воспитывают сегодня – ты должен сам побеждать, быть эгоистом и все пробивать в этой жизни. Основа сегодняшней жизни – конкуренция.

Вот я читал, что Шварценеггер за годы своей актерской карьеры в своих фильмах убил 549 человек. Хотя он не очень много убивал, а больше красовался. Такие фильмы немножко вызывают жестокость. Особенно много в детских играх, непрерывно убивают и убивают. Для многих сейчас убийство человека – это уже так, ничего особенного.

Я четыре года жил на Кубе, там милосердие может быть проявить сложно, потому что все с одинаковым уровнем достатка, но люди там были добрее.

Н., 39 лет, историк философии и религии

– Что для вас значит милосердие?
– Никогда не задумывалась об этом. Русский язык такой богатый. Составное слово – милующее сердце.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– По отношению ко мне – да. С моей стороны – намного реже. У меня, например, очень тяжело заболела мама, у нее нашли рак, и я фактически осталась одна с этой бедой. Я заканчивала институт, поступала в аспирантуру, и денег у меня не было совсем, а оплачивать надо было все.

Я сразу подготовилась к тому, что попаду в страшную передрягу, чуть ли не до продажи квартиры. Все люди, с которыми я встречалась, может быть, видя мой возраст, не взяли с меня ни копейки, все врачи помогали как могли. А когда надо было заплатить очень большие деньги за химиотерапию, они сделали так, что мы смогли получить ее бесплатно.

Я вылечила маму. От меня не потребовалось продавать квартиру, хотя я бы это сделала. Для меня это был колоссальный акт милосердия, абсолютно не банальный. Причем сопли никто не разводил – есть у человека работа, и он ее делал. Очень конкретно, очень спокойно, меня буквально водили за руку по этапам лечения. И я пришла немного в себя. В итоге врачи сохранили не одну, а две жизни.

– Что, вы совсем никому не помогали?
– Почему никому? Что я, совсем урод что ли? Деньги я даю, просто целенаправленно – не нищим, а конкретным людям, которых я знаю. Старым, соседям, близким. Я не совершаю каких-то поступков. Это очень просто, делать какие-то посильные конкретные вещи, без совершения «акта милосердия». Покупаю, например, достаточно дорогие лекарства одинокому человеку, который не может их купить.

Или моя мама лежала в палате, в которой было девять человек. Нет ни санитарок, никого. Приди, помоги, убери, правильно? Все в пыли, убери ты эту пыль, людям дышать легче станет. То есть какие-то элементарные вещи. Не думаю, что это милосердие. С другой стороны, людям полегче стало, доброе слово от меня услышали. Может быть, боль несколько уменьшилась.

Константин, 41 год, офицер

– Что для вас значит милосердие?
– Как гражданин России я считаю, что милосердие – это бескорыстная помощь.

– Нужно ли милосердие и почему?
– Нужно обязательно, потому что оно является одной из основ общества. Если в обществе отсутствует милосердие, то оно само себя погубит. Воины, идущие на войну, должны быть уверены, что если они погибнут, их семьи будут поддержаны. А воины, вернувшиеся с войны, должны быть уверены, что их государство тоже поддержит. Так же и социальные катаклизмы, которые дорого обходятся многим слоям общества.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Конечно. Я долго служил в Азии, приходилось спасать людей, которые попадали в тяжелые ситуации. Мы там служили, места пустынные, поселки через 150-200 километров, а морозы зимой бывают по 30-40 градусов.

Ситуации разные были: техника ломается, местное население, охотники, иногда застревали в глуши, мы их спасали. На стойбищах до сих пор сакманщиками работают без документов славяне, в том числе русские. Они бегут из рабства, их ловят, это ни для кого ни секрет. Беглых мы тоже спасали.

Эйтан Дегани, пенсионер из Израиля, бывший инженер

– Что для вас значит милосердие?
– Это способность одного человека действовать с любовью по отношению к другому человеку или множеству людей, или к животным. Это способность давать другому. Лично для меня милосердие это действовать с личным чувством по отношению к другим. Я не уверен, равняется ли милосердие состраданию. Сострадание – это видеть другого с высшей точки зрения, понять, чего он хочет, и помочь ему с этим.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Не знаю, понимает ли кто-нибудь мир, если только он не смотрит на него с религиозной точки зрения. Религиозная точка зрения дает общую картину с Богом и так далее. Мир нуждается в милосердии. Чем больше мир стремится смотреть на все с точки зрения экономики, тем меньше он замечает людей. Он думает только о развитии, о том, как заработать больше денег, и он не заботится о людях.

То же самое можно сказать про политиков и олигархов. Вы слышали про 99%, что элита составляет менее 1% населения, и им принадлежат все богатства? Это несправедливость по отношению к остальным людям. Повсюду в мире сейчас восстания и беспорядки. В Испании, России, в США на Уолл-стрит. Конечно, правительства действуют без сострадания. Они действуют с точки зрения того, как управлять людьми. А я бы хотел, чтобы политики смотрели на людей с большим состраданием, а не с этой эгоистичной точки зрения «как сохранить правительство». Да и некоторым религиям нужно больше сострадания.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Да, вчера мы остановили такси… Надеюсь, это не пойдет в КГБ? Нет? Хорошо. Мы увидели женщину с табличкой и попросили водителя такси остановиться. Она выглядела бедной, а на табличке было написано, что у нее двое детей. Все трое из нас, сидевшие в такси, дали ей немного денег. Это произошло просто автоматически.

Милосердие: христианское определение и примеры из Библии

Резюме

Перейти к разделу
Определение милосердия Величайшее проявление милосердия БогаБиблейские стихи о милосердииДеяния милосердия в БиблииКак проявить милосердие в нашей жизни

Поделиться статьей:

Милосердие очень распространенная концепция в Библии, но знаем ли мы, что это слово означает и как мы можем показать это в нашей жизни?

Мы можем обратиться к Священному Писанию и посмотреть на примеры как от Бога, так и от Иисуса Христа и их многочисленные акты милосердия. Наблюдая за их поведением и извлекая уроки из их уроков, мы можем лучше понять это слово.

Как только мы поймем, каким образом это слово может излучать позитив, мы сможем помочь улучшить жизнь других людей.

В этой статье мы рассмотрим, что такое милосердие, чем оно отличается от Божьей благодати, а также некоторые из многих примеров Божьего милосердия в Библии.

Определение милосердия

Определение милосердия в английском словаре — это существительное в действии. Милосердие означает «миссию или действие, направленное на облегчение страданий других». Слово взято из средневековых латинских слов «merced» и «merces», что означает «уплаченная цена».

В Библии милосердие используется в отношении прощения или отказа от наказания. Писание особенно говорит о Божьем прощении, а также о прощении Иисуса Христа.

Слово «милосердие» также популярно в юридическом контексте, например, когда судья проявляет снисходительность при вынесении приговора. Это называется милостью суда. При использовании в этом контексте это слово является более синонимом милосердия и снисходительности.

Другие родственные слова, которые вы найдете в тезаурусе, включают; благодать, доброта, великодушие, прощение и сострадание. Разница между этими терминами и милосердием заключается в том, что милосердие — это действие, осуществляемое из-за этих чувств сострадания и доброты.

Элементы не найдены.

Величайшее Божие милосердие

Ничего не найдено.

Возможно, самый значимый и запоминающийся пример милосердия в Библии – это когда Бог проявил к нам милосердие, принеся в жертву Своего единственного сына. Иисус Христос был распят на Кресте, чтобы заплатить цену за наши грехи. Через его смерть мы можем покаяться в своих грехах и попросить прощения.

Это тоже пример Божьей благодати. Хотя это очень похоже, а иногда и то же самое, что и в приведенном выше примере, есть разница между Божьей благодатью и Божьей милостью.

Короче говоря, Божья благодать — это дар Господа, которого мы не заслужили.

Примером благодати Божией является милосердие Божие. По милости Божьей мы не получаем наказания, которого заслуживаем. Примером Божьей милости является Его прощение, когда мы каемся в своих грехах. По милости Божией прощаются наши грехи.

Милосердие Божие

Многие молятся «да помилует меня Бог», другие провозглашают, чтобы Бог «помилуй меня». Через жизнь, смерть и воскресение Божья милость дается не только Его детям Израиля, но и всем, кто принимает Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя.

Пример Божьего милосердия можно найти в истории о гонителе Савле. Савл был набожным фарисеем, который взял на себя задачу найти и убить последователей Иисуса Христа. Он поставил перед собой задачу уничтожить христианство, по одной набожной душе за раз.

Саул не видел причин, чтобы прекратить свое поведение, но однажды по пути в Дамаск, чтобы продолжить свои убийства, Бог явился человеку в виде ослепляющего света и заговорил с ним.

Несмотря на ослепление, Саул продолжил свой путь в Дамаск. Однако вместо того, чтобы убить мужчин и женщин, уверовавших в Иисуса Христа, как он изначально планировал, Савл раскаялся в своих грехах. Позже Бог вернул ему зрение.

Бог решил поговорить с Саулом, доказывая Своё существование. В результате душа Саула была спасена.

Библейские стихи о милосердии

Ничего не найдено.

Библия полна множества примеров милосердия нашего возлюбленного Господа и Спасителя. Его милость велика, непоколебима и бесконечна.

Вот лишь несколько примеров милости, которую Бог явил другим.

2 Царств 24:14, «Давид сказал Богу: я в глубокой печали. Впадем в руки Господа, ибо велика милость Его; но не дай мне попасть в руки человеческие».

Колоссянам 3:13, «Снисходите друг к другу и прощайте друг друга, если кто из вас имеет обиду на кого-то. Прощайте, как и Господь простил вас».

Матфея 5:7, « Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Луки 6:36-37, «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. 37 «Не судите, и не судимы будете. Не осуждайте, и не будете осуждены. Простите, и вы будет прощено».

Титу 3:5, «он спас нас не по праведности, которую мы сотворили, а по Своей милости. Он спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом»,

Евреям 4:16 , «Давайте же с уверенностью приблизимся к Божьему престолу благодати, чтобы мы могли получить милость и обрести благодать, чтобы помочь нам в наше время.»

Деяния милосердия в Библии

Иисус олицетворяет акт Божьего милосердия в человеческом обличье. Он показал в Библии акты милосердия, которые превосходят доброту и сострадание. Христос милостив, и многие видят в Нем лик милосердия.

Через действия Иисуса, описанные в Библии, мы узнаем, что такое истинное милосердие. Он исцелял больных, слепых и глухих. Иисус также возвращал мертвых к жизни.

Если в этих действиях нет милосердия, не будем забывать, что он простил тех, кто его казнил.

Иисус проявил милосердие в Писании, утешая тех, кто был в беде, и облегчая боль страдающих.

Иисус проявляет милосердие

Иоанна 8 в Новом Завете рассказывает нам о времени, когда Иисус столкнулся с разгневанной толпой, которая осуждала женщину, которую они обвинили в прелюбодеянии. Враждебно настроенная толпа повернулась к Иисусу, восклицая: 

«Учитель, эта женщина была уличена в прелюбодеянии. В Законе Моисей заповедал нам побивать таких женщин камнями. Что скажешь ты?»

Вместо того, чтобы поддаться гневу враждебной толпы и пойти по пути наказания, Иисус проявил милосердие к женщине, сказав: 

без греха, первый брось в нее камень».

Когда толпа рассеялась, Иисус и женщина остались одни. Он сказал ей:

«Иди теперь и оставь свою греховную жизнь» 

Иисус пришел к нам от Бога не для того, чтобы наказать, а чтобы взять на Себя грехи мира и простить. Он мог бы легко бросить первый камень и привести толпу к кровавому бунту, казнив женщину за ее грехи. Вместо этого Иисус напомнил тем, кто хотел осудить женщину, что у всех есть грехи, в которых они должны быть виновны. Каждому также дается дар прощения за свои грехи через него.

Ничего не найдено.

Принесите Божью мудрость в свою неделю

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись PRAY, и вы начнете получать наши Еженедельные молитвы мудрости, которые будут приходить на ваш почтовый ящик каждый вторник.

Аллилуйя! Вас ждут хорошие новости

Упс! Что-то пошло не так при попытке добавить этот адрес электронной почты.

Предоставляя свой адрес электронной почты, я разрешаю Pray.com использовать мой адрес электронной почты в маркетинговых целях, а также соглашаюсь с условиями.

Как проявить милосердие в нашей жизни

Хотя значение милосердия одинаково независимо от ситуации, оно может выглядеть по-разному в разных случаях. Милосердие может варьироваться в зависимости от контекста, в котором оно используется. 

Мы можем проявлять милосердие в нашей жизни, совершая случайные акты доброты и сострадательно обращаясь с другими.

Когда мы видим кого-то в бедственном положении, например, тех, кто просит благотворительные пожертвования за пределами продуктовых магазинов. Благодаря этим маленьким милостям у нас есть возможность проявить снисхождение и значительно помочь улучшить чью-то жизнь. У нас также есть возможность не проявлять милосердия, что отдаляет нас от Бога.

Чтобы получить больше молитвенных указаний, загрузите приложение Pray.com в iOS App Store и Google Play.

Ничего не найдено.

АВТОР

Редакция Pray.com

Pray.com, запущенный в 2017 году с целью укрепления веры и развития сообщества, является приложением № 1 в мире для ежедневной молитвы и религиозного медиаконтента. Pray.com — это самый простой способ включить молитву в свою повседневную жизнь и расширить свой путь веры. Pray.com вдохновляет людей из всех слоев общества с помощью ежедневных молитв, программ «Библия за год» и «Библейских историй на ночь».

Принесите Божью мудрость в свою неделю

Зарегистрируйте бесплатную учетную запись PRAY, и вы начнете получать наши Еженедельные молитвы мудрости, которые будут приходить на ваш почтовый ящик каждый вторник.

Спасибо! Ваша заявка принята!

Ой! Что-то пошло не так при отправке формы.

Что означает милосердие — Ежедневная надежда пастора Рика


Рик Уоррен

Милосердие подобно алмазу; оно многогранно. Вот семь граней милосердия, которые вам нужно практиковать, потому что я гарантирую, что если вы научитесь быть агентом милосердия, это изменит ваши отношения.

1. Милосердие означает терпеливое отношение к причудам людей. Как набраться терпения по отношению к своим детям, супругу или друзьям? Библия говорит в Иакова 3:17, : «Мудрость свыше прежде всего чиста. Он также миролюбив, нежен во все времена и готов уступить другим. Он полон милосердия»  (NLT). Чем мудрее вы становитесь, тем терпеливее и милосерднее вы становитесь.

2. Милосердие означает помощь всем вокруг вас, кто страдает. Нельзя любить ближнего, как самого себя, не проявляя милосердия. В Притчах 3:27 говорится: 9.0066 «Когда можешь, делай добро тем, кто в этом нуждается» (GNT).

Но Бог не просто наблюдает за тем, что вы делаете. Он наблюдает за вашим отношением: «[Когда] проявляешь милосердие, делай это с радостью» (Римлянам 12:8 NIV).

3. Милосердие означает предоставление людям второго шанса. Когда кто-то причиняет нам боль, мы обычно хотим отомстить или списать этого человека со счетов. Но Библия говорит: «Перестань быть озлобленным, злым и злым на других. Не кричите друг на друга, не проклинайте друг друга и никогда не грубите. Вместо этого будьте добры и милосердны и прощайте других, как и Бог простил вас через Христа» (Ефесянам 4:31-32 CEV).

4. Милосердие означает делать добро тем, кто причинил вам боль. Милосердие дает людям то, что им нужно, а не то, что они заслуживают. Почему мы должны это делать? Потому что именно это Бог и делает с вами: «Любите своих врагов, делайте им добро и давайте им взаймы, не ожидая ничего взамен. Тогда награда ваша будет велика, и вы будете сынами Всевышнего, потому что [Бог] добр к неблагодарным и злым.

Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Луки 6:35-36 NIV).

5. Милосердие означает быть добрым к тем, кто обижает вас. Вы должны быть больше заинтересованы в привлечении людей ко Христу, чем в победе в споре. Иуды 1:22-23 говорит, «Помилуй сомневающихся. Спасите других, вырвав их из адского огня. Прояви милосердие к другим, даже если ты боишься, что их греховная жизнь может запятнать тебя»  (ГВ).

6. Милосердие означает наведение мостов любви к непопулярным. Это то, что я называю преднамеренной милостью, потому что вы намеренно строите дружбу с людьми, у которых нет друзей или которых не принимают на работе или в обществе. Когда фарисеи спросили, почему Иисус ел с мытарями и другими непопулярными людьми, Иисус сказал:

«Я хочу, чтобы вы миловали, а не приносили жертвы. знайте, что они грешники»  (Матфея 9:13 NLT).

7. Милосердие означает ценить отношения выше правил. Послание к Римлянам 13:10 говорит: «Любовь исполняет требования Божьего закона».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *