Весело-грустно (мажор-минор) | План-конспект по музыке на тему:
РАЗРАБОТКА
Занятия по вокалу к авторской адаптационной образовательной программе
внеурочной деятельности «ЗВОНКИЙ ГОЛОСОК»
Тема: « ВЕСЕЛО-ГРУСТНО « (МАЖОР-МИНОР) второй год бучения
Автор:
учитель музыки
МБОУ г.Иркутска СОШ №67
Тимакова Ольга Александровна
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: постижение учащимися понятий мажор-минор как важного средства выражения различных настроений;
Формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Предметные:
- обучить применению в практической деятельности понятий « мажор» и « минор;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
-учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Метапредметные:
- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Личностные:
— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
— воспитывать потребность в общении с музыкой.
Методы:
Словесно- индуктивный, частично- поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, междисциплинарных взаимодействий.
Оборудование:
Компьютер, СД- проигрыватель, фонограммы песен, фортепиано, репродукция картины В.Васнецова « Аленушка», тексты стихотворений.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент.
- Музыкальное приветствие (разогрев и распевание) исполняется два раза: сначала в мажоре, потом в миноре.
- А какое приветствие вам больше понравилось — первое или второе? Почему?
- В чем заключается разница между этими приветствиями?
- Тема нашего занятия «Весело — грустно». Эти настроения в музыке выражают понятия: « лад», « мажор», « минор».
ДРУЖБУ ЗВУКОВ, ГОВОРЯТ,
НАЗЫВАЮТ СЛОВОМ «ЛАД»
Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный . (Поем мажорную гамму вверх).
I Мир, в полумрак погруженный, открыл нам лад минорный. (Поем минорную гамму вверх).
■ Беседа о настроении обоих ладов, их окраске.
- Слушаем произведения разных композиторов для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и есть цель нашего занятия.
Р. Шуман « Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»
Л.Бетховен «Сурок»
Д. Кабалевский «Клоуны»
-Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.
Почему произведение Д.Кабалевского называется «Клоуны», а не «Клоун»?
Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображен веселый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный — хмуриться.
-Ах, какие клоуны- безобразники! Все перепутали! Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что к минору! (Один ряд подбирает характеристики для мажора, другой ряд- для минора, распределяя слова: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, светло, задорно, восторженно, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, темно).
-Если мы понятия « мажор» и « минор» перенесем в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?
-А теперь я предлагаю вам спеть песни- распевки «Лягушка» и «Муравей».
Вокально- хоровая работа:
Исполняем песни.
- Чему нас учат эти песни? (ответы детей).
- Какой лад соответствует каждой из этих песен?
- Беседа о различных эмоциональных состояниях, отраженных в других видах искусства.
Различные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных, произведения искусства в целом помогают нам стать лучше, добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво
— Я вам прочитаю два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя «Березка» и «Смерть березки». Мы знаем, что березка является символом России.
«Березка»
Теплом трепещущим, ветками влажными
Тянется к солнцу береза отважная.
Видишь, как цепко за мыс ухватилась?
Видишь, как ясно в воде отразилась?. .
Солнце ее, сиротливую, нежит,
Ветер ей косы зеленые чешет.
Дай ей, земля, животворного сока!
Станет она и прямой, и высокой!
Сердце не бьется в берёзке,
и все же На человека береза похожа!
«Смерть березки»
Лежит березка на земле сырой
С распоротой обугленной корой.
Ее сразила молния вчера
Ударом браконьерским топора.
А прежде руки утренней зари
Ей в уши продевали янтари,
И ветер к ней, бывало, прилетал
И ленты солнца в волосы вплетал.
Ах, ни одна из всех берез
Таких красивых не носила кос!
Березы ненавидели сестру,
Сучками ей царапали кору…
Теперь они трусят седой листвой
Над рухнувшей сестрицей неживой
И слезы тяжеленные, как ртуть,
Роняют ей на высохшую грудь.
-Меняется ли в каждом стихотворении настроение?
- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?
- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?
- Какому стихотворению соответствует какой лад?
-А эти стихотворения чему- то вас научили?
- -А теперь я предлагаю вам вглядеться в картину В. Васнецова «Аленушка», «прислушаться» к ней.
- Что мы слышим? (Вокруг тишина).
- Как изображены на картине девочка, ее фигура, глаза?( Она сидит, опустив голову, у нее босые ноги, растрепанные волосы).
- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
- Слушает ли Аленушка тишину?
- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? ( Она прислушивается, что отзовется ее братец Иванушка, это печальная тишина).
- Почему художник на картине изобразил вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Аленушки ее тревогу: скоро наступит ночь, а она еще не нашла брата).
- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?
- Какое из прослушанных в начале занятия музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?
- Давайте загадаем желание для Аленушки и споем для нее песню, соответствующую желанию, чтобы изменилось ее настроение! (Исполняем песню «Кошка» А. Пряжникова).
- ИТОГ:
- О чем же вы узнали сегодня на занятии?
- Мы узнали, что мажор и минор могут передавать определенные настроения. А музыка- это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, согласии, т.е.?(в ладу!)
- Наши встречи с мажором и минором на этом не заканчиваются, потому что мы слушаем и исполняем музыкальные произведения, каждое из которых имеет свое настроение, а значит ЛАД.
- МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОЩАНИЕ ( в мажоре).
Музыкальный материал:
- С. и Е. Железновы «Лягушка» (распевка)
- А.Пряжников «Кошка»(пение)
- Р.Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»(слушание)
- Л. Бетховен «Сурок» (слушание)
Д. Кабалевский «Клоуны»(слушание
«Почему человек грустит под минорные аккорды, а не под мажорные?» — Яндекс Кью
ПопулярноеСообщества
ОбразованиеИстория+3
Sam Carter
138Z»>4 сентября 2015 ·
14,0 K
ОтветитьУточнитьВадим Михалевский
458
Strategist. Scholar & Educator, Social Psychology mentor (Coursera, Wesleyan) · 21 янв 2018
По версии профессора Дэвида Хьюрона (David Huron), одного из ведущих исследователей в области музыкальной когнитивистики (music cognition), минорный лад перцептивно звучит печальнее, нежели мажорный, по следующей причине:
По его словам, понижение какой-либо ступени или ступеней «нормального» (привычного, вероятностно наиболее
В Западной музыкальной культуре, к которой мы относимся, таким «нормальным» ладом является мажор (около 70% всей западной музыки написано в мажоре). Поэтому, например, натуральный минор, со своими пониженными (относительно мажора) iii, vi и vii ступенями — звучит печально и грустно.
Проф. Хьюрон с коллегами также проводили кросс-культурные исследования — изучали восприятие экзотических музыкальных ладов, индийских раг. И, что характерно, несмотря на разительные отличия в строении данных ладов и традиционно западных структур — там также была обнаружена данная закономерность.
В завершение, хочу отметить, что данный эффект профессор Хьюрон относит к аналогии с человеческим голосом и восприятием его эмоциональной составляющей: медленная, тихая, сумбурная и ниже-чем-обычная по тональности речь автоматически воспринимается нами как более грустная и печальная.
Комментировать ответ…Комментировать…
Сергей Шамов
4,7 K
Пользователь TheQuestion · 21 янв 2018
Потому что музыка — это язык эмоций. На музыкальном языке эмоции выражаются точно так же, как рациональные мысли выражаются, скажем, на русском или английском. Музыка создана для того, чтобы передавать эмоции. Это её основная функция. Чтобы понять, как это работает, нужно прослушать небольшой рассказ Тимоти Зана «Из любви к Аманде». Лучше именно прослушать, а не… Читать далее
Илья Разумейко
1,6 K
Композитор, студент Венской консерватории · 28 июл 2015
Мажоро-минорная система окончательно сформировалась в европейской музыке к началу XVIII века. Тогда церковные лады стали делить на Modus major и Modus minor (cantus durus и cantus mollis). При определении нашего восприятия мажора или минора употребляются такие прилагательные: мажор — ясный, светлый,твердый, минор — темный, мягкий. Если мы объясняем эту тему детям в… Читать далее
Александр Табакаев
29 июля 2015
Это не ответ на вопрос «Почему?»
Комментировать ответ…Комментировать…
Илья Разумейко
1,6 K
Композитор, студент Венской консерватории · 9 сент 2015
Мажоро-минорная система окончательно сформировалась в европейской музыке к началу XVIII века.
Тогда церковные лады стали делить на Modus major и Modus minor (cantus durus и cantus mollis). При определении нашего восприятия мажора или минора употребляются такие прилагательные: мажор — ясный, светлый,твердый, минор — темный, мягкий. Если мы объясняем эту тему детям в… Читать далееСергей Грибановский
1 октября 2015
От Бутырки станет всем светлей. Очень неожиданный пример, да:)
Комментировать ответ…Комментировать…
Лев Овчинников
298
инженер · 28 апр 2016
Здесь нужно выделить в ответе два уровня. Для начала разберемся, чем отличаются чистые интервалы (октава, квинта, кварта) от всех прочих. Еще древние греки, изучая колебания двух монохордов (струны на палке), заметили, что только при определенных длинах струн звук становится приятным. При возбуждении колебаний струны формируется не только основная частота f, но и.
Комментировать ответ…Комментировать…
Fishbones Music
191
Мы — школа современной музыки. Наши преподаватели давно занимаются музыкой и у них целый… · 25 нояб 2016
Совсем необязательно. Есть много примеров веселых песен написанных в миноре и грустных в мажоре. А кроме того есть еще множество других ладов, которые дают другие оттенки настроений. В жизни же тоже бывает не только два этих настроения, но и их оттенки и смещения. Так и в музыке.
Комментировать ответ…Комментировать…
Анна Вировлянская181
просто так · 19 мар 2015
на мой взгляд это связанно с темпом.
мажорные мелодии зачастую быстрые, а быстрый темп отражает поведение человека, который радостен и весел, полон энергии и находится в движении, созидании.
минор зачастую медленен и отображает упадок сил, страх, отчаянье при которых человек созерцает, переоценивает, и, визуально, бездействует.
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
Сергей Белоусов
126
системный администратор, музыкант · 19 мар 2015
Потому что оттенки красного — веселые, а голубого — грустные 🙂 А если серьезно, то одно хорошее объяснение было найдено на просторах форумов музыкантов: “Противопоставление мажора и минора по эмоциональной модальности условно, хотя для этого противопоставления есть как акустические, так в ещё большей степени физиологические предпосылки (реакция голосовых связок)… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ скрыто(Почему?)
Действительно ли майор счастлив, а майнор грустен?
Существует распространенное мнение о музыке, что мажор — это радость, а минор — грусть. В сегодняшнем уроке мы рассмотрим, что на самом деле означает это утверждение, и, что, возможно, более важно, мы исследуем, насколько оно верно, а где ошибочно.
Чтобы помочь нам в этом, у нас есть несколько отличных примеров песен, некоторые из которых удивят вас неожиданным использованием мажора и минора!
Майор счастлив, а Младший грустит?О чем этот урок
Так что же такое «мажор» и «минор» в музыке?
Термины «мажор» и «минор» описывают звуковое качество (или звуковой характер) интервалов, аккордов, гамм и тональностей. Как мы говорили в этом уроке под названием «Как определить, является ли музыка мажорной или минорной» , мажорные и минорные аккорды, гаммы и тональности очень связаны между собой.
Мажорные и минорные гаммы
Чтобы понять обозначения мажорных и минорных гамм, начнем с гамм. Как вы знаете из теории музыки, гамма — это группа нот, расположенных от самой низкой к самой высокой или от самой высокой к самой низкой. Есть много типов, но наиболее распространенными являются эти две гаммы с 7 нотами, известные как 9.0017 основной и дополнительный .
Под «мажором» и «минором» музыканты понимают, как строятся гаммы — мы знаем, каков конкретный рисунок между нотами. Независимо от того, с какой ноты мы начинаем, мажорная и минорная гаммы всегда одинаковы.
Вот почему нам нужны диезы и бемоли, поскольку они позволяют нам поддерживать правильный рисунок независимо от того, с какой ноты начинается гамма.
Гамма мажор, начинающаяся с G, мажорная гамма, начинающаяся с D, натуральная минорная гамма, начинающаяся с A 9.0011 Гамма натурального минора, начинающаяся с GЕсли вам интересно, сколько существует этих гамм, проверьте их в этом уроке: «Сколько мажорных гамм и почему?»
Также есть 3 варианта минорной гаммы. Узнайте, почему и как их использовать в этом уроке: «Почему существуют 3 минорные гаммы?»
Мажорная и минорная гаммы были и остаются основой многих музыкальных произведений, которые мы слышим. С их помощью были сочинены миллионы произведений и песен.
Но разве мажорные гаммы «счастливее» минорных?
Без контекста мы не можем сказать. Это просто группа нот, играемых вверх и вниз. Как мы увидим, это всегда зависит от того, как они используются.
Мажорные и минорные интервалы
Термин «интервал» в музыке — это просто расстояние между любыми двумя нотами. Если бы я спросил вас, : «Какой это интервал?» Прошу назвать расстояние между двумя конкретными нотами.
Название музыкального интервала состоит из двух частей:
- По количеству шагов в интервале (например, 2, 3, 4 и т.д.)
- По качеству (мажорные, минорные и др.).
Теперь вопрос: действительно ли малые интервалы печальнее больших?
Допустим, у нас есть этот интервал – большая терция от до до ми.
Интервал большой терции(от до до ми)
Теперь вот малая терция – это от до до ми-бемоль.
Малая терция(от до до ми-бемоль)
У вас может возникнуть соблазн назвать малую терцию грустной, но что, если эти самые интервалы будут разработаны. Что, если бы мы добавили к ним еще несколько нот, чтобы создать из них последовательность аккордов? В этом примере все еще грустно?
Последовательность аккордов вокруг мажорных и минорных терций вверхуНезависимо от того, согласны мы с тем, как это заставляет нас чувствовать (если вообще что-либо!), я уверен, что мы можем, по крайней мере, согласиться с тем, что многое изменилось.
Это еще раз демонстрирует, что все дело в контексте.
Мажорные и минорные аккорды
Итак, давайте сравним аккорды. Вот мажорный аккорд (точнее, соль мажор), за которым следует его минорный аналог (соль минор). Соль минор печальнее мажора?
Аккорд соль мажор, за которым следует аккорд соль минорЯ знаю, у нас может возникнуть соблазн описать минорный аккорд как более печальный. Но что, если мажорный аккорд сыгран слишком низко на самых нижних клавишах фортепиано? Это уже не так воодушевляет, не так ли?
Низкий соль-мажорный аккордА что, если быстро сыграть пару минорных аккордов с крутой басовой партией и веселым ритмом? Не думаю, что кому-то этот гитарный рифф покажется грустным :
Минорные аккорды в минорной тональности не обязательно «грустные».Мажор и минор объективны. «Счастливый» и «грустный» субъективны.
Наше краткое рассмотрение мажорных и минорных лейблов показывает нам два важных факта, которые работают вместе:
- Звуковые качества мажора и минора фиксированы и всегда одинаковы. Мажорную гамму можно играть быстро, медленно, громко, тихо, высоко, низко, на фортепиано или тромбоне, в большом зале или крошечной комнате – это всегда мажорная гамма. То есть качество звука объективно.
- Но то, как мы реагируем на мажорную и минорную музыку, зависит от этого контекста. Как мы видели, мажорный аккорд, сыгранный очень низко, может быть довольно интенсивным. Серия минорных аккордов, сыгранных быстро, может звучать довольно воодушевляюще. Наши впечатления и реакции на эти звуки субъективны.
Итак, мы продолжаем сталкиваться с проблемой контекста . Это ключевое слово здесь. Слишком много переменных, чтобы сводить музыку к простому переключению между «счастливым» и «грустным». В музыке контекст решает все . Нота, аккорд или гамма могут иметь совершенно разные эффекты в зависимости от того, как они используются.
В 2013 году журнал Rolling Stone провел опрос своих читателей, чтобы выбрать самые грустные песни всех времен. Из 10 выбранных самых грустных песен 7 в мажорной тональности. Очевидно, что музыка — это нечто большее, чем просто тональность.
Из 10 выбранных самых грустных песен 7 в мажорной тональности.
Прежде чем мы перейдем к некоторым действительно классным примерам веселые второстепенные песни и грустные мажорные песни , имейте в виду несколько моментов:
- Музыка не может быть эффективно сведена к простому переключению между весельем и грустью. Это гораздо сложнее. Мы испытываем ностальгию, надежду, злость, страх, разочарование, благодарность и сотни других тонких чувств. А как насчет тех моментов, когда мы не совсем понимаем, что и как мы чувствуем? Музыка пробуждает все это в своих слушателях.
- Не вся музыка вообще выражает какие-либо эмоции. Композитор может сочинить тему, развить и превратить ее в шедевр, не имея в виду никаких внемузыкальных историй или особых чувств. Это музыка, которая существует исключительно ради удовольствия от прослушивания.
- Эмоции субъективны. Поскольку у людей разное происхождение и разный опыт, одна и та же музыка может вызывать у них совершенно разные реакции.
- Если у нас войдет в привычку навязывать музыке прилагательные-эмоции, мы действительно лишимся опыта прослушивания. Мы также столкнемся с проблемами: если мажорный аккорд всегда радостный, а минорный всегда грустный, то как насчет мажорного 7-го или минорного 9-го? Как насчет уменьшенных и увеличенных аккордов? Как насчет музыки, которая находится вне системы мажор-минор?
Таким образом, нет необходимости присваивать чувство интервалам, аккордам и гаммам. Лучшими ярлыками являются сами термины мажор и минор, потому что они описывают звук и являются объективными.
Примеры «грустных» песен в мажорных тональностях
Plain White T’s: Hey There Delilah
Эта песня, выпущенная в 2006 году, наверное, одна из самых грустных песен, которые я когда-либо слышал, хотя она и написана в ре мажор .
Так что же грустит?
Помимо текста, изображающего разлуку, и простого гитарного бренчания, песня в основном состоит из 2 чередующихся аккордов, корни которых разделены на треть. Это означает, что:
- Последовательность будет состоять из 1 мажорного и 1 минорного аккордов.
- Какое-то время мы не получаем четкого доминирующего аккорда (в данном случае аккорда ля мажор), поэтому тональность остается несколько неопределенной.
Например, куплет состоит в основном из аккордов ре мажор и фа диез минор. Припев в основном состоит из аккордов ре мажор и си минор. В обоих разделах доминантный аккорд (который помогает установить тональность) требует времени, чтобы проявиться.
Вокальная мелодия также вносит большой вклад в настроение песни. И в куплете, и в припеве он имеет тенденцию очерчивать интервал минорной терции (между фа-диезом и ля).
Первый куплет из «Hey There Delilah» с выделением минорной терции между фа-диез и ля.Ссылка на песню на YouTube. (Ссылки открывают новую вкладку.)
REM: Everyone Hurts
В опросе журнала Rolling Stone 2013 года, о котором я упоминал ранее, эта песня была признана одной из самых грустных песен всех времен. Однако, несомненно, в ре мажор !
Даже последовательность аккордов начинается с чередования аккордов ре мажор и соль мажор. Так что же грустит?
Ну, тексты песен объясняют, как всем больно, поэтому они обязательно расстроят нас. Но в музыкальном плане наибольший вклад в настроение этой песни вносят:
- Темп : Для радиопесни Everyone Hurts довольно медленная, и это играет значительную роль в общем эффекте.
- Фрагментированная мелодия : Мелодия поется частями (от нескольких долей до 2 тактов). Наличие этих промежутков между стихами делает его более интроспективным, как будто дает нам время, чтобы обработать наши эмоции между мыслями.
- Примечательна и форма мелодических фрагментов : На протяжении всей песни мы часто слышим скачок, за которым следует короткий спуск. Эта форма в сочетании с темпом и промежутками между ними создает довольно меланхоличное настроение.
Мы видели эту технику фрагментированной мелодии в этом уроке о рисовании слов, где мелодия разрезается на короткие фразы, чтобы имитировать плач.
Первые несколько строк песни REM «Everybody Hurts» ре мажорСсылка на песню на YouTube.
Шинейд О’Коннор: Ничто не сравнится с тобой
Написанная Принсом и впервые выпущенная в 1985 году, это еще одна чрезвычайно популярная грустная песня. Это ключ? Фа мажор!
Это интересный пример, потому что если мы посмотрим на последовательность аккордов и мелодию с ней, то нет ничего, что могло бы сказать, что это особенно грустно. Он начинается с длинного аккорда фа мажор и продолжает типичную последовательность аккордов I – V – vi (в этой тональности это фа мажор, до мажор и септаккорд ре минор).
Первая строка из песни Шинейд О’Коннор «Ничто не сравнится с тобой» фа мажорТак что же делает ее такой эмоциональной?
Помимо самих текстов, это исполнение певцом. В версии Шинейд О’Коннор мы слышим, как ее голос иногда надламывается, шепчет, тяжело дышит и плачет (на словах «вам» ).
Если бы это было аранжировано для оркестра или солирующего фортепиано, было бы очень сложно уловить эти эмоциональные нюансы вокала.
Сравните популярную версию здесь с этой версией для фортепиано здесь. Хотя фортепианная аранжировка сделана хорошо и прекрасно сыграна, я подозреваю, что она не была бы такой эмоциональной, если бы мы не знали оригинала.
Adele: Someone Like You
Этот хит 2011 года всем известен как грустная песня о расставании. Но знаете ли вы, что это тональность ля мажор? Ну как может быть так грустно?
Как мы уже видели пару раз:
- Это слова и их смысл,
- Медленный темп,
- Исполнение певца,
- Форма и содержание мелодии.
Как мы видим в некоторых из этих примеров, вокальная линия обычно имеет паузы после каждых нескольких слов. Например, первый куплет идет: «Я слышал» (небольшая пауза), «что вы» (небольшая пауза), «успокоился» . Это обычно (и уместно) для интроспективных или меланхоличных песен.
В припеве звучит мощный голос Адель в лучшем виде. Как мы видели ранее с «Ничто не сравнится с тобой» , умелое исполнение передает эмоции в песне. Опять же, было бы очень сложно сделать то же самое с инструментальной аранжировкой одной и той же мелодии.
Также заметно то, что мы видели ранее в Hey There Delilah , мелодии часто обозначают интервал нисходящей минорной терции:
Первые строки песни Адель «Someone Like You» ля мажорСсылка на песню на YouTube.
The Everly Brothers: Love Hurts
Несмотря на частые намеки на относительную минорную тональность, песня определенно соль мажор. Так как же это может звучать так грустно?
По своим характеристикам она похожа на другие песни, которые мы рассмотрели в этом уроке, поэтому нам не нужно снова их обсуждать. Что примечательно в этом, так это то, что вокальная линия состоит из мелодических фрагментов, которые всегда нисходят.
Посмотрите здесь на первые 12 тактов вокальной партии и обратите внимание, что мелодии всегда идут вниз:
Первые 12 тактов «Love Hurts» The Everly BrotherВ сочетании с медленным темпом эти настойчивые спуски делают песню грустной. Возможно, лучшим словом для описания эффекта будет смирение или сдача ( «любовь причиняет боль, и мы ничего не можем с этим поделать» ).
Taps
Если вы хотите доказать, что контекст решает все, подумайте о « Taps » — пьесе, которую играли на солдатских похоронах. Я уверен, что мы все можем согласиться с тем, что это чрезвычайно мрачная мелодия:
«Отстукивание», состоящее всего из 3 нот, составляющих мажорный аккорд.Как видно из обозначений выше, он состоит всего из 3 разных нот, составляющих мажорный аккорд. Так почему же все так серьезно и грустно?
- Потому что он очень медленный,
- И самое главное, он ассоциируется у нас с войной, смертью и похоронами. Это контекст еще раз. Из-за этого эта мелодия считается грустной независимо от ее основного музыкального содержания.
Примеры «Веселых» песен в минорной тональности
Фаррелл Уильямс: Счастливый
Подождите, что? Мега-хит Фаррелла Уильямса написан в минорной тональности?
Ага! «Happy» фа минор. Послушайте и посмотрите на запоминающийся рифф из куплетов, несомненно, фа минор:
Вставка из песни Фаррелла Уильяма «Happy»Так что же делает ее «счастливой»?
Несколько вещей.
- Несмотря на общую тональность, песня начинается с аккорда F7 (F–A–C–E-бемоль), сразу настраивающего на нужный лад.
- Используется натуральный минорный лад (известный также как эолийский лад). Как мы говорим в этом уроке о минорных гаммах, гамма натурального минора (с 7-й ступенью выше), гамма смягчает восхождение к тоническому минору по сравнению с гармонической минорной гаммой .
- Но больше всего это ритмы . Ритмы быстрые, веселые и заразительные. Вспомните басовую партию и аплодисменты во время припева или аккомпанемент «да», это всего лишь несколько примеров.
Ссылка на песню на YouTube.
Звуки музыки: Мои любимые вещи
Популярная мелодия из «Звуков музыки» ми минор. Так что же делает его «счастливым»?
Опять же, ритм играет решающую роль, поскольку быстрый темп помогает создать хорошее настроение.
Что действительно интересно, так это то, что, несмотря на общую тональность ми минор, в последовательности аккордов очень мало минорных аккордов. Например, первый куплет имеет длину 16 тактов: первые 4 состоят из ми минор, а затем все мажорные аккорды, кроме 2 тактов.
Первые 16 тактов «Моих любимых вещей» из «Звуков музыки»Кроме того, обратите внимание, что когда аккорд ми минор, мелодия полностью избегает ноты соль. нота, которая отличает его от ми мажор, в котором вместо этого будет соль-диез). Его отсутствие существенно!
Ссылка на песню на YouTube.
Abba: Money, Money, Money
Эта песня явно ля минор. Он не только начинается с аккорда ля минор, но и последовательно повышенная септаккорд (нота соль становится соль-диез) подталкивает ноты к определенной тонике на ноте ля.0003
Ссылка на песню на YouTube.
Впрочем, у меня нет даже намека на грусть. Это, конечно, субъективно, но если бы мне пришлось это описывать, я бы сказал, что под музыку приятно танцевать, а тексты выражают разочарование.
Это делает вывод из предыдущего: музыка не должна выражать какое-то конкретное чувство/я, но даже если бы это было так, есть много других, помимо просто счастья и грусти.
Есть много тонкостей, которые делают эту песню такой, какая она есть, но прежде всего это быстрый темп. На протяжении всего этого урока мы видели, что 9Темп 0017 оказывает большее влияние на то, будет ли произведение счастливым или грустным, чем клавиши и аккорды .
Чем-то эта песня напоминает мне « Турецкий марш » Моцарта из его Сонаты для фортепиано № 1. 11. Это произведение тоже в ля миноре, быстрое, и каждый раздел строится на предыдущем, придавая ему большое чувство сплоченности и направленности одновременно.
Эти атрибуты оказывают большее влияние на его эмоциональное содержание, чем то, является ли тональность мажорной или минорной.
Пегги Ли: Лихорадка
Хотя басовая партия этой известной песни напоминает тональность ля минор, песня вовсе не грустная. Как следует из названия, это больше о страсти.
Вступительная басовая партия из песни Пегги Ли «Fever»При прослушивании песни обратите внимание, что на протяжении всей вокальной мелодии отсутствуют ноты B и F, сводящие гамму к пентатонике ля минор.
Минорная пентатоникаЭто вместе со слегка раскачивающимся ритмом придает ему оттенок блюза. Спектакль плавный и, возможно, несколько соблазнительный. Как бы мы ее ни описывали, мне трудно сказать, что это грустная песня, несмотря на минорную гамму.
Заключение
Если мы вынесли из сегодняшнего урока только одну вещь, то она должна быть следующей: мажор не означает автоматически «веселая музыка», а минор не означает автоматически «грустную музыку».
Если мажор «счастлив», а минор «грустен», то это верно лишь в очень ограниченной степени. Это верно только в изоляции. Когда минорный аккорд помещается в последовательность, все может измениться.
Темп, тембр, ритм, мелодия и другие музыкальные атрибуты оказывают большее влияние на общее впечатление от произведения.
Подумайте об этом так:
Красный цвет имеет для нас разное значение в зависимости от того, когда, где и как он используется. В День святого Валентина он символизирует страсть и любовь, а в военных фильмах означает кровь и боль. Белые цветы могут быть символом счастья на свадьбе, но также и грусти на похоронах.
Все дело в контексте, тонкостях и нюансах. Все в музыке и то, что она значит для людей, определяется тонкими деталями нот. Именно контекст делает его таким, какой он есть. Все дело в том, как музыкальные особенности, которые мы исследовали сегодня (например, ритмы, темпы, аккорды, исполнение и инструменты), взаимодействуют друг с другом.
Минорный тон всегда был грустным?. Это культурная обусловленность? Был ли… | Эбигейл Цай
Sizzle. Бзззз….Поп . Синти-поп-группа изо всех сил пытается быть услышанной сквозь хруст и помехи едва существующего радиосигнала.
Вы смотрите вперед, на темную пустынную дорогу перед вами. На многие мили не видно ни души.
Photo by Kevin Bosc on Unsplash“ Bzzz …Baby I love… поп… умереть без тебя… шипит… задушит…. хруст …» Лоу-файный бас безжалостно бухал.
«Боже, эта музыка отстой», — раздраженно бормочете вы. Сняв одну руку с руля, ты тянешься к переключателю радио.
Фото Фрэнка Альбрехта на UnsplashПоворот, поворот….
Внезапно что-то призрачное и неземное доносится до ваших ушей. Вы поворачиваете диск назад, чтобы найти его.
Одинокий голос поет непонятные слова под мрачную простую мелодию. Вот только голос не звучит… как человеческий. Ты наклоняешься ближе.
Это была скрипка с простым фортепианным аккомпанементом.
Голос скрипки был сочным и низким. Казалось, что ему есть что рассказать. Когда яркий звук обволакивает ваши уши, вы начинаете чувствовать… грусть.
Но это не имеет смысла. Почему вам будет грустно? Не было слов, нельзя было сказать, о чем музыка. Так как же объяснить волну меланхолии, внезапно обрушившуюся на твою душу?
Это, казалось бы, странное явление объясняется двумя причинами.
- Судя по положению и движению пальцев, искусному владению смычком, ласкающим струны скрипки, и боли в сердце, скрипач Йозеф Хасид заставил скрипку плакать. Когда человек плачет, ему не нужны слова, чтобы другие знали, что ему грустно.
- Музыка была в миноре. «Несовершеннолетний», в частности.
Действительно, вы можете использовать науку для объяснения эмоций.
…
Почти вся западная музыка состоит из мажорных или минорных гамм. И мажорная, и минорная гаммы состоят из 7 различных тонов, причем восьмой тон совпадает с первым: 9. 0003
Разница между двумя гаммами заключается в 3-й, 6-й и 7-й высоте каждой гаммы.
В мажорной тональности 3-я, 6-я и 7-я повышаются на полтона. В натуральном миноре 3-я, 6-я и 7-я на полтона ниже.
Эти тонкие изменения могут иметь огромное значение в том, как песня или музыкальное произведение воздействуют на слушателя.
Но с научной точки зрения, действительно ли музыка, составленная из мажорной гаммы , повышает уровень дофамина, связанного со счастьем, тогда как музыка в минорной гамме на самом деле заставляет слушателя чувствовать себя более грустным?
Фото Эрика Нопанена на UnsplashОтвет: нет. Причина, по которой мы думаем, что песни в миноре звучат «грустнее», а песни в мажоре — «счастливее», заключается в том, что наши уши так устроены. Большая часть музыки, которую мы слушаем с детства, соответствует формуле мажор = счастье и минор = грусть.
Стихи о расставании? Минорный ключ. Тексты песен о вечеринках и развлечениях? Главный ключ. Песня о смерти? Минорный ключ. Еще о празднике и свободе? Главный ключ.
Музыка прошлого
Музыка не всегда была такой. В эпоху Средневековья и Возрождения «характер» и «воздействие» западной музыки основывались на том, сколько бемолей или диезов было в тональности.
- Бемоль в ключевой подписи ассоциировался со словами «мягкий», «грустный» или «мягкий».
- Резкие знаки в ключевой подписи ассоциировались с «напряженным», «взволнованным» или даже «сердитым».
Когда в музыке было больше остроты, тексты часто говорили что-то взволнованное. Когда бемолей стало больше, текст стал спокойнее и мягче.
Все это постепенно изменилось, когда в музыку вошла эпоха барокко. Композиторы, такие как И. С. Бах, помогли представить слушателям мажорную и минорную гаммы, какими мы их знаем сегодня. Но почему мажорные и минорные гаммы так закрепились в западной музыке?
Почему главное ассоциируется с радостью, а малое с грустью?’Причина 1: выше? счастливее. Ниже? Грустный.
Чтобы создать мажорную гамму, вы должны «поднять» определенные тона, а чтобы создать минорную гамму, вы «понижаете» те же тона.
Высшее ассоциируется с более счастливым. Когда кто-то говорит, что он «под кайфом» (отказался от марихуаны, сахара, недавнего опыта и т. д.), обычно он получает удовольствие. А ниже, ну… вы, наверное, догадываетесь. Слова «депрессант», «на дне» явно ассоциируются с унынием.
Счастливый человек может выразить свое счастье, прыгнув или подпрыгнув на ногах. Печальный человек сутулится, его тело ближе к земле. Края улыбки изгибаются вверх, а хмурый взгляд изгибается вниз. Так что для композиторов или авторов песен было бы разумно использовать эти небольшие изменения высоты тона вверх или вниз, чтобы обусловливать эмоции и чувства.
Photo by Nathan Dumlao on UnsplashПричина 2: больше напряжения, больше диссонанса
Кроме того, минорное трезвучие может выражать больший диссонанс, чем мажорное трезвучие (трезвучие = простой аккорд, из которого состоит большинство гармоний). Терция трезвучия ниже минорного аккорда, что означает, что она ближе к тонике (первой и самой важной ноте любой тональности, в которой звучит музыка). Это создает немного более резкий эффект по сравнению с мажорным трезвучием, заставляя ухо оживиться. Этот диссонанс может означать бедствие.
Тенденции отхода от модели мажор/минор:
Независимо от истории западной музыки, недавние исследования показывают, что все больше и больше популярной музыки отходит от этой традиционной модели. Часто можно услышать грустные песни в мажорной тональности и наоборот. На самом деле, в прошлые времена лучшая музыка не определялась эмоционально по тональности. Многие композиторы прошлого добавляли минорные оттенки к музыке в мажорной тональности и мажорные оттенки к музыке в минорной тональности.
…
Фото Кевина Боска на UnsplashВаши эмоции больше не озадачивают вас , вы расслабляетесь на своем сиденье. Мелодия становится более взволнованной, скрипка поднимается все выше и выше.