Психология урок: Урок 1. Общая психология

« Человек и его духовные ценности».

Урок психологии в 9 классе.

Тема: « Человек и его духовные ценности».

 

Разработал:

Невзорова Г.В.

педагог-психолог МАОУ СОШ № 31

 

 

Цель:  осмысление духовной сущности человека, актуализация ценностей, обсуждение духовных ценностей и их влияния на выбор профессии.

 

Оборудование: листы бумаги, листы со списком ценностей.

 

Ход урока.

 

I.                  Приветствие.

 

Здравствуйте! Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе».  Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день.

 

II.               Введение в тему, проблему.

 

Сегодняшний урок я начну с притчи, название которой располагает к глубокому размышлению.

 

Притча «Богатство, Удача и Любовь».     

Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил лесник с женой и дочерью, постучали. Жена открыла дверь и увидела на пороге трех дам. Их лица закрывали темные вуали.

         — Мы – Богатство, Удача и Любовь, — сказали они. – Вы можете впустить только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в вашем доме.

         Жена лесничего попросила их немного подождать: «Я должна посоветоваться с семьей». Во время семейного совета она сказала:

         — Я впустила бы Удачу, ведь она поможет нам наладить наши дела.

         Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:

         — Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно живется.

         Услышав это, дочь взмолилась:

         — Давайте впустим Любовь! Это – моя мечта!

         Отец и мать, пошептавшись. Решили, что они свое уже отжили, и если уж дочь мечтает о любви. То пусть хотя бы она будет счастлива. Жена лесничего открыла дверь дома  и объявила дамам свое решение:

         — Пусть войдет Любовь.

         Любовь вошла в дом, и в нем стало невероятно светло, как днем. А вслед за ней, взявшись за руки. В дом вошли Богатство и Удача.

                                                

 Вопрос:

 Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

       ( о человеческих ценностях, о смысле его жизни)

 

Пишется тема урока на доске.

 

А сейчас мы посмотрим, есть ли какая-нибудь заветная мечта у вас.

 

Упражнение «Мечта».

Ведущий просит ребят на листочках бумаги написать, какая самая большая мечта есть у ребят. Листочки (не подписанные) сдаются ведущему и зачитываются вслух (если ребята разрешают).

 

Вопрос:

Отчего у вас такие разные мечты?

 

Действительно, наши мечты такие непохожие. Кто-то мечтает о любви, кто-то о богатстве, кто-то о здоровье, славе, власти. Зависит это от многих причин, а одна их них – сформировавшиеся ценности.

 

Жизнь – прежде всего дыхание. «Душа – дух», а умер – прежде всего – перестал дышать. Так говорили исстари. «Дух вон!» — значит умер.

 

Вопрос:

А что такое душа, «дух»?

            (внутренний мир человека, его сознание, самосознание)

 

Вопрос:

Что такое ценности?

           (то, что человек ценит в жизни, в людях, в себе)

 

Вопрос:

Какие ценности вы знаете?             (учащиеся перечисляют)

Но жизнь человека освещают еще и такие ценности как Творчество, Люди, Любовь, Истина, Власть, Красота, Бог, Закон, Я.

 

Вопрос:

Как вы думаете, какие это ценности?

             (нравственные).

 

Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в ценности души, её чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».

Значит, эти ценности относятся к духовным.

 

Мы появились в этом мире с какой-то целью.

Обозначение проблемы — вопросы:

1.     С какой именно?

2.     Что я должен сделать за свою жизнь?

3.     Как реализоваться?

4.     Какую роль для этого играют духовные ценности?

 

На эти вопросы мы постараемся ответить в конце нашего урока.

 

III.            Углубление темы, проблемы.

 

Упражнение «Ценностные ориентации».

Перед вами список ценностей (30) в алфавитном порядке:

 

Ø Благородство                                           

Ø Вежливость

Ø Воля

Ø Деньги

Ø Доброта

Ø Дружба

Ø Жизнерадостность

Ø Здоровье

Ø Интерес к искусству

Ø Искренность

Ø Любовь

Ø Милосердие

Ø Мудрость

Ø Незлопамятность

Ø Общительность

Ø Образованность

Ø Порядочность

Ø Принципиальность

Ø Развлечения

Ø Самокритичность

Ø Свобода

Ø Смелость

Ø Сочувствие

Ø Счастливая семья

Ø Терпимость

Ø Трудолюбие

Ø Умение прощать

Ø Целеустремленность

Ø Честность

Ø Щедрость

 

Задания:

Проранжируйте для себя эти ценности по степени значимости;

Подчеркните, на ваш взгляд, духовные ценности.

 

Вопросы:

1.     Какие ценности попали в первую 5-ку?

2.     Перечислите духовные ценности.

3.     Отметьте уже реализованные ценности.

4.     В какой степени реализованы духовные ценности?

 

Вопрос:

Какой вывод можно сделать?

 

Все мы знаем, что наше физическое тело состоит из того, что мы пьем, едим, дышим.

Мы заботимся и о белках, и о витаминах, и о микроэлементах, и о тепле, и о чистом воздухе, так как знаем, что болезнь накажет нас за отсутствие этой заботы.

 

Вопросы:

1.     А так ли старательно мы заботимся о своей душе?

2.     Заботимся ли мы о появлении у нас новых мыслей, переживаний, поступков?

 

А за отсутствие этой заботы о душе мы наказываемся скукой, раздражительностью, стыдом, ленью, тревожностью.

Поэтому мы и не принимаем духовные ценности жизни.

А умение искать и находить в окружающих людях лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

 

Задание:

Давайте опять посмотрим на наши ценности и напишем 1 – 2 профессии, которые соответствуют вашим уже реализованным ценностям.

Вопрос:

Как выбор профессии может быть связан с духовными ценностями?

 

Человек выбирает себе профессию, которая позволяет реализовать ему свои ценности.

Ценности – это наиболее общие образования, которые определяют нашу жизнь, помогают найти смысл жизни.

 

IV.            Выводы.

 

Вопрос:

Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

 

Мы пришли в этот мир, чтобы служить чему-то высшему.

Если ты принял то, что является достойной ценностью, то жизнь твоя осмысленна.

Можно перенести любые физические и моральные страдания, если у вас есть ценности и цель.

 

И в заключении я хочу прочитать стихотворение Шекспира:

 

Моя душа, ядро земли греховной,

Мятежным силам отдаваясь в плен,

Ты изнываешь от нужды духовной

И тратишь их на роспись внешних стен.

Недолгий гость, зачем такие средства

Расходуешь на свой наемный дом,

Чтобы слепым червям отдать в наследство

Имущество, добытое трудом?

Расти, душа, и насыщайся вволю,

Копи свой вклад за счет бегущих дней,

И, лучшую приобретая долю,

Живи богаче, внешне победней.

Над смертью властвуй в жизни быстротечной,

И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.

                                                     В. Шекспир.

 

Успехов вам в вашем духовном росте!

И новых вершин!

Пусть только истинные ценности освещают ваш жизненный путь!

 

 

 Литература.

1.     Иванов А.Н. Притчи и истории для тренера и консультанта. СПб.: Речь, 2007. 192 с.

2.     Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. Спб.: «Речь», 2003. 118 с.

3.     Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.

4.     Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подроствков. СПб.: Речь, 2007. 216 с.

 

 

Психология. Лекции, уроки по Психологии — Студопедия

К вашему вниманию представляем курс Психология. Здесь собраны обучающие уроки по Психологии, лекции по Психологии.

  1. Возникновение психологии как науки
  2. Основные отрасли психологии
  3. Единство мира и проблема психики
  4. Психика как субстанция и психика как субстрат
  5. Методы психологии
  6. Ощущение Восприятие Внимание
  7. Виды памяти в психологии
  8. Мышление и воображение в психологии
  9. Сознание высший уровень развития психики
  10. Взаимодействие сознания и подсознания человека
  11. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
  12. Воля как характеристика сознания
  13. Состояния сознания человека
  14. Личность и социальная среда
  15. Социализация и развитие личности | Cтадии социализации
  16. Психология юношеского возраста | Формирование самосознания
  17. Социальные роли личности
  18. Фрейдизм и психоанализ
  19. Бихевиоризм в психологии
  20. Когнитивная теория личности
  21. Гуманистическая теория личности маслоу
  22. Теории личности в психологии
  23. Психология личности введение
  24. Теория личности Юнга
  25. Психосинтез Ассаджиоли
  26. Трансперсональный поход С. Гоффа
  27. Трансперсональная система Уилбера
  28. Концепция Тойча | Учение и наука Хаббарда
  29. Психологическая структура личности
  30. Психология темпераменты характер человека
  31. Конституционные типологии темперамента | Клинические типологии
  32. Типология личности в психологии | Совместимость людей
  33. Акцентуация характера и неврозы
  34. Психосоциотипы
  35. Виды отношений между психосоциотипами
  36. Сенсорная типология личности
  37. Психогеомехрическая типологи
  38. Комплекс неполноценности | Личностный рост
  39. Типы людей | Локус контроля
  40. Жизненные сценарии человека
  41. Судьба человека | Адаптивность человека | Инстинкты человека
  42. Мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности
  43. Структура общения | Средства общения | Этапы общения
  44. Восприятие людьми друг друга | Познание друг друга
  45. Виды общения в психологии | Позиции в общении
  46. Брьеры в процессе общения | Мотивы поведения человека
  47. Реагирование в конфликте
  48. Форма контактов | Формы влияния
  49. Средства и методы психологического воздействия на человека
  50. Группа и коллектив
  51. Стили руководства коллективом | Лидер
  52. Психологические требования к менеджеру
  53. Реализация управленческих функций
  54. Принятие управленческих решений
  55. Эффективность деятельности руководителя
  56. Инженерная психология и эргономика
  57. инженерно психологическое проектирование
  58. Оценка инженерно-психологического уровня СЧМ
  59. Профориентация и профотбор
  60. Психологические аспекты травматизма
  61. Работоспособность человека
  62. Психические состояния в чрезвычайных ситуациях
  63. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
  64. Методы психологии: научных исследований, метод наблюдения, самонаблюдения
  65. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
  66. Психика и ее развитие
  67. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
  68. Психические познавательные процессы
  69. Деятельность и сознание личности
  70. Личность и ее понимание
  71. Мотивационная сфера личности
  72. Эмоциональная и волевая сферы личности
  73. Биологический фундамент личности
  74. Индивидуальные особенности личности
  75. Способности и роли личности
  76. Опорный «скелет» личности
  77. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
  78. Психологические особенности делового общения
  79. Психологические и этнические нормы и принципы делового общения
  80. Группа и ее структурная организация
  81. Характеристика групповых процессов
  82. Проблемы социально-психологической адаптации
  83. Общественное мнение в коллективе
  84. Понятие конфликта, его сущность
  85. Поведение в конфликтах. Как себя вести в конфликтных ситуациях
  86. Стресс и его особенности. Как бороться со стрессом
  87. Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики
  88. Эвристические методы решения творческих задач
  89. Личность и коллектив как объекты управления
  90. Личность и коллектив как субъекты управления
  91. Взаимодействие субъекта и объекта управления
  92. Искусство управлять людьми
  93. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
  94. Этикет в деятельности современного делового человека
  95. Способы психологической защиты



5 уроков социальной психологии о человеческом разуме

Трудно не увлекаться психологией. Он движет каждым из нас, и те же самые биологические механизмы, которые порождают страх и ненависть, позволяют нам проявлять любовь и бескорыстие.

Здесь мы выделяем пять невероятных жизненных уроков, которые мы можем извлечь из изучения социальной психологии.

 

1. Мы плохо понимаем друг друга

Одно из самых важных открытий, сделанных социальной психологией, заключается в том, что никто из нас не является прирожденным психологом. Понять, что чувствуют люди и почему они делают то, что делают, на самом деле очень сложно. Это имеет значение для области психологии, но, в более широком смысле, для того, как мы относимся друг к другу каждый день.

Известное исследование Росса, Грина и Хауса, посвященное ложному консенсусу, показало, что у людей есть когнитивная предвзятость, склонная полагать, что большинство других ведут себя так же, как они. Это приводит к убеждению, что люди, которые не согласны с нами, должны иметь более экстремальные черты характера или, грубо говоря, с ними что-то не так — факт, который иллюстрирует важность исследований в области социальной психологии.

 

2. Группы имеют решающее значение для нашей идентичности

В идее, что мы определяем себя группами, к которым присоединяемся, нет ничего нового. Однако новаторское исследование, проведенное Таджфелом и его коллегами в 1971 году, показало, что люди будут ассоциировать себя с группой и работать на благо этой группы, даже если они не знают, кто другие члены группы или какие они. Тейфал показал, что для того, чтобы воспринимать себя как людей с высоким статусом, люди будут активно работать над созданием группы, представляющей низкий статус. Этот контраст является неотъемлемой частью нашего самоощущения и, следовательно, нашего поведения.

 

3.  Поведение — это в основном воспитание, а не природа

Эксперимент с куклой Бобо — одно из наиболее примечательных исследований социальной психологии. В 1961 году доктор Альберт Бандура провел серию экспериментов, чтобы проанализировать влияние наблюдения на поведение и обучение. Он выбрал группы маленьких детей из класса и показал одной группе видео, на котором взрослый жестоко обращается с детской прыгучей куклой, а другая относится к ней нейтрально. Затем он познакомил детей с куклой в изолированной среде.

Дети, которым показали агрессивное видео, были более агрессивны по отношению к кукле Бобо, чем дети, которые этого не сделали. Это показало, что поведение, по крайней мере у детей, может определяться воспринимаемым поведением других.

 

4. То, о чем мы думаем, влияет на наш выбор. На самом деле то, о чем мы думаем в любой момент времени, может оказать существенное влияние на выбор, который мы делаем. Классическое исследование Darley & Batson подтвердило эту гипотезу в 1973 со своим экспериментом «Добрый самаритянин».

Чтобы проверить альтруистическое поведение, Дарли и Бастон создали несколько разных групп участников теста и попросили их пройти между двумя университетскими зданиями. Первый состоял из людей, которых попросили произнести речь о помощи другим, в то время как второй сказали, что им очень не хватает времени, чтобы добраться из одного здания в другое. Однако между двумя зданиями исследователи поместили раненого мужчину.

Они обнаружили, что те люди, которым сказали спешить, почти в три раза реже останавливались и помогали, чем контрольная группа. Более того, люди, которых попросили произнести речь о помощи другим, в два раза чаще останавливались, чем те, кто этого не делал. С помощью этого эксперимента Дарли и Бастон доказали, что на наш выбор могут сильно влиять окружающие факторы, несмотря на то, насколько постоянными мы можем считать нашу личность.

 

5. Для здоровой жизни нам нужно только одно

В 1939 году Гарвардский университет начал два очень специальных исследования, которые оказали глубокое влияние на область социальной психологии. Исследование Гранта и исследование Глюка были лонгитюдными экспериментами, предназначенными для проверки того, как психологические и эмоциональные состояния влияют на физическое здоровье в более позднем возрасте. Они изучили в общей сложности 726 мужчин старше 75 лет, чтобы выяснить, как различные переменные влияют на их здоровье. Вывод? Одна переменная выделялась больше всего:

«Самый четкий вывод, который мы получаем из этого 75-летнего исследования, заключается в следующем: хорошие отношения делают нас счастливее и здоровее. Точка».

Эта цитата Роберта Уолдингера, нынешнего директора проекта, резюмирует одно из самых глубоких исследований в области социальной психологии, когда-либо проводившихся, о том, что самым важным фактором, определяющим здоровье ума и тела, является любовь.

 

Расширьте кругозор. Изучайте социальную психологию вместе с нами.

Хотите больше узнать о социальной психологии? Модуль по биологической и социальной психологии  в рамках нашего дистанционного обучения Магистр психологии рассматривает человека как социальное существо, исследуя некоторые из самых известных исследований, касающихся таких вопросов, как соответствие, предрассудки и межличностные отношения.

Узнайте больше о нашем онлайн-курсе конверсии.

 

Предлагаемые планы уроков – Ассоциация психологических наук – APS

  • Миф: подсознательные сообщения могут изменить ваше поведение

    Обсуждение этого мифа предоставляет широкие возможности для интеграции тем, касающихся методов исследования, памяти, познания, ощущений и восприятия, а также социальной психологии.

  • Миф: лучше придерживаться первого импульса, чем вернуться и изменить ответы теста с несколькими вариантами ответов

    Заблуждение, с которым лучше всего разобраться в начале вводного курса.

  • Миф: мы на связи с реальностью

    Учащиеся узнают, что то, что они считают «реальным», является лишь одной из версий реальности, которая может радикально отличаться от опыта других людей.

  • Миф: травматические воспоминания часто подавляются, а затем восстанавливаются

    Это дает учащимся возможность увидеть, что анализ часто может привести к неокончательным выводам.

  • Миф: тренировка мозга сделает вас умнее

    Исследование этого убедительного мифа позволяет учащимся использовать инструменты научных рассуждений для оценки популярных утверждений об интеллекте.

  • Миф: слишком много сахара вызывает гиперактивность у детей

    Изучение фактов, лежащих в основе эффектов сахара, иллюстрирует многие психологические концепции, включая голод, эволюцию и психопатологию.

  • Миф: показания очевидцев — лучшее доказательство

    Действия в этом подразделении показывают, как показания очевидцев подвержены бессознательным искажениям памяти и искажениям даже среди самых уверенных в себе свидетелей.

  • Миф: мы используем только 10% нашего мозга

    Это подготовит учащихся к пониманию того, как все части мозга влияют на поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *