« Человек и его духовные ценности».
Урок психологии в 9 классе.
Тема: « Человек и его духовные ценности».
Разработал:
Невзорова Г.В.
педагог-психолог МАОУ СОШ № 31
Цель: осмысление духовной сущности человека, актуализация ценностей, обсуждение духовных ценностей и их влияния на выбор профессии.
Оборудование: листы бумаги, листы со списком ценностей.
Ход урока.
I. Приветствие.
Здравствуйте! Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе». Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу на целый день.
II. Введение в тему, проблему.
Сегодняшний урок я начну с притчи, название которой располагает к глубокому размышлению.
Притча «Богатство, Удача и Любовь».
Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил лесник с женой и дочерью, постучали. Жена открыла дверь и увидела на пороге трех дам. Их лица закрывали темные вуали.
— Мы – Богатство, Удача и Любовь, — сказали они. – Вы можете впустить только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в вашем доме.
Жена лесничего попросила их немного подождать: «Я должна посоветоваться с семьей». Во время семейного совета она сказала:
— Я впустила бы Удачу, ведь она поможет нам наладить наши дела.
Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:
— Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно живется.
Услышав это, дочь взмолилась:
— Давайте впустим Любовь! Это – моя мечта!
Отец и мать, пошептавшись. Решили, что они свое уже отжили, и если уж дочь мечтает о любви. То пусть хотя бы она будет счастлива. Жена лесничего открыла дверь дома и объявила дамам свое решение:
— Пусть войдет Любовь.
Любовь вошла в дом, и в нем стало невероятно светло, как днем. А вслед за ней, взявшись за руки. В дом вошли Богатство и Удача.
Вопрос:
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
( о человеческих ценностях, о смысле его жизни)
Пишется тема урока на доске.
А сейчас мы посмотрим, есть ли какая-нибудь заветная мечта у вас.
Упражнение «Мечта».
Ведущий просит ребят на листочках бумаги написать, какая самая большая мечта есть у ребят. Листочки (не подписанные) сдаются ведущему и зачитываются вслух (если ребята разрешают).
Вопрос:
Отчего у вас такие разные мечты?
Действительно, наши мечты такие непохожие. Кто-то мечтает о любви, кто-то о богатстве, кто-то о здоровье, славе, власти. Зависит это от многих причин, а одна их них – сформировавшиеся ценности.
Жизнь – прежде всего дыхание. «Душа – дух», а умер – прежде всего – перестал дышать. Так говорили исстари. «Дух вон!» — значит умер.
Вопрос:
А что такое душа, «дух»?
(внутренний мир человека, его сознание, самосознание)
Вопрос:
Что такое ценности?
(то, что человек ценит в жизни, в людях, в себе)
Вопрос:
Какие ценности вы знаете? (учащиеся перечисляют)
Но жизнь человека освещают еще и такие ценности как Творчество, Люди, Любовь, Истина, Власть, Красота, Бог, Закон, Я.
Вопрос:
Как вы думаете, какие это ценности?
(нравственные).
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в ценности души, её чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз».
Значит, эти ценности относятся к духовным.
Мы появились в этом мире с какой-то целью.
Обозначение проблемы — вопросы:
1. С какой именно?
2. Что я должен сделать за свою жизнь?
3. Как реализоваться?
4. Какую роль для этого играют духовные ценности?
На эти вопросы мы постараемся ответить в конце нашего урока.
III. Углубление темы, проблемы.
Упражнение «Ценностные ориентации».
Перед вами список ценностей (30) в алфавитном порядке:
Ø Благородство
Ø Вежливость
Ø Воля
Ø Деньги
Ø Доброта
Ø Дружба
Ø Жизнерадостность
Ø Здоровье
Ø Интерес к искусству
Ø Искренность
Ø Любовь
Ø Милосердие
Ø Мудрость
Ø Незлопамятность
Ø Общительность
Ø Образованность
Ø Порядочность
Ø Принципиальность
Ø Развлечения
Ø Самокритичность
Ø Свобода
Ø Смелость
Ø Сочувствие
Ø Счастливая семья
Ø Терпимость
Ø Трудолюбие
Ø Умение прощать
Ø Целеустремленность
Ø Честность
Ø Щедрость
Задания:
Проранжируйте для себя эти ценности по степени значимости;
Подчеркните, на ваш взгляд, духовные ценности.
Вопросы:
1. Какие ценности попали в первую 5-ку?
2. Перечислите духовные ценности.
3. Отметьте уже реализованные ценности.
4. В какой степени реализованы духовные ценности?
Вопрос:
Какой вывод можно сделать?
Все мы знаем, что наше физическое тело состоит из того, что мы пьем, едим, дышим.
Мы заботимся и о белках, и о витаминах, и о микроэлементах, и о тепле, и о чистом воздухе, так как знаем, что болезнь накажет нас за отсутствие этой заботы.
Вопросы:
1. А так ли старательно мы заботимся о своей душе?
2. Заботимся ли мы о появлении у нас новых мыслей, переживаний, поступков?
А за отсутствие этой заботы о душе мы наказываемся скукой, раздражительностью, стыдом, ленью, тревожностью.
Поэтому мы и не принимаем духовные ценности жизни.
А умение искать и находить в окружающих людях лучшее, просто хорошее, «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Задание:
Давайте опять посмотрим на наши ценности и напишем 1 – 2 профессии, которые соответствуют вашим уже реализованным ценностям.
Вопрос:
Как выбор профессии может быть связан с духовными ценностями?
Человек выбирает себе профессию, которая позволяет реализовать ему свои ценности.
Ценности – это наиболее общие образования, которые определяют нашу жизнь, помогают найти смысл жизни.
IV. Выводы.
Вопрос:
Можем ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?
Мы пришли в этот мир, чтобы служить чему-то высшему.
Если ты принял то, что является достойной ценностью, то жизнь твоя осмысленна.
Можно перенести любые физические и моральные страдания, если у вас есть ценности и цель.
И в заключении я хочу прочитать стихотворение Шекспира:
Моя душа, ядро земли греховной,
Мятежным силам отдаваясь в плен,
Ты изнываешь от нужды духовной
И тратишь их на роспись внешних стен.
Недолгий гость, зачем такие средства
Расходуешь на свой наемный дом,
Чтобы слепым червям отдать в наследство
Имущество, добытое трудом?
Расти, душа, и насыщайся вволю,
Копи свой вклад за счет бегущих дней,
И, лучшую приобретая долю,
Живи богаче, внешне победней.
Над смертью властвуй в жизни быстротечной,
И смерть умрет, а ты пребудешь вечно.
В. Шекспир.
Успехов вам в вашем духовном росте!
И новых вершин!
Пусть только истинные ценности освещают ваш жизненный путь!
Литература.
1. Иванов А.Н. Притчи и истории для тренера и консультанта. СПб.: Речь, 2007. 192 с.
2. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. Спб.: «Речь», 2003. 118 с.
3. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
4. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подроствков. СПб.: Речь, 2007. 216 с.
Психология. Лекции, уроки по Психологии — Студопедия
К вашему вниманию представляем курс Психология. Здесь собраны обучающие уроки по Психологии, лекции по Психологии.
- Возникновение психологии как науки
- Основные отрасли психологии
- Единство мира и проблема психики
- Психика как субстанция и психика как субстрат
- Методы психологии
- Ощущение Восприятие Внимание
- Виды памяти в психологии
- Мышление и воображение в психологии
- Сознание высший уровень развития психики
- Взаимодействие сознания и подсознания человека
- Эмоциональные процессы и управление эмоциями
- Воля как характеристика сознания
- Состояния сознания человека
- Личность и социальная среда
- Социализация и развитие личности | Cтадии социализации
- Психология юношеского возраста | Формирование самосознания
- Социальные роли личности
- Фрейдизм и психоанализ
- Бихевиоризм в психологии
- Когнитивная теория личности
- Гуманистическая теория личности маслоу
- Теории личности в психологии
- Психология личности введение
- Теория личности Юнга
- Психосинтез Ассаджиоли
- Трансперсональный поход С. Гоффа
- Трансперсональная система Уилбера
- Концепция Тойча | Учение и наука Хаббарда
- Психологическая структура личности
- Психология темпераменты характер человека
- Конституционные типологии темперамента | Клинические типологии
- Типология личности в психологии | Совместимость людей
- Акцентуация характера и неврозы
- Психосоциотипы
- Виды отношений между психосоциотипами
- Сенсорная типология личности
- Психогеомехрическая типологи
- Комплекс неполноценности | Личностный рост
- Типы людей | Локус контроля
- Жизненные сценарии человека
- Судьба человека | Адаптивность человека | Инстинкты человека
- Мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности
- Структура общения | Средства общения | Этапы общения
- Восприятие людьми друг друга | Познание друг друга
- Виды общения в психологии | Позиции в общении
- Брьеры в процессе общения | Мотивы поведения человека
- Реагирование в конфликте
- Форма контактов | Формы влияния
- Средства и методы психологического воздействия на человека
- Группа и коллектив
- Стили руководства коллективом | Лидер
- Психологические требования к менеджеру
- Реализация управленческих функций
- Принятие управленческих решений
- Эффективность деятельности руководителя
- Инженерная психология и эргономика
- инженерно психологическое проектирование
- Оценка инженерно-психологического уровня СЧМ
- Профориентация и профотбор
- Психологические аспекты травматизма
- Работоспособность человека
- Психические состояния в чрезвычайных ситуациях
- Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии
- Методы психологии: научных исследований, метод наблюдения, самонаблюдения
- Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Психика и ее развитие
- Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- Психические познавательные процессы
- Деятельность и сознание личности
- Личность и ее понимание
- Мотивационная сфера личности
- Эмоциональная и волевая сферы личности
- Биологический фундамент личности
- Индивидуальные особенности личности
- Способности и роли личности
- Опорный «скелет» личности
- Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- Психологические особенности делового общения
- Психологические и этнические нормы и принципы делового общения
- Группа и ее структурная организация
- Характеристика групповых процессов
- Проблемы социально-психологической адаптации
- Общественное мнение в коллективе
- Понятие конфликта, его сущность
- Поведение в конфликтах. Как себя вести в конфликтных ситуациях
- Стресс и его особенности. Как бороться со стрессом
- Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики
- Эвристические методы решения творческих задач
- Личность и коллектив как объекты управления
- Личность и коллектив как субъекты управления
- Взаимодействие субъекта и объекта управления
- Искусство управлять людьми
- Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
- Этикет в деятельности современного делового человека
- Способы психологической защиты
5 уроков социальной психологии о человеческом разуме
Трудно не увлекаться психологией. Он движет каждым из нас, и те же самые биологические механизмы, которые порождают страх и ненависть, позволяют нам проявлять любовь и бескорыстие.
Здесь мы выделяем пять невероятных жизненных уроков, которые мы можем извлечь из изучения социальной психологии.
1. Мы плохо понимаем друг друга
Одно из самых важных открытий, сделанных социальной психологией, заключается в том, что никто из нас не является прирожденным психологом. Понять, что чувствуют люди и почему они делают то, что делают, на самом деле очень сложно. Это имеет значение для области психологии, но, в более широком смысле, для того, как мы относимся друг к другу каждый день.
Известное исследование Росса, Грина и Хауса, посвященное ложному консенсусу, показало, что у людей есть когнитивная предвзятость, склонная полагать, что большинство других ведут себя так же, как они. Это приводит к убеждению, что люди, которые не согласны с нами, должны иметь более экстремальные черты характера или, грубо говоря, с ними что-то не так — факт, который иллюстрирует важность исследований в области социальной психологии.
2. Группы имеют решающее значение для нашей идентичности
В идее, что мы определяем себя группами, к которым присоединяемся, нет ничего нового. Однако новаторское исследование, проведенное Таджфелом и его коллегами в 1971 году, показало, что люди будут ассоциировать себя с группой и работать на благо этой группы, даже если они не знают, кто другие члены группы или какие они. Тейфал показал, что для того, чтобы воспринимать себя как людей с высоким статусом, люди будут активно работать над созданием группы, представляющей низкий статус. Этот контраст является неотъемлемой частью нашего самоощущения и, следовательно, нашего поведения.
3. Поведение — это в основном воспитание, а не природа
Эксперимент с куклой Бобо — одно из наиболее примечательных исследований социальной психологии. В 1961 году доктор Альберт Бандура провел серию экспериментов, чтобы проанализировать влияние наблюдения на поведение и обучение. Он выбрал группы маленьких детей из класса и показал одной группе видео, на котором взрослый жестоко обращается с детской прыгучей куклой, а другая относится к ней нейтрально. Затем он познакомил детей с куклой в изолированной среде.
Дети, которым показали агрессивное видео, были более агрессивны по отношению к кукле Бобо, чем дети, которые этого не сделали. Это показало, что поведение, по крайней мере у детей, может определяться воспринимаемым поведением других.
4. То, о чем мы думаем, влияет на наш выбор. На самом деле то, о чем мы думаем в любой момент времени, может оказать существенное влияние на выбор, который мы делаем. Классическое исследование Darley & Batson подтвердило эту гипотезу в 1973 со своим экспериментом «Добрый самаритянин».
Чтобы проверить альтруистическое поведение, Дарли и Бастон создали несколько разных групп участников теста и попросили их пройти между двумя университетскими зданиями. Первый состоял из людей, которых попросили произнести речь о помощи другим, в то время как второй сказали, что им очень не хватает времени, чтобы добраться из одного здания в другое. Однако между двумя зданиями исследователи поместили раненого мужчину.
Они обнаружили, что те люди, которым сказали спешить, почти в три раза реже останавливались и помогали, чем контрольная группа. Более того, люди, которых попросили произнести речь о помощи другим, в два раза чаще останавливались, чем те, кто этого не делал. С помощью этого эксперимента Дарли и Бастон доказали, что на наш выбор могут сильно влиять окружающие факторы, несмотря на то, насколько постоянными мы можем считать нашу личность.
5. Для здоровой жизни нам нужно только одно
В 1939 году Гарвардский университет начал два очень специальных исследования, которые оказали глубокое влияние на область социальной психологии. Исследование Гранта и исследование Глюка были лонгитюдными экспериментами, предназначенными для проверки того, как психологические и эмоциональные состояния влияют на физическое здоровье в более позднем возрасте. Они изучили в общей сложности 726 мужчин старше 75 лет, чтобы выяснить, как различные переменные влияют на их здоровье. Вывод? Одна переменная выделялась больше всего:
«Самый четкий вывод, который мы получаем из этого 75-летнего исследования, заключается в следующем: хорошие отношения делают нас счастливее и здоровее. Точка».
Эта цитата Роберта Уолдингера, нынешнего директора проекта, резюмирует одно из самых глубоких исследований в области социальной психологии, когда-либо проводившихся, о том, что самым важным фактором, определяющим здоровье ума и тела, является любовь.
Расширьте кругозор. Изучайте социальную психологию вместе с нами.
Хотите больше узнать о социальной психологии? Модуль по биологической и социальной психологии в рамках нашего дистанционного обучения Магистр психологии рассматривает человека как социальное существо, исследуя некоторые из самых известных исследований, касающихся таких вопросов, как соответствие, предрассудки и межличностные отношения.
Узнайте больше о нашем онлайн-курсе конверсии.
Предлагаемые планы уроков – Ассоциация психологических наук – APS
Миф: подсознательные сообщения могут изменить ваше поведение
Обсуждение этого мифа предоставляет широкие возможности для интеграции тем, касающихся методов исследования, памяти, познания, ощущений и восприятия, а также социальной психологии.
Миф: лучше придерживаться первого импульса, чем вернуться и изменить ответы теста с несколькими вариантами ответов
Заблуждение, с которым лучше всего разобраться в начале вводного курса.
Миф: мы на связи с реальностью
Учащиеся узнают, что то, что они считают «реальным», является лишь одной из версий реальности, которая может радикально отличаться от опыта других людей.
Миф: травматические воспоминания часто подавляются, а затем восстанавливаются
Это дает учащимся возможность увидеть, что анализ часто может привести к неокончательным выводам.
Миф: тренировка мозга сделает вас умнее
Исследование этого убедительного мифа позволяет учащимся использовать инструменты научных рассуждений для оценки популярных утверждений об интеллекте.
Миф: слишком много сахара вызывает гиперактивность у детей
Изучение фактов, лежащих в основе эффектов сахара, иллюстрирует многие психологические концепции, включая голод, эволюцию и психопатологию.
Миф: показания очевидцев — лучшее доказательство
Действия в этом подразделении показывают, как показания очевидцев подвержены бессознательным искажениям памяти и искажениям даже среди самых уверенных в себе свидетелей.
Миф: мы используем только 10% нашего мозга
Это подготовит учащихся к пониманию того, как все части мозга влияют на поведение.