Минор — это… Что такое Минор?
Минорный звукорядМино́р (лат. minor — меньший, также малый) в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основая ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.
Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:
Звукоряд натурального ля минора |
|
Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор.
При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например «ля минор» (A-moll), «соль-диез минор» (Gis-moll) и т. п. Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия До минор — до, ми-бемоль, соль (C-Es-G).
Тональности
[[sk:Molová
dic.academic.ru
Лады народной музыки — дорийский лад, фригийский лад
В данной статье мы рассмотрим что такое лады народной музыки, то как они строятся и в чем их смысл. Прежде чем читать далее, рекомендую ознакомится со статьей о трезвучиях, где говорилось о том, как строить аккорды. Итак, начнем…
…Иногда в гармонии один аккорд звучит продолжительное время и хочется как-то разбавить его, да и вообще скучно, согласитесь, постоянно играть один и тот же аккомпанемент.
Тут и приходят на помощь лады. Вы могли слышать о них — это Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский. Сначала просто разберем как построить каждый из них и какие аккорды они обыгрывают.
Первый, в данной выше последовательности, ионийский лад характеризуется тем, что он мажорный, то есть отстроив интервалы этого лада от конкретной ноты мы получим мажорную гамму одноименной с этой нотой тональности. Ну вот, например возьмем ноту «ре»… отстраиваем следующие интервалы тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон — это и будет наш лад, который соответствует гамме ре-мажор:
Вторым рассмотрим эолийский, его особенность в минорности. Поэтому, применив соответствующую формулу для его построения, мы получим минорную гамму. Формула следующая — тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:
Отстроив данную последовательность от ноты «си», получится си-минорная гамма или эолийский лад.
Два рассмотренных нами лада (ре-мажор и си-минор) являются параллельными тональностями, все остальные лады похожи на них. Определить, кстати параллельные тональности можно просто запомнив что всегда через малую терцию от минорного аккорда располагается мажорный, причем гаммы каждого из них имеют сходный звуковой состав.
Дорийский также является минорным и отличается от эолийского только повышенной шестой ступенью, следовательно строение его будет: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон. Применим это к ноте «ми» и в полученной гамме найдем трезвучие…
как мы и говорили получился минорный аккорд ми (не забывайте, что аккорды строятся терциями, то есть ми — от нее терция получится соль, затем от соль терция — будет си, следовательно трезвучие = ми, соль, си).
Следующий на очереди фригийский отличается от эолийского лада только пониженной второй ступенью и имеет формулу:полутон-тон-тон-тон-полутон-тон-тон. Его будем отстраивать от ноты фа-диез.
Построили? теперь, как и в случае с дорийским посмотрим какой аккорд у нас образуется в найденной последовательности… трезвучие его будет фа-диез, ля, до-диез, следовательно аккорд фа-диез минор.
Лидийский является мажорным подобно ионийскому, но отличается от него повышенной четвертой ступенью, следовательно строение у него следующее: тон-тон-тон-полутон-тон-тон-полутон. Постройте его от ноты соль.
Как обычно теперь можно найти трезвучие…первая нота — соль…ля пропускаем, си оставляем…до-диез пропускаем, ре оставляем… трезвучие будет соль, си, ре, что соответствует соль мажору (G).
У миксолидийского строение тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон, получается понижением в ионийском 7-ой ступени. Применим это для ноты ля. Затем в полученной гамме от ля берём трезвучие…получится ля, до-диез, ми или аккорд A.
Кстати, в данном случае если мы по
gorstorehov.com
Минор — это… Что такое Минор?
Минорный звукорядМино́р (лат. minor — меньший, также малый) в музыке — один из двух ладов (наряду с мажором) гармонической тональности. Характерная особенность минорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на малую терцию. Тоника (основая ладовая функция) минора представлена минорным трезвучием.
Существует несколько подвидов минора, отличающихся друг от друга звукорядом, типичным набором аккордов и (в меньшей степени) другими ладовым категориями. Например, ладовый звукоряд натурального минора строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон:
Звукоряд натурального ля минора |
|
Кроме того, существуют гармонический минор и мелодический минор.
При обозначении тональности слово «минор» (или moll) прибавляется к названию тоники, например «ля минор» (A-moll), «соль-диез минор» (Gis-moll) и т. п. Необращённое минорное трезвучие включает малую терцию, образованную между основным тоном и третьей ступенью, и большую терцию, построенную от третьей ступени. Так, состав трезвучия До минор — до, ми-бемоль, соль (C-Es-G).
Тональности
[[sk:Molová
biograf.academic.ru
Урок сольфеджио №9: Лад и тональность.Минор МузШок
Лад и тональность. Минор: натуральный, гармонический, мелодический
Минорным ладом или минором называется такой лад, в котором на тонике образуется минорное трезвучие. Мажорное трезвучие, образующееся на тонике, называется тоническим трезвучием.
Название лада минор характеризует малую терцию вверх от тоники, так как эта терция в наибольшей мере определяет окраску лада.
Натуральный минор, его гамма. Название и свойства ступеней
Гамма строится от тоники и до тоники, секунды расположены в следующем порядке б2, м2, б2, б2, м2, б2, б2. Гамма данного строения называется натуральным минором.
В натуральном миноре направление тяготений ступеней в общем такое же, как и в мажоре.
Параллельные тональности
Минор, такой же самостоятельный лад, как и мажор. Тем не менее на первое время удобно строить минор, исходя от мажора.
Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая одинаковый с ней звуковой состав. Мажор и минор, имеющие в натуральном виде одинаковый звуковой состав и, следовательно, одинаковые ключевые знаки, называются параллельными.
Минор как бы строится от 6 ступени мажора, принимаемой за тонику.
Гармонический и мелодический минор
Минор, так же, как и мажор, подвергся развитию. Особенно важное значение имеет гармонический и мелодический минор.
Гармонический минор отличается от натурального повышенной 7 ступенью. Благодаря этому повышению в миноре образовался такой же вводный звук, остро тяготеющий на полутон вверх к тонике, как в мажоре.
Мелодическим называется минор с повышенным 6 и 7 ступенями.
muzshok.by
МИНОР — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
МИНОР — многоголосный тональный лад, устойчивые звуки которого образуют малую терцию и чистую квинту (считая вверх от I ступени звукоряда).
Минорное наклонение характеризует лад в целом и в особенности его центральный аккорд — консонирующее тоническое трезвучие, имеющее малую терцию в основе. Употребительное обозначение минорной тональности совпадает с обозначением минорного трезвучия: строчная латинская буква или слог (a, b, h, c, cis, d, dis, es, e и т. д. в порядке возрастания высоты) означает звуковысотное положение тоники (основного тона тонического трезвучия), слово «moll» (от латинского mollis — мягкий) — минорный лад (наклонение).
Минорное трезвучие, несмотря на консонантность, невыводимо из натурального звукоряда и по своему фонизму противоположно мажорному трезвучию, что составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. «Тёмной» окраске минорного тонического трезвучия соответствует эмоциональная окраска лада, построенного на его основе. В классической тональной системе минор имеет 3 основных разновидности: натуральный, гармонический и мелодический. В строго диатоническом натуральном миноре минорны не только трезвучие тоники (T), но и все аккорды доминанты (D) и субдоминанты (S). Гармонический минор имеет вводный тон (высокую VII ступень), нарушающий строгую диатонику и сближающий его с одноим. мажором; в качестве D используется мажорное трезвучие, более остро тяготеющее в T. В мелодическом миноре высокие VI и VII ступени часто связаны с восходящим мелодическим движением.
Эпоха функциональной (гармонической) тональности, базирующейся на мажоре и миноре, охватывает в европейской музыке XVII-XIX веков. Процесс освобождения от интонационных формул старых ладов был для минора более сложен, чем для мажора. Даже в классико-романтический период (с середины XVIII до конца XIX веков), когда минор по образцу мажора приобрёл свой классический вид (опора на 3 главных аккорда — Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность некоторых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз) — остаток прежнего богатства старомодальной гармонии. К концу XIX века минор (как и мажор) отчасти реорганизуется за счёт включения в лад недиатонических элементов и функциональной децентрализации. В музыке XX-XXI веков минор существует как одна из многочисленных звуковых систем.
Литературу смотрите при статьях Гармония, Лад, Тональность.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
Переменные лады, мажоро-минор и др.
Переменные лады, мажоро-минор и др.
Кроме описанных выше ладов, существуют лады, объединяющие ,в себе два лада. Тоники их проявляются га музыке чередуясь, поэтому они называются переменными ладами.
Например:
Другой вид переменного лада называется м^ажоро-ми-н о р о м. В нем чередуются или сопоставляются одноименные мажор и минор. Обычно встречаются такие примеры мажоро-минора, когда один из них преобладает над другим. Это выражается в том, что один из них начинает и заканчивает собой мелодию или музыкальное произведение.
Например:
В музыке встречается минорный лад с двумя увеличенными секундами. По сравнению с натуральным минором в нем повышены IV и VII ступени. Его называют также дважды гармоническим ладом.
Например:
Изредка -можно (встретить в музыке лад, состоящий из последовательности целых тонов. Гамма такого лада называется целотонной. В этом ладе на всех ступенях образуются увеличенные трезвучия. Поэтому.-он называется увеличенным ладом.
Пример целотонной гаммы:
< Предыдущая | Следующая > |
---|
softpractice.ru
Диатонические лады на гитаре: аппликатуры, окраски, производные
«Диатонические лады», «Греческие» или как их ещё называют «Натуральные» — это лады, которые основаны на структуре натуральной мажорной гаммы, в которых за тонику взята одна из нот (ступеней) этой гаммы.
Если принять одну из 7 ступеней До-мажорной гаммы за тонику, то мы получим следующие диатонические лады:
Ионийский (Сmaj7) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Дорийский (Dm7) | 1 | 2 | ♭3 | 4 | 5 | 6 | ♭7 |
Фригийский (Em7) | 1 | ♭2 | ♭3 | 4 | 5 | ♭6 | 7 |
Лидийский (Fmaj7) | 1 | 2 | 3 | 4♯ | 5 | 6 | 7 |
Миксолидийский (Gmaj7) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | b7 |
Эолийский (Am7) | 1 | 2 | ♭3 | 4 | 5 | ♭6 | ♭7 |
Локрийский (Bmin7b5) | 1 | ♭2 | ♭3 | 4 | b5 | ♭6 | ♭7 |
- Ионийский лад — это первый лад, который начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы (в нашем случае это нота C). Ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма.
- Дорийский лад — это второй лад, который начинается со второй ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты D и заканчиваете нотой D.
- Фригийский лад — это третий лад, который начинается с третей ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты E и заканчиваете нотой E.
- Лидийский лад — это четвёртый лад, который начинается с четвёртой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты F и заканчиваете тоже нотой F.
- Миксолидийский лад — это пятый лад , который начинается с пятой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты G и заканчиваете нотой G.
- Эолийский лад — это шестой лад, который начинается с шестой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A. Эолийский лад — это натуральный минорный лад.
- Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты B и заканчиваете нотой B.
Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:
Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их окраску, и звучание.
Окраска диатонических ладов
Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых. Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее. Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному:
- Лидийский (один диез) характерен своим мечтательным, задумчивым, духовным звучанием. Именно такие гитаристы как Джо Сатриани и Стив Вай широко используют этот лад в своих импровизациях. Большинство альбомов Стива Вая, в той или иной мере, содержат в себе импровизации на основе расширенного Лидийского лада в Ми. В качестве примера можете послушать куплеты из «Flying in the blue dream» Джо Сатриани или куплет из очаровательной «Every Little Thing She Does Is Magic» The Police.
- Ионийский (нет ни диезов, ни бемолей) мы все прекрасно знаем его и слышали сотни раз. Звучит он торжественно, бодро, по детски и иногда даже пафосно. Послушайте Happy birsday.
- Миксолидийский (один бемоль) напоминает риффы типа «Oh Pretty Woman» и «I Feel fine» и звучит довольно энергично. И это единственный мажорный лад, который отлично ложится на доминантсептаккорд.
- Дорийский (два бемоля) лад характерен своей активностью и энергией. Звучит довольно весело для минора и является основным в арсенале джаз, рок, и фьюжин-гитаристов Например: Блэкмора и Хэндрикса.
- Эолийский (три бемоля) лад очень напоминает Хэви-метал со своими Iron Maiden и Judas Priest.
- Фригийский (четыре бемоля) самый «тёмный» из диатонических вариантов минора. Звучит мрачновато и некоторым людям напоминает испанские темы, а некоторые слышат в нём потенциал на трэш-металовские рифы. Возможно это из-за диссонанса между тоникой и малой секундой см. Интервалы на гитаре.
- Локрийский (пять бемолей) нельзя назвать ни мажорным ладом, ни минорным, он является условно диатоническим из-за того, что в его основе лежит уменьшенное трезвучие. Это единственный лад, которым можно обыграть полууменьшённые септаккорды (min7b5), которые звучат так напряжённо, что в аккордовых прогрессиях используются как промежуточные, нежели основные.
Производные лады
Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:
малая терция вниз ⇒
- С — Ионийский || Am — Эолийский
- F —Лидийский || D — Дорийский
- G — Миксолидийский || E — Фригийский
Так называемые «производные лады» являются диатоническими вариантами мажора и минора.
Аппликатуры диатонических ладов
Мажорные диатонические ладны:
Минорные диатонические лады:
Условно диатонический лад:
proguitarworld.ru