Миноры и мажоры: Лад в музыке: мажор и минор

Проникновение мажора в минор и наоборот

Подробности
Категория: Уроки теории

Вариантов тому много и в классической музыке, где тонические функции оттеняют краски противопоставлением одноименного мажора минору или наоборот. О доминантах с субдоминантами можно упоминать еще чаще. Разнообразна периодичность таких противопоставлений в классической музыке, и касается все это, прежде всего, горизонтали.

Данный материал уже составлен в отдельный урок и выложен в более подробном виде в новом разделе «Уроки джаза» с присутствующими комментариями и нотными примерами.

перейти к подробному уроку

В данном случае разговор идет о джазе, и в джазе имеет место еще более плотное проникновение мажора в минор, и психологическое воздействие на слушателя оно оказывает совсем иное, нежели романтическая музыка, так как, по факту мажор звучит одновременно с минором.


Речь идет о вертикали, вернее об использовании в гармонизации ступеней, присущих одноименному ладу.

Тоники и субдоминанты.

Во-первых, в блюзовой тонике мажора уже взято за основу звучание низкой третьей ступени на мажорной функции. Низкие третьи ступени на мажорной функции – также используются и в субдоминанте с доминантой. Здесь изменения (проникновения) происходят в мелодии. Реже может понижаться и пятая ступень в мелодии.

Другой случай, когда мелодия исполняется по ладовым ступеням, а вот в структуре средних голосов гармонии появляется ступени из одноименного лада. Это случай для доминант (вспомогательных доминант и двойных доминант), а также для блюзовых тоник (по структуре = доминантам).

Относится это, прежде всего, к средним голосам вертикали (чаще партия левой руки), на мелодию это может не оказывать никакого воздействия, но создавать дополнительное перечение (так как мажорные и минорные ступени начинают применяться одновременно) и тем самым усиливать джазовость звучанию. Напоминаем, что мажорный лад отличается от минорного третьей, шестой и седьмой ступенями.

Пример: доминантсепт – (G)FHEG#H – весьма распространен и для C мажора и для C минора. В нем E из мажора, а Ab минора. Проблем с разрешением этого аккорда нет CEGH (CEGHC), CEbGBb (CEbGAC). Все голоса можно грамотно разрешить как в мажор так и в минор, а возможно и с параллелизмом.

Все это сильно расширяет выбор средств для построения джазовой фактуры. Появляются дополнительные возможности для гармонизации мелодии. Очень сильно возрастает количество вариантов структурного построения аккордов доминантовой функции. И еще, в общую вертикаль добавляется более одного диссонирующего интервала.

По теории данная глава, вроде бы, получилась заумная. На практике все выглядит проще. У пианистов просто все это наиграно в руках. Прежде всего, все это касается доминанты (побочных доминант и двойной доминанты – как частный случай), либо их тритоновых замен.

Разумеется, музыка базируется более, чем на трех аккордах. Я же описываю случаи именно для трех функций. Если вы научитесь находить фактурное разнообразие в них, то в сложных цифровках будет проще, т. к. гармонически богатая тема уже сама по себе содержит элементы разнообразия.

Не забывайте, что в блюзе функцию тоники (субдоминанты) может нести аккорд доминантсептаккордовой структуры.

Итак: главная задача – конструирование джазового спектра при использовании взаимопроникновения одноименных ладов решается более, чем на сто процентов. Звучание получается весьма диссонирующим.

  • < Назад
  • Вперёд >

Внеклассное занятие «Понятие о мажоре и миноре».

Внеклассное занятие «Понятие о мажоре и миноре».

Цель: Познакомить учеников с понятиями «мажор» и «минор» их основными свойствами.(Дать им желание изучать музыку)

Задачи:

Образовательная: Сформировать знания о двух музыкальных ладах и их особенностях;

Воспитательная: Воспитать познавательный интерес к основным музыкальным понятиям;

Развивающая: Развить любознательность и творческие способности.

Знать: Понятие «Мажор» и «Минор», знать имена композиторов, которые проходят на уроке и их произведения

Понимать: Различие между мажором и минором, роль мажора и минора в музыке

Уметь: Определять лад музыки по его звучание , приводить примеры из жизни ,того что может быть мажорным и минорным

Анализировать: Раскрыть особенности мажороного и минорного ладов

Синтез: Обобщить материал урока с помощью работы с кроссвордом

Оценка: Свою работу на занятие

Средства обучения:

1)Кроссворды для каждой группы

Вопросы к кроссворду:

Как назвал король Дин-Дон 7-й своих солдат-певцов?? (звуки)

Из какой страны приехали два брата, которые помогли королю Музляндии? (Ладия)

Что получилось, когда братья составили всех королевских солдат в ряд?(звукоряд)

Как называлась песня Людвига Вана Бетховена , написанная в минорном ладу?(Сурок)

Сколько всего нот в музыке?(семь)

Жизнь какого композитора была похожа на мажорный лад?(Шуман)

2)Презентация

3)Портреты композиторов

4)Бумага и карандаши для рисования

Музыкальный материал:

Роберт Шуман «Веселый крестьянин»

2)Людвиг Ван Бетховен «Сурок»

Художественное оформление пространственной среды:

В начале занятия на интерактивной доске будет сразу включена презентация

На обычной доске висит табличка с названием страны

три команды

1. Организационный момент

На доске уже включена презентация.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнает о том, что такое музыкальный лад. И какие же есть два самых главных лада в музыке.

2.Вводная беседа

Педагог :Но расскажу я вам это не просто так, а настоящей волшебной легендой.

Для этого мы перенесемся в волшебную музыкальную страну Музляндию и заглянем в гости к королю Дин-Дону Седьмому.

(звучит волшебный звук, в презентации ,На экране король Дин-Дон)

3.Легенда о мажоре и миноре

Педагог: В давние-давние времена в сказочной стране под названием Музляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать, да скучать. Бывало, сядет он на свой трон и скучает…

От скуки ногами болтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам — песню запевать.

Солдаты были у него необычные —

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин — Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую.

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся,

С боку на бок повернётся,

И все заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь, как следует, совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Музляндию из далёкой страны Ладии два брата — Лада. Два брата, но какие они были разные. Один был весёлый плясун-хохотун, другой — грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного — Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали. Вести в Королевстве быстро разносятся. Решили они помочь королю…

Во дворец явились,

Королю, как положено, поклонились.

— Здравствуй, Дин-Дон,- говорят.

Хотим послушать твоих солдат.

— А ну, — скомандовал звукам король.

— Запевать все изволь! Раз-два! Раз-два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

Давай, — говорят, — Дин–Дон, мы тебе поможем из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд —

Получился ЗВУКОРЯД.

Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон.

Запевай,- скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд.

Получился звукоряд.

Не простой — МАЖОРНЫЙ

Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь — шагнул вперёд Минор. Скомандовал: На тон-полутон рассчитайсь! Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.

Тон, полутон,

Тон, тон, полутон.

Тон, тон.

— Запевай! — скомандовал Минор. Звуки запели:

Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поем,

И сейчас мы заревём.

С тех пор наступил порядок в Музляндии…

Дин — Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал,

Загрустит он — Минор явится,

Захочет веселиться — Мажор появится.

Стали звуки жить Ладно.

И песни звучали складно.

Вот такая, ребята, интересная легенда.

Как мы уже поняли

Мажор-это светлая и радостная лад.

А минор- спокойный, грустный, жалобный.

(Во время всего повествования презентация переключается в зависимости от того, о чем идет речь)

4. Рассказ о композиторах Л.В.Бетховене и Р.Шумане

Педагог: Знаете, ребята, Мажор и минор существуют не только в волшебной Музляндии. Они есть и в нашем мире.

И сейчас я познакомлю вас с двумя великими композиторами, которые помогут нам понять, а как же звучат мажор и минор в музыке. Возможно, если вы будете внимательны вы сможете заметить, что даже жизни этих композиторов похожи на два разных лада, одна жизнь мажорная, а вторая минорная.

Педагог: (Вывешивает портрет композитора на доску) Итак, первый композитор с которым мы с вами познакомимся это Роберт Шуман. Роберт Шуман Был выдающимся композитором своего времени, а также пианистом, дирижером и педагогом.

Он учился играть на фортепиано, начиная с 7 лет, и уже тогда сочинял свои первые произведения. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Его игра произвела на Шумана такое яркое впечатление, что он решил, навсегда связать свою жизнь с музыкой.

Его главной отличительной чертой было умение видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить все пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки — симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Сейчас мы с вами послушаем замечательную пьесу Роберта Шумана «Веселый крестьянин». Эта пьеса прекрасно отражает всю полноту эмоций, передаваемых мажорным ладом. Она энергична, светла и весела.

(Звучит произведение «Веселый крестьянин»)

Педагог: Ребята, а какие образы вы представляли, слушая пьесу Роберта Шумана «Веселый крестьянин «?

Воспитанники: Солнечный день, маленький деревянный домик , зеленое поле и крестьянин который работает, он рад новому дню.

Педагог: А теперь мы познакомимся с другим великим композитором это Людвиг Ван Бетховен. Жизнь этого человека была пронизана несчастьями и лишениями.

Он родился в семье профессиональных музыкантов его дед был капельмейстером, а отец- певцом в курфюрстской капелле, но не смотря на это его отец был очень жестокий. Бетховен часто болел. И когда ему не было еще и 30 лет, он начал терять слух. Бетховен очень хотел жениться и завести хорошую семью, всегда иметь рядом друга и знать, что он не один. Но судьба распорядилась так, что он всю жизнь был очень одинок.

Бетховен понимал и разделял все чувства бедняков. Он понимал их душу.

И сейчас мы с вами прослушаем песню Людвига Ван Бетховена «Сурок».

Она передает все спокойствие, лирическое настроение и печаль минорного лада.

(Звучит произведение «Сурок)

Педагог : Ребята, какие образы вы представляли, слушая песню Людвига Ван Бетховена «Сурок»? Какая это песня?

Педагог: Это спокойная , грустная песня. Представляется дождливая улица, грустные люди ,печальный мужчина который идет под дождем и единственный его друг- сурок.

Педагог :Ну, что , ребята, кто заметил, чья жизнь Была больше похожа на мажорный лад, а чья на минорный?

Воспитанники : Жизнь Шумана больше похожа на мажорный лад, а жизнь Бетховена на минорный лад.

Педагог: Отлично, ребята! Вы молодцы.

5. Игровая часть

Педагог: Ну что ж ребята ,мы с вами узнали интересную легенду от двух братьях которые помогли королю, но теперь нам нужно помочь этим двум братьям.

Представляете они вдруг забыли кто они, где живут, что делают, как выглядят и нам нужно помочь им. Сейчас вы сидите по командам ,также в этих командах вы буде выполнять задания, но для начала нужно придумать название своей команде .

Это название должно быть связано с музыкой ведь мы в музыкальной стране и выберите командира.

(Дети придумывают название команды и выбирают командира)

Педагог: Отлично, теперь командир каждой команды встает ,говорит как его зовут и говорит название своей команды.

(Командиры представляют команды)

Педагог: Ребята ,теперь мы готовы помогать двум братьям, и сначала нам нужно напомнить им как они выглядят.

Сейчас каждая команда должна нарисовать братьев(мажор и минор) с отличительными особенностями, то есть тем чем они отличаются друг от друга и тем как мы можем понять кто из них кто.

Затем несколько человек из команды выходят и рассказывают нам о том, что они нарисовали и какие отличительные особенности у братьев они вспомнили, если вы нарисуете все красиво, аккуратно, не забудете про особенности каждого из братьев вы получите 5 очков, в конце мы посчитаем очки и команда которая наберет больше очков получит благодарность от братьев.

Ну что ж , начнем.

(Дети по командам рисуют мажор и минор)

Педагог:

Итак а теперь несколько представителей из команды выходят и по очереди рассказывают о том, что они нарисовали.

(Представление рисунков)

Педагог:Что ж ребята все постарались и каждая команда..(расставляем очки)

Ребята, но ведь наши браться забыли и где они живут ,и что они делать должны и поэтому сейчас перед вами лежит кроссворд, я буду читать вопросы по очереди, а вы должны записывать правильный ответ в нужную строчку, за каждое правильно написанное слово команда получает 1 очко.

(Команды заполняют самостоятельно кроссворд)

Педагог :Итак, а теперь мы с вами проверим ваши кроссворды, каждая команда читает сначала первое слово, затем я читаю правильный ответ и те команды что правильно отгадали слово получают 1 очко.

(Проверяем весь кроссворд и расставляем очки)

Педагог: Мы с вами помогли вспомнить братьям как они выглядят, откуда они, что они делают и где живут ,но наши братья не помнят где же они еще появляются кроме музыки.

Сейчас мы с вами должны вспомнить что может быть мажорным в жизни, а что минорным?

Отвечает каждая команда по очереди, за каждый ответ ставится дополнительное очко.

Воспитанники: (Команды отвечают) Настроение, жизнь, погода.

Педагог :Ребята, молодцы, мы помогли братьям из страны Ладии вспомнить откуда они и кто они такие.

Педагог: А теперь в конце нашего урока, я вам выдам карточки разного цвета желтые, красные и зеленые, сейчас вы должны подумать как вы работали на уроке и понравился ли вам урок и ваша работа на нем ,если вам все понравилось вы поднимаете зеленую карточку, если вам что-то непонравилось то вы поднимаете желтую карточку, если вам совсем все не понравилось то вы поднимаете красную карточку.

(Происходит самооценка учениками своей работы и урока в целом)

6. Физ. минутка и награждение команд.

Педагог :Ребята ,представляете в музыкальной стране живут нотки, некоторые из них очень любят убегать, одну такую непослушную нотку нам с вами нужно сейчас поймать.

Мы с вами за ней будем бежать ,сначала посмотрите на меня и запоминайте движения, когда мы будем бежать по дороге – стучим по коленкам, когда бежим по каманям- стучим в кулочки , когда бежим по песку- трем ладошки. Ну что ж побежали.

(Игра)

Педагог: Итак ребята, мы с вами сегодня побывали в музыкальной стране, узнали ее легенду, познакомились с двумя братьями и помогли им, и даже поймали непослушную нотку, а теперь наши братья мажор и минор хотят отблагодарить вас и вручить каждой команде грамоты.

(Командиры подходят за грамотами, мы зачитываем за что грамота и отдаем ее командиру)

7.Организационный момент:

Педагог : Спасибо ребята за активную работу, до свидания!

специальностей бакалавриата и несовершеннолетних | William & Mary

( ) Доступные концентрации или треки
* Доступны только как дополнительные специальности

Majors
  • Африканские исследования
  • Американские исследования
  • Антропология
  • Искусство (2D Studio, 3D09 Studio) 9008 , Кураторская, Экологическая)
  • Биология
  • Бизнес — Бухгалтерский учет
  • Бизнес — Бизнес-аналитика
  • Бизнес — Финансы
  • Бизнес — маркетинг
  • Химия
  • Китайский язык и культура
  • Классические исследования (древнегреческий язык, латынь, классическая археология, классическая цивилизация)
  • Вычислительная и прикладная математика и статистика (прикладная статистика, математическая биология)

    9

  • Информатика Data Science
  • Экономика
  • Образование (начальное, среднее, ESL/двуязычное образование, специальное образование)
  • Английский
  • Окружающая среда и устойчивость (науки, политика, гуманитарные науки)*
  • Кино и СМИ
  • Французские и франкоязычные исследования
  • Гендер, сексуальность и женские исследования
  • Геология (общие, экологические)
  • Немецкие исследования

    8 Азия и Ближний Восток

  • Глобальные исследования — жители азиатских и тихоокеанских островов Америка
  • Глобальные исследования — европейские
  • Глобальные исследования — латиноамериканские
  • Global Studies — Russian & Post-Soviet
  • Government
  • Hispanic Studies
  • History
  • Integrative Conservation
  • International Relations
  • Japanese Studies
  • Kinesiology — Allied Health
  • Kinesiology — General
  • Kinesiology — Human Nutrition
  • Кинезиология — общественное здравоохранение
  • Лингвистика
  • Математика (стандартная, прикладная, довузовская)
  • Средневековье и Ренессанс
  • Music
  • Neuroscience
  • Философия
  • Физика (Стандартная, медицинская, инженерная физика и прикладная дизайн)
  • Психология
  • Государственная политика
  • Религиозные исследования
  • В среднем образовании*
  • Самопоставленные
  • социологии (общие, общие, генеральные образование*
  • . Глобализация, здоровье и медицина, криминология и право, политика и правосудие)
  • Театр
Несовершеннолетние
  • Африканские исследования
  • Американские исследования
  • Антропология
  • Applied Science
  • Арабский язык и литература
  • История искусства и искусства (студийное искусство, история искусства, комбинированное)
  • Биохимия
  • Биология
  • Бизнес — Учет
  • — Бизнес -аналитика
  • . Бизнес — Финансы
  • Бизнес — Инновации и предпринимательство
  • Бизнес — Менеджмент и организационное лидерство
  • Бизнес — Маркетинг
  • Бизнес — аналитика цепочки поставок
  • Chemistry
  • Китайские исследования
  • Классические исследования
  • Вычислительная и прикладная математика и статистика (математическая биология)
  • Компьютерная наука
  • 9
  • Dance
  • Data Science
  • 9999
  • Dance
  • Data Scient Образовательные исследования
  • Английский язык
  • Окружающая среда и устойчивое развитие
  • Кино и СМИ
  • Французский язык и франкоязычные исследования
  • Гендер, сексуальность и женские исследования
  • Геология
  • Немецкие исследования
  • Глобальные исследования — Азиатско-тихоокеанские острова Американец
  • Глобальные исследования — Сравнительные исследования и исследования диаспор Азии и Ближнего Востока
  • Глобальные исследования — Восточной Азии

    9 9 Исследования — европейские

  • Глобальные исследования — латиноамериканские
  • Глобальные исследования — Ближневосточные
  • Глобальные исследования — российские и постсоветские
  • Глобальные исследования — Южная Азия
  • Hispanic Studies
  • History
  • Integrative Conservation
  • Italian Studies
  • Japanese Studies
  • Judaic Studies
  • Kinesiology
  • Linguistics
  • Marine Science
  • Mathematics
  • Medieval & Renaissance Studies
  • Military Science & Leadership
  • Музыка
  • Родоведение
  • Философия
  • Физика
  • Психология
  • Здравоохранение
  • Религиозные исследования
  • Российский язык и литература
  • Социология
  • Театр
Сент -Эндрюс Объединенные мажор.
-Профессиональное консультирование
  • Общая информация
  • Инженерное дело
  • Pre-Law
  • Pre-Med
  • Pre-Nursing
  • Предварительная профессиональная терапия
  • Предварительная физиотерапия
  • Предварительный врачебный ассистент
  • Предварительный ветеринар, предстоматолог, предфармация

College of Arts and Sciences Majors and Minors

Majors

Animal Behavior

Biddeford Campus

Applied Mathematics

Biddeford Campus

Applied Social and Cultural Studies

Biddeford Campus

Aquaculture and Aquarium Science

Biddeford Campus

Aquaculture, Aquarium Sciences, and Aquaponics

Biddeford Campus

Art and Design Media

Biddeford Campus

Art Education K-12

Biddeford Кампус

Биохимия

Кампус Биддефорд

Биологические науки

Кампус Биддефорд

Biological Sciences (M.

S. 4+1 Track)

Biddeford Campus

Business Administration

Biddeford Campus

Chemistry

Biddeford Campus

Communications

Biddeford Campus

Criminology

Кампус Биддефорда

Наука о данных

Кампус Биддефорда

Образовательные исследования

Кампус Биддефорда

Elementary Education

Biddeford Campus

English

Biddeford Campus

Environmental Science

Biddeford Campus

Environmental Sciences (M.S. 4+1 Track)

Biddeford Campus

Environmental Исследования

Кампус Биддефорд

Экологические исследования (MS 4+1 Track)

Кампус Биддефорд

Global Studies

Biddeford Campus

History

Biddeford Campus

Interdisciplinary Studies in the Humanities

Biddeford Campus

Laboratory Science

Biddeford Campus

Marine Affairs

Biddeford Кампус

Морское предпринимательство

Кампус Биддефорда

Морские науки (MS 4+1 Track)

Biddeford Campus

Морские науки (Трек морской биологии)

Биддефордский кампус

Морские науки

40288889

9000.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *