Медико-психологическая реабилитация психически больных
22.05.2020
Современная концепция реабилитации больных и инвалидов берет свое начало с разработки ее принципов и практического применения в Англии и США во время Второй мировой войны. Наиболее содержательное и полное определение реабилитации принято на 9-м совещании министров здравоохранения и социального обеспечения восточноевропейских стран, согласно которому реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный многоэтапный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.
Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но прежде всего — личностный подход к больному человеку (Кабанов М. М., 1998). В настоящее время принято различать медицинскую, медик-психологическую, профессиональную, социальную реабилитацию.
При психических заболеваниях реабилитация имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, с тем, что при них, как ни при каких других болезнях, происходят серьезные нарушения личности, ее социальных связей и отношений. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, восстановление или сохранение индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса.
В основе медико-психологической реабилитации лежит представление о болезни как о разрушительном процессе в организме человека, характеризующемся не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере и социальном функционировании. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги по поводу возможности ухудшения состояния и рецидива болезни.
Особое внимание уделяется работе, направленной на компенсацию утраченных профессиональных и социально-адаптивных качеств. Медико-психологическая реабилитация направлена на личность психически больного, его самооценку, коммуникативные свойства, потребности, психологические механизмы компенсации и защиты, способы поведения в семье, в профессиональном коллективе и в других общественных группах. Таким образом, медико-психологическая реабилитация — это система медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни (Шанин Ю. Н., 1999). Ее задача — скорейшее преодоление болезненных симптомов (невротических, неврозоподобных), подавление ипохондрических фиксаций и т. д.Последовательность этапов реабилитации в каждом конкретном случае может быть различной, но во всех случаях требуется соблюдение максимальной преемственности мероприятий в соответствии с общей программой. М. М. Кабанов выделил три основных этапа реабилитации психически больных:
- восстановительная терапия: предупреждение формирования психического дефекта (инвалидизации), явлений госпитализма;
- реадаптация: приспособление больного к жизни и трудовой деятельности во внебольничных условиях;
- реабилитация в прямом смысле этого слова: восстановление индивидуальной и общественной ценности больного.
Основными и ведущими методами медико-психологической реабилитации являются психокоррекция и психотерапия. Смягчение проявлений и течения психических заболеваний и расширение возможностей своевременного психофармакологического лечения способствуют возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. Психокоррекционными и психотерапевтическими методами повышают устойчивость к неблагоприятным психогенным воздействиям, смягчают соматические и вегетативные расстройства, формируют активную позицию больного по преодолению болезни, повышают его роль в процессе реабилитации.
Вместе с тем представления о медико-психологической реабилитации при большинстве психических заболеваний до настоящего времени остаются довольно размытыми в силу неопределенности конкретных биологических мишеней (нарушенных функций) и методов воздействия на них с целью восстановления. Лишь в отношении шизофрении можно сказать, что в последние годы наметились определенные ориентиры для биологически обоснованных реабилитационных вмешательств. Речь идет, прежде всего, о коррекции когнитивных нарушений (Дорофейкова М. В., Петрова Н. Н., 2015). Существует несколько моделей когнитивной реабилитации. Некоторые модели предусматривают тренировку отдельных навыков (устной и визуальной рабочей памяти, исполнительских функций (когнитивного контроля), внимания и скорости обработки информации) с помощью повторения упражнений; в других предлагается познавательное обучение в сочетании с профессионально-технической подготовкой и тренировкой социальных навыков. Стратегия тренировки с инструктором (coaching) предполагает групповые занятия и опирается на развитие и поддержание мотивации у участников.
Очевидно, что прочие нозологии также нуждаются в разработке аналогичных подходов, при этом эффективная реализация медико-психологических реабилитационных мероприятий при психических заболеваниях может быть действенной лишь при условии объединения усилий специалистов в области психиатрии, социальной и медицинской психологии, психофизиологии, наркологии и ряда других.
Ключевые слова: Терапия, Психиатрия
Источник: Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит, 2019
Материалы по теме |
---|
Судебно психиатрическая оценка алкогольных психозов Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект,… |
Организация наркологической помощи Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит… |
Игротерапия: общая характеристика метода Осипова А.А., Общая психокоррекция |
Дианетика Линде Н.Д., Основы современной психотерапии |
Симптоматические психозы Цыганков Б.Д., Психиатрия. Руководство для врачей |
Психиатрическая помощь в общемедицинской практике Психиатрия. Национальное руководство. 2-е издание. Автор: Александровский Ю.А., Незнанов Н.Г… |
Предмет и задачи психиатрии Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит… |
Организация и содержание психолого-психиатрической помощи пострадавшим при катастрофах Психиатрия: Учебник — Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит… |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРИ НЕКОТОРЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВАХ
Приложение
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Структура формы индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее — ИПРА), определенная приложениями 2 и 3 к Порядку разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденная приказом Минтруда России от 13.
В соответствии с разделом 2.4. формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 15 октября 2015 г. N 723н, социально-психологическая реабилитация и абилитация представлена следующими подразделами: консультирование по вопросам социально-психологической реабилитации; психологическая диагностика; психологическая коррекция; социально-психологический тренинг; социально-психологический патронаж инвалида, семьи инвалида.
Согласно ГОСТ Р 54738-2011 «Услуги по социальной реабилитации инвалидов» и ГОСТ Р 53872-2010 «Услуги по психологической реабилитации инвалидов», услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: восстановление (формирование) способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.
Согласно другим источникам под социально-психологической реабилитацией и абилитацией инвалида (ребенка-инвалида) подразумевается комплекс услуг, направленных на восстановление (формирование) компонентов психической деятельности (высших психических функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик), обеспечивающих реализацию жизнедеятельности в бытовой, межличностной, социокультурной и профессиональной сферах для успешной социальной адаптации и интеграции инвалидов в обществе. <1>
———————————
<1> Дымочка М.А., Морозова Е.В., Жукова Е.В. Психологическая реабилитация в структуре комплексной реабилитации инвалидов (методологические и нормативно-правовые подходы). Медико-социальные проблемы инвалидности. Москва: ФГБУ ФБ МСЖ Минтруда России, 2020, N 2, С 67 — 74.
Что такое психиатрическая реабилитация?
Добро пожаловать в официальный блог Центра психиатрической реабилитации! В нашей вступительной статье мы думали, что затронем основной вопрос, на который Центр помог ответить на протяжении многих лет, то есть Что такое «психиатрическая реабилитация»?
Движение за деинституционализацию
Начнем с обзора одного из наиболее важных факторов в историческом контексте развития психиатрической реабилитации: движения за деинституционализацию в Соединенных Штатах и за рубежом.
Движение за деинституционализацию было мотивировано пониманием того, что типичное заключение людей с психическими расстройствами в закрытые палаты в больницах длительного пребывания не является необходимым. Мы узнали, что можно разработать эффективные услуги в условиях наименьших ограничений, помогая людям сохранять свое личное достоинство и самоопределение. После выпуска антипсихотических препаратов, торазина и многих других психиатрических препаратов численность стационарных больных сократилась примерно с 560 000 человек в психиатрических учреждениях в 1955, до примерно 70 000 к 1994 году. Несмотря на то, что Закон президента Кеннеди о местных центрах психического здоровья от 1963 года привел к прорыву в развитии общественных услуг, более 90% людей — многие из которых провели практически всю свою жизнь в психиатрических учреждениях — переехали в сообщества через середине 1990-х годов, зачастую до сих пор не имея достаточных служб поддержки.
Марианна Фаркас, директор отдела обучения, распространения и технической помощи здесь, в Центре, вспоминает, как выполняла проект в стационарном учреждении в штате Мэн, помогая им улучшить их усилия по деинституционализации. Она столкнулась с жителями, такими как 58-летняя Бетти, которые с подозрением относились к этим усилиям. Бетти прожила в учреждении более 25 лет и не горела желанием уходить. Такое отношение не так уж трудно понять. Бетти наблюдала, как другие жильцы отделены от своих повседневных дел, опекунов и друзей, поскольку им просто давали рецепт на лекарства и вывели за дверь. Эти люди не были готовы выбирать или преследовать ценные роли в обществе. Во многих случаях люди находились в лечебных учреждениях так долго, что всего идентификация общественной роли — то, что требует самопознания своих ценностей и возможных вариантов — казалось монументальной задачей. Проект Марианны был сосредоточен на оказании услуг, чтобы помочь Бетти и другим, как она, жить в сообществе, а не просто попасть туда, используя методы психиатрической реабилитации.
Психиатрическая реабилитация: ответ на движение за деинституционализацию
Как однажды сказал основатель Центра Билл Энтони: эта свобода».
Итак, что такое психиатрическая реабилитация (ПР)? Название может ввести в заблуждение. Это не обязательно подразумевает участие психиатра или действительно любой формы психиатрии. Скорее, термин «психиатрический» описывает инвалидность, с которой сталкиваются реабилитационные мероприятия, точно так же, как термин «физическая» реабилитация описывает вид состояния (т. е. физическую инвалидность), на которое направлено лечение. Термин «реабилитация» указывает на то, что деятельность связана с выполнением определенной роли (например, работника, учащегося, родителя) в определенных условиях.
PR помогает людям обдумывать, исследовать, выбирать и достигать главной роли в определенной среде, которая имеет личное значение. Эти «ролевые цели» могут включать, например, работу на полставки кассиром в McDonald’s или получение сертификата муниципального колледжа по консультированию по вопросам зависимости. Материалы Центра могут помочь поставщикам научиться использовать методы PR, чтобы помочь человеку определить такие цели (например, готовность к реабилитации, постановка общей цели реабилитации).
Психиатрическая реабилитация в сравнении с физической реабилитацией
Различные «ролевые цели» предъявляют уникальные требования к человеку для достижения успеха, независимо от источника его проблем. Реабилитация любого рода направлена на восстановление нормального функционирования в жизни людей путем обучения навыкам и изменения окружающей среды для обеспечения максимальной независимости. Например, способность пересаживаться с кровати на стул может быть навыком, необходимым человеку с травмой спинного мозга. Перила или другие опоры вместе с этим навыком могут помочь этому человеку выполнять задачи, необходимые для достижения успеха в роли родителя дома. В рабочей роли такие навыки, как принятие отрицательной обратной связи от руководителя или улучшение профессиональных навыков, могут иметь решающее значение для человека. Однако, помимо навыков, этому же человеку может понадобиться рабочее пространство, чтобы оно соответствовало рекомендациям по обеспечению доступности для инвалидных колясок, чтобы поддерживать его способность добиваться успеха на работе. Такое сочетание навыков и поддержки со стороны окружающей среды позволяет человеку, независимо от типа его инвалидности, хорошо выполнять свои предпочитаемые ценные роли.
Техники психиатрической реабилитации, разработанные в Центре
Методы, разработанные в Центре, переносят эти идеи из области физической реабилитации в психиатрические услуги (например, функциональная оценка PR и обучение навыкам) и помогают людям в восстановлении психического здоровья понять и развивать навыки, необходимые им для конкретной выбранной роли. Молодые люди, страдающие психическим заболеванием и/или злоупотребляющие психоактивными веществами, которые столкнулись с перерывом в получении высшего образования, развивают важные навыки и получают поддержку в рамках программы NITEO, одной из многих образовательных программ колледжей по психическому здоровью в Центре. NITEO помогает молодым людям подготовиться к успешному повторному поступлению в колледж. После колледжа люди, которые хотят подумать о работе или преуспеть в ней, могут столкнуться с когнитивными трудностями. Участие в «Навыки мышления для работы» , , разработанные преподавателями Центра (Сьюзен МакГерк и Ким Музер ) , показали улучшение результатов трудоустройства, когда TSW предоставляется вместе с поддерживаемой занятостью. Программа Thinking Skills for Work (TSW) обучает людей основным когнитивным навыкам, важным для достижения поставленной цели работы (например, концентрации внимания, планированию, организации и т. д.), а также навыкам самоуправления. Например, одна из стратегий самоконтроля ТСР заключается в использовании «места памяти», места, выбранного для регулярного хранения важных личных вещей, таких как ключи или бумажник, для решения проблем, связанных с проблемами памяти, которые мешают работе.
Важность окружающей среды
PR о человеке в окружающей среде. Я могу быть очень хорош в своей работе и не очень хорош как родитель. Помимо моих родительских навыков, мне могут понадобиться модификации и поддержка окружающей среды. Мне может понадобиться няня, чтобы прикрывать время между окончанием учебного дня и тем, когда я возвращаюсь домой с работы. Независимо от того, насколько я квалифицирован, эта поддержка имеет решающее значение для моего успеха. Большинство из нас зависит от некоторой поддержки, чтобы преуспеть во многих ролях, которые мы жонглируем в нашей жизни. Например, обычные средства поддержки, такие как общественный транспорт, настроенный на пробуждение будильник, наличие врача, друзей или мест для отдыха, могут помочь обычному человеку добиться успеха, в том числе человеку, выздоравливающему от психического здоровья. Акцент Центра на важности такой поддержки и стратегий изменения окружающей среды, а не только на изменении человека, стал прорывом в сфере психиатрических услуг. Вмешательства Нового Центра, такие как Преодоление пробелов в сообществе , используя Photovoice, помогите людям лучше использовать то, что может предложить сообщество. Вмешательства, такие как управление делами по связям с общественностью, помогают людям развиваться и связываться с необходимой поддержкой.
Вера в то, что каждый человек имеет право на индивидуальную, осмысленную жизнь, является краеугольным камнем психиатрической реабилитации. Его процессы основаны на вере в нашу общую человечность, независимо от проблем, с которыми мы должны столкнуться. PR признает важность поддержки людей с психическими расстройствами в выявлении и преуспевании в их предпочтительной ценной роли. В соответствии с более широкой областью реабилитационной науки, PR достигает своих целей за счет сочетания развития навыков и адаптации к окружающей среде и может охватывать широкий спектр модальностей, в зависимости от конкретных ролей, выбранных человеком. Чтобы узнать больше о процессе и подходе к PR, ознакомьтесь с нашим пособием по процессу психиатрической реабилитации или, для более глубокого погружения, рассмотрите наш учебник: Психиатрическая реабилитация, второе издание.
Надеемся, вам понравился наш первый пост! Пожалуйста, дайте нам знать, что вы думаете, в разделе комментариев ниже и подпишитесь на боковой панели справа!
Внедрение доказательной психиатрической реабилитации: проблемы и возможности для служб охраны психического здоровья
Исходная информация
В недавнем прошлом организация охраны психического здоровья и психиатрических служб концептуально и структурно изменилась. Появление антипсихотических препаратов в 1950-х годах существенно изменило лечение шизофрении и других психотических расстройств (1). Последовавшая за этим деинституционализация снизила количество госпитализаций и переместила модель лечения из стационарной в амбулаторную помощь по месту жительства, хотя последние развивались по-разному в разных странах и внутри них (2).
В последние годы лечение тяжелых психических заболеваний (ТПЗ) сместилось от лечения и стабилизации симптомов к гораздо более широкой и амбициозной цели достижения функционального восстановления. Несмотря на успехи в фармакологическом лечении людей с ТПЗ, стало ясно, что одних лекарств недостаточно для достижения полной ремиссии симптомов и функционального восстановления (3–5).
Эффективность медикаментозного лечения еще больше снижается при полном или частичном несоблюдении режима лечения, затрагивающем более половины пациентов с ТПЗ (6, 7). В этом контексте было разработано несколько немедикаментозных вмешательств для ТПЗ, и среди них психосоциальная реабилитация представляет собой одно из наиболее важных систематических усилий, направленных на помощь взрослым с психическими расстройствами в достижении их личных целей.
Психиатрическая реабилитация: доказательная база
Психиатрическая реабилитация имеет двунаправленную направленность, стремясь повлиять как на сильные стороны и проблемы людей, связанные с этими целями, так и на контекст сообщества, в котором люди будут жить в соответствии с ними (8, 9) . Всемирная психиатрическая ассоциация (WPA) подчеркнула, что целью психосоциальной реабилитации является поддержка людей с ТПЗ в развитии их когнитивных, эмоциональных и социальных навыков, чтобы они могли жить в сообществе с минимальной профессиональной поддержкой. Предпосылкой психосоциальной реабилитации является то, что, помимо клинической тяжести, у каждого пациента есть сильные стороны и ресурсы, на основе которых можно было бы проводить реабилитацию (10). В течение долгого времени и в различных контекстах психиатрическая реабилитация считалась лечением второй или третьей линии, которое применялось только тогда, когда другие виды вмешательства не дали результата. Более того, слишком часто психосоциальная реабилитация считалась терапевтической практикой «здравого смысла», которую может выполнять любой специалист в области психического здоровья, даже без специальной подготовки. Наконец, это в основном считалось способом провести и заполнить день, а не настоящим специализированным лечением с определенной целью (8).
Однако в последние годы психиатрическая реабилитация получила более четкое определение, а ее исходные положения и парадигмы были уточнены и консолидированы с помощью научно обоснованных исследований. В настоящее время психиатрическая реабилитация предлагает структурированные вмешательства, определенные утвержденными процедурами и точными инструментами и мерами оценки, с четкой целью для достижения конкретных результатов у пациентов с ТПЗ (11).
За последние несколько лет несколько исследовательских групп в разных странах выявили широкий и растущий массив эффективных и результативных практик психосоциальной реабилитации (9, 12, 13). Модели психиатрической реабилитации, основанные на фактических данных, были разработаны для решения многих задач, включая трудоустройство, независимую жизнь и навыки жизни в обществе (14–16). Доказательные практики (EBP) для ТПЗ включают, среди прочего, ассертивное лечение по месту жительства (ACT), когнитивно-поведенческую терапию психозов (CBTp), когнитивную реабилитацию, семейное психообразование, обучение самоконтролю болезни, обучение социальным навыкам (SST), и поддерживаемая занятость (11, 17). В таблице 1 обобщены современные доказательные психиатрические реабилитационные вмешательства и их потенциальные преимущества при ТПЗ (11, 12, 17–25).
Таблица 1 . Психиатрические реабилитационные вмешательства при ТПЗ, основанные на фактических данных.
Термин EBP принимает во внимание те вмешательства, которые показали свою эффективность в улучшении течения и исхода болезни на основе тщательных исследований, методологически хорошо спланированных и проведенных (26). Существует консенсус в отношении того, что EBP требует стандартизированных вмешательств с целью улучшения симптомов и улучшения функционирования у людей с ТПЗ. Кроме того, EBP должен быть подтвержден рядом рандомизированных контролируемых исследований (РКИ), по крайней мере два из которых проводились разными исследовательскими группами (27).
С другой стороны, распространены и широко применяются другие психосоциальные вмешательства, хотя они еще не основаны на фактических данных. Несмотря на то, что в настоящее время доступно несколько исследований или обзоров, некоторые данные показали, что дополнительное использование так называемой экспрессивной терапии, в частности арт-терапии, по-видимому, уменьшает негативные симптомы у пациентов с шизофренией, способствуя улучшению самопознания, осознания , а также аффективные навыки и навыки взаимоотношений в этой популяции (28–30). Более того, появились две основные концепции психосоциальной реабилитации: (i) все ресурсы и специалисты, участвующие в реабилитационном процессе, должны координироваться и объединяться с целью оптимизации лечения, и (ii) одна и та же терапевтическая команда должна обеспечивать преемственность не только в различные контексты заботы, но и в жизненном контексте субъекта (31).
Доказательная психиатрическая реабилитация: критические вопросы и будущие задачи
В настоящее время двумя основными проблемами психического здоровья в повышении качества психиатрических услуг являются: (i) переработка услуг на принципах выздоровления и (ii) внедрение услуг, которые осуществлять вмешательства, подкрепленные научными данными. Эти две стратегии дополняют друг друга и должны быть интегрированы друг с другом. В настоящее время существует риск отсутствия ни доказанного эффективного вмешательства, ни действительно личностно-ориентированного подхода к лечению. Несмотря на растущий объем научной литературы по этой теме, наиболее серьезной проблемой является то, что доказательные реабилитационные вмешательства не получили широкого распространения в реальной практике. Разрыв между наукой и услугами, то есть разрыв между эффективными практическими знаниями и теми, которые доступны и предоставляются службами охраны психического здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем в государственной системе охраны психического здоровья (32).
Хотя психосоциальные вмешательства, основанные на фактических данных, привели к явно многообещающим результатам, все еще существуют некоторые сомнения и неопределенности относительно их полезности и осуществимости в повседневной клинической практике служб охраны психического здоровья. В течение многих лет европейские страны с высоким уровнем доходов продолжали инвестировать средства и ресурсы в старые и слишком дорогие услуги, не основанные на доказательствах, не ориентированные на восстановление и неперсонализированные услуги по уходу. Основные инвестиции по-прежнему связаны с неотложной психиатрической помощью, госпитализацией и стационарным лечением, дневными центрами и мероприятиями по ресоциализации, проводимыми в рамках психиатрических служб (33). Даже сегодня лишь немногие пациенты с ТПЗ получают подходящее научно обоснованное психосоциальное реабилитационное лечение (34, 35). Одним из важнейших препятствий на пути развития основанной на фактических данных и ориентированной на выздоровление службы охраны психического здоровья по месту жительства является то, что не только пациенты и специалисты имеют разные взгляды на психические заболевания, но и среди одних и тех же специалистов сосуществуют разные убеждения в этой области, которые препятствуют реализация гармоничного проекта, разработанного и адаптированного к реальным потребностям пациента. Кроме того, существуют расхождения в отношении целей лечения: врачи и специалисты часто подчеркивают клиническую стабильность и контроль симптомов в качестве основных целей, в то время как люди с ТПЗ считают важным достижение улучшения своего психосоциального функционирования и удовлетворенности жизнью (36).
Еще одним недостатком психиатрических реабилитационных мероприятий является отсутствие достаточных данных об их точных показаниях, предикторах ответа и наличии каких-либо противопоказаний и/или побочных эффектов. Не в последнюю очередь следует тщательно учитывать методологию клинических исследований, такую как выбор показателей исхода и наличие смешанных факторов, которые могут привести к различным и/или неправильным интерпретациям (1). Основанная на фактических данных, личностно-ориентированная и ориентированная на выздоровление психосоциальная реабилитация может обеспечить предположения и теоретические предпосылки, необходимые для разработки общей системы ухода на уровне сообщества. Самой большой проблемой современной психиатрии при внедрении доказательных реабилитационных услуг является не отсутствие самих ресурсов, а скорее отсутствие эффективных навыков на организационном уровне, способных использовать и распределять ресурсы в соответствии с четким пониманием реальной ситуации. потребности службы охраны психического здоровья (33).
В США ситуация не так уж отличается; хотя США были одной из первых стран в мире, решивших вопрос внедрения научно-обоснованных услуг психиатрической реабилитации, качество реабилитационных услуг, предлагаемых в США, кажется, даже ниже, чем в других странах с высоким уровнем дохода (37).
Кроме того, расходы на психическое здоровье включают последовательное финансирование стационарного и стационарного лечения и психотропных препаратов, существенно несбалансированное с финансированием, выделяемым на психосоциальные вмешательства, направленные на выздоровление (37).
Доказательная психиатрическая реабилитация: стратегия реализации
Теперь важно подчеркнуть, что внедрение доказательных и ориентированных на выздоровление вмешательств занимает много времени, прежде чем работники психиатрической службы освоят их и преодолеют их сопротивление изменениям. Кроме того, достижение этих целей также требует четкого руководства и постоянной приверженности обучению персонала новым методам и извлечению уроков из их экспериментов. Руководство должно быть твердо привержено предоставлению ресурсов и поддержки, придавая актуальность непрерывному обучению на рабочем месте, разработке показателей качества и индикаторов восстановления, которые включают использование новых практик. Кроме того, руководство должно иметь смелость искоренить неэффективные практики, которые часто защищают работники психиатрической службы, семьи, политики и другие заинтересованные стороны. Часто бывает так, что новые изученные техники не передаются рабочей группе и не применяются в реальных условиях.
В этом контексте государственные ресурсы, вложенные в обучение персонала, остаются неиспользованными активами нескольких специалистов и далеки от повседневной клинической практики. Исследования в области доказательной медицины показали, что изучение теории само по себе не оказывает существенного влияния на профессиональное поведение и что внедрение инновационных методов лечения в реальную практику происходит только в том случае, если оно отвечает специфическим потребностям работников психического здоровья. Согласно Уильямсону и соавт. (38) необходимы различные стратегии распространения (учебные мероприятия, письменные материалы, практические руководства, поддерживающие принятие клинических решений) и стратегии подкрепления (предоставление отзывов о вмешательствах и одновременное запоминание теории) для повышения навыков. В частности, мотивационные вмешательства должны обучать навыкам, необходимым для изменений, а также способствовать устранению барьеров, замедляющих процесс внедрения НОП. По этим причинам за последние годы было опубликовано несколько работ по внедрению НОП в здравоохранение с целью применения теоретических предположений на практике, но в этой области было определено лишь несколько руководств (39).).
Внедрение доказательной медицины и восстановление психического здоровья — сложные процессы, требующие не только реальной трансформации парадигмы и методов работы, но и изменения культуры, обновления знаний и информационного багажа, применяемых годами. Последнее представляет собой одно из самых больших препятствий и одно из наиболее глубоко укоренившихся сопротивлений изменениям в службе охраны психического здоровья. Поэтому недостаточно, чтобы лишь немногие овладели навыками, скорее вся рабочая группа или, лучше, вся система ухода должны овладеть всеми стратегиями и инструментами, обеспечивающими одинаковые уровни производительности, с целью применения новых методов и изученных методов и оценить их влияние на все уровни служб охраны психического здоровья.
Заключение и будущее направление
Существующей литературы по проведению психиатрической реабилитации по-прежнему мало во всем мире. В частности, оперативный перевод свидетельств психиатрической реабилитации и ее теоретических концепций никогда не был предметом тщательного анализа с целью проверки того, какие реабилитационные мероприятия и методы действительно предлагаются в системе оказания психиатрической помощи.
Существующие практики психосоциальной реабилитации весьма разнообразны с точки зрения методологии и содержания, с соответствующими различиями в разных странах, а также в пределах одной страны, в зависимости от конкретной направленности и традиций, характерных для каждого отдела психического здоровья.
Необходимо расширить знания и осведомленность о современном состоянии различных систем управления и финансирования психосоциальной реабилитации в «реальных» условиях. Также крайне важно выявить общие черты и различия, а также сильные и слабые стороны различных активов в разных странах. Кроме того, необходимо разработать и внедрить конкретные пути для преодоления всех личных, социальных, организационных и политических барьеров, препятствующих лечению пациентов и их семей на основе фактических данных.
Кроме того, сейчас крайне важно расширить наши знания о: (i) различных типах вмешательств, (ii) способах проведения вмешательств, таких как интенсивность и продолжительность лечения, (iii) инструментах оценки, (iv) показателях результатов , (v) предикторы ответа на лечение, (vi) постоянство эффективности вмешательства и (vii) интеграция с фармакологической терапией и другими психосоциальными вмешательствами. Новые приобретенные знания должны быть оформлены в рамках персонализированного вмешательства, также принимая во внимание предпочтения пациента.
В этом контексте научные сообщества в разных странах могли бы сыграть важную роль в определении наилучших стратегий по продвижению и распространению среди заинтересованных сторон принципов, лежащих в основе ориентированной на пациента и основанной на фактических данных психосоциальной реабилитации. Та же цель может быть достигнута путем обмена и распространения результатов научных исследований в области психосоциальной реабилитации. В связи с этим раздел «Социальная психиатрия и психиатрическая реабилитация» в Frontiers in Psychiatry 9Журнал 0134 нацелен на публикацию оригинальных исследований, которые продвигают доказательства и понимание психосоциального лечения и выздоровления людей с ТПЗ (такими как расстройства шизофренического спектра, расстройства настроения, расстройства личности, расстройства пищевого поведения и другие), в соответствии с принципами и ценностями психиатрической медицины. реабилитация и индивидуальный уход. В книге Frontiers in Psychiatry — Social Psychiatry and Psychiatric Rehabilitation описывается процесс психиатрической реабилитации и ставится цель дифференцировать психосоциальные вмешательства, которые можно классифицировать как доказательные психиатрические вмешательства, от других, не основанных или еще не основанных на доказательствах. В новом разделе «Границы» будут рассмотрены основные психиатрические реабилитационные вмешательства в рамках процесса психиатрической реабилитации с учетом доказательств их эффективности, действенности и действенности. Психиатрические реабилитационные вмешательства в настоящее время представляют собой смесь научно обоснованных практик, многообещающих практик и новых методов, которые можно эффективно связать вместе, обеспечивая широкую стратегию для достижения личного функционального восстановления.
Вклад автора
AV и SB участвовали в процессе написания первого проекта рукописи, отредактировали и утвердили окончательный вариант рукописи.
Финансирование
Исследование проводилось без какой-либо коммерческой или финансовой поддержки.
Заявление о конфликте интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ссылки
1. Andreou C, Moritz S. Нефармакологические вмешательства при шизофрении: чего можно достичь и как? Передний психол. (2016) 7:1289. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01289
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
2. Feachem RG. Системы здравоохранения: больше доказательств, больше дискуссий. Bull World Health Organ. (2000) 78:715. doi: 10.1590/S0042-96862000000600002
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
3. Лейхт С., Кисслинг В., Дэвис Дж.М. Антипсихотики второго поколения для лечения шизофрении: можем ли мы разрешить конфликт? Психомед. (2009) 39:1591–602. doi: 10.1017/S00332917055
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
4. Jääskeläinen E, Juola P, Hirvonen N, McGrath JJ, Saha S, Isohanni M, et al. Систематический обзор и метаанализ выздоровления при шизофрении. Шизофр Булл. (2013) 39:1296–306. doi: 10.1093/schbul/sbs130
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
5. Вита А., Барлати С. Выздоровление от шизофрении: возможно ли? Curr Opin Психиатрия. (2018) 31: 246–55. doi: 10.1097/YCO.0000000000000407
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
6. Саккетти Э., Вита А. Плохая приверженность антипсихотическим препаратам у людей с шизофренией: распространение, последствия и способствующие факторы. В: Sacchetti E, Vita A, Siracusano A, Fleischhacker WW, редакторы. Приверженность к антипсихотикам при шизофрении . Италия: Спрингер (2004). п. 1–84.
Google Scholar
7. Weiden PJ. Переосмысление приверженности лечению шизофрении: как современные подходы к приверженности приводят к дезинформации и угрожают терапевтическим отношениям. Psychiatr Clin North Am. (2016) 39:199–216. doi: 10.1016/j.psc.2016.01.004
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
8. Anthony WA, Cohen M, Farkas MD, Gagne C. Психиатрическая реабилитация. 2-е изд. Бостон, Массачусетс: Центр психиатрической реабилитации (2002).
Google Scholar
9. Корриган П.В. Принципы и практика психиатрической реабилитации: эмпирический подход . 2-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guildford Press (2016).
Google Scholar
10. Рёсслер В. Психиатрическая реабилитация сегодня: обзор. Всемирная психиатрия. (2006) 5:151–7.
Реферат PubMed | Академия Google
11. Музер К.Т., Диверс Ф., Пенн Д.Л., Кассизи Дж.Е. Психосоциальные методы лечения шизофрении. Annu Rev Clin Psychol. (2013) 9:465–97. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-050212-185620
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
12. Fleischhacker WW, Arango C, Arteel P, Barnes TR, Carpenter W, Duckworth K, et al. Шизофрения: пора вносить изменения в политику. Шизофр Булл. (2014) 40 (Приложение 3): S165–94. doi: 10. 1093/schbul/sbu006
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
13. Керн Р.С., Глинн С.М., Хоран В.П., Мардер С.Р. Психосоциальные методы лечения, способствующие функциональному восстановлению при шизофрении. Шизофр Булл. (2009) 35:347–61. doi: 10.1093/schbul/sbn177
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
14. Бонд Г.Р., Дрейк Р.Э. Важнейшие составляющие ассертивного лечения сообщества: обновление. Всемирная психиатрия. (2015) 14:240–2. doi: 10.1002/wps.20234
Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
15. Marshall T, Goldberg RW, Braude L, Dougherty RH, Daniels AS, Ghose SS, et al. Поддерживаемая занятость: оценка доказательств. Психиатрическая серв. (2014) 65:16–23. doi: 10.1176/appi.ps.201300262
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
16. Rog DJ, Marshall T, Dougherty RH, George P, Daniels AS, Ghose SS, et al. Постоянное вспомогательное жилье: оценка доказательств. Психиатрическая серв. (2014) 65: 287–94. doi: 10.1176/appi.ps.201300261
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
17. Морин Л., Франк Н. Реабилитационные вмешательства, способствующие выздоровлению от шизофрении: систематический обзор. Фронтовая психиатрия. (2017) 8:100. doi: 10.3389/fpsyt.2017.00100
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
18. Cristea IA, Gentili C, Cotet CD, Palomba D, Barbui C, Cuijpers P. Эффективность психотерапии пограничного расстройства личности: систематический обзор и метаанализ. ДЖАМА Психиатрия. (2017) 74:319–28. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2016.4287
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
19. Correll CU, Galling B, Pawar A, Krivko A, Bonetto C, Ruggeri M, et al. Сравнение услуг раннего вмешательства с обычным лечением психоза на ранней стадии: систематический обзор, метаанализ и метарегрессия. JAMA Психиатрия. (2018) 75:555–65. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2018.0623
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
20. Дауван М., Бегеманн М.Дж., Херинга С.М., Соммер И.Е. Упражнения улучшают клинические симптомы, качество жизни, глобальное функционирование и депрессию при шизофрении: систематический обзор и метаанализ. Шизофр Булл. (2016) 42:588–99. doi: 10.1093/schbul/sbv164
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
21. Firth J, Stubbs B, Rosenbaum S, Vancampfort D, Malchow B, Schuch F, et al. Аэробные упражнения улучшают когнитивные функции у людей с шизофренией: систематический обзор и метаанализ. Шизофр Булл. (2017) 43:546–56. doi: 10.1093/schbul/sbw115
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
22. Гюне Ю., Вайнманн С., Арнольд К., Беккер Т., Ридель-Хеллер С.Г. Руководство S3 по психосоциальной терапии тяжелых психических заболеваний: фактические данные и рекомендации. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. (2015) 265:173–88. doi: 10.1007/s00406-014-0558-9
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
23. Санчес-Морено Дж., Мартинес-Аран А., Виета Э. Лечение функциональных нарушений у пациентов с биполярным расстройством. Curr Psychiatry Rep. (2017) 19:3. doi: 10.1007/s11920-017-0752-3
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
24. Soo SA, Zhang ZW, Khong SJ, Low JEW, Thambyrajah VS, Alhabsyi SHBT, et al. Рандомизированные контролируемые испытания методов психообразования при лечении биполярного расстройства: систематический обзор. Дж. Клин Психиатрия. (2018) 79:17r11750. doi: 10.4088/JCP.17r11750
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
25. Turner DT, van der Gaag M, Karyotaki E, Cuijpers P. Психологические вмешательства при психозах: метаанализ сравнительных исследований результатов. Am J Психиатрия. (2014) 171:523–38. doi: 10.1176/appi.ajp.2013.13081159
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
26. Сакетт Д.Л., Розенберг В.М., Грей Дж.А., Хейнс Р.Б., Ричардсон В.С. Доказательная медицина: что это такое, а что нет. БМЖ. (1996) 312:71–2. doi: 10.1136/bmj.312.7023.71
Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
27. Drake RE, Goldman HH, Leff HS, Lehman AF, Dixon L, Mueser KT и другие. Внедрение основанных на фактических данных практик в обычных условиях службы охраны психического здоровья. Психиатрическая серв. (2001) 52:179–82. doi: 10.1176/appi.ps.52.2.179
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
28. Басси М., Феррарио Н., Ба Г., Делле Фаве А., Вигано К. Качество опыта во время психосоциальной реабилитации: исследование в реальном времени с использованием метода выборки опыта. Psychiatr Rehabil J. (2012) 35:47–53. doi: 10.1037/h0094578
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
29. Gühne U, Weinmann S, Arnold K, Ay ES, Becker T, Riedel-Heller S. Арт-терапия при тяжелых психических заболеваниях: эффективна ли она? Невернарцт. (2012) 83:855–60. doi: 10.1007/s00115-011-3472-7
Полный текст CrossRef | Google Scholar
30. Stuckey HL, Nobel J. Связь между искусством, целительством и общественным здравоохранением: обзор современной литературы. 901:33 Am J Общественное здравоохранение. (2010) 100:254–63. doi: 10.2105/AJPH.2008.156497
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
31. Вита А., Корриветти Г., Манну Дж., Семиза Д., Вигано К. Психосоциальная реабилитация в Италии сегодня. Int J Ment Health. (2016) 45:15–23. doi: 10.1080/00207411.2015.1119375
CrossRef Полный текст | Google Scholar
32. Дрейк Р.Э., Эссок С.М. Разрыв между наукой и услугами в реальном лечении шизофрении: 95% проблема. Шизофр Булл. (2009) 35:677–8. doi: 10.1093/schbul/sbp047
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
33. Рёсслер В., Дрейк Р.Э. Психиатрическая реабилитация в Европе. Epidemiol Psychiatr Sci. (2017) 19:1–7. doi: 10.1017/S2045796016000858
Полный текст CrossRef | Google Scholar
34. Kessler RC, Demler O, Frank RG, Olfson M, Pincus HA, Walters EE, et al. Распространенность и лечение психических расстройств, 1990 до 2003. N Engl J Med. (2005) 352:2515–23. doi: 10.1056/NEJMsa043266
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
35. Либерман Р.П. Выздоровление от шизофрении: форма следует за функционированием. Всемирная психиатрия. (2012) 11:161–2. doi: 10.1002/j.2051-5545.2012.tb00118.x
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
36. Deegan PE. Важность личной медицины: качественное исследование устойчивости у людей с психическими расстройствами. Scand J Общественное здравоохранение. (2005) 33:1–7. doi: 10.1080/14034950510033345
CrossRef Full Text | Google Scholar
37.