Минусы и плюсы беседы – Плюсы и минусы беседы как метода исследования

Содержание

Плюсы и минусы беседы как метода исследования

Одним из самых распространенных и эффективных методов исследования психологических особенностей человека является беседа. С ее помощью можно узнать мотивы поведения субъекта, его черты характера, отношение к окружающему миру. Применяется беседа во всех отраслях психологии как метод сбора данных, также для информирования, убеждения и воспитания.

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений. Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется. Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме. Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа проходит в несколько этапов:

  1. Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого. Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности.
  2. Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.
  3. Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.
  4. Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой
    исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Минусы беседы как метода исследования

  • Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению).
  • Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов.
  • При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться.
  • Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается.
  • При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.

В любом случае, эффективность проводимого исследования напрямую зависит от уровня профессионализма психолога.

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.
  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.
  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.
  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.
  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что беседа является одним из основополагающих и эффективных методов исследования в психологии, используется для получения наиболее полной информации об испытуемом за счет совокупности вербальных и невербальных форм общения.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя. Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Похожие записи

plusiminusi.ru

Достоинства и минусы методов наблюдения и беседы — контрольная работа

     Наблюдение.

     Наблюдение  – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и  целенаправленного описания психических  особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

     Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим  требованиям:

  1. Целенаправленность наблюдение проводится не за ребёнком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
  2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки)  и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
  3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств детей будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.
  4. Естественность — наблюдение должно проводиться в естественных для детей условиях.
  5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
  6. Объективность воспитатель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
  7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.
 

     Наблюдение  – метод трудоемкий.

     Минусы:

  • Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
  • Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
  • Наблюдению не поддаются интимные ситуации.
  • Метод пассивный: воспитатель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.
  • Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.
 

     Беседа.

     Беседа  – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ребёнка, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

     Беседу  можно проводить не только с воспитанниками, но и с педагогами или родителями. Например, в беседе с педагогами различных предметов можно не только проследить интересы конкретных воспитанников, но и установить особенности группы в целом.

     Беседу  также можно проводить с группой, когда преподаватель задает вопросы  всей группе и следит, чтобы в  ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

     Беседа  может быть и более стандартизованной, и более свободной.

     В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой  последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

     Во  втором случае содержание вопроса заранее  не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы  и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

     Существуют  также промежуточные формы беседы, которые  стараются объединить положительные  качества обоих указанных типов.

     При подготовке к беседе очень большое  значение имеет предварительная  работа.

  1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
  2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
  3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

     При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
  2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.
  3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.
  4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
  5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие. Педагог должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
  6. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
  7. В беседе с детьми следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью педагог может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.
  8. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.
  9. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.
  10. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

     К несомненным достоинствам беседы следует  отнести:

    • Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.
    • На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
    • Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
    • Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

     В то же время следует учитывать, что  в беседе мы получаем не объективный  факт, а мнение человека. Может случиться  так, что он произвольно или непроизвольно  искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

     Особую  проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается  по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится еще более серьезной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций. 

freepapers.ru

Нюансы, которые стоит знать, если вам предстоит тяжелый разговор

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

К сложному разговору бывает очень тяжело подготовиться. Часто встреча с собеседником может долго откладываться. Но психологи не советуют длительное время копить в себе негативные эмоции и чаще обсуждать их с теми людьми, которые их вызвали. Своевременное обсуждение волнующих вопросов позволит поддерживать конструктивные отношения с родными, друзьями и коллегами.

AdMe.ru подобрал несколько советов психологов о том, что стоит сделать, чтобы тяжелый разговор прошел спокойно.

1. Укрепить самосознание

«Что я вам всегда говорю, друзья? Я большая шишка».

Перед встречей стоит принять свои слабые и сильные стороны. Каждый человек совершает ошибки, поэтому их тоже нужно признавать. Если мы считаем себя идеальным, а свое мнение единственно правильным, то можем только усугубить конфликт. Нужно не бояться признать свои промахи и дать возможность сделать это собеседнику. Зная собственные плюсы и минусы, можно более уверенно вести тяжелый разговор, сохраняя внутреннее равновесие.

2. Установить зрительный контакт

При встрече психологи советуют не терять зрительный контакт. Для этого нужно, чтобы глаза собеседников находились на одном уровне. Если человек сидит, то лучше тоже присесть. Если же он стоит, и самому нужно встать. Тогда оппонент будет более расположен к беседе, ощущая, что его внимательно слушают.

3. Разговаривать тихо и без спешки

Психологи утверждают, что тихая и разборчивая речь производит лучший эффект. Этот прием позволяет расположить к себе собеседника и сохранять спокойствие. Важно внимательно слушать другого человека, четко выражать свои чувства и цели, которых вы хотите добиться путем этого разговора.

4. Придерживаться основной темы разговора

Если отвлечься на другой вопрос во время сложного разговора, можно потерять его суть. Для того чтобы снизить возможность возникновения дополнительных конфликтов, желательно обсуждать только ту тему, из-за которой назначена встреча. Стоит выражать свои мысли четко и ясно, чтобы их смысл дошел до собеседника. Также специалисты советуют перефразировать своими словами то, что сказал человек. Таким образом он поймет, что был услышан.

5. «Примерить обувь» собеседника

www.adme.ru

Как рассказать о своих достоинствах и недостатках на собеседовании

«Расскажите о ваших достоинствах и недостатках» — это, пожалуй, один из самых распространённых вопросов на собеседовании. Кому-то предлагают назвать три своих плохих качества и три хороших, других просят описать свойства личности, которые мешают или помогают им в построении карьеры, — вариантов того, как именно формулируют этот вопрос рекрутёры, множество.

Как же сообщить о своих достоинствах и недостатках, чтобы расположить к себе работодателя? Научиться обращать минусы в плюсы вам помогут рекомендации Superjob.ru.

Идеальных людей не бывает
Сначала давайте разберёмся, почему этот вопрос стабильно входит в число наиболее часто задаваемых в ходе интервью. Что хотят услышать от соискателей рекрутёры? Откровенную исповедь о лени и неорганизованности или пафосную речь в духе «У меня практически нет недостатков»?

Ни то и ни другое. Спрашивая соискателя о его достоинствах и недостатках, специалист по подбору персонала хочет узнать, насколько зрелый человек сидит перед ним, какова его самооценка, умеет ли он конструктивно работать, в том числе и над собой. Людей без недостатков, как известно, не существует: все мы сплетены из плохих и хороших качеств. Именно в их осознании психологи склонны видеть признак стабильной и зрелой личности.

Однако чтобы показать рекрутёру, что вы вполне соответствуете вакансии, на которую претендуете, не нужно ничего выдумывать. Ложь на собеседовании не поможет вам сделать карьеру. Будьте откровенны, однако продумайте свой ответ с учётом приведённых рекомендаций.

«Я над этим работаю…»
Прежде всего покажите, что какими бы ни были ваши недостатки, вы работаете над их исправлением и умеете их компенсировать. Вот некоторые примеры.

«Я всегда стремлюсь держать всё под контролем. В жизни и в работе это доставляет мне массу неудобств: людям не нравится, что я постоянно контролирую их действия. Поэтому я учусь делегировать полномочия, стараюсь не задавать подчинённым слишком много вопросов о ходе работы, даже если мне не терпится узнать, как идут дела»; «Когда я учился в институте, то часто опаздывал на занятия и встречи. Сейчас я научился ценить своё и чужое время: ставлю будильник на раннее утро, а если в городе серьёзные пробки – еду на работу на метро. Теперь я всегда прихожу в офис минут за 10 до начала рабочего дня», — такие ответы вполне удовлетворят рекрутёра. Вы показываете, что у вас адекватная самооценка, что вы способны осознавать свои ошибки, а главное — конструктивно работать над ними.

Минусы в плюсы
Психологи считают, что лучше всего, отвечая на вопрос о недостатках на собеседовании, косвенно указать на свои достоинства. «Друзья считают меня дотошным. Я действительно скрупулёзен, люблю проверять всё до мелочей, и людей это раздражает. Но я стараюсь научиться смотреть на вещи шире», — отличный ответ для соискателя, претендующего на должность инженера-конструктора. «Пожалуй, я чрезмерно разговорчива, возможно, это следствие моей профессии», — неплохой вариант для кандидата на позицию PR-менеджера или специалиста по маркетингу.

Не слишком личное
Отвечая на вопрос о ваших недостатках, помните, что никто не ждёт от вас исповеди. О некоторых вещах лучше умолчать, особенно если они напрямую не связаны с профессиональной деятельностью. Испытываете зависимость от компьютерных игр? Пережили два развода из-за неумения строить долговременные отношения? Подумайте, так ли необходимо менеджеру по кадрам знать о нюансах вашей личной жизни.

«Не особенно разбираюсь в этом…»
Ещё один вариант ответа на вопрос о недостатках – упомянуть о нехватке профессиональных знаний, не связанных напрямую с желаемой должностью. Тем самым вы продемонстрируете рекрутёру свою откровенность и готовность к развитию. Скажем, если вы претендуете на вакансию репортёра новостной ленты, то можете смело признаться, что пока не освоили жанр очерка: на данной работе этот навык вам, скорее всего, в ближайшее время не понадобится. Правда, стоит всё же быть осторожным, чтобы не навредить себе, – тщательно продумайте ответ.

«Вся такая несуразная…»
Подумайте, насколько качества, о которых вы собираетесь поведать рекрутёру, создадут вам конкурентное преимущество перед другими кандидатами. К примеру, не стоит указывать на свои лидерские качества там, где в них нет необходимости. «Я довольно-таки амбициозен», — говорит кандидат на должность бухгалтера в компании с устоявшейся структурой и… остаётся без предложения о работе. А вот в молодой компании, энергично захватывающей рынок, такое качество вполне может пригодиться.

«Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…» — говорила о себе героиня фильма «Покровские ворота». И если претендент на творческую должность (например, копирайтер) ещё может позволить себе сообщить нечто подобное на собеседовании («Как и многие творческие люди, я не всегда жёстко следую намеченным планам»), то, например, менеджеру по продажам лучше сделать акцент на чём-то другом. Например, на коммуникабельности или пунктуальности.

Спокойствие, и только спокойствие!
Вопрос о достоинствах и недостатках не назовешь лёгким. Неудивительно, что соискатели нервничают, отвечая на него. Это как раз на руку рекрутёру, который, наблюдая за вашей реакцией, оценит и вашу стрессоустойчивость, и ум, и умение быстро отвечать на сложные вопросы.

Предупреждён – значит вооружён. Если вы читаете эту статью, значит уже обдумываете ответы на возможные вопросы рекрутёра. А это внушает уверенность в том, что в нужный момент вы не растеряетесь и представите свои качества в выгодном для карьеры свете.

Удачи на собеседованиях!

www.superjob.ru

Плюсы и минусы группового собеседования

Если перед руководителем стоит задача выбрать лучших из большого потока претендентов, да еще в условиях временного цейтнота, проведение группового собеседования может быть самым подходящим способом.

В прошлом году одна компания открыла новый магазин в регионе. Офиса там еще не было, и организацией собеседований занималась сотрудница из Киева. Сроки поджимали, поэтому сотрудники компании не могли пойти по традиционному пути — вначале найти менеджеров, а затем уже предоставить им полномочия набирать команду. К тому же, руководству хотелось, чтобы все работники соответствовали представлениям о корпоративной культуре, принятой в головном офисе.

«Нам нужно было выбрать хотя бы 10 сотрудников из 80 претендентов, которые были отобраны в телефонном режиме. Поэтому мы решили провести собеседования за два дня, приглашая по 10 человек одновременно. Собеседование с группой занимало около полутора часов. От всей этой эпопеи у меня осталось двойственное впечатление: с одной стороны, это было очень эффективно, с другой — невероятно утомительно. Во время собеседования с последними в конкретный день группами, казалось, что сконцентрироваться на оценке кандидатов уже невозможно. Слова и лица сливались в сплошной поток», — поделился впечатлениями Станислав М., директор ООО.

По мнению экспертов, проведение группового собеседования требует особых навыков как от специалиста по персоналу, так и от линейных руководителей, которых, как правило, привлекают к выбору кандидатов. Ведь несоблюдение технологии чревато изрядно подпорченным имиджем компании на рынке труда.

Предупреждать надо!

Отбирать промоутеров, продавцов, торговых представителей и операционистов методом группового интервью очень удобно, хотя его недостатки тоже очевидны. Оно энергоемко, формализовано и не позволяет оценить потенциал будущего сотрудника. К тому же при неумелом проведении группового интервью возникают очень неприятные для обеих сторон ситуации.

Опасность того, что групповое собеседование будет воспринято потенциальными сотрудниками крайне негативно, связано еще и с активной деятельностью компаний, занимающихся сетевым маркетингом. Коронная «фишка» которых состоит в том, чтобы привлечь на свои мероприятия как можно больше людей, в лучшем случае не объяснив им заранее характер работы, в худшем — прибегая к откровенной лжи. Именно поэтому очень важно, чтобы в среде тех, кто приглашается на групповое собеседование, не зародились подобные ассоциации.

Поэтому при планировании и проведении группового собеседования исключительно важно не допускать самых распространенных ошибок, первая из которых связана с тем, что соискателей не уведомляют заранее о том, в какой форме будет проходить собеседование.

Нередко осознание того, что рядом находится еще пять, десять или пятнадцать конкурентов, ввергает неподготовленного человека в шоковое состояние. Но если в некоторых ситуациях такая искусственная конкурентная среда помогает выбрать наиболее подходящих кандидатов, допустим, на должность рекламного агента, то предъявлять такие же требования к охраннику, кассиру или водителю, ориентируясь на эти качества, — совершенно бесперспективно.

Но и отказываться от такой формы собеседования в этом случае не всегда возможно. Что же делать? Выход только один — заранее, в телефонном режиме предупредить о том, что компания планирует провести групповое интервью. При этом важно подчеркнуть, что всем кандидатам будет уделено достаточно внимания и что по результатам собеседования, даже в случае персональной неудачи соискателя, его кандидатура будет занесена в кадровый резерв.

Еще одна грубейшая ошибка допускается, когда в своем желании продемонстрировать активность и привлечь как можно больше кандидатов, внутренние рекрутеры крупных компаний, «забывают» сообщить о том, на какую должность они приглашают сотрудника.

Бывает так: люди высылают резюме на определенную вакансию, скажем, менеджера по работе с корпоративными клиентами. Такой соискатель может обладать достаточным опытом и знаниями для того, чтобы претендовать на эту вакансию. Проходит несколько дней или недель, и его приглашают на собеседование. Человек, уверен, что речь идет о соответствующей должности, но неожиданно для себя он оказывается в толпе неопытных юнцов, мечтающих начать свою карьеру с позиции продавца-консультанта. Разумеется, что этот кандидат будет разозлен и раздосадован, а компания может лишиться ценного специалиста.

Поговорим о личном

Целый ряд неприятных сюрпризов может быть связан с тем, что интервьюеры ведут себя недостаточно тактично с претендентами. Но если при личной встрече негативное впечатление от поведения кадровика в меньшей степени распространяется на компанию в целом, то при групповом собеседовании этот эффект значительно больше.

Так, наиболее часто соискатели оказываются возмущены тем фактом, что на групповом собеседовании от них требуют озвучить личную информацию, а также рассказать об опыте работы, причинах увольнения и прочих вещах, не предназначенных для чужих ушей. Люди, которые имеют представление о бизнес-этике, просто теряются. С одной стороны, отказ предоставить такую информацию лишит возможности участвовать в конкурсе, с другой — рассказ о бывшем работодателе в присутствии посторонних — также недопустим. К тому же, подобные сообщения «о себе» каждого из 15–20 участников собеседования имеют тенденцию затягиваться и создают впечатление, что время людей, пришедших на собеседование, потенциальный работодатель совершенно не ценит.

Шокирующим опытом может стать и публичное обсуждение результатов собеседования или тестирования.

«В молодости я попал на групповое собеседование в известный банк. Участники отсеивались в процессе собеседования после каждого из этапов. Все это сопровождалось унизительными комментариями в духе «неужели вы считаете, что с таким лексиконом можете претендовать на позицию в нашем банке?». После этого, даже один вид их логотипа вызывает у меня прилив ярости», — поделился Артур Р., директор ООО.

Именно поэтому наши эксперты советуют избегать не только оценочных суждений в адрес кандидатов, но и «отсеивания» в процессе собеседования. С результатами вполне можно ознакомить в конце всей процедуры. Тем более что иногда бывает так, что первое впечатление о кандидате оказывается ошибочным и на втором-третьем этапе оно кардинально меняется.

Организационные моменты

Чтобы групповое собеседование прошло успешно и результативно, очень важна предварительная подготовка и проработка всех его этапов. Так, если на индивидуальном интервью достаточно всего лишь задавать более или менее стандартные вопросы, то групповое — подразумевает креативный и нестандартный подход. Групповое собеседование предоставляет уникальную возможность оценить то, как человек ведет себя в группе. Но чтобы получить достоверную информацию об этом, предложенная деловая игра должна быть максимально приближена к действительности и быть настолько увлекательной, чтобы люди забыли о том, что их оценивают. Для этого можно использовать реальные ситуации, с которыми сталкивались ваши сотрудники.

Также эксперты советуют не приглашать на групповое собеседование слишком много людей, мотивируя это тем, что при большом числе участников интервьюер не в состоянии удерживать в памяти и фиксировать важные моменты в поведении того или иного кандидата.

Даже когда данное мероприятие проводят несколько специалистов, при группе составом более 12–15 человек многое упускается. Оптимальный формат — 6–10 человек, в зависимости от требований вакансии.

Да или нет?

Минусы:

  • Энергозатратно.
  • Необходим опыт управления группой.
  • Требует тщательной подготовки, иначе групповое собеседование может плохо отразиться на имидже компании.
  • Не предоставляет возможности уточнить формальные стороны биографии.

Плюсы:

  • Показывает особенности взаимодействия кандидата в группе.
  • Экономит время проведения собеседования.
  • Позволяет легко оценить коммуникативные качества кандидата.

Наталья Науменко
«Власть денег

hr-portal.ru

Правильно рассказываем о своих достоинствах и недостатках на собеседовании

О каких личных качествах можно сообщить потенциальному работодателю, а какие лучше не упоминать.

Так устроена человеческая природа — мы не умеем себя хвалить и тем более критиковать. А эти навыки необходимы. Особенно, если вы хотите успешно пройти собеседование и найти работу.

Work.ua предлагает вам научиться правильно доносить информацию о своих плюсах и минусах потенциальному работодателю.

Что хотят услышать рекрутеры

Задавая вопрос о положительных и отрицательных качествах, менеджер по подбору персонала не ждет, что кандидат повторит рассказ о себе или перечислит слишком уж личные черты характера (к примеру, я добрый, отзывчивый, не пью, не курю).

Его цель:

  • выяснить, как ведет себя соискатель в нестандартной ситуации;
  • определить, насколько адекватно оценивает кандидат себя и результаты своего труда;
  • понять, соответствует ли он вакансии, на которую претендует, и корпоративной культуре компании.

На собеседовании охарактеризовать самого себя вас могут попросить по-разному:

  • «Расскажите о ваших положительных и отрицательных качествах».
  • «Назовите три ваших положительных и три отрицательных качества».
  • «Назовите ваши сильные и слабые стороны».
  • «Какие ваши качества могут помочь или помешать выполнять ту или иную работу?».
  • «Какие ваши достоинства и недостатки?».

Нужно быть готовым к любому развитию событий. Поэтому заранее продумайте как минимум 3 своих плюса и 3 минуса, сопоставьте их с требованиями работодателя. Приведенные ниже рекомендации помогут в этом.

Как говорить о своих сильных сторонах

На собеседовании ответ на вопрос «Расскажите о ваших положительных и отрицательных качествах» следует начинать именно с сильных сторон, которые позволили вам стать успешным и в жизни, и в профессии. Накануне интервью подготовьтесь. С помощью несложных техник определите все лучшее в себе и свяжите эти качества с требованиями вакансии.

1. Составьте список ваших главных достоинств из 10 пунктов. Подойдите творчески к этому заданию, избавьтесь от своего скромного внутреннего редактора и напишите все свои сильные черты характера. Выбирайте те, которыми действительно обладаете.

2. Внимательно изучите вакансию, постарайтесь понять сотрудник, с каким набором качеств нужен на позицию, на которую вы претендуете. Соотнесите себя с ним. Акцентируйте внимание на своих знаниях и опыте в той или иной сфере, а уже потом упомяните о личном.

3. Ограничьте список ваших положительных сторон до трех-пяти пунктов. Выберите то, что вам будет наиболее комфортно обсуждать.

4. Каждое сильное качество проиллюстрируйте примером. И желательно не одним. Чем больше у вас в запасе будет таких позитивных характеристик себя, тем лучше. Рекрутеры могут попросить рассказать еще и еще.

Вот несколько вариантов, как можно построить ответ.

Пример № 1:

«У меня аналитический склад ума, я пишу грамотно, интересно, в разных стилях и жанрах. Если нужно, с юмором. Также создаю уникальный контент, причем не только текстовый, но и графический. У меня большой опыт интервьюирования. Кстати, интервью — мой любимый жанр. Потому что он предполагает новые знакомства и общение, а я общительный человек».

Пример № 2:

«Я умею ладить с людьми. Могу найти общий язык практически с любым человеком, и неважно, сколько ему лет, и какую должность он занимает. Еще мне нравится, когда с помощью разговора можно достичь определенного результата: избежать конфликта или убедить собеседника что-то купить. Например, на прежнем месте работы я… (рассказать, как вам удается достигать поставленных целей при помощи коммуникации)».

Пример № 3:

«Своей сильной стороной я считаю умение находить неординарные пути выхода из сложных ситуаций. Я всегда оптимистично смотрю на мир. И так же пытаюсь относиться к проблемам. Они меня не пугают, а, наоборот, мобилизуют. Могу привести такой пример… (рассказать реальную историю)».

Как говорить о своих слабых сторонах

Отвечая на вопрос об отрицательных качествах, вам не нужно называть абстрактные или «хорошие» недостатки. Ваша задача — показать, что вы осознаете свои недочеты, умеете с ними бороться и работать. Такая презентация может произвести положительное впечатление на работодателя больше, чем список ваших заслуг.

Как это сделать:

1. Превратите минусы в плюсы.

«Я дотошный и скрупулезный. Многие считают это моим недостатком. Но для меня как для аналитика важно проверять все данные до мелочей, анализировать все детали. Я не успокоюсь, пока не сделаю этого. В моей практике был случай… (привести пример, когда ваша дотошность помогла обнаружить какую-то ошибку)».

2. Обозначьте, что работаете с недостатками. Признайтесь, да, у вас есть отрицательные качества, но вы делаете все, чтобы их исправить.

«Я плохой оратор. Когда приходится выступать перед большим количеством людей, я теряюсь. Понимаю, что для журналиста это очень большой недостаток, поэтому уже месяц я хожу на курсы ораторского искусства. До Цицерона мне пока далеко, но успехи есть».

3. Компенсируйте отрицательные качества, если понимаете, что их нельзя обратить в плюс, и бороться с ними бесполезно.

«Я сова. Люблю поспать подольше. Поэтому могу опаздывать на работу. Но я не против задержаться в офисе, чтобы выполнить все запланированные на день задачи. Во второй половине дня я наиболее продуктивен, поэтому обычно я все успеваю сделать и никогда не срываю сроков».

Как не нужно отвечать

Если HR-менеджер не просит вас назвать сильные и слабые стороны, то по своей инициативе не заводите об этом разговор. Но если вопрос прозвучал, то отвечайте быстро. Не стоит молчать и смущаться. Но помните, вы не на исповеди, не выливайте на рекрутера все свои положительные и отрицательные качества.


Если попытаться сформулировать базовое правило эффективного ответа на вопрос о достоинствах и недостатках, то оно будет таким: «Говорите правду, только правду и ничего, кроме правды». Зрелый человек знает, что у него есть как сильные, так и слабые стороны, и он не стесняется это признать. И тем более не будет врать и юлить по поводу своей персоны.

Work.ua напоминает, что ложь в резюме и на собеседовании — худший помощник в построении карьеры. Поэтому будьте честны, прежде всего, перед собой самим, убедительны, верьте в себя и свои ответы. И не забывайте, что уверенность — важный фактор при трудоустройстве.


Читайте также: Универсальный план ответа на неожиданный вопрос рекрутера



Щоб залишити коментар, потрібно увійти.

www.work.ua

Беседа за круглым столом «Создание семьи в раннем возрасте: плюсы и минусы»

Краснофлотская основная школа

Беседа за круглым столом

«Создание семьи в раннем возрасте: плюсы и минусы»

 

Провели: Зам. директора по ВР

Айгужина С.В.

с.Краснофлотское 2014г.

Цель: воспитание у юношей и девушек правильное понятие раннего брака.

Рассмотреть его минусы и плюсы.

Ход беседы.

Зам.директора по ВР: Такое понятие, как ранний брак, стали использовать относительно недавно. В старину девушек выдавали замуж совсем юными, не достигшими совершеннолетия. Это считалось нормальным явлением, было даже постыдным оставаться в старых девах. Однако не всегда у девушки была возможность получить в мужья любимого человека. О браке договаривались родители будущих супругов, не считаясь с их мнением.

В середине прошлого столетия началась отчаянная борьба за равноправие полов. Соответственно и институт семьи претерпел такие изменения, как создание семьи лишь после достижения определенной зрелости, получения образования, создания карьеры и обрастания некоторым материальным имуществом.

Именно в то время и появилось понятие – ранние браки, которое означало создание семьи в раннем возрасте, чаще всего впопыхах, не слушая советов родителей.

Причины создания ранних браков

Влюбленность. Обратите внимание, что мы здесь не употребляем такое понятие, как любовь. Любовь гораздо более сильное и долговременное чувство. Но именно влюбленность становится одной из причин вступления в брак молодых представителей общества. Юные создания принимают любую влюбленность за настоящее чувство. Мнение, что такие отношения будут продолжаться всю жизнь, толкает подростков на создание раннего брака. Часто влюбленность проходит, а семья остается, к сожалению, ненадолго.

Беременность. Современные подростки рано начинают жить половой жизнью, что нередко приводит к нежелательной беременности. Самым простым решением на их взгляд является создание семьи. Будущая мама, окрыленная нежданным счастьем, мечтает о счастливой совместной жизни. Молодой супруг в это время обыкновенно не готов к обязанностям главы семьи и добытчика. Начинаются разногласия, что также приводит к расставанию пары.

Приобретение независимости от родителей. Юношеский максимализм нередко играет плохую роль в отношениях отцов и детей. Часто дети решают, что лучший выход избегать скандалы – вырваться из-под родительского крыла. Легкий шаг к независимости – все тот же ранний брак. Однако неприспособленные к быту подростки возвращаются каждый в свой родной очаг, и супружеские отношения сходят на «нет».

Истинная любовь. Не будем говорить только о неудачных браках молодых людей. Иногда семья, созданная в раннем возрасте, бывает намного крепче обыкновенной. Супруги живут «душа в душу» и не помышляют о разводе. Однако статистика утверждает, что таких супружеских пар – единицы, ведь причины вступления в брак и причины разводов у каждого свои.

Психолог: Проблема любви и брака  — одна из сложнейших в самоопределении юношей и девушек. Умение быть любимой, любимым требует огромного труда души. А необходимость пронести свои чувства через многие годы предполагает наличие разумных взаимоотношений в течении всей жизни. Проанализируйте свои взгляды на любовь и брак.  (Ответы ребят)

(Вопросы беседы)

1) В чем сложности семейной жизни ?

2) Каким, в вашем представлении должен быть мужчина, муж?

3) Какой должна быть женщина, мать?

4) Как сберечь семью?

5) Как вы относитесь к ранним бракам?

6) Как готовить себя к браку?

Да, брак это очень серьезно. Молодые люди должны научиться воспитывать в себе такие качества как – трудолюбие. Труд душевный и физический, для того чтобы можно было обеспечить семью. Воспитывать верность, ведь вокруг очень много соблазнов. Необходима выдержка и самообладание. Умение строить 

взаимоотношения с другими людьми. Иными словами, качества, без которых немыслим счастливый брак.

—         Могут ли эти качества присутствовать в раннем браке?

Вот почему ранние браки бывают недолгими.

—         Каковы  причины раннего брака? Почему, молодые люди женятся или выходят замуж, в раннем возрасте? (Ответы детей).

 Зам.динектора по ВР: Упражнение «Мое мнение».

Учащимся предлагается самостоятельно определить: Плюсы и минусы раннего брака (каждый по одному, два плюса и минуса). Ребята пишут ответы на маленьких листочках и опускают в небольшую коробку, которую педагог пускает по кругу. Затем педагог достаёт записочки, зачитывает ответы  ребят без указания фамилий. Далее все ответы ребят обсуждаются коллективно.

Анкета-опросник:

1. В чем сложности семейной жизни ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каким, в вашем представлении должен быть мужчина, муж?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой должна быть женщина, мать?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как сберечь семью?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как вы относитесь к ранним бракам?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как готовить себя к браку?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *