Мир внутренний и внешний: Внешнее, внешний мир — Психологос

2. Внешний мир, внутренний мир, совместный мир

{…] Окружающая среда (Urnfeld), наполненная вещами, становится внешним миром, наполненным предметами, ко­торый представляет собой континуум пустоты или прост-странственно-временной протяженности. Непосредственно соотнесенные с телесными предметами пустые формы, «прост­ранство» и «время», поскольку предметы манифестируют в

[127]

их границах сущее, суть способы манифестации ничто. […] Вещи в гомогенной сфере произвольно возможных движе­ний, поскольку она означает соотносительное с направле­ниями пространственно-временное целое, определяют си­туацию, которая строго соответствует позиции эксцентри­ческого организма. Если он помещен вне естественного места, вне себя, непространственно, невременно, нигде, на ничто, в ничто своих границ, то и телесная вещь окружаю­щего мира находится «в» «пустоте» относительных мест и времен. И организм в силу своей эксцентричности есть для себя самого лишь такая телесная вещь в окружающем мире в определенное время в определенном месте, которое можно сменить на любое другое место этого континуума пустоты.

{…} Эксцентричности структуры живого существа соответ­ствует эксцентричность положения или неустранимый двой­ной аспект его существования как тела и плоти, как вещи среди вещей в любых местах Единого пространственно-вре­менного континуума и как системы в пространстве и време­ни абсолютной середины. […]

На самодистанции живое существо дано себе как внут­ренний мир. Внутреннее понимает себя в противополож­ность внешнему окружающей среды, отличной от плоти. Строго говоря, к миру телесных вещей как таковому нельзя применять термин «внешнее». Только среда, ставшая ми­ром, включенная в него, т. е. окружающий мир является внешним миром. Таким образом, окружающему миру в ка­честве противоположного ему значения соответствует внут­ренний мир, мир «в» живой плоти («im» Leib), то, что есть само живое существо. Но и этот мир не зафиксирован однозначно на одном аспекте. Закон эксцентричности опре­деляет двойной аспект его существования как

души и пере­живания.

{…] Душа как заранее данная действительность задатков, которая развивается и подчинена законам, и переживание как действительность собственной самости в здесь-и-те-перь, которую надо испытать, в чем никто не может заме­нить меня и от чего меня не может освободить никто, кроме смерти (и даже это не достоверно), не совпадают, хотя и не составляют материально отделимых друг от друга систем. […]

Внутренний мир как реальность, наличная в качестве самости и предмета (in Selbst- und Gegenstandstellung), подлежащая осуществлению и восприятию реальность от-

[128]

личается по типу бытия от внешнего мира. Ибо если здесь и можно пробежать по способу явления всю шкалу от чи­стой наличности (Zustandlichkeit) только несущего и со­провождающего окружающего мира до чистой предметно­сти мира вещей, существующего самого по себе, то этого никогда нельзя сделать по самому бытию. Напротив, во внутреннем мире имеется шкала бытия. Тут имеется «бы-тие-мне-по-душе» («mir zu Mute Sein»), равно как и «бы-тие-нечто» («Etwas Sein»). В самом существе позицио-нальности стояния в здесь-и-теперь (и одновременной экс­центричности по отношению к этой позиции) заключено то, что бытие-самость (Selbstsein) обнаруживает шкалу бы­тия от чистой увлеченности и самозабвения вплоть до скрытого вытесненного переживания. Например, в слу­чае психической травмы, комплекса в психоаналитиче­ском смысле, или отчетливого, страстного, вожделенного образа воспоминания мы обладаем психическим словно вещью деятельной силы и с ясными границами. И опять таки в случаях сильной захваченности болью и на­слаждением, всякого рода аффективностью душевное бытие пронизывает и переполняет нас, исчезает вся­кая дистанция между субъектом акта переживания и субъектным ядром всей личности, мы «растворяем­ся» в душевном.
{…]

В положении самости, как и в положении предмета, в качестве осуществляемой, как и наблюдаемой действи­тельности, я являюсь себе, поскольку я сам есмь дейст­вительность. Правда, охотно допускают, что в положении самости, т. е. при осуществлении переживания, нельзя го­ворить о явлении внутреннего мира, и он показывается здесь непосредственно «в себе». Признав, что рефлексия, направленная на переживание, ухватывает собственную са­мость только в феномене, все же не могли усомниться в том, что переживание

есть нечто абсолютное, или сам внут­ренний мир. (Широко распространенное допущение, осно­вополагающее для любого рода субъективизма и филосо­фии переживания.) Но самость только тогда обладала бы подобным преимуществом, если бы человек был исключи­тельно центрически установленным живым существом, а не эксцентрическим, как на самом деле. По отношению к жи­вотному правильно утверждение, что в положении самости оно целиком есть оно само. Оно поставлено в позициональ-ную середину и растворяется в ней. Напротив, для челове­ка имеет силу закон эксцентричности, согласно которому

[129]

его бытие в здесь-и-теперь, т. е. его растворение в пережи­вании, больше не приходится на точку его существования. Даже в осуществлении мышления, чувства, воли человек находится вне него самого.

На чем же покоится возможность ложных чувств, непо­длинных мыслей, поглощенности чем-то, чем не являются на самом деле? На чем покоится возможность (плохого и хорошего) актера, превращение человека в другого? Как получается, что ни другие лица, за ним наблюдающие, ни сам человек никогда не могут сказать, не играет ли он только роль даже в моменты полного самозабвения и само­отдачи? Сомнение в истинности собственного бытия не устраняется свидетельством внутренней очевидности. Пос­леднее не поможет преодолеть зачаточного раздвоения, ко­торое пронизывает самобытие (Selbstsein) человека, ибо оно эксцентрично, так что никто не знает о себе самом, он ли еще это, кто плачет и смеется, думает и принимает решения, или это уже отколовшаяся от него самость, Другой-в-нем, его отражение и, возможно, его полная противоположность. […]

Его самобытие становится для человека миром и в том, что его конституция не связана с какими-либо актами. Он наличествует как внутренний мир, знает ли он об этом или нет. Конечно, он дан ему только в актах рефлексии. {…]

Такого рода актами Я никоим образом не схватывает себя как Я, оно схватывает еще не себя, но прошлое, то, чем оно было. Простой рефлексией в этом смысле обладает и животная субъективность в форме памяти, как ее обеспе­чивает исторический реактивный базис11. Чтобы собствен­ное бытие встретилось с самим собой как действительностью sui generis*, к сущность его должно принадлежать нахож­дение вне себя самого. В таком отношении к нулевому пункту собственной позиции — отношении, которое создает­ся не актами, но раз и навсегда дано вместе с эксцен­трической формой бытия,— состоит конституция самобы­тия как собственного, не связанного с актами мира.

Эксцентричность, на которой покоятся внешний мир (природа) и внутренний мир (душа), определяет, что ин­дивидуальное лицо должно в себе самом различать инди­видуальное и «всеобщее» Я (Ich).

Правда, обычно это постижимо для него, лишь когда оно существует совместно с другими лицами, и даже тогда это всеобщее Я никогда

[130]

не предстает в своей абстрактной форме, но выступает конкретно посредством первого, второго, третьего лица. Человек говорит себе и другим Ты, Он, Мы не потоку, например, что он только на основе заключений по аналогии или актов вчувствования в существа, которые кажутся ему наиболее соответственными, был вынужден допустить су­ществование лиц, но в силу структуры его собственного способа существования. В себе самом человек есть Я, т. е. обладатель своей плоти и своей души, Я, которое не относится к сфере, середину которой оно тем не менее образует. Поэтому человеку дозволено в виде опыта исполь­зовать это пребывание вне места и времени (Ort-ZeitIo-sigkeit), характерное для его положения, благодаря кото­рому он является человеком,— использовать для себя са­мого и для всякого другого существа даже там, где ему противостоят существа совершенно чуждого вида.

[…]

При допущении существования других Я речь идет не о перенесении собственного способа существования, каким живет для себя человек, на другие, лишь телесно присут­ствующие для него вещи, то есть о расширении личностно­го круга бытия, но о сужении этого изначально не локали­зованного и сопротивляющегося своей локализации круга бытия, его ограничении «людьми». Процесс ограничения, происходящий при истолковании являющихся во плоти чу­жих жизненных центров, надо строго отличать от предпо­сылки, что чуждые лица возможны, что вообще существует личностный мир. Фихте впервые подчеркнул эту необходи­мость. Каждому реальному полаганию одного Я, одного лица в одном отдельном теле задана сфера Ты, Он, Мы. То, что отдельному человеку, так сказать, приходит на ум идея и, более того. что он с самого начала проникнут тем, что он не один и его товарищи не только вещи, но чувствующие существа, такие же, как и он,— все это по­коится не на особом акте проецирования собственной жизненной формы вовне, но относится к предварительным условиям сферы человеческого существования.

Конечно, чтобы разобраться в этом мире, нужны длительные усилия и добросовестный опыт. Ибо «другой», несмотря на структурное сущностное тождество со мной как лицом, есть (как и я) совершенно индивидуальная реальность, и его внутренний мир первоначально совершенно скрыт от меня и должен расшифровываться весьма различными способами истолкования. Благодаря эксцентрической позициональной форме его

[131]

самого человеку обеспечивается реальность совместного мира (Mitwelt). Последний, следовательно,—это совсем не то, что осознается лишь на основе определенных воспри­ятий, хотя, конечно, он обретает плоть и кровь в процессе опыта в связи с определенными восприятиями. С этим свя­зано далее, что он отличается от внешнего и внутреннего мира тем, что его элементы, лица, не дают никакого специ­фического субстрата, который в материальном отношении выходил бы за пределы уже предположенного внешним и внутренним миром самим по себе. Его специфика есть жиз­ненность, и как раз в ее высшей, эксцентрической форме. Специфический субстрат совместного мира покоится, сле­довательно, на своей собственной структуре. Совместный мир есть постигнутая человеком как сфера других людей форма его собственной позиции. Поэтому нужно сказать, что благодаря эксцентрической форме образуется совмест­ный мир и одновременно обеспечивается его реальность. […]

Совместный мир не окружает личность, как это делает природа (хотя и не в строгом смысле, ибо сюда относится и собственная плоть). Но совместный мир и не заполняет личность, как это в столь же неадекватном смысле считает­ся по отношению к внутреннему миру. Совместный мир не­сет личность, которая одновременно формируется им. Меж­ду мной и мной, мной и им*располагается сфера этого мирадуха. Если отличительным признаком естественного существования личности является то, что она занимает аб­солютную середину чувственно-наглядной сферы, которая сама по себе одновременно релятивирует эту позицию и ли­шает ее абсолютного значения; если отличительным приз­наком душевного существования личности является то, что она находится в постигающем отношении к своему внут­реннему миру и одновременно, переживая, осуществляет тот мир,— то духовный характер личности покоится в форме «Мы» собственного Я, в совершенно единой схва­ченности а охвате собственного жизненного существова­ния согласно модусу эксцентричности.

Мы, т. е. не какая-то выделенная из сферы Мы группа или общность, которая по отношению к себе может сказать Мы, но обозначаемая этим сфера как таковая есть то, что только и может строго называться духом. Ибо дух, взятый в его чистоте, отличается от души и сознания.

[132]

Душа реальна как внутреннее существование личности. Сознание есть обусловленный эксцентричностью личност­ного существования аспект, в котором представляется мир. Дух, напротив, есть сфера, созданная и существующая вместе со своеобразной позициональной формой, и потому он не составляет никакой реальности, но реализован в сов­местном мире, если только существует хотя бы одна лич­ность. […)

Совместный мир реален, даже если существует только одна личность, потому что он представляет собой создавае­мую эксцентрической позициональной формой сферу, кото­рая лежит в основе всякого обособления в первом, втором, третьем лице единственного и множественного числа. По­этому сфера как таковая может быть отделена и от ее фрагментов, и от ее специфической жизненной основы. И так она есть чистое Мы, или дух. И лишь так человек есть дух, обладает духом. Он обладает им не так, как телом и душой. Их он имеет, ибо он есть душа и тело, он живет. Дух, напротив, есть сфера, в силу которой мы живем как личности, сфера, в которой мы находимся имен­но потому, что наша позициональная форма держит ее.

Лишь в качестве личностей мы находимся в мире неза­висимого от нас и одновременно доступного нашим воз­действиям бытия. В этом правильность утверждения, что дух образует предпосылку природы и души. Это положение надо понимать в его границах. Дух не как субъективность, или сознание, или интеллект, но как сфера Мы есть пред­посылка конституции действительности, которая опять-та­ки лишь тогда представляет собой действительность, если даже независимо от принципов своей конституции неко­тором аспекте сознания остается конституированной для себя. Именно этой отвращенностью от сознания она испол­няет закон эксцентрической сферы, как это уже разъяснено выше.

При желании употребить какой-то образ для сфериче­ской структуры совместного мира нужно было бы сказать, что благодаря ему обесценивается пространственно-вре­менное различие местоположений людей. Как член сов­местного мира каждый человек находится там, где нахо­дится другой. В совместном мире есть лишь Один Чело­век, точнее говоря, совместный мир имеется лишь в качест­ве Одного Человека. Он есть абсолютная точечность, в которой остается изначально связанным все, что имеет об­лик человека, хотя витальный базис и распадается на от-

[133]

дельные существа. Он есть сфера «друг-друга» и полной раскрытости, в которой встречаются все человеческие ве­щи. И таким образом, он есть истинное безразличие по отношению к единственному числу или множественному числу, он бесконечно мал и бесконечно велик, это субъект-объект, гарантия действительного (а не только возможно­го) самопознания человека в способе своего бытия друг с другом.

{. ..] Если вспомнят о том, что дух именно и есть сфера, данная вместе с эксцентрической позициональной формой человека, но что эксцентричность его — характерная для человека форма его фронтальной поставленности по отно­шению к окружающей среде, то тогда становится понят­ным изначальный парадокс в жизненной ситуации челове­ка: он как субъект противостоит себе и миру и одновре­менно изъят из этой противоположности. В мире и против мира, в себе и против себя — ни одно из противопо­ложных определений не имеет перевеса над другим, про­пасть, пустое «Между» «здесь» и «там», которое остается «через» (Hinuber), даже если человек знает об этом и именно с этим знанием занимает сферу духа.

Возможность объективации себя самого и противостоя­щего внешнего мира основывается на духе. Т. е. объекти-вирование, или знание, не есть дух, но имеет его предпо­сылкой. Именно потому, что эксцентрически оформленное живое существо благодаря своей жизненной форме избав­лено от естественной фронтальности, данной вместе с замк­нутой организацией, от противопоставленности по отноше­нию к окружающей среде и положено в отношение совмест­ного мира к себе (и ко всему, что есть), оно способно заметить непробиваемость своей ситуации существования, которая связывает его с животным и от которой животные тоже не могут избавиться. В субъект-объектном отношении отражается «более низкая» форма существования, правда в свете сферы, в силу которой живое существо «человек» образует более высокую форму существования и обладает ею. […]

Внутренний человек — православная энциклопедия «Азбука веры»

  • Не будьте, как лице­меры прот. Андрей Ткачев
  • Внут­рен­ний чело­век, в клети сердца своего уеди­не­ный, поуча­ю­щийся и моля­щийся втайне свт. Димит­рий Ростов­ский
  • Внеш­ний и внут­рен­ний чело­век И.С. Вевюрко

Вну́тренний челове́к

1) сово­куп­ность душев­ных спо­соб­но­стей, качеств и сил;
2) чело­ве­че­ский дух, чело­ве­че­ская душа (2Кор.4:16).

***

Гре­хо­па­де­ние при­во­дит к экс­тра­вер­сии (обра­щен­но­сти наружу) чело­ве­че­ской души: «Гре­хов­ность — это воз­ник­шее при совер­ше­нии пер­во­род­ного греха нашими пра­ро­ди­те­лями и став­шее при­выч­ным обра­ще­ние вни­ма­ния и жела­ния к внеш­нему»1. Или в более раз­вер­ну­том виде: «Гре­хов­ность — при­выч­ное обра­ще­ние чело­ве­ком своего жела­ния и вни­ма­ния к внеш­нему, к своей дея­тель­но­сти и поло­же­нию во внеш­нем, к своим вза­и­мо­от­но­ше­ниям с окру­жа­ю­щими, а не к своей душе, не к поис­кам Цар­ствия небес­ного внутри себя»2. Гре­хов­ность пред­ше­ствует греху как пер­во­на­чаль­ное каче­ство пред­ше­ствует опре­де­лен­ной ее реа­ли­за­ции в чем-то кон­крет­ном. И грех тоже опре­де­ля­ется через экс­тра­вер­сию: «Всякий грех явля­ется вопло­ще­нием гре­хов­но­сти, вопло­ще­нием устрем­лен­но­сти жела­ний и вни­ма­ния чело­века ко внеш­нему. Будучи направ­лен на внеш­нее и во внеш­нее, всякий грех пред­став­ляет из себя ту или иную форму само­утвер­жде­ния чело­века в окру­жа­ю­щем мире, способ рас­ши­ре­ния границ своего вли­я­ния и воз­мож­но­стей»3.

Через грех чело­век теряет свою онто­ло­ги­че­скую глу­бину. «Чело­век глубок — а так часто он живет поверх­ностно, только поверх­ност­ными чув­ствами, поня­ти­ями, вместо того чтобы жить из серд­це­вины своего бытия. Он живет отра­жен­ной жизнью; чело­век реа­ги­рует на жизнь, — про­стой отблеск тех лучей, кото­рые падают на него». Поэтому: «Грех это, прежде всего, потеря чело­ве­ком кон­такта с соб­ствен­ной своей глу­би­ной». Ибо внутри этой поте­рян­ной глу­бины и нахо­дится Бог. Необ­хо­димо идти внутрь к Богу, пре­одо­ле­вая все­воз­мож­ные пре­пят­ствия, страх и тем­ноту: «Тут нужно про­явить очень много тер­пе­ния и муже­ства. Когда дошел до этого момента страха, до этого момента, где дела­ется темно и тесно, надо ска­зать: Гос­поди, аще и сени смерт­ной пройду, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22:4) — и идти дальше, во тьму, во мрак, в это узкое ущелье, идти дальше, не ожидая света, не ожидая ничего, зная, что когда придет время — свет вос­си­яет, когда придет время — встреча совер­шится…»4.

Именно стрем­ле­ние внутрь (интро­вер­сия) и пре­бы­ва­ние там и есть суть хри­сти­ан­ского духов­ного дела­ния. В этом весь смысл трез­ве­ния хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков:

— Ефрем Сирин: «Вот, богат­ство небес­ное — в тебе, если хочешь сего. Вот, цар­ство Божие — внутри тебя, греш­ник. Войди в самого себя, ищи усерд­ней, и без труда най­дешь». И более того: «Цар­ство —  в тебе; а вне тебя — геенна. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех… Не выходи же к тому, что вне тебя чтобы вместе с тем не погиб­нуть и тебе»5;

— Максим Испо­вед­ник: «Кто ищет Гос­пода, тот должен искать Его не вне, а внутри себя, посред­ством дел веры». 6

— Никита Стифат: «Обрати чув­ства свои вовнутрь души; направь внут­рен­нее твое к дела­нию луч­шего… познай, нако­нец, не то, что окрест тебя, а что такое ты сам… устрем­ляй мыс­лен­ное око своё к созер­ца­нию Бога».7

—Фило­фей Синай­ский: «Возрев­нуем обре­сти внутрь себя самих небес­ное цар­ствие, отсе­кая от сердца всякий грех»8;

— Исаак Сирин: «Кто зрение ума своего сосре­до­то­чи­вает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа»9;

— блаж. Авгу­стин обра­ща­ется к Богу: «Вот, Ты был во мне, а я — был во внеш­нем, и там искал я Тебя… Со мною был Ты, с Тобою я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, кото­рого не было бы, не будь он в Тебе»10; «Как овца погиб­шая заблуж­дался я, ища Тебя вне, тогда как Ты внутри… Обошел я веси и град­ские стогны в мире сем, ища Тебя, и не нашел, потому что я худо искал того вне, что было внутри»11;

— преп. Сера­фим Саров­ский: «При­знак духов­ной жизни есть погру­же­ние чело­века внутрь себя и сокро­вен­ное дела­ние в сердце своем»12;

— свт. Феофан Затвор­ник: «Меха­низм внут­рен­ней и внеш­ней жизни поми­нутно поры­ва­ется опять и опять вовлечь их (подвиж­ни­ков. — Ю. 3.) в себя, как в вихрь или пучину какую; они дер­жатся в себе. Напря­же­ние пре­бы­вать в себе есть подвиг трез­ве­ния или бодр­ст­во­за­ния, самый важный и началь­ный в духов­ной жизни»13; «С пер­вого про­буж­де­ния утром оза­боть­тесь собраться внутрь и воз­греть теп­лоту. Это счи­тайте нор­маль­ным вашим состо­я­нием. Коль скоро нет сего, знайте, что у вас внутри неис­правно»14; «Все дела­ние наше может быть сокра­щено в сле­ду­ю­щую фор­мулу: собрав­шись внутрь себя, вос­ставь духов­ное созна­ние и жиз­не­де­я­тель­ность, и в этом настро­е­нии ходи по начер­тан­ному внеш­нему дела­нию под руко­во­ди­те­лем или Про­мыс­лом… Сюда должно быть све­дено все вни­ма­ние подвиж­ника, чтобы, под­ви­за­ясь, он не рас­се­и­вался и был как бы связан или пре­по­я­сан по чре­с­лам помыш­ле­ний своих»15;

— «Истинно-мудрый чело­век, имея тело как бы каби­не­том души и без­опас­ным местом убе­жища, на рынке ли бывает или на празд­нич­ном тор­же­стве, на горе или на поле, или среди толпы люд­ской, сидит себе в своем есте­ствен­ном мона­стыре, соби­рая ум внутрь и любо­мудр­ствуя о подо­ба­ю­щем ему… Воз­можно и в келии сидя­щему помыс­лами блуж­дать вне, и по рынку ходя­щему быть трез­венну, как в пустыне, в себя воз­вра­ща­ясь и Богу еди­ному внимая, не при­ни­мая впе­чат­ле­ний, толпою пада­ю­щих на душу чрез чув­ства от чув­ствен­ных вещей»16;

— патр. Сергий (Стра­го­род­ский): «Чело­век гото­вится в цар­ство Божие, но цар­ство это внутри его души. Нужно ее очи­стить от греха, тогда без труда откро­ется это цар­ство, и чело­век полу­чит чрез то залог, пред­на­ча­тие того бла­жен­ства, кото­рое дарует ему Царь на суде»17.

Интро­вер­сия необ­хо­дима для сохра­не­ния сил души: «Когда не бывает ника­кого страст­ного устрем­ле­ния этих трех сил вовне, т. е. к види­мым вещам, тогда они сохра­ня­ются внутри, сокры­тыми. А когда они пре­бы­вают внутри одни сами с собою и блю­дутся со вни­ма­нием ска­зан­ными доб­рыми рас­по­ло­же­ни­ями, тогда разум­ная сила здраво рас­суж­дает и верно отли­чает добро от зла, и пока­зы­вает опре­де­ленно и властно силе жела­тель­ной, к каким вещам подо­бает ей скло­няться жела­нием, какие любить, от каких отвра­щаться; раз­дра­жи­тель­ная сила стоит между сими двумя как бла­го­по­кор­ли­вый раб, гото­вый усердно слу­жить жела­ниям их, и всегда спо­мо­ще­ствует им, про­буж­дает и подви­гает к муже­ству и содей­ствию добрым и про­ти­во­дей­ствию злым людям»18.

В широ­ком смысле слова, грех есть скло­не­ние к соблаз­нам внеш­него мира, а ведь «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Поэтому мир этот есть, по Исааку Сирину, место для борьбы с грехом, а насто­я­щее время есть время борьбы с ним19. Или, как образно и эмо­ци­о­нально он писал: «Мир есть блуд­ница, кото­рая взи­ра­ю­щих на нее с вожде­ле­нием кра­соты ее при­вле­кает в любовь к себе»20.


При­ме­ча­ния:

1 Гурьев Н.Д. Стра­сти… С. 25.

2 Гурьев Н.Д. Стра­сти… С. 67.

3 Там же. С.27.

4 Анто­ний, митр. Сурож­ский. Беседы о молитве. СПб., 1996. С. 39, 63–64.

5 Ефрем Сирин. св. Тво­ре­ния. Т. 4. С. 348–349.

6 Максим Испо­вед­ник, преп. О бого­сло­вии и вопло­ще­нии Сына Божия. С. 149.

7 Никита Стифат, преп. Дея­тель­ных глав первая сот­ница. С. 102.

8 Фило­фей Синай­ский, преп. 40 глав о трез­ве­нии. С 418.

9 Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. С. 37–38.

10 Авгу­стин Бла­жен­ный. Испо­ведь. С. 146.

11 Авгу­стин Авре­лий. Беседа души с Богом / Пер. с лат. М., 2002. C. 116.

12 Житие старца Сера­фима… С. 293.

13 Феофан Затор­ник, еп. Тол­ко­ва­ние первых восьми глав посла­ния св. апо­стола Павла к Рим­ля­нам. C. 199.

14 Он же. Тво­ре­ния, Собра­ние писем. Вып. 4. С. 175–176.

15 Он же.  Путь к спа­се­нию. С. 297.

16 О вни­ма­нии и молитве. С. 437–438.

17 Сергий (Стра­го­род­ский), архим. Пра­во­слав­ное учение о спа­се­нии. С. 135.

18 Симеон Новый Бого­слов, преп. Тво­ре­ния. Т. 2. С. 410.

19 Исаак Сирин. Слова подвиж­ни­че­ские. С. 204.

20 Там же. С. 83.

Ю.М. Зенько. «Пра­во­слав­ная антро­по­ло­гия и пси­хо­ло­гия в прак­ти­че­ском изло­же­нии».

Rotten Tomatoes: Фильмы — Rotten Tomatoes

Продолжить через Google

Продолжить с электронной почтой

Электронная почта

Новый Где поле для пароля?

Проблема активации?

Продолжая, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условия и Политики, а также получать электронные письма от Rotten Tomatoes.

Имя (обязательно) Фамилия (обязательно) Создать мой аккаунт

Создавая учетную запись, вы соглашаетесь с политика конфиденциальности и Условия и политика
, и получать электронную почту от Rotten Tomatoes.

ПОМОЩЬ

Электронная почта не подтверждена

ПОПРОБУЙТЕ ЕЩЕ РАЗОТМЕНИТЬ

Будьте в курсе всех последних новостей Rotten Tomatoes! Нажмите «Зарегистрироваться» ниже, чтобы получать нашу еженедельную рассылку с обновлениями фильмов, телешоу, подкастами Rotten Tomatoes и многим другим.

Хорошо, понял!

Перейти к основному содержанию

Фильмы / ТВ

    Знаменитости

      Ничего не найдено

      Посмотреть все
      • Что такое томатометр®?
      • Критики
      • Хочет увидеть Рейтинги Профиль Счет Выйти
      фильмов

      Кино в кинотеатрах

      • Открытие на этой неделе
      • Скоро в кинотеатрах
      • Сертифицированные свежие фильмы

      Кино дома

      • павлин
      • вуду
      • Потоковое вещание Нетфликс
      • iTunes
      • Амазон и амазон прайм
      • Самые популярные потоковые фильмы
      • Сертифицированные свежие фильмы
      • Просмотреть все

      Подробнее

      • Лучшие фильмы
      • Трейлеры

      Сертифицированный свежий сбор

      • Кредо III Ссылка на Creed III

      • Пальмы и линии электропередач Ссылка на пальмы и линии электропередач

      • эпохи Ссылка на возраст

      Сериалы

      Новое телевидение сегодня вечером

      • Мандалорец: 3 сезон
      • Дейзи Джонс и Шесть: Сезон 1
      • Правдивая ложь: 1 сезон
      • Черный список: 10 сезон
      • Большая команда: 2 сезон
      • Секс/жизнь: 2 сезон
      • Цирк: Внутри величайшего политического шоу на Земле: 8 сезон
      • Следующее в моде: сезон 2
      • Выживший: 44 сезон
      • Злой тунец: 12 сезон
      Посмотреть все

      Самый популярный телеканал на RT

      • Последний из нас: Сезон 1
      • Внешние берега: 3 сезон
      • Консультант: 1 сезон
      • Красная роза: 1 сезон
      • Покерное лицо: сезон 1
      • Необычайный: Сезон 1
      • Вечеринка вниз: сезон 3
      • Вы: 4 сезон
      • Снежная девочка: 1 сезон
      Посмотреть все

      Подробнее

      • Лучшие телешоу
      • Сертифицированный Fresh TV

      Эпизодические обзоры

      • Андор: 1 сезон
      • Женщина-Халк: присяжный поверенный: 1 сезон
      • Дом Дракона: 1 сезон
      • Властелин колец: Кольца власти: Сезон 1
      • Атланта: 4 сезон

      Сертифицированный свежий сбор

      • Канк на Земле: 1 сезон Ссылка на Cunk on Earth: Season 1

      Кино мелочи Новости

      Столбцы

      • 24 кадра
      • Списки за все время
      • Руководство по перееданию
      • Комиксы на ТВ
      • Обратный отсчет
      • Консенсус критиков
      • Пять любимых фильмов
      • Сейчас в потоковом режиме
      • Родительское воспитание
      • Обзор красной ковровой дорожки
      • Счетные карточки
      • Субкульт
      • Вспомнить все
      • Видеоинтервью
      • Касса выходного дня
      • Еженедельный кетчуп
      • Что смотреть
      • Нули

      Лучшее и худшее

      • фильма Marvel заняли места от худшего к лучшему по версии Tomatometer

        Ссылка на фильмы Marvel, оцененные томатометром от худшего к лучшему

      • Парк Юрского периода Фильмы в рейтинге томатометра

        Ссылка на фильма о Парке Юрского периода по рейтингу томатометра

      Посмотреть все

      Направляющие

      • Женская история

        Ссылка на женскую историю

      • Черное наследие

        Ссылка на черное наследие

      Посмотреть все

      Новости РТ

      • Новое на Disney+ в марте 2023 г.

        Ссылка на новинки на Disney+ в марте 2023 г.

      • Новое в Peacock в марте 2023 г.

        Ссылка на новое на Peacock в марте 2023 г.

      Посмотреть все Сеансы

      Извините, попробуйте позже.

      Между Внутренним и Внешним Мирами – Журнал Космос

      Мы вполне можем поставить под сомнение цену страстной защиты наших собственных уголков космоса. Закрытые сообщества и укрепленные национальные границы говорят больше о том, чего мы боимся, чем о том, что мы любим. И мы можем задаться вопросом, имеют ли возможности, которые мы открываем, глядя вовне, много общего с устремлениями, вращающимися внутри нас.

      Растущее безразличие к благополучию других, тюремное заключение по расчету и предрассудкам, вооруженные границы и стратегически спланированные катастрофы оставляют после себя урожай посттравматического стресса, бездомности и глубокой обиды в умах и сердцах тех, кто обездолен. И для тех из нас, кто на данный момент выживает, стресс от защиты наших позиций берет свое.

      Находясь посередине между нашим внутренним и внешним миром, наши собственные бескомпромиссные предпочтения странным образом отражаются в нарушении связи между нациями, классами и расами. Мы можем задаться вопросом, что появилось раньше: глобальная курица или местное яйцо.

      Начиная с себя

      Даже если мы подозреваем причинно-следственную связь между нашим собственным поведением и конфликтами, которые господствуют во всем мире, мы можем не чувствовать себя в силах бросить вызов своим глубоко укоренившимся привычкам. Возможно, недостаток понимания посеял и теперь увековечивает эти привычки, и теперь нам нужно изменить либо наше поведение, либо наши намерения, прежде чем произойдут реальные изменения.

      Однажды я уничтожил дюжину томов своих ежедневников. Я стоял на пожарной лестнице рядом с моей квартирой, пока внизу мусоровоз пережевывал все эти годы моего прошлого. Оглядываясь назад, я вижу, что тогда начался новый период моей жизни, когда я смотрел, как эти страницы, исписанные моим корявым почерком, взлетают каскадом в воздух и падают обратно в брюхо грузовика.

      Зачем я это сделал? Потому что, когда я открыл эти тома в поисках жемчужин мудрости, я был уверен, что они там есть, я обнаружил нечто ужасающее. Каждую ночь хулиган навязывал свой нежелательный совет тому, кто просыпался на следующее утро. Я понял, что если бы они слушали друг друга, то эти разглагольствования могли бы превратиться в диалог между моими намерениями и моим опытом.

      Уничтожение моих журналов помогло выявить ситуацию, которую необходимо было изменить, если я когда-либо хотел жить полноценной жизнью: в которой мои мечты имели шанс повлиять на мои действия, как дрожжи, разрыхляющие буханку хлеба. Но я обнаружил, что уничтожения моих журналов недостаточно, чтобы заставить замолчать критический внутренний голос. Мне также пришлось разработать более интегрированный подход, при котором озвучивание намерения могло бы стать приглашением к его воплощению.

      Наше общество страдает от подобного раскола. Собирая урожай или переворачивая гамбургеры, многие люди просыпаются обескураженными, непредставленными в решениях, принимаемых другими людьми, которые контролируют их работу, их доход и их право голоса.

      По крайней мере, можно бороться с дисгармонией, действующей в нас самих. Но что мы можем сделать с ускоряющимся неравенством доходов, концентрацией власти, которая увековечивает его, и отношением, которое рассматривает «общественное достояние» как честную игру для того, кто первым доберется до корыта?

      В нашем окружении так много элементов, которые вызывают тревогу, и так много неразрешенных конфликтов в наших типичных психологических структурах, что способность чувствовать благодарность может быть ограничена несколькими конкретными действиями или переживаниями.

      Жизнь — это дар

      «Дождь, падающий на далекие горы, переносится ветром через пустыню». – Суфийская поэма

      Так что же позволяет восприятию признательности и благодарности возникать подобно туману, поднимающемуся над морем? Удача в крутящемся игровом автомате жизни? Ищете путь, который приносит глубокое удовлетворение?

      Как будто мы садовники, сажающие на полях нашей повседневной жизни, и мы повторяем то, что, кажется, приводило к полезным урожаям в прошлом. Семья, дружба, средства к существованию, духовные практики, религиозная община, творческие занятия — мы культивируем каждое по отдельности и пытаемся найти чувство целостности, объединяющее их. Но лучше, чем частичное, недолговечное вознаграждение за конкретные результаты, дар чувствовать, что жизнь сама по себе подарок .

      Возможно, живой пульс, пронизывающий сеть связей, из которых состоит наша жизнь на Земле и который позволяет нам постичь большую объединяющую целостность, есть благодарность за то, что уже есть .

      Как наверху, так и внизу

      Религиозные учения проводят различие между священным и профанным, и часто «мужской» видится как дверь в священное, а женский рассматривается как земное царство обычная жизнь. Раввины, священники, министры, Ринпоче — за редким исключением — мужчины. «Радуйся, Мария, полная благодати» глубоко резонирует с практикующими католиками, но наше общество продолжает проецировать мужскую точку зрения — в финансовой, политической и институциональной иерархии. Для культуры, в которой к женщине относятся меньше, чем к мужчине, это не гигантский прыжок в мир, в котором «Мать-Земля» рассматривается как расходный материал, хранилище, ценность которого измеряется с точки зрения доминирования мужчин.

      Существует острая необходимость в более сбалансированном видении, которое уделяет больше внимания планете Земля. В отсутствие благодарности за щедрость Природы религии теряют свое сердце и уважение к изобильной жизни, с которой мы делим наш планетарный дом.

      Можно ли снова вплести уважение к Матери-Земле в наше современное научное мировоззрение? В корректировке нуждается не только центр науки. Духовные традиции, которые оставляют большую часть человечества на морозе — как если бы они были нежелательной оболочкой, окружающей ценный плод, — также помогли создать мир, в котором растет бесчеловечность.

      Поворот нашей жизни

      «Когда я смотрю внутрь и вижу, что я ничто, это мудрость.

      Когда я смотрю наружу и вижу, что я все, это любовь.

      И между этими двумя меняется моя жизнь.

      — Шри Нисаргадатта Махарадж

      Плененные Инь и Ян, когда они преследуют друг друга по коридорам пространства и времени, мы можем забыть, что оба находятся внутри круга Дао. По достоинству оценив буддийское изречение «Мудрость и Сострадание подобны двум крыльям птицы», мы можем забыть, что мы сами — это птица, летящая через середину пустоты и полноты. Где еще могут примириться мудрость и любовь, как не в взмахах крыльев нашей жизни?

      Мы балансируем между Матерью-Землей и открытым небом. Но многие чувствуют себя застрявшими в мире полярных противоположностей: мы и они; либеральный и консервативный; себя и других; субъект и объект; Эволюция и креационизм. Так оно и есть.

      Шум дуэльных определений взывает к мосту через их зияющие пропасти. Акты общения, искреннего слушания, примирения, прощения, сотрудничества — даже ремонт моста, открытие двери или починка шоссе — в наши дни редкость.

      Как мы можем собрать полярные противоположности в их изначальное единство?

      Возможно, один из способов состоит в том, чтобы искать третью часть, которая была потеряна при разрушении всего того, что естественно завершено и целостно. Можем ли мы возродить тот срединный путь, где обитают примирение и тайна? Можем ли мы еще раз ступить на священную землю, где люди всегда встречались, чтобы сотрудничать и праздновать возможности жизни?

      В детстве, живя с родителями и сестрой в жилом пригороде Монреаля, в нескольких шагах от реки Святого Лаврентия, протекающей мимо города и направляющейся к Атлантическому океану, мы проводили лето, купаясь и катаясь на лодках. Я помню, как моя мать, которая каждую весну всегда первой погружалась в холодный сток Великих озер, учила меня технике, которую можно использовать, если мне когда-нибудь будет трудно удержать голову над водой. Это простая техника, которая признает, что мы сами сделаны из воды.

      Вместо того, чтобы изо всех сил удерживать мой рот на поверхности, она сказала расслабиться и позволить моей голове упасть в озеро, надеясь, что плавучесть моего тела вскоре возьмет верх. Конечно же, как только все мое тело погрузилось в воду, нисходящий импульс прекратился, и, подобно качающемуся маятнику, я начал подниматься обратно. На пике этого подъема я просто поднял лицо к воздуху, выдохнул, вдохнул и — теперь мои легкие были полны свежего дыхания — позволил моему лицу снова погрузиться под воду. Не нужно было никаких усилий, чтобы поймать еще один вдох, и не нужно было изнурять себя в отчаянной борьбе, чтобы не утонуть. Вместо этого, будучи единым с водой — как существо, состоящее из воды — я просто качался вверх и вниз в среде своего воплощения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *