2. Внешний мир, внутренний мир, совместный мир
{…] Окружающая среда (Urnfeld), наполненная вещами, становится внешним миром, наполненным предметами, который представляет собой континуум пустоты или прост-странственно-временной протяженности. Непосредственно соотнесенные с телесными предметами пустые формы, «пространство» и «время», поскольку предметы манифестируют в
[127]
их границах сущее, суть способы манифестации ничто. […] Вещи в гомогенной сфере произвольно возможных движений, поскольку она означает соотносительное с направлениями пространственно-временное целое, определяют ситуацию, которая строго соответствует позиции эксцентрического организма. Если он помещен вне естественного места, вне себя, непространственно, невременно, нигде, на ничто, в ничто своих границ, то и телесная вещь окружающего мира находится «в» «пустоте» относительных мест и времен. И организм в силу своей эксцентричности есть для себя самого лишь такая телесная вещь в окружающем мире в определенное время в определенном месте, которое можно сменить на любое другое место этого континуума пустоты.
{…} Эксцентричности структуры живого существа соответствует эксцентричность положения или неустранимый двойной аспект его существования как тела и плоти, как вещи среди вещей в любых местах Единого пространственно-временного континуума и как системы в пространстве и времени абсолютной середины. […]
На самодистанции живое существо дано себе как внутренний мир. Внутреннее понимает себя в противоположность внешнему окружающей среды, отличной от плоти. Строго говоря, к миру телесных вещей как таковому нельзя применять термин «внешнее». Только среда, ставшая миром, включенная в него, т. е. окружающий мир является внешним миром. Таким образом, окружающему миру в качестве противоположного ему значения соответствует внутренний мир, мир «в» живой плоти («im» Leib), то, что есть само живое существо. Но и этот мир не зафиксирован однозначно на одном аспекте. Закон эксцентричности определяет двойной аспект его существования как души и переживания.
{…] Душа как заранее данная действительность задатков, которая развивается и подчинена законам, и переживание как действительность собственной самости в здесь-и-те-перь, которую надо испытать, в чем никто не может заменить меня и от чего меня не может освободить никто, кроме смерти (и даже это не достоверно), не совпадают, хотя и не составляют материально отделимых друг от друга систем. […]
Внутренний мир как реальность, наличная в качестве самости и предмета (in Selbst- und Gegenstandstellung), подлежащая осуществлению и восприятию реальность от-
[128]
В положении самости, как и в положении предмета, в качестве осуществляемой, как и наблюдаемой действительности, я являюсь себе, поскольку я сам есмь действительность. Правда, охотно допускают, что в положении самости, т. е. при осуществлении переживания, нельзя говорить о явлении внутреннего мира, и он показывается здесь непосредственно «в себе». Признав, что рефлексия, направленная на переживание, ухватывает собственную самость только в феномене, все же не могли усомниться в том, что переживание
[129]
его бытие в здесь-и-теперь, т. е. его растворение в переживании, больше не приходится на точку его существования. Даже в осуществлении мышления, чувства, воли человек находится вне него самого.
На чем же покоится возможность ложных чувств, неподлинных мыслей, поглощенности чем-то, чем не являются на самом деле? На чем покоится возможность (плохого и хорошего) актера, превращение человека в другого? Как получается, что ни другие лица, за ним наблюдающие, ни сам человек никогда не могут сказать, не играет ли он только роль даже в моменты полного самозабвения и самоотдачи? Сомнение в истинности собственного бытия не устраняется свидетельством внутренней очевидности. Последнее не поможет преодолеть зачаточного раздвоения, которое пронизывает самобытие (Selbstsein) человека, ибо оно эксцентрично, так что никто не знает о себе самом, он ли еще это, кто плачет и смеется, думает и принимает решения, или это уже отколовшаяся от него самость, Другой-в-нем, его отражение и, возможно, его полная противоположность. […]
Такого рода актами Я никоим образом не схватывает себя как Я, оно схватывает еще не себя, но прошлое, то, чем оно было. Простой рефлексией в этом смысле обладает и животная субъективность в форме памяти, как ее обеспечивает исторический реактивный базис11. Чтобы собственное бытие встретилось с самим собой как действительностью sui generis*, к сущность его должно принадлежать нахождение вне себя самого. В таком отношении к нулевому пункту собственной позиции — отношении, которое создается не актами, но раз и навсегда дано вместе с эксцентрической формой бытия,— состоит конституция самобытия как собственного, не связанного с актами мира.
Эксцентричность, на которой покоятся внешний мир (природа) и внутренний мир (душа), определяет, что индивидуальное лицо должно в себе самом различать индивидуальное и «всеобщее» Я (Ich).
Правда, обычно это постижимо для него, лишь когда оно существует совместно с другими лицами, и даже тогда это всеобщее Я никогда[130]
не предстает в своей абстрактной форме, но выступает конкретно посредством первого, второго, третьего лица. Человек говорит себе и другим Ты, Он, Мы не потоку, например, что он только на основе заключений по аналогии или актов вчувствования в существа, которые кажутся ему наиболее соответственными, был вынужден допустить существование лиц, но в силу структуры его собственного способа существования. В себе самом человек есть Я, т. е. обладатель своей плоти и своей души, Я, которое не относится к сфере, середину которой оно тем не менее образует. Поэтому человеку дозволено в виде опыта использовать это пребывание вне места и времени (Ort-ZeitIo-sigkeit), характерное для его положения, благодаря которому он является человеком,— использовать для себя самого и для всякого другого существа даже там, где ему противостоят существа совершенно чуждого вида.
При допущении существования других Я речь идет не о перенесении собственного способа существования, каким живет для себя человек, на другие, лишь телесно присутствующие для него вещи, то есть о расширении личностного круга бытия, но о сужении этого изначально не локализованного и сопротивляющегося своей локализации круга бытия, его ограничении «людьми». Процесс ограничения, происходящий при истолковании являющихся во плоти чужих жизненных центров, надо строго отличать от предпосылки, что чуждые лица возможны, что вообще существует личностный мир. Фихте впервые подчеркнул эту необходимость. Каждому реальному полаганию одного Я, одного лица в одном отдельном теле задана сфера Ты, Он, Мы. То, что отдельному человеку, так сказать, приходит на ум идея и, более того. что он с самого начала проникнут тем, что он не один и его товарищи не только вещи, но чувствующие существа, такие же, как и он,— все это покоится не на особом акте проецирования собственной жизненной формы вовне, но относится к предварительным условиям сферы человеческого существования.
Конечно, чтобы разобраться в этом мире, нужны длительные усилия и добросовестный опыт. Ибо «другой», несмотря на структурное сущностное тождество со мной как лицом, есть (как и я) совершенно индивидуальная реальность, и его внутренний мир первоначально совершенно скрыт от меня и должен расшифровываться весьма различными способами истолкования. Благодаря эксцентрической позициональной форме его[131]
самого человеку обеспечивается реальность совместного мира (Mitwelt). Последний, следовательно,—это совсем не то, что осознается лишь на основе определенных восприятий, хотя, конечно, он обретает плоть и кровь в процессе опыта в связи с определенными восприятиями. С этим связано далее, что он отличается от внешнего и внутреннего мира тем, что его элементы, лица, не дают никакого специфического субстрата, который в материальном отношении выходил бы за пределы уже предположенного внешним и внутренним миром самим по себе. Его специфика есть жизненность, и как раз в ее высшей, эксцентрической форме. Специфический субстрат совместного мира покоится, следовательно, на своей собственной структуре. Совместный мир есть постигнутая человеком как сфера других людей форма его собственной позиции. Поэтому нужно сказать, что благодаря эксцентрической форме образуется совместный мир и одновременно обеспечивается его реальность. […]
Совместный мир не окружает личность, как это делает природа (хотя и не в строгом смысле, ибо сюда относится и собственная плоть). Но совместный мир и не заполняет личность, как это в столь же неадекватном смысле считается по отношению к внутреннему миру. Совместный мир несет личность, которая одновременно формируется им. Между мной и мной, мной и им*располагается сфера этого мирадуха. Если отличительным признаком естественного существования личности является то, что она занимает абсолютную середину чувственно-наглядной сферы, которая сама по себе одновременно релятивирует эту позицию и лишает ее абсолютного значения; если отличительным признаком душевного существования личности является то, что она находится в постигающем отношении к своему внутреннему миру и одновременно, переживая, осуществляет тот мир,— то духовный характер личности покоится в форме «Мы» собственного Я, в совершенно единой схваченности а охвате собственного жизненного существования согласно модусу эксцентричности.
Мы, т. е. не какая-то выделенная из сферы Мы группа или общность, которая по отношению к себе может сказать Мы, но обозначаемая этим сфера как таковая есть то, что только и может строго называться духом. Ибо дух, взятый в его чистоте, отличается от души и сознания.
[132]
Душа реальна как внутреннее существование личности. Сознание есть обусловленный эксцентричностью личностного существования аспект, в котором представляется мир. Дух, напротив, есть сфера, созданная и существующая вместе со своеобразной позициональной формой, и потому он не составляет никакой реальности, но реализован в совместном мире, если только существует хотя бы одна личность. […)
Совместный мир реален, даже если существует только одна личность, потому что он представляет собой создаваемую эксцентрической позициональной формой сферу, которая лежит в основе всякого обособления в первом, втором, третьем лице единственного и множественного числа. Поэтому сфера как таковая может быть отделена и от ее фрагментов, и от ее специфической жизненной основы. И так она есть чистое Мы, или дух. И лишь так человек есть дух, обладает духом. Он обладает им не так, как телом и душой. Их он имеет, ибо он есть душа и тело, он живет. Дух, напротив, есть сфера, в силу которой мы живем как личности, сфера, в которой мы находимся именно потому, что наша позициональная форма держит ее.
Лишь в качестве личностей мы находимся в мире независимого от нас и одновременно доступного нашим воздействиям бытия. В этом правильность утверждения, что дух образует предпосылку природы и души. Это положение надо понимать в его границах. Дух не как субъективность, или сознание, или интеллект, но как сфера Мы есть предпосылка конституции действительности, которая опять-таки лишь тогда представляет собой действительность, если даже независимо от принципов своей конституции некотором аспекте сознания остается конституированной для себя. Именно этой отвращенностью от сознания она исполняет закон эксцентрической сферы, как это уже разъяснено выше.
При желании употребить какой-то образ для сферической структуры совместного мира нужно было бы сказать, что благодаря ему обесценивается пространственно-временное различие местоположений людей. Как член совместного мира каждый человек находится там, где находится другой. В совместном мире есть лишь Один Человек, точнее говоря, совместный мир имеется лишь в качестве Одного Человека. Он есть абсолютная точечность, в которой остается изначально связанным все, что имеет облик человека, хотя витальный базис и распадается на от-
[133]
дельные существа. Он есть сфера «друг-друга» и полной раскрытости, в которой встречаются все человеческие вещи. И таким образом, он есть истинное безразличие по отношению к единственному числу или множественному числу, он бесконечно мал и бесконечно велик, это субъект-объект, гарантия действительного (а не только возможного) самопознания человека в способе своего бытия друг с другом.
{. ..] Если вспомнят о том, что дух именно и есть сфера, данная вместе с эксцентрической позициональной формой человека, но что эксцентричность его — характерная для человека форма его фронтальной поставленности по отношению к окружающей среде, то тогда становится понятным изначальный парадокс в жизненной ситуации человека: он как субъект противостоит себе и миру и одновременно изъят из этой противоположности. В мире и против мира, в себе и против себя — ни одно из противоположных определений не имеет перевеса над другим, пропасть, пустое «Между» «здесь» и «там», которое остается «через» (Hinuber), даже если человек знает об этом и именно с этим знанием занимает сферу духа.
Возможность объективации себя самого и противостоящего внешнего мира основывается на духе. Т. е. объекти-вирование, или знание, не есть дух, но имеет его предпосылкой. Именно потому, что эксцентрически оформленное живое существо благодаря своей жизненной форме избавлено от естественной фронтальности, данной вместе с замкнутой организацией, от противопоставленности по отношению к окружающей среде и положено в отношение совместного мира к себе (и ко всему, что есть), оно способно заметить непробиваемость своей ситуации существования, которая связывает его с животным и от которой животные тоже не могут избавиться. В субъект-объектном отношении отражается «более низкая» форма существования, правда в свете сферы, в силу которой живое существо «человек» образует более высокую форму существования и обладает ею. […]
Внутренний человек — православная энциклопедия «Азбука веры»
- Не будьте, как лицемеры прот. Андрей Ткачев
- Внутренний человек, в клети сердца своего уединеный, поучающийся и молящийся втайне свт. Димитрий Ростовский
- Внешний и внутренний человек И.С. Вевюрко
Вну́тренний челове́к —
1) совокупность душевных способностей, качеств и сил;
2) человеческий дух, человеческая душа (2Кор.4:16).
***
Грехопадение приводит к экстраверсии (обращенности наружу) человеческой души: «Греховность — это возникшее при совершении первородного греха нашими прародителями и ставшее привычным обращение внимания и желания к внешнему»1. Или в более развернутом виде: «Греховность — привычное обращение человеком своего желания и внимания к внешнему, к своей деятельности и положению во внешнем, к своим взаимоотношениям с окружающими, а не к своей душе, не к поискам Царствия небесного внутри себя»2. Греховность предшествует греху как первоначальное качество предшествует определенной ее реализации в чем-то конкретном. И грех тоже определяется через экстраверсию: «Всякий грех является воплощением греховности, воплощением устремленности желаний и внимания человека ко внешнему. Будучи направлен на внешнее и во внешнее, всякий грех представляет из себя ту или иную форму самоутверждения человека в окружающем мире, способ расширения границ своего влияния и возможностей»3.
Через грех человек теряет свою онтологическую глубину. «Человек глубок — а так часто он живет поверхностно, только поверхностными чувствами, понятиями, вместо того чтобы жить из сердцевины своего бытия. Он живет отраженной жизнью; человек реагирует на жизнь, — простой отблеск тех лучей, которые падают на него». Поэтому: «Грех это, прежде всего, потеря человеком контакта с собственной своей глубиной». Ибо внутри этой потерянной глубины и находится Бог. Необходимо идти внутрь к Богу, преодолевая всевозможные препятствия, страх и темноту: «Тут нужно проявить очень много терпения и мужества. Когда дошел до этого момента страха, до этого момента, где делается темно и тесно, надо сказать: Господи, аще и сени смертной пройду, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22:4) — и идти дальше, во тьму, во мрак, в это узкое ущелье, идти дальше, не ожидая света, не ожидая ничего, зная, что когда придет время — свет воссияет, когда придет время — встреча совершится…»4.
Именно стремление внутрь (интроверсия) и пребывание там и есть суть христианского духовного делания. В этом весь смысл трезвения христианских подвижников:
— Ефрем Сирин: «Вот, богатство небесное — в тебе, если хочешь сего. Вот, царство Божие — внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усердней, и без труда найдешь». И более того: «Царство — в тебе; а вне тебя — геенна. Вне тебя — смерть, и дверь к ней — грех… Не выходи же к тому, что вне тебя чтобы вместе с тем не погибнуть и тебе»5;
— Максим Исповедник: «Кто ищет Господа, тот должен искать Его не вне, а внутри себя, посредством дел веры». 6
— Никита Стифат: «Обрати чувства свои вовнутрь души; направь внутреннее твое к деланию лучшего… познай, наконец, не то, что окрест тебя, а что такое ты сам… устремляй мысленное око своё к созерцанию Бога».7
—Филофей Синайский: «Возревнуем обрести внутрь себя самих небесное царствие, отсекая от сердца всякий грех»8;
— Исаак Сирин: «Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри себя самого, тот зрит в себе зарю Духа»9;
— блаж. Августин обращается к Богу: «Вот, Ты был во мне, а я — был во внешнем, и там искал я Тебя… Со мною был Ты, с Тобою я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого не было бы, не будь он в Тебе»10; «Как овца погибшая заблуждался я, ища Тебя вне, тогда как Ты внутри… Обошел я веси и градские стогны в мире сем, ища Тебя, и не нашел, потому что я худо искал того вне, что было внутри»11;
— преп. Серафим Саровский: «Признак духовной жизни есть погружение человека внутрь себя и сокровенное делание в сердце своем»12;
— свт. Феофан Затворник: «Механизм внутренней и внешней жизни поминутно порывается опять и опять вовлечь их (подвижников. — Ю. 3.) в себя, как в вихрь или пучину какую; они держатся в себе. Напряжение пребывать в себе есть подвиг трезвения или бодрствозания, самый важный и начальный в духовной жизни»13; «С первого пробуждения утром озаботьтесь собраться внутрь и возгреть теплоту. Это считайте нормальным вашим состоянием. Коль скоро нет сего, знайте, что у вас внутри неисправно»14; «Все делание наше может быть сокращено в следующую формулу: собравшись внутрь себя, восставь духовное сознание и жизнедеятельность, и в этом настроении ходи по начертанному внешнему деланию под руководителем или Промыслом… Сюда должно быть сведено все внимание подвижника, чтобы, подвизаясь, он не рассеивался и был как бы связан или препоясан по чреслам помышлений своих»15;
— «Истинно-мудрый человек, имея тело как бы кабинетом души и безопасным местом убежища, на рынке ли бывает или на праздничном торжестве, на горе или на поле, или среди толпы людской, сидит себе в своем естественном монастыре, собирая ум внутрь и любомудрствуя о подобающем ему… Возможно и в келии сидящему помыслами блуждать вне, и по рынку ходящему быть трезвенну, как в пустыне, в себя возвращаясь и Богу единому внимая, не принимая впечатлений, толпою падающих на душу чрез чувства от чувственных вещей»16;
— патр. Сергий (Страгородский): «Человек готовится в царство Божие, но царство это внутри его души. Нужно ее очистить от греха, тогда без труда откроется это царство, и человек получит чрез то залог, предначатие того блаженства, которое дарует ему Царь на суде»17.
Интроверсия необходима для сохранения сил души: «Когда не бывает никакого страстного устремления этих трех сил вовне, т. е. к видимым вещам, тогда они сохраняются внутри, сокрытыми. А когда они пребывают внутри одни сами с собою и блюдутся со вниманием сказанными добрыми расположениями, тогда разумная сила здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно силе желательной, к каким вещам подобает ей склоняться желанием, какие любить, от каких отвращаться; раздражительная сила стоит между сими двумя как благопокорливый раб, готовый усердно служить желаниям их, и всегда спомоществует им, пробуждает и подвигает к мужеству и содействию добрым и противодействию злым людям»18.
В широком смысле слова, грех есть склонение к соблазнам внешнего мира, а ведь «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). Поэтому мир этот есть, по Исааку Сирину, место для борьбы с грехом, а настоящее время есть время борьбы с ним19. Или, как образно и эмоционально он писал: «Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе»20.
Примечания:
1 Гурьев Н.Д. Страсти… С. 25.
2 Гурьев Н.Д. Страсти… С. 67.
3 Там же. С.27.
4 Антоний, митр. Сурожский. Беседы о молитве. СПб., 1996. С. 39, 63–64.
5 Ефрем Сирин. св. Творения. Т. 4. С. 348–349.
6 Максим Исповедник, преп. О богословии и воплощении Сына Божия. С. 149.
7 Никита Стифат, преп. Деятельных глав первая сотница. С. 102.
8 Филофей Синайский, преп. 40 глав о трезвении. С 418.
9 Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 37–38.
10 Августин Блаженный. Исповедь. С. 146.
11 Августин Аврелий. Беседа души с Богом / Пер. с лат. М., 2002. C. 116.
12 Житие старца Серафима… С. 293.
13 Феофан Заторник, еп. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. C. 199.
14 Он же. Творения, Собрание писем. Вып. 4. С. 175–176.
15 Он же. Путь к спасению. С. 297.
16 О внимании и молитве. С. 437–438.
17 Сергий (Страгородский), архим. Православное учение о спасении. С. 135.
18 Симеон Новый Богослов, преп. Творения. Т. 2. С. 410.
19 Исаак Сирин. Слова подвижнические. С. 204.
20 Там же. С. 83.
Ю.М. Зенько. «Православная антропология и психология в практическом изложении».
Rotten Tomatoes: Фильмы — Rotten Tomatoes
Продолжить через Google
Продолжить с электронной почтой
Электронная почтаНовый Где поле для пароля?
Проблема активации?
Продолжая, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Условия и Политики, а также получать электронные письма от Rotten Tomatoes.
Имя (обязательно) Фамилия (обязательно) Создать мой аккаунт Создавая учетную запись, вы соглашаетесь с
политика конфиденциальности
и Условия и политика
, и получать электронную почту от Rotten Tomatoes.
Электронная почта не подтверждена
ПОПРОБУЙТЕ ЕЩЕ РАЗОТМЕНИТЬБудьте в курсе всех последних новостей Rotten Tomatoes! Нажмите «Зарегистрироваться» ниже, чтобы получать нашу еженедельную рассылку с обновлениями фильмов, телешоу, подкастами Rotten Tomatoes и многим другим.
Хорошо, понял!
Перейти к основному содержаниюФильмы / ТВ
Знаменитости
Ничего не найдено
Посмотреть все- Что такое томатометр®?
- Критики
- Хочет увидеть Рейтинги Профиль Счет Выйти
Кино в кинотеатрах
- Открытие на этой неделе
- Скоро в кинотеатрах
- Сертифицированные свежие фильмы
Кино дома
- павлин
- вуду
- Потоковое вещание Нетфликс
- iTunes
- Амазон и амазон прайм
- Самые популярные потоковые фильмы
- Сертифицированные свежие фильмы
- Просмотреть все
Подробнее
- Лучшие фильмы
- Трейлеры
Сертифицированный свежий сбор
Кредо III Ссылка на Creed III
Пальмы и линии электропередач Ссылка на пальмы и линии электропередач
эпохи Ссылка на возраст
Новое телевидение сегодня вечером
- Мандалорец: 3 сезон
- Дейзи Джонс и Шесть: Сезон 1
- Правдивая ложь: 1 сезон
- Черный список: 10 сезон
- Большая команда: 2 сезон
- Секс/жизнь: 2 сезон
- Цирк: Внутри величайшего политического шоу на Земле: 8 сезон
- Следующее в моде: сезон 2
- Выживший: 44 сезон
- Злой тунец: 12 сезон
Самый популярный телеканал на RT
- Последний из нас: Сезон 1
- Внешние берега: 3 сезон
- Консультант: 1 сезон
- Красная роза: 1 сезон
- Покерное лицо: сезон 1
- Необычайный: Сезон 1
- Вечеринка вниз: сезон 3
- Вы: 4 сезон
- Снежная девочка: 1 сезон
Подробнее
- Лучшие телешоу
- Сертифицированный Fresh TV
Эпизодические обзоры
- Андор: 1 сезон
- Женщина-Халк: присяжный поверенный: 1 сезон
- Дом Дракона: 1 сезон
- Властелин колец: Кольца власти: Сезон 1
- Атланта: 4 сезон
Сертифицированный свежий сбор
Канк на Земле: 1 сезон Ссылка на Cunk on Earth: Season 1
Столбцы
- 24 кадра
- Списки за все время
- Руководство по перееданию
- Комиксы на ТВ
- Обратный отсчет
- Консенсус критиков
- Пять любимых фильмов
- Сейчас в потоковом режиме
- Родительское воспитание
- Обзор красной ковровой дорожки
- Счетные карточки
- Субкульт
- Вспомнить все
- Видеоинтервью
- Касса выходного дня
- Еженедельный кетчуп
- Что смотреть
- Нули
Лучшее и худшее
фильма Marvel заняли места от худшего к лучшему по версии Tomatometer
Ссылка на фильмы Marvel, оцененные томатометром от худшего к лучшему
Парк Юрского периода Фильмы в рейтинге томатометра
Ссылка на фильма о Парке Юрского периода по рейтингу томатометра
Направляющие
Женская история
Ссылка на женскую историю
Черное наследие
Ссылка на черное наследие
Новости РТ
Новое на Disney+ в марте 2023 г.
Ссылка на новинки на Disney+ в марте 2023 г.
Новое в Peacock в марте 2023 г.
Ссылка на новое на Peacock в марте 2023 г.
Извините, попробуйте позже.
Между Внутренним и Внешним Мирами – Журнал Космос
Мы вполне можем поставить под сомнение цену страстной защиты наших собственных уголков космоса. Закрытые сообщества и укрепленные национальные границы говорят больше о том, чего мы боимся, чем о том, что мы любим. И мы можем задаться вопросом, имеют ли возможности, которые мы открываем, глядя вовне, много общего с устремлениями, вращающимися внутри нас.
Растущее безразличие к благополучию других, тюремное заключение по расчету и предрассудкам, вооруженные границы и стратегически спланированные катастрофы оставляют после себя урожай посттравматического стресса, бездомности и глубокой обиды в умах и сердцах тех, кто обездолен. И для тех из нас, кто на данный момент выживает, стресс от защиты наших позиций берет свое.
Находясь посередине между нашим внутренним и внешним миром, наши собственные бескомпромиссные предпочтения странным образом отражаются в нарушении связи между нациями, классами и расами. Мы можем задаться вопросом, что появилось раньше: глобальная курица или местное яйцо.
Начиная с себя
Даже если мы подозреваем причинно-следственную связь между нашим собственным поведением и конфликтами, которые господствуют во всем мире, мы можем не чувствовать себя в силах бросить вызов своим глубоко укоренившимся привычкам. Возможно, недостаток понимания посеял и теперь увековечивает эти привычки, и теперь нам нужно изменить либо наше поведение, либо наши намерения, прежде чем произойдут реальные изменения.
Однажды я уничтожил дюжину томов своих ежедневников. Я стоял на пожарной лестнице рядом с моей квартирой, пока внизу мусоровоз пережевывал все эти годы моего прошлого. Оглядываясь назад, я вижу, что тогда начался новый период моей жизни, когда я смотрел, как эти страницы, исписанные моим корявым почерком, взлетают каскадом в воздух и падают обратно в брюхо грузовика.
Зачем я это сделал? Потому что, когда я открыл эти тома в поисках жемчужин мудрости, я был уверен, что они там есть, я обнаружил нечто ужасающее. Каждую ночь хулиган навязывал свой нежелательный совет тому, кто просыпался на следующее утро. Я понял, что если бы они слушали друг друга, то эти разглагольствования могли бы превратиться в диалог между моими намерениями и моим опытом.
Уничтожение моих журналов помогло выявить ситуацию, которую необходимо было изменить, если я когда-либо хотел жить полноценной жизнью: в которой мои мечты имели шанс повлиять на мои действия, как дрожжи, разрыхляющие буханку хлеба. Но я обнаружил, что уничтожения моих журналов недостаточно, чтобы заставить замолчать критический внутренний голос. Мне также пришлось разработать более интегрированный подход, при котором озвучивание намерения могло бы стать приглашением к его воплощению.
Наше общество страдает от подобного раскола. Собирая урожай или переворачивая гамбургеры, многие люди просыпаются обескураженными, непредставленными в решениях, принимаемых другими людьми, которые контролируют их работу, их доход и их право голоса.
По крайней мере, можно бороться с дисгармонией, действующей в нас самих. Но что мы можем сделать с ускоряющимся неравенством доходов, концентрацией власти, которая увековечивает его, и отношением, которое рассматривает «общественное достояние» как честную игру для того, кто первым доберется до корыта?
В нашем окружении так много элементов, которые вызывают тревогу, и так много неразрешенных конфликтов в наших типичных психологических структурах, что способность чувствовать благодарность может быть ограничена несколькими конкретными действиями или переживаниями.
Жизнь — это дар
«Дождь, падающий на далекие горы, переносится ветром через пустыню». – Суфийская поэма
Так что же позволяет восприятию признательности и благодарности возникать подобно туману, поднимающемуся над морем? Удача в крутящемся игровом автомате жизни? Ищете путь, который приносит глубокое удовлетворение?
Как будто мы садовники, сажающие на полях нашей повседневной жизни, и мы повторяем то, что, кажется, приводило к полезным урожаям в прошлом. Семья, дружба, средства к существованию, духовные практики, религиозная община, творческие занятия — мы культивируем каждое по отдельности и пытаемся найти чувство целостности, объединяющее их. Но лучше, чем частичное, недолговечное вознаграждение за конкретные результаты, дар чувствовать, что жизнь сама по себе подарок .
Возможно, живой пульс, пронизывающий сеть связей, из которых состоит наша жизнь на Земле и который позволяет нам постичь большую объединяющую целостность, есть благодарность за то, что уже есть .
Как наверху, так и внизу
Религиозные учения проводят различие между священным и профанным, и часто «мужской» видится как дверь в священное, а женский рассматривается как земное царство обычная жизнь. Раввины, священники, министры, Ринпоче — за редким исключением — мужчины. «Радуйся, Мария, полная благодати» глубоко резонирует с практикующими католиками, но наше общество продолжает проецировать мужскую точку зрения — в финансовой, политической и институциональной иерархии. Для культуры, в которой к женщине относятся меньше, чем к мужчине, это не гигантский прыжок в мир, в котором «Мать-Земля» рассматривается как расходный материал, хранилище, ценность которого измеряется с точки зрения доминирования мужчин.
Существует острая необходимость в более сбалансированном видении, которое уделяет больше внимания планете Земля. В отсутствие благодарности за щедрость Природы религии теряют свое сердце и уважение к изобильной жизни, с которой мы делим наш планетарный дом.
Можно ли снова вплести уважение к Матери-Земле в наше современное научное мировоззрение? В корректировке нуждается не только центр науки. Духовные традиции, которые оставляют большую часть человечества на морозе — как если бы они были нежелательной оболочкой, окружающей ценный плод, — также помогли создать мир, в котором растет бесчеловечность.
Поворот нашей жизни
«Когда я смотрю внутрь и вижу, что я ничто, это мудрость.
Когда я смотрю наружу и вижу, что я все, это любовь.
И между этими двумя меняется моя жизнь.
— Шри Нисаргадатта Махарадж
Плененные Инь и Ян, когда они преследуют друг друга по коридорам пространства и времени, мы можем забыть, что оба находятся внутри круга Дао. По достоинству оценив буддийское изречение «Мудрость и Сострадание подобны двум крыльям птицы», мы можем забыть, что мы сами — это птица, летящая через середину пустоты и полноты. Где еще могут примириться мудрость и любовь, как не в взмахах крыльев нашей жизни?
Мы балансируем между Матерью-Землей и открытым небом. Но многие чувствуют себя застрявшими в мире полярных противоположностей: мы и они; либеральный и консервативный; себя и других; субъект и объект; Эволюция и креационизм. Так оно и есть.
Шум дуэльных определений взывает к мосту через их зияющие пропасти. Акты общения, искреннего слушания, примирения, прощения, сотрудничества — даже ремонт моста, открытие двери или починка шоссе — в наши дни редкость.
Как мы можем собрать полярные противоположности в их изначальное единство?
Возможно, один из способов состоит в том, чтобы искать третью часть, которая была потеряна при разрушении всего того, что естественно завершено и целостно. Можем ли мы возродить тот срединный путь, где обитают примирение и тайна? Можем ли мы еще раз ступить на священную землю, где люди всегда встречались, чтобы сотрудничать и праздновать возможности жизни?
В детстве, живя с родителями и сестрой в жилом пригороде Монреаля, в нескольких шагах от реки Святого Лаврентия, протекающей мимо города и направляющейся к Атлантическому океану, мы проводили лето, купаясь и катаясь на лодках. Я помню, как моя мать, которая каждую весну всегда первой погружалась в холодный сток Великих озер, учила меня технике, которую можно использовать, если мне когда-нибудь будет трудно удержать голову над водой. Это простая техника, которая признает, что мы сами сделаны из воды.
Вместо того, чтобы изо всех сил удерживать мой рот на поверхности, она сказала расслабиться и позволить моей голове упасть в озеро, надеясь, что плавучесть моего тела вскоре возьмет верх. Конечно же, как только все мое тело погрузилось в воду, нисходящий импульс прекратился, и, подобно качающемуся маятнику, я начал подниматься обратно. На пике этого подъема я просто поднял лицо к воздуху, выдохнул, вдохнул и — теперь мои легкие были полны свежего дыхания — позволил моему лицу снова погрузиться под воду. Не нужно было никаких усилий, чтобы поймать еще один вдох, и не нужно было изнурять себя в отчаянной борьбе, чтобы не утонуть. Вместо этого, будучи единым с водой — как существо, состоящее из воды — я просто качался вверх и вниз в среде своего воплощения.