41 Понятие мышления
Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.
План ответа
Понятие мышления.
Понимание мышления.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мыслительные операции. Формы мышления.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Виды мышления.
Возможности классификации.
Ответ:
Понятие мышления.
Понимание мышления.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:
Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.
Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.
Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.
Мыслительные операции. Формы мышления.
1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.
Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)
Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление— понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;
по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное
по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ» | Трибуна Ученого
Автор(ы) статьи: Поддубная Т.А.
PDF файл статьиУДК 159.99 Поддубная Татьяна Алексеевна, студентка 4 курса, факультет психологии Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула e-mail: [email protected] Научный руководитель: Панферова Е.В. кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЙ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Аннотация: В статье рассматриваются характерные особенности формировании наглядно-образной формы мышления в среднем дошкольном возрасте, которые необходимо учитывать при построении развивающей работы с детьми данной возрастной группы. Ключевые слова: средний дошкольный возраст, наглядно-образное мышление, развитие, деятельность с предметами, наглядное моделирование. Poddubnaya Tatyana Alekseevna, 4th year student, faculty of psychology Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula Scientific adviser: Panferova E. V., candidate of psychological sciences, associate professor Tula State Pedagogical University named after Lev Tolstoy, Russia, Tula FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING IN CHILDREN OF THE MIDDLE GROUP Abstract: The article discusses the characteristic features of the formation of visual and imaginative forms of thinking in the middle preschool age, which must be taken into account when building developmental work with children of this age group. Key words: middle preschool age, visual-imaginative thinking, development, activity with objects, visual modeling. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Наглядно-образное мышление как один из видов мышления берет свое начало на рубеже 2-3-летнего возраста, однако полноценное его развитие происходит в среднем дошкольном возрасте. Мышление дошкольника в возрасте 4-5 лет еще нестабильно. Дети средней группы способны к обобщению, они уже могут объединить некоторое количество предметов в одну группу, наделив их одним понятием, однако, объяснить, почему эти предметы включены именно в эту группу или, например, отчего эта группа имеет такое название, они еще не могут [3, с. 114]. К началу среднего дошкольного возраста ребенок приобретает возможность выделять основные цвета, дифференцировать формы и овладевать понятиями, позволяющими определять и сравнивать размеры предметов. Эти приобретенные возможности свидетельствуют о переходе на новый этап осмысления ребенком окружающего мира. Свое формирование начинает наглядно-образное мышление [2, с. 47]. Возраст 4-5 лет дошкольника является наиболее благоприятным для развития данной формы мышления, так как именно сейчас происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному его виду. Наряду с этим, в наглядно-образном мышлении выражаются характерные черты и индивидуальные особенности детей, проявляющиеся в самостоятельности мышления, его критичности, гибкости, последовательности, быстроте, глубине, в разных соотношениях синтеза и анализа. Наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста формируется в процессе их деятельности с предметами и коммуникации, а также в процессе социализации [1, с. 34-36]. Дети среднего дошкольного возраста используют простые схематичные изображения для решения некоторых несложных задач. Для дошкольников данного возраста становится актуальными задания, связанные с лабиринтами и схемами. Дети 4-5 лет могут определять, как в результате взаимодействия объектов может изменяться их пространственное расположение [2, с. 112]. На пике развития наглядно-образного мышления у дошкольника главной задачей взрослого является формирование конкретных и разнообразных 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 представлений, впечатлений об окружающем мире. Необходимо также помнить о важности развития способности к обобщению [3, с. 46]. Дошкольник 4-5 лет может сравнивать предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам, находить их сходства и различия. Приоритетное направление в развитии наглядно-образного мышления ребенка среднего дошкольного возраста выражается овладением способностью к замещению и пространственному моделированию, т. е. ребенок овладевает навыком использования заменителей реальных предметов и явлений при решении разнообразных умственных задач. При обучении дошкольника этому навыку важно, чтобы взрослый подводил его к осознанию того, что модель, используемая им, является реальным предметом, чтобы в будущем, осуществляя действия с заместителями, ребенок соотносил их с оригиналом. Эти условия способствуют формированию наглядно-образного мышления в среднем дошкольном возрасте [2, с. 35-38]. Отношения общего к частному и частного к общему детям в данном возрасте пока еще недоступны. В среднем дошкольном возрасте необходимо обращать внимание на развитие умения ребенка выделять отличительные признаки, по которым можно дифференцировать эти предметы, находить эти предметы среди других, уметь искать предметы, которые обозначаются определенным обобщающим словом [2, с. 75]. У детей среднего дошкольного возраста основным этапом развития наглядно-образного мышления является оперирование образами, которые возникают при взаимосвязи двух систем. В возрасте 4-5 лет, детей необходимо обучать принципу от общего к частному, т.е. вычленять сначала основные части предметов, а затем второстепенные, за счет этого происходит формирование системы анализирующих действий. Практические действия, и действия, которые осуществляются в уме, могут выполняться эффективно только тогда, когда ребенок научился соотносить, а затем составлять отдельные предметы и их части, а так же выделять основные признаки. Это и является ведущей особенностью наглядно-образного мышления [3, с. 234-240]. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Итак, наглядно-образное мышление детей средней группы в этом возрасте усиленно развивается. Они учатся первичному анализу, их интеллект приобретает характерные черты личности и индивидуальные особенности, проявляющиеся в самостоятельности мышления, его критичности, гибкости, последовательности, быстроте, глубине, в разных соотношениях синтеза и анализа. 4-5-летние дети проявляют интерес к познанию предметов и стремятся к самостоятельности в решении игровой задачи. Они приобретает способность вычленять минимум два-три признака, которые позволяют сравнивать и обобщать предметы. Список литературы: 1. Венгер Л.А, Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. 2002. № 7 2. Герасимова А.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 271 с. 3. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника: монография. М.: Педагогика, 1977. 272 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 4 https://tribune-scientists.ru
Семь ключевых особенностей критического мышления
СЬЮЗАН ХАРЛОУ
26 СЕНТЯБРЯ 2017 г.
КЛАСС
… Jupiterimages/Photos.com/Getty Images
Критическое мышление — это способность применять четкий, рациональный мыслительный процесс с использованием рефлексивного и рационального мышления независимое мышление для новых знаний. Он более активно вовлекает непредубежденных учащихся, исследуя идеи и концепции с разных точек зрения и допуская, что ответы могут отличаться от того, что было изначально предсказано. Это процесс принятия решений, который позволяет вам всесторонне мыслить, принимать здравые идеи и отвергать ошибочные. Применение перечисленных ниже ключевых особенностей критического мышления может способствовать развитию интеллектуальной независимости.
Исследуйте эту статью
- Оценить доказательства
- Задать вопросы
- Подумайте аналитически
- . Доказательства имеют решающее значение для обсуждения и доказательства аргумента, гипотезы или идеи. Критическое мышление исследует, сравнивает, оценивает и устанавливает достоверность доказательств. Посмотрите внимательно на доказательства. Например, определите, является ли тематическое исследование или эксперимент недавним и имеет ли оно внутреннюю ценность. Авторитетный и заслуживающий доверия источник, такой как академический журнал, вероятно, будет иметь больше достоинств, чем бульварная газета.
2 Задавайте вопросы
Вопросы определяют, направляют и направляют вашу повестку дня. Критическое мышление включает в себя задавание вопросов о собранной информации и полученных выводах, а также задает правильные вопросы, чтобы определить, являются ли данные точными и объективными. «Правильный вопрос» — это тот, который правильно сформулирован с учетом всеобъемлющей цели. Позиция или утверждение должны быть обоснованы, поэтому задавайте убедительные и провокационные вопросы, чтобы избежать одномерного мышления.
3 Мыслить аналитически
Аналитическое мышление исследует различные части чего-либо, чтобы понять или объяснить это. Такое мышление определяет, как части сочетаются друг с другом в целом, и распознает предубеждения, такие как предубеждения или глубоко укоренившиеся ценности и убеждения, которые могут омрачить идею или аргумент. Аналитические мыслители оценивают сильные и слабые стороны своего собственного мышления, а также мыслей других, рассуждая и сравнивая сходства и различия идей.
4 Концептуализация идей
Концептуализация – это понимание и способность сформировать идею. Он объединяет наблюдения, опыт и данные посредством мысленных образов. В статье, опубликованной на веб-сайте Ассоциации академической психиатрии, Джудит А. Седжман, адъюнкт-профессор Университета Западной Вирджинии, описала концептуализацию как «акт обдумывания существующих идей и взгляда за их пределы с целью обнаружения идей более высокого порядка внутри собственного сознания». разум.»
5 Выводы
Делать выводы означает «читать между строк». Люди придают смысл тому, что они испытывают и узнают, и делают обоснованные предположения. Когда вы делаете вывод, вы изучаете предыдущий опыт и знания и комбинируете их с предлагаемыми фактами, чтобы прийти к новому убеждению или курсу действий.
6 Непредвзятость
Непредубежденность характеризуется восприимчивостью к другим взглядам и готовностью изменить взгляды с помощью новых фактов и доказательств. Непредубежденность увеличивает интеллектуальные способности, позволяя получить новый опыт и перспективы. Узкий фокус, наоборот, мешает решению проблем и новому опыту.
7 Синтез информации
Синтез объединяет фрагменты информации и идей и преобразует их в нечто оригинальное. В синтезе вы исследуете, как информация связана. Когда вы понимаете каждую часть информации по отдельности, вы улучшаете свое понимание их в целом и, таким образом, можете формировать новое понимание.
ссылки
- 1 Критическое мышление: что это такое и почему оно имеет значение
- 2 Восьмое руководство по творческому и критическому мышлению
- 3 Выводы/Подготовка выводов
- 4 Непредвзятость
- 5 Критическое мышление: анализ и синтез
Об авторе
Сьюзан Харлоу, проживающая в Вирджинии, является адъюнктором по ресурсам, профессором английского языка. Она специализируется на образовании и технических коммуникациях. Она имеет степень магистра гуманитарных наук по английскому языку со специализацией в области грамотности, технологий и профессионального письма Университета Северной Аризоны.
Статьи по теме
Характеристики критического мышления – Платформа электронного обучения Университета Вахемо
Обзор урока
До сих пор в этой главе мы обсуждали значение и природу критического мышления; стандарты критического мышления, кодексы интеллектуального поведения: принципы хороших аргументов и критического мышления. Имея это в качестве основы, мы теперь в состоянии предложить общие характеристики критического мышления.
Занятие № 1: Уважаемые учащиеся, что вы думаете об особых характеристиках, которые лучше всего отличают критических людей от некритичных?
Уважаемые учащиеся, мы определили критическое мышление в целом как широкий спектр когнитивных навыков и интеллектуальных склонностей, необходимых для эффективного выявления, анализа и оценки аргументов и утверждений об истине. Что же тогда отличает критического мыслителя от некритического? Давайте обсудим некоторые характеристики критических и некритических мыслителей.
4.1 Основные черты критически мыслящих людей
Критически мыслящий человек — это просто человек, демонстрирующий некоторые черты критического мышления. Есть определенные склонности и отношения, навыки и способности, привычки и ценности, которые должен проявлять каждый критически настроенный человек. В этом разделе мы увидим некоторые ключевые интеллектуальные черты критически мыслящих людей.
Критически мыслящие люди:
- Честны сами с собой, признают то, чего они не знают, признают свои ограничения и бдительны к собственным ошибкам.
- Относитесь к проблемам и спорным вопросам как к интересным задачам.
- Стремитесь к пониманию, поддерживайте любопытство, оставайтесь терпеливыми к сложностям и будьте готовы потратить время на преодоление путаницы.
- Основывайте суждения на доказательствах, а не на личных предпочтениях, откладывая решение, когда доказательств недостаточно. Они пересматривают суждения, когда новые доказательства выявляют ошибку.
- Интересуются идеями других людей и поэтому готовы внимательно читать и слушать, даже если они склонны не соглашаться с другим человеком.
- Признайте, что крайние взгляды (будь то консервативные или либеральные) редко бывают правильными, поэтому они избегают их, практикуют беспристрастность и ищут сбалансированную точку зрения.
- Практикуйте сдержанность, контролируйте свои чувства, а не поддавайтесь им, и думайте, прежде чем действовать.
4.2 Основные черты некритичных мыслителей
В предыдущем разделе мы говорили, что каждый критически настроенный человек проявляет определенные склонности и отношения, навыки и способности, привычки и ценности. Как насчет некритического мыслителя? В этом разделе мы увидим некоторые черты некритических мыслителей.
Некритичные мыслители:
- Делают вид, что знают больше, чем на самом деле, игнорируют свои ограничения и предполагают, что их взгляды безошибочны.
- Относитесь к проблемам и спорным вопросам как к неприятностям или угрозе их эго.
- Нетерпеливы к сложности и поэтому скорее останутся в замешательстве, чем попытаются понять.
- Основывайте суждения на первых впечатлениях и интуитивных реакциях. Их не волнует количество или качество доказательств, и они твердо придерживаются своих взглядов.
- Заняты собой и своим мнением, поэтому не желают обращать внимание на мнение других. При первых признаках несогласия они склонны думать: «Как я могу это опровергнуть?»
- Игнорируйте потребность в балансе и отдавайте предпочтение представлениям, которые поддерживают их установленные представления.
- Склонны следовать своим чувствам и действовать импульсивно.
Давайте теперь сравним и сопоставим ключевые интеллектуальные черты критически мыслящих с соответствующими чертами некритических мыслителей:
Во-первых, критически мыслящие люди страстно стремятся к ясности, точности, аккуратности и другим стандартам критического мышления, в то время как некритические мыслители часто думают неясно, неточно и неточно. В дополнение к этому, критически мыслящие люди чувствительны к тому, как критическое мышление может быть искажено эгоцентризмом, социоцентризмом, принятием желаемого за действительное и другими препятствиями, в то время как некритические мыслители часто становятся жертвами эгоцентризма, социоцентризма, релятивистского мышления, необоснованных предположений и принятия желаемого за действительное. .
Во-вторых, Критически мыслящие люди умеют понимать, анализировать и оценивать аргументы и точки зрения, в то время как некритические мыслители часто неправильно понимают или оценивают несправедливые аргументы и точки зрения. Более того, критически мыслящие рассуждают логически, делают соответствующие выводы из фактов и данных, в то время как некритические мыслители нелогичны и делают необоснованные выводы из этих источников.
В-третьих, критически мыслящие люди интеллектуально честны с собой, признают то, чего они не знают, и признают свои ограничения, в то время как некритичные мыслители делают вид, что знают больше, чем на самом деле, и игнорируют свои ограничения. Кроме того, критически мыслящие люди непредубежденно выслушивают противоположные точки зрения, приветствуют критику убеждений и предположений, тогда как некритические мыслители ограничены и сопротивляются критике убеждений и предположений.
В-четвертых, критически мыслящие люди основывают свои убеждения на фактах и доказательствах, а не на личных предпочтениях или личных интересах, в то время как некритичные мыслители часто основывают свои убеждения исключительно на личных предпочтениях или личных интересах. Опять же, критически мыслящие люди осознают предубеждения и предубеждения, которые формируют их восприятие мира, в то время как некритические мыслители не осознают своих собственных предубеждений и предубеждений.
В-пятых, , критически мыслящие люди думают независимо и не боятся не соглашаться с мнением группы, в то время как некритические мыслители склонны к «групповому мышлению», некритически следуя убеждениям и ценностям толпы.