Мировосприятие — Психологос
Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Как правило, имеется в виду восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира, с помощью своей внутренней картины жизни.
Каждый воспринимает происходящее через свой фильтр или через свою волшебную призму, получая в результате свою картинку, свою сказку о мире. А в основе всех мелких, частных картинок лежит главная, базовая картинка — какой мир в целом. Дружественный или враждебный, трудный или легкий. Мир ясный, простой и просторный — или заставленный ограничениями, сложный и туманный. Мир Арены или Детский сад. Джунгли или Мир человеческих встреч… Каждый из нас живет в своем жизненном мире, строя свои отношения на основании того, что он сам про этот мир придумал — или на основании того, что окружающие его люди приучили в мире видеть.
Любой сюжет жизненного мира описывает не только мир, но и меня в этом мире. Я в нем большой или маленький, герой или ничтожество, победитель или неудачник.
Зачем про все это знать?
Тот, кто узнает себя в том или ином мире, имеет возможность или утвердить себя в нем, или предпринять усилия, чтобы переключить себя в другое состояние и жизнь в другом мире.
Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским.
Позитивное и реалистичное мировосприятие
Позитивное мировосприятие — восприятие мира преимущественно сквозь позитивную установку, в светлых и ярких тонах, привычка замечать во всем хорошее↑. К сожалению, позитивное мировосприятие не всегда достаточно реалистично. Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой — это лудоманы: игроки, подсевшие на игровые автоматы.
Они категорически уверены, что им обязательно повезет, и на этом основании просаживают последние деньги. Такое нереалистичное мировосприятие характерно для человека-ребенка. У взрослого человека позитивное мировосприятие — реалистично↑.Восприятие мира как дружественного или враждебного
Люди — друзья или враги? Мир — дружественен или враждебен? Ответы на эти вопросы составляют важнейшую часть любого мировоззрения. В зависимости от того, насколько большим и сильным (или маленьким и слабым) чувствует себя человек, он в своем мировосприятии видит мир по шкале эмоциональных тонов в пяти основных картинках: мир прекрасен, мир хорош, мир обычен, мир враждебен или мир страшен.
Мужское и женское мировосприятие
Мир мужчины — внешний, предметный мир. Мужчина может хорошо разбираться в отношениях, но изначально, по своей природной сути, мужская задача — создавать предметы, чинить предметы, разбираться в предметах. В центре внимания мужчины — внешний мир. Внимание мужчины всегда вовне и ищет то, что может стать его, после чего следует действие захвата.
Реликтовое мировосприятие / Концепции, философия / Независимая газета
Ирина Бескова. Природа сновидения (эпистемологический анализ). – М: Издательство ИФ РАН, 2006. – 240 с.
В книге Ирины Бесковой рассматриваются особенности отношения к сновидениям, сложившиеся в разные исторические эпохи в разных сообществах, включая традиционные примитивные культуры. Объемный анализ, выдержанный в монографии, позволяет по-новому отнестись к опыту смерти, который может эмоционально переживаться человеком в сновидении: «Так, если его убивают, он будет переживать, как если бы снящееся происходило с ним в действительности. (В этом-то и ужас кошмарных сновидений!)».Специальное внимание в книге уделяется техническим характеристикам сна и сновидения, полученным в рамках многочисленных исследовательских программ в нейрофизиологии, медицине и психологии. Ключевым понятием в изучении сновидений является фаза быстрого движения глаз (БДГ). Оказывается, сновидения видят даже дети в утробе матери! Однако возникают закономерные вопросы: что может видеть во сне неродившийся ребенок, ведь его зрительный аппарат еще не имел опыта восприятия реальных объектов окружающего мира? Какие же «киноленты» он просматривает? В какой форме тогда предстают перед ним образы сновидений, о наличии которых однозначно свидетельствует электрическая активность мозга? Если принять гипотезу о сновидениях как о побочном продукте нормального функционирования мозга, то «можно сказать, что младенец, еще не родившийся на свет, находящийся в утробе матери, во время сновидения ничего не видит (не видит – в нашем понимании). Его головной мозг просто функционирует в определенном режиме».
Авторская часть книги содержит гипотезу об антропологических границах – внешней и внутренней. Внешняя граница телесности начинается с кожи, а внутренняя – с неспособности контролировать работу собственных органов. Бескова предлагает трехуровневую структуру человека, включающую сознание, подсознание и бессознательное: «Сознание – это то, что имеет своей областью определения человека как целое, подсознание – человека как совокупность подсистем и бессознательное – человека как отдельные системы, входящие в его организм». Согласно Бесковой, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное и представителям древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников. Одной из важных особенностей реликтового мировосприятия является наличие ненарушенной связи между Эго, а также внешним и внутренним миром.
Нашим предкам был доступен больший диапазон каналов приема и отдачи информации. Мы же привыкли делить бытие на внутренний и внешний мир. Поверхностной структурой для нас является пресловутое Я, которое Бескова считает не субстанциональным, а функциональным (и по сути – пустым). Внешний мир мы считаем враждебным для себя, поскольку не можем перерабатывать всю обволакивающую нас информацию. Мы живем отнюдь не в ноосфере (или инфосфере), а в окружении физических явлений, не выразимых в опыте. Аналогично обстоит дело с нашим организмом (анатомическим внутренним миром) в совокупности всех его подсистем. О происходящем внутри себя мы осведомлены не меньше. Многие процессы протекают безболезненно, а когда что-то ломается, правильный диагноз можно установить только при наличии сданных анализов, хотя в языке по-прежнему бытуют такие выражения, как «всем телом почувствовать», «кожей ощутить опасность», «затылком (спиной) почувствовать чей-то пристальный взгляд», «нутром чуять» и т.п.
Мыслецентризм homo sapiens обусловлен тем, что мысль – это всего лишь еще одна система репрезентации поступившей информации, тогда как каналов восприятия намного больше.
Иногда их называют интуицией или шестым чувством. Мы считаем систему мысли универсальным средством, хотя и сознаем ограниченность ее возможностей, настаивая на том, что не всякий опыт выразим в языке. Несмотря на то что мы принимаем ее за интегральную, своего рода метауровневую по отношению ко всем прочим, возможно, что она – того же порядка, что и прочие репрезентативные системы, для выражения которых никак не обойтись без помощи антиязыка.Что такое мировоззрение?
21 июня 2017 г.
Мировоззрение и культураМировоззрение
Джеймс Андерсон3 минуты чтения
Аборт. Эвтаназия. Порнография. Однополый брак. Права трансгендеров. Эмбриональные исследования. Генетическое улучшение. Христиане, изучающие культурный ландшафт Запада, ясно понимают, что все движется в разрушительном направлении. В то время как большинство верующих могут легко определить симптомы упадка, немногие чувствуют себя способными диагностировать и устранять коренные причины.
Что такое мировоззрение? Как следует из самого слова, мировоззрение – это общий взгляд на мир. Это не физический взгляд на мир, а скорее философский взгляд, всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение.
Мировоззрение человека представляет его самые фундаментальные убеждения и предположения о вселенной, в которой он живет. Он отражает то, как он ответил бы на все «большие вопросы» человеческого существования: фундаментальные вопросы о том, кто и что мы есть, откуда мы пришли, почему мы здесь, куда (если куда-то) мы направляемся, смысл и цель жизни, характер загробной жизни и то, что считается хорошей жизнью здесь и сейчас.
Мало кто сколько-нибудь глубоко продумывает эти вопросы, и еще меньше людей имеют твердые ответы на такие вопросы, но мировоззрение человека, по крайней мере, будет склонять его к одним видам ответов и в сторону от других.Мировоззрение формирует и формирует наше восприятие окружающего мира. Подобно очкам с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим. В зависимости от «цвета» линз некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть ослаблены или искажены — более того, некоторые вещи могут быть вообще не видны.
Мировоззрение также во многом определяет мнение людей по вопросам этики и политики. То, что человек думает об абортах, эвтаназии, однополых отношениях, экологической этике, экономической политике, общественном образовании и т. д., больше, чем что-либо другое, будет зависеть от его глубинного мировоззрения.
Таким образом, мировоззрение играет центральную и определяющую роль в нашей жизни. Они формируют то, во что мы верим и во что мы готовы верить, как мы интерпретируем наш опыт, как мы реагируем на этот опыт и как мы относимся к другим. Наши мысли и наши действия обусловлены нашим мировоззрением.
Мировоззрения действуют как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Редко бывает, что у двух людей совершенно одинаковое мировоззрение, но у них может быть один и тот же базовый тип мировоззрения. Более того, в любом обществе одни типы мировоззрения будут представлены более заметно, чем другие, и поэтому будут оказывать большее влияние на культуру этого общества. В западной цивилизации примерно с четвертого века доминировало христианское мировоззрение, хотя были отдельные лица и группы, которые бросали ему вызов. Но за последние пару столетий по причинам, варьирующимся от технических до богословских, христианское мировоззрение утратило свое господство, а конкурирующие мировоззрения стали гораздо более заметными. Эти нехристианские мировоззрения включают:
- Натурализм: Бога нет; люди — всего лишь высокоразвитые животные; Вселенная является закрытой физической системой.
- Постмодернизм: нет объективных истин и нравственных норм; «реальность» — это, в конечном счете, человеческая социальная конструкция.
- Пантеизм: Бог есть совокупность реальности; таким образом, мы все божественны по своей природе.
- Плюрализм: различные мировые религии представляют собой одинаково достоверные взгляды на конечную реальность; есть много действительных путей к спасению.
- Ислам: есть только один Бог, и у Него нет сына; Бог открыл Свою волю для всех людей через Своего последнего пророка Мухаммеда и Свое вечное слово, Коран.
- Моралистический терапевтический деизм: Бог просто хочет, чтобы мы были счастливы и добры к другим людям; Он вмешивается в наши дела только тогда, когда мы призываем Его помочь нам.
Каждое из этих мировоззрений оказывает глубокое влияние на то, как люди думают о себе, какое поведение они считают правильным или неправильным и как они ориентируют свою жизнь. Поэтому крайне важно, чтобы христиане могли работать с неверием на уровне мировоззрения. Христианам необходимо понять не только то, что значит иметь библейское мировоззрение, но и почему они должны твердо придерживаться этого мировоззрения и применять его ко всей жизни. Они должны быть в состоянии определить основные нехристианские мировоззрения, соперничающие за господство в нашем обществе, понять, в чем они коренным образом отличаются от христианского мировоззрения, и аргументированно обосновать, что только христианское мировоззрение является истинным, хорошим и красивая.
Задача тяжелее, чем когда-либо. Но мы не должны отчаиваться, потому что возможности и ресурсы, доступные нам сейчас, также больше, чем когда-либо. За последние полвека или около того произошло замечательное возрождение христианской философии и апологетики, большая часть которых была сосредоточена на развитии и защите библейского мировоззрения. К чему бы Бог ни призывал Свой народ, Он снаряжает их (см. Еф. 4:11-12; Евр. 13:20-21). Проблема не в том, что церковь недостаточно оборудована, а в том, что ей еще предстоит в полной мере использовать то, что дал ей Христос.
Что такое мировоззрение | ИГИ Глобал
1.
Мышление и понимание человеком мира и своего бытия в мире. О том, как человек воспринимает реальность. Хотя человек может не обязательно осознавать свое мировоззрение , он может чувствовать, думать и действовать по предсказуемым моделям, которые могут указывать другим на его мировоззрение . Узнайте больше в: Изучение языка, участия и систем знаний коренных народов в Мкатшени, Южная Африка
2.
Концепция, которая пытается сформулировать, как кто-то верит, интерпретирует и осмысливает свою реальность. Узнайте больше в: Вера и политика на государственном уровне
3.
Убеждение о мире, основанное на философском понимании, которое направляет своих приверженцев в мире. Узнайте больше в: Научная практика на грани: почему ответственное академическое руководство имеет значение для развития стипендий преподавателей
4.
Набор предположений, убеждений и ценностей, которых придерживается человек, которые используются для восприятия и интерпретации опыта и формирования мнений, отношений и поведения. Узнайте больше в: Межкультурная коммуникация
5.
Философская линза, через которую фильтруются переживания и идеи; это отражение лежащей в основе системы ценностей. Узнайте больше в: Непримиримые различия?: Раскол готовности к школе в Америке
6.
Это означает философию о жизни и мире вокруг нас. Это также включает в себя фундаментальные убеждения, которые определяют поведение человека. Африканское мировоззрение религиозно выражается в вере как в духовный (например, в Бога и ангелов), так и в физический (например, человечество и землю) миры. Считается, что ничего не происходит в физическом без одобрения духовного. Узнайте больше в: Феноменологический подход к африканскому богословию
7.
Относится к комплексной и обычно личной концепции или взгляду на человечество, мир или жизнь. Узнайте больше в: Африканская традиционная религиозная онтология Бога, божеств и духов
8.
Индивидуальный набор философских предположений или убеждений, которыми руководствуются действия.