Мнемические приемы: Формирование у детей приемов логического запоминания — Статьи — Работа с одаренными детьми — Каталог файлов

Мнемические приемы

презентация № 2 
 

Янович  Оксана, гр.0792

Пронин  Максим, гр.0290 

Мнемические приемы. 

Томск 2010

    • Мнемические (мнемотехнические) приемы запоминания – это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания.

 

Мнемические приемы.

      Память  человека можно представить в  виде дерева, где корневую систему  составляет природная память, а ствол  и крону – культурная. Память действительно можно сравнить с  волшебным лесом, который бывает тихим, спокойным и нерастущим, а может быть развивающимся, шумным, заметным, растущим.

     

      Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания переплетаются  с соседними, как бы «шепчутся» друг с другом, подобно листьям.

    В этом случае разные виды памяти участвуют  в процессе запоминания, и человек  быстро и успешно справляется  с задачей. Когда человек запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, мучительно вспоминают, много забывают. Они, как  правило, не любят учиться, не любят  осваивать новое… Больше половины неудачников в учебе и в  жизни «обязаны» этим своей неразвитой и неразвивающейся памяти.

     Мнемические приемы — это своего рода солнечные лучи, без которых невозможно «вырастить», усилить память.

      Нашу  память можно сравнить с домом, где  фундамент составляет природная  память, а все остальные конструкции  — культурная. Получается, что каждый может быть и архитектором, и строителем своей памяти. В качестве строительных материалов будем использовать различные  способы осмысления и обработки  информации.

    • группировка;
    • классификация;
    • опорные пункты;
    • мнемический план;
    • ассоциация;
    • аналогии;
    • схематизация;
    • достраивание материала;
    • структурирование;
    • систематизация;
    • мнемотехники;
    • перекодирование;
    • установление последовательностей.

 

Способы запоминания (мнемические приемы):

    • Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам Гештальта и т. д.).

     

      Надо  всегда помнить, что любой материал можно разделить на части, группы. Например, в любом параграфе можно выделить вступление, основную часть, заключение, выводы. Можно отметить различные части материала: справа, слева, внизу, вверху и т. д.; группы простых и сложных слов; знакомых слов и незнакомых, и т. д. 

      Выделяются  несколько видов группировки  информации: смысловая группировка (в терминологии А. А. Смирнова), комплексы Мюллера, структуры Келера и Коффки. Основной характерной особенностью смысловой группировки материала при запоминании является то, что текст разбивается на части не по внешним признакам, а по смысловому содержанию, на основе единства «микротем». 

    • Классификация
      — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам нa основе определенных общих признаков.

 

      Материал  можно разделить на определенные, четко обозначенные группы — классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, виды транспорта и предметы интерьера дома, мебель и посуду, существительные и глаголы и  т. д. Этот прием называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается  ровно во столько раз, на сколько  классов или групп был разделен материал, подлежащий запоминанию. 

      Характеризуя  этот мнемический прием, можно сказать, что классификация есть сложный процесс группировки, когда основания группировки — виды классов —представляют собой известные, общие признаки. Человек, как правило, не придумывает основания классификации, а сортирует материал по очевидным параметрам. В случае классификации, как и при других видах группировки, составления плана и т. д., происходит организация более сложных единиц, которые могут быть затем декодированы в первоначальные сообщения. Но свойства крупных единиц, образующихся в результате организации, могут быть в разных случаях неодинаковыми.

     

    • Опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т. д.).

      Любая информация всегда содержит нечто, что  может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать  даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный  поворот событий, метафоры, имена, рисунки, формулы, схемы и т.д. Этот прием  называется поиском опорного пункта.  

      Припоминание  идет по опорным пунктам, когда текст  воспроизводится сразу же после  запоминания. При отсроченном воспроизведении  выделенные в свое время опорные  пункты могут и не играть особой роли. 

      Опорные пункты, как нечто краткое и  сжатое, взятые в совокупности, составляют план материала. И сам набор опорных  пунктов есть инструмент или орудие запоминания или воспроизведения  иного порядка, где закодирован  весь материал. Исследователи при  анализе мнемических планов часто отмечают, что они не .похожи на обычные логические планы текста, так как (А. А. Смирнов, 1966).

    • Мнемический план — совокупность опорных пунктов.

 

      Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько  опорных пунктов. Это будет своего рода план для припоминания, или  мнемический план. Мнемические планы исполняют в первую очередь регулирующую роль при воспроизведении. 

     Мнемический план может состоять из разнообразных поддержек, отражающих и внешние связи, и внутренние, характеризующие отношения различных групп материала; смысловые связи с имеющимися в тексте данными и связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта. Мнемические планы будут различными в зависимости от характера запоминаемого материала, его объема, целей запоминания, характера деятельности, поэтому следует, видимо, выделить план как возможный способ организации материала. 

      Отличительной особенностью мнемических планов будет, следовательно, разнохарактерность, разноуровневость и различная направленность его пунктов в отличие от других видов организации материала (классификация, систематизация, структурирование и др.). Пункты мнемического плана могут быть детерминированы текстом, заданы материалом; могут привноситься, достраивать материал, но в любом случае характер пунктов обусловлен целью мнемической деятельности. 

    • Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.

      Психика человека так устроена, что любая  новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает уже  известную.

    Эти процессы, присущие абсолютно  всем людям, называют ассоциациями. Для  того чтобы использовать эту способность  для развития памяти, достаточно задать ребенку вопрос:

      что напоминает тебе это слово, это изображение?

      на  что похож этот рисунок (эта формула, мелодия и т. д.).

      Какие же ассоциации встречаются чаще? Как  правило, цифры запоминаются в связи  с памятными датами (днями рождений, номерами квартир, домов, датами рождения известных писателей и поэтов, общественных деятелей и т. п.). Имена  и отчества соотносятся с именами  знаменитых людей или с именами  своих родственников. 

    • Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий в целом различных.

 

      В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил и формул.

    В этих случаях нужна  точность запоминания. Для того чтобы  при воспроизведении избежать ошибок, можно использовать прием аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных.

    • Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

 

      В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы, т. е. в обобщенном и  упрощенном виде. Этот прием называют схематизацией. Схематизацию целесообразно  использовать при запоминании грамматических правил, теорем, физических и биологических  закономерностей и т. д.  

      Характеризуя  процессы схематизации как описание или изображение какого-либо материала  в общих чертах, нельзя не отметить, что выделение «в общих чертах»  не всегда означает упрощение, это может  быть обобщение, т. с. выделение сущностного  соотнесения схемы и реальности. 

      Разрозненную  информацию (например, иностранные  слова) легче запомнить, объединив  их, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот прием называется достраиванием  материала. Достраивание запоминаемого  материала — привнесение в  запоминаемое субъектом: использование  вербальных посредников; объединение  в привнесение чего-либо по ситуативным  признакам; распределение по местам (метод локальной привязки, или  метод мест). Выделение этого способа  запоминания как самостоятельного приема вовсе не означает, что при  использовании других видов организации  материала ничего не привносится  субъектом. Но в этом случае фактор привнесения становится определяющим

      Наиболее  сложными мнемическими приемами являются способы структурирования и систематизации материала.  

    • Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.

      Прием структурирования означает выяснение  строения, внутренней формы запоминаемой информации. 

      Процесс структурирования состоит в выделении  структурной единицы и установлении связей между отдельными структурными единицами, в результате чего создается  нечто целостное, строение которого уже известно. Структурирование — средство, облегчающее запоминание и воспроизведение. 

    • Систематизация — установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними. Прием систематизации направлен на установление связей внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целостность.

      Процесс структурирования может перерасти  в процесс систематизации. Можно  сказать, что систематизация представляет собой процесс выделения составляющих компонентов, которые потом объединяются в единство закономерно расположенных  и взаимосвязанных частей. Если отличительной  особенностью структурирования является установление связей между отдельными компонентами, то при характеристике систематизации надо в первую очередь  отметить упорядочение этих связей. Причем установление связей может быть направлено не только на создание некой абстрактной  конструкции, но и на нахождение некоторого привычного, регулярного явления. 

      Приемы  систематизации и структурирования позволяют человеку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую  информацию (абстрактную, большого объема, неизвестную, запутанную и т. д.), ибо  направлены на упорядочение ее. 

      Мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания. 

    • Перекодирование — вербализация или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т. д. Прием перекодирования означает превращение, перевод информации из образной формы в вербальную (словесную) и наоборот. Любую вербальную информацию можно представить в виде картинки, в виде образов. Любую образную информацию, в свою очередь, можно описать словами.

Мнемические способности

В экспериментальных процессах запоминания участвуют различные механизмы памяти. Предполагают, что в основе кратковременной и оперативной памяти лежат биоэлектрические процессы, а в основе долговременной памяти — биохимические. Переход информации из непосредственной памяти в долговременную опосредствуется сложным взаимодействием биоэлектрических и химических процессов.

Таким образом, некая совокупность разноуровневых онтогенетических свойств человека, генотипически обусловленная и развивающаяся, составляет основу функциональных механизмов мнемических способностей. «…Однако эта основа реально существует лишь во взаимосвязи с накоплением индивидуального опыта посредством образования, дифференцировки и генерализации условных связей, в которых и осуществляется тренировка функций…»

Эту сторону мнемических процессов составляют сложные системы мнемических действий, которые можно назвать операционными механизмами мнемичсской способности. Включение действий в общую структуру той или иной функции имеет, по меньшей мере, троякое значение: оно перестраивает всю структуру в сторону большей ее динамичности и адаптированности к внешним условиям, закрепляет структуру и, наконец, позволяет исследователю выработать необходимые для него диагностические методы оценки ее эффективности. Операционные механизмы мнемических способностей — мнемические действия или мнемические приемы, т.е. тот набор способов обработки запоминаемого материала, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти, а именно: к повышению скорости, объема, точности запоминания и воспроизведения материала; к увеличению прочности его запоминания и сохранения и росту вероятности его правильного запоминания, воспроизведения.

Мнемические действия или приемы обусловлены индивидуальным развитием и жизненным опытом и формируются в тех или иных видах научения. Мнемические действия не заданы функциональной системой мозга, осуществляющей запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Они представляют собой способы, позволяющие раз двинуть границы возможностей функциональных механизмов мнемических способностей. В этом случае структура способностей обогащается специальными действиями, операционными механизмами. В структуре перцептивных способностей появляются измерительные, соизмерительные, корректирующие, контролирующие и другие действия; мыслительные способности обогащаются благодаря развитию логических действий, сравнения, анализа, синтеза, обобщения и др. При этом познавательные процессы, реализуемые определенными способностями, выступают в качестве операционных механизмов других способностей.

Наглядным примером может служить серия исследований, проведенных в рамках экспериментальных проверок широко известной концепции Ж.Пиаже о развитии у ребенка логических операций. В данном случае речь идет о роли элементов памяти в этом процессе. Авторы работ приходят к заключению, что невозможность решения задач на транзитивность или испытываемые детьми при решении этих задач трудности в большей мере обусловлены недостаточным развитием памяти, чем непониманием логического аспекта предлагаемых задач.

Авторы рассматриваемых работ ввели принципиально новый элемент — предварительное обучение сериальному материалу, включавшее в себя как расположение объектов в серии типа (А>Б), (Б>В) и т.д., так и попарное сравнение объектов; причем обучение, сопровождаемое вербальным подкреплением, доводилось до отчетливого закрепления в памяти. Собственно тестирование заключалось в воспроизведении как критической пары А>В, так и первоначальных пар (А>Б, Б>В). В ходе тестирования обнаружилось, что дети, допускавшие ошибочные ответы на критический тест, обычно забывали о промежуточном звене сравнения Б>В. На основе этого был сделан вывод о том, что ребенок способен понять сериацию, логику связанных с ней операций, но он не может решить задачу из-за недостаточного объема оперативной памяти.

Анализ развития мнемических способностей и их строения позволяет сделать вывод, что в принципе все приемы организации информации, ее обработки или кодирования могут выступать в качестве операционных механизмов мнемических способностей. Видимо, говорить о том или ином приеме организации информации как об операционном механизме мнемических способностей можно в том случае, когда этот прием взаимодействует, работает, так сказать, в сопряженном режиме с функциональными механизмами мнемических способностей.

Развитие системы функциональных и операционных механизмов мнемических способностей образования, как динамичного и открытого по отношению к возникновению новых операционных механизмов, определяется уровнем развития составляющих ее компонентов, степенью их взаимодействия, набором возможных операционных механизмов.

Изучение операционных механизмов мнемических способностей в настоящее время ведется в нескольких направлениях: опосредование психических функций как механизма развития высших психических функций (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.), исследование интерфункциональных связей памяти (наиболее обширное направление, накопившее огромное количество фактов и закономерностей, хотя чаще только констатируется наличие связи между психическими функциями) и мнемических приемов (наиболее примечательны, содержательны работы, выполненные под руководством А. А.Смирнова). Известные литературные данные дают основание для рассмотрения ряда возможных операционных механизмов мнемических способностей. Кроме того, необходимо отметить, что процессы опосредования при запоминании рассматриваются и в других направлениях (Р.Аткинсон, Р.Клацки и др.).

Изучение мнемических способностей, анализ литературы по психологии памяти позволяют выделить следующие способы обработки информации.

  • Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.).
  • Опорные пункты — выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые или малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т.д.).
  • Мнемический план — совокупность опорных пунктов. Классификация — распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
  • Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.
  • Систематизация — установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними.
  • Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
  • Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных.
  • Мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания.
  • Перекодирование — вербализация или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т.д.
  • Достраивание запоминаемого материала — привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников; объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам; распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест).
  • Сериационная организация, материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве и т. д.
  • Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т.д.
  • Повторение как сознательно контролируемые или не контролируемые процессы циркуляции информации целесообразно выделить в качестве отдельного способа запоминания, учитывая его универсальность и фундаментальность.Представим более детальные характеристики перечисленных способов обработки запоминаемой информации.

    Группировка материала. Выделяется несколько типов группировки информации: смысловая группировка (в терминологии А.А.Смирнова), комплексы Миллера, структуры Келера и Коффки.

    Основной характерной особенностью смысловой группировки материала при запоминании является то, что текст разбивается на части не по внешним признакам, а по смысловому содержанию, на основе единства «микротем». При чем выделение «микротем» осуществляется при первом типе группировки, названном произвольно дискурсивным, как отдельное действие (когда испытуемому трудно объединить и разъединить какие-то мысли) и при непроизвольно дискурсивном типе группировки — как некоторая над стройка над чтением, когда процесс смысловой группировки неразрывно связан с чтением. А.А.Смирнов, выделяя смысловую группировку материала как способ запоминания, считал его наиболее адекватным пониманием процессов запоминания. Этот вывод следовал из того положения, что при запоминании всегда присутствует мыслительная деятельность.

    Смысловая группировка неразрывно связана с выделением опорных пунктов, углубляющим понимание и облегчающих запоминание материала. Смысловой опорный пункт — это нечто сжатое, краткое, но служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающее его. По своему характеру и содержанию опорные пункты весьма разнообразны, но, тем не менее, опорный пункт — не простой член ассоциативной связи. Опорный пункт — выразитель некоторого общего смысла. Как отмечал А.А.Смирнов, подлинным опорным пунктом надо считать значение деятельности, осуществляемой в запоминании.

    Выделенные виды опорных пунктов А.А.Смирнов относит прежде всего к запоминанию. При воспроизведении роль опорных пунктов запоминания может быть различной. Так, припоминание, когда текст воспроизводится сразу после запоминания, осуществляется с непосредственным использованием опорных пунктов; при отсроченном воспроизведении выделенные в свое время опорные пункты могут и не играть особой роли. При этом резко усиливается роль плана.

    Выделение опорных пунктов есть процесс перекодирования материала, где в качестве кодов могут выступать все виды опосредования. При запоминании опорные пункты выполняют ту же функцию что и стимул-средство в модели опосредованного запоминания А.Н.Леонтьева. Но, напри мер, в понимании А.А.Смирнова опорные пункты — это не внешняя помощь или поддержка, а сжатое содержание самого текста.

    Взятые в совокупности опорные пункты как нечто крат кое и сжатое составляют план материала. Сам набор опорных пунктов есть инструмент или орудие запоминания или воспроизведения иного порядка, где закодирован весь материал. Исследователи часто отмечают, что мнемические планы не похожи на обычные логические планы текста, так как они исполняют в первую очередь, регулирующую роль при воспроизведении.

    Мнемический план может состоять из разнообразных поддержек, которые отражают и внешние связи, и внутренние, характеризующие отношения различных групп мате риала и смысловые связи с имеющимися в тексте данными, и связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта. Содержание мнемического плана зависит от характера запоминаемого материала, его объема, целей запоминания, характера деятельности, поэтому, видимо, следует выделить план как возможный способ организации материала.

    В связи с этим можно сказать, что главной особенностью мнемичсских планов является разнохарактерность, разноуровневость и разнонаправленность его пунктов, что отличает их от других видов организации материала (классификация, систематизация, структурирование и др.). Пункты мнемического плана могут быть детерминированы текстом, заданы материалом; могут привноситься, достраивать материал, но в любом случае характер плана обусловлен целью мнемической деятельности.

    Классификация является одной из разновидностей группировки и состоит в распределении каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе общих признаков (фактически классификация есть частный случай систематизации).

    Характеризуя этот мнемический прием, можно сказать, что классификация есть сложный процесс группировки, когда основания группировки, т. е. виды классов, представляют собой известные, общие признаки.

    Испытуемый, как правило, не придумывает основания классификации, а сортирует материал по очевидным пара метрам. При классификации, как и при других видах группировки, составлении плана и т.д. происходит организация сложных единиц, которые могут быть затем декодированы в первоначальные сообщения. Но свойства крупных единиц, образующихся в результате организации, могут быть в разных случаях неодинаковыми.

    Формирование более крупных структурных единиц запоминаемого материала присуще многим способам организации информации, в том числе и структурированию. Структурирование — процесс установления взаимного расположения частей, составляющих целое, определения внутреннего строения запоминаемого. Процесс структурирования состоит в выделении структурной единицы и установлении связей между отдельными структурными единицами, в результате чего создается нечто целостное, строение которого уже известно.

    Термин «структурная единица» был введен Миллером при изучении объема памяти. Впоследствии Г.В.Репкина предложила понятие «оперативная единица памяти». Она, как и Миллер, подчеркивала, что объемы формируемых оперативных единиц могут быть различными: от отдельных параметров объекта до групп однородных в каком-либо отношении объектов. Однако независимо от числа элементов, входящих в такую структуру, оперативные единицы памяти субъективно выступают как «симультанные образы».

    К настоящему времени проведено много исследований, посвященных влиянию выделения структурных единиц на объем памяти. В этих и аналогичных исследованиях процессы структурирования связываются преимущественно с кратковременной памятью. Предполагается, что информация, которая уже присутствует в памяти человека, позволяет придавать некоторую структуру набору поступающих, внешне не связанных между собой элементов; без этого образование структурных единиц было бы невозможно. На основании данного вывода можно представить, какие условия требуются для процесса структурирования. Во-первых, структурирование обычно происходит в то время, когда информация поступает в кратковременную память, следовательно, объединяемый материал должен поступать в кратковременную память более или менее одно временно. Во-вторых, структурирование должно упрощаться, если объединяемые элементы обладают каким-то внутренним сходством, что позволяет образовывать из них некую единицу. В частности, если группа стимулов имеет структуру, отвечающую какому-то коду в долговременной памяти, то можно ожидать, что эти стимулы образуют и структурную единицу, соответствующую этому коду.

    В таком понимании структурирование как средство, облегчающее запоминание и воспроизведение, должно быть связано с опосредованием. Следовательно, в данном случае рассматриваются те варианты, когда нужно запомнить не связанный материал. Если речь идет о не связанном материале, не представляющем некую целостность, трудно говорить об установлении строения этого материала, а следовательно, и о процессе структурирования. Процесс структурирования должен рассматриваться как установление связей между структурными единицами, которые характеризуют материал. Возможно, в данном случае очень четкое разграничение и не имеет особого смысла, поскольку здесь важен эффект, к которому ведет тот или иной мнемический прием. Тем не менее, процесс структурирования необходимо выделить как самостоятельный способ организации материала в целях улучшения запоминания и воспроизведения.

    Процесс структурирования может перерасти в процесс систематизации. Можно сказать, что систематизация представляет собой процесс выделения составляющих компонентов, которые затем объединяются в единство закономерно расположенных и взаимосвязанных частей. Если отличительной особенностью структурирования является установление связей между отдельными компонентами, то, характеризуя систематизацию, надо в первую очередь отметить упорядочение этих связей. При этом установление связей может быть направлено не только на создание некой абстрактной конструкции, но и на нахождение некоторого привычного, регулярного явления.

    Схематизацию как один из видов организации материала можно охарактеризовать, как процесс изображения или описания чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации.

    Понятие «схема» в психологию памяти ввел Ф. Бартлетт, который свою концепцию памяти называл теорией схемы. Он считал, что большая часть прошлого опыта человека не сохраняется в явном и конкретном виде, а ассимилируется схемами, с помощью которых возможно не только преобразование исходной информации, но и ее последующее восстановление. Наиболее разработанное представление о схемах можно найти в работах Ж.Пиаже и Б.Инельдер. Они различают десять стадий схематизации: от двигательных схем, свойственных навыкам, до высших форм схематизации, связанных с операциональным интеллектом.

    Современная наука рассматривает понятие «схема» в контексте изучения и долговременной, и кратковременной памяти. Это связано, видимо, с тем, что схематизации подлежит как образный, так и концептуальный материал. Схемы могут ассимилировать любые перцептивные категории, включая и движение; так мысленная «карта-путь» постепенно трансформируется в «карту-обозрение».

    В последнее время схематизация как мнемический прием активно разрабатывается в исследованиях, в процессе которых имитируется оперативная работа в условиях дефицита времени с целью изучения возможности актуализации имеющихся и образования новых схем.

    Характеризуя схематизацию как процесс описания или изображения какого-либо материала в общих чертах, нельзя не отметить, что эти процессы не всегда сводятся к упрощению, это может быть обобщение, т.е. выделение сущностного соотнесения схемы и реальности.

    Следует сказать, что процессы схематизации можно назвать процессами перекодирования, поскольку нужно предположить, что сформировавшаяся схема может использоваться для организации поступающей информации. Благодаря этому перекодирование позволяет сократить требования к системе «ресурсов» внимания до минимума, необходимого для использования данной информации.

    Совершенно очевидно, что с этой точки зрения любой мнемический прием можно выступать как перекодирование. Целесообразно выделить ряд других способов запоминания материала, которые также рассматриваются как процессы перекодирования: вербализация информации или проговаривание, представление понятий в образной форме (и тот, и другой приемы подробно описаны в литературе), преобразование информации на основе семантических признаков (например, нахождение синонимов) (Х. Шульман и др.), на основе фонематических при знаков (Р.Никерсон и др.) с помощью называния и т.д.

    Следует отметить, что в данном контексте вербализация и называние рассматриваются как разные приемы. В первом приеме информация, представленная в невербальной форме, вербализуется, так как у материала запоминания есть названия, имена, которые знакомы субъекту. При назывании может проявляться творчество, человек сам обозначает предлагаемую информацию. В дальнейшем именно эти процессы будем называть перекодированием информации.

    Попытаемся охарактеризовать возможные приемы организации информации, связанные с установлением или построением различных последовательностей.

    В психологии памяти давно известен способ сериаций (отметим, что именно при изучении запоминания отдельных серий слогов был установлен «эффект начала — конца»). Попытки объяснить эффект серийного положения продолжаются и в настоящее время.

    Ж.Пиаже считал, что сериаций отражают первичную, исходную меру континуума сигналов, а это обеспечивает дальнейшее преобразование сигналов в рамках единой схемы. «Сериация,— отмечал Ж.Пиаже,— является… первичной реальностью, любое асимметричное отношение которой есть лишь временно абстрагированный элемент».

    Изучению различных сериаций посвящены многочисленные исследования. Можно выделить несколько распространенных видов серий: распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве.

    В отдельную группу следует выделить приемы, связанные с достраиванием запоминаемого материала, т.е. в процессе запоминания субъект привносит что-то свое. Выделение этого приема запоминания как самостоятельного вовсе не означает, что при использовании других видов организации материала субъектом ничего не привносится. Но в данном случае фактор привнесения становится определяющим.

    Р.Кладки впервые описал процесс использования вербальных посредников, когда группа слогов, слов, букв или предложений достраивается за счет слогов, букв, слов или предложений. Л.С.Притулак, изучая этот процесс, сформировал Т-стэковую модель использования вербальных посредников. Он высказал предположение, что запоминание выбранной трансформации зависит от ее сложности, которая измеряется числом составляющих операций, при этом одни операции, по-видимому, забываются быстрее, чем другие. Кроме того, характер привнесения не ограничивается достройкой предложений, букв и т.д.

    В этой группе приемов выделяются следующие: объединение предметов или явлений по ситуации, распределение запоминаемого материала по местам. Последний метод называют также методом локальной привязки, или методом мест; этот метод очень известен, и его иногда причисляют к видам мнемотехники.

    Мнемотехнические приемы, как совокупность готовых способов запоминания целесообразно выделить в отдельную категорию. Отметим, что за рубежом проверке эффективности памяти и условиям, способствующим ее повышению, посвящены многочисленные исследования. Авторы указанных и других работ акцентируют внимание, во-первых, на поиске конкретных эмпирических приемов, способствующих лучшему припоминанию в зависимости от характера материала (визуально воспринимаемых форм и рядов слов или слогов) и условий тестирования, и, во-вторых, на определении качественных характеристик и количественных мер, с помощью которых можно объективно оценить продуктивность памяти индивида. Особо подчеркивается (скорее в теоретическом плане), что в отличие от Г.Эббингауза, который в своей первой экспериментальной работе о памяти применил только один такой метод (метод доучивания), современные исследователи множество методов в зависимости от материала и ситуации тестирования. Например, в качестве вспомогательного приема, способствующего более эффективному припоминанию вербального материала, рассматриваются установление связей на фонетическом уровне, соотношение между семантическим и фонетическим уровнями, усиленная фиксация на положении в ряду при серийном запоминании или психологические закономерности переноса.

    Таким образом, зарубежными учеными проблема памяти обычно рассматривается с иной точки зрения, более того, противоположной той, которая представлена в нашей монографии.

    Характеризуя способы запоминания: от видов группировки с опорой на какие-либо заданные материалом при знаки до различных типов в большей степени субъективной организации — нельзя не отметить использование аналогий для запоминания. Будем рассматривать аналоги как установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных. Необходимо отметить, что аналогии могут быть весьма раз личными: от поверхностных до сущностных, когда отражаются определяющие функцию предметов или явлений отношения.

    Виды мнемических приемов, которые были затронуты, можно рассматривать как крупные, сложные, без труда дробящиеся на более элементарные составляющие способы организации материала. Соотношение составляющих может и должно меняться (и благодаря этому в совокупности со всеми остальными составляющими память оказывается результативной) в зависимости от ряда условий: цели и задачи мнемической деятельности; вида запоминаемого материала; характера деятельности; уровня развития мнемических способностей личности и т.д.

    Как бы ни были разнообразны условия мнемической деятельности и характер мнемических приемов, можно выделить два вида универсальных составляющих различных видов организации материала. Это объясняется, видимо, тем, что установление различных связей — фундаментальная характеристика обработки информации при запоминании. Изучение ассоциаций — связей по сходству, смежности или противоположности — имеет богатую историю. Но, не смотря на то, что роль ассоциаций рассматривается или затрагивается почти в каждой работе, посвященной психологии памяти, считать роль элементарного явления памяти и мышления окончательно выясненной и уже поддающейся строгой интерпретации преждевременно, И.П.Павлов называл ассоциации — образование временных связей — «универсальнейшим» явлением высшей нервной деятельности и психики.

    Образование ассоциаций, обусловленное прежде всего характером запоминаемого материала, ведущее к повышению продуктивности памяти, относится, как правило, к начальному этапу развертывания мнемической деятельности, так называемой лабильной фазе памяти. Повторение, обеспечивающее циркуляцию информации, также наиболее существенно для лабильной фазы запоминания. Рассматривая повторение как наиболее характерный и значимый способ сохранения информации в начальный период развертывания мнемической деятельности и одновременно как средство, способствующее применению других приемов обработки материала, нельзя не отметить, что повторение присутствует в каждом виде организации информации и, кроме того, может совершаться параллельно с какой-либо обработкой материала. В связи с этим вопрос о повторении в истории изучения памяти занимает особое место. Ни одна школа психологии не отрицала роли повторения, но все по-разному понимали, исследовали и интерпретировали эффективность повторения.

    Традиционно повторение как элемент психической деятельности связывалось с памятью и рассматривалось как способ сохранения информации, хотя повторение — это скорее механизм, присущий процессам познания, который может выступать в качестве условия выполнения и мнемических действий, а в случае неразвитости мнемических способностей, трудности материала, дефицита времени и т.д. может стать доминирующим способом запоминания.

    Выделенные мнемические приемы представляют собой возможный набор способов организации материала. Чем более разнообразными приемами владеет человек, тем бо лее динамична, эффективна его память. Признаком, объединяющим мнемические приемы, служит их направленность на установление связей запоминаемого с чем-либо или связей между группами запоминаемого при обработке информации в целях запоминания и воспроизведения.

    При описании возможных мнемических приемов часто отмечается, что они неравноценны по сложности и, следовательно, доступности. Но это деление, разумеется, относительно и охарактеризовать использование того или иного приема можно только на основе анализа уровня функционирования мнемических способностей.

Мнемонические устройства, бесплатные инструменты для запоминания и советы по обучению

Рождественский светодиодный магнит на холодильник своими руками

Мой новый веб-сайт: Я создал веб-сайт о пайке. Веселые и легкие проекты по пайке. Вы можете проверить это здесь: basicsoldering.com

Добро пожаловать на
mnemonic-device. com!
В нашей коллекции более 500 мнемонических устройств. Эти (бесплатные) инструменты памяти позволяют быстро и легко вспоминать информацию. Они улучшат ваши учебные навыки и помогут более эффективно изучать и запоминать большие объемы информации. Отлично подходит для школьных и домашних заданий.

С помощью этих средств памяти вы быстро запомните то, что вам нужно выучить, и они помогут вам запомнить это на всю оставшуюся жизнь!

Запоминающие устройства — это не только отличные учебные пособия в школе, но и очень полезные в повседневной жизни .

Что такое мнемотехника?

Мнемоники (произносится как «ne-mon’-ics») помогают памяти, используя систему рифм, правил, популярных поговорок и фраз, диаграмм, акронимов и других средств – все, чтобы помочь вам выучить, запомнить и запомнить имена , даты, факты и цифры. Большинство мнемоника  работает, позволяя вам легко вспомнить слово, фразу или стихотворение, что, в свою очередь, означает более сложную информацию, которую вам нужно запомнить. Например, вспомнив «ROY G. BIV», вы можете воспроизвести порядок и цвета радуги.
Подробнее…  

Поиск в нашей базе данных

У нас есть сотни мнемонических устройств (инструментов запоминания) в удобной для поиска коллекции. Мнемоники на этом сайте распределены по категориям, не стесняйтесь просматривать их.
Или найдите нужную информацию, воспользовавшись формой поиска справа.

Мнемонические устройства: мы все ими пользуемся!

Мы знаем, что у вас, вероятно, есть собственные запоминающие устройства.
Нажмите, чтобы отправить мнемонику.

Пожалуйста, поделитесь mnemonic-device. com

Помогите нам расти, поделившись этим сайтом с другими. Если у вас есть социальная сеть, блог или другой способ продвижения нас, мы будем благодарны. На каждой странице вы найдете значки, с помощью которых можно легко поделиться любой мнемоникой в ​​Twitter, Facebook, Google Plus и т. д. Спасибо!

Мнемоника на этом сайте может быть неправильной. Используйте с осторожностью. 😉
Если вы нашли ошибку: напишите нам по адресу [email protected] и опишите проблему. Ваша помощь очень ценится!!

Ezelsbrug.nl

Существует также голландская версия этого сайта.

Спасибо
Большое спасибо всем участникам/посетителям/пожертвователям/рекламодателям.

Наслаждайтесь!

Мнемонические приемы для запоминания общих фактов

«Тридцать дней сентября» — это прошлый год. Ознакомьтесь с другими умными и полезными мнемоническими приемами, которые помогут вам запомнить всевозможные полезные маленькие факты.

Каждый редакционный продукт выбирается независимо, хотя мы можем получить компенсацию или партнерскую комиссию, если вы купите что-то по нашим ссылкам. Рейтинги и цены точны, а товары есть в наличии на момент публикации.

1 / 16

rd.com

Что такое мнемонические устройства?

Мнемонические устройства — это вспомогательные средства для запоминания, которые помогают вам вспомнить конкретную вещь. Это могут быть аббревиатуры, предложения, рифмы или любые другие приемы, вызывающие в уме то, что вы пытаетесь запомнить. Возможно, вы помните, что выучили некоторые из наиболее распространенных мнемоник, таких как «I перед E, но после C» (что в большинстве случаев даже неверно!) и «Roy G. Biv», чтобы запомнить цвета радуги (что …что там индиго вообще делает?!). Но у нас есть гораздо более интуитивно понятные и точные мнемоники, о которых вы, возможно, никогда не слышали, но хотели бы, чтобы вы всегда знали.

2 / 16

rd.com

Римские цифры

Возможно, вам не придется часто использовать римские цифры в повседневной жизни. Но иногда они всплывают — подумайте о том, как они используются для определения номера каждого Суперкубка! — и когда они появляются, они могут заставить вас сказать: «А?» Но есть быстрое предложение, которое вы можете использовать, чтобы запомнить эти цифры, которые на самом деле являются буквами. (Или это буквы, которые на самом деле являются числами? Это тема для обсуждения в другой раз.) Вот предложение, которое требует, чтобы вы поставили себя на место восторженного перкуссиониста: «I V alue X ylophones L ike C ows D ig M ilk». Каждая буква представляет собой изменение цифр по мере увеличения числа; например, «I» — это 1, но тогда 5 записывается как «V», а не как III. Точно так же вы получаете еще один новый — «X» — когда достигаете 10, и так далее для 50, 100, 500 и 1000. Используйте предложение, чтобы запомнить порядок.

3 / 16

rd. com

Единицы метрической системы

Если вы американец, вы, вероятно, живете и умираете в футах, дюймах и милях, но это не значит, что знание метрической системы бесполезно. На самом деле, вы, вероятно, изо всех сил пытались сохранить правильность единиц метрической системы. Что ж, это мнемоническое предложение может помочь. Достаточно вспомнить несчастливую (?) судьбу вымышленного короля Генриха: « K ing H enry D ied M великолепно D rinking C hocolate 6 M 8». Как это помогает с метрической системой? Первая буква каждого слова совпадает с первыми буквами основных единиц длины метрической системы в порядке убывания размера: километр, гектометр, декаметр, метр, дециметр, сантиметр и миллиметр. К сожалению, более сложной является причина, по которой Соединенные Штаты все еще настаивают на использовании метрической системы.

4 / 16

rd.com

Полное деление

В школе вы, возможно, выучили мнемонические приемы, такие как «Пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли», чтобы запомнить порядок операций при решении уравнений. Но есть простой трюк для длинного деления, который может быть немного более применим к вашей жизни после окончания начальной школы. Это также связано с порядком: для каждой цифры в длинном уравнении деления вы делите, затем умножаете, затем вычитаете, затем записываете следующую цифру. Итак, чтобы запомнить « D IVIDE, M Ultiply, S UBTRACT, B Кольцо вниз», Подумайте об этой довольно грубой фразе: « D EAD M Onkeys S MELL B M Onkeys S Mell B666 M Onkeys S 9006 Mell B 66666 M . объявление.» Конечно, всегда можно выполнить деление в большую сторону с помощью калькулятора. Но с этим мнемоническим устройством вы можете гордиться своей памятью и своими математическими способностями. Узнайте о других простых математических трюках, о которых вы хотели бы знать всегда.

5 / 16

rd.com

Пустыня против десерта

Несмотря на очень разные значения, эти два слова можно легко перепутать. К счастью, есть забавная мнемоника, которая поможет вам запомнить, что есть что. Подумайте о том, что в слове «десерт» есть две буквы S, которые могут обозначать настоящий десерт: «s клубника s тортик». Вы также можете подумать о том, что такое «десерт» на самом деле: « s влажный s туф».   Или, конечно, вы всегда можете помнить очень полезный жизненный совет, что «ударение» в обратном написании — это «десерты» (не «десерты»). Мнемонические приемы, связанные с правописанием, являются одними из самых распространенных и наиболее полезных. На самом деле, у нас есть целый отдельный список из них.

6 / 16

Shutterstock, rd.com

Месяцы года

Конечно, рифма «Тридцать дней в сентябре…» хороша. Но тот факт, что слово «сентябрь» рифмуется более чем на один месяц, может сделать его более загадочным, чем должно быть, не говоря уже о том, что различные дополнения февраля просто сбивают с толку. Вместо этого попробуйте этот мнемонический прием, в котором вообще не используются слова. Сожмите обе руки в кулак и поднимите их перед собой. Начав с крайнего левого сустава левой руки, назовите месяцы, двигаясь вправо по мере того, как вы произносите каждый месяц. (Таким образом, «Январь» — крайний левый сустав, «Февраль» — ложбинка между суставами, «Март» — следующий сустав и так далее.) Когда вы дойдете до августа, прыгайте с четвертого сустава на левой руке (июль) на крайний левый сустав на правой руке для августа. (Ваши большие пальцы здесь не участвуют.) И вот, каждый раз, когда вы называете 31-дневный месяц, вы будете на костяшках пальцев, а когда вы окажетесь на «провале» между костяшками пальцев, вы будете назовите более короткий месяц.

7 / 16

rd.com

Планеты

Вероятно, в школе вы выучили какой-то вариант мнемоники на тему планет. В сегодняшней восьмипланетной солнечной системе, M ERCURY, V ENUS, E ARTH, M ARS, J UPITE M V ery E ducated (или E age) M прочее J уст S erved U s N ачос.” Но поднимите руку, если вы все еще скорбите о Плутоне и соответствующих «девяти огурцах», которые узурпировали «начос». Плутон — планета — это одна из вещей, которые вы узнали в школе, но которые уже не соответствуют действительности.

8 / 16

rd.com

Континенты

Знание всех континентов, по общему признанию, будет более полезным в вашей земной жизни, чем знание всех планет. Так что для этого тоже есть мнемоника. Использование первых букв названия каждого континента — E Европа, A Сия, A Африка, A Австралия, A Антарктида, N Северная Америка, S вы можете сделать несколько фраз из Америки. Попробуйте « E по адресу A N A SIRIN A FTER A N ASTY S ANDWICH», или, более приятно, « E AT A N A PPLE A 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 6 S 4 S A N A E A A N A E . A N лёд S снек. Конечно, теперь весь фокус в том, чтобы вспомнить, что означает каждая из этих многочисленных букв «А», с чем эти мнемонические приемы, к сожалению, не помогут.

9 / 16

rd.com

Океаны

Сколько океанов на Земле? Ну, на этот вопрос есть более сложный ответ, чем вы думаете, но Международная гидрографическая организация в настоящее время называет пять. Это: Тихий, Атлантический, Индийский, Южный и Арктический. И вы можете запомнить их по мнемонике « P ick A n I ndian S ummer A pple». Или, возможно, более практичный совет по сбору яблок: « P чесотка A ll I cky, S известь A яблоки.

10 / 16

rd.com

Великие озера… по порядку

Вы уже разобрались с Великими озерами, говорите вы, благодаря тому факту, что вы можете использовать первую букву каждого озера, чтобы составить слово «ДОМА». ”! И это, конечно, полезно, но просто помогает запомнить, что это такое, а не там, где . Если вы настоящий поклонник географии, используйте это мнемоника вместо того, чтобы запоминать их с запада на восток: S ally M ade H enry E at O reos. Произведите впечатление на людей в вашей жизни, будучи в состоянии не просто назвать все великие озера, но и идентифицировать их. Потому что, если вы знаете их порядок с запада на восток ( S uperior, M ichigan, H uron, E rie, O ntario), вы будете знать, где они находятся. К сожалению, эта мнемоника не может помочь вам с этими другими вопросами географии, в которых все ошибаются.

11 / 16

rd.com

Сталактиты и сталагмиты

Всего два слова, но они так досадно похожи и так редко используются (если только вы не геолог или спелеолог), что, наверное, просто разводят руками при рассмотрении того, что есть что. Но, к счастью, у того, кто придумал эти слова, было маленькое сочувствие, потому что в одном из них есть буква «К», а в другом — «Г». И вы можете вспомнить, что есть что, думая о том, как сталактиты растут из потолка, а сталагмиты растут из земли.

12 / 16

rd.com

Знаки зодиака

Знака зодиака «кошка» не существует (хотя Лев, Лев, кажется достаточно близким, не так ли?), но фраза о кошке может вам помочь помните знаки зодиака! Начиная с Овна, знаками являются: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. (Это традиционный «порядок» знаков.) Чтобы запомнить их, используйте это предложение:  « A T ENSE G Ray C AT L AY V ERY L , S NAKE S Lowly, C S 8888 гг. унция». Вам не нужно быть самым умным знаком Зодиака, чтобы запомнить эту мнемонику!

13 / 16

rd.com

Первые президенты

Готовите к экзамену по истории США? Расскажи об отцах-основателях с помощью этого мнемонического приема, который поможет тебе вспомнить первых 11 президентов в следующем порядке: « W Ill A J Olly M A M AKE A J UST B UT H ARSHLY T REATED P H ARSHLY T REATED P H ARSHLY T REATED P H ? Имена, которые вызывает эта мнемоника: W ashington, A dams, J efferson, M adison, M onroe, A dams (Quincy Adams), 6 dams (Jackson, 6) B uren, H arrison, T yler и P олк. А если вам нужно знать только ранний, ранний, Главнокомандующий, попробуйте эту более простую фразу: W ashington A nd J efferson M ade M any A хорошо. Может быть, эти забавные факты о президентах США помогут вам сохранить их прямолинейность.

14 / 16

rd.com

Mount Rushmore

Будьте честны: если вы не историк или серьезно не пытаетесь произвести впечатление на друзей-любителей истории, вам, вероятно, не нужно знать первых президентов по порядку. А как насчет парней из неофициального Зала славы президента Америки на горе Рашмор? Вы знаете, что Вашингтон и Линкольн явно там, но… кто еще? Просто запомните фразу « W e J ust L ike R ushmore. Ах да, это W ашингтон, J эфферсон, L инкольн и R узвельт. (Только не забывайте, что это Тедди, а не Франклин, Рузвельт!)

15 / 16

Shutterstock, rd.com

Ноты

Если в детстве вы брали уроки музыки, вы, вероятно, выучили некоторые классические мнемонические приемы, которые помогут вам научиться читать ноты. И они действительно помогают! Буквы строк на скрипичном нотоносце снизу вверх — это первые буквы «9».0088 E очень G ood B oy D serves F udge» (или « D oe F ine»). Пробелы означают «ЛИЦО». Басовый ключ немного сложнее; Вы можете использовать « G REAT B IG D OGS F IGH A NIMALS» или « G OOD B IKES D на F ALL A 6» D на F ALL A 6666669 DA . запомнить строки и « A ll C ows E at G rass», чтобы запомнить пробелы. Эти мнемонические приемы хороши еще и тем, что, в отличие от многих других, они не заменяют другое слово целиком, а только букву — так вы меньше запоминаете!

16 / 16

Shutterstock, rd.com

Сервировка стола

Вот очень простое мнемоническое устройство, о необходимости которого вы даже не догадывались. Когда вы накрываете место за столом, предметы, которые идут слева от тарелки, «вилка» и «салфетка», имеют четное количество букв, как и слово «налево». Точно так же вещи, которые идут справа от тарелки, нож, ложка и стакан, имеют нечетное количество букв, как слово «правильно». Как насчет этого? Чтобы найти целую книгу полезных мнемонических приемов, подобных этим, для всего, от периодической таблицы до пятого круга, проверьте I Перед E (Кроме После C): Старые школьные способы запоминать вещи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *