Мнемотехника приемы и методы запоминания: Мнемотехника: что это, методы, приемы

Мнемотехники для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — методы и приемы для запоминания

В подготовке к экзаменам многое зависит от времени — его часто не хватает, чтобы подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ на высокие баллы. Но время на заучивание можно сократить, ведь есть мнемотехники для запоминания материала. О том, что это и как их использовать — читайте ниже.

Что такое мнемотехника

Мнемотехники для запоминания — это набор приемов, благодаря которым мозг легче запоминает информацию, чтобы она осталась в голове надолго.

Вы уже сталкивались с одним из таких приемов. Мнемотехники для запоминания часто используются в детстве. Например, для запоминания цветов в радуге с помощью фразы «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Каждое слово в такой простой «считалочке» связано с цветом:

  • К — Каждый — Красный;
  • О — Охотник — Оранжевый;
  • Ж — Желает — Желтый;
  • З — Знать — Зеленый;
  • Г — Где — Голубой;
  • С — Сидит — Синий;
  • Ф — Фазан — Фиолетовый.

На таких принципах построены все мнемотехники для запоминания — усвоение информации с помощью визуальных, аудиальных или кинестетических воплощений.

Зачем нужна мнемотехника при подготовке к ЕГЭ или ОГЭ

Во-первых, мнемотехники для запоминания развивают человека в целом: улучшается его память, он становится внимательнее, креативнее, расширяет словарный запас. В подготовке к ОГЭ и ЕГЭ они играют особенно важную роль:

Связывают абстрактные понятия и явления с событиями из реальной жизни, которые либо пережил ученик, либо знает об их существовании.

Во времена, когда информации вокруг слишком много, это особенно важно, ведь человеку нужно уметь выделять главное и быстро работать с данными.

Эффективные приемы мнемотехники

Разберем самые известные и эффективные мнемотехники для запоминания информации и приведем примеры.

Метод историй

Техника заключается в том, чтобы запомнить набор терминов с помощью одной истории, которая будет включать в себя эти слова. Так определения обретут визуальное представление.

Важно, чтобы история была максимально яркой. Чем фантастичнее она будет, тем лучше запомнится образ и термины усвоятся лучше. Такой прием развивает креативность и не требует подготовки, а также делает подготовку веселее.

Например, есть слова: стол, дерево, ноутбук, свечка, наушники, письмо и мнемотехники для запоминания. Придумайте интересную историю с главным героем, в которой будут все эти слова.

Вот, что можно получить: Шел как-то раз мальчик Паша по улице. Идет по дороге, и вдруг видит — стол стоит. «Что здесь делает стол?» — удивился Паша, да и пошел дальше. Дальше идет, и видит дерево, а перед ним дерево, но с таким же столом на его вершине. А за столом ворона сидит, в ноутбук глядит. Ну спрашивает Паша: «Что ты там делаешь, ворона?». А ворона ему отвечает: «Под деревом темно, вот я и забралась на дерево, чтобы поработать». Паша опешил и дал вороне свечку, чтобы под деревом лучше работалось. А ворона ему: «Спасибо, Паша! А может быть у тебя и наушники есть? Чтобы с музыкой письмо лучше писать про мнемотехники для запоминания». Паша, не долго думая, отдал наушники и пошел дальше.

Метод «Цепочка»

Суть этой мнемотехники для запоминания состоит в создании образов между собой в виде картинки. «Цепочкой» она называется потому, что нужно последовательно нанизывать образы между собой.

В картинке должно быть все, что необходимо выучить. Если вы забудете хотя бы один элемент, то забудете и все остальное.

Для примера возьмем те же слова и историю. По методу «Цепочки» можно представить картинку, как ворона сидит за столом на дереве в наушниках, со свечкой, и пишет письмо про мнемотехники для запоминания за ноутбуком.

Метод Цицерона

У этой мнемотехники для запоминания несколько названий, иногда ее еще называют «чертогами разума». Если вы смотрели сериал «Шерлок Холмс» от BBC, то могли наблюдать, как главный герой входил в эти чертоги.

Суть мнемотехники для запоминания заключается в создании воображаемого пространства, куда вы мысленно можете «перемещаться» и вспоминать информацию. В этом пространстве знакомые вам образы вы можете связывать с необходимыми для запоминания словами. Можно представлять уже знакомое пространство, которое вы хорошо помните. В этом пространстве найдите знакомые вам образы и свяжите их с новой информацией. 

Например, в телевизоре идет футбол, книга, лежащая на диване, рассказывает про мнемотехники для запоминания и так далее. Идите по пространству по часовой стрелке, по очереди вспоминая образы.

С помощью такой методики вы можете запомнить большое количество информации, но это довольно трудоемкий процесс, если выучить нужно действительно много.

Визуализация

На методе Цицерона мнемотехники для запоминания не заканчиваются. Прием «Визуализация» можно использовать для изучения иностранных языков. Суть в том, чтобы обозначить часто использующиеся предметы новым словом.

Для этого можно использовать стикеры. Обклейте свою комнату стикерами с названием предметов на другом языке, и со временем они запомнятся сами собой, если вы не будете забывать посматривать на эти бумажки.

Итог

В этой статье мы разобрали эффективные мнемотехники для запоминания материала. Используйте их, и ваша подготовка будет проходить не только легче, но и интереснее. А самое главное, что это войдет в привычку и вы сможете запоминать и другую важную информацию в своей жизни. 

Читать онлайн «Мнемотехника. Способы запоминания информации и приемы тренировки памяти», Роберт Славин – Литрес

О чём эта книга

Мнемотехнику, как правило, связывают с проявлением феноменальной памяти.

И это не случайно, ведь возможности памяти человека имеют определённые пределы.

Расширить эти пределы помогает соблюдение 3-ёх принципов:

• активное первоначальное восприятие;

• использование мнемотехник;

• интервальные повторения.

***

Первая стадия запоминания – это запечатление нужной информации в сознании в виде образов. Как сделать этот процесс эффективным, как развить концентрацию внимания и зрительную память описывается в 1 главе.

***

В основе мнемотехник лежит структурирование информации и использование 3-ёх особенностей нашей памяти. Суть этих особенностей раскрывается в главе 2.

***

Глава 3 описывает самые известные и эффективные методы мнемотехники.

***

Закрепить новую информацию в долговременной памяти поможет метод интервальных повторений. Он основан на кривой забывания информации, полученной опытным путём немецким учёным Германом Эббингаузом. А как использовать его на практике узнаете в 4 главе.

***

Методы запоминания, которые использовали знаменитые люди, описывает глава 5.

***

Глава 1. Как проверить и развить память

При запоминании первые 15-25 секунд работает кратковременная память. Мозг сравнивает запоминаемый объект с его образом в сознании. Закрепить в памяти «первый снимок» объекта (объект это то, что нужно запомнить) помогает соблюдение 4-ёх правил.

1. Каждое сравнение должно улучшать схожесть объекта с образом.

2. Этот процесс должен длиться не меньше 15-25 секунд. Допустимая длительность до 1 минуты.

3. В запоминаемом объекте не может быть больше 5-6 деталей. Почему именно так – объясним в этой книге позднее.

4. Запоминаемые детали желательно связать между собой в цельную картинку. Представить в виде структуры.

Проверка «внутреннего экрана»

Чтобы сравнить объект с образом, нужно этот образ создать. И сделать его максимально схожим с «образцом» – объектом. За создание образов отвечает наша способность создавать образы и управлять (оперировать) ими – ассоциативное мышление.

Проверить, насколько эта способность развита, помогут 2 теста.

***

Достаточно простой, на первый взгляд, тест № 1.

Как можно ясно и отчётливо представьте ситуацию: на перекрёстке со светофором, показывающим красный свет, стоит автомобиль красного цвета, светофор переключается на зелёный свет и автомобиль начинает движение.

И с этого места начинается тест. Представьте в динамике, как автомобиль медленно начинает движение, постепенно набирает скорость и останавливается на следующем перекрёстке (следующий перекрёсток должен быть близко).

Картинка должна быть цельной, связной и максимально подробной, со всеми деталями: нужно увидеть, как у машины вращаются колеса, и автомобиль при этом двигается в 4-ёх стадиях: разгон, движение, замедление, остановка.

Трактовка результатов 1-го теста:

• движение представили слитно, отчётливо, возможно слышали хруст гальки под колёсами – прекрасно.

• движение представляли, они носило дискретный характер – хороший результат. Но нужно поработать над устойчивостью внимания. Как это сделать в домашних условиях – расскажу в следующих постах.

• получилось представить в статике – сигнал к тому, что нужно развивать образное мышление.

***

Тест № 2 – это ответы на загадку-друдл за 1 минуту.

Многие знают, что друдл – это визуальная загадка, предполагающая много ответов. Для поиска отгадок можно мысленно добавлять любые элементы к изображению, смотреть на него под любым углом.

Главное – давать волю своему воображению.

Для иллюстрации посмотрите фото 1. Здесь можно разглядеть плавник акулы надо волной или нос человека, если мысленно повернуть фото на 90 градусов налево.

Потренируйтесь пару минут в создании образов.

Фото 1

Затем переходите к фото 2 и ровно за 1 минуту (не больше) постарайтесь подобрать максимально возможное количество отгадок к нему.

Фото 2


Полученные результаты 2-го теста можно описать так:

• более 6 образов – очень хороший показатель. Не только память, но и креативное мышление на высоком уровне;

• 5-6 образов – всё в порядке. Это оптимальный показатель для человека с нагруженным и сильным интеллектом;

• менее 5 образов – очень желательно добавить работы вашему интеллекту.

***

Общая оценка результатов:

• удались оба теста – Вам очень многое по плечу! До сих пор не владеете 2-3 иностранными языками??? Скорее всего, это только потому, что Вам не нужно столько языков.

• средние показатели: можете очень многое, но надо немного поработать над собой, чтобы довести способности до совершенства.

• низкие показатели – не печальтесь. Дело вполне поправимое. Поищите советы по развитию образного мышления в интернете, их полно и они бесплатные. Есть книги, посвящённые развитию креативного мышления.

***

Также пройти бесплатный курс по развитию ассоциативного мышления можно на сайте https://супер-память.рф/. В разделе «Полезное» нужно выбрать рубрику «Ассоциативное мышление». Более 60 различных упражнений этой рубрики помогут вывести ваше образное мышление на хороший уровень.

***

Введение в мнемотехнику | Усиленный!

Что такое мнемоники и для чего они нужны

Вспомогательные средства для запоминания, такие как аббревиатуры, рифмы, связывание информации путем создания визуальных образов или составления истории, называются мнемоникой. Мнемонические стратегии рекомендованы для запоминания следующих типов информации:

  • списки покупок
  • словарный запас
  • встреч
  • речей
  • фактов
  • имен и лиц
  • даты
  • телефонные номера
  • идей
  • анекдотов
  • драматических ролей
  • стихов
  • номеров

Мнемотехника, несомненно, эффективна для механического запоминания, но для ее освоения требуется много работы.

Мнемотехника также может помочь вам узнать основные факты и новую лексику, которые вам понадобятся при изучении нового предмета. Однако овладение предметом — это не просто вопрос многознания. Эксперт имеет хорошо организованную сеть кодов памяти, в которую можно легко интегрировать новую информацию. Мнемонические методы сами по себе не помогают вам понять значение фактов и, следовательно, не помогают вам развивать знания в предмете.

Более того, хотя мнемотехника обычно является лучшей стратегией запоминания наизусть, для большинства задач существуют более простые стратегии, которые достаточно эффективны, чтобы быть предпочтительными для многих людей:

  • письменные или электронные записи
  • механическое повторение

Ценность списков

Для многих задач и для большинства людей письменный список требует гораздо меньше усилий, гораздо чаще используется и гораздо надежнее.

Многие отказываются от списков, потому что обычно забывают их использовать. Однако исследования подтвердили то, что многие из нас уже знают из опыта: даже если вы забудете обратиться к своему списку, вы с гораздо большей вероятностью вспомните записанные вами элементы. Процесс письма (и, возможно, возможность визуализировать свой список) достаточен для улучшения вашей памяти.

Образы в мнемонике

Зрительные образы лежат в основе большинства мнемонических стратегий. Наиболее известны стратегии обучения по спискам — метод локусов, метод ключевых слов и метод ссылок. Хотя это, несомненно, эффективные стратегии, они, возможно, имеют меньшее значение как общие стратегические инструменты, чем трансформационные прорабатывающие стратегии — метод ключевых слов и сопоставление лиц и имен.

Роль образов в содействии памяти в значительной степени понимается неправильно (см. миф о образах). Методы, в которых используются слова, а не изображения, оказались столь же эффективными. У образов есть одно большое преимущество, а именно легкость, с которой два предмета могут быть связаны с помощью образов. У изображений также есть один существенный недостаток, и это трудности, с которыми многие люди сталкиваются при создании изображений.

Вербальные мнемонические стратегии включают использование акронимов, рифм и более сложного метода кодирования (для запоминания чисел) и метода рассказа (вербальный эквивалент мнемоники-связки).

Когда лучше всего использовать мнемонику

  • когда информацию нужно запомнить только на короткое время
  • как напоминание о хорошо изученной информации (чтобы помочь преодолеть блоки памяти; чтобы напомнить вам о порядке информации)
  • , когда письменные записи невозможны, неудобны или неуместны
  • для закрепления фактов

Когда лучше что-то записать

  • когда нужно запомнить информацию надолго
  • , когда важны надежность и точность
  • , когда следует избегать загрузки памяти
  • когда информация приходит к вам слишком быстро
  • , если информация слишком сложная

 

Ссылки

  • Belleza, F. S. 1983. Мнемотехника со взрослыми. В Прессли, М. и Левин, Дж. Р. (ред.) Исследование когнитивных стратегий: Психологические основы. Нью-Йорк: Springer-Verlag.
  • Брансфорд, Дж. Д., Штейн, Б. С., Вай, Н. Дж., Фрэнкс, Дж. Дж., Аубл, П. М., Мезински, К. Дж. и Перфетто, Г.А. 1982. Различия в подходах к обучению: обзор. Журнал экспериментальной психологии: Общие, 111, 390-398.
  • Интонс-Петерсон, М.Дж. и Ньюсом, Г.Л. III. 1992. Средства внешней памяти: эффекты и эффективность. В D. Herrmann, H. Weingartner, A. Searleman & C. McEvoy (ред.) Улучшение памяти: последствия для теории памяти.
    Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Мнемотехника

Мнемоника

Стратегии

Запомнить информацию — Learning Smart

Советы


Понимание понятий

Убедитесь, что вы понимаете понятия, прежде чем запоминать их. Чтобы определить, понимаете ли вы информацию, попробуйте передать ее кому-нибудь другому. Если вы можете передать информацию другим, вы усвоили знания и теперь можете начать запоминать.



Выделите главное

Если что-то покажется вам странным, вы, скорее всего, запомните это. Когда информация всплывает на вас на странице, вы ее запоминаете. Странную, необычную и экстраординарную информацию легче запомнить, поэтому выделяйте самые важные моменты.



Использование цветов и рисунков

Мы можем запоминать визуальные образы легче, чем письменный текст, поэтому информация через изображения не будет забыта так быстро. Используйте наглядные пособия (с цветами, чтобы улучшить рисунок и сделать его уникальным), чтобы помочь вам сохранить знания.

Способы запоминания информации

  • Мнемоника
  • Карточки

Что такое мнемонические устройства?

Мнемотехника использует подробное кодирование, поисковые подсказки и образы в качестве конкретных инструментов для кодирования любой данной информации таким образом, чтобы обеспечить эффективное хранение и поиск.


Общая мнемоника

  1. Мнемотехника воображения 
    Мнемотехника воображения часто используется для запоминания элементов, которые так или иначе связаны друг с другом. Визуализируя конкретную картинку, вы можете легко вспомнить информацию, которая раньше ассоциировалась с этим изображением. Часто чем нелепее образ, тем легче его вам будет запомнить.
  2. Акронимы и акронимы 

    Акроним — это просто аббревиатура, составленная из первых букв других слов и затем произносимая как отдельное слово. Акростих — это инструмент для запоминания, который берет начальную букву каждого элемента, который вы хотите запомнить, чтобы создать запоминающееся предложение.

    • Примеры сокращений 
      Рой Г. Бив = цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго, фиолетовый)
      ДОМА — пять Великих озер (Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри, Верхнее)

    • Примеры акростиха
      «Бог равен свету, а не тьме» = первые пять книг Ветхого Завета (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие)

  3. Рифмы
    Рифмы легко запоминаются, потому что они сохраняются в вашем мозгу посредством акустического кодирования, а это означает, что вы усвоили информацию с помощью слуховых ощущений. Это объясняет, почему тексты песен гораздо легче запомнить, чем абзац из книги или другую форму прозы.

  4. Разбиение на части и организация
    Разбиение на части — это метод разбиения информации на небольшие фрагменты, которые легче запомнить. Организация похожа на разбиение на части, потому что она включает в себя группировку вещей. Вы можете использовать объективную организацию, группируя элементы логическим образом, или вы можете использовать субъективную организацию, группируя, казалось бы, несвязанные вещи вместе.

  5. Модели 
    Использование таких моделей, как диаграммы, блок-схемы и графики, также является формой мнемоники. Это визуальные представления, которые помогают вам выучить и запомнить концепцию.

Флэш-карточки — проверенный и надежный инструмент обучения. Независимо от того, что вы изучаете, карточки могут помочь вам запомнить информацию, закрепить понимание и запомнить детали. Однако не все карточки созданы одинаковыми. Ниже приведены несколько советов о том, как создать набор карточек и как лучше всего учиться с ними.


Создайте свои карточки

Необходимые материалы:

  • Каталожные карточки
  • Маркеры или маркеры (многоцветные)
  • Словарь или учебное пособие
  • Ручка или карандаш

Как добраться:

  1. На лицевой стороне карточки напишите одно словарное слово или ключевой термин.
    Отцентрируйте слово по горизонтали и по вертикали и следите за тем, чтобы на лицевой стороне открытки не было лишних пометок, пятен или рисунков.
  2. На обратной стороне карточки напишите определение словарного слова в верхнем левом углу.
    Обязательно составьте определение своими словами.
  3. Классифицируйте слово (период времени, школа мысли и т. д.) и напишите его в правом верхнем углу.
    Это поможет вашему мозгу классифицировать и группировать похожие понятия и информацию.
  4. Напишите предложение, в котором используется словарное слово в нижней левой части.
    Сделайте предложение творческим, забавным или каким-то образом запоминающимся. (Если вы напишете мягкое предложение, вы вряд ли его запомните!
  5. Нарисуйте маленькую картинку или графику к словарному слову в правом нижнем углу.
    Это не должно быть художественным, просто что-то, что напоминает вам определение.

Обучение с помощью карточек

Регулярно изучайте карточки, желательно один раз в день в течение 1–2 недель перед контрольной или экзаменом. Изучите различные методы, такие как повторение вслух или про себя, работа в одиночку или с учебной группой.

При изучении с карточками поставьте маленькую галочку в углу карточек, на которые вы ответили правильно. Когда вы сделали две или три пометки на карте, вы знаете, что можете положить ее в отдельную стопку. Продолжайте перебирать свою основную стопку, пока все карты не будут иметь две или три отметки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *