Модальность слуха: Зрительные и слуховые влияния на определение изменения временной частоты — Экспериментальная психология

Внимание и сенсорные стимулы по-разному повлияли на кору головного мозга

Ученые из Великобритании и Германии выяснили, что слуховые и зрительные стимулы и направленность внимания на сигналы определенной модальности регулируют активацию сенсорной коры человека разными путями. Например, зрительные сигналы влияют на ответ слуховой коры в глубоких ее слоях, а концентрация внимания — в поверхностных. Статья опубликована в журнале eLife.

К нашим органам чувств постоянно поступает огромное количество информации разных модальностей, например, слуховая и зрительная. Мозгу приходится все время регулировать обработку этого потока, чтобы правильно выбирать важные сигналы из общего шума и вовремя на них реагировать. Предыдущие исследования показали, что информация от одних органов чувств может вызывать или модулировать ответ в зонах коры, которые отвечают за другие.

Кроме влияния сенсорных зон друг на друга, есть также и центральный механизм, который регулирует обработку информации в мозге — внимание: в зависимости от текущих целей и задач оно сосредоточено на определенных стимулах. Например, когда мы читаем книгу, восприятие звуков подавляется. Два описанных способа регуляции тесно взаимодействуют: например, появление нескольких схожих стимулов может «отнять» внимание у других сенсорных модальностей.

Механизмы таких связей изучены мало, однако некоторые работы на приматах и грызунах говорят, что внимание и мультисенсорные влияния задействуют слои коры различной глубины. Чтобы проверить и уточнить соотносимость этих данных с мозгом человека, авторы работы под руководством Реми Гау (Remi Gau) из Бирмингемского университета исследовали обработку зрительной, слуховой и смешанной информации при сосредоточенности на одной из этих модальностей. Для этого 13 добровольцам предъявляли блоки различных стимулов: звук, возрастающий по частоте и громкости, расходящиеся из центра экрана круги или же слуховые и зрительные сигналы одновременно.

Чтобы направить внимание на зрительную или слуховую информацию, в эксперименте добровольцы реагировали на появление на экране серой точки или звучание тона определенной частоты. О том, сигнал какой модальности следует ожидать, испытуемых предупреждали перед каждым блоком. В итоге внимание человека было сосредоточено на определенном типе стимула, в то время как к его органам чувств поступали попеременно сигналы различной модальности.

Исследование проводилось с помощью фМРТ высокой мощности: этот метод позволил оценить активность зрительной и слуховой коры на различной глубине с субмиллиметровым разрешением.

Ученые выяснили, что слуховая стимуляция приводила к снижению активности в зрительной коре (р < 0,001), что согласуется с данными других исследований. Предъявление фонового изображения также приводило к снижению активации, но только в тех участках, которые отвечают за периферическое зрение (р < 0,05). Сосредоточенность на зрительной информации усиливала ответ в центральных зонах зрительной коры, но уменьшала его по краям (р < 0,05).

В слуховой коре внимание, направленное на определенный тип стимула, оказывало влияние на процессы в поверхностных слоях (р < 0,05). А вот модальность стимула вызывала более сильные изменения в глубине коры (р < 0,05), как и в более ранних исследованиях на грызунах. Интересно, что если предъявление только зрительного сигнала деактивировало слуховую кору, то в совмещенных аудиовизуальных блоках наблюдалась, наоборот, кооперация, то есть ответ слуховой коры мозга увеличивался.

Мозг не только выбирает релевантные стимулы между разными модальностями, но и сортирует сигналы одного типа на более и менее значимые. Например, ученые показали, что внимание сосредотачивается в первую очередь на объектах, которые имеют смысл, а не просто на ярких или контрастных. А здесь можно почитать про то, как на выбор значимых стимулов влияет загрузка рабочей памяти.

Алиса Бахарева

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Модальность восприятия информации — Профайлинг с Анной Кулик

Модальность (репрезентативная система) — форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти.

Различают три основных модальности:

  • визуальную,
  • аудиальную,
  • кинестетическую (тактильные, мышечные ощущения, чувства).

Есть также аудиально-дигитальная (ориентирована на внутренний диалог), но она встречается редко.

Основная модальность — модальность, чаще других используемая человеком сознательно, в его речи. Для ее определения необходимо, слушая речь человека, выделить предикаты (глаголы, прилагательные, наречия) и определить предикатов какой модальности используется больше.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории:
• Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;
• Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

• Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и другие) и с помощью движений.

Для визуального типа характерно:
1. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
2. Любит порядок на рабочем месте, соблюдает порядок в комнате.
3. Красивый, аккуратный почерк.
4. Мало отвлекается на шум.
5. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
6. В речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите).
7. При общении взгляд направлен в основном вверх.
8. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.

Для аудиального типа характерно:
1. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.

2. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
3. Сильно отвлекается на шум.
4. Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный).
5. При общении взгляд направлен в основном по средней линии.
6. Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая.

Для кинестетического типа характерно:
1. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
2. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
3. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
4. Возможен неряшливый почерк.
5. Часто вертит в руках какой-либо предмет.
6. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
7. Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
8. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх).

9. При общении взгляд направлен в основном вниз.
10. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

От визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала, от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения для усвоения информации.

По материалам из сети Интернет

Узнать больше о модальности восприятия, особенностях восприятия различных психотипов, а также о возможностях изучения типа модальностей для выявления истины и диагносцирования лжи, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».

Поделиться:

Метки: визуал, восприятие

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. слуховая модальность способность слышать; слуховой факультет

  2. вкусовая модальность Способность различать сладкое, кислое, горькое и соленое во рту

  3. слуховой проход любой из проходов наружного уха от ушной раковины до барабанной перепонки

  4. обонятельная модальность способность, которая позволяет нам различать запахи

  5. слуховой проход любой из проходов в наружном ухе от ушной раковины до барабанной перепонки

  6. 83″>

    слуховой образ ментальный образ, аналогичный слуховому восприятию

  7. осязательная модальность Способность воспринимать внешние объекты или силы посредством контакта с телом (особенно руками)

  8. слуховой аппарат все компоненты органа слуха, включая наружное, среднее и внутреннее ухо

  9. разместить есть место для; держать без скопления людей

  10. аномалия аномальное физическое состояние, возникающее в результате дефектных генов или дефектов развития

  11. слуховая кора: область коры, получающая слуховую информацию от медиального коленчатого тела

  12. arteria ethmoidalis ветвь глазной артерии, кровоснабжающая структуры внутри и вокруг капсулы носа

  13. 69″>

    слуховая косточка косточки среднего уха, передающие акустические колебания от барабанной перепонки во внутреннее ухо

  14. аудитория площадь театра или зала, где сидят зрители

  15. инструментальность качество использования для какой-либо цели

  16. недоверие сомнение в истинности чего-либо

  17. передовая статья, в которой излагаются мнения или точки зрения

  18. интернациональность качество международного масштаба

  19. слуховая коммуникация связь, основанная на слухе

  20. 56″>

    индивидуальность свойство быть одной вещью или личностью

Видеть или слышать? Независимость восприятия, путаница модальностей и эффекты межмодальной конгруэнтности при сфокусированном и разделенном внимании

Видение или слух? Независимость восприятия, путаница модальностей и эффекты кроссмодальной конгруэнтности при сфокусированном и разделенном внимании

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Аксель Ларсен 1 ,
  • Уильям Макилхагга 2 ,
  • Йерун Берт 3 и
  • Клаус Бундезен 1  

Восприятие и психофизика том 65 , страницы 568–574 (2003 г.

)Процитировать эту статью

  • 688 доступов

  • 28 цитирований

  • Сведения о показателях

Abstract

Наблюдателям были даны краткие представления пар одновременных стимулов, состоящих из визуального и устного письма. В состоянии зрительного сфокусированного внимания следует сообщать только зрительную букву; в состоянии слухового сфокусированного внимания следует сообщать только о произносимой букве; в условиях разделенного внимания следует сообщать обе буквы, а также их соответствующие модальности (вынужденный выбор). Пропорции правильных сообщений были почти одинаковыми в трех условиях (без значительного снижения разделенного внимания), а в условиях разделенного внимания вероятность того, что визуальная буква была передана правильно, не зависела от того, правильно ли была передана слуховая буква.

Однако с вероятностью, намного превышающей случайность, наблюдатели сообщили, что слышали визуальное стимулирующее письмо или видели устное стимулирующее письмо (путаница модальности). Сила эффекта была примерно одинаковой как при сосредоточенном, так и при разделенном внимании. Мы также обнаружили эффект кроссмодальной конгруэнтности: производительность была лучше, когда две буквы в паре стимулов были одинаковыми, чем когда они различались по типу.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Олпорт, Д. А., Антонис, Б., и Рейнольдс, П. (1972). О разделении внимания: опровержение гипотезы единого канала. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 24 , 225–235.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Арнелл, К. Э., и Джоликер, П. (1999). Мгновение внимания при разных модальностях стимулов: свидетельство ограничений центральной обработки. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 25 , 630–648.

    Артикул Google ученый

  • Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К.В. Spence & J. T. Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 2, стр. 89–195). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google ученый

  • Бундезен, К. (1990). Теория зрительного внимания. Психологический обзор , 97 , 523–547.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Бундесен, К., Киллингсбек, С., и Ларсен, А. (в печати). Независимое кодирование цветов и форм от двух стимулов. Психономический бюллетень и обзор .

  • Коуэн, Н. (1989). Реальность кросс-модальных эффектов Струпа. Восприятие и психофизика , 45 , 87–88.

    Google ученый

  • Коуэн, Н., и Бэррон, А. (1987). Кросс-модальная, слухо-визуальная интерференция Струпа и возможные последствия для речевой памяти. Восприятие и психофизика , 41 , 393–401.

    Google ученый

  • Драйвер, Дж., и Бейлис, Г.К. (1993). Кросс-модальный негативный прайминг и вмешательство в избирательное внимание. Бюллетень Психономического общества , 31 , 45–48.

    Google ученый

  • Дункан, Дж. (1980). Локус интерференции при восприятии одновременных раздражителей. Психологический обзор , 87 , 272–300.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Дункан, Дж., Бундесен, К., Олсон, А., Хамфрис, Г., Чавда, С., и Шибуя, Х. (1999). Систематический анализ нарушений зрительного внимания. Journal of Experimental Psychology: General , 128 , 450–478.

    Артикул Google ученый

  • Дункан, Дж., Мартенс, С., и Уорд, Р. (1997). Ограниченная способность внимания внутри сенсорных модальностей, но не между ними. Природа , 387 , 808–810.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Эгет, Х. Э., и Санти, Дж. Л. (1981). Концептуальные и перцептивные компоненты межбуквенного торможения. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 7 , 506–517.

    Артикул Google ученый

  • Эллиот Э. М., Коуэн Н. и Валле-Инклан Ф. (1998). Природа кросс-модальных эффектов интерференции цветных слов. Восприятие и психофизика , 60 , 761–767.

    Артикул Google ученый

  • Эриксен, Б.А., и Эриксен, К.В. (1974). Влияние шумовых букв на идентификацию целевой буквы в непоисковой задаче. Восприятие и психофизика , 16 , 143–149.

    Google ученый

  • Гринвальд, А. Г. (1970). Избирательное внимание как функция скорости сигнала. Журнал экспериментальной психологии , 86 , 48–52.

    Артикул Google ученый

  • Жоликер, П. (1999). Ограниченная способность внимания между сенсорными модальностями. Psychonomic Bulletin & Review , 6 , 87–92.

    Google ученый

  • Льюис, Дж. Л. (1972). Семантическая обработка с бисенсорной стимуляцией. Журнал экспериментальной психологии , 96 , 455–457.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Линдси, П. Х., Тейлор, М. М., и Форбс, С. М. (1968). Внимание и многомерное различение. Восприятие и психофизика , 4 , 113–117.

    Google ученый

  • Лонг, Дж. (1975). Снижение эффективности и ограничений пропускной способности при распознавании многомерных сигналов. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 27 , 599–614.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Массаро, Д. В., и Уорнер, Д. С. (1977). Разделение внимания между слуховым и зрительным восприятием. Восприятие и психофизика , 21 , 569–574.

    Артикул Google ученый

  • Морей, Н. (1969). Слушание и внимание . Хармондсворт, Великобритания: Пингвин.

    Google ученый

  • Норман, Д. А., и Бобров, Д. Г. (1975). О процессах с ограниченными данными и ограниченными ресурсами. Когнитивная психология , 7 , 44–64.

    Артикул Google ученый

  • Пашлер, Х. Э. (1998). Психология внимания . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Раймонд, Дж. Э., Шапиро, К. Л., и Арнелл, К. М. (1992). Временное подавление визуальной обработки в задаче RSVP: моргание внимания? Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 18 , 849–860.

    Артикул Google ученый

  • Шиффрин, Р. М., и Грантам, Д. В. (1974). Можно ли сосредоточить внимание на сенсорных модальностях? Восприятие и психофизика , 15 , 460–474.

    Артикул Google ученый

  • Струп, Дж. Р. (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии , 18 , 643–662.

    Артикул Google ученый

  • Трейсман, А. М., и Дэвис, А. (1973). Распределенное внимание на ухо и глаз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *