Модальности восприятия в психологии: Модальность восприятия информации — Профайлинг с Анной Кулик

Содержание

подстройка к собеседнику через модальность

Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель.

Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации.

Модальность в психологии — это спектр ощущений и внутренняя переработка полученной информации посредством задействования определенных органов чувств.

Как правило, мы в контакте с окружающими используем зрение, слух и тактильные ощущения. Остальные сенсорные каналы — обоняние и вкус — представляют собой редко применяемые способы получения информации. Конечно, они могут становиться более используемыми. К примеру, когда человек теряет зрение, у него происходит замена — обостряется чувствительность к запахам.

Модальность, которая используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.

Справочно: ведущая модальность восприятия может меняться в течение жизни.

Портреты людей с ведущей модальностью

У каждого человека есть ведущая сенсорная система. Таким образом, выделяется три наиболее распространенных типа людей: аудиалы (слуховая модальность — «я слышу»), визуалы (зрительная модальность — «я вижу») и кинестетики (модальность, основанная на телесных ощущениях — «я чувствую»).

1. У аудиала поступающая информация лучше обрабатывается слуховыми анализаторами: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота. Такой человек часто пользуется словосочетаниями, связанными со слухом: «не могу понять, что говорите»; «не услышал(а)»; «мне послышалось»; «я недавно услышал(а)»; «рад(а) вас слышать».

Аудиального собеседника легко определить, когда он читает — он обязательно будет проговаривать всё вслух. Аудиалы способны повторить всё слово в слово, их уши как локаторы могут слышать будто через стенку. Вспомните своих возрастных соседей, которые жалуются на шум из вашей квартиры. Не стоит обижаться — они действительно слышат, т.  к. с годами зрительный анализатор ухудшается, и они переключаются на звуковые сигналы. Поэтому если вы хотите с ­кем-то поделиться секретной информацией, убедитесь, что рядом нет человека со слуховой модальностью.

В работе такие люди устно излагают мысль лучше, чем письменно. Разговор с аудиалом часто бывает очень приятен. Такие люди сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, грамотно требуют этого от собеседника. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, т. к. это приведет к отчуждению человека. Люди со звуковой модальностью большее значение придают не тому, что сказано, а тому, как, с какой интонацией проходит коммуникативный процесс. Если им нужно сосредоточиться, то они требуют тишину.

2. Визуал мыслит образами, доминирующей является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета. В речи такой человек использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями: «я не видел(а)»; «я увидел(а)»; «я заметил(а)»; «это выглядит ярко» и т.  д.

Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно при общении использовать все методы и приемы наглядного представления: демонстрация документов, показ объектов и т. д. Они хорошо помнят расположение предметов, неплохо ориентируются в пространстве. Звуковые помехи для визуала не критичны, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Начало известной пословицы о том, что встречают по одежке, всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие у него черты лица, как он двигается. В общении такие люди могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, жесты, открытые позы необычайно важны именно для этого типа модальности. При этом они очень избирательно относятся к собеседнику и не каждому позволяют приблизить дистанцию в общении — держат на расстоянии. Главное для визуала — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро и на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики. Именно люди с этим типом модальности могут по одному только взгляду оценить и узнать намерения другого человека.

Справочно: если вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, показывайте документы, обязательно базируйте аргументы на образцах.

3. Кинестетик — это человек, для которого больше всего важны ощущения. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры. Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоцио­нальные и телесные отклики: «не выношу этого»; «это противно»; «это так приятно»; «это было сильнейшее переживание». Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека. Они получают информацию через действия, движения. Лучше всего кинестетик воспринимает информацию через практические упражнения, где своими руками проверяет полученную информацию на практике: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно всё пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень эмоционально активны, именно для кинестетов поговорка «движение — это жизнь» имеет особый смысл. Им очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой. Люди с данной модальностью особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых они обязательно держат на расстоянии. Чтобы завоевать внимание и доверие кинестета, необходима совместная деятельность.

Если в работе есть моменты, связанные с запоминанием и сохранением информации, позвольте кинестетику записать или сделать пометку самому. А чтобы понять их уровень доверия к вам, понаблюдайте за его стремлением прикоснуться, сблизить расстояние при общении. Им для доверия важен телесный контакт.

Это важно
Наверняка вы встречали людей, которым свой­ственен каждый из видов модальности — это не патология, а наработанный опыт. Такая модальность называется смешанной и формируется в особых условиях — это могут быть специалисты спецслужб, педагоги, многодетные родители и т. д. Модальность может трансформироваться в зависимости от профессии, социаль­ных условий, семейного статуса и даже от состояния здоровья. Но и это еще не всё. Существуют люди, которых называют дигиталы (дискреты). У них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей, пожалуй, самая немногочисленная.

Как работает модальность на практике

К примеру, говорят: «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяуканье), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя «кошка» и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Таким образом, каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других — через доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Как определить свой тип восприятия информации?

Для того, чтобы «считывать» информацию с собеседника, вы должны определить и понять свой способ восприятия информации, чтобы в последующем подстроиться к коммуникации. Остановимся на двух простых методах это выяснить.

1. Наблюдайте за собой. Обратите внимание на то, что в ходе мыслительной деятельности вы используете чаще всего. Как организованы ваши мысли и речь? Если яркими картинками и образами, то вы визуал, ощущениями — кинестет, звуками и интонациями — аудиал, внутренней речью, логическими связями, смыслами — дигитал.

2. Диагностируйте себя. Пройдите тест на определение ведущей модальности.

Выберите из описаний под каждым из выделенных слов одно, которое отображает ваши ассоциации и мысли, связанные с указанным понятием. Отмечайте значки вариантов, которые выбираете.

Тест «Какая у вас модальность?»

Плохая погода

  1. Завывание ветра, стук капель. (×)
  2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (–)
  3. Тусклое небо, серые тучи. (+)

Мёд

  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий. (–)
  2. Золотистая прозрачная жидкость. (+)
  3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел. (×)

Море

  1. Сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
  2. Теплая соленая вода, горячий песок. (–)
  3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (×)

Яблоко

  1. Звонкий хруст укуса. (×)
  2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)
  3. Кисло-сладкий сочный вкус, запах варенья. (–)

Снег

  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
  2. Холодный, мягкий, пушистый. (–)
  3. Скрип под ногами, потрескивание наста. (×)
Ключ к тесту

Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком (+), то вы визуал, если больше всего ответов со знаком (×) — аудиал, со знаком (–) — кинестетик. А если вы с легкостью применяете всю вышеперечисленную модальность, то у вас смешанный тип восприятия, что обозначает наличие особенных способностей. Дигиталы, как правило, не могут выполнить этот тест до конца, т. к. логически не выдерживают перевод каждого словосочетания в мысль.

***

Подстройка к собеседнику — это как решение математической задачи. А решают все по-разному: один человек нарисует на бумажном носителе разные варианты, другой проговорит их вслух, третий разложит перед собой предметы. Зная ведущую модальность собеседника, вы с легкостью выстроите успешные и выгодные коммуникативные отношения.

Таблица

Паттерны
Визуал
Кинестетик
Аудиал
Дигитал

Предикаты

Кажется

Взгляд

Яркий

Перспектива

Фокус

Красочный

Чувствую

Схватывать

Касание

Прочный

Теплый

Спокойно

Тон

Громкий

Отзвук

Послышалось

Звучит как.

..

Ритмичный

Предикатов нет

Поза

Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты

Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед

Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая

Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова

Движения

Указующие жесты

Передают состояние

То зажатые, то свободные

Движения не гибкие, застывшая поза

Голос

Высокий, чистый, быстрый, громкий

Низкий, медленный, хриплый

Мелодичный, ритмичный, меняющийся

Монотонный. прерывистый, густой

Направление взгляда

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены

Смотрит свысока

Правила общения

«Посмотри, чтобы услышать»

Скорее прикоснется, нежели посмотрит

«Чтобы услышать, не смотри»

Никакого зрительного контакта

Дистанция

Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят

Очень близкая, чтобы коснуться

Небольшая, при этом избегают прикосновений

Отдаленная

Характерная черта

Не хотят быть ниже собеседника

Выходят из стресса, беря вину на себя

Очень многословны, нет риторических вопросов

При стрессе становятся сверхрациональны

Главное слово

Красиво

Удобно

Тихо

Функционально

 

33. Присоединение к сенсорной модальности

Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями.

На самом деле более правильно
«сенсорная модальность». Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации.

Визуальная модальность (В): то, что мы видим. Образы, картинки, кино.

Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:

  • тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
  • внутренние ощущения: мышечное напряжение, ощущения в желудке;
  • вкус;
  • запах;
  • мета-ощущения: – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.
Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Дигитальная модальность больше связана с речью, с процессом проговаривания. Но при этом это всё касается слуха, так что аудиальная система делится на аудиально-тональную (отсюда как раз Ат), которая связана с аналоговыми характеристиками звука: высота, тон, тембр и т.д. И на аудиально-дигитальную (Ад), которая связана с содержанием речи.

В НЛП, когда речь идёт о поступлении информации «снаружи», говорят о каналах восприятия. А если описываются внутренние процессы — о репрезентативных системах.

«Презентация» — показ, приставка «ре» обозначает повтор, всё вместе — что-то вроде «воспроизведения».

На данном этапе это разделение нам не очень важно, поэтому просто будем говорить о сенсорных модальностях.

А полезно знать о модальностях вот почему:

когда человек преимущественно находится в какой-то модальности, у него будет соответствующая этой модальности невербалика: поза, жесты, высота и скорость речи.

И тогда можно к невербалике этой модальности присоединиться: то есть при подстройке использовать не конкретные жест, позу или тон голоса, а просто визуальные (кинестетические, аудиальные, дигитальные) жесты, позы или характеристики голоса. Что даёт, как вы понимаете, кучу преимуществ: если человек сидит в кресле откинувшись в кинестетической позе, то вам совершенно не обязательно сидеть в той же позе (и даже сидеть не обязательно), достаточно что ваша поза тоже будет кинестетической. А голос не должен быть именно такой же высоты и скорости, а достаточно того, что он тоже визуальный (если собеседник сейчас в визуальной модальности).
Итак, а какие же у нас невербальные признаки модальности.

То есть когда человек в данный момент больше сосредоточен на чувствах (то есть у него сейчас преобладает кинестетическая модальность), то его поза будет более расслабленная, либо с наклоном вперёд, либо откинувшись на спинку (это если сидя), если стоя — то ссутуленная или опершись на стену. Жесты в нижней части туловища, передающие состояние или демонстрирующие действие. Голос более хриплый и медленный. Дышать он будет, скорее всего, животом.

Если же ваш собеседник сосредоточен на образах (преобладает визуальная модальность), то поза будет прямой, расправленной. Жесты указующие, скорее всего в верхней части туловища. Голос более быстрый и высокий. А дыхание грудное.

При концентрации на звуках (преобладает аудиальная модальность). Поза нечто среднее между визуальной и кинестетической: достаточно прямая, но расслабленная. Жестов мало. Зато голос постоянно меняется, и по высоте, и по скорости. Дыхание полное.

А если человек больше внимания обращает на содержание речи или обсуждение какого-то вопроса с самим собой (внутренний диалог, дигитальная модальность), то поза будет отстранённой, зажатой, движений будет мало, дыхание верхнее, а голос монотонным.

Как тренироваться

Когда мы подстраиваемся присоединением, нам нужно не просто заимствовать элементы поведения — жест или позу, — а полностью перейти в соответствующее состояние. Ну, продемонстрировать по крайней мер.

Первый способ (изнутри — наружу): просто сосредоточьтесь на внутреннем образе (для визуальной модальности), мелодии (для аудиальной), ощущении (кинестетической) или разговоре с самим собой (дигитальная модальность). А после этого «отпустите» своё тело. Скорее всего вам захочется сесть в соответствующую позу, изменится дыхание, голос, движения.

Второй способ (снаружи — внутрь): выберите модальность, в которую хотите перейти; начинайте последовательно менять свою позу, жесты, дыхание, голос пока не обнаружите, что фокус вашего внимания сместился на чувства (К), образы (В), звуки (А) или внутренний диалог (Ад).

При этом многие изменения пойдут одно за другим: для того, чтобы начать дышать животом, вам нужно слегка ссутулиться, прямо сидя дышать животом довольно сложно; если же вы выпрямитесь, то автоматически перейдёте на грудное «визуальное» дыхание. Для того, чтобы дышать и грудью, и животом («аудиальное дыхание», вам придётся сидеть прямо, но слегка ссутулено — отсюда и аудиальная поза).

Как подстраиваться

После того, как вы научитесь переходить в нужную модальность, начинайте тренироваться на людях. Сначала калибровка — вам нужно определить, в какой сенсорной модальности сейчас находится человек. Потом просто сами переходите в соответствующую  модальность. Тренироваться можно в самых разных местах, где у вы по ситуации «зависаете»: в магазинах, автобусах, метро, аэропортах и т.д.

Фрэнк Пьюслик это называет «супермаркет терапией».

Понятно, что подстраиваться нужно для достижения раппорта. А признаком раппорта является ведение. Так что попробуйте повести — удобнее всего проверять через ведение по движению. Двиньте рукой, слегка наклонитесь или поверните голову — и посмотрите, отреагирует ли тот, под кого вы подстраиваетесь.

Часто люди придают смысл движениям, связанным с ведением. Например, если ведущий поднял руку к лицу, а у ведомого тоже пошла рука вверх, то скорее всего ведомый придумает этот самый смысл: обнаружит, что у него чешется нос, ему срочно надо поправить волосы или почесать затылок.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Модель НЛП:: Метапрограмма: Предпочитаемая модальность

Презентация:: Каналы восприятия (модальности)

Схема:: Предпочитаемая модальность

Видео:: Визуальные и кинестетические жесты

Тест:: Каналы восприятия (модальности)

НЛП-практик:: Подстройка

Что такое модальность действий?. Модальность — это довольно широкий… | by Sergei Kalinin

Модальность — это довольно широкий междисциплинарный термин, который используется в философии, логике, психологии, лингвистике и т.д. Самое общее определение модальности — это градации качества внутри категории. Например, в психологии есть “модальности восприятия”; соответственно категория это “восприятие”, а градациями качества (т.е. модальностями) будут зрительное восприятие, слуховое, тактильное и т. д. Если, скажем, выбрана категория “эмоции”, то модальностями будут, к примеру, “восемь базовых эмоций” по Р.Плутчику — страх, гнев, радость, печаль, и т.д.

Внутри модальности (например, цвета) можно выделить и субмодальности — категории / классы / градации различения, которые наверняка не совпадают у разных людей

Но здесь я бы не хотел ворошить тему модальностей в психологии, т.к. там всё очень неоднозначно))). В этом выпуске я бы хотел рассмотреть человеческое поведение (нашу стратегию достижения целей) с точки зрения логических модальностей. Сразу хочу предупредить, что модальная логика — отдельный серьёзный раздел современной логики, позволяющий (на стыке семантики и символьной логики) строить очень навороченные модели. Но я не претендую на какую-то строгую научность; мне пока интересно сделать только набросок “модальной логики действий” (а если точнее, то “модальной логики целеполагания и целедостижения”). Возможно когда-нибудь я “допилю” эти идеи до уровня стройной модели или, если кому-то интересно, можете сделать это самостоятельно 😉 .

Итак, вот пять наиболее распространенных логических модальностей:

1. Деонтическая (от греч. “деон” — “долг”; при этом “долг” понимается как внешняя социальная нормативность).

2. Аксиологическая (от греч. “аксиа” — “ценность”; “ценность” понимается как внутренняя этическая нормативность).

3. Эпистемическая (от греч. “эпистема” — “знание”; при этом очень важен такой нюанс: древние греки различали два вида знания — гносис и эпистему. Гносис — это самоочевидное знание, некое откровение, не требующее доказательств и какой-либо верификации; эпистема — это выводное знание, которое опирается на факты, но требует доказательств и проверки на достоверность. Также гносис является как бы универсальным знанием, а эпистема “привязана” к носителю знания, т.е. зависит от его состояния, уровня продвинутости и т.д. ).

4. Алетическая (от греч. “алетейя” — “истина”; “истина” здесь понимается как степень достоверности высказывания/утверждения в рамках используемой понятийной системы. Например, в контексте научно-фантастического романа присутствие инопланетян вполне достоверно и оправдано; но в контексте какого-нибудь серьёзного трактата по экономике инопланетяне будут абсолютно неуместны).

5. Темпоральная (временнАя модальность, указывающая на статус/расположение объекта или явления во времени).

…но раз мы уж говорим о модальностях человеческой деятельности, то для удобства дальнейшего анализа от себя я бы добавил ещё одну модальность…

6. Волюнтативная — в моём понимании это “хотелка”, т.е. предельно чётко осознанное желание (интерес, потребность), когда существует полная гармония между внутренним побуждением к действию, эмоциями, рационально принятым решением, готовностью действовать и прикладывать волевые усилия в случае необходимости. Волюнтативность — это когда “ум и сердце” (и другие элементы мотивационной сферы человека) без каких-либо противоречий объединяются в “едином порыве”)) для достижения намеченной цели.

Один из возможных вариантов классификации логических модальностей

Ну ОК, с модальностями понятно… Но какие градации качества внутри этих модальных категорий? Ловите шпаргалку:

Модальность — Градации качества внутри модальности

1. Деонтическая — должен обязательно / разрешено, можно / запрещено, нельзя / безразлично

2. Аксиологическая — хорошо, правильно / плохо, неправильно / безразлично

3. Эпистемическая — верно, доказано / сомнительно, не доказано / не верно, опровергнуто

4. Алетическая — логически необходимо, возможно / случайно, мало вероятно / невозможно, логически невыводимо

5. Темпоральная

5а. Абсолютная: было / есть / будет

5б: Протяженная: прошлое / настоящее / будущее

5в: Относительная: раньше, причина / одновременно, в момент / потом, следствие

6. Волюнтативная — хочу, стремлюсь к / отказываюсь, избегаю / амбивалентно, сомневаюсь / безразлично

Теперь давайте поясню, что делать с этой шпаргалкой))) . Представьте себе “идеальную деятельность” и на этапе целеполагания и на этапе целедостижения… Если взглянуть на такую “идеальную деятельность” со стороны, то она будет соответствовать следующим критериям:

  • разрешено, можно (одобрено как ближайшим социальным окружением, так и обществом в более широком актуальном контексте)
  • хорошо, правильно (т. е. соответствует как моим персональным, так и общечеловеческим ценностям)
  • верно, доказано (у меня в голове есть чёткое и прозрачное понимание, что и как я буду делать)
  • логически необходимо, возможно (результатом моих умозаключений является некий высоковероятный прогноз будущего результата/успеха)
  • сама деятельность чётко локализована во времени
  • и я действительно хочу, стремлюсь к… (намеченному результату с помощью намеченного пути/образа действий)

…Представьте, что на психологическую консультацию или коуч-сессию приходит человек, который говорит: “У меня есть замечательная цель X, но я никак не могу её достичь”. Что делает дальше психолог/коуч? Начинает задавать уточняющие вопросы с целью “прогнать по модальностям” существующую в голове у человека модель деятельности на предмет её отклонений от описанной выше “идеальной деятельности”.

Например, сравнительно часто за “не могу” стоит проблема в деонтической модальности, когда цель (или способы её достижения) либо противоречит социальной нормативности (“запрещено, нельзя”), либо втиснута в слишком узкие рамки ограничивающих “правил игры” (“должен обязательно”).

Возможна локализация проблемы в аксиологической модальности, когда выбранная цель противоречит ценностям (“плохо, неправильно”) или есть рассогласование ценностей (когда, скажем, с позиции общечеловеческих ценностей “плохо”, а ваших персональных — “хорошо”). К той же модальности относится проблема “случайных целей”, т.е. “безразличных”, не подкрепленных значимыми для нас ценностями.

Бывает, что человек “не может” достичь своей цели из-за того, что “провисает” алетическая модальность — т.е. намеченный результат он оценивает как случайный, непредсказуемый. Понятно, что не во всех видах деятельности можно построить на 100% достоверные и безукоризненно обоснованные прогнозы. Также очевидно, что у всех людей разная “толерантность к неопределенности” и разная готовность к принятию риска. Тем не менее, всегда можно попробовать увеличить эту самую вероятность наступления желаемого результата — как с помощью реальных действий, так и с помощью изменения собственных негативных установок.

В других случаях цель не достигается, потому что связанные с ней идеи опираются на неверные предпосылки — т.е. хромает эпистема 😉 . Нам кажется, что мой путь к успеху “доказан и обоснован”, но на деле мы опираемся на недостоверные факты и знания. Например, характерным является искаженное представление о самом себе, когда мы опираемся не на факты, а на идеализированное и однобокое представление о своих лучших качествах. Приведу пример.

На коуч-сессиях я часто задаю вопрос: “Опишите подробно свой самый типичный день. Чем вы занимаетесь в течение дня? На что тратите своё время и силы? Каких ежедневных результатов, предсказуемых на 100%, вы гарантированно достигаете?”. А потом задаю такой вопрос: “Вот у вас есть новая амбициозная цель Х. Как вы думаете, если ваши дни будут проходить точно так же, как проходит ваш типичный день сейчас — вы сможете достичь этой цели Х ?”.

Чаще всего я слышу в ответ “нет”, и много оптимистичных заявлений вроде: “Ну я же изменюсь! Для достижения этой цели я буду вести себя по-другому! Я буду использовать для этого все мои лучшие качества (и далее следует их перечисление)”. После этого я задаю следующий вопрос: “А когда в последний раз вы использовали эти свои лучшие качества, и что именно вы с их помощью достигли? Сопоставимы ли ваши реальные достижения последнего времени с той целью Х, которую вы перед собой ставите?”.

Повторяю: каждый человек себя идеализирует в той или иной степени. Нам всем кажется, что “когда будет надо, если я захочу”, то легко и просто я щёлкну выключателем и включу все мои таланты и умения ради достижения цели. На самом деле это грубая ложь самому себе; лишь очень маленький процент людей способен на революционные изменения. Как только вы станете честно и реалистично воспринимать свои возможности и ограничения, лишь тогда ваши планы действительно станут эпистемологически “верными и доказанными” — и достижимыми!

“Лестница модальностей” в коучинге выглядит как-то так 😉

…Друзья, надеюсь идея “модальности действий” вам понятна. Её вполне можно использовать для самокоучинга, точнее для самопроверки того, насколько ваши планы или действия соответствуют “идеальной деятельности” (см. выше). Логические модальности можно использовать по аналогии со SMART-критериями, проверяя, насколько ваша деятельность обоснована, а по каким модальным критериям “провисает”. И если такие “провисания” найдены, ищите способы их устранить. Ну, или обращайтесь за помощью к специалистам 😉

Если возникнут вопросы, или необходимость в психологической консультации или коуч-сессии — обращайтесь! Я по-прежнему открыт для общения с вами:

— по электронной почте: [email protected]

— Facebook: https://www.facebook.com/kalinin.s.i

— ВКонтакте: http://vk.com/kalinin_s_i

— Twitter: https://twitter.com/s_kalinin

Мультимодальное восприятие | Введение в психологию

Цели обучения

  • Определить основную терминологию и основные принципы мультимодального восприятия
  • Приведите примеры мультимодальных и кроссмодальных поведенческих эффектов

Рисунок 1. То, как мы получаем информацию из мира, называется ощущением, а наша интерпретация этой информации называется восприятием. [Изображение: Laurens van Lieshou]

Несмотря на то, что традиционным является независимое изучение различных органов чувств, большую часть времени восприятие работает в контексте информации, поступающей от нескольких органов чувств.0013 сенсорных модальностей одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо друг от друга; то есть как набор из

одномодальных стимулов. Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей. Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящими от столкновения. Ваш нос может даже раздражаться от запаха горящей резины или бензина. Однако вся эта информация будет относиться к одному и тому же: вашему восприятию автомобильного столкновения. В самом деле, если бы кто-нибудь прямо не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, восприняли бы событие как единый набор ощущений от множества органов чувств. Другими словами, ваше восприятие будет мультимодальный . Вопрос в том, обрабатываются ли перцептивной системой различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, отдельно или нет.

В течение последних нескольких десятилетий исследования восприятия указывали на важность мультимодального восприятия : влияние на восприятие событий и объектов в мире, наблюдаемое при наличии информации более чем от одной сенсорной модальности. Большая часть этих исследований указывает на то, что на каком-то этапе обработки восприятия информация, поступающая от различных сенсорных модальностей, становится недоступной.0013 интегрированный . Другими словами, информация объединяется и обрабатывается как единое представление о мире.

Поведенческие эффекты мультимодального восприятия

Хотя нейробиологи обычно изучают очень простые взаимодействия между нейронами, тот факт, что они обнаружили так много кроссмодальных областей коры, похоже, намекает на то, что то, как мы воспринимаем мир, принципиально мультимодально. Наши интуитивные представления о восприятии согласуются с этим; не кажется, что наше восприятие событий ограничено восприятием каждой сенсорной модальности независимо. Скорее, мы воспринимаем единый мир, независимо от сенсорной модальности, посредством которой мы его воспринимаем.

Вероятно, потребуется еще много лет исследований, прежде чем нейробиологи раскроют все детали нейронного механизма, участвующего в этом объединенном опыте. Тем временем психологи-экспериментаторы внесли свой вклад в наше понимание мультимодального восприятия, исследуя связанные с ним поведенческие эффекты. Эти эффекты делятся на два больших класса. Первый класс — мультимодальные явления — касается связывания входных данных от множества сенсорных модальностей и эффектов этого связывания на восприятие. Второй класс — кроссмодальные явления — касается влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой (Spence, Senkowski, & Roder, 2009).

Мультимодальные явления

Аудиовизуальная речь

Мультимодальные явления касаются стимулов, которые генерируют одновременную (или почти одновременную) информацию в более чем одной сенсорной модальности. Как обсуждалось выше, речь является классическим примером такого рода стимулов. Когда человек говорит, он генерирует звуковые волны, которые несут важную информацию. Если воспринимающий также смотрит на говорящего, то этот воспринимающий также имеет доступ к визуальный паттерн, несущий значимую информацию. Конечно, как известно любому, кто когда-либо пытался читать по губам, существуют пределы информативности визуальной речевой информации. Даже в этом случае одного визуального речевого паттерна достаточно для очень надежного восприятия речи. Большинство людей считают, что глухие люди намного лучше читают по губам, чем люди с нормальным слухом. Однако может оказаться сюрпризом узнать, что некоторые люди с нормальным слухом также замечательно умеют читать по губам (иногда это называют «чтением речи»). Фактически, как у людей с нормальным слухом, так и у глухих существует широкий диапазон способностей к чтению речи (Andersson, Lyxell, Rönnberg, & Spens, 2001). Тем не менее, причины такого широкого диапазона показателей еще недостаточно изучены (Auer & Bernstein, 2007; Bernstein, 2006; Bernstein, Auer, & Tucker, 2001; Mohammed et al. , 2005).

Как визуальная информация о речи взаимодействует со слуховой информацией о речи? В одном из самых ранних исследований этого вопроса изучалась точность распознавания произносимых слов, представленных в шумном контексте, как в приведенном выше примере о разговоре на многолюдной вечеринке. Для экспериментального изучения этого явления участникам был представлен какой-то не относящийся к делу шум («белый шум», который звучит как радио, настроенное между станциями). В белый шум были встроены произнесенные слова, и задача участников состояла в том, чтобы идентифицировать слова. Было два состояния: одно, в котором была представлена ​​только слуховая составляющая слов («только слуховое» состояние), и одно, в котором были представлены как слуховые, так и зрительные компоненты («аудиовизуальное» состояние). Уровни шума также варьировались, так что в некоторых испытаниях шум был очень громким по сравнению с громкостью слов, а в других испытаниях шум был очень тихим по сравнению со словами. Самби и Поллак (1954) обнаружил, что точность распознавания произносимых слов была намного выше в аудиовизуальном режиме, чем в слуховом режиме. Кроме того, схема результатов соответствовала принципу обратной эффективности: преимущество, полученное от аудиовизуального представления, было самым высоким, когда производительность только слухового состояния была самой низкой (т. Е. Когда шум был самым громким). При таких уровнях шума аудиовизуальное преимущество было значительным: было подсчитано, что позволить участнику увидеть говорящего было эквивалентно уменьшению громкости шума более чем наполовину. Ясно, что аудиовизуальное преимущество может оказать сильное влияние на поведение.

Watch It

Другим явлением, использующим аудиовизуальную речь, является очень известная иллюзия, называемая «эффектом МакГерка» (по имени одного из его первооткрывателей). В классической формулировке иллюзии записывается фильм, в котором говорящий произносит слоги «гага». В другом фильме тот же оратор произносит слоги «баба». Затем слуховая часть фильма «баба» дублируется на визуальную часть фильма «шутка». Этот комбинированный стимул предъявляется участникам, которых просят сообщить, что сказал говорящий в фильме. МакГерк и Макдональд (1976) сообщили, что 98 процентов их участников сообщили, что слышали слог «дада», который не был ни в зрительном, ни в слуховом компонентах стимула. Эти результаты показывают, что объединение визуальной и слуховой информации о речи может оказывать сильное влияние на восприятие.

Вы можете просмотреть стенограмму «Попробуйте эту причудливую звуковую иллюзию!» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Тактильные/визуальные взаимодействия при владении телом

Однако не все феномены мультисенсорной интеграции связаны с речью. Одна особенно убедительная мультисенсорная иллюзия включает в себя интеграцию тактильной и визуальной информации в восприятии владения телом. В «иллюзии резиновой руки» (Botvinick & Cohen, 1998) наблюдатель располагается так, что одна его рука не видна. Фальшивая резиновая рука помещается рядом с закрытой рукой, но на видном месте. Затем экспериментатор использует легкую кисть, чтобы одновременно погладить скрытую руку и резиновую руку в одних и тех же местах. Например, если чистить средний палец закрытой руки, то средний палец резиновой руки также будет чистить. Это устанавливает соответствие между тактильными ощущениями (от закрытой руки) и зрительными ощущениями (от резиновой руки). Через короткое время (около 10 минут) участники сообщают, что почувствовали, что резиновая рука «принадлежит» им; то есть резиновая рука является частью их тела. Это чувство может быть настолько сильным, что удивление участника ударом молотка по резиновой руке часто приводит к рефлекторному отдергиванию закрытой руки, даже если ей совершенно ничего не угрожает. Таким образом, оказывается, что наше осознание собственного тела может быть результатом мультисенсорной интеграции.

Смотреть

Посмотрите иллюзию резиновой руки в следующем видео.

Вы можете просмотреть расшифровку «Иллюзия резиновой руки – Горизонт: верить ли? – BBC Two» здесь (открывается в новом окне).

Кроссмодальные явления

Кроссмодальные явления отличаются от мультимодальных тем, что они касаются влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой.

Визуальное влияние на слуховую локализацию

Рисунок 2 . Чревовещатели могут обмануть нас, заставив поверить, что то, что мы видим, и то, что мы слышим, одно и то же, хотя на самом деле это не так. [Изображение: Indiapuppet]

Известная (и часто встречающаяся) кроссмодальная иллюзия называется «эффектом чревовещания». Когда появляется чревовещатель, чтобы заставить марионетку говорить, она обманывает слушателя, заставляя его думать, что источник звуков речи находится во рту марионетки. Другими словами, вместо того, чтобы локализовать слуховой сигнал (исходящий изо рта чревовещателя) в нужное место, наша система восприятия локализует его неправильно (в рот марионетки).

Почему это может произойти? Рассмотрим доступную наблюдателю информацию о расположении двух компонентов стимула: звуков изо рта чревовещателя и визуального движения рта марионетки. В то время как совершенно очевидно, откуда исходит визуальный стимул (потому что вы можете его видеть), гораздо труднее точно определить местонахождение звуков. Другими словами, очень точное визуальное определение движения рта, по-видимому, перевешивает менее определенное местоположение слуховой информации. В более общем плане было обнаружено, что одновременное предъявление визуального стимула может влиять на расположение самых разнообразных слуховых стимулов (Vroomen & De Gelder, 2004). Кроме того, эффект чревовещания был продемонстрирован для движущихся объектов: движение визуального объекта может влиять на воспринимаемое направление движения движущегося источника звука (Soto-Faraco, Kingstone, & Spence, 2003).

Слуховое влияние на зрительное восприятие

Родственная иллюзия демонстрирует противоположный эффект: когда звуки воздействуют на зрительное восприятие. В иллюзии двойной вспышки участника просят смотреть в центральную точку на мониторе компьютера. На краю поля зрения участника один раз кратковременно мелькает белый кружок. Существует также одновременное звуковое событие: либо один звуковой сигнал, либо два звуковых сигнала в быстрой последовательности. Примечательно, что участники сообщают, что видели две визуальные вспышки , когда вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами; один и тот же стимул рассматривается как одиночная вспышка в контексте одиночного звукового сигнала или его отсутствия (Shams, Kamitani, & Shimojo, 2000). Другими словами, количество услышанных гудков влияет на количество увиденных вспышек!

Ссылка на обучение

Посмотрите эксперимент с двойной вспышкой.

Взгляните на иллюзию прыгающих мячей здесь или посмотрите это видео с прыгающими мячами и звуком.

Другая иллюзия связана с восприятием столкновений двух кругов (называемых «шарами»), движущихся навстречу друг другу и продолжающихся друг через друга. Такие стимулы могут восприниматься либо как движение двух шаров друг через друга, либо как столкновение двух шаров, которые затем отскакивают друг от друга в противоположных направлениях. Секулер, Секулер и Лау (1997) показали, что предъявление слухового стимула во время контакта между двумя шарами сильно влияет на восприятие события столкновения. В этом случае воспринимаемый звук влияет на интерпретацию неоднозначного зрительного стимула.

Кроссмодальная речь

Для речевых стимулов также было обнаружено несколько кроссмодальных явлений. Эти кроссмодальные речевые эффекты обычно показывают измененную перцептивную обработку одномодальных стимулов (например, акустических паттернов) в силу предыдущего опыта работы с альтернативными унимодальными стимулами (например, оптическими паттернами). Например, Розенблюм, Миллер и Санчес (2007) провели эксперимент по изучению способности узнавать голос человека. Их первый интересный вывод был унимодальным: подобно тому, что происходит, когда кто-то неоднократно слышит, как человек говорит, воспринимающие могут познакомиться с «визуальным голосом» говорящего. То есть они могут ознакомиться со стилем речи человека, просто увидев, как этот человек говорит. Еще более поразительной была их кроссмодальная находка: знакомство с этим визуальная информация также привела к повышению узнаваемости слуховой речи говорящего, с которой участники никогда не сталкивались.

Точно так же было показано, что, когда воспринимающие видят говорящее лицо, они могут идентифицировать (только на слух) голос этого говорящего, и наоборот (Kamachi, Hill, Lander, & Vatikiotis-Bateson, 2003; Lachs & Pisoni). , 2004a, 2004b, 2004c; Розенблюм, Смит, Николс, Ли и Хейл, 2006). Другими словами, визуальная форма говорящего, участвующего в акте речи, содержит информацию о том, как этот говорящий должен звучать. Возможно, еще более удивительно, что слуховая форма речи содержит информацию о том, как должен выглядеть говорящий.

Подумай об этом

В конце 17 века ученый по имени Уильям Молинье задал известному философу Джону Локку вопрос, касающийся современных исследований мультисенсорной обработки. Вопрос был таков: представьте себе человека, слепого от рождения и способного благодаря осязанию различать трехмерные формы, такие как сферы или пирамиды. А теперь представьте, что этот человек вдруг получает способность видеть. Сможет ли человек, не используя осязание, идентифицировать те же самые формы визуально? Могут ли современные исследования мультимодального восприятия помочь ответить на этот вопрос? Почему или почему нет? Как исследования кроссмодальных явлений дают нам ответ на этот вопрос?

Глоссарий

кроссмодальные явления : эффекты, касающиеся влияния восприятия одной сенсорной модальности на восприятие другой
иллюзия двойной вспышки : ложное восприятие двух визуальных вспышек, когда одна вспышка сопровождается двумя слуховыми звуковые сигналы
интегрированные : процесс, посредством которого система восприятия объединяет информацию, возникающую более чем из одной модальности
эффект Мак-Герка : эффект, при котором конфликтующие зрительные и слуховые компоненты речевого стимула приводят к иллюзорному восприятию
мультимодальный : относящийся к множеству сенсорных модальностей
мультимодальное восприятие : эффекты, которые одновременная стимуляция в более чем одной сенсорной модальности оказывает на восприятие событий и объектов в мире
мультимодальные явления : эффекты, которые касаются связывание входных данных от нескольких сенсорных модальностей
иллюзия резиновой руки : ложное восприятие фальшивой руки как принадлежащей воспринимающему из-за мультимодальной сенсорной информации
сенсорные модальности : тип чувств; например, зрение или слух
унимодальный : относящийся к одной сенсорной модальности

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Мультимодальное восприятие – общая психология

Перейти к содержимому

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Дайте определение основной терминологии и основным принципам мультимодального восприятия
  • Приведите примеры мультимодальных и кроссмодальных поведенческих эффектов
Рисунок 1. То, как мы получаем информацию из мира, называется ощущением, а наша интерпретация этой информации называется восприятием. [Изображение: Laurens van Lieshou]

Несмотря на то, что традиционным является независимое изучение различных органов чувств, большую часть времени восприятие работает в контексте информации, поступающей от нескольких органов чувств.0162 одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо друг от друга; то есть как набор из 90 162 стимулов. Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей. Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящими от столкновения. Ваш нос может даже раздражаться от запаха горящей резины или бензина. Однако вся эта информация будет относиться к одному и тому же: вашему восприятию автомобильного столкновения. В самом деле, если бы кто-нибудь прямо не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, восприняли бы событие как единый набор ощущений от множества органов чувств. Другими словами, ваше восприятие будет

. Вопрос в том, обрабатываются ли перцептивной системой различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, отдельно или нет.

В течение последних нескольких десятилетий исследования восприятия указывали на важность : влияние на восприятие событий и объектов в мире, наблюдаемое при наличии информации более чем от одной сенсорной модальности. Большая часть этих исследований указывает на то, что на каком-то этапе обработки восприятия информация, поступающая от различных сенсорных модальностей, становится недоступной.0162 . Другими словами, информация объединяется и обрабатывается как единое представление о мире.

Поведенческие эффекты мультимодального восприятия

Хотя нейробиологи обычно изучают очень простые взаимодействия между нейронами, тот факт, что они обнаружили так много кроссмодальных областей коры, похоже, намекает на то, что то, как мы воспринимаем мир, принципиально мультимодально. Наши интуитивные представления о восприятии согласуются с этим; не кажется, что наше восприятие событий ограничено восприятием каждой сенсорной модальности независимо. Скорее, мы воспринимаем единый мир, независимо от сенсорной модальности, посредством которой мы его воспринимаем.

Вероятно, потребуется еще много лет исследований, прежде чем нейробиологи раскроют все детали нейронного механизма, участвующего в этом объединенном опыте.

Тем временем психологи-экспериментаторы внесли свой вклад в наше понимание мультимодального восприятия, исследуя связанные с ним поведенческие эффекты. Эти эффекты делятся на два больших класса. Первый класс — — касается связывания входных данных от множества сенсорных модальностей и эффектов этого связывания на восприятие. Второй класс — — касается влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой (Spence, Senkowski, & Roder, 2009).

Мультимодальные явления

Аудиовизуальная речь

Мультимодальные явления касаются стимулов, которые генерируют одновременную (или почти одновременную) информацию в более чем одной сенсорной модальности. Как обсуждалось выше, речь является классическим примером такого рода стимулов. Когда человек говорит, он генерирует звуковые волны, которые несут важную информацию. Если воспринимающий также смотрит на говорящего, то этот воспринимающий также имеет доступ к визуальный паттерн, несущий значимую информацию.

Конечно, как известно любому, кто когда-либо пытался читать по губам, существуют пределы информативности визуальной речевой информации. Даже в этом случае одного визуального речевого паттерна достаточно для очень надежного восприятия речи. Большинство людей считают, что глухие люди намного лучше читают по губам, чем люди с нормальным слухом. Однако может оказаться сюрпризом узнать, что некоторые люди с нормальным слухом также замечательно умеют читать по губам (иногда это называют «чтением речи»). Фактически, как у людей с нормальным слухом, так и у глухих существует широкий диапазон способностей к чтению речи (Andersson, Lyxell, Rönnberg, & Spens, 2001). Тем не менее, причины такого широкого диапазона показателей еще недостаточно изучены (Auer & Bernstein, 2007; Bernstein, 2006; Bernstein, Auer, & Tucker, 2001; Mohammed et al., 2005).

Как визуальная информация о речи взаимодействует со слуховой информацией о речи? В одном из самых ранних исследований этого вопроса изучалась точность распознавания произносимых слов, представленных в шумном контексте, как в приведенном выше примере о разговоре на многолюдной вечеринке. Для экспериментального изучения этого явления участникам был представлен какой-то не относящийся к делу шум («белый шум», который звучит как радио, настроенное между станциями). В белый шум были встроены произнесенные слова, и задача участников состояла в том, чтобы идентифицировать слова. Было два состояния: одно, в котором была представлена ​​только слуховая составляющая слов («только слуховое» состояние), и одно, в котором были представлены как слуховые, так и зрительные компоненты («аудиовизуальное» состояние). Уровни шума также варьировались, так что в некоторых испытаниях шум был очень громким по сравнению с громкостью слов, а в других испытаниях шум был очень тихим по сравнению со словами. Самби и Поллак (1954) обнаружил, что точность распознавания произносимых слов была намного выше в аудиовизуальном режиме, чем в слуховом режиме. Кроме того, схема результатов соответствовала принципу обратной эффективности: преимущество, полученное от аудиовизуального представления, было самым высоким, когда производительность только слухового состояния была самой низкой (т. Е. Когда шум был самым громким). При таких уровнях шума аудиовизуальное преимущество было значительным: было подсчитано, что позволить участнику увидеть говорящего было эквивалентно уменьшению громкости шума более чем наполовину. Ясно, что аудиовизуальное преимущество может оказать сильное влияние на поведение.

Watch It

Еще одно явление, использующее аудиовизуальную речь, — это очень известная иллюзия, называемая «эффектом МакГерка» (по имени одного из его первооткрывателей). В классической формулировке иллюзии записывается фильм, в котором говорящий произносит слоги «гага». В другом фильме тот же оратор произносит слоги «баба». Затем слуховая часть фильма «баба» дублируется на визуальную часть фильма «шутка». Этот комбинированный стимул предъявляется участникам, которых просят сообщить, что сказал говорящий в фильме. МакГерк и Макдональд (1976) сообщили, что 98 процентов их участников сообщили, что слышали слог «дада», который не был ни в зрительном, ни в слуховом компонентах стимула. Эти результаты показывают, что объединение визуальной и слуховой информации о речи может оказывать сильное влияние на восприятие.

Вы можете просмотреть стенограмму «Попробуйте эту причудливую звуковую иллюзию! 👁️👂😮 — BBC» здесь (откроется в новом окне).

Тактильные/визуальные взаимодействия при владении телом

Однако не все феномены мультисенсорной интеграции связаны с речью. Одна особенно убедительная мультисенсорная иллюзия включает в себя интеграцию тактильной и визуальной информации в восприятии владения телом. В «» (Botvinick & Cohen, 1998), наблюдатель располагается так, что одна его рука не видна. Фальшивая резиновая рука помещается рядом с закрытой рукой, но на видном месте. Затем экспериментатор использует легкую кисть, чтобы одновременно погладить скрытую руку и резиновую руку в одних и тех же местах. Например, если чистить средний палец закрытой руки, то средний палец резиновой руки также будет чистить. Это устанавливает соответствие между тактильными ощущениями (от закрытой руки) и зрительными ощущениями (от резиновой руки). Через короткое время (около 10 минут) участники сообщают, что почувствовали, что резиновая рука «принадлежит» им; то есть резиновая рука является частью их тела. Это чувство может быть настолько сильным, что удивление участника ударом молотка по резиновой руке часто приводит к рефлекторному отдергиванию закрытой руки, даже если ей совершенно ничего не угрожает. Таким образом, оказывается, что наше осознание собственного тела может быть результатом мультисенсорной интеграции.

Смотреть

Посмотрите иллюзию резиновой руки в следующем видео.

Вы можете просмотреть расшифровку «Иллюзия резиновой руки – Горизонт: верить ли? – BBC Two» здесь (открывается в новом окне).

Кроссмодальные явления

Кроссмодальные явления отличаются от мультимодальных тем, что они касаются влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой.

Визуальное влияние на слуховую локализацию

Рисунок 2 . Чревовещатели могут обмануть нас, заставив поверить, что то, что мы видим, и то, что мы слышим, одно и то же, хотя на самом деле это не так. [Изображение: Indiapuppet]

Известная (и часто встречающаяся) кроссмодальная иллюзия называется «эффектом чревовещания». Когда появляется чревовещатель, чтобы заставить марионетку говорить, она обманывает слушателя, заставляя его думать, что источник звуков речи находится во рту марионетки. Другими словами, вместо того, чтобы локализовать слуховой сигнал (исходящий изо рта чревовещателя) в нужное место, наша система восприятия локализует его неправильно (в рот марионетки).

Почему это может произойти? Рассмотрим доступную наблюдателю информацию о расположении двух компонентов стимула: звуков изо рта чревовещателя и визуального движения рта марионетки. В то время как совершенно очевидно, откуда исходит визуальный стимул (потому что вы можете его видеть), гораздо труднее точно определить местонахождение звуков. Другими словами, очень точное визуальное определение движения рта, по-видимому, перевешивает менее определенное местоположение слуховой информации. В более общем плане было обнаружено, что одновременное предъявление визуального стимула может влиять на расположение самых разнообразных слуховых стимулов (Vroomen & De Gelder, 2004). Кроме того, эффект чревовещания был продемонстрирован для движущихся объектов: движение визуального объекта может влиять на воспринимаемое направление движения движущегося источника звука (Soto-Faraco, Kingstone, & Spence, 2003).

Слуховое влияние на зрительное восприятие

Родственная иллюзия демонстрирует противоположный эффект: звуки влияют на зрительное восприятие. В иллюзии двойной вспышки участника просят смотреть в центральную точку на мониторе компьютера. На краю поля зрения участника один раз кратковременно мелькает белый кружок. Существует также одновременное звуковое событие: либо один звуковой сигнал, либо два звуковых сигнала в быстрой последовательности. Примечательно, что участники сообщают, что видели две визуальные вспышки , когда вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами; один и тот же стимул рассматривается как одиночная вспышка в контексте одиночного звукового сигнала или его отсутствия (Shams, Kamitani, & Shimojo, 2000). Другими словами, количество услышанных гудков влияет на количество увиденных вспышек!

Ссылка на обучение

Посмотрите эксперимент с двойной вспышкой.

Взгляните на иллюзию прыгающих мячей здесь или посмотрите это видео с прыгающими мячами и звуком.

Другая иллюзия связана с восприятием столкновений двух кругов (называемых «шарами»), движущихся навстречу друг другу и продолжающихся друг через друга. Такие стимулы могут восприниматься либо как движение двух шаров друг через друга, либо как столкновение двух шаров, которые затем отскакивают друг от друга в противоположных направлениях. Секулер, Секулер и Лау (1997) показали, что предъявление слухового стимула во время контакта между двумя шарами сильно влияет на восприятие события столкновения. В этом случае воспринимаемый звук влияет на интерпретацию неоднозначного зрительного стимула.

Кроссмодальная речь

Для речевых стимулов также было обнаружено несколько кроссмодальных явлений. Эти кроссмодальные речевые эффекты обычно показывают измененную перцептивную обработку одномодальных стимулов (например, акустических паттернов) в силу предыдущего опыта работы с альтернативными унимодальными стимулами (например, оптическими паттернами). Например, Розенблюм, Миллер и Санчес (2007) провели эксперимент по изучению способности узнавать голос человека. Их первый интересный вывод был унимодальным: подобно тому, что происходит, когда кто-то неоднократно слышит, как человек говорит, воспринимающие могут познакомиться с «визуальным голосом» говорящего. То есть они могут ознакомиться со стилем речи человека, просто увидев, как этот человек говорит. Еще более поразительной была их кроссмодальная находка: знакомство с этим визуальная информация также привела к повышению узнаваемости слуховой речи говорящего, с которой участники никогда не сталкивались.

Точно так же было показано, что, когда воспринимающие видят говорящее лицо, они могут идентифицировать (только на слух) голос этого говорящего, и наоборот (Kamachi, Hill, Lander, & Vatikiotis-Bateson, 2003; Lachs & Pisoni, 2004a, 2004b, 2004c; Розенблюм, Смит, Николс, Ли и Хейл, 2006). Другими словами, визуальная форма говорящего, участвующего в акте речи, содержит информацию о том, как этот говорящий должен звучать. Возможно, еще более удивительно, что слуховая форма речи содержит информацию о том, как должен выглядеть говорящий.

Подумай об этом

В конце 17 века ученый по имени Уильям Молинье задал известному философу Джону Локку вопрос, относящийся к современным исследованиям мультисенсорной обработки. Вопрос был таков: представьте себе человека, слепого от рождения и способного благодаря осязанию различать трехмерные формы, такие как сферы или пирамиды. А теперь представьте, что этот человек вдруг получает способность видеть. Сможет ли человек, не используя осязание, идентифицировать те же самые формы визуально? Могут ли современные исследования мультимодального восприятия помочь ответить на этот вопрос? Почему или почему нет? Как исследования кроссмодальных явлений дают нам ответ на этот вопрос?

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, исходный

  • Модификация и адаптация. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Контент с лицензией CC, опубликованный ранее

  • Мультимодальное восприятие. Автор : Лорин Лакс. Предоставлено : Калифорнийский государственный университет, Фресно. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/modules/multi-modal-perception. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Все права защищены содержание

  • Эффект МакГурка. Предоставлено : BBC. Расположен по адресу : https://youtu.be/G-lN8vWm3m0?t=32s. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
  • Иллюзия резиновой руки. Предоставлено : BBC. Расположен по адресу : https://youtu.be/sxwn1w7MJvk. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Восприятие и его модальности | Оксфорд Академик

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Stokes, Dustin, Mohan Matthen, and Stephen Biggs (eds),

Perception and Its Modalities

(

New York,

2014;

online edn,

Oxford Academic

, 18

, сентябрь 2014 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199832798.001.0001,

, по состоянию на 6 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Восприятие и его модальностиЭпистемологияФилософияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Восприятие и его модальностиЭпистемологияФилософияФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Abstract

Эта книга посвящена множеству способов нашего восприятия. В главах исследуется природа отдельных чувств, как и что они говорят о мире и как они взаимосвязаны. Они рассматривают, как органы чувств извлекают перцептивное содержание из рецепторной информации; какие виды объектов воспринимают люди и воспринимают ли когда-либо одно и то же событие несколько органов чувств; сколько у людей органов чувств, что отличает одно чувство от другого, может ли и почему различение чувств быть полезным. Они рассматривают степень, в которой чувства действуют согласованно, и является ли это влияние эпистемически пагубным, нейтральным или благотворным. Они исследуют знакомые пять модальностей чувств и другие сенсорные модальности-кандидаты, включая чувство вкуса, внутренние чувства (например, чувство боли) и различные чувства, которые могут возникнуть в результате использования устройств сенсорной замены. Все авторы согласны с тем, что традиционному теоретизированию чувств мешает пренебрежение другими чувствами, помимо зрения, и неправильное представление о том, что зрение является пассивным вместилищем изображения, отбрасываемого линзой. Многие авторы полагают, что представление о восприятии как о сопоставлении содержания, обеспечиваемого индивидуальными чувственными модальностями, является чрезмерно ограничительным; они думают, что для того, чтобы восприятие было правильно понято, мы должны думать, что чувства работают вместе.

Ключевые слова: сенсорные модальности, кроссмодальность, восприятие, мультисенсорность, сенсорная замена, невизуальное восприятие, сенсорная интеграция

Предмет

ФилософияЭпистемологияФилософия разума

Содержание

  • Передний вопрос

    • Страница авторского права
    • Благодарности
    • О редакторах
    • Об участниках
  • Сортировка чувств
  • Часть I Новые модели восприятия

    • Расширять 1 Восприятие как предсказание
      • Расширять 2 Активное восприятие и представление о пространстве
        • Расширять 3 Отличие эффектов «сверху вниз» от «снизу вверх»
          • Часть 2 Мультимодальное восприятие

            • Расширять 4 Является ли сознание мультисенсорным?
              • Расширять 5 Не всякий перцептивный опыт зависит от модальности
                • 6 Является ли аудиовизуальное восприятие «амодальным» или «кроссмодальным»?
              • Часть 3 Невизуальные чувства

                • Расширять 7 Что считается прикосновением?
                  • Расширять 8 Звуковые стимуляторы: защита стабильного образа жизни
                    • Расширять 9 Обонятельные объекты
                      • Расширять 10 Путать вкусы с ароматами
                        • Часть 4 Ощущение себя

                          • Расширять 11 Внутренний смысл
                            • Часть V Новые проблемы, связанные со зрением

                              • Расширять 12 Разнообразие человеческого визуального опыта
                                • Расширять 13 Кроссмодальный взгляд на сенсорную замену
                                  • Расширять 14 Доминирование визуального
                                    • Расширять 15 Больше науки о цвете для философов
                                      • Часть VI Связь модальностей

                                        • Расширять 16 Трансформирующиеся чувства
                                          • Расширять 17 Методологический вопрос Молинье: сенсорная замена, пластичность и объединение теории восприятия
                                            • Расширять 18 Пространство сенсорных модальностей
                                              • Расширять 19 Различение здравого смысла
                                                • Конец Материи

                                                  • Индекс

                                                Войти

                                                Получить помощь с доступом

                                                Получить помощь с доступом

                                                Доступ для учреждений

                                                Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                                                Доступ на основе IP

                                                Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                                                Войдите через свое учреждение

                                                Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                                                1. Нажмите Войти через свое учреждение.
                                                2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                                                3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                                4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                                Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                                                Войти с помощью читательского билета

                                                Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                                                Члены общества

                                                Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                                                Войти через сайт сообщества

                                                Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                                                1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                                                2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                                3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                                Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                                                Вход через личный кабинет

                                                Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

                                                Личный кабинет

                                                Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                                                Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                                                Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                                                Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                                                • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *