о моделировании психической деятельности человека | задачи моделирования | процессы моделирования психики | net22.ru
В последнее десятилетие под влиянием кибернетики во многих отраслях знания, в том числе и в психологии, получил широкое распространение особый метод научного исследования, названный моделированием.
Моделирование представляет собой метод косвенного изучения объекта: исследуется не сам объект (предмет, явление, процесс), а его модель, т. е. другой объект, заменяющий ученому оригинал. Подобная замена оригинала его моделью необходима в случаях, когда непосредственное исследование объекта затруднено или вообще невозможно. Так, медики изучают течение некоторых опасных болезней человека и способы их лечения на животных, искусственно вызывая у них эти болезни; химики строят модели молекул и атомов, астрономы — модели солнечной системы и космических явлений и т. д. Выводы, полученные при изучении модели, затем переносят на оригинал (прототип).
Здесь вы можете прочесть Рефлекторная природа психики (часть 1)
Но для того, чтобы знания об оригинале, добытые таким образом, были вполне достоверны, его модель должна отвечать определенным требованиям, а именно: она должна иметь сходство с оригиналом, в целом или в каких-то строго определенных свойствах имитировать изучаемый объект, должна быть относительно простой и удобной для исследования и, наконец, изучение ее должно давать ученому новое знание об оригинале, в противном случае моделирование не будет служить методом познания. Таким образом, моделирование — это научный метод исследования предметов и явлений действительности через построение их моделей, способных в определенных отношениях представлять изучаемые объекты и давать о них новое знание.
Требования предъявляемые к психическим моделям
К моделям психической деятельности предъявляют более сложные требования, чем к моделям физических объектов. Модели психики должны помочь ученому исследовать не только результат психической деятельности, но и сам процесс ее, что особенно важно и вместе с тем наиболее сложно в психическом моделировании. В настоящее время более или менее успешно моделируют только отдельные психические процессы и действия человека. Крайне трудно (если только вообще возможно) создать действующую модель целостного поведения человека со всем богатством его индивидуальных переживаний, побуждений и стремлений.
Различают три основных вида моделей психики: знаковые, программные и вещественные. Знаковые модели — это точное словесное или математическое описание какого-либо явления психики. Соответственно знаковые модели делятся на вербальные (словесные) и математические.
Вербальные модели в процессе деятельности человека
Вербальные модели имеются в учебниках психологии, в статьях и книгах психологов. Так, научное описание процесса возникновения ощущения или восприятия есть модель реального протекания этих психических процессов. Описание этапов формирования двигательного навыка, решения мыслительных задач, этапов волевого действия также представляют собой модели соответствующих психических явлений. Существенный недостаток вербальных моделей состоит в неполной их формализации. Дело в том, что описание какого-либо факта психической деятельности может быть детальным или схематичным; может быть выражено разными словами; нередко одни и те же научные понятия разные исследователи обозначают разными терминами. Все это значительно снижает научную ценность вербального моделирования. Кроме того, вербальные модели не способны к функционированию: изучая их, нельзя проверить исследуемый процесс в действии, в изменении. Вербальные модели психики — это недействующие, «застывшие» модели.
Математические модели представляют собой высоко формализованные модели психики.
При построении их ученые пытаются описать психические процессы и другие стороны психической деятельности человека не словами, а языком математических формул и графиков. Поэтому указанные модели точнее вербальных, их однозначно понимают не только психологи различных научных направлений и стран, но также математики и инженеры. Однако математические модели имеют существенный недостаток: они описывают главным образом внешнюю сторону психической деятельности, форму ее протекания, минуя содержание, которое невозможно или почти невозможно выразить математическими символами и их сочетанием. Выигрывая в точности, математическое моделирование еще дальше, чем вербальное, отходит от реального протекания психической деятельности человека в область абстракции. Однако на определенной стадии научного исследования такой отход необходим. Математические модели легко преобразовать в действующие: их можно заложить в электронно-вычислительную машину, работа которой и будет представлять собой математическую модель в действии.
Программные модели
Программные модели являются связующим звеном между знаковыми и вещественными. Создавая программные модели, ученые пользуются знаками — словами или математическими символами; вместе с тем эти описания так организованы, что на их основе можно сконструировать вещественные модели — действующие машины-автоматы, которые имитируют работу человеческого мышления, памяти, внимания и пр.
Программные модели делят на жестко-алгоритмические и эвристические. Жестко-алгоритмические программные модели представляют собой четкое описание какого-либо психического явления, состоящего из строгой (жесткой) последовательности однозначных операций.
Понятие алгоритма часто встречается в современной науке. Алгоритм — это предписание о выполнении в определенной последовательности некоторой системы элементарных операций для решения всех задач данного класса. Примером алгоритма являются операции, которые надо выполнять человеку при пользовании телефоном-автоматом: опустить монету; снять трубку; услышав гудок, набрать нужный номер и т. д. Иная последовательность действий не приведет к успеху. По типу жесткого алгоритма, т. е. строго фиксированной последовательности элементарных операций, составляющих то или иное сложное действие, протекают те поведенческие акты, которые состоят из автоматизированных действий: навыки, привычки и пр. Жесткий алгоритм лежит и в основе решения мыслительных задач по заданному образцу: сначала надо найти это, затем — то, потом произвести такое-то преобразование и т. д. Действия по жесткому алгоритму лишены творчества, поиска новых способов решения задачи.
Жестко-алгоритмические модели психики
Жестко-алгоритмические модели психики имеют тот недостаток, что при изучении их можно понять только очень ограниченный круг явлений психической деятельности (автоматизированные действия, действия по образцу).
Эвристические программные модели значительно сложнее жестко-алгоритмических. Их составляют с целью изучения таких действий человека или таких психических процессов, течение которых имеет несколько вариантов, и поэтому заранее нельзя точно определить, какой из них будет реализован. Так, математик, приступая к доказательству новой теоремы, не знает, каким путем он будет ее доказывать и доказуема ли она вообще. Необходимы активные поиски доказательств и многочисленные пробы. То же самое происходит при игре в шахматы: игроки заранее точно не знают, какие ходы они будут делать в процессе игры, потому что выбор хода зависит не только от игрока, но и от хода его противника, а о том, какой ход сделает противник, можно знать лишь гипотетически, предположительно. Мыслительные задачи такого типа называют задачами в условиях неопределенности. Решение их зависит от ряда не контролируемых человеком факторов. Результат может быть получен только посредством составления гипотез и поэтапной проверки их правильности. К задачам в условиях неопределенности можно отнести также большинство воспитательных задач, при решении которых воспитатель точно не знает, какой будет реакция воспитанников на его воздействие. Он лишь предполагает с большей или меньшей вероятностью, что получит желаемый результат, и в случае неудачи «на ходу» меняет свою тактику. Методы решения задач в условиях неопределенности и необходимости активного поиска способов решения называются эвристическими методами, а модели, воспроизводящие сложный процесс решения таких задач,— эвристическими моделями.
При создании эвристической модели исследователь, как и художник, вначале тщательно изучает «натуру», реальный ход моделируемой деятельности человека, например доказательство теорем математиком или игру шахматистов. С этой целью он многократно наблюдает за порядком действий своих испытуемых при решении задач, фиксирует их ошибки и способы исправления ошибок, высказывания, реплики и другие внешние проявления деятельности. Затем на основе наблюдений составляет гипотезу о структуре психических процессов, участвующих в решении задач данного типа. Гипотезу он выражает в виде программы, которую можно заложить в электронно-вычислительную машину, превратить в действующую модель. Следующий этап — изучение работы машины, решающей аналогичные задачи. Замеченные неточности, отклонения работы машины вновь приводят исследователя к «натуре». Повторные наблюдения позволяют внести исправления в программу и т. д. до заключительного вывода об оригинале, который ученый считает наиболее достоверным.
В настоящее время существует много разнообразных эвристических моделей психики, созданных зарубежными и отечественными учеными. Особенно распространены эвристические модели мыслительной деятельности человека. Есть программы, воспроизводящие шахматную и шашечную игру, решение логических задач, доказательства геометрических теорем, творческое мышление композитора и т. п. (программа «логик-теоретик» Ньюэла, Шоу и Саймона, способная решать логические задачи; программа «обобщенного решения задач» тех же авторов; программа «композитор» Рейтмана и Санчера воспроизводящая в упрощенном виде творчество композитора; программа Гелентера, способная доказывать геометрические теоремы, и др. ).
Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки
Однако эвристическое моделирование имеет существенные недостатки. Во-первых, эвристические программы имитируют мыслительный процесс вне связи с другими психическими процессами — восприятием, памятью, воображением к пр. В действительности мышление человека обязательно опирается на данные восприятия и памяти, меняет свой ход под действием воображения. Во-вторых, электронно-вычислительные машины, приводящие в действие эвристические программы, не обладают никакими потребностями и стремлениями, не переживают чувства радости от успеха и огорчения от неудачи, в то время как мышление человека всегда побуждается определенными мотивами и окрашено чувствами, существенно влияющими на ход и результаты мыслительной деятельности. Наконец, как и другие модели психики, эвристические модели созданы на основе аналогии, которая всегда дает лишь приблизительно верный вывод. Следовательно, ученый, создавший даже очень удачную эвристическую модель, не может быть уверен, что она точно воспроизводит реальное положение дела.
Недостатки эвристических моделей пытаются преодолеть путем создания комплексных моделей, называемых блок-схемными. Эти модели состоят из нескольких взаимосвязанных блоков: блока «памяти», блока «мышления», блока «эмоций» и т. д. Блоки действуют одновременно и совместно, но каждый из них выполняет свою функцию: блок памяти получает, хранит и выдает в нужный момент информацию, блок мышления перерабатывает ее на разных уровнях обобщения, блок эмоций усиливает или тормозит работу системы в данный момент. В нашей стране наиболее активным защитником блок-схемного моделирования является Н. М. Амосов, создавший много программ сложных психических явлений. Однако реализация этих программ пока еще дело будущего.
Третьим, основным видом моделей психики являются вещественные (физические) модели.
Чтобы глубже понять сущность психики, надо изучить не только психические явления, но и физиологические законы работы мозга и структуру мозга. Ввиду недостаточности современных знаний о мозге ученые пытаются воссоздать в вещественных моделях его структуру и механизмы деятельности с тем, чтобы изучение работы моделей пополнило знания о материальной основе психики и о самой психике.
Посредством блок-схемных моделей изучают также отдельные стороны поведения человека или животного. Например, А. Ранке создал блок-схему регулирования движений организмом. В ней имеется несколько уровней регулирования, начиная от спинного мозга и кончая большими полушариями головного мозга. Эти уровни («блоки» модели) взаимодействуют друг с другом.
Работа над созданием вещественных моделей структуры и деятельности мозга человека
Работа идет двумя основными путями. Первый путь характеризуется тем, что исследователь, опираясь на данные современной науки о мозге и испытывая их недостаточность, строит относительно простую гипотезу о взаимодействии отдельных структур мозга и механизмах их действия. Затем он реализует гипотезу техническими средствами в виде вещественной модели, изучая работу которой уточняет свою гипотезу. Модели этого типа называют гипотетическими. Примером гипотетической модели может служить машина, сконструированная в 1960 г. американским психологом Ф. Розенблаттом для изучения восприятия человека, которую он назвал «перцептроном». 1 При построении модели ученый исходил из определенной гипотезы о возникновении восприятия и его физиологической основы. Машина Розенблатта могла легко различать предъявленные ей буквы алфавита и накапливать «опыт», т. е. «обучаться». В настоящее время существует много моделей, построенных по принципу перцептрона, которые способны распознавать слова и сложные изображения. Очень интересна гипотетическая модель А. Г. Ивахненко — сотрудника института кибернетики Украинской Академии наук, носящая название «Альфа». Эта модель имеет несколько постепенно усложняющихся вариантов. Первый вариант может только выполнять приказы, т. е. он построен по строго алгоритмическому принципу; в последнем варианте машина очень близко имитирует работу человеческого мозга: она способна к самоорганизации, например к классификации предъявленных зрительных и слуховых образов.
Второй путь создания вещественных моделей
Характеризуется тем, что в процессе исследования гипотезам отводится подчиненная роль, главное же внимание ученого направлено на детальное изучение объекта (оригинала), который он моделирует лишь с целью уточнения и проверки полученных данных (проверка действием). Модели, созданные таким образом, называются бионическими.2 Бионическое моделирование используют для более глубокого понимания психики как человека, так и животных. Например, тщательно изучая строение и функции органов зрения, слуха и обоняния разных животных, ученые создали вещественные действующие модели этих органов — «искусственный глаз», «электронное ухо», «электронный нос», которые представляют собой аналоговые приборы, имитирующие строение и функции указанных органов живого организма. Бионическое моделирование органов чувств позволило создать новые теории слуха, цветного зрения, сформулировать некоторые законы преобразования органами чувств внешних раздражений в нервные импульсы, объяснить удивительную способность пчел, летучих мышей, птиц, дельфинов и др. безошибочно ориентироваться в пространстве, определять время и пр.
Существуют также бионические модели нервных клеток
Существуют также бионические модели нервных клеток простейших сетей из них, модели высшей нервной деятельности. Они позволяют получить дополнительные данные о различных структурах мозга и их функциях, о работе целостного мозга.
Любопытным видом вещественных моделей являются биологические модели. Это особые технические устройства, в которых используются элементы живой материи, например нервные клетки или простейшие организмы (водоросли). Биологические модели — дело будущего; в настоящее время они немногочисленны, потому что создание их хотя и высоко экономично, но встречает ряд трудно преодолимых препятствий.
Из всего сказанного о моделях следует, что метод моделирования значительно расширяет возможности экспериментального изучения психической деятельности человека и животных, позволяет смелее выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга и выражать полученные выводы количественными характеристиками.
Однако моделирование в области психологии — это всего лишь один из методов исследования психической деятельности, который не может заменить или отменить другие методы.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
⇐ Методы психологии
Рефлекторная природа психики (часть 1) ⇒
Моделирование структурными уравнениями для исследователей в социальных науках
Моделирование структурными уравнениями является одним из самых востребованных методов анализа в социальных науках. Эта методология позволяет проанализировать качество тестов и опросников, а также выяснить, как измеряемые характеристики респондентов связаны друг с другом и другими внешними переменными. При этом, эта методология анализа является относительно простой в проведении анализа и интерпретации результатов. Целью этой программы повышения квалификации является ознакомление слушателей с основными разделами моделирования структурными уравнениями.
Слушатели этой программы научатся использовать, грамотно интерпретировать, описывать в публикациях и выбирать или разрабатывать свои структурные модели для доказательных ответов на комплексные исследовательские вопросы из социальных наук.
Подать заявкуЗадать вопрос
Стоимость и условия
Современные количественные исследования в социальных науках редко когда используют методологию, отличную от моделирования структурными уравнениями. Этот методологический аппарат удобен в использовании, прост в интерпретации и чрезвычайно гибок в плане исследовательских вопросов, на которые он может отвечать. Сегодня он широко используется для анализа тестов и опросников и выяснения взаимоотношений между ненаблюдаемыми и наблюдаемыми переменными как в срезовых, так и в лонгитюдных исследованиях.
Моделирование структурными уравнениями укладывается в 2 группы методов — путевой анализ и факторный анализ. В то время, как путевой анализ позволяет выяснять комплексные отношения между наблюдаемыми переменными, факторный анализ позволяет вычислять значения латентных переменных из наблюдаемых и выяснять их отношения друг с другом.
Авторы познакомятся с основами статистики, необходимыми для понимания этой темы, узнают правила построения модели, необходимые условия для ее расчета, методы оценки согласия модели с данными и тонкости интерпретации рассчитанных моделей.
Для кого
Программа будет полезна для таких слушателей, как
Специалисты в области измерений в психологии и социологии
Сотрудники подразделений вузов, занимающиеся разработкой психологических и социологических опросников, подразумевающих ранжирование респондентов по тестовому баллу
Исследователи в области измерений в психологии и социологии
Исследователи, желающие доказательно изучать, как именно (в том числе, через какие переменные) разные конструкты и черты связаны друг с другом
Специалисты в области HR-измерений
Сотрудники, желающие разрабатывать инновационные конкурентные инструменты HR-измерений
Программа обучения
Введение в статистику в RКонцептуальные основы
- Что такое язык программирования R и с чем его едят?
- Что умеет R и как ему объяснить, что именно мы от него хотим?
- Как загрузить в него данные?
- Как построить базовую визуализацию?
- Что такое корреляция и как ее рассчитать в R?
Основы регрессии в RПрактические основы
- Что такое линейная регрессия?
- Как рассчитать линейную регрессию в R?
- Что такое логистическая регрессия?
- Как рассчитать логистическую регрессию в R?
- Какие еще бывают регрессии?
Основы факторного анализаФакторный анализ
- Какими способами можно узнать, сколько черт измеряет опросник?
- Как узнать это, когда нет теоретических представлений о структуре опросника?
- Как подтвердить свои теоретические представления о структуре опросника?
- Как модифицировать свои теоретические представления о структуре опросника на основе данных?
- Как доказать, что опросник никого не дискриминирует?
Анализ взаимосвязей переменныхФакторный анализ и путевой анализ
- Как целевая ненаблюдаемая черта связана с другой ненаблюдаемой чертой?
- Как целевая ненаблюдаемая черта связана с внешней наблюдаемой переменной?
- Что делать, если согласно теории, одна черта связана с другой (или наблюдаемой переменной) через какие-то другие переменные?
- Как отвечать на сложные вопросы о взаимосвязи наблюдаемых переменных?
Документ об окончании
При успешном завершении обучения слушателям предоставляется удостоверение о повышении квалификации установленного НИУ ВШЭ образца.
Подать заявкуЗадать вопрос
Результаты обучения
В результате обучения слушатели узнают о следующих аспектах моделирования структурными уравнениями
Концептуальное понимание области
Слушатели смогут понимать и решать проблемы, возникающие при моделировании структурными уравнениями
R
Слушатели познакомятся с продвинутыми функциями и синтаксисом языка программирования R — дружелюбного к пользователю мощного средства статистического анализа результатов
Основы статистики
Слушатели научатся основам регрессионного анализа, расчету и интерпретации регрессионных моделей, а также оценке качества модели через проверку допущений регрессионного анализа
Моделирование структурными уравнениями
Слушатели узнают основы моделирования структурными уравнениями и тех исследовательских вопросов, на которые оно позволяет отвечать, познакомятся со спецификой их расчета, процессом доказательства качества модели, а также тонкостями интерпретации и традициями сообщения результатов в публикации
Комьюнити
Слушатели получат доступ к группе выпускников всех программ психометрического цикла повышения квалификации, смогут говорить с ними на одном языке и запрашивать помощь или консультацию
Формат обучения
Продолжительность общая в часах
34 часа
Условия приема
предварительное освоение программы повышения квалификации “Классическая теория тестирования” или хорошее знакомство с её содержанием.
Формат обучения
Онлайн
Состав группы
Нормативная численность группы 10 человек
Язык обучения
русский
Состав занятий
Интерактивные лекции
Итоговая работа
Собственный проект
Синхронные лекции
Дистанционное обучение по Zoom
Синхронные семинары
Дистанционное обучение по Zoom
Два академических часа индивидуальной консультации с преподавателем по выбору
Дистанционное обучение по Zoom
Защита своих проектов
Дистанционное обучение по Zoom
Преподаватели программы
Эта программа — часть цикла программ повышения квалификации Центра психометрики и измерений в образовании
Для прохождения этой программы повышения квалификации нужно или предварительно пройти программу «Классическая теория тестирования: анализ тестовых заданий и результатов оценивания», или быть хорошо знакомым с ее содержанием.
Контакты
Моделирование: что это такое и какие его виды бывают в психологии?
Моделирование: что это такое и какие его виды бывают в психологии? — да, терапия помогает!психология
9 февраля 2023
Обучение через наблюдение очень важно для развития людей. Большая часть навыков, которые мы приобретаем, зависит от наблюдения за поведением других, особенно в детстве.
В этой статье мы расскажем, что такое моделирование , один из терминов, используемых для описания определенных аспектов социального обучения. Мы также объясним процессы, которые позволяют моделировать, и какие типы моделирования существуют.
- Статья по теме: «5 техник модификации поведения»
Что такое моделирование?
Моделирование — это тип обучения, основанный на имитации поведения, выполняемого моделью , обычно кем-то другим. Этот процесс происходит ежедневно и может использоваться в качестве терапевтического метода для облегчения приобретения и изменения поведения.
Термин «моделирование» имеет такое же значение, что и «Имитация», «социальное обучение», «обучение с наблюдением» и «заместительное обучение». Каждая из этих концепций подчеркивает различные характеристики этого типа обучения.
Таким образом, в то время как «моделирование» подчеркивает тот факт, что существует модель для подражания, «социальное обучение» — это широкое понятие, подчеркивающее роль этого процесса в социализации, а «замещающее обучение» означает, что последствия поведения модели узнает наблюдатель.
Моделирование имеет разные функции. В основном он служит для приобретения новых моделей поведения , например навыков ручного труда, но может также подавлять или препятствовать поведению; Это зависит от ожиданий человека в отношении последствий.
Считается, что Альберт Бандура является самым выдающимся автором в области моделирования и социального обучения. Хорошо известен эксперимент, проведенный им в 1963 году с Ричардом Уолтерсом, который показал, что дети имитируют или не подражают поведению взрослых в зависимости от того, замечают ли они, что их поощряют или наказывают.
- Статья по теме: «Теория социального научения Альберта Бандуры»
Задействованные процессы
Согласно Бандуре, обучение путем моделирования происходит благодаря вербальному и воображаемому посредничеству: когда мы учимся путем подражания, мы делаем это через символических представлений наблюдаемое поведение и его последствия.
Для этого автора есть четыре процесса, которые позволяют получить и выполнить поведение. Внимание и удержание необходимы для приобретения объективного поведения, а воспроизведение и мотивация необходимы для выполнения.
1. Внимание
Люди узнают новое поведение только путем наблюдения, если мы можем обратить внимание на поведение модели . Различные типы переменных облегчают или затрудняют процесс ухода.
Например, нам легче подражать моделям, которые похожи на нас по своим физическим или социальным характеристикам, а также тем, кого мы считаем престижными и получающими наибольшее вознаграждение.
Вероятность обучения путем подражания также зависит от самого субъекта; таким образом, тревога и сенсорный дефицит, например слепота, затрудняют внимание к модели. С другой стороны, мы склонны больше подражать другим людям Если ситуация неопределенная и задача средней сложности .
2. Запоминание
Для имитации поведения необходимо, чтобы мы могли представить его в виде образов или вербально без присутствия модели. Когнитивный обзор поведения модели очень важен для удержания.
Еще одна переменная, относящаяся к поддержанию обучения, — это его значимость, то есть то, что мы можем связать его с другими предыдущими знаниями . Конечно, физические характеристики человека также влияют; Например, людям с деменцией гораздо труднее приобрести поведение.
3. Воспроизведение
Воспроизведение – это процесс, посредством которого обучение трансформируется в поведение. Сначала генерируется схема действия , эквивалентная наблюдаемой; затем начинается поведение и результат сравнивается с такой ментальной схемой. Наконец, вносятся коррективы, чтобы приблизить реальное поведение к идеальному.
4. Мотивация
Обучение может происходить без подражания; В конечном итоге это зависит от функциональной ценности, которую человек приписывает приобретенному поведению. В этот процесс вмешивается ожидание подкрепления.
Должна существовать вероятность получения стимулов для поведения ; Они могут быть прямыми, а также замещающими и самопроизвольными. Поэтому мотивационные процессы являются ключевыми в подражании.
- Статья по теме: «Типы мотивации: 8 источников мотивации»
Типы моделирования
Различные типы моделирования классифицируются в соответствии со многими различными переменными, такими как сложность имитируемого поведения, возможности модели или социальная адекватность поведения. Давайте посмотрим, какие они наиболее важные виды моделирования .
1. Активный или пассивный
Мы говорим об активном моделировании, когда наблюдатель имитирует поведение модели после наблюдения за ней. Напротив, при пассивном моделировании поведение приобретается, но не выполняется.
2. Объективное поведение или промежуточное поведение
Критерием различения в данном случае является трудность поведения для имитации . Если объективное поведение простое, его можно смоделировать напрямую; Однако чем оно сложнее, тем сложнее будет его воспроизвести, поэтому в этих случаях оно делится на разные более простые поведения, которые называются «промежуточными».
3. Положительный, отрицательный или смешанный
При положительном моделировании выученное поведение воспринимается социальной средой как адекватное, в то время как в отрицательном приобретает деструктивное поведение . Например, когда ребенок видит, как его отец нападает на его мать. В случае смешанного моделирования сначала усваивается неадекватное поведение, а затем приемлемое.
4. Живой, символический или тайный
В этом случае релевантной переменной является способ представления модели. Если он присутствует, то это живое моделирование; если вы наблюдаете это косвенно, как в видеозаписи, то моделирование символическое ; наконец, мы говорим о скрытом моделировании, если человек, который учится, делает это, воображая поведение модели.
5. Индивидуальное или групповое
Индивидуальное моделирование происходит, когда присутствует только один наблюдатель, тогда как в группе больше людей, изучающих поведение.
6. Одиночные или множественные
Различие аналогично предыдущему случаю, хотя количество моделей различается, а не количество наблюдателей. Когда моделирование является множественным , обобщение обучения больше , потому что субъект подвергается различным поведенческим альтернативам.
7. Моделирование или самомоделирование
Иногда человек, который моделирует, является тем же человеком, который наблюдает ; в таких случаях мы называем этот процесс «самомоделированием». Символическое автомоделирование с помощью видеомонтажа оказалось очень полезным для лечения избирательного мутизма.
8. Совместное и неучастие
Мы говорим о совместном моделировании, когда наблюдатель взаимодействует с моделью , которая также может управлять подкреплением; это могло бы произойти, например, в случае с терапевтами или логопедами. Напротив, при моделировании без участия субъект не связан с моделью, а знает только последствия своего поведения.
9. Домен (мастерство) или копинг (копинг)
Критерием, отличающим эти два типа моделирования, является степень компетентности модели. В моделировании предметной области человек, которому нужно подражать, с самого начала имеет возможность правильно, без ошибок выполнять целевое поведение.
По минусам, модели совладания приобретают навыки , необходимые для осуществления поведения, аналогичного процессу, который будет иметь место у наблюдателя. Считается, что этот тип моделирования имеет тенденцию быть более эффективным, чем домен, потому что он более значим для наблюдателя.
- Возможно, вам интересно: «10 наиболее часто используемых когнитивно-поведенческих техник»
Моделирование педагогической психологии (февраль 2023 г.).
Обучение моделированию
Что такое обучение моделированию?
Моделирование — это процесс обучения путем копирования поведения других. Его также называют Observational Learning . Люди моделируют друг друга естественно — например, дети используют моделирование, чтобы научиться завязывать шнурки на ботинках или пользоваться посудой. Моделирование обучения включает особый вид нейронов, известный как зеркальный нейрон . Людей с имитируемым поведением называют моделями .
В сфере образования моделирование используется преподавателями в качестве учебной стратегии, позволяющей сэкономить время на преподавании и улучшить свои навыки преподавания. Каждый раз, когда преподаватель объясняет студенту концепцию, он моделирует.
Согласно теории социального обучения Альберта Бандуры , чистый бихевиоризм не может объяснить, почему процесс обучения происходит в отсутствие внешнего подкрепления. Альберт Бандура чувствовал, что внутреннее психическое состояние или когнитивные процессы также должны играть роль в эффективности обучения и что процесс моделирования учитывает гораздо больше, чем имитация. В случае подражания человек почти не копирует то, что делает модель.
youtube.com/embed/TWRPGV-5c68″ title=»7 Lesson Modelling Tips by @TeacherToolkit»>
Что мы подразумеваем под ментальным моделированием?
В Structural Learning мы поощряем принципы активного обучения метапознания. Это вовлекает детей в создание моделей их мыслительных процессов. Используя нашу методологию построения блоков, ребенок может получить внутреннюю картину человеческого обучения и того, как оно происходит. Педагогика преимущественно основана на идее организации наших мыслей. Этот процесс моделирования позволяет ребенку видеть свои мысли и в то же время иметь возможность модифицировать их. Этот опыт дает возможности для положительного закрепления ключевых моделей поведения в процессе обучения. Выделение времени для обучения таким методикам дает детям возможность поиграть со своими новыми идеями. Социальное поведение, возникающее в результате этих действий, позволяет детям выражать свои мысли друг другу. Это действует как стартовая площадка для лучшего письма, поскольку ученикам дается время, чтобы репетировать то, что они собираются написать.
Использование моделирования для построения планов эссе
Каковы этапы обучения моделированию?
Согласно Albert Bandura — Social Learning Theory, эффективность обучения может проявляться при наблюдении за социальным поведением других и последующем моделировании того, что другие говорят или d o. Бандура объяснил определенные шаги в процессе моделирования, которые необходимо выполнить, чтобы обучение было успешным:
- Во-первых, , нужно сосредоточиться на том, что делает модель — это называется вниманием.
- Во-вторых , они должны помнить или сохранять то, что наблюдали; это называется удержанием.
- В-третьих , они должны выполнять то поведение, которое наблюдали и сохраняли в памяти; этот шаг называется воспроизведением.
- Наконец , им нужна мотивация. Они должны быть готовы копировать поведение, а мотивация к копированию зависит от того, что случилось с моделью. Если бы модель была наказана, у человека было бы меньше мотивации копировать модель. Это известно как заместительное наказание. С другой стороны, если бы модель поощрялась за поведение, у человека было бы больше мотивации копировать ее. Это называется косвенным подкреплением.
Создание моделей предложений с использованием наших блоков
Какие существуют типы моделей?
Бандура указана 3 Типы моделей:
Живая : Живая модель указывает на поведение человека. Например, Кэтрин встала на доску для серфинга, чтобы Стейси могла видеть, как она это делает.
Вербальная : Вербальная модель не включает в себя какой-либо акт выполнения поведения, а скорее описывает или объясняет поведение. Это лучшая стратегия в случае нехватки времени. Например, футбольный тренер говорит юным игрокам бить по мячу боковой частью стопы, а не носком.
Символический : Символическая учебная модель может быть реальными людьми или вымышленными персонажами, демонстрирующими поведение в рассказах, фильмах, видеоиграх, телешоу, источниках в Интернете и т. д. Например, видеомоделирование часто используется, чтобы помочь детям с нарушениями развития нервной системы учиться новые навыки. Он также используется, чтобы помочь детям с расстройством аутистического спектра уменьшить вызывающее поведение, такое как истерики и агрессия.
Создание моделей с помощью символов
Как вы можете мотивировать детей демонстрировать приемлемое поведение?
Бандура исследовала моделирующее поведение детей , в частности, моделирующее поведение взрослых, склонное к насилию и агрессивному поведению. Для эксперимента он использовал 5-футовую надувную куклу. В его эксперименте наказание учителей за агрессивное поведение повлияло на агрессивное поведение детей. В одном сценарии воспитатель демонстрировал агрессивное поведение по отношению к кукле, бросая, бить и даже бить куклу в присутствии ребенка. В ответ на поведение воспитателя наблюдались два типа ответов детей. Когда инструктора игнорировали или хвалили (и не наказывали за его поведение), ученики подражали тому, что делала инструктор, и даже повторяли ее слова. Они кричали, пинали и били куклу. С другой стороны, когда инструктора наказывали за плохое поведение, у студентов уменьшалась склонность выступать в роли инструкторов.
После этого эксперимента Альберт Бандура пришел к выводу, что люди видят и учатся, и эффективность их обучения может иметь как антисоциальные, так и просоциальные эффекты. Позитивные или просоциальные модели могут использоваться для стимулирования социально приемлемого поведения. Особенно родители должны обратить внимание на этот результат. Если они хотят, чтобы их дети читали, они должны читать им. Держите коллекцию книг дома. Пусть дети видят, как они читают. Расскажите о каких-нибудь новых или своих любимых книгах. Точно так же, если родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, дети должны видеть, как их родители занимаются спортом, правильно питаются и проводят время, занимаясь физической культурой. Родители могут использовать ту же стратегию для развития таких качеств, как честность, вежливость и доброта в своих детях. Основная концепция заключается в том, что дети видят и учатся у своих родителей, даже ценностям своих родителей. Поэтому родители должны оставаться последовательными. Дети склонны копировать то, что делают их родители, а не то, что они говорят. Точно так же, родители, есть много общественных деятелей, таких как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг-младший , которые считаются просоциальными моделями, поскольку они могут спровоцировать глобальные социальные изменения.
Структура навыков обучения
Каковы антисоциальные последствия моделирования обучения?
Важно обсудить антисоциальное моделирование или наблюдательное обучение . Исследования показывают, что дети склонны копировать агрессивное поведение своих родителей. По этой причине большинство детей, подвергшихся насилию, вырастают и сами становятся насильниками. Исследования показывают, что почти 30% детей, подвергшихся насилию, вырастают и в будущем становятся жестокими родителями. Люди с большей вероятностью будут следовать тому, что они знают. Когда дети видят, как их родители борются с разочарованием и гневом посредством агрессивных и насильственных действий, они также учатся вести себя таким образом. К сожалению, разорвать этот порочный круг сложно.
Исследования показывают, что жестокие видеоигры, фильмы и телевизионные шоу могут иногда выступать в качестве механизмов обучения навыкам 21-го века, но они также могут вызывать антиобщественное моделирующее поведение . Насилие в СМИ может не только спровоцировать агрессивное поведение, но и многократное столкновение с актами насилия также делает людей менее чувствительными к нему.
Что увеличивает вероятность того, что поведение будет имитировано?
По Альберт Бандура — Теория социального научения, ниже приведены факторы, повышающие вероятность того, что поведение будет имитировано.
- Люди, получившие вознаграждение за свое поведение;
- Люди, которых мы чувствуем как лелеющие и теплые;
- Люди со схожими интересами или одного возраста и пола;
- Люди более высокого социального статуса или те, кем мы восхищаемся;
- Люди на авторитетной должности;
- Когда ситуация незнакома , двусмысленна или запутана;
- Когда нам не хватает уверенности в своих способностях или знаниях;
- Когда мы были вознаграждены за подражание тому же поведению в прошлом
Согласно Альберту Бандуре — Теория социального обучения — обучение может происходить путем наблюдения за другими, а затем моделирования того, что другие говорят или делают.