Моделирование психологическое . Что такое «Моделирование психологическое «? Понятие и определение термина «Моделирование психологическое » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Моделирование психологическое (греч. psyche – душа, logos – учение, лат. modulus – образец) – особый метод изучения в лабораторных условиях, который используют в различных психологических исследованиях.
Психологическое моделирование заключается в создании специальной психогенной ситуации, которая позволяет изучать поведение человека, обусловленное его психической природой. Приемы моделирования психологического варьируются в зависимости от целей исследования (обучения или обследования), однако можно выделить ряд общих свойств.
Во-первых, это сочетание естественных и искусственных критериев: естественный объект (человеческая психика или психика животного) и лабораторные условия (кабинет психотерапевта, диагностический центр и тд). Во-вторых, комбинирование методических пособий (например, инструкций), технических средств и препаратов (например, психоделиков). В-третьих, все действия целенаправленны (цель – объект воздействия) и подлежат обязательной фиксации — для того, чтобы была возможность анализа данных. Психологическое моделирование – важный инструмент во всех видах психологической работы, начиная от диагностики и заканчивая коррекцией.
Примечательно, что в практике психотерапевтов психогенные ситуации нередко сами по себе выступают в качестве способа оказания психологической помощи. Так, например, в психодраме сценическое действие нацелено на достижение терапевтического эффекта (катарсис). Один из самых специфических видов моделирования психологического – психотренинги, в которых наиболее ярко проявляются перечисленные выше свойства.
< Мировоззрение человека
Моноспекция >
Популярные термины
Моделирование психологическое
Как переписать сценарий жизни? Теория
Мы часто воспринимаем Новый год как переход в следующий этап нашей жизни: это время, когда хочется подводить итоги и размышлять, делиться своими историями с другими. И если раньше мы рассказывали их у костра в походе или на кухне у подруги, то сегодня ‒ в твиттере или в фейсбуке. Жизненные истории помогают нам скорректировать представления о прошлом, лучше прочувствовать настоящее и, наконец, с оптимизмом посмотреть в будущее.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Позволяйте проявлять самостоятельность»: 9 советов родителям детей с сильным характером
- «Мужчина cначала „исчез“ на месяц, а потом предложил остаться друзьями»
- «Иногда мне кажется, что я ненавижу свою дочь»
- «Золотое правило»: 8 советов, чтобы улучшить отношения — попробуйте с партнером
- Что делать, если мать мешает вам жить: интервью психотерапевта
- Родители и дети: опасные последствия тайной зависти
- «Стоит ли выходить замуж за человека, страдающего „интеллектуальным расизмом“?»
- Как сохранить свои ценности и себя во времена хаоса: 5 шагов
Сегодня читают
- «В армию — не раньше 21 года»: в чем польза изменения призывного возраста в России?
- Как понять, что вас не слушают: 3 общие фразы — неожиданные выводы ученых
- «Жалею, что призналась мужу в измене. Как вернуть хорошие отношения?»
- «Соглашаясь с ролью любовницы, я потеряла три года»: откровенная история читательницы
- «Каждый раз, когда отношения становились серьезными, я уходила. Почему?»
- «После конфликта мужчина уехал жить к маме и уже месяц не возвращается. Делать ли первый шаг?»
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72
Подробнее
спецпроекты
1.7. Моделирование как метод исследования массовой коммуникации
Моделирование – метод получения новых знаний путем вывода по аналогии. Модель при этом определяется как некоторая система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Логической основой метода моделирования является умозаключение по аналогии, когда посылка относится к одному объекту, а вывод – к другому. Вывод о тождестве некоторых отношений делается на основании тождества других отношений в тех же системах.
Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов выделяют 3 функции моделей:
- логическая функция (упорядочивание, структурирование имеющихся данных),
- образная функция (наглядность представления о структуре),
- практическая функция (обеспечение возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к измерительным процедурам).
Основы применения метода в советской психологической науке заложены А. А. Братко, И. Б. Новиком, К. Б. Батороевым. Представления о средствах и целях моделирования в социальной психологии разработаны Е. С. Кузьминым. Традиционно модели разделяют на вещественные и знаковые. Вещественные модели имеют природу, сходную с природой изучаемого объекта. В частности, при изучении одних социально-психологических явлений (например, убеждение группы) в качестве модели избираются другие (например, убеждение индивида). Знаковая модель отражает свойства изучаемого объекта, не имея общей с ним природы; такая модель может быть представлена формулой или рисунком.
Примером может послужить известная знаковая модель П. В. Симонова, отражающая зависимость эмоциональной реакции организма от познавательной активности:
Э = f (П, (Ин-И с) …),
где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Одна из наиболее известных знаковых моделей в теории коммуникации – модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла: коммуникатор – сообщение – канал – реципиент – эффективность.
Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов, вслед за А. Молем [56], применявшим кибернетический метод при изучении социодинамики культуры, выделили следующие
1) нахождение образной аналогии между изучаемой системой и другой, более изученной;
2) проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;
3) введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;
4) проверка существенности, ценности аналогии, т. е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.
После признания полезности модели-аналога начинаются этапы детализации модели:
5) установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия является вполне справедливой;
6) исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых отвлекались на первых этапах;
7) описание предложенной модели максимально формальным образом [52].
Использование метода моделирования в ходе исследования массовой коммуникации позволяет выделить основные направления анализа, определить структурные и функциональные отношения между факторами коммуникации. Значительные объемы аудитории массовой коммуникации, например, телевидения и Интернет, затрудняют ее исследование. Однако построение моделей массовой коммуникации в рамках ограниченной общности позволяет получить достаточно валидные данные о процессах распространения информации.
Например, в ходе деловой игры «Выборы–2005» в Студенческий совет факультета психологии ИГУ, организованной Лабораторией социальной психологии, была смоделирована ситуация непосредственного агитационного воздействия кандидатов на избирателей. Изучение закономерностей воздействия проводилось по результатам наблюдения открытых дебатов кандидатов перед аудиторией электората – первокурсников. Результаты исследования позволили определить характеристики речевой активности, сопутствующие эффективности
Таким образом, достоинством метода моделирования по сравнению с другими методами исследования массовой коммуникации является возможность создания ситуации коммуникативного воздействия и контроля над ней.
Эксперимент – предыдущая | следующая – Метод семантического дифференциала
Оглавление
Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации
Консультация психолога детям, подросткам, взрослым
Модель научного исследования в психологии – Методы исследования в психологии
Обзор научного метода
Цели обучения
- Обзор общей модели научных исследований в области психологии.
На рис. 2.1 представлена простая модель научного исследования в психологии. Исследователи формулируют вопрос исследования, проводят эмпирическое исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализируют полученные данные, делают выводы относительно ответа на вопрос и публикуют результаты, чтобы они стали частью исследовательской литературы (т. е. все опубликованные исследования в этой области). Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 2.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить. Но даже в этих случаях исследователь начинал с проверки исследовательской литературы, чтобы увидеть, был ли уже дан ответ на вопрос, и уточнить его на основе того, что уже было обнаружено предыдущим исследованием.
Рис. 2.1. Простая модель научных исследований в психологии
Эта модель хорошо описывает исследования Мела и его коллег. Их исследовательский вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был подсказан им как стереотипами людей, так и утверждениями, опубликованными в исследовательской литературе об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами), сформировали свои выводы и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т. д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой.
Читать в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или зайдите на youtu.be/XToWVxS_9lA
В качестве другого примера рассмотрим, что по мере того, как сотовые телефоны стали более распространенными в 1990-х годах, люди начали задаваться вопросом, оказывает ли и в какой степени использование сотовых телефонов негативное влияние на вождение. Многие психологи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения (например, Collet, Guillot, & Petit, 2010) [1] . Из ранее опубликованных исследований стало ясно, что выполнение простой вербальной задачи ухудшает производительность перцептивной или двигательной задачи, выполняемой в то же время, но никто не изучал конкретно влияние использования мобильного телефона на вождение. В тщательно контролируемых условиях эти исследователи сравнивали эффективность вождения людей при использовании мобильного телефона с их эффективностью без использования мобильного телефона как в лаборатории, так и в дороге. Они обнаружили, что способность людей обнаруживать дорожные опасности, время реакции и сохранять контроль над транспортным средством ухудшались из-за использования мобильного телефона. Каждое новое исследование публиковалось и становилось частью растущей исследовательской литературы по этой теме. Например, другие исследовательские группы впоследствии продемонстрировали, что разговоры по мобильному телефону несут больший риск, чем разговоры с пассажиром, осведомленным об условиях вождения, которые часто становятся предметом разговора (например, Drews, Pasupathi, & Strayer, 2004) [2] .
Атрибуция видео
- «Понимание отвлекающих факторов водителя» Американской психологической ассоциации. Стандартная лицензия YouTube.
- Колле, К. , Гийо, А., и Пети, К. (2010). Звонки во время вождения I: обзор эпидемиологических, психологических, поведенческих и физиологических исследований. Эргономика, 53 , 589–601. ↵
- Дрюс, Ф. А., Пасупати, М., и Стрейер, Д. Л. (2004). Разговоры пассажиров и мобильных телефонов в моделируемом вождении. Протоколы ежегодного собрания Общества человеческого фактора и эргономики, 48 , 22:10–22:12. ↵
2.1 Модель научных исследований в психологии – Методы исследования в психологии
Цели обучения
- Рассмотрите общую модель научных исследований в психологии.
На рис. 2.1 представлена простая модель научного исследования в психологии. Исследователь (который чаще всего представляет собой небольшую группу исследователей) формулирует исследовательский вопрос, проводит исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализирует полученные данные, делает выводы об ответе на вопрос и публикует результаты, чтобы они становятся частью исследовательской литературы. Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 2.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить. Но даже в этих случаях исследователь начинал с проверки исследовательской литературы, чтобы увидеть, был ли уже дан ответ на вопрос, и уточнить его на основе того, что уже было обнаружено предыдущим исследованием.
Рисунок 2.1 Простая модель научных исследований в психологии
Эта модель хорошо описывает исследования Мела и его коллег. Их вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был навеян им как стереотипами людей, так и опубликованными заявлениями об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами) и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т. д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой.
Чтение в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или зайдите на youtu.be/XToWVxS_9lA
В качестве другого примера рассмотрим тот факт, что сотовые телефоны получили более широкое распространение в 1990-х годах, и люди начали задаваться вопросом, оказывает ли и в какой степени использование сотовых телефонов негативное влияние на вождение. Многие психологи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения (Collet, Guillot, & Petit, 2010) [1] . Из ранее опубликованных исследований стало ясно, что выполнение простой вербальной задачи ухудшает производительность перцептивной или двигательной задачи, выполняемой в то же время, но никто не изучал конкретно влияние использования мобильного телефона на вождение. В тщательно контролируемых условиях эти исследователи сравнивали эффективность вождения людей при использовании мобильного телефона с их эффективностью без использования мобильного телефона как в лаборатории, так и в дороге. Они обнаружили, что способность людей обнаруживать дорожные опасности, время реакции и сохранять контроль над транспортным средством ухудшались из-за использования мобильного телефона. Каждое новое исследование публиковалось и становилось частью растущей исследовательской литературы по этой теме.
Ключевые выводы
- Исследования в области психологии можно описать с помощью простой циклической модели.