Моральные чувства это: МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА это

Моральные чувства и их виды

Для того чтобы объяснить, что такое моральные чувства, следует для начала определить, что такое чувства вообще. Итак, если сравнивать такие понятия, как «восприятие», «ощущения», «мышление» с «чувством», то в первом случае мы просто отображаем воспринятое нами, во втором же мы проявляем своё непосредственное отношение к происходящему. Чувства – это личностное отношение индивида к познаваемому и к самому себе.

Различают высшие (нравственные, эстетические, интеллектуальные) и низшие (удовлетворение физических и физиологических потребностей) чувства.

Моральные чувства возникают под влиянием общества. В каждом социуме существуют определенные рамки дозволенного. К примеру, то, что принято у славян, может быть отвергнуто арабами, и наоборот. Общество устанавливает свои нормы, затем человек вбирает в себя эти нормы и живет в соответствии с ними. Что же будет, если конкретная личность откажется действовать в соответствии с моралью?

В случае несоблюдения этих норм, человек может вызвать отрицательное отношение к себе, которое выражается в чувствах угрызения совести, вины, стыда. Также туда можно отнести чувства зависти, жалости, ревности. Вне всякого общества у человека не было бы понятия о приличии или неприличии своих поступков, о красоте или уродстве своего лица и т.д. И всё же, как понять, что такое «норма» и кем она устанавливается?

В последнее время в мире произошли изменения, переоценки ценностей. Как по мне, в социальной сфере самым заметным изменением является сексуальная революция. То, что считалось раньше безнравственным – сейчас поднимается до нормы. К примеру, на данный момент считается нормой, что невеста до свадьбы уже не девственница, в былые времена подобная оплошность была бы позором на весь род и презрением девушки блюстителями морали.

Другой пример. Моральным ли будет убийство человека? Как по мне, однозначный ответ дать нельзя. Нужно смотреть по обстоятельствам, по контексту. Было ли это в целях самозащиты, возможно, это была месть или это просто действие на основе алчности? Исходя из ответа, можно сделать вывод о моральности и судить, будет ли это преступлением вообще.

Эти примеры я привожу для того, чтобы показать, что мораль – это понятие настолько индивидуальное и относительное, что в определенных случаях её можно так извратить, что закоренелый преступник может оказаться орудием справедливости в этом порочном мире.

Что же тогда будет мерилом морали, как не черно-белое разделение на «хорошо» и «плохо»? Я полагаю, что нельзя однозначно сказать, что всё нехорошее – плохое, и наоборот, всё неплохое – хорошее. Если основой морали является совесть – то задачей правильного её взращивания у человека будет демонстрация того, что только широкий кругозор и гибкое мышление отдельно взятого человека, а не всего общества, может иметь право быть мерилом, ибо общество часто может ошибаться, будучи попросту однобоким.

И всё же, мораль нам нужна для того, чтобы поддерживать видимость порядка в обществе. Мораль нужна нам также, как и религия, ведь они помогают контролировать людей. Ведь не было бы у нас нравственных понятий – мы бы просто вернулись к истокам первобытного устоя. Мораль – это отражение степени развития социума и она является неотъемлемой частью его градации.

Итак, чтобы подытожить сказанное, хотелось бы сделать акцент на ряде понятий:

Чувство – это наша реакция на происходящее вокруг;

Моральное чувство – это наша реакция на определенные нравственные ценности, которые сформировались под влиянием общества.

Моральные чувства, наравне с эстетическими и интеллектуальными, относятся к высшим чувствам, тогда как к низшим чувствам относится удовлетворение физических и физиологических потребностей.

значение определения, понятия и виды чувств

Для того чтобы дать определение понятию «моральные чувства», следует для начала выяснить, что же такое чувства в целом. Часто чувства идут в одном ряду с такими понятиями, как восприятие, ощущение, мышление. Эти категории ответственны за отображение воспринятых человеком событий и указывают на непосредственное отношение личности ко всему, что происходит в окружающем мире. Моральные чувства и моральные нормы тесно взаимосвязаны.

Что такое чувства?

С точки зрения психологии, чувства – это индивидуальное отношение человека к тому, что он познает, к окружающим и к самому себе. Подразделяются они на две категории – низшие и высшие чувства. К первой категории можно отнести удовлетворение любых физиологических потребностей, вторая категория подразумевает нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.

Откуда появляются моральные чувства?

В первую очередь под влиянием общества и окружающей действительности. Любая среда, в которой функционирует человек, имеет свои рамки разрешенного поведения. То, что нормально для одних, может быть совершенно неприемлемо для других. Это зависит от народности, религии и даже страны, в которой проживает человек. Общество устанавливает нормы поведения, а человек живет в соответствии с этими принятыми нормами. Кажется, что все просто, общество устанавливает – мы следуем, но что же будет, если конкретный индивид откажется жить в соответствии с предложенными нормами морали?

Что будет, если отвергнуть нормы морали?

В первую очередь несоблюдение предписанных моралью норм и правил поведения вызывает негативные эмоции не только со стороны общества, но и у человека по отношению к самому себе. Проявляется это в угрызениях совести, чувстве вины, стыда и даже ревности и жалости. Если бы не существовало общество, то индивиды не имели бы представления о том, что такое правила приличия, не различали бы красоту и уродство, правильность и неправильность поступков и так далее. Но вопрос остается открытым: «Что такое нормы морали, как и кем они устанавливаются?»

Мораль и современный мир

В последнее время ведутся бурные дискуссии на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. В обществе происходит переоценка ценностей, мир вокруг нас претерпевает серьезные изменения, и мы меняемся вместе с ним. Можно заметить, что то, что когда-то считалось позорным и безнравственным, сейчас воспринимается обществом нормально. Самый яркий пример – сексуальная революция. Если раньше жених у невесты был первым и единственным, а любое отклонение от данного правила вызывало негативные эмоции у общества, то теперь все совсем по-другому.

А можно ли считать моральным причинение вреда другому человеку? Сложно ответить конкретно на данный вопрос, даже Уголовный кодекс принимает во внимание обстоятельства преступления, и мы можем говорить о смягчающих признаках. Если преступление было совершено в ходе самозащиты, можно ли называть такой поступок аморальным? Ответ каждый дает сам себе, основываясь на воспитании и личных принципах.

Именно поэтому мораль – сугубо индивидуальное понятие. Однако принятие основ морали – это порядок в обществе. Если бы у человека не были заложены нравственные принципы, мир вернулся бы к первобытному обществу. Мораль – это доказательство развитости социума.

Как возникают высшие чувства?

В первую очередь высшие моральные чувства возникают в сознании человека, когда тот в своем поведении основывается не на своих желаниях, а на требованиях, которые выдвигает общество. В процессе воспитания эти требования должны прочно засесть в сознании человека, чтобы в будущем они стали его собственными требованиями к самому себе. Зачастую эти чувства появляются в сознании человека на основе определенного случая или события, произошедшего в жизни. Также это может быть только временное переживание. Нередко моральные чувства возникают после обобщения восприятия многих явлений действительности.

С развитием общества человек приобрел навык к восприятию происходящего вокруг не только на основе морали, но и на основе оценки этих событий. Здесь появляется одна из составляющих морали – эстетические чувства.

Моральные чувства – это устойчивое отношение индивида к обществу и к самому себе. Какими же бывают эти чувства?

Гуманность

Данное моральное чувство основывается на нравственных принципах и ценностях человека. Именно эта категория чувств направляет человека в познании таких явлений, как признание прав, свободы и достоинства окружающих людей. Проявляется оно через диалог, помощь, сопереживание. Нравственное чувство и моральное поведение — основа гуманности.

Честь

Данная категория отвечает не только за отношение человека к самому себе, но и за то, как к нему относится общество и окружающие люди. Это высшее нравственное чувство – признание общественностью определенных достижений человека.

В это понятие входит желание человека поддерживать свою репутацию, доброе имя, достоинство. К этой категории можно отнести и чувство моральной ответственности.

Интеллектуальные чувства

Возникают у человека в процессе познания того или иного явления. Жажда знаний, эйфория от изучения чего-то неизведанного, чувство тайны, сомнение, удивление, уверенность – все эти чувства неразрывно связаны с понятием морали. Источником интеллектуальных эмоций является творческая, научная и исследовательская деятельность.

Эстетические чувства

Данная категория отвечает за чувство прекрасного, за любовь к красоте, которая возникает в связи с явлениями и событиями, вызывающими эстетическое наслаждение и восторг. Эти чувства отвечают за отношение человека к предметам и явлениям. Например, человек хочет научиться рисовать потому, что данная деятельность порождает эстетические чувства.

Каждая деятельность человека основывается на влечении к прекрасному. Поэтому эстетические чувства реализуются фактически в любой сфере деятельности.

Чувство комического

Данная категория признана одной из самых сложных, так как сочетает в себе три главные стороны – мораль, эстетику, интеллектуальность. Выражаться чувство смешного может в абсолютно разнообразных формах. Например, доброжелательное отношение, симпатия превращается в чувство юмора. Противоположность юмору – сатира, чувство, которое насквозь пропитано злобой. Все мы не раз слышали, что лучшее лекарство – это смех, именно он борется с негативными эмоциями, возникающими в сознании человека.

Чувство юмора одновременно может быть и эстетическим, и интеллектуальным, и моральным. Поэтому в психологическом плане данные чувства не так-то просто различать.

Высшими данные чувства называются только потому, что они объединяют все разнообразие эмоциональных отношений человека с обществом и самим собой.

Понимание общества: моральные эмоции

Почему люди поступают нравственно? Почему люди действуют альтруистично, сдерживают свои обещания или действуют справедливо? Иногда считают, что часть ответа заключается в том, что у людей есть «моральные эмоции», и эти эмоции играют ключевую роль в совершении моральных действий.

Что такое моральная эмоция? Я уверен, что найдутся специалисты, которые предложат разные определения этого понятия; но я предполагаю, что моральная эмоция — это чувство или аффект, реагирующий на ситуацию других живых существ. Симпатия, сострадание, юмор, привязанность и уважение — все это примеры моральных эмоций; но таковы же антипатия, соперничество, зависть и расовая неприязнь. Этот перечень показывает, что то, что я называю «моральными эмоциями», не обязательно является «моральным» — получение удовольствия от страданий других морально непривлекательно, но относится к категории чувств, которые реагируют на ситуацию другого.

Существует родственная категория эмоций, которую философы иногда называют «когнитивными эмоциями». Это чувства, которые зависят от наличия определенных убеждений. Чувство благодарности — это познавательная эмоция; не имеет смысла приписывать это психическое состояние кому-то, не приписывая также этому человеку некоторый набор фактических убеждений о том, что произошло, в свете которых чувство благодарности имеет смысл. (Эндрю Ортони, Джеральд Клор и Аллан Коллинз проводят теоретическое обсуждение этой темы в книге «Когнитивная структура эмоций».)

Эти две категории не полностью совпадают. Есть моральные эмоции, которые имеют познавательную основу. Но есть и моральные эмоции, не имеющие когнитивной основы, например эмоциональная реакция большинства людей на улыбающегося младенца. А есть когнитивные эмоции, не имеющие социального компонента, например страх перед болезнью.

Понятно, что нормальные люди испытывают подобные эмоции и чувства. Как мы должны учитывать их в нашей теории действия? Как эмоции влияют на поведение? Некоторые эмоции, по-видимому, обладают непосредственной каузальной способностью создавать предрасположенность к определенным видам действий (предрасположенность, которая, тем не менее, может быть подавлена ​​высшими функциями самоконтроля). Злой человек склонен набрасываться на других. Человек, испытывающий сочувствие, расположен к оказанию помощи людям, оказавшимся в непосредственной нужде. Испуганный человек склонен отступать от пугающей ситуации. Человек, испытывающий грусть, может быть заторможен в любых действиях. Таким образом, эмоции имеют прямое отношение к действию.

Это короткий шаг от признания факта такого рода эмоций до вопроса, есть ли для них эволюционная основа. Были ли социальные эмоции, такие как сочувствие, психологическими способностями, которые давали репродуктивное преимущество ранним приматам? Создали ли эти эмоции возможность форм сотрудничества, которые позволили приматам и первобытным людям добиться большего успеха в своей среде, чем это было бы возможно в противном случае? Это тема, которую Аллан Гиббард исследует в книге «Мудрый выбор, правильные чувства: теория нормативного суждения».

Некоторые философы действия (например, Дэвид Юм) хотели понимать эмоции как первичные или даже единственные мотивирующие силы, которые управляют действиями, а разум служит только для того, чтобы позволить действующему лицу приспособить действие к обстоятельствам. Другие (например, Аристотель) рассматривали разум как повелителя эмоций: разумное существо решает, что делать, независимо от того, какие эмоции оно или она испытывает. Согласно этой философии, «страсти» не являются надежным руководством к действию. Кант представлял крайнюю версию разумоцентрической теории действия: только действия, мотивированные признанием долга, являются нравственно достойными.

Некоторые философы считают, что нравственные эмоции являются необходимым компонентом нравственно порожденного поведения. Эти эмоции отвлекают человека от его/ее особых интересов и обеспечивают основу для действий, касающихся других. Считается, что моральные эмоции обеспечивают движущую силу, лежащую в основе альтруизма, доброжелательности и сочувствия. Считается, что без этих эмоций актера не тронут нужды и заботы других. Наиболее примечательным исключением из этого направления мысли является предложение Тома Нагеля в «Возможности альтруизма», где он утверждает, что когнитивный акт признания реальности других людей достаточен для порождения альтруистического поведения.

Эти идеи еще раз подчеркивают точку зрения, сделанную в предыдущих сообщениях: теория действия должна быть сложной и должна учитывать несколько способов, которыми сознание управляет поведением. Кажется очевидным, что у нас еще нет теории действия, которая учитывала бы нюансы мышления и поведения. Привычка, эмоция, характер, правила и обдумывание — все это играет роль в создании действий, но у нас пока нет хороших моделей того, как они работают вместе.

Вот диаграмма, предложенная Ортони, Клор и Коллинз, чтобы помочь классифицировать эмоции (19).

(Довольно много более ранних сообщений имеют отношение к этой теме. Поиск соответствующих ключевых слов, включая альтруизм, чувства, взаимность и сотрудничество, приведет к некоторым из этих дискуссий.)

Мораль из чувств | Деловая этика

Следующим пунктом в списке были «чувства». Кажется, это был бы популярный ответ, если бы вы спросили многих людей, откуда, по их мнению, берется мораль. Вероятно, многие люди считают, что нравственность исходит из них самих, из того, как они относятся к поступкам. Кто-то, кто придерживается такой точки зрения, вероятно, сказал бы, что их совесть говорит им, что является морально правильным и неправильным. Если действие кажется им неправильным, то оно морально недопустимо, а если оно кажется правильным, то оно морально допустимо.

Моральная теория, основанная на этом взгляде, называется сентиментализмом. Это называется так, потому что согласно этой моральной теории мораль исходит из ваших чувств (или чувств). Большинству сентименталистов нравится быть немного более конкретным в отношении чувств, которые они используют для определения моральной правильности и неправильности, потому что сказать, что какое-то действие «заставляет меня чувствовать себя плохо», было бы слишком расплывчато. Как правило, сентименталисты говорят, что особое настроение имеет значение

одобрение . Для сентименталиста, если вы чувствуете одобрение какого-то действия, то это действие морально допустимо. Если вы испытываете чувство неодобрения по отношению к действию, то оно недопустимо. Использование совести для определения моральной допустимости ограничено, потому что обычно для того, чтобы сработала ваша совесть, вы действительно должны совершить действие сами, и тогда ваша совесть заставит вас чувствовать себя плохо по этому поводу или заставит вас чувствовать себя хорошо. Но сентиментальность этим не ограничивается. Вам не нужно совершать действие самостоятельно — вам даже не нужно быть его свидетелем — чтобы понять, морально оно хорошо или морально плохо. Все, что вам нужно сделать, это подумать об этом.

Шотландский философ Дэвид Юм представил эту идею, указав, что всякий раз, когда вы находите действие морально хорошим (Юм использует термин «добродетельный») или морально плохим (Юм использует термин «порочный»), суждение исходит изнутри вас, не от самого действия. Он говорит, что моральные суждения подобны цветам или звукам. Это восприятия (чувства) внутри наблюдателя.

Совершить любое действие, которое может быть порочным: например, преднамеренное убийство. Исследуй его со всех сторон и посмотри, сможешь ли ты найти тот факт или реальное существование, которое ты называешь пороком. Как ни бери, найдешь только известные страсти, мотивы, воления и мысли. Другого факта в деле нет. Порок полностью ускользает от вас, пока вы рассматриваете объект. Вы никогда не сможете найти его, пока не превратите свое отражение в свою собственную грудь и не обнаружите в себе чувство неодобрения по отношению к этому поступку. Вот на самом деле; но это объект чувства, а не разума. Оно заключается в вас самих, а не в объекте. Так что, когда вы объявляете какой-либо поступок или характер порочным, вы не имеете в виду ничего, кроме того, что по конституции вашей природы вы испытываете чувство или чувство вины от созерцания этого. Следовательно, порок и добродетель можно сравнить со звуками, цветами, теплом и холодом, которые, согласно современной философии, являются не качествами объектов, а восприятиями в уме. И это открытие в морали, как и другое в физике, есть рассматриваться как значительный прогресс спекулятивных наук; хотя, как и это, это также мало или совсем не влияет на практику.

Ничто не может быть более реальным или беспокоить нас больше, чем наши собственные чувства удовольствия и беспокойства; и если они благоприятны для добродетели и неблагоприятны для порока, то больше ничего не требуется для регулирования нашего поведения и поведения[1].

Сентиментализм использует эти восприятия, или чувства, или похвалу и порицание, чтобы определить, что морально допустимо, а что недопустимо. Если вы рассматриваете какое-либо действие, например, пожертвование денег на благотворительность, вы можете испытывать чувство одобрения (Юм сказал бы «похвала») по этому поводу, тогда действие допустимо. Если вы обдумываете другое действие, например кражу конфеты у ребенка, и испытываете по этому поводу чувство неодобрения (Юм сказал бы «винить»), то действие недопустимо. Если вы обдумываете еще одно действие, например спасение маленького ребенка от утопления в мелком бассейне (настолько мелком, что нет опасности утонуть), и вы испытываете чувство неодобрения по поводу

, а не , то это обязательно.

Таким образом, для сентименталистов все, что необходимо, — это рассмотреть рассматриваемое действие и подумать о том, одобряете ли вы его совершение (допустимо), не одобряете ли вы его выполнение (недопустимо) или не одобряете его несовершение (обязательно). Таким образом, сентименталисты могут определять моральную правильность или неправильность действий, используя свои чувства.

Конечно, с сентиментальностью связана одна вопиющая проблема. Что, если кто-то не испытывает того чувства, которого мы ожидаем? Что, если они не одобряют идею украсть конфету у ребенка? Что, если они прекрасно относятся к пыткам и убийствам и не имеют никаких проблем с тем, чтобы позволить детям тонуть в неглубоких лужах? Что, если они просто не думают об этих вещах? Сентиментальный человек не может просто сказать: «Все в порядке, если у вас нет проблем с убийством людей, тогда вперед». Мы, вероятно, сказали бы, что этот человек — социопат, но это не решает проблему сентиментальных людей. Если вы хотите сказать, что нравственность исходит из чувств, то вы должны принуждать всех к одному стандарту. В любом случае, вы можете не одобрять или не одобрять что-то в менее крайних случаях в зависимости от вашего настроения, а моральная теория, зависящая от вашего настроения, не кажется очень хорошей системой.

Итак, сентименталисты придумали решение. Они говорят, что дело не в том, вы на самом деле испытываете чувство одобрения или неодобрения, а в том, заслуживает ли действие этого чувства. «Заслуги» означает что-то вроде «заслуживает». Итак, если действие заслуживает неодобрения, то и чувствовать неодобрение уместно. Например, убийство вызывает у чувство неодобрения. Даже если вы не чувствуете неодобрения, это было бы уместно, поскольку убийство заслуживает неодобрения. Таким образом, сентименталисты теперь могут сказать, что любые действия, заслуживающие чувства неодобрения, недопустимы, любые действия, заслуживающие чувства одобрения, допустимы, а любые действия, заслуживающие чувства неодобрения за бездействие, являются обязательными. Часто сентименталисты употребляют термины «хвалебность» (что заслуживает похвалы) и «порицаемость» (что заслуживает порицания).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *