2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».
Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными (достойными, благородными, правильными) и безнравственными. Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.
Основой морали являются — совесть (нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).
Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Качества, которые вызывают порицание у многих народов (пороки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро — главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь.
Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общечеловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности). С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности.
В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».Особенность морали состоит в том, что она основана на ценностях — предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного согласия человека с действительностью и самим собой). Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки — ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.
Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.
№3
Билет № 14
1. Нации и межнациональные отношения в современном мире.
Этносы — это исторически сложившиеся большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.
Нация — это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка и культуры.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью. Нации формируются в период развития товарно-денежных отношений. Им предшествуют племя и народность.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, обладающая государственностью.
Основные признаки нации:
— национальный культурный язык
— национальная культура (музыка, театр, кино и т.д.)
— единство социальной и экономической жизни
— традиции и обычаи
— школа
— пресса
— общность территории
Национальная культура — включает в себя все достояние народа, способ его существования, приспособления к природно-географической и общественно-исторической среде, в которой он живет.
Национальная культура включает в себя:
— язык, литературу, музыку
— формы одежды
— все виды пищи
— конструкцию и внутреннее убранство жилища
— праздники
— обряды
— традиции, обычаи
— формы этикета
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи.
Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и на сотрудничестве, равноправными и неравноправными.
Национальный вопрос — это вопрос о самоопределении нации и преодолении этнического неравенства. Корни нац. вопроса — в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения.
Причины межнациональных конфликтов:
— неудовлетворенность нации, не имеющей собственной государственности
— произвольно установленные национально-территориальные границы
— опасность размывания этноса в результате притока иноязычного населения
— ограничения в использовании национального языка
— ущемление прав и свобод по национальному признаку
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области нац. отношений:
— отказа от насилия и принуждения;
— поиска согласия на основе единодушия всех участников;
— признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
— готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
что такое мораль и как она меняется со временем
Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым». Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.
Откуда берется мораль? Ученые пока что не пришли к согласию в этом вопросе, однако есть несколько наиболее распространенных теорий:
Мораль Фрейда и супер-эго — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).
Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на социально-когнитивной и социально-эмоциональной перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.
Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к кому-то с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.
Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.
Если говорить о том, что является триггером развития морали, главенствующая современная точка зрения по этому вопросу близка к позиции, изложенной шотландским философом XVIII века Дэвидом Юмом. Он считал моральный разум «рабом страстей», и точка зрения Юма подтверждается исследованиями, которые предполагают, что на наши суждения о добре и зле влияют эмоциональные реакции, такие как сочувствие и отвращение. Подобное мнение согласуется с недавним открытием, согласно которому элементарное моральное чувство универсально и проявляется совсем рано. Так, младенцы в возрасте шести месяцев судят о людях по тому, как они относятся к другим, а годовалые дети проявляют спонтанный альтруизм.
Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного
Вполне возможно, что в будущем эта теория окажется ошибочной из-за полного отрицания разума. Ведь сами по себе эмоциональные реакции не могут объяснить один из самых интересных аспектов человеческой натуры — эволюцию морали.
Скажем, такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важнее, чем в 80-е годы, важность уважения к власти упала с начала XX века, в то время как суждение о добре и зле, основанное на преданности стране и семье, неуклонно возрастало. Такие результаты получили авторы исследования, опубликованного в
То, как мы должны понимать эти изменения в моральной чувствительности, — интересный вопрос. Мораль сама по себе не жесткая или монолитная система, теория моральных основ, например, выдвигает целых пять моральных риторик, каждая со своим собственным набором добродетелей и пороков:
Мораль, основанная на чистоте, идеях святости и благочестия. Когда стандарты чистоты нарушаются, реакция вызывает отвращение, а нарушители считаются нечистыми и запятнанными.
Мораль, основанная на авторитете, ценящая долг, почтение и общественный порядок. Ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание.
Мораль, основанная на справедливости, которая противостоит морали, основанной на авторитете. Судит о добре и зле, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения.
Внутригрупповая мораль, которая ценит верность семье, сообществу или нации и считает тех, кто угрожает им или подрывает их, аморальными.
Мораль, основанная на вреде, которая ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправоту с точки зрения страдания, плохого обращения и жестокости.
Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.
Историческое изменение моральных концепций
По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.
Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.
Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности.
Авторы упомянутого выше исследования решили выяснить, какой из этих взглядов лучше всего отражает изменение морали с течением времени, с помощью новой области исследований — культуромики. Культуромика использует очень большие базы текстовых данных для отслеживания изменений культурных верований и ценностей, поскольку изменение моделей использования языка с течением времени может выявить изменения в том, как люди понимают свой мир и самих себя. Для исследования были использованы данные ресурса Google Книги, в котором содержатся более 500 миллиардов слов из 5 миллионов отсканированных и оцифрованных книг.
Каждый из пяти видов морали был представлен большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть», «честность», «доброта» и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества. С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:
Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.
Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.
Мораль власти, основанная на иерархии, постепенно падала в течение первой половины столетия, а затем резко выросла, когда в конце 1960-х годов надвигающийся кризис власти потряс западный мир. Тем не менее после она вновь столь же резко отступила в течение 1970-х годов.
Групповая мораль, отраженная в общей риторике лояльности и единства, демонстрирует наиболее явную тенденцию к росту в XX веке. Заметный рост в периоды вокруг двух мировых войн указывает на преходящий подъем морали типа «мы и они» в сообществах, которым угрожает опасность.
Наконец, мораль, основанная на вреде, представляет сложную, но интригующую тенденцию. Ее известность падает с 1900 по 1970-е годы, прерываясь на небольшой рост в военное время, когда темы страданий и разрушения стали по понятным причинам актуальными. При этом резкий рост происходит и примерно с 1980 года, причем на фоне отсутствия единого доминирующего глобального конфликта.
Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.
То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем
Тем не менее что именно приводит к этим трансформациям — вопрос, открытый для обсуждения и предположений. Возможно, одним из главных двигателей нравственных изменений является человеческий контакт. Когда мы общаемся с другими людьми и разделяем общие цели, мы проявляем к ним свою привязанность. Сегодня мы общаемся с гораздо большим количеством людей, чем наши бабушки и дедушки и даже наши родители. По мере того как наш круг общения расширяется, увеличивается и наш «моральный круг». Тем не менее такая «контактная гипотеза» ограничена и не учитывает, например, как может измениться наше моральное отношение к тем, с кем мы никогда не общаемся напрямую: некоторые жертвуют деньги и даже кровь людям, с которыми у них нет контактов и мало общего.
С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.
Личные ценности и моральные устои общества
То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.
Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.
Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.
Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.
Избирательная мораль: как социальный контекст влияет на моральные ценности | Esade
Мораль – это стандарты общественной жизни, которые регулируют наше поведение . Мы используем наши моральные ценности, чтобы управлять нашими действиями и реакциями, внося постоянные микрокорректировки в зависимости от контекста ситуации, в которой мы находимся. до ориентироваться в повседневной жизни ; мы применяем другой набор стандартов и ожиданий к молодому неопытному работнику, чем к опытному менеджеру.
Но что определяет уровни гибкости, которые мы готовы применить для достижения результата, который мы считаем морально правильным? Как быстро мы готовы отказаться от наших ценностей перед лицом головоломки, когда поступок, который является морально правильным, может нанести вред нам или нашим близким?
Что определяет уровни гибкости, которые мы готовы применить для достижения результата, который мы считаем морально правильным?
Чтобы пролить свет на этот моральный лабиринт, Эсаде Jordi Quoidbach и соавторы Daniel A. Yudkin, Ana P. Gantman и Wilhelm Hofmann исследовали, как социальный контекст влияет на моральную значимость. В исследовании из шести частей, в котором приняли участие 1166 человек в течение нескольких месяцев, использовалось специальное приложение для смартфонов для многократной записи опыта участников и их контекста, широкомасштабный опрос, лабораторные эксперименты и контролируемые испытания.
Результаты, опубликованные в журнале Nature Communication, показывают, что люди будут ‘ выборочно активируют ’ различные моральные ценности в групповых ситуациях, в соответствии с требованиями социальной ситуации. Но когда речь идет об индивидуальных моральных ценностях — тех, которые формируют представления о собственных правах и свободах, — социальный контекст не имеет значения.
Другими словами, на моральные ценности, которые люди применяют к другим, влияет то, с кем они .
Подвижный моральный кодекс общества
Хорди Куойдбах объясняет: «Предыдущие исследования показывают, что0003 две группы моральных ценностей : обязательные, регулирующие поведение в группах, и индивидуализирующие, продвигающие личные права и свободы.
«Поскольку люди склонны мысленно активировать концепции в ситуациях, когда они окажутся полезными, значение, которое они придают моральным ценностям, может варьироваться в зависимости от того, с кем они находятся в данный момент. Связывающие ценности помогают регулировать поведение в коллективе , поэтому люди могут придавать этим ценностям большее значение, когда они находятся в присутствии близких, а не далеких людей. Само присутствие других может повлиять на моральное мышление».
Связывающие ценности помогают регулировать общественное поведение, поэтому люди могут придавать этим ценностям большее значение, когда они находятся в присутствии близких людей
Поскольку мораль считается клеем, скрепляющим общество , изучение социального контекста ее влияния важно для понимания того, почему люди могут реагировать способами, отличными от их моральной точки зрения. Предыдущие исследования предлагают несколько объяснений, в том числе простое лицемерие или естественную склонность защищать близких и назначать личное наказание с участием элемента личной заинтересованности.
Третье объяснение Куойдбаха, согласно которому моральные ценности «активируются» конкретными контекстами , обеспечивает более глубокое понимание несоответствий в моральном поведении, говорит он.
«Эта «моральная активация» может играть функциональную роль, помогая людям соблюдать соответствующие моральные ценности в данном контексте отношений и контролировать соблюдение этих ценностей другими людьми. Нарушения отдельных ценностей могут считаться неправильными независимо от того, где и когда они происходят, поэтому важность, которую люди им приписывают, не зависит от того, с кем они находятся. Но поскольку обязательные ценности касаются моральных обязанностей, налагаемых конкретными социальными отношениями, они могут быть особенно подвержен социальному влиянию ».
Психология морали
Выводы Куойдбаха и его соавторов предлагают понимание практических контекстов конкурирующих обязательных и индивидуальных ценностей .
«Например, исследование психологии информирования о нарушениях предполагает, что решение о том, сообщать ли о неэтичном поведении в собственной организации, отражает компромисс между лояльностью к своему сообществу и справедливостью по отношению к обществу в целом », — объясняет он.
Люди более склонны действовать в соответствии с обязательными ценностями, когда они находятся с близкими людьми именно потому, что контекст отношений активирует эти ценности в уме
«Другое исследование показало, что увеличение или уменьшение психологической дистанции людей от ситуации влияет на степень, в которой они применяют обязательные, а не индивидуализирующие принципы. Например, побуждая людей относиться к своим действиям отстраненно, а не погруженно, они с большей вероятностью будут применять беспристрастные принципы при наказании близких за моральные проступки. Напротив, вызывая чувство сопереживания по отношению к другим, увеличивается вероятность того, что люди проявят к ним фаворитизм в нарушение общих норм справедливости.
«Наша работа подчеркивает психологический процесс, который может помочь объяснить эти модели поведения : люди более склонны действовать в соответствии с обязательными ценностями, когда они находятся с близкими людьми, именно потому, что контекст отношений активирует эти ценности в уме».
Сопутствующее содержание: Как стать счастливее: подкрепленные исследованиями советы, которые помогут вам стать счастливее0004 — регулировать отношения, или что мораль плюралистична и отличается личными и безличными понятиями, такими как самоконтроль и трудолюбие. Выводы Куойдбаха выдвигают на первый план несколько новых областей для изучения.«Дальнейшие исследования могут плодотворно изучить, как различных контекста отношений влияют на важность моральных ценностей за пределами дихотомии связывания/индивидуализации», — говорит он. «Он также может исследовать, как определенные ценности, такие как справедливость, лояльность и чистота, взаимодействуют с конкретными социальными контекстами.
«Например, можно предположить, что такие ценности, как уважение (но не обязательно лояльность), будут играть роль при общении с корпоративным боссом. Наш анализ показывает, что здесь есть нечто большее, чем простая однородная активация всех значений привязки . Хотя наши прогнозы касались широкого влияния близких людей на связывающие и индивидуализирующие ценности, в будущей работе будет важно более точно указать, какие социальные условия активируют те или иные ценности.
«Понимание степени, в которой социальный контекст может влиять на неявную обработку моральной информации n, представляет собой многообещающую область будущей работы».
Весь письменный контент находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International license .
Внутренние моральные нормы (решение)
Философия 302: ЭтикаПрактический пример: Внутренние моральные нормы (решение)
Abstract: Один из способов решения предлагается тематическое исследование и некоторые общие выводы о разнице между моральными нормами и этическими нормами.
Большинству людей нетрудно определить, какие ситуации лучше или хуже других. Тот факт, что мы можем установить иерархию ценности указывает на то, что у нас есть какой-то внутренний моральный стандарт.
Чтобы получить представление об этой иерархии ценностей, мы сделаем следующее анализ:
(1) Отделите эмоциональные призывы и установите правило против
Мероприятия.
(2) Затем обобщите до общей категории действий.
3) Таким образом, просматривая категории, мы можем видеть то, что мы
склонны ценить наиболее глубоко.
Тот факт, что разные люди различаются по своим ценностям, указывает различия в темпераменте, воспитании, опыте и мышлении.
Моральное правило | Общая категория |
[A] Не следует использовать свое положение для недобросовестного вывода прибыль или преимущество | Деньги, имущество |
[B] Нужно немедленно помочь тем, кто серьезно ранен. |