что такое мораль и как она меняется со временем
Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым». Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.
Откуда берется мораль? Ученые пока что не пришли к согласию в этом вопросе, однако есть несколько наиболее распространенных теорий:
Мораль Фрейда и супер-эго — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).
Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на социально-когнитивной и социально-эмоциональной перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.
Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к кому-то с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.
Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.
Если говорить о том, что является триггером развития морали, главенствующая современная точка зрения по этому вопросу близка к позиции, изложенной шотландским философом XVIII века Дэвидом Юмом. Он считал моральный разум «рабом страстей», и точка зрения Юма подтверждается исследованиями, которые предполагают, что на наши суждения о добре и зле влияют эмоциональные реакции, такие как сочувствие и отвращение. Подобное мнение согласуется с недавним открытием, согласно которому элементарное моральное чувство универсально и проявляется совсем рано.
Так, младенцы в возрасте шести месяцев судят о людях по тому, как они относятся к другим, а годовалые дети проявляют спонтанный альтруизм.Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного
Вполне возможно, что в будущем эта теория окажется ошибочной из-за полного отрицания разума. Ведь сами по себе эмоциональные реакции не могут объяснить один из самых интересных аспектов человеческой натуры — эволюцию морали.
Скажем, такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важнее, чем в 80-е годы, важность уважения к власти упала с начала XX века, в то время как суждение о добре и зле, основанное на преданности стране и семье, неуклонно возрастало. Такие результаты получили авторы исследования, опубликованного в PLOS One, которое показало отличительные тенденции в моральных приоритетах людей в период с 1900 по 2007 год.
То, как мы должны понимать эти изменения в моральной чувствительности, — интересный вопрос. Мораль сама по себе не жесткая или монолитная система, теория моральных основ, например, выдвигает целых пять моральных риторик, каждая со своим собственным набором добродетелей и пороков:
Мораль, основанная на чистоте, идеях святости и благочестия. Когда стандарты чистоты нарушаются, реакция вызывает отвращение, а нарушители считаются нечистыми и запятнанными.
Мораль, основанная на авторитете, ценящая долг, почтение и общественный порядок. Ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание.
Мораль, основанная на справедливости, которая противостоит морали, основанной на авторитете. Судит о добре и зле, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения.
Внутригрупповая мораль, которая ценит верность семье, сообществу или нации и считает тех, кто угрожает им или подрывает их, аморальными.
Мораль, основанная на вреде, которая ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправоту с точки зрения страдания, плохого обращения и жестокости.
Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.
Историческое изменение моральных концепций
По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.
Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.
Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности.
Авторы упомянутого выше исследования решили выяснить, какой из этих взглядов лучше всего отражает изменение морали с течением времени, с помощью новой области исследований — культуромики. Культуромика использует очень большие базы текстовых данных для отслеживания изменений культурных верований и ценностей, поскольку изменение моделей использования языка с течением времени может выявить изменения в том, как люди понимают свой мир и самих себя. Для исследования были использованы данные ресурса Google Книги, в котором содержатся более 500 миллиардов слов из 5 миллионов отсканированных и оцифрованных книг.
Каждый из пяти видов морали был представлен большими, хорошо обоснованными наборами слов, отражающих добродетели и порок. Результаты анализа показали, что основные моральные термины («совесть», «честность», «доброта» и другие) по мере продвижения вглубь XX века стали использоваться в книгах значительно реже, что соответствует нарративу деморализации. Но, что интересно, примерно в 1980 году начался активный подъем обратно, что может означать поразительную реморализацию общества. С другой стороны, пять видов морали в отдельности демонстрируют кардинально разные траектории:
Мораль чистоты показывает те же падение и рост, что и основные термины. Идеи святости, благочестия и чистоты, а также греха, осквернения и непристойности падали примерно до 1980 года, а затем выросли.
Эгалитарная мораль справедливости не демонстрировала ни последовательного роста, ни падения.
Мораль власти, основанная на иерархии, постепенно падала в течение первой половины столетия, а затем резко выросла, когда в конце 1960-х годов надвигающийся кризис власти потряс западный мир. Тем не менее после она вновь столь же резко отступила в течение 1970-х годов.
Групповая мораль, отраженная в общей риторике лояльности и единства, демонстрирует наиболее явную тенденцию к росту в XX веке. Заметный рост в периоды вокруг двух мировых войн указывает на преходящий подъем морали типа «мы и они» в сообществах, которым угрожает опасность.
Наконец, мораль, основанная на вреде, представляет сложную, но интригующую тенденцию.
Ее известность падает с 1900 по 1970-е годы, прерываясь на небольшой рост в военное время, когда темы страданий и разрушения стали по понятным причинам актуальными. При этом резкий рост происходит и примерно с 1980 года, причем на фоне отсутствия единого доминирующего глобального конфликта.
Вероятно, десятилетия, прошедшие с 1980 года, можно рассматривать как период возрождения моральных опасений, а проведенное исследование указывает на некоторые важные культурные трансформации.
То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем
Тем не менее что именно приводит к этим трансформациям — вопрос, открытый для обсуждения и предположений. Возможно, одним из главных двигателей нравственных изменений является человеческий контакт. Когда мы общаемся с другими людьми и разделяем общие цели, мы проявляем к ним свою привязанность. Сегодня мы общаемся с гораздо большим количеством людей, чем наши бабушки и дедушки и даже наши родители.
С другой стороны, возможно, все дело в историях, которые циркулируют в обществах и возникают потому, что люди приходят к определенным взглядам и стремятся передать их другим. Несмотря на то что немногие из нас пишут романы или снимают фильмы, люди — прирожденные рассказчики и используют повествование, чтобы влиять на других, особенно на своих собственных детей.
Личные ценности и моральные устои общества
То, какие у вас ценности, и то, как они соответствуют моральным устоям вашего сообщества и вашим собственным действиям, напрямую влияет на чувство принадлежности и, шире, удовлетворенность жизнью.
Личные ценности — это принципы, в которые вы верите и в которые инвестировали. Ценности — это цели, к которым вы стремитесь, они во многом определяют суть личности. Но что более важно, они являются источником мотивации к самосовершенствованию. Ценности людей определяют то, чего они хотят лично, тогда как мораль определяет, что общество вокруг этих людей хочет для них.
Психологи-гуманисты предполагают, что у людей есть врожденное чувство ценностей и личных предпочтений, которое, как правило, скрывается под слоями социальных требований и ожиданий (социальной морали). Часть человеческого пути включает в себя постепенное повторное открытие этих врожденных и сугубо личных желаний, которые бессознательно скрываются, когда оказывается, что они противоречат требованиям общества. Тем не менее, если провести «инвентаризацию» ценностей, большинство хорошо социализированных людей обнаружат, что между тем, чего они хотят, и тем, чего хочет общество, существует большая степень соответствия.
Да, определенное поведение считается желательным, другое — нет, однако по большей части, как мы увидели, мораль не высечена на камне и часто отражает местные культурные особенности и исторические аспекты, которые имеют свойство меняться.
Мораль и нравственность | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте
Мораль – это не только особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости. Мораль – это особая форма общественного сознания, определяющая, буквально, всю жизнь человеческого общества. Именно от моральных установок и норм зависит формирование и развитие экономических, политических, социальных и иных общественных отношений.
В современной литературе под моралью понимается исторически сложившаяся система норм, обычаев, ценностей, регулирующих общественные отношения и являющиеся критериями поведения людей.
Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для него самого и для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и обществом. Ведь зачастую индивидуальные и общественные интересы не совпадают и чаще всего противоречат друг другу.
Мораль обычно используется как синоним нравственности, но это явное упрощение. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни: в труде, в быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых к человеку в каждой из этих областей, нравственные принципы имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается в многовековом опыте развития общества. Тонкая грань между моралью и нравственностью проходит по критерию «должного» и «сущего». Иными словами, мораль определяет то, к чему человек должен стремиться, т.е. «мир должного». В то время как нравственность – это реально практикуемые нормы повседневного поведения, т.е. «мир сущего».
Мораль – одна из самых ранних форм общественного сознания, возникшая, скорее всего, еще в первобытном обществе. Уже тогда она выступала главным регулятором поведения людей, имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества.
Моральная регуляция имеет оценочно-императивный характер. Это означает, что с помощью моральных норм и ценностей оцениваются поступки, слова и намерения людей. Мораль либо одобряет их, либо не одобряет, порицает. Моральные нормы представляют собой определенные правила или образцы поведения. Одновременно они характеризуются той системой оценки, с помощью которой человеческие действия определяются как хорошие или плохие, добрые или злые, справедливые или несправедливые. Одобряя что-то или порицая, мораль вместе с этим предписывает, повелевает, как следует себя вести, чтобы соответствовать общественным требованиям. В этом проявляется ее императивный характер, т.е. она ориентирована на идеалы, выраженные в моральных нормах.
Моральные нормы опираются на общественные оценки, убеждения и привычки людей, идеалы добра, зла, справедливости и т.п. Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе. В то же время моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения.
В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств. В общесоциальном же масштабе в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма выражения моральной нормы – это не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.
Например, во время Великой Отечественной войны многие подвиги и невероятное мужество защитников нашей Родины были проявлены именно потому, что в обществе было очень высоко значение моральных норм. Для рационально мыслящего, индивидуализированного человека, очевидно, что высшую ценность имеет только его жизнь, поэтому спасать ее следует любыми способами. Однако моральные нормы, будучи важнейшим императивом для наших соотечественников, требовали постоянного жертвования собой ради спасения своих раненых товарищей, попавших в окружение солдат, и наконец, миллионов сограждан, независимости своей страны. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Именно поэтому они оценивают как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения. Российское общество всегда отличалось особым, подчеркнуто уважительным отношением к моральным нормам. С этим связано неприятие многих реформ, проводимых государством, поскольку они противоречат сформировавшимся веками моральным установкам, пониманию должного сквозь призму справедливости и общего (коллективного, общинного) блага.
Функции морали
Моральная регуляция (иначе это называется регулятивная функция) отличается, например, от правовой тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри самого человеческого сознания. Право же является внешней надстройкой, контролирующей нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом.
Нравственные представления, нормы морали, как и нормы права, изменяются, трансформируются с течением времени, по мере развития общества. Однако, одновременно, в различных общностях эти представления могут носить свой специфический характер. Так религиозная мораль традиционно существенно отличается от светской, мораль представителей старшего поколения – от молодежной и т.п.
Помимо регулятивной функции, мораль выполняет воспитательную. Моральные ценности всегда являются основанием социализации молодого поколения, подготовки его к жизни в обществе. Однако следует помнить, что моральное воспитание – это не просто возрастная педагогика. В определенном смысле моральное воспитание продолжается всю жизнь. Если в детстве ребенок получает первичные моральные представления, то в дальнейшем человек самостоятельно развивает их, превращая в свой нравственный мир. В этом мире моральные требования уже не являются только чем-то внешним, требованиями социума, а выступают основанием самостоятельного ценностного выбора, решения, ответственности. Они становятся совестью человека, его моральной рефлексией.
Третья функция морали – коммуникативная. Мораль создает нормативную основу человеческого общения. Внешняя сторона этой основы в требованиях этикета, правилах общения, правилах приличия. Но это внешние нормы. Внутренние – это те, которые, будучи пропущенными через нравственное сознание индивида, становятся его нравственной культурой общения. И эта культура сразу отделяет человека воспитанного, нравственно зрелого, от такого, кому эти ценности несвойственны.
Познавательная функция морали не касается познания окружающих предметов, их физико-химических свойств и качеств. Мораль позволяет познавать и оценивать человеческие качества. Моральное знание – это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом, о добре и зле.
Итак, моральные нормы представляют собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности. Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества (т.е. поведение, не способствующее его стабильности), осуждается и запрещается, а то, что способствует согласию и мирному сосуществованию людей, оценивается положительно и одобряется большинством. Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.
Реализация моральных норм
Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц. В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате.
В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого – не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд). Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это, прежде всего, нормы, выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям – гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.
Моральные нормы тесным образом связаны с понятием красоты, прекрасного в человеке, в его поступках, в окружающем мире. Как справедливо отметил великий русский писатель А.П. Чехов: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Прекрасное в обществе формируется и выражается эстетическими нормами. Эстетические нормы – это представление общества (конкретного социума) о красоте (что красиво, а что нет; что подобает носить; какая должна быть прическа, если говорить о приземленных вещах). Вообще, что есть красота, каковы ее каноны; что такое прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Таким образом, эстетические нормы являются наряду с моралью важнейшими ценностными регуляторами общественных отношений.
Избирательная мораль: как социальный контекст влияет на моральные ценности | Esade
Мораль – это стандарты общественной жизни, которые регулируют наше поведение . Мы используем наши моральные ценности, чтобы управлять нашими действиями и реакциями, внося постоянные микрокорректировки в зависимости от контекста ситуации, в которой мы находимся. до ориентироваться в повседневной жизни ; мы применяем другой набор стандартов и ожиданий к молодому неопытному работнику, чем к опытному менеджеру.
Но что определяет уровни гибкости, которые мы готовы применить для достижения результата, который мы считаем морально правильным? Как быстро мы готовы отказаться от наших ценностей перед лицом головоломки, когда поступок, который является морально правильным, может нанести вред нам или нашим близким?
Что определяет уровни гибкости, которые мы готовы применить для достижения результата, который мы считаем морально правильным?
Чтобы пролить свет на этот моральный лабиринт, Эсаде Jordi Quoidbach и соавторы Daniel A. Yudkin, Ana P. Gantman и Wilhelm Hofmann исследовали, как социальный контекст влияет на моральную значимость. В исследовании из шести частей, в котором приняли участие 1166 человек в течение нескольких месяцев, использовалось специальное приложение для смартфонов для многократной записи опыта участников и их контекста, широкомасштабный опрос, лабораторные эксперименты и контролируемые испытания.
Результаты, опубликованные в журнале Nature Communication, показывают, что люди будут « выборочно активируют ’ различные моральные ценности в групповых ситуациях, в соответствии с требованиями социальной ситуации. Но когда речь идет об индивидуальных моральных ценностях — тех, которые формируют представления о собственных правах и свободах, — социальный контекст не имеет значения.
Другими словами, на моральные ценности, которые люди применяют к другим, влияет то, с кем они .
Подвижный моральный кодекс общества
Хорди Куойдбах объясняет: «Предыдущие исследования показывают, что0003 две группы моральных ценностей : обязательные, регулирующие поведение в группах, и индивидуализирующие, продвигающие личные права и свободы.
«Поскольку люди склонны мысленно активировать концепции в ситуациях, когда они окажутся полезными, значение, которое они придают моральным ценностям, может варьироваться в зависимости от того, с кем они находятся в данный момент. Связывающие ценности помогают регулировать поведение в коллективе , поэтому люди могут придавать этим ценностям большее значение, когда они находятся в присутствии близких, а не далеких людей. Само присутствие других может повлиять на моральное мышление».
Связывающие ценности помогают регулировать общественное поведение, поэтому люди могут придавать этим ценностям большее значение, когда они находятся в присутствии близких людей
Поскольку мораль считается клеем, скрепляющим общество , изучение социального контекста ее влияния важно для понимания того, почему люди могут реагировать способами, отличными от их моральной точки зрения. Предыдущие исследования предлагают несколько объяснений, в том числе простое лицемерие или естественную склонность защищать близких и назначать личное наказание с участием элемента личной заинтересованности.
Третье объяснение Куойдбаха, согласно которому моральные ценности «активируются» конкретными контекстами , обеспечивает более глубокое понимание несоответствий в моральном поведении, говорит он.
«Эта «моральная активация» может играть функциональную роль, помогая людям соблюдать соответствующие моральные ценности в данном контексте отношений и контролировать соблюдение этих ценностей другими людьми. Нарушения отдельных ценностей могут считаться неправильными независимо от того, где и когда они происходят, поэтому важность, которую люди им приписывают, не зависит от того, с кем они находятся. Но поскольку обязательные ценности касаются моральных обязанностей, налагаемых конкретными социальными отношениями, они могут быть особенно подвержен социальному влиянию ».
Психология морали
Выводы Куойдбаха и его соавторов предлагают понимание практических контекстов конкурирующих обязательных и индивидуальных ценностей .
«Например, исследование психологии информирования о нарушениях предполагает, что решение о том, сообщать ли о неэтичном поведении в собственной организации, отражает компромисс между лояльностью к своему сообществу и справедливостью по отношению к обществу в целом », — объясняет он.
Люди более склонны действовать в соответствии с обязательными ценностями, когда они находятся с близкими людьми именно потому, что контекст отношений активирует эти ценности в уме
«Другое исследование показало, что увеличение или уменьшение психологической дистанции людей от ситуации влияет на степень, в которой они применяют обязательные, а не индивидуализирующие принципы. Например, побуждая людей относиться к своим действиям отстраненно, а не погруженно, они с большей вероятностью будут применять беспристрастные принципы при наказании близких за моральные проступки. Напротив, вызывая чувство сопереживания по отношению к другим, увеличивается вероятность того, что люди проявят к ним фаворитизм в нарушение общих норм справедливости.
«Наша работа подчеркивает психологический процесс, который может помочь объяснить эти модели поведения : люди более склонны действовать в соответствии с обязательными ценностями, когда они находятся с близкими людьми, именно потому, что контекст отношений активирует эти ценности в уме».
Сопутствующее содержание: Как стать счастливее: подкрепленные исследованиями советы, которые помогут вам стать счастливее0004 — регулировать отношения, или что мораль плюралистична и отличается личными и безличными понятиями, такими как самоконтроль и трудолюбие. Выводы Куойдбаха выдвигают на первый план несколько новых областей для изучения.«Дальнейшие исследования могут плодотворно изучить, как различных контекста отношений влияют на важность моральных ценностей за пределами дихотомии связывания/индивидуализации», — говорит он. «Он также может исследовать, как определенные ценности, такие как справедливость, лояльность и чистота, взаимодействуют с конкретными социальными контекстами.
«Например, можно предположить, что такие ценности, как уважение (но не обязательно лояльность), будут играть роль при общении с корпоративным боссом. Наш анализ показывает, что здесь есть нечто большее, чем простая однородная активация всех значений привязки . Хотя наши прогнозы касались широкого влияния близких людей на связывающие и индивидуализирующие ценности, в будущей работе будет важно более точно указать, какие социальные условия активируют те или иные ценности.
«Понимание степени, в которой социальный контекст может влиять на неявную обработку моральной информации n, представляет собой многообещающую область будущей работы».
Весь письменный контент находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International license .Этика, обзор | Безграничное управление |
Этика в бизнесе
Определение этики
Этика – это набор моральных принципов, которыми руководствуется поведение человека.Цели обучения
Дайте определение этике и ее применению в организацияхКлючевые выводы
Ключевые моменты
- Этическое поведение основано на письменных и неписаных кодексах принципов и ценностей, принятых в обществе.
- Этика отражает убеждения о том, что правильно, что неправильно, что справедливо, что несправедливо, что хорошо и что плохо с точки зрения человеческого поведения.
- Этические принципы и ценности служат руководством к поведению на личном, профессиональном и организационном уровне.
Ключевые термины
- поведение : Способ действия живого существа.
- этика : Изучение принципов, касающихся правильного и неправильного поведения.
- значения : Собрание руководящих принципов; что человек считает правильным, важным и желательным в жизни, особенно в отношении личного поведения.
Хотя этические убеждения принадлежат отдельным лицам, они также могут отражаться в ценностях, практиках и политике, которые формируют выбор, сделанный лицами, принимающими решения от имени своих организаций. Фразы деловая этика и корпоративная этика часто используются для описания применения этических ценностей к деловой деятельности. Этика применяется ко всем аспектам поведения и имеет отношение к действиям отдельных лиц, групп и организаций.
Помимо индивидуальной этики и корпоративной этики существует профессиональная этика. Профессионалы, такие как менеджеры, юристы и бухгалтеры, — это лица, обладающие специальными знаниями и навыками при оказании услуг клиентам или населению. В силу своей профессии они имеют обязательства перед теми, кому служат. Например, юристы должны сохранять конфиденциальность разговоров с клиентами, а бухгалтеры должны демонстрировать высочайший уровень честности и добросовестности при ведении учета и финансовом анализе. Профессиональные организации, такие как Американская медицинская ассоциация, и лицензирующие органы, такие как правительства штатов, устанавливают и обеспечивают соблюдение этических стандартов.
Пример
Концепция корпоративной социальной ответственности делает упор на этичное поведение, поскольку требует от организаций понимания, выявления и устранения неэтичного экономического, экологического и социального поведения.Обучение этике
Моральное рассуждение — это процесс, в котором человек пытается определить, что правильно, а что неправильно.Цели обучения
Объяснить роль этических моральных рассуждений в бизнес-средеОсновные выводы
Ключевые моменты
- Существует четыре компонента морального поведения: моральная чувствительность, моральное суждение, моральная мотивация и моральный характер.
- Чтобы дать моральную оценку, нужно сначала знать, для чего предназначено действие и каковы его возможные последствия для других.
- Исследования выявили четыре набора навыков, которые играют решающую роль в осуществлении нравственной экспертизы: нравственное воображение, нравственное творчество, рассудительность и настойчивость.
Ключевые термины
- Деловая репутация : Способность физического лица или бизнеса оказывать влияние в сообществе, клубе, на рынке или в другой группе без необходимости прибегать к использованию активов (таких как деньги или свойство).
- этика : Изучение принципов, касающихся правильного и неправильного поведения.
По словам консультанта Линн В. Сванер, нравственное поведение состоит из четырех компонентов:
- Моральная чувствительность , которая представляет собой «способность видеть этическую дилемму, включая то, как наши действия повлияют на других».
- Моральное суждение , то есть «способность правильно рассуждать о том, что «должно» быть сделано в конкретной ситуации».
- Моральная мотивация , которая представляет собой «личную приверженность моральным действиям, принятие на себя ответственности за результат».
- Моральный характер , который представляет собой «мужественное упорство, несмотря на усталость или искушение выбрать легкий путь».
Таким образом, способность обдумывать моральные вопросы и дилеммы требует знания набора моральных и этических ценностей; способность объективно и рационально думать о том, что может быть эмоциональной проблемой; готовность отстаивать то, что правильно, даже перед лицом оппозиции; а также стойкость и стойкость для поддержания своих этических и моральных стандартов.
Осознание хорошего поведения, эффективное нравственное поведение и привнесение ценностей в свою работу — все это требует навыков в дополнение к нравственным наклонностям. Исследования выявили четыре набора навыков, которые играют решающую роль в применении моральных знаний.
- Нравственное воображение : Способность видеть ситуацию глазами других. Нравственное воображение достигает баланса между потерей точки зрения других и неспособностью оставить свою собственную точку зрения. Адам Смит называет этот баланс «соразмерностью», которого мы можем достичь в эмпатии.
- Нравственное творчество : Нравственное творчество тесно связано с моральным воображением, но оно основано на способности по-разному обрисовывать ситуацию.
- Разумность : Разумность уравновешивает открытость взглядам других с приверженностью моральным ценностям и другим важным целям. То есть разумный человек открыт, но не до такой степени, что готов поверить во что угодно и/или не выполняет фундаментальные обязательства.
- Настойчивость : Настойчивость — это способность принять решение о моральном плане действий, а затем адаптироваться к любым возникающим препятствиям, чтобы продолжать работать для достижения этой цели.
Пример
Уильям ЛеМессер спроектировал здание Citicorp Building в Нью-Йорке. Когда студент обнаружил критический недостаток конструкции здания во время рутинного занятия в классе, Лемессер ответил не выстрелом в курьера, а разработкой сложного и эффективного плана исправления проблемы до того, как она приведет к радикальным последствиям в реальном мире.Культура и этика
Культура отражает моральные ценности и этические нормы, определяющие, как люди должны вести себя и взаимодействовать с другими.Цели обучения
Объясните роль культуры в формировании морального и этического поведенияОсновные выводы
Ключевые моменты
- Культура относится к мировоззрению, установкам, ценностям, целям и практикам, разделяемым группой, организацией или обществом.
- На интерпретацию того, что является моральным, влияют культурные нормы, и в разных культурах могут быть разные представления о том, что правильно, а что неправильно.
- Согласно теории культурного релятивизма, не существует единственной истины, на которой можно было бы основывать этическое или моральное поведение, поскольку на наши интерпретации истин влияет наша собственная культура.
Ключевые термины
- этноцентрический : Идея или убеждение, что собственная культура более важна или превосходит другие культуры.
- моральный релятивизм : Относится к любой из нескольких философских позиций, связанных с различиями в моральных суждениях у разных людей и в разных культурах.
- нормы : Правила или законы, регулирующие поведение группы или общества.
Культурная карта мира : На этой диаграмме делается попытка отобразить разные страны по важности различных типов ценностей. Одна ось представляет традиционные ценности для светско-рациональных ценностей, а другая ось учитывает ценности выживания и ценности самовыражения. Различные группы стран можно сгруппировать в определенные категории, такие как католическая Европа, англоязычные и бывшие коммунисты.
Культурные нормы — это общие, санкционированные и интегрированные системы верований и обычаев, которые передаются из поколения в поколение и характеризуют культурную группу. Нормы создают надежные ориентиры для повседневной жизни и способствуют здоровью и благополучию культуры. Они действуют как предписания для правильного и нравственного поведения, придают смысл и согласованность жизни и обеспечивают средства для достижения чувства целостности, безопасности и принадлежности. Эти нормативные убеждения вместе с соответствующими культурными ценностями и ритуалами навязывают чувство порядка и контроля над аспектами жизни, которые в противном случае могли бы казаться хаотическими или непредсказуемыми.Здесь культура пересекается с этикой. Поскольку на интерпретацию того, что является моральным, влияют культурные нормы, существует вероятность того, что то, что является этичным для одной группы, не будет считаться таковым кем-то, живущим в другой культуре. Согласно культурным релятивистам, это означает, что не существует единственной истины, на которой можно основывать этическое или моральное поведение во все времена и в географическом пространстве, поскольку на наши интерпретации истин влияет наша собственная культура. Этот подход противостоит универсализму, который придерживается позиции, что моральные ценности одинаковы для всех. Культурные релятивисты считают это этноцентрическим взглядом, поскольку универсальный набор ценностей, предложенный универсалистами, основан на их наборе ценностей. Культурный релятивизм также считается более терпимым, чем универсализм, потому что, если нет оснований для вынесения моральных суждений между культурами, то культуры должны быть терпимы друг к другу.
Пример
Французы и американцы по-разному относятся к доносам. По сравнению с французскими, американские компании считают это естественной частью бизнеса. Настолько естественно, что они организовали анонимные горячие линии. Французы, с другой стороны, склонны рассматривать разоблачения как подрыв солидарности между коллегами.Роль менеджера в этическом поведении
Сотрудникам легче принимать этические решения, которые продвигают ценности компании, когда их личные ценности соответствуют нормам компании.Цели обучения
Объясните роль личных ценностей во влиянии на поведение в организацияхОсновные выводы
Ключевые моменты
- Личные ценности обеспечивают внутреннюю ссылку на то, что хорошо, полезно, важно, полезно, красиво, желательно и конструктивно.
- Личные ценности приобретают большее значение во взрослой жизни, поскольку они призваны влиять на то, как мы выполняем свои обязанности по отношению к другим.
- Чтобы сделать этический и моральный выбор, нужно иметь четкое представление о своих личных ценностях.
Ключевые термины
- значение : Стандарт, по которому человек определяет, что хорошо или желательно; мера относительной ценности или важности.
- нормы : По мнению социологов, социальные нормы — это законы, управляющие поведением общества.
Личные ценности формируются по-разному:
- Самое большое влияние на наши ценности оказывают семьи, в которых мы росли. Семья несет ответственность за то, чтобы научить детей тому, что правильно и что неправильно, задолго до того, как появятся другие влияния. Таким образом, говорят, что ребенок является отражением своих родителей.
- Учителя и одноклассники помогают формировать ценности детей в школьные годы.
- Религия (или ее отсутствие) также играет роль в обучении детей ценностям.
Личные ценности приобретают большее значение во взрослой жизни, поскольку они призваны влиять на то, как мы выполняем свои обязанности по отношению к другим. Это верно и на рабочем месте, особенно для менеджеров и лидеров, которым поручено следить за ресурсами на благо других. Благодаря своим структурам власти, социальным нормам и культуре организации могут оказывать сильное влияние на своих сотрудников. Работодатели делают все возможное, чтобы нанять людей, которые хорошо соответствуют нормам и ценностям организации. Таким образом они стремятся продвигать свои стандарты этического поведения.
И наоборот, могут возникнуть конфликты между моральными ценностями человека и тем, что он считает ценностями других в своей организации. Поскольку моральные суждения основаны на анализе последствий поведения, они предполагают интерпретации и оценки. Человека могут попросить сделать что-то, что противоречит личным убеждениям, но считается уместным другими. Чтобы сделать этический и моральный выбор, нужно иметь четкое представление о своих личных ценностях. Без этого осознания может быть трудно обосновать решение по этическим или моральным соображениям таким образом, чтобы другие сочли его убедительным.
Пример
Если вы цените равные права для всех и идете работать в организацию, которая относится к своим менеджерам гораздо лучше, чем к своим работникам, у вас может сформироваться отношение, что компания — это несправедливое место для работы; следовательно, вы можете плохо работать или даже покинуть компанию. Вполне вероятно, что если бы в компании была более эгалитарная политика, ваше отношение и поведение были бы более позитивными.Стирание этических границ
Этические решения включают суждения о фактах и ситуациях, которые подлежат интерпретации и другим воздействиям.Цели обучения
Проанализируйте серые области этических ожиданий в контексте корпоративного принятия решений и этической деловой практикиОсновные выводы
Ключевые моменты
- Определение этического выбора может быть затруднено, поскольку многие ситуации неоднозначны, а факты подлежат интерпретации.
- В организациях сотрудники могут обратиться к кодексу этики или заявлению о ценностях, чтобы узнать, как справляться с серыми областями этики.
- Индивидуальные этические суждения могут быть омрачены рационализациями для оправдания своих действий.
Ключевые термины
- деловая этика : Раздел этики, изучающий вопросы морального добра и зла, возникающие в контексте деловой практики или теории.
- нормы : По мнению социологов, социальные нормы — это законы, управляющие поведением общества.
Даже если у человека есть четкое представление о правильном и неправильном, хорошем и плохом, может быть трудно понять, что этично в данной ситуации. Этический выбор предполагает суждение, потому что он предполагает взвешивание потенциальных последствий своих действий для других людей. Один из них анализирует этические проблемы, задавая такие вопросы, как: Что может случиться? Насколько вероятно, что это произойдет? Какой может быть вред? Кто может пострадать? Ответы не всегда однозначны.
Индивидуальные суждения могут быть подвержены влиянию, даже затуманенному ряду факторов. Исследование, проведенное профессором Робертом Прентисом, предполагает, что образ самого себя может влиять на процесс принятия решений человеком, заставляя его или ее чувствовать себя оправданным в том, чтобы идти коротким путем или делать вещи, которые могут рассматриваться как сомнительные с этической точки зрения. Кроме того, бывают случаи, когда люди считают, что цель оправдывает средства. Другими словами, если результат действия хороший, то это нормально, если само действие неэтично.
Есть поговорка, что хороший человек — это тот, кто делает добрые дела, когда никто не видит. То же самое и с этическими решениями. Этичные люди следуют своим убеждениям, даже если считают, что никто не узнает о том, что они сделали. Во многих случаях этических нарушений в организациях те, кто действовал неэтично, вероятно, полагали, что их не обнаружат. Другие, возможно, думали, что если проблемы будут обнаружены, действия не будут связаны с ними. У них была возможность быть этичными, но они предпочли этого не делать.
Деловая этика во всем мире
Социальные нормы неодинаковы в разных странах, и этические нормы тоже могут различаться. Предприятие может вести деятельность в стране, которая допускает действия, считающиеся неэтичными в соответствии с этическим кодексом этого предприятия. Как сотрудники, работающие в этой стране, поведут себя в этой ситуации, особенно если то, что может считаться неэтичным в одном месте, на самом деле считается важным для успеха в бизнесе в другом? Например, в некоторых культурах принято приглашать деловых партнеров и клиентов на свадьбы, ожидая, что гости преподнесут жениху и невесте денежный подарок. Компания может рассматривать подарок как неэтичную взятку в обмен на бизнес клиента, но он может быть необходим для выхода на новый рынок. Соблюдение этических норм в таких случаях может быть затруднено.Этот путь к этике : Этические решения не всегда однозначны.
Пример
Американские компании часто критикуют за обращение с работниками, которые производят свою продукцию в Китае. Однако правила, касающиеся прав рабочих, в Китае гораздо мягче, чем в Соединенных Штатах. Имеет ли право американская компания приказать владельцам фабрик в Китае изменить свой способ ведения бизнеса? Это один из примеров этической серой зоны в сегодняшней глобализированной экономике.Лицензии и ссылки
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
- Введение в философию/Что такое этика. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Этика и дизайн. Предоставлено : ccit333 Wikispace. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Метаэтика. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Этика. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Прикладная этика. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Нормативная этика. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- этика. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- значения. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- поведение. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Введение в моральные рассуждения/Что такое моральные рассуждения?. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Этапы нравственного развития Лоуренса Кольберга. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Уильям Фрей и Хосе Крус-Крус, образцы морали в деловой и профессиональной этике. 17 сентября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]. Лицензия : CC BY: Attribution
- Введение в моральные рассуждения / Зачем изучать моральные рассуждения?. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Моральное обоснование. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- доброжелательность. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- этика. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Культурные нормы. Предоставлено : этика в Wikispace. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Культурный релятивизм. Предоставлено : этика в Wikispace. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Ценность (личная и культурная). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Культура. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- норм. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- этноцентрический. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- моральный релятивизм. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Ценность (личная и культурная). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY: Attribution
- Ценность (личная и культурная). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- норм. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Значение Attribution-ShareAlike
- . Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Ценность (личная и культурная). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY: Attribution
- Prentice изучает основы этического принятия решений | Техасское предприятие. Предоставлено : Университет Техаса. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Этика в бизнесе: не всегда легкий, но всегда правильный путь | Техасское предприятие. Предоставлено : Университет Техаса. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Деловая этика. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Business_ethics. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- норм. Предоставлено : Википедия.