Моральные ценности – это фундамент человека
Под моральными ценностями подразумевают все, что людям особенно дорого и необходимо для жизни. В сущности, моральные ценности – это взгляды, чувства, интересы, идеи, мысли и явления. У каждого человека формируется своя личная система ценностей. То есть у каждого из нас выстраивается так называемая «пирамида ценностей», которая в полной мере отображает внутренний мир личности.
Существуют ли вечные ценности?
За всю продолжительную историю человечества существовало множество разнообразных идеалов. Многие из них не утратили свою актуальность даже через многие тысячелетия и дошли до наших дней. Вечно будут жить такие библейские моральные нормы, как «не убивай», «не укради», «не завидуй», «не лги». Люди во все века строго осуждали подлость, злобу, предательство, клевету. Для большинства людей моральные ценности – это честность, мужество, скромность, доброта и самообладание.
Сформулируй основные отличия духовных ценностей от. ..
Каждый человек имеет свою собственную неповторимую систему ценностей. В современном мире часто на…
Очень важным моральным идеалом остается человечность или гуманизм. Это естественно не означает, что нужно всех людей заключить в объятия. Гуманное отношение к человеку достигается только через соблюдение норм и принципов морали. Это значит, что нужно терпимо относиться к другим людям, прощать их недостатки, быть милосердным, порой даже жертвуя своими интересами.
Если вам скажут: «Охарактеризуйте моральные ценности», вы, наверное, вспомните также о патриотизме, трудолюбии, ответственности, справедливости. Все эти нравственные нормы играют важную роль в жизни человека. В каждом из нас перемешаны как хорошие, так и плохие качества, но самые ценные моральные характеристики позволяют создать некий обобщенный образ нравственно идеальной личности.
Моральные ценности: примеры
Несмотря на то, что морально безупречной личности не существует, образ нравственно идеального человека – это пример для подражания. Такое воплощение находит свое отражение во многих религиозных и художественных образах. Достаточно вспомнить Иисуса Христа, Дон-Кихота, князя Мышкина, Илью Муромца.
Кроме образа нравственно идеального человека, существуют характеристики морально безупречного общества. Такое общество было описано в философских и литературных утопиях (Т. Кампанелла «Город Солнца», Т. Мор «Книга об острове Утопия» и других произведениях).
Моральные ценности – это определенные принципы, которые человек не способен нарушить ни при каких обстоятельствах. Обобщая это понятие, можно сказать, что нравственный идеал – это добро, которое личность желает себе и окружающим. Добро и зло являются главными критериями в определении моральных ценностей. Стоит также отметить, что моральные принципы у всех людей достаточно похожи и прививаются еще с рождения (постепенно). Но в любом случае одного знания о том, что такое «добро» и «зло», мало.
Как правило, даже самые падшие личности всегда стараются оправдать свои поступки. Например, возьмем такую ситуацию: вор прекрасно знает, что кража – это зло, но в тоже время он не хочет считаться плохим перед окружающими. Для того чтобы его не считали злодеем, он начинает рассказывать о том, что все его кражи были во благо обществу, так как он украл у человека, который в свое время тоже нажил имущество незаконным способом. Хотя с точки зрения морали он все равно совершил плохой поступок.
Вывод напрашивается следующий: моральные ценности – это только то, что выражается не на словах, а в поступках. Все мы знаем, что воровать плохо, но некоторые из нас готовы переступить через моральные устои. Поэтому важно не только выстраивать систему моральных ценностей, а и доказывать свои нравственные убеждения хорошими делами.
Характеристики моральных ценностей
2.09.2020Моральные ценности специфичны по ряду признаков. Они:
- повелительны, или императивны: их содержание предполагается непременно исполнять; они тем самым органично продолжаются в требованиях, которые обнаруживаются как принципы, или общие установки суждений, решений и действий, хотя вместе с тем могут принимать форму правил — конкретных предписаний;
- репрезентируют и утверждают благо индивида самого по себе, а соответствующие им требования обращены к индивиду как таковому;
- обращенные к Я, они утверждают благо Другого, вменяют ответственность за благо Другого; по внутренней логике морали, личность, обращаясь к себе, ставит перед собой задачу содействовать благу Другого, принимает на себя ответственность за Другого.
Чаще моральные отношения носят обоюдный характер: обе стороны отношения выступают в качестве моральных агентов. Я обоюдно соотносит себя с другим Я или некоторыми другими Я. Внутри этих отношений позиции агента и реципиента постоянно обращаемы. Взаимно сообразовывающие свои интересы Я в тенденции стремятся к соединению — к становлению Мы, разнообразно консолидированному.
Моральные отношения могут не быть обоюдными, или их обоюдность может не осознаваться, не приниматься во внимание, а то и прямо игнорироваться участниками коммуникации. Такие моральные ситуации получают своеобразную конфигурацию с разнонаправленными устремлениями, ожиданиями и переживаниями, имеющими различный моральный смысл. По традиции философии Нового времени и в первую очередь Канта, мораль нередко мыслится как данная на индивидуальном уровне и «от первого лица». Однако не менее важно учитывать не только Я-проекцию, но и Ты-проекцию, Мы-проекцию, без чего не разглядеть мораль в жизненности человеческих отношений.
Является ли долг моральной ценностью? Принимая во внимание императивный характер моральных ценностей, можно понять распространенный в моральной философии взгляд на мораль именно как на сферу долженствования. В русле деонтологического* толкования морали среди моральных ценностей указывают и на долг, более того, долг при таком подходе предстает первейшей ценностью морали. Между тем долг, долженствование — форма существования морали, осознания морали личностью. Долг ценен, но это не ценность. Долженствование, которое осознается как долг, — форма существования морали вообще. Моральные ценности представлены в сознании (сознанию) в значительной мере как требования, повеления. Так, есть долг невреждения, долг солидарности, долг заботы и т.д. Каждая из этих ценностей определенна в своем содержании. Однако нет долга как особой, самостоятельной ценности, как определенного, выражаемого в целях и поступках содержания. Понятие долга воплощает побудительную силу сознания, посредством которой человек определяется к разным по содержанию действиям, направленным на утверждение блага.
Для деонтологической этики осознание долга, сознательное исполнение долга важны как главные признаки моральности. Соответственно на первый план выступают требования (принципы, правила, нормы) и не принимается во внимание тот факт, что в требованиях, посредством требований выражаются моральные ценности.
Мораль проявляется в действиях, отношениях, имеющих определенное значение для людей и социума. В моральном плане действия человека имеют смысл даже тогда, когда они реально не выстраиваются им в соответствии с ценностями и требованиями, иными словами, когда моральная субъективация поведения минимальна, а то и отсутствует вообще. Моральное значение действий, субъективно морально не мотивированных, обусловлено тем, что они сами по себе ведут к результатам, так или иначе отвечающим моральным ценностям. Тем самым пространство морали расширяется за пределы осознанного долженствования, намеренного и принципиального исполнения предписанных ценностей. Если оценивать поведение по его результатам, то вопрос о намеренности может не встать. Но субъектный аспект действия, т.е. его осознанность, и индивидуальная ответственность личности чрезвычайно важны для установления степени моральности действия, моральной зрелости совершающего его человека.
Источник: Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и магистратура).
Материалы по теме |
---|
Представление о моральных ценностях Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и… |
Основные моральные ценности Этика : учебник / Р. Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и… |
Виды культурных ценностей Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И… |
Политика и мораль Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных… |
Понятие общественная мораль Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и… |
Мораль, справедливость, право, их соотношение, общие и отличительные черты Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018 |
Гражданское участие Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и… |
Значения слов «этика», «мораль», «нравственность» Этика : учебник / Р. |
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор