Цель и мотивы деятельности
30.03.2013
Цель — это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.
Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.
Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях.
Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.
Мотив — это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.
Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).
Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы — обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др.
Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой — они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения — производственные, умственные, эстетические, спортивные.
Ключевые слова: Деятельность, Мотивы
Источник: Максименко С.Д., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Задачи и мотивы деятельности Теплов Б. М., Психология |
Развитие предметной деятельности дошкольника Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Мотивация труда: мотивы и стимулы Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка» |
Уровни анализа трудовой деятельности Пряжников Н.С., Психология труда |
Задачи и элементы психологического анализа деятельности … |
Цели и мотивы совместной деятельности Душков Б.А., Психосоциология человекознания |
Соотношение категорий общения и деятельности в психологии … |
Продуктивные виды деятельности младших школьников Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста |
1.
Мотивы человеческой деятельности.. За тенью сознания.1. Мотивы человеческой деятельности.
Чем руководствуется в своих поступках человек? Почему зачастую мы совершаем действия смысла, которых понять не можем? Руководствуется ли человек в своей деятельности только сознательными побуждениями или бессознательные мотивы играют в его жизни не меньшую роль? Попытаемся разобраться в этих нелегких вопросах и дать достойный современной марксистской мысли ответ.
Что же такое мотив? Без особого труда мне удалось отыскать определение мотива типичное для советской психологии, типичное, но не единственное в своем понимании побуждений, как мы увидим позднее. Однако пока остановимся на нем. «Мотив это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека» [1]. Вот такое определение мотива мы находим в классической советской психологии. Однако было бы ошибкой предполагать, что советская психологическая наука ограничивала свое понимание мотивов только представлением их как осознанных побуждений. Мотивы могут носить как сознательный, так и бессознательный, характер, на это на примере побуждений у детей идти в школу указывает А.Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность». Ребенок, пишет Леонтьев, не осознает мотивов побуждающих его идти в школу: «Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития. Для совсем маленьких детей этой задачи просто не существует. Даже на этапе перехода к школьному возрасту, когда у ребенка появляется стремление пойти в школу, подлинный мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затрудняется в мотивировках, обычно воспроизводящих знаемое им. Выяснить этот подлинный мотив можно только объективно, «со стороны», изучая, например, игры детей «в ученика», так как в ролевой игре легко обнажается личностный смысл игровых действий и, соответственно, их мотив. Для осознания действительных мотивов своей деятельности субъект тоже вынужден идти по «обходному пути», с той, однако, разницей, что на этом пути его ориентируют сигналы-переживания, эмоциональные «метки» событий»
Помимо выработанного в СССР деятельностным направлением психологии понимания мотивов как существующих сознательно, так и бессознательно, на Западе складывается другое, тоже претендующее на марксистскую основу понимание мотивов. Его основоположниками выступают ученые фрейдомарксисты, среди которых наиболее видными являются Эрих Фромм и Вильгельм Райх. Согласно их пониманию мотивы человеческой деятельности бывают рациональными — познаваемые мышлением человека, и и ррациональными — не постигаемые разумом, мышлением, не выразимые в логических понятиях, изначально присущие каждому индивиду. Учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности было разработано Зигмундом Фрейдом, и не было воспринято советской психологической школой, встретившей во многом враждебно и попытки развития марксистской психологии на базе ряда разработанных Фрейдом постулатов, предпринятые фрейдо-марксистами.
Фрейдо-марксизм, выступив как, философски-психологическая попытка творческого соединения марксизма и фрейдизма, и взявшись выработать новое понимание человека, заимствовал во фрейдизме учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности. Во многом базируясь на марксистской материалистической концепции человека и общества, неофрейдизм добился определенных успехов в изучении вопроса побуждений человеческих поступков.
Особое место среди иррациональных мотивов находят побуждения сексуального характера, вызываемые подавленной и прорывающейся в определенных условиях сексуальностью. Примером поступков вызванных такой мотивацией может служить случай, когда стареющая преподавательница ставит заниженные оценки красивым девушкам и завышает балы молодым студентам. Все это, данная женщина делает не потому, что считает это необходимым для более глубокого изучения ее предмета, хотя она, скорее всего именно так это поведение себе объясняет, а из-за того, что испытывает ревностную зависть к молодым женщинам и бессознательное желание сексуального контакта к юношам.
Иррациональная природа иррациональных мотивов выражается в практически полной невозможности индивида самостоятельно вникнуть в природу некоторых собственных желаний и поступков, мотивами которых выступают бессознательные иррациональные, то есть выходящие за границы логики мышления человека и являющиеся продуктом иной, уже утратившей прежнее значение логики, но сохраненной в подавленном виде в подсознании, мотивы. Иррациональные мотивы для самого человека выражаются в непонятных, но навязчивых желаниях совершить какой либо поступок, сделать что-либо выходящее из рамок стоящих задач и зачастую вредное. Психоанализ, как особая научная школа, а в особенности марксистский психоанализ уделяет особое внимание иррациональным мотивам деятельности людей, рассматривая их как выражение подсознательных психических процессов и в своей практике преследуя цель помощи человеку в разрешении подавленных психических противоречий. Как протекают процессы, о которых мы говорим? Подавленные психические противоречия, прорываясь в сознание, находят свое выражение в иррациональных мотивах деятельности человека. Подробно изучение зарождения, развития, разрешения рассмотрено мной в работе «Диалектическая психология», где так же отмечается, что психические противоречия выступают ничем иным, как отражением противоречий существующих в объективном мире.
Итак, подведем итог нашему исследованию. Что же представляют собой мотивы, какими они бывают, и какое определение им можно дать? Во-первых, определение мотивов, приведенное в начале, является неполным и нуждается в уточнении, во-вторых, мотивы подразделяются на сознательные и бессознательные, причем сознательные мотивы существуют только в рациональном виде, в то время как бессознательные мотивы могут носить как рациональный, так и иррациональный характер. Вот как выглядит наше определение мотивов: Мотив это сознательное или бессознательное, рационально постигаемое или непостигаемое данным человеком побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.
II. Мотивы
II. Мотивы Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках
2.
3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Мотивы и цели
§69. Задачи и мотивы деятельности
§69. Задачи и мотивы деятельности Всякая деятельность — труд, ученье, игра — направлена на определённые цели или задачи: например, выработать установленную норму, повысить дневную выработку до трёх или четырёх норм, научиться читать по-английски лёгкие книги без словаря,
32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд. Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,
Задачи и мотивы деятельности
Задачи и мотивы деятельности Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято.Общественная организация человеческой деятельности,
Мотивы учения
Мотивы учения О мотивах учения приходится специально говорить, поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Основными мотивами сознательного учения, связанного с
Сложные мотивы и социальные мотивы
Сложные мотивы и социальные мотивы Человеческое поведение сложно, и у любого действия обычно имеется больше одной побудительной причины. Я полагаю, что цифровые снимки из тюрьмы Абу-Грейб также стали продуктом множества мотивов и сложных межличностных отношений, а не
14.2. Мотивы педагогической деятельности
14.2. Мотивы педагогической деятельности Мотивы поступления в педагогический вуз и выбора профессии педагога (учителя, воспитателя детского сада и т. д.) разнообразны, причем некоторые из них не соответствуют педагогической деятельности. Это обстоятельство давно
Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя»
Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» Автор — Е. П. Ильин. Методика предназначена для качественного анализа преподавателем мотивационной структуры своей педагогической деятельности, для выявления наиболее значимых причин выбора профессии
Деятельность: Мотивация – выявление личных мотиваторов
Следующее задание было предоставлено Шей МакКоннон (Еще лучшее место для работы) и является одним из серии безопасных, коротких и веселых занятий по ряду ключевых тем вовлечения, таких как обратная связь, преодоление разногласий, сопричастность, открытость, мотивация и чувство ценности. Это идеально подходит, когда время ограничено, и вы ищете быстрое занятие для повышения уровня вовлеченности, и его можно использовать как часть командного собрания, обеда и обучения и т. д. или в сочетании с другими действиями для более длительного занятия.
Это конкретное задание можно использовать для выявления личных мотиваторов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИДЕАЛЬНАЯ РАБОТА
Цель: Помочь людям понять свои мотивационные факторы и изучить способы их более полного удовлетворения в команде. Эта конкретная деятельность направлена на выявление личных мотиваторов.
Размер группы: Группы по 3-4 человека
Время: 20+ минут
Материалы: Пакет мотивационных карточек для каждой группы и лист Motivation@Work.
Инструкции:
Фаза 1
- Сформируйте группы по 3–4 человека и раздайте каждой группе по пачке мотивационных карточек.
- Эти карты раскладываются на столе лицевой стороной вверх.
- Вращайте ручку, чтобы выбрать кого-нибудь для начала.
- Этот человек думает об идеальной работе для него/нее, но не говорит команде, что это за работа.
- Работа может быть связана или не связана с их текущей ролью или компанией, например. телепродюсер, профессиональный теннисист и т. д.
- Он/она выбирает 6 карточек, которые как-то связаны с их идеальной работой.
- Пустые карточки можно использовать для представления аспектов работы, не охваченных этими карточками.
- Ранг заказа этих 6 карт.
- Остальные должны угадать, что это за идеальная работа по этим 6 карточкам.
- Выбранный человек раскрывает свою идеальную работу только после того, как все обсудили и угадали ответ.
Этап 2
- Выбранный человек теперь просматривает каждую карточку по очереди, указывая, присутствует ли этот мотивационный двигатель на его/ее текущей работе.
- Выбранный человек перемещает карточку вправо, чтобы указать на пробел, т. е. когда потребность не удовлетворяется на текущей работе — немного вправо, чтобы указать на небольшой пробел, и намного вправо, чтобы показать больший пробел.
- Остальные теперь исследуют с выбранным человеком, как он/она может быть еще более мотивирован, т.е. решают проблему, как уменьшить размер разрыва.
- Дайте выбранному человеку лист Motivation@Work для заполнения.
- Повторите это действие с остальными в группе.
Этап 3
- Соберите команду и обсудите
- Насколько полезным было это занятие?
- Было бы полезно поделиться заполненными листами Motivation@Work с руководителем группы?
- Что мы можем сделать, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации в команде?
- Есть ли какие-либо командные или личные цели, о которых мы хотели бы договориться?
- Запишите все согласованные командные или личные цели
Посмотреть и скачать
20 Мотивационные мероприятия для студентов
Сегодняшние студенты колледжа завтра станут гражданами, которые строят новое общество.
Очень важно мотивировать их усердно работать и хорошо учиться, а также помогать им смотреть на жизнь с правильной точки зрения.
Задача администрации колледжа — помочь им ясно увидеть свой академический путь и дать им возможность поставить перед собой цели и добиться высоких результатов.
Получите лучшие бесплатные приложения для учащихся (проверьте сейчас)
Те, кто внутренне мотивирован, не нуждаются в небольшом толчке, поскольку они любопытны изнутри или бросают себе вызов и увлекаются, чтобы овладеть предметом или достичь своих целей.
Однако большинство из них мотивированы извне, и им нужен постоянный толчок извне, например, в виде наставника, который направлял бы их в правильном направлении.
Здесь давайте рассмотрим некоторые мотивационные мероприятия для студентов колледжей, которые могут в значительной степени помочь им добиться успеха в жизни.
1. Открытые вопросы
Это один из наиболее эффективных способов помочь учащимся найти творческие решения.
Открытые вопросы позволяют учащимся мыслить нестандартно и пытаются проверить и бросить вызов своему творческому мышлению.
В дополнение к блестящим академическим способностям отточенное творческое мышление может помочь им вырасти более творческими личностями.
2. Дайте ответственные задания
Важно относиться к ним как к взрослым личностям. Первый шаг — дать им несколько ответственных заданий.
Это помогает им развить чувство ответственности, и они также почувствуют, что они важны.
Они мотивированы играть важную роль в жизни.
3. Работа в группах
Помимо индивидуального роста, не менее важно быть командным игроком.
Работа в группах помогает им понять окружающих и найти решение в команде.
Предоставляет платформу для выражения собственных взглядов, придавая равное значение взглядам других.
4. Позитивная конкуренция
Вовлечение их в дружеские соревнования в колледже – еще один способ мотивировать их.
Участие в соревнованиях по здоровому образу жизни помогает улучшить их позитивный настрой, они учатся ценить и принимать успех других.
Такой дружелюбный подход также укрепляет их дух победы в жизни, уважая противников и учитывая их чувства.
5. Программы оценки
Наряду с надлежащими методами обучения и обучения важно установить регулярные программы оценки.
Оцените, насколько они усвоили учебный план. Соответственно, преподаватели могут изменить свои стратегии и сделать их более эффективными.
В то же время учащиеся могут использовать это как самооценку, чтобы узнать, где они на самом деле находятся, и выполнять более тяжелую работу, чтобы работать лучше.
6. Смена ролей
Это одна работа на всех уровнях.
Взяв на себя роль учителя, студенты колледжа познают боль и самоотверженность, необходимые для выполнения работы.
Даже после того, как они вернутся к роли студента, мотивация, полученная во время занятий, поможет им учиться с большей ответственностью.
7. Мотивационные цитаты
Предложите учащимся собрать мотивационные цитаты и сделать из них плакаты.
Размещение таких вдохновляющих цитат в классах или на информационных досках за пределами классов может помочь учащимся находить мотивацию на ходу.
Пусть каждый ученик получит возможность менять цитаты на понравившиеся каждую неделю.
8. Экскурсии
Планируйте интересные экскурсии каждый семестр.
Было бы хорошо давать им какие-то цели для достижения в конце каждой поездки в зависимости от выбранной области, чтобы сделать поездку более интересной.
Если оценивать это как здоровую конкуренцию, то они придумывают блестящие идеи для своевременного достижения своих целей.
9. Ставьте перед собой цели на семестр
Постановка реалистичных целей очень важна, а достижение небольших достижимых целей доставляет им удовольствие и вдохновляет каждый раз прилагать больше усилий.
Для студентов колледжа постановка целей на семестр может быть хорошей идеей, которую можно пересматривать в конце каждого семестра.
10. Назначение классных заданий
Всегда полезно привлекать учащихся к процедурам в классе, а не создавать барьер между учениками и учителями.
Преподаватели могут время от времени делиться со студентами классными заданиями, чтобы обеспечить их участие в путешествии.
Это может включать в себя обновление календаря, публикацию в блоге класса, модерирование или обзор занятий в классе, а также повседневные действия, такие как посещаемость или чистота в классе.
11. Мотивационные игры
Существует множество мотивационных игр, в которые можно играть группами, классом или индивидуально.
Преподаватели колледжей могут найти время между уроками, чтобы вовлечь их в такие игры или даже сделать это частью стратегии обучения.
12. Шанс стать лидером
Хорошая руководящая роль подразумевает большую ответственность и приверженность делу.
Он может даже изменить их личность и сделать их лучше. Поэтому было бы неплохо дать каждому студенту возможность руководить в ходе курса.
Это повысит их чувство ответственности и побудит их брать на себя рискованные и сложные роли в жизни.
13. Приветствуйте их идеи
Важно предоставить учащимся хорошее место в классе и учебные планы.
Всегда приветствуйте их идеи, обсуждайте их в классе и воплощайте в жизнь, если они звучат хорошо.
Это заставит их чувствовать себя важными, а чувство сопричастности к обучению поддерживает их воодушевление.
Таким образом, каждый учащийся в классе получит вдохновение, чтобы выразить свои идеи, не задумываясь.
14. Отмечайте личные достижения
Было бы неплохо отмечать личные достижения учащихся всем классом, что может поднять их дух, чтобы всегда хорошо работать.
Коллективное празднование также укрепляет силу и единство класса и укрепляет командный дух. И тот же самый студент будет чувствовать себя хорошо, чтобы отметить веху другого студента с командой класса в следующий раз.
15. Семинары по мотивации
Факультеты колледжа могут время от времени проводить семинары профессионалов по мотивации.
Разговоры с экспертами и интерактивные занятия мотивируют тех учеников, которые отступили на шаг, выйти вперед и встретить жизнь на позитивной ноте.
Поощрение студентов к проведению семинарских презентаций по мотивации после тщательного исследования также является хорошей идеей.
16. Экспериментальные возможности
Наличие практического опыта по предмету поможет учащимся лучше понять его и побудит к дальнейшему изучению различных аспектов предмета.
Экспериментальные возможности являются хорошей платформой для студентов, чтобы представить или попробовать то, что они изучили в классе теории, что, в свою очередь, повышает их уровень уверенности в предмете.
17. Вознаграждайте за достижения
Своевременное признание их достижений и их оценка важны для поддержания их духа.
Так что было бы неплохо наградить студентов за их успехи на академическом этапе в знак признательности.
Это будет стимулом для них каждый следующий раз хорошо учиться и вдохновлять других учеников тоже хорошо учиться.
18. Своевременное обучение
Этап колледжа — это время, когда они создают платформу для своей карьеры.
Поэтому важно своевременно обучать их тем областям, которые нуждаются в улучшении.
Это поддерживает их мотивацию и повышает их уровень уверенности, чтобы начать новый этап на высоком уровне.
Колледжи могут организовать программы развития личности и интерактивные занятия с профессионалами, чтобы исправить свои недостатки и улучшить свои положительные стороны.
19. Отслеживание прогресса
В колледжах принято устанавливать программы оценки, которые мы уже обсуждали.
Однако важнее отслеживать прогресс. Таким образом, преподаватели должны следить за тем, чтобы база данных программ оценки поддерживалась, а успеваемость каждого студента регистрировалась.
Учитывайте успехи каждого учащегося и при необходимости давайте им необходимые рекомендации и дополнительное обучение.
20. Подайте пример
Лучшая мотивация преподавателя колледжа — показать пример своим ученикам.
На основе собственного опыта он может подсказать им, как быть хорошим учеником и какие качества и обязанности от них ожидаются.
Он даже может вдохновить их собственными историями успеха и тем, как упорный труд и настойчивость заплатили ему.
Вдобавок ко всему этому дайте им чувство контроля, чтобы они почувствовали свою значимость. Обеспечьте безопасную среду для самовыражения и предложите разнообразный опыт, чтобы избежать скуки.
Хорошо знай своих учеников. Поэтому потратьте некоторое время на то, чтобы поговорить с ними, понять их ограничения и сделать необходимое, а не заставлять их делать то, что им не нравится.