Мотив достижения: Мотивация достижений

Особенности мотивации достижения успеха в юношеском возрасте

 » ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Ноябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №8 2017

Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Студентка 3-го курса
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности мотивации достижения успеха в юношеском возрасте

Статья просмотрена: 713 раз

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Парамонова Юлия Андреевна

Студентка 3 курса

Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет, г.Белгород

 

Аннотация: статья посвящена особенностям мотивации достижения в юношеском возрасте. Рассматриваются различные подходы к определению мотивации достижения.

В результате исследования было выявлено, что преобладающей у юношей является мотивация избегания неудач. Представлено описание соответствующих особенностей поведения.

Ключевые слова: личность, юноши, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач.

 

Психологическое развитие личности юноши – процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самоуважение, активной работы над собой [3]. Характерной особенностью юношеского возраста является потребность в достижениях. Если она не находит своего удовлетворения в основных сферах деятельности юноши, то смещается на другие сферы (спорт, бизнес и т.д.). Человек должен найти для себя область успешного самоутверждения. В противном случае возможны невротизация, уход в болезнь и ряд других неблагоприятных последствий [6].

Мотивация – это, в первую очередь, стремление достичь успеха в своей деятельности.

И если человек постоянно стремится достичь успеха, а также высоких результатов, то у него достаточно высокий уровень мотивации достижения [5].

Е.П. Ильин говорит о том, что само понятие «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр, которую понимал, как нечто объясняющее поведение человека и животных. В настоящее время понимание термина «мотивация» достаточно разнообразно, и каждый автор трактует его по-своему [4]. Многообразие определений связано с различными подходами к мотивации. По мнению А.Н. Леонтьева, работы по проблеме мотивации сложно систематизировать – настолько различаются те значения, в которых употребляется в них термин «мотив» [1].

Среди отечественных психологов одним из первых вопросом мотивации достижения занялся М.Ш. Магомед-Эминов, предприняв попытку изучить структуру и механизмы функционирования данного феномена. Мотив достижения М.Ш. Магомед-Эминов понимает, как обобщенную, относительно устойчивую диспозицию личности, стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности [5].

Мотивация достижения имеет два выхода: достижение успеха либо избегание неудачи. Таким образом, поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Однако каждый отдельный человек имеет доминирующую тенденцию руководствоваться либо мотивом достижения, либо мотивом избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью и защитным поведением [7].

Для выявление особенностей мотивации дост1ижения успеха в юношеском возрасте, нами было проведено исследование с использованием теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД). Участниками выступали студенты от 18 до 22 лет в количестве 50 человек. Результаты исследования представлены на рис. 1.

Рис.2. Выраженность мотивации достижение в выборочной совокупности респондентов (%)

На рис. 2. мы видим, что в выборочной совокупности у большинства респондентов доминирует мотивация избегания неудач – 70% (35 человек), 22% (11 человек) преобладает мотивация стремления к достижению успеха и 6% (4 человека) с неопределенным доминирование мотивации достижения успеха или избегания неудач.

Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, при чем в основном любыми путями и средствами. Для личности с доминированием мотивации избегания неудач главное не допустить оплошности, предотвратить неудачи, даже ценой сильной трансформации изначальной, главной цели, её полного или частичного не достижения. Мотив избегания неудач провоцирует занижение самооценки, критику всего вокруг, постоянные претензии и неудовлетворенность жизнью. Таким образом, в результате исследования нами было выявлено, что у современных юношей преобладает мотивация избегания неудач, а мотивация достижения успеха выражена на низком уровне, что говорит о недостаточно благоприятном прогнозе достижений поставленных целей и в целом для личностного развития на данном возрастном этапе.

 



Список литературы:

  1. Вилюнас, В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2006. – 415 с.
  2. Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C.98-102.
  3. Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста / К. Долджин. – СПБ: Изд. Питер, 2012. – 86 с.
  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. –512 с.
  5. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: дис. … канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. — М., 1987. – 343 с.
  6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс. — Спб.: Питер, 2000. – 624 с.
  7. Сальков, A.B. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета /A.B. Сальков // Вестн. Оренбург. гос.
    ун-та. – 2002. – № 2. – С. 111-119.



Комментарии:

 

23.4. Мотив достижения

Мотивация достижения является одним из ключевых конструктов*, позволяющих объяснять поведение человека в организациях. В контексте организационного поведения закономерности ее проявления следует рассматривать в двух аспектах:

1) как характеристику подчиненных, которая обусловливает возможность прогнозирования их поведения в различных ситуациях деятельности и особенности выбора побуждающих воздействий для людей с различными типами мотивации достижения;

2) как одну из ключевых характеристик менеджеров, которая наряду с так называемой имперской констелляцией* мотивов характеризует эффективного менеджера.

Чтобы дать развернутое определение мотивации достижения, необходимо ввести понятия потенциальной и актуальной мотивации. Воспользуемся определениями этих понятий, которые приводит Х.

Хекхаузен в своей работе «Психология мотивации достижения» [Хекхаузен Х., 2001, С. 19], соспровождая их некоторыми пояснениями.

Потенциальная мотивация – это нормативное состояние, которое действует по принципу шкалы оценок и определяет, как должен быть построен (с точки зрения самого человека) определенный тип жизненных ситуаций, чтобы они были для него успешными. Допустим, что сейчас вы выпускник школы и перед вами стоит необходимость выбора дальнейшего жизненного пути. Естественно вы хотите добиться успеха в жизни. Для этого вам необходим критерий, по которому вы будете судить, достигнут ли успех. Предположим, что и вы, и ваши родители, и ваши ближайшие друзья считают, что человека можно считать успешным, если он сделал, например, блестящую карьеру менеджера, как Ли Якокка или Генри Форд. Тогда желание осуществить именно такую карьеру и будет характеризовать вашу потенциальную мотивацию. Эта мотивация называется потенциальной потому, что одного желания еще недостаточно для достижения цели, т.

е. необходимо также затратить значительные усилия. Если вы достигните поставленной цели, то это и будет считаться успехом, а если нет, то вы будете считать что потерпели поражение.

Актуальная мотивация (или побудительный мотив) состоит из ожиданий, связывающих настоящее и будущее состояния. То есть каждый из нас оценивает насколько реально для него достижение поставленной цели: обладает ли он необходимыми способностями, силой воли, трудоспособностью, материальными и финансовыми ресурсами и т.д. Сила мотивации побуждения к деятельности в каждый конкретный момент времени соответствует величине градиента (наклона прямой) силы ожидания того, что конечная цель будет достигнута. Эта сила зависит от: 1) величины различий между настоящим и будущим состояниями по шкале оценок области нормативной ситуации (ясно, что, например, разница, характеризующая выпускника школы и студента, обучающегося менеджменту значительно меньше, чем между выпускником школы и блестящим менеджером) и 2) физической удаленности этих состояний друг от друга по времени (имеется ввиду именно физическое время, а не субъективное восприятие времени).

При определении мотивации достижения выделяется только тот тип взаимодействий личности со средой, который включает в себя идею достижения. В эту область входит все, что можно представить как «соревнование с установленными критериями наивысшего качества» [McClelland et al., 1953]. Нечто подобное, как пишет Х.Хекхаузен, происходит, когда действие, его результат или способность выполнить его, рассматривается, переживается или судится в области оценок, состоящей из более или менее жестких критериев «лучше» — «хуже». Эта область оценок определена различными критериями успешности: от самых общих и абстрактных до конкретных специфических. В своей самой простой форме критерий успешности представляет собой пару противоположностей: успех – неудача; хорошо – плохо [Хекхаузен Х., 2001, С. 21]. Напомним, что в нашем примере таким критерием качества является блестящая карьера менеджера. Ее осуществление будет характеризовать успех, а неосуществление – неудачу. Чаще всего подобная классификация используется только на самых ранних стадиях, поскольку критерии успешности удивительно дифференцируются*, если определенное взаимодействие со средой остается ориентированным на достижение в течение достаточного длительного времени.

Так вместо одного единственного критерия успеха появляется целый ряд промежуточных состояний, характеризующих различные степени успешности (см. рис. 23.3).

Президент Вице-президент Глава Глава Начальник Ведущий Рядовой

крупной крупной средней мелкой отдела специалист сотрудник

корпорации корпорации фирмы фирмы фирмы

Увеличение успеха Увеличение неудачи

Рис. 23.3. Пример шкалы критериев успешности.

Критерии успешности могут быть ориентированы на задачу (например, уровень мастерства, как результат деятельности), или на человека (например, по сравнению с собственными прошлыми достижениями), или быть ориентированными на других (например, сравнение с достижениями других, как в ситуации соревнования).

Мотивация дос­тижения, таким образом, может быть определена как по­пытка увеличить или сохранить максимально высокими спо­собности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполне­ние подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче [Хекхаузен Х., 2001, С. 21]. То есть, мотивация достижения — это стремление к успеху (высо­ким результатам) в деятельности.

Человек, стремящийся достичь успеха, высоких результатов в деятельности, обладает, следовательно, сильной мотивацией достижения. Для одних людей достижение успехов в деятельности более важно, для других — менее.

От того, какое значение человек приписывает достижениям в определенной области, зависит выбор той деятельности, кото­рой он стремится заниматься.

Успех или неудача в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны (так как зависят не только от усилий самого человека, но и от складывающихся обстоятельств) и, таким образом, являются всего лишь преходящими периодическими состояниями по отношению к мотивации достижения (не удалось сейчас, получится в следующий раз или через какое-то время). И вне зависимости от того, насколько дифференцированы критерии успешности, эта шкала состоит из двух частей: одна из них символизирует успех (не важно, насколько ярко выраженный), а другая – неудачу; и эти части отделены друг от друга узкой пограничной областью, если не границей (рис. 23.3). В зависимости от достигнутых успехов эта граница может перемещаться влево и вправо по шкале, смещая вместе с собой нулевую точку отсчета. Поэтому невозможно объективно определить для достаточно длительного периода времени, что именно для определенного человека будет являться успехом, а что неудачей, так как сегодня успехом может считаться то, что завтра будет расцениваться как неудача.

Мотивация: Достижение | SparkNotes

Мотив достижения — это побуждение справиться с трудностями и достичь высокого эталон совершенства. На достижения влияют как личностные, так и ситуационные факторы. мотивация.

Исследователи часто используют Тематический апперцептивный тест (TAT) для измерения потребности людей в достижениях. ТАТ состоит из набора двусмысленные изображения, например, женщина, стоящая в дверях комнаты. Исследователи спрашивают предметы для составления рассказов по этим картинкам. Рассказы некоторых субъектов постоянно содержат темы, связанные с достижениями. Исследователи считают, что эти субъекты имеют высокую потребность в достижение.

Факторы личности

Мотивация к высоким достижениям приводит к определенным чертам личности. Эти включают настойчивость, способность откладывать удовлетворение и конкурентоспособность:

  • Настойчивость: Отличники, как правило, очень настойчивы и усердно работают, чтобы достигать целей, которые они перед собой ставят.
  • Способность откладывать удовлетворение: Достигающие люди, как правило, способность откладывать удовлетворение своих импульсов в краткосрочной перспективе, чтобы достичь долгосрочного цели.
  • Конкурентоспособность: Достигающие люди, как правило, выбирают карьеру, которая дает им возможности конкурировать с другими людьми.

Ситуационные факторы

Некоторые ситуационные факторы также влияют на мотивацию достижения. Они включают в себя ожидание успеха, стимулы, контроль и возможности:

  • Ожидание успеха: Люди более склонны к высокому ожидание успеха, если у них есть чувство самоэффективность , или уверенность в себе собственную способность эффективно справляться с трудностями. Люди могут достичь самоэффективности, занимаясь с трудностями и учась на ошибках. Иметь хорошие образцы для подражания и вести себя конструктивно обратная связь и поощрение также помогают повысить самоэффективность.
  • Стимулы: Стимулы вознаграждают людей за их компетентность и мотивируют их достичь. Однако поощрения могут также снижать внутреннюю мотивацию людей, если они сосредоточьтесь на получении стимулов, а не на выполнении задач ради них самих.
  • Контроль: Люди, как правило, имеют больше мотивации для достижения, если они чувствуют они контролируют некоторые аспекты своей работы.
  • Возможность: Люди мотивированы на достижение только тогда, когда у них есть возможность добиться.

Сила целей

Цели, скорее всего, повысят мотивацию к достижению, если они конкретны, сложный, но достижимый и позитивный:

  • Цели должны быть конкретными. Чем конкретнее цели, тем больше эффективны они как мотиваторы.

Пример: Если Стив пытается прочитать все, что нужно для выпускного экзамена, цель, например Я буду заканчивать одну главу каждую неделю , это более эффективна, чем более расплывчатая цель, такая как , я позабочусь о том, чтобы быть готовым к своей окончательный .

  • Цели должны быть сложными, но достижимыми. Цели должны быть трудными достаточно, чтобы быть сложным, но достаточно легко, чтобы быть доступным.

Пример: Если Келли изо всех сил пыталась поддерживать средний балл C в классе весь семестр, такая цель, как я получу четверку на выпускном экзамене будет более мотивационным чем такая цель, как , я получу пятерку в этом классе .

  • Цели должны быть положительными. Людям лучше формулировать цели в с точки зрения того, что они будут делать , а не с точки зрения того, что они будут не делать.

Пример: Такая цель, как Я буду заниматься по часу каждый вечер в будний день скорее всего будет эффективнее цели типа я не выйду на улицу в будний день вечера .

Влияние мотива достижения на спортивные результаты подростков-футболистов

. 2014;14(5):475-83.

дои: 10.1080/17461391.2013.837513. Epub 2013 17 сентября.

Клаудия Зубер 1 , Ахим Конзелманн

принадлежность

  • 1 Институт спортивных наук Бернского университета, Берн, Швейцария.
  • PMID: 24041313
  • DOI: 10.1080/17461391.2013.837513

Клаудия Зубер и др. Евро J Sport Sci. 2014.

. 2014;14(5):475-83.

дои: 10.1080/17461391.2013.837513. Epub 2013 17 сентября.

Авторы

Клаудия Зубер 1 , Ахим Конзелманн

принадлежность

  • 1 Институт спортивных наук Бернского университета, Берн, Швейцария.
  • PMID: 24041313
  • DOI: 10. 1080/17461391.2013.837513

Абстрактный

Исследователи в основном согласны с тем, что существует положительная связь между мотивацией достижения и спортивными результатами, поэтому мотив достижения рассматривается как потенциальный критерий таланта. Однако основной механизм этой связи остается неясным. В моделях таланта и производительности были предложены модели главного эффекта, посредника и модератора. Продольное исследование было проведено среди 140 13-летних футбольных талантов с использованием моделирования структурными уравнениями, чтобы определить, какая модель лучше всего объясняет, как надежда на успех (HS) и страх неудачи (FF), которые являются аспектами мотива достижения, двигательные навыки и способности, влияющие на работоспособность. В течение полугода HS может в некоторой степени объяснить спортивные результаты, но эта связь не опосредована объемом тренировок, спортивными навыками или способностями, а мотив достижения не является модерирующей переменной. Вопреки ожиданиям, FF не объясняет какую-либо часть производительности. Однако, помимо HS, двигательные способности и, в частности, навыки также определяют значительную часть производительности. Исследование подтверждает широко распространенное мнение о том, что развитие спортивных результатов в футболе зависит от множества факторов и, в частности, о том, что в среднесрочной перспективе за HS стоит следить в качестве предиктора таланта.

Ключевые слова: мотивация достижения; футбол; модели модератора/посредника; двигательные навыки; спектакль.

Похожие статьи

  • Относительный возрастной эффект в Немецкой футбольной программе TID: погрешности в диагностике двигательных способностей и влияние на отдельные двигательные способности и навыки в группах выбранных игроков.

    Воттелер А, Хёнер О. Воттелер А. и др. Евро J Sport Sci. 2014;14(5):433-42. дои: 10.1080/17461391.2013.837510. Epub 2013 19 сентября. Евро J Sport Sci. 2014. PMID: 24047192

  • Мотивационные паттерны как инструмент прогнозирования успешности перспективных юных футболистов.

    Зубер С., Зибунг М., Конзельманн А. Зубер С и др. J Sports Sci. 2015;33(2):160-8. дои: 10.1080/02640414.2014.928827. Epub 2014, 18 июня. J Sports Sci. 2015. PMID: 24938614

  • Прогностическая значимость предикторов двигательных способностей в раннем подростковом возрасте: групповая и индивидуальная оценка с учетом различных уровней достижений в юношеском футболе.

    Хёнер О, Воттелер А. Höner O, et al. J Sports Sci. 2016 декабря; 34 (24): 2269-2278. дои: 10.1080/02640414.2016.1177658. Epub 2016 5 мая. J Sports Sci. 2016. PMID: 27148644

  • Выявление и развитие талантов в мужском футболе: систематический обзор.

    Сарменто Х., Ангера М.Т., Перейра А., Араужо Д. Сарменто Х. и др. Спорт Мед. 2018 Апрель; 48 (4): 907-931. doi: 10.1007/s40279-017-0851-7. Спорт Мед. 2018. PMID: 29299878 Рассмотрение.

  • Тренерское поведение и тренировочные структуры в молодежном футболе: последствия для развития талантов.

    Подушка C, Ford PR, Williams AM. Кушон С и др. J Sports Sci. 2012;30(15):1631-41. дои: 10.1080/02640414.2012.721930. Epub 2012 28 сентября. J Sports Sci. 2012. PMID: 23016800 Рассмотрение.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Мотивированное достижением поведение в индивидуальных видах спорта: доказательства обоснованности конструкции и критериев шкалы оценки тренеров AMBIS-I.

    Зубер С., Шмид М.Ю., Конзельманн А. Зубер С и др. J Sports Sci Med. 2020 24 февраля; 19 (1): 10-19. Электронная коллекция 2020 март. J Sports Sci Med. 2020. PMID: 32132823 Бесплатная статья ЧВК.

  • Мотивационные паттерны как инструмент прогнозирования результативности не только в футболе? Репликационное исследование с молодыми талантливыми хоккеистами.

    Зубер С., Конзельманн А. Зубер С и др. Фронт Псих. 201922 октября; 10:2357. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02357. Электронная коллекция 2019. Фронт Псих. 2019. PMID: 31749730 Бесплатная статья ЧВК.

  • Методологические вопросы исследования выявления футбольных талантов.

    Bergkamp TLG, Niessen ASM, den Hartigh RJR, Frencken WGP, Meijer RR. Бергкамп TLG и др. Спорт Мед. 2019 сен;49(9):1317-1335. doi: 10.1007/s40279-019-01113-w. Спорт Мед. 2019. PMID: 31161402 Бесплатная статья ЧВК.

  • Наука или взгляд тренера? — Обе! Выгодное сотрудничество многомерных измерений и оценок тренеров для эффективного отбора талантов в элитном юношеском футболе.

    Sieghartsleitner R, Zuber C, Zibung M, Conzelmann A. Sieghartsleitner R, et al. J Sports Sci Med. 2019 11 февраля; 18 (1): 32-43. Электронная коллекция 2019 март. J Sports Sci Med. 2019. PMID: 30787649 Бесплатная статья ЧВК.

  • Предикторы психологического таланта в юношеском футболе: систематический обзор прогностической значимости психомоторных, перцептивно-когнитивных и личностных факторов.

    Мурр Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *