Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов
Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.
Классификация мотивов
Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.
Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.
Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.
Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).
По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Типы мотивации.
Внешняя мотивация.
Среди двух основных типов мотивации различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее. Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное. Отмечу также, что по двухфакторной теории Герцберга, многие внешние вознаграждения, в том числе заработная плата и другие виды поощрения, в действительности не мотивируют человека, однако, их отсутствие лишает человека всякого желания действовать.
Внутренняя мотивация.
Это второй из наиболее распространенных типов мотивации. В данном случае мотивация обеспечивается внутренней наградой или подкреплением. Так, достигнув успеха в том или ином деле, мы поощряем себя, празднуем, веселимся, радуемся, совершая же ошибки, мы начинаем испытывать злость и ругать себя. Внутренней наградой может быть удовольствие, чувство завершённости и ощущение собственной компетентности, способности делать что-либо. Общими примерами внутреннего подкрепления являются наши «должен», «обязан», совесть, чувство вины и стыда. По-видимому, наиболее сильна внутренняя мотивация, когда мы делаем что-либо ради забавы или из чувства выполненного долга.
Зависимость.
Это ещё один из наиболее распространённых типов мотивации. Здесь мотивом для наших действий служит желание получить удовлетворение от приёма очередной дозы наркотика, встречи или общения с любимым человеком, получения одобрения или похвалы, в общем, всего, в чём мы испытываем сильную потребность и без чего ощущаем пустоту или дискомфорт. К этому типу мотивации относится потребность в еде и воде. Так подкреплением служит неприятное чувство голода, ну а вознаграждением – удовольствие от принятия вкусной пищи. Отказываясь от сильных наркотиков, мы испытываем крайние формы дискомфорта, продолжая принимать их длительное время, перестаём получать удовольствие, однако тяга от этого только усиливается.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Ориентация «от» и «к».
Это наиболее популярный тип мотивации, больше всего известный под названием «метод пряника и кнута». Люди по-разному относятся к раздражителям. Одних людей легко мотивировать возможным поощрением или «пряником», других возможным наказанием или «кнутом». Ориентация «от» и «к» это всего лишь другой способ описания этого метода. Люди, которых легче всего мотивировать возможным наказанием, ориентированы «от» — желают уйти от наказания или боли, которая может быть им причинена. Люди, которых легче мотивировать возможным поощрением, ориентированы «к» — стремятся к получению удовольствия. Иногда появляется необходимость комбинировать эти методы мотивации, в некоторых случаях это способно усилить стремление человека к совершению тех или иных действий.
Мы рассмотрели наиболее распространённые типы мотивации человека, знание их поможет вам подобрать необходимые условия для мотивации себя, ваших подчинённых или любого другого человека. Возможно, в будущем в эту статью будут добавлены и другие существующие типы мотивации. Также, мы разберём каждый тип мотивации отдельно, дабы вы имели возможность получить более точное представление о способах мотивации себя или других людей, и, разумеется, включим в них больше примеров.
В исследованиях отражения, деятельности, общения психологию интересует не только процесс, но и его носитель – субъект. Анализ деятельности и общения необходим для того, чтобы понять законы развития их субъекта. Личность – общественный индивид, субъект познания, деятельности и общения.
Психические процессы развиваются и проявляются в деятельности и общении, но принадлежат они не деятельности и общении, а личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, сами по себе не существуют. Проблема деятельности и проблема общения замыкаются на личность. Через анализ деятельности и общения психология раскрывает психологический склад личности, ее внутренний духовный мир.
Наряду с принципом единства сознания и деятельности в советской психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности. Разработка проблемы личности необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоциональных процессах.
Накопленные в разных психологических дисциплинах данные остро ставят задачу их теоретического синтеза, раскрытия интегральных качеств человека, понимания его как организованной целостности.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов
От 250 руб
Контрольная работа
Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов
От 250 руб
Курсовая работа
Категория мотива в психологии. Определение и классификация мотивов
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьКорниенко А.Ф. — Деятельность, как сознательная форма поведения человека
А.Ф. Корниенко
Статья по общей психологии
Вестник ТГГПУ. – 2010. – № 2 (20). – С. 304-308.
Статья посвящена рассмотрению сущности понятия «деятельность» как специфической человеческой формы поведения, характеризующейся наличием мотива и цели. Рассматривается классификация форм побуждения, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Предлагается общая схема внутренней психологической структуры и механизмов регуляции деятельности.
Ключевые слова: деятельность, формы побуждения, психологическая структура, механизмы регуляции.
Как известно [1], понятие «деятельность» в психологию было введено М.Я. Басовым, кото-рый предложил использовать его вместо понятия «поведение», прочно ассоциируемого в то время с бихевиоризмом и рефлексологией, чтобы подчеркнуть специфику поведения человека как активного деятеля во взаимодействии со средой в отличие от реактологических форм поведения животных, описываемых известным в бихевиоризме соотношением «S R».
Принципиальное отличие деятельности от других форм поведения состоит в том, что она представляет собой сознательную форму поведения человека и характеризуется наличием мотива и цели. «Немотивированной, так же как и нецеленаправленной, деятельности просто не может быть» — отмечает Б.Ф. Ломов [2, с. 205]. Обычно под мотивом понимается отражение в сознании человека потребности в деятельности (осознание ее необходимости), что выражается в наличии у него субъективно-переживаемого побуждения к этой деятельности.
У животных в силу отсутствия сознания и, соответственно, процессов осознавания не может быть ни мотивов, ни целей поведения; следовательно, у них не может быть и деятельности. Хотя побуждение к определенной форме поведения за счет актуализации потребности и реализации побуждающей функции эмоциональных психических процессов у них может возникать, как может возникать в их психике и образ результатов поведения. Однако без процессов осознавания это будет всего лишь интеллектуальная форма поведения.
Среди побуждений, которые лежат в основе любых форм поведения и являются их движущей силой, можно выделить четыре особые формы:
- потребности, в которых отражается то, что необходимо для существования и развития организма, субъекта, личности;
- мотивы, представляющие собой осознаваемые потребности;
- отражаемая в эмоциональных психических процессах субъективная значимость объектов и явлений действительности;
- интересы, в которых сочетаются осознание познавательной потребности субъекта и субъективная значимость (эмоциональная привлекательность) того, что отражается в познавательных психических процессах.
Выделение потребностей и мотивов в качестве побуждений поведения и деятельности осо-бых проблем не составляет – здесь мнение психологов практически единодушное. Однако хотелось бы обратить внимание на встречающуюся иногда в психологической литературе трактовку мотива как предмета внешней объективной действительности, который может удовлетворять потребность. Такое понимание мотива было сформулировано А.Н. Леонтьевым и до сих пор продолжает воспроизводиться. «Термин «мотив», – пояснял А.Н. Леонтьев, – мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [3, с. 243]. Л.И. Божович, определяя мотив как то, «ради чего осуществляется деятельность», добавляет, что «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира…» [4, с. 53]. Поскольку любые предметы внешнего мира могут отражаться в психике человека и могут им осознаваться, на основе понятия мотива как предмета или объекта, удовлетворяющего потребность, возникает понятие об осознаваемых и неосознаваемых мотивах. Однако если считать, что «мотив» является одной из базовых категорией психологии [5], то следует признать, что он представляет собой явление субъективное. И поэтому предмет или объект внешнего мира как объективное материальное образование никак не может быть мотивом. В лучшем случае речь может идти об отражении, об образе этого объекта в психике, на что, собственно, также обращается внимание в одном из высказываний А.Н. Леонтьева. «До своего первого удовлетворения, – пишет А.Н. Леонтьев, – потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнару-жения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и на-правляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом» [3, c. 205].
Противоречивая трактовка мотива дается в работе С.Л. Рубинштейна [6]. Подчеркивая, что «всякое действие, направляясь на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений», С. Л. Рубинштейном называет мотивом «более или менее адекватно осознанное побуждение» [6, с. 443] и буквально через несколько строк отмечает: «мотивы поведения, как они осознаются действующим субъектом, представляют собой отражение его побуждений». Однако если мотив – это «осознанное побуждение», то зачем нужно еще раз осознавать то, что уже является осознанным?
Несмотря на существующие разногласия в научных определениях мотива, все психологи единодушны в том, что он является формой побуждения поведения или деятельности.
Не вызывает особых проблем выделение в качестве особой формы побуждения поведения эмоциональных процессов, точнее отражаемой в них субъективной значимости объектов и явлений действительности. Во-первых, потому, что понятие о субъективной значимости близко по смыслу понятию мотива в определении А.Н. Леонтьева. Во-вторых, положение о том, что эмоциональные психические процессы выполняют функцию побуждения, принимается многими психологами. По мнению А.А. Реан с соавтора-ми, «эмоции не только сигнализируют о потреб-ности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить» [7, с. 115]. По глубокому убеждению В.К. Вилюна-са, «именно эмоции являются теми психологическими образованиями, которые «окрашивают» в образе отражаемое содержание, как бы добавляясь к нему, выражая значимость этого содержания для субъекта (функция оценки) и определяя его к соответствующей деятельности (функция побуждения)» [8, с. 291].
Несколько сложнее дело обстоит с интересами. Как показано в работе Т.В. Шороховой, «проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице» [9]. В принципе, среди психологов нет особых возражений против того, что интересы являются формой побуждения. Проблемы возникают с указанием их специфики относительно других форм побуждений и с научным определением понятия «интерес».
Истоки указанных проблем кроются, на наш взгляд, в этимологии слова «интерес», которое в переводе с латинского «interesse» означает «иметь важное значение» [100]. С одной стороны, в этом слове отражается наличие важности (в смысле необходимости) чего-то для субъекта, что непосредственно соотносит интерес с потребностью субъекта, а при осознании потреб-ности и с мотивом. Однако в силу отсутствия в психологической литературе четкой дифференциации понятий «мотив» и «потребность», интерес часто называется то потребностью, то мотивом, в результате чего теряется специфика интереса как особой формы побуждения. С другой стороны, наличие в смысловой структуре слова «интерес» понятия «значения» в смысле «значимости» обусловливает возможность соотнесения интереса с эмоциональными психическими процессами, функцией которых как раз и является отражение субъективной значимости объектов и явлений действительности. В связи с этим появ-ляется возможность уйти от непосредственного отождествления интереса с потребностями и мотивами и придать ему специфический оттенок, выделив в структуре интереса две составляющие – мотивационно-потребностную и эмоциональ-ную. Так согласно С.Л. Рубинштейну, «интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности» [6, с. 526]. В определении И.А. Зимней интерес – это «эмоциональное переживание познавательной потребности» [11, с. 224]. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на отражение в приведенных определениях двухкомпонентной структуры интереса, в них используются разные термины и формулировки, которые вряд ли можно назвать синонимами.
В нашем определении интерес выступает как форма побуждения, в которой сочетаются признаки мотива (осознание познавательной потребности) и субъективной значимости (эмоциональной привлекательности). Кроме того, мы полагаем, что на основе интересов происходит формирование у человека новых потребностей. Если в результате неоднократной реализации интереса к чему-либо у человека возникают устойчивые положительные эмоциональные реакции (положительные переживания), то интерес переходит в потребность.
Поскольку интерес может быть связан как с объектом действительности, ставшим эмоционально привлекательным для субъекта, так и с каким-то действием по отношению к нему, на основе интереса могут формироваться как предметные потребности, так и операциональные, т.е. потребности в определенных действиях. Трансформация интереса в потребность представляет собой общий психологический механизм воспитания личности, выработки у нее социально приемлемых форм поведения и нормативной системы ценностей. Однако, если удовлетворение потребностей, образованных на основе интересов, сопряжено с переживанием состояния эйфории, то возможно развитие и негативных форм поведения, в частности, различного рода зависимостей, например, наркотической или игровой [12]. Спонтанно возникающие или специально формируемые у человека интересы играют очень существенную роль в регуляции его поведения и деятельности.
Учитывая, что интересы связаны с процесса-ми осознавания познавательной потребности, их можно рассматривать, с этой точки зрения, в качестве особой разновидности мотивов. Выделенные нами формы побуждения поведения и деятельности и их соотношение представлены в виде схемы на рисунке 1.
Рис. 1. Формы побуждений, лежащих в основе поведения и деятельности человека, и их соотношение.
При разработке теории деятельности как сознательной формы поведения человека и психологических механизмов ее регуляции следует учитывать, на наш взгляд, три фундаментальных положения. Во-первых, это положение Б.Ф. Ломова о том, что «мотив и цель образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении» [2, с. 205]. При этом мотив «побуждает к деятельности», а цель ««конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена» [2, с. 207]. Второе положение сформулировано в работе В.А. Орлова [13] и было использовано нами при разработке общепсихологической модели формирования психологической зависимости [12]. Суть его состоит в том, что «побуждение к определенным действиям обусловливается у человека не столько необходимостью в удовлетворении определенной потребности, сколько ожиданием положительных переживаний, которые он может испытать в результате предполагаемых действий» [12, с. 133]. Третье положение касается динамичности условий, в которых осуществляется поведение и деятельность человека, и необходимости в связи с этим непрерывной коррекции реализуемых форм поведения и выбора предполагаемых действий сообразно изменяющимся условиям.
Учитывая указанные положения, мы попытались представить внутреннюю психологическую структуру и механизмы регуляции деятельности как сознательной формы поведения человека в виде схемы, доступной для наглядного обозрения. То, что у нас получилось, показано на рисунке 2.
Рис. 2. Внутренняя психологическая структура и механизмы регуляции деятельности
как сознательной формы поведения человека.
Рассматривая деятельность как сознательную форму поведения, мы не должны забывать о том, что исходное понятие «поведение» определяется как внешне проявляемая форма двигательной активности организма. Однако в психологии кроме внешне проявляемых форм активности и внешне-предметных действий рассматриваются, так называемые, «внутренние умственные действия» (в концепции П.Я. Гальперина [14]) и «внутренняя психическая деятельность» (в концепции А.Н. Леонтьева [15). При определении «действий» и «деятельности» как внешних форм двигательной активности использование их в сочетании с прилагательным «внутренний» было бы не корректным. Тем не менее, поскольку явления, описываемые и П.Я. Гальпериным, и А.Н. Леонтьевым все же существуют, и они действительно являются внутренними, их необходимо как-то обозначить. Наиболее подходящим, на наш взгляд, может быть использование понятия «процесс», тем более что сам А. Н. Леонтьев часто употреблял выражения «умственные процессы», «мозговые процессы», а также «психические процессы». Поэтому вместо понятий «внутренние умственные действия» и «внутренняя психическая деятельность» лучше использовать понятия «умственные процессы» и «психические процессы». При этом нет необходимости добавлять прилагательное «внутренние», так как эти процессы, протекая в психике, и так уже являются внутренними.
Вместе с тем в психике человека как субъекта, обладающего сознанием, могут протекать психические процессы, инициируемые не только внешними, но и какими-то внутренними факторами. Например, когда человеку для чего-то нужно что-то вспомнить или что-то понять, он запускает процессы памяти и мышления. При этом человек осознает не только причину запус-ка процессов – «для чего», но и необходимый результат, который должен быть достигнут. Следовательно, есть и мотив, и цель, но не внешней, а внутренней активности, поведенческие проявления которой могут быть и скрыты. Очевидно, в этом случае также имеет смысл говорить о деятельности, но не о «внутренней психической деятельности», а просто об умственной деятельности, как деятельности, протекающей в умственном или мысленном плане на основе определенной совокупности психических процессов. И тогда можно говорить как о процессах памяти или мышления, так и о мнемической или мыслительной деятельности человека. Причем в осуществлении и мнемической, и мыслительной деятельностях могут принимать участие не только процессы памяти и, соответственно, мышления, но и все другие психические процессы – и познавательные, и эмоциональные, и волевые. Как указывал Б.Ф. Ломов, вектор «мотив-цель» «высту-пает в роли системообразующего фактора, который организует всю систему психических про-цессов и состояний, формирующихся и развора-чивающихся в ходе деятельности» [2, с. 206].
Появление у человека сознания и сознательных форм поведения, конечно же, не означает, что у него не могут проявляться формы поведения, присущие животным. Новые, более сложные формы поведения, которые возникли на высшей стадии развития психики, не исключают возможность реализации тех формы поведения, которые стали возможны на каждой из предшествующих стадий. Каждые новые формы поведения надстраиваются над предыдущими, обогащая общую совокупность форм поведения и образуя определенную иерархическую многоуровневую структуру, в которой формы поведения ниже лежащего уровня оказываются подчиненными формам поведения более высокого уровня. Как отмечал Н.А. Бернштейн, «ведущий уровень [А.К. – построения движений] явно распространяет свой контроль на все нижележащие, фоновые уровни, участвующие в данном движении, так что каждый из последних исполняет свою партию в оркестре движения, но уже теряя в какой-то мере свое индивидуальное лицо и звуча только из-под палочки уровня-дирижера» [16, с. 53].
Литература:
1. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Мысль, 1996. – 416 с.
2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 445 с.
3. Леонтьев А.Н. Возникновение и эволюция психики //Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. I. – М.: Педагогика, 1983. – С. 143-279.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практиче¬ской психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 496 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
7. Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
8. Вилюнас В.К. Эмоции и деятельность // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004. – С. 285-302.
9. Шорохова Т.В. Проблема определения кате-гории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике // URL: http://www.eidos.ru/ journal/2004/0205.htm (дата обращения: 9.03.2010).
10. Этимологический словарь. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fasmer.html (дата обращения: 9.03.2010)
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.
12. Корниенко А.Ф. Общепсихологическая модель формирования психологической зависимости //Вестник КГПУ. – 2003. – № 1. – С.131-140.
13. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
14. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2000. – 336 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т. II. – М.: Педагогика, 1983. – С. 94-231.
16. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.
Категоризированный список определений мотивации с предложением согласованного определения
Алкок, Дж. Поведение животных: эволюционный подход (2-е изд.). Сандерленд, Массачусетс: Sinaver, 1979.
. Google Scholar
Альтман, Дж. Органические основы поведения животных . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1966.
. Google Scholar
Эппли, М. Х. Личное сообщение, 31 июля 1980 г.
Аркес, Х. Р. и Гарске, Дж. П. Психологические теории мотивации . Монтерей: Брукс/Коул, 1977.
. Google Scholar
Арнольд М.Б. (ред.). Чувства и эмоции: Симпозиум Лойолы . Нью-Йорк: Academic Press, 1970.
. Google Scholar
Аткинсон, Дж. В. Введение в мотивацию . Принстон: Ван Ностранд, 1964.
. Google Scholar
Аткинсон, Дж. В., и Берч, Д. Введение в мотивацию (2-е изд.). Нью-Йорк: Ван Ностранд, 1978.
. Google Scholar
Барон, Р. А., Бирн, Д., и Кантовиц, Б. Х. Психология: понимание поведения (2-е изд.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 19 лет.80.
Google Scholar
Битти, Дж. Введение в физиологическую психологию: обработка информации в нервной системе . Монтерей: Брукс/Коул, 1975.
. Google Scholar
Бек, Р. К. Мотивация: теории и принципы . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1978.
Google Scholar
Bennett, T. L. Мозг и поведение . Монтерей: Брукс/Коул, 1977.
. Google Scholar
Биндра Д. Взаимосвязанные механизмы подкрепления и мотивации и природа их влияния на реакцию. В WJ Arnold & D. Levine (Eds.), Небраска, симпозиум по мотивации (Том 17). Линкольн: University of Nebraska Press, 1969.
. Google Scholar
Биндра Д. и Стюарт Дж. (ред.). Мотивация (2-е изд.). Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Penguin Education, 1971.
Google Scholar
Бёрч Д. и Верофф Дж. Мотивация: исследование действия . Белмонт, Калифорния: Брукс/Коул, 1966.
. Google Scholar
Bolles, R. C. Теория мотивации (2-е изд.). Нью-Йорк: Harper & Row, 1975.
. Google Scholar
Браун, Дж., и Линдер, Д.Э. Психология сегодня: введение (4-е изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1979.
. Google Scholar
Бреланд, К., и Бреланд, М. Поведение животных . Нью-Йорк: Макмиллан, 1966.
. Google Scholar
Браун Х. Мозг и поведение: Учебник физиологической психологии . Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1976.
. Google Scholar
Браун, Дж. С. Мотивация поведения . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1961.
. Google Scholar
Бруно Ф. Дж. Поведение и жизнь: Введение в психологию . Нью-Йорк: Уайли, 19 лет.80.
Google Scholar
Баннелл, Б. Н. Модели поведения млекопитающих. В DA Dewsbury & DA Rethlingshafer (Eds.), Сравнительная психология: современный обзор . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1973.
. Google Scholar
Баттер, К. М. Нейропсихология: изучение мозга и поведения . Белмонт, Калифорния: Брукс/Коул, 1968.
. Google Scholar
Кэмпбелл, Дж. П., и Притчард, Р. Д. Теория мотивации в промышленной и организационной психологии. В MD Dunnette (Ed.), Справочник по промышленной и организационной психологии . Чикаго: Рэнд МакНалли, 1976.
. Google Scholar
Карр, Х. А. Психология: исследование умственной деятельности . Нью-Йорк: Лонгманс, Грин, 1925.
. Google Scholar
Чедвик-Джонс, Дж. К., Ленцер, И. И., Дарли, Дж. А., и Хилл, К. А. Мозг, окружающая среда и социальная психология . Балтимор: University Park Press, 1979.
. Google Scholar
Чаплин, Дж. П., и Кравец, Т. С. Системы и теории психологии (4-е изд.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1979.
. Google Scholar
Cofer, C.N. Мотивация и эмоции . Гленвью, Иллинойс: Скотт, Форесман, 1972.
. Google Scholar
Кофер, С. Н., и Эппли, М. Х. Мотивация: теория и исследования . Нью-Йорк: Wiley, 1964.
. Google Scholar
Коэн, Дж. Вторичная мотивация: I. Личные мотивы . Чикаго: Рэнд МакНалли, 1970.
Google Scholar
Кун, Д. Введение в психологию: исследование и применение (2-е изд.). Нью-Йорк: Запад, 1980.
. Google Scholar
Cotman, C. W., & McGaugh, J.L. Поведенческая неврология: введение . Нью-Йорк: Academic Press, 1980.
. Google Scholar
Дэшил, Дж. Ф. Основы объективной психологии . Бостон: Хоутон Миффлин, 1928.
. Google Scholar
Денни М.Р. и Ратнер С.К. Сравнительная психология: исследования поведения животных (Rev. ed.). Хоумвуд, Иллинойс: Дорси, 1970.
. Google Scholar
Детье, В. Г., и Стеллар, Э. Поведение животных (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 19 лет.70.
Google Scholar
Дьюи Дж. Психология . Нью-Йорк: Harper & Row, 1886.
. Google Scholar
Dewsbury, D. A. Сравнительное поведение животных . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1978.
. Google Scholar
Даффи, Э. Концептуальные категории психологии: предложение для пересмотра. Психологический обзор 1941, 48 177–203.
Google Scholar
Эйбл-Эйбесфельдт, И. Этология: биология поведения (2-е изд.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1975.
. Google Scholar
English, H.B. и English, A.C. Полный словарь психологических и психоаналитических терминов: руководство по использованию . Нью-Йорк: Дэвид Маккей, 1958.
. Google Scholar
Ferguson, E. D. Мотивация: экспериментальный подход . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1976.
. Google Scholar
Fernald, LD, & Fernald, PS Введение в психологию (4-е изд.). Бостон: Хоутон Миффлин, 1978.
. Google Scholar
Gallistel, C. R. Организация акции: Новый синтез . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум, 1980.
. Google Scholar
Garcia, J. Личное сообщение, 13 ноября 1980 г.
Gazzaniga, M.S., Steen, D., & Volpe, B.T. Нью-Йорк: Harper & Row, 1979.
. Google Scholar
Гейвиц, Дж. Психология: взгляд на себя (2-е изд.). Бостон: Литтл, Браун, 1980.
. Google Scholar
Глейтман Х. Психология . Нью-Йорк: Нортон, 1981.
. Google Scholar
Гровс П. и Шлезингер К. Введение в биологическую психологию . Дубьюк, Айова: Wm. К. Браун, 1979.
Google Scholar
Холл, Дж. Ф. Психология мотивации . Чикаго: Липпинкотт, 1961.
. Google Scholar
Хебб, Д. О. Диски и ЦНС (концептуальная нервная система). Psychological Review 1955, 62 243–254.
Google Scholar
Хебб, Д. О. Мотивирующие эффекты экстероцептивной стимуляции. Американский психолог 1958, 13 109–113.
Google Scholar
Хилгард, Э. Р. Сознание в современной психологии. Annual Review of Psychology 1980, 31 1–26.
Google Scholar
Хилгард, Э. Р., Аткинсон, Р. Л., и Аткинсон, Р. К. Введение в психологию (7-е изд.). Нью-Йорк: Харкорт Брейс Йованович, 19 лет.79.
Google Scholar
Хилгард, Э. Р., и Бауэр, Г. Х. Теории обучения (4-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1975.
Google Scholar
Хинде, Р. А. Биологические основы социального поведения человека . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1974.
. Google Scholar
Hollingworth, H. L. Психология, ее факты и принципы . Нью-Йорк: Эпплтон, 1928.
. Google Scholar
Хьюстон, Дж. П. Основы обучения . Нью-Йорк: Academic Press, 1976.
. Google Scholar
Хьюстон, Дж. П., Би, Х., Хэтфилд, Э., и Римм, округ Колумбия Приглашение в психологию . Нью-Йорк: Academic Press, 19.79.
Google Scholar
Исааксон Р. Л., Дуглас Р. Дж., Любар Дж. Ф. и Шмальц Л. В. Учебник по физиологической психологии . Нью-Йорк: Harper & Row, 1971.
. Google Scholar
Джонс, М. Р. (ред.). Симпозиум Небраски по мотивации (Том 3). Линкольн: University of Nebraska Press, 1955.
. Google Scholar
Юнг, Дж. Понимание мотивации человека: когнитивный подход . Нью-Йорк: Макмиллан, 1978.
. Google Scholar
Калат, Дж. В. Биологическая психология . Белмонт, Калифорния: Уодсворт, 1981.
. Google Scholar
Кимбл, Джорджия Кондиционирование и обучение Хилгарда и Маркиза (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 19.61.
Google Scholar
Кимбл, Г. А., Гармези, Н., и Зиглер, Э. Принципы общей психологии (5-е изд.). Нью-Йорк: Wiley, 1980.
. Google Scholar
Кинг, Дж. А. Адаптивное поведение. В MR Denny (Ed.), Сравнительная психология: эволюционный анализ поведения животных . Нью-Йорк: Wiley, 1980.
. Google Scholar
Колб Б. и Уишоу Ай. Q. Основы нейропсихологии человека . Сан-Франциско: Фриман, 1980.
. Google Scholar
Лешли, К. С. Таламус и эмоции. Psychological Review , 1938, 45 42–61.
Google Scholar
Лефрансуа Г. Р. Психология . Белмонт, Калифорния: Уодсворт, 19 лет.80.
Google Scholar
Лестер, Д. Сравнительная психология: филетические различия в поведении . Нью-Йорк: Альфред, 1973.
. Google Scholar
Лейкель Ф. Основы физиологической психологии . Сент-Луис: CV Mosby, 1978.
. Google Scholar
Линдсли, Д. Б. Психофизиология и мотивация. В М. Р. Джонс (ред.), Небраска Симпозиум по мотивации (Том 5). Линкольн: University of Nebraska Press, 1957.
. Google Scholar
Линдзи Г., Холл К.С. и Томпсон Р.Ф. Психология (2-е изд.). Нью-Йорк: Стоит, 1978.
. Google Scholar
Литтман Р. А. Мотивы, история и причины. В MR Jones (Ed.), Небраска, симпозиум по мотивации (Том 6). Линкольн: University of Nebraska Press, 19.58.
Google Scholar
Логан, Ф. А. Основы обучения и мотивации (2-е изд.). Дубьюк, Айова: Wm. К. Браун, 1976.
Google Scholar
Лоренц К. Сравнительный метод изучения врожденных моделей поведения. В Симпозиум общества экспериментальной биологии (Том 4). Физиологические механизмы поведения животных . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1950.
. Google Scholar
Ludel, J. Введение в сенсорные процессы . Сан-Франциско: Фриман, 1978.
. Google Scholar
Лунд, Р. Д. Развитие и пластичность мозга: введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1978.
. Google Scholar
Мэдсен, К. Б. Теории мотивации. В B. Wolman (Ed.), Справочник по общей психологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1973.
Google Scholar
Мэдсен, К. Б. Современные теории мотивации: сравнительное метанаучное исследование . Нью-Йорк: Холстед, 1974.
. Google Scholar
Майер, Н.Р.Ф. Фрустрация: исследование поведения без цели . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1949.
. Google Scholar
Мэннинг А. Введение в поведение животных . Рединг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли, 1967.
. Google Scholar
Маркс, М. Х., и Хилликс, В. А. Системы и теории в психологии (3-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 19 лет.79.
Google Scholar
Маркс, М. Х., и Томбо, Т. Н. Мотивация: психологические принципы и значение для обучения . Сан-Франциско: Чендлер, 1967.
. Google Scholar
Маслоу А. Мотивация дефицита и мотивация роста. В MR Jones (Ed.), Небраска, симпозиум по мотивации (Том 3). Линкольн: University of Nebraska Press, 19.55.
Google Scholar
Макклелланд, округ Колумбия, Аткинсон, Дж. В., Кларк, Р. В., и Лоуэлл, Э. Л. Мотив достижения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1953.
. Google Scholar
McDougall, W. Введение в социальную психологию . Лондон: Метуэн, 1908 г.
. Google Scholar
Макнил, Э. Б., и Рубин, З. Психология человека (2-е изд.). Сан-Франциско: Кэнфилд, 1977.
. Google Scholar
Миллер, Н. Э. Исследования страха как приобретаемого влечения: I. Страх как мотивация и уменьшение страха как подкрепление при обучении новым реакциям. Журнал экспериментальной психологии 1948, 38 89–101.
Google Scholar
Миллер, Н. Э. Либерализация основных концепций SR: расширение конфликтного поведения, мотивации и социального обучения. В С. Кох (ред.), Психология — исследование науки (Том 2). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1959.
. Google Scholar
Милнер П. М. Физиологическая психология . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1970.
. Google Scholar
Минтон Х.Л. и Шнайдер Ф.В. Дифференциальная психология . Монтерей: Брукс/Коул, 1980.
. Google Scholar
Морган, К.Т., Кинг, Р.А., и Робинсон, Н.М. Введение в психологию (6-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1979.
. Google Scholar
Моррис, К.Г. Психология: введение (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 19 лет.79.
Google Scholar
Munn, N.L. Эволюция и развитие человеческого поведения . Бостон: Хоутон Миффлин, 1955.
. Google Scholar
Пик, Х. Отношение и мотивация. В MR Jones (Ed.), Небраска, симпозиум по мотивации (Том 3). Линкольн: University of Nebraska Press, 1955.
. Google Scholar
Петри, Х. Л. Мотивация: Теория и исследования . Белмонт, Калифорния: Уодсворт, 1981.
. Google Scholar
Плутчик Р. Эмоция: психоэволюционный синтез . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1980.
. Google Scholar
Прибрам, К. Х. Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы в нейропсихологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1971.
Google Scholar
Rathus, S.A. Психология . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1981.
. Google Scholar
Рух Т. С. Нейрофизиология эмоций и мотивации. В TC Ruch, HD Patton, JW Woodbury, & AL Towe, Neurophysiology . Филадельфия: Сондерс, 19 лет62.
Google Scholar
Шнайдер А.М. и Таршис Б. Введение в физиологическую психологию (2-е изд. ). Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1980.
. Google Scholar
Шварц М. Физиологическая психология (2-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл-1978.
Google Scholar
Сей Б. и Готфрид Н. Развитие поведения: синтез психологии развития и сравнительной психологии . Бостон: Хоутон Миффлин, 1978.
. Google Scholar
Сильверман, RE Психология (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1978.
Google Scholar
Стирс, Р. М., и Портер, Л. В. Мотивация и рабочее поведение (2-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1979.
. Google Scholar
Штейн Д. Г. и Розен Дж. Дж. Мотивация и эмоции . Нью-Йорк: Макмиллан, 1974.
. Google Scholar
Салли Дж. Очерки психологии . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1884.
. Google Scholar
Teitelbaum, P. Физиологическая психология: Основные принципы . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 1967.
Google Scholar
Томпсон, Р. Ф. Введение в физиологическую психологию . Нью-Йорк: Harper & Row, 1975.
. Google Scholar
Tolman, E.C. Целенаправленное поведение у животных и человека . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1932.
. Google Scholar
Валенштейн, Э. С. Стимуляция и мотивация мозга . Гленвью, Иллинойс: Скотт, Форесман, 1973.
. Google Scholar
Verplanck, W. S. Глоссарий некоторых терминов, используемых при объективном изучении поведения. Psychological Review 1957, 64 (Приложение), 1–42.
Google Scholar
Винакке Э. В. Мотивация как сложная проблема. В MR Jones (Ed.), Небраска, симпозиум по мотивации (Том 10). Линкольн: University of Nebraska Press, 1962.
. Google Scholar
Врум В. Х. Работа и мотивация . Нью-Йорк: Wiley, 1964.
. Google Scholar
Уокер, Э. Л. Психологическая сложность и предпочтение: теория поведения ежа . Монтерей: Брукс/Коул, 1980.
. Google Scholar
Уоллес, Р. А. Поведение животных: его развитие, экология и эволюция . Санта-Моника: Goodyear, 1979.
Google Scholar
Wickelgren, W. A. Когнитивная психология . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 19 лет. 79.
Google Scholar
Wlodkowski, R. J. Мотивация и обучение: практическое руководство . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования, 1978.
. Google Scholar
Вонг Р. Мотивация: Биоповеденческий анализ завершающей деятельности . Нью-Йорк: Макмиллан, 1976.
. Google Scholar
Вудворт Р. С. и Шлосберг Х. Экспериментальная психология (Rev. ed.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1954.
. Google Scholar
Райтсман, Л. С., Сигельман, С. К., и Сэнфорд, Ф. Х. Психология: научное исследование человеческого поведения (5-е изд.). Монтерей: Книги/Коул, 1979.
. Google Scholar
Young, P. T. Мотивация и эмоции: обзор детерминант деятельности человека и животных . Нью-Йорк: Wiley, 1961.
. Google Scholar
Зимбардо, П. Г. Основы психологии и жизни (10-е изд.). Гленвью, Иллинойс: Скотт, Форесман, 1980.
. Google Scholar
Скачать ссылки
Мотивы
МотивыРеклама
1 из 47
Верхний обрезанный слайдЗдравоохранение
мотивы
Реклама
Реклама
Реклама
Мотивы
- ПРЕДСТАВЛЕН – ПРАЙНЯ ЭЛИНАР ДИГАЛ M .SC (N) Репетитор СНС
- Введение: Мотив этимологически означает «то, что движется». Мотив можно рассматривать как энергетическую силу или склонность (наученная или врожденная), работающая внутри индивидуума вдохновить его на действия для удовлетворения его основной потребности или достижение какой-то конкретной цели
- Определение мотива: Потребность порождает один или несколько мотивов. Мотивы – это довольно специфический процесс, который был изучен. Это направлена на цель. — КЭРОЛ-1969
- Значение: Мотив – это то, что заставляет нас действовать или вести себя для достижения цели или желаемой конечной точки. Оно произошло от латинское слово, означающее «движение». Мотив – это причина ПОЧЕМУ вы что-то делаете.
- Например: Мотивом занятий спортом является улучшение здоровья и потеря веса.
- Например, в криминалистике мотив – это причина лицо совершило преступление или обида. Например, мотив для того, кто ограбил магазин скорее всего они нужны деньги.
- Поведение: Все, что делает человек или животное, может быть кое-как наблюдается. Поведение состоит из всех наших физических реакций, привычки, навыки, все наши органические реакции, чувства, эмоции и напряжения, и все наши интеллектуальные реакции, восприятие, мышление и рассуждение.
- Мотивация: Факторы, которые направляют и активизируют поведение человека и других организмов.
- Классификация мотивов
- Биологические мотивы и Гомеостаз: Биологические мотивы называются физиологическими мотивами. Эти мотивы необходимы для выживания организма. Такие мотивы запускаются при дисбалансе в тело. Тело всегда стремится поддерживать состояние равновесия называется «гомеостазом» — во многих его внутренних физиологических процессы.
- Прод…. Этот баланс очень важен для нормальной жизни. Гомеостаз помогает поддерживать внутренние физиологические процессы на оптимальном уровне. Уровень питания, уровень жидкости, уровень температуры и т.д. поддерживается на определенном оптимальном уровне или уровне гомеостаза. Когда есть некоторые различия в этих уровнях, человек мотивация на восстановление состояния равновесия.
- Пример: ГОМЕОСТАЗ БИОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ГОЛОД МОТИВ Мы развиваем мотив голода, чтобы поддерживать гомеостаз. Это указано за счет сокращения мышц живота причинение некоторой боли или дискомфорта, называемого муки голода.
- ЖАЖДА МОТИВ Когда уровень воды в тело уменьшается мы развиваемся мотив пить воду. Нам нужно пить достаточно количество воды для насыщения наша жажда.
- Потребность в кислороде: Нашему телу нужен кислород непрерывно Нехватка кислорода может привести к серьезным последствия, такие как повреждение в мозг или смерть.
- Мотив регулирования тела температура Поддержание нормального состояния организма температура (98,6°F или 37,0°C) необходимый Например, открытие окна, поставьте вентиляторы, примите прохладу пить, снимать одежду и т. д., когда температура повышается до выше нормального уровня; и закрытие двери и окна, износ свитера, возьмите горячие напитки когда температура падает. В таким образом мы пытаемся регулировать температура тела.
- Потребность во сне Сон является важным процессом для нормальное функционирование организма и разум Наблюдается избыток накопление токсина, называемого «Молочная кислота» при усталости. Депривация сна также приводит к психологические проблемы
- потребность в деятельности: Возникает органическая потребность для активности после отдыха и сна У хорошо отдохнувшего человека положительное рвение к деятельности.
- Необходимость избежать боли: Ни один организм не может продолжать нести боль Например, когда мы находимся под жаркое солнце мы идем в тень. Когда что-то зажимает мы избегаем это.
- Привод для удаления отходов Наше тело не выдерживает что-нибудь лишнее или что-нибудь напрасно тратить. Испытываем дискомфорт пока эти отходы устранено.
- Половой мотив Это биологический мотив, возникает в организме в результате секреции половых гормонов – как андрогены и эстрогены. Это необходимо для выживания виды. Общество и закон осуществляют определенные правила поведения.
- Материнский диск: Это инстинкт или врожденное тенденция. Каждая нормальная женщина стремится стать матерью. Это самый мощный водить машину.
- Социальные мотивы социальные мотивы свойственны только человеку. Они называются социальными мотивами, потому что они усваиваются в социальных группах в результате взаимодействия с семья и общество.
- Социальные мотивы Мотив достижения. Агрессивный мотив: Силовой мотив: Стяжательный мотив: Мотив любопытства: Общительность: Социальное одобрение Материнский или защитный мотив Творческий мотив Безопасность
- Мотив достижения Мотивация достижения к желанию добиться чего-то цель. Этот мотив развивается в человек, который видел некоторые люди в обществе достигают большой успех, достижение высоких положения и стандарты.
- Агрессивный мотив: Мотив реакции агрессивно при столкновении разочарования. Разочарование может возникнуть, когда человеку препятствуют достижения цели или когда он оскорблены другими.
- Силовой мотив: Люди с мотивом власти будут заботится о влиянии на других. Они пытаются влиять на людей их репутация. Они ожидают люди склоняют головы и подчиняться их указаниям.
- Корыстный мотив: Этот мотив направляет индивидуальный для приобретение материала свойство. Это могут быть деньги или другое имущество.
- Мотив любопытства: Это иначе называется стимулом и поисковый мотив. Любопытство – это склонность к исследовать и узнавать новое.
- Общительность: Это также известно как потребность в принадлежности. Человек будет заинтересован в установлении, техническое обслуживание и ремонт дружеские отношения и воля быть заинтересованным в участии в групповой деятельности.
- Социальное одобрение Мы стараемся избегать делать все, что может вызывают социальное неодобрение. Мы часто показываем почти навязчивая склонность к соответствовать нормам, установленным наша социальная группа.
- Материнский или защитный мотив что заставляет нас заботиться о, помогите и защитите тех которые беспомощны и в трудность.
- Безопасность Это очень важно. Мы хотим чувствовать безопасным экономически и эмоционально. Человек должен чувствовать себя в безопасности привязанность другого или верить что он в фаворе у своих родителей, родственники, соседи, учителя и одноклассники или единомышленники.
- Личные мотивы
- Бессознательная мотивация Эти мотивы или желания, которые подавляются нашим сознательное останется в нашем бессознательном и будет влияющие на наше поведение.