Выготский фото: Автор: Выготский Лев Семенович | новинки 2023

Содержание

Лев Семёнович Выготский цитаты (8 цитат)

4   0

Лев Семёнович Выготский

Дата рождения: 5. Ноябрь 1896
Дата смерти: 11. Июнь 1934

Лев Семёнович Выго́тский — советский психолог. Основатель исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. По его имени назван коллектив исследователей, известный как «круг Выготского-Лурии» .

Современное положение в развитии наследия Выготского в России и за рубежом нередко характеризуется как «культ Выготского» : «В настоящее время в психологии существует некий „культ Выготского“, слепое поклонение, редко когда основанное на понимании и прочтении работ этого, бесспорно, выдающегося ученого». С другой стороны, в качестве противовеса этому культу, во всем мире с начала 2000х идет «ревизионистская революция в выготсковедении».

Фото: Unknown author, https://www.verywellmind.com/lev-vygotsky-biography-2795533 / Public domain

Цитаты Лев Семёнович Выготский

„Педология возникает на основе завоеваний анатомии, физиологии и психологии детского возраста… Но сами эти науки станут науками в истинном смысле слова только тогда, когда они будут опираться на исторически возникшую на их основе, но методологически являющуюся их основой — педологию.“

—  Лев Семёнович Выготский

О науке, О возрасте

„…если синтез не просто пустое слово, а обозначает реально существующий в природе детского развития факт, то педология приобретает в признании этого факта свою неоспоримую объективную прочную основу.“

—  Лев Семёнович Выготский

О природе

„Всякое конкретное явление совершенно неисчерпаемо и бесконечно по своим отдельным признакам; надо всегда искать в явлении то, что делает его научным фактом. Это именно отличает наблюдение солнечного затмения астрономом от наблюдения этого же явления просто любопытным. Первый выделяет в явлении то, что делает его астрономическим фактом; второй наблюдает случайные, попадающие в поле его внимания признаки.“

—  Лев Семёнович Выготский

„Если же под психологизмом в педологии понимать — именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребёнка, попытку установить иерархию в возрастном симптомокомплексе и признать ведущую роль в развитии ребёнка за развитием его социального поведения, его личности, … то … такая точка зрения представляется нам совершенно справедливой.“

—  Лев Семёнович Выготский

О личности, О поведении

„As in the focus of a magnifying glass, play contains all developmental tendencies in a condensed form and is itself a major source of development.“

Help us translate this quote

—  Lev Vygotsky

Vygotsky, L. S. (1930) Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes Cambridge, Mass.: Harvard University Press p.102

„Through others, we become ourselves.“

Help us translate this quote

—  Lev Vygotsky

Vygotskij, L. S. (1987). The genesis of higher mental functions. In R. Reiber (Ed.), The history of the development of higher mental functions (Vol. 4, pp. 97-120). New York: Plennum.

„From the great creations of Spinoza, as from distant stars, light takes several centuries to reach us. Only the psychology of the future will be able to realize the ideas of Spinoza.“

Help us translate this quote

—  Lev Vygotsky

Vygotsky [original in Russian]

„My intellect has been shaped under the sign of Spinoza’s words, and it has tried not to be astounded, not to laugh, not to cry, but to understand.“

Help us translate this quote

—  Lev Vygotsky

Vygotsky, in his dissertation thesis Psychology of Art [original in Russian]

Подобные авторы

Лев Выготский: биография, фото и творчество

Выдающийся ученый Выготский Лев Семенович, основные труды которого входят в золотой фонд мировой психологии, многое успел за свою короткую жизнь. Он заложил базу многих последующих направлений в педагогике и психологии, некоторые из его идей еще ждут своего развития. Психолог Лев Выготский принадлежал к плеяде выдающихся русских ученых, которые сочетали в себе эрудированность, блестящие риторические способности и глубокие научные знания.

Содержание

  1. Семья и детство
  2. Учеба
  3. Педагогика
  4. Первые шаги в науке
  5. Путь в психологии
  6. Культурно-историческая теория
  7. «Психология искусства»
  8. «Мышление и речь»
  9. Вклад ученого в науку
  10. Личная жизнь
  11. Конец пути

Семья и детство

Лев Выготский, биография которого началась в благополучной еврейской семье в городе Орше, появился на свет 17 ноября 1896 года. Его фамилия при рождении была Выгодский, он поменял букву в 1923 году. Отца звали Симх, но на русский манер именовали Семеном. Родители Льва были образованными и обеспеченными людьми. Мама работала учительницей, отец был купцом. В семье Лев был вторым из восьми детей.

В 1897 году Выгодские перебираются в Гомель, где отец становится заместителем управляющего банком. Детство Льва было вполне благополучным, мама все свое время посвящала детям. В доме также росли дети брата Выгодского-старшего, в частности брат Давид, который оказал сильное влияние на Льва. Дом Выгодских был своеобразным культурным центром, где собиралась местная интеллигенция, обсуждались новости культуры и события в мире. Отец был основателем первой в городе публичной библиотеки, дети с детства привыкали к чтению хороших книг. Впоследствии из семьи вышло несколько выдающихся филологов, и чтобы отличаться от своего двоюродного брата, представителя русского формализма, Лев и поменяет букву в фамилии.

Учеба

Для детей в семью Выгодских был приглашен частный учитель Соломон Маркович Ашпиз, известный своим необычным педагогическим методом, основанном на «Диалогах» Сократа. Кроме того, он придерживался прогрессивных политических взглядов и состоял в социал-демократической партии.

Лев формировался под влиянием учителя, а также брата Давида. Он с детства увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал Бенедикт Спиноза, и это увлечение ученый пронес через всю жизнь. Лев Выготский учился дома, но позже с успехом сдал экстерном экзамен за пятый класс гимназии и пошел в 6-й класс еврейской мужской гимназии, где и получил среднее образование. Учился Лев хорошо, но продолжал получать частные уроки по латыни, греческому, древнееврейскому и английскому языкам на дому.

В 1913 году он с успехом выдерживает вступительные экзамены в Московский университет на медицинский факультет. Но довольно скоро он переводится на юридический. В 1916 году он много пишет рецензий на книги современных писателей, статей о культуре и истории, размышлений о «еврейском» вопросе. В 1917 году он решает оставить юриспруденцию и переводится на историко-филологический факультет университета им. Шанявского, который и оканчивает через год.

Педагогика

Окончив университет, Лев Выготский столкнулся с проблемой трудоустройства. Он с матерью и младшим братом сначала отправляется в Самару в поисках места, затем едет в Киев, но в 1918 году возвращается в Гомель. Здесь он подключается к строительству новой школы, в которой начинает преподавать вместе со старшим братом Давидом. С 1919 по 1923 годы он работает в нескольких учебных заведениях Гомеля, также возглавляет отдел народного образования. Этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований в области методов воздействия на подрастающее поколение.

Он органично входит в прогрессивное для того времени педологическое направление, которое объединяло психологию и педагогику. Выготский создает экспериментальную лабораторию в Гомельском техникуме, в которой формируется его педагогическая психология. Выготский Лев Семенович активно выступает на конференциях и становится заметным ученым в новой сфере. Уже после смерти ученого труды, посвященные проблемам формирования навыков и обучения детей, будут объединены в книге под названием «Педагогическая психология». В ней будут собраны статьи о внимании, эстетическом воспитании, формах изучения личности ребенка и психологии учителя.

Первые шаги в науке

Еще обучаясь в университете, Лев Выготский увлекается литературной критикой, публикует несколько работ по поэтике. Его работа по анализу «Гамлета» У. Шекспира была новым словом в литературном анализе. Однако систематической научной деятельностью Выготский начинает заниматься в иной сфере – на стыке педагогики и психологии. Его экспериментальная лаборатория вела работы, которые стали новым словом в педологии. Уже тогда Льва Семеновича занимали психические процессы и вопросы влияния психологии на деятельность учителя. Его труды, представленные на нескольких научных конференциях, были яркими и своеобразными, что и позволило Выготскому стать психологом.

Путь в психологии

Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей, эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей. В 1923 году на съезде по психоневрологии происходит судьбоносная встреча с выдающимся психологом А. Р. Лурией. Он был буквально покорен докладом Выготского и стал инициатором переезда Льва Семеновича в Москву. В 1924 году Выготский получает приглашение поработать в Московском институте психологии. Так начался самый яркий, но короткий период его жизни.

Интересы ученого были очень разнообразными. Он занимался проблемами актуальной в то время рефлексологии, внес значительный вклад в исследование высших психических функций, а также не забывал о своей первой привязанности – о педагогике. Уже после смерти ученого появится книга, объединяющая его многолетние исследования, – «Психология развития человека». Выготский Лев Семенович был методологом психологии, и в этой книге собраны его фундаментальные размышления о методах психологии и диагностики. Особенно важной является часть, посвященная психологическому кризису, чрезвычайный интерес представляют 6 лекций ученого, в которых он останавливается на главных вопросах общей психологии. Выготский не успел глубоко раскрыть своих идей, но стал основоположником целого ряда направлений в науке.

Культурно-историческая теория

Особое место в психологической концепции Выготского занимает культурно-историческая теория развития психики. Он в 1928 году делает смелое по тем временам заявление, что социальная среда является главным источником развития личности. Выготский Лев Семенович, труды по педологии которого отличались особым подходом, справедливо считал, что ребенок проходит стадии становления психики не только в результате реализации биологических программ, но и в процессе освоения «психологических орудий»: культуры, языка, системы счета. Сознание развивается в сотрудничестве и общении, поэтому роль культуры в формировании личности невозможно переоценить. Человек, по мнению психолога, существо абсолютно социальное, и вне общества многие психические функции не могут формироваться.

«Психология искусства»

Еще одна важная, этапная книга, которой прославился Выготский Лев, – «Психология искусства». В свет она вышла через много лет после смерти автора, но даже тогда произвела огромное впечатление на ученый мир. Ее влияние испытали на себе исследователи из разных областей: психологии, лингвистики, этнологии, искусствознания, социологии. Главная мысль Выготского состояла в том, что искусство является важной сферой развития многих психических функций, и его возникновение обусловлено естественным ходом эволюции человека. Искусство является важнейшим фактором выживания человеческой популяции, оно выполняет немало важных функций в социуме и жизни отдельных индивидуумов.

«Мышление и речь»

Выготский Лев Семенович, книги которого до сих пор чрезвычайно популярны во всем мире, не успел опубликовать свой главный труд. Книга «Мышление и речь» была настоящей революцией в психологии своего времени. В ней ученый смог высказать многие идеи, которые много позже были сформулированы и развиты в когнитивистике, психолингвистике, социальной психологии. Выготский экспериментально доказывал, что мышление человека формируется и развивается исключительно в речевой деятельности. При этом язык и речь также являются средствами стимуляции мыслительной активности. Он обнаружил стадиальный характер становления мышления и ввел понятие «кризис», которое сегодня применяется повсеместно.

Вклад ученого в науку

Выготский Лев Семенович, книги которого сегодня являются обязательными к прочтению каждому психологу, за свою очень короткую научную жизнь смог внести немалый вклад в развитие нескольких наук. Его работы стали, в числе прочих исследований, толчком к формированию психоневрологии, психолингвистики, когнитивной психологии. Его культурно-историческая концепция развития психики лежит в основании целой научной школы в психологии, которая наиболее активно начинает развиваться в 21-м веке.

Невозможно преуменьшить вклад Выготского в развитие отечественной дефектологии, возрастной и педагогической психологии. Многие его работы только сегодня получают свою истинную оценку и развитие, в истории отечественной психологии теперь почетное место занимает такое имя, как Лев Выготский. Книги ученого сегодня постоянно переиздаются, публикуются его черновики и наброски, анализ которых показывает, насколько мощными и оригинальными были его идеи и замыслы.

Ученики Выготского являются гордостью отечественной психологии, плодотворно развивая его и собственные идеи. В 2002 году вышла в свет книга ученого «Психология», в которой были объединены его фундаментальные исследования в базовых разделах науки, таких как общая, социальная, клиническая, возрастная психология, а также психология развития. Сегодня этот учебник является базовым для всех вузов страны.

Личная жизнь

Как любой ученый, Выготский Лев Семенович, психология для которого стала делом жизни, большую часть своего времени отдавал работе. Но в Гомеле у него появилась единомышленница, невеста, а впоследствии жена – Роза Ноевна Смехова. Пара прожила недолгую совместную жизнь — всего 10 лет, но это был счастливый брак. У пары родилось двое дочерей: Гита и Ася. Обе стали учеными, Гита Львовна – психолог и дефектолог, Ася Львовна – биолог. Продолжила психологическую династию и внучка ученого – Елена Евгеньевна Кравцова, которая нынче возглавляет Институт психологии имени своего деда.

Конец пути

Еще в начале 1920-х годов Лев Выготский заболел туберкулезом. Он и стал причиной его смерти в 1934 году. Ученый до конца дней продолжал работать и в последний день своей жизни сказал: «Я готов». Последние годы жизни психолога были осложнены сгущающимися тучами вокруг его работы. Надвигались репрессии и гонения, поэтому смерть позволила ему избежать ареста, а его родственников уберегла от расправы.

Полное руководство по теориям обучения Льва Выготского

Имя Льва Выготского хорошо известно большинству учителей, его работы легли в основу современных исследований в области образования, основанных на фактических данных.

Каковы теории обучения Выготского?

  • Зона ближайшего развития
    • Область понимания, выходящая за пределы того, что они знают, но способны учиться или учитель
  • Строительные леса
    • Структура, предназначенная для построения понимания, которая удаляется по мере обретения уверенности
  • Теория социального обучения
    • Процесс которые учащиеся переходят от мыслей вслух к использованию внутренней речи для узнать

Кем был Лев Выготский?

Лев Выготский 1896-1934

Влияние Льва Выготского в области психологии развития тем более необычайно, что его относительно короткая жизнь оборвалась из-за туберкулеза в возрасте 37 лет. 0003

Родившийся в 1896 году в еврейской семье среднего достатка в дореволюционной России, Выготский с юных лет демонстрировал интеллектуальные способности. Его формальное образование включало домашнее обучение, посещение еврейской школы, а затем поступление в Московский университет по системе квот, которая гарантировала, что три процента принятых студентов были евреями.

Его интеллектуальные интересы в то время были самыми разнообразными, включая психологию, но не ограничиваясь ею. Однако, когда ему было около 20 лет, он сосредоточил свою научную работу на психологии, защитив диссертацию в 1919 г.25 по психологии искусства (типично междисциплинарная тема для мыслителя с такими широкими и разнообразными интересами).

Он получил степень заочно из-за резкого рецидива туберкулеза, который едва не унес его жизнь. Хотя он выздоровел после этого эпизода, болезнь унесла его жизнь менее чем через десять лет, в 1934 году.

Чем известен Выготский?

Зона ближайшего развития (ZPD), Другие более осведомленные (MKO), Строительные леса и Теория социального обучения. Все это описано в этой статье.

Ключевые понятия Выготского:

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития (ЗБР) — это термин, представляющий область знаний, выходящую за пределы того, что человек в настоящее время имеет, но способен воспринять. Чаще всего используется в отношении детей, он описывает те концепции, которые ребенок способен усвоить и которые находятся в пределах его досягаемости, но еще не усвоены.

Если представить ЗБР как зону, окружающую текущее понимание ребенка, то нижняя граница — это точка, в которой ребенок может достичь понимания своими собственными усилиями. Верхний диапазон зоны — это понятия, которые ребенок способен понять, но которые находятся вне досягаемости, если другая сторона не вмешается, чтобы помочь ребенку в получении этих знаний.

Ключевым ответвлением этой концепции является то, что обучение не основано исключительно на развитии когнитивных способностей ребенка до обучения. Скорее, сам процесс обучения способствует когнитивному развитию.

Что приводит нас к:

Больше Знающих Других

Идея «Более Знающих Других» (МКО) работает рука об руку с концепцией ZPD. Этот человек, как следует из самого термина, знает больше об изучаемом понятии, чем ребенок.

Наиболее очевидными примерами таких людей являются родители и учителя, но они не ограничиваются этими группами и не обязательно должны быть взрослыми. Сверстники также могут быть MKO, если они лучше владеют концепцией, чем ребенок.

МКО служит средством, с помощью которого ребенок может изучать и понимать понятия, которые он не смог бы понять, если бы был предоставлен самому себе. Именно благодаря этому процессу когнитивное развитие происходит посредством обучения, а не чего-то, что должно произойти до процесса обучения. Достижение способности изучать концепцию и обучение могут происходить одновременно, а не одно за другим.

MKO — это основной способ, с помощью которого ребенок может расширить свое понимание за пределы своих нынешних способностей, предоставляя рекомендации и обратную связь.

Как ZPD, так и MKO можно ретроспективно рассматривать как метакогнитивные стратегии.

Выготский Леса

Часть ЗПД, Строительные леса включает в себя деятельность, предусмотренную МКО. Эти действия поддерживают учащегося при прохождении ZPD.

Уровень поддержки постепенно снижается по мере того, как ученик становится более компетентным и уверенным в себе. Это известно как строительные леса, поскольку это аналогично тому, как строительные леса снимаются со здания по мере завершения строительства.

В конце концов, все строительные леса убраны, и учащийся снова может выполнить задание самостоятельно.

Леса Выготского также являются неотъемлемой частью Принципов обучения Розеншайна.

Узнайте больше о строительных лесах.

Выготский Теория социального научения

Выготский о языке и мышлении

Возможно, самые драматические и далеко идущие идеи Выготского сосредоточены на роли языка в отношении к мышлению и сознанию.

Выготский считал, что в то время как ребенок изучал внешний язык (то есть разговорный и, в конечном итоге, письменный язык) в раннем возрасте, это использование языка в конечном итоге интернализировалось и создавало ментальный ландшафт самого сознания.

На ранних стадиях дети буквально «думают вслух», используя разговорный язык, чтобы понимать концепции и рассуждать через них. Однако это все больше становится внутренним процессом («внутренней речью»), что в конечном итоге приводит к когнитивным процессам, зависящим от языка, но уже не очень похожим на внешний язык устных и письменных слов.

Тем не менее, как продукт языкового развития, мысль (включая сознание в его более узком смысле полного самосознания) в конечном счете была создана социально.

Выготский о личности и обществе

Когда раскроются следствия этих идей, легко увидеть, как Выготский пришел к тому взгляду на отношения между индивидуумом и обществом, которого он придерживался.

Для Выготского индивидуум не был ни самодостаточным агентом, ориентирующимся в социальном мире, ни набором воплощенных ответов на окружающие его стимулы, созданными через общество. Скорее, индивидуум и общество существовали в интерактивных отношениях, когда одно влияло на другое.

Общество сильно повлияло на развитие отдельных людей, что затрудняет выявление универсальных моделей развития. Однако индивид не был пассивным участником этого процесса, а мог (в большей или меньшей степени) влиять на окружающую его социальную среду.

Кто повлиял на Выготского?

Барух Спиноза

Самое глубокое философское наследие Выготского принадлежит Баруху Спинозе, голландскому философу XVII века. В частности, Выготский опирался на интерес Спинозы к теме сознания и роли эмоций в мышлении.

Карл Маркс

Выготский также находился под влиянием философии Карла Маркса, чье внимание к связям между материальным миром и человеческим мышлением оказало большое влияние на Выготского, особенно в начале его карьеры.

Кроме того, идеи Зигмунда Фрейда и Ивана Павлова подготовили почву для Выготского. Хотя тоже современники, эти два мыслителя были значительно старше Выготского.

Зигмунд Фрейд

Акцент Фрейда на важности детского опыта в становлении личности и роли эмоций в сознании предвосхитил внимание Выготского на развитии детства и месте чувств в познании.

Иван Павлов

Интерес Павлова к взаимодействию между внешними символами и внутренними состояниями ума может быть связан с представлениями Выготского о социальной роли языка в создании сознания. Что еще более важно, интерес Павлова к применению психологических открытий к теории научения во многом совпадает с интересом Выготского.

Кем были современники Выготского?

Короткая жизнь Выготского совпала с жизнью таких известных психологов, как Фрейд, Павлов, Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Вольфганг Колер и Б. Ф. Скиннер. Однако самым известным современником Выготского был Жан Пиаже.

Пиаже против Выготского

Они не только принадлежали к одному поколению психологов и имели схожие интересы, но и их идеи предлагают четкое исследование контрастов. Хотя оба они разделяли живой интерес к тому, как развивается мышление у детей и как происходит обучение, они пришли к совершенно разным выводам по ряду вопросов.

Пиаже уделял больше внимания взаимодействию со сверстниками как средству когнитивного развития, чем Выготский. Как отмечалось выше, Выготский, безусловно, считал, что взаимодействие со сверстниками может иметь решающее значение, но прежде всего в той мере, в какой сверстники играли роль «более знающего другого».

Эту роль чаще всего играли важные взрослые в жизни ребенка, такие как родители и учителя.

У этих двоих также были разные представления о роли общества в формировании личности. Как мы видели, Выготский считал, что общество играет ключевую роль в развитии и что природа этой роли различается от культуры к культуре. Однако Пиаже считал, что развитие носит более универсальный характер.

Несмотря на влияние общества, когнитивное развитие шло относительно стандартным путем независимо от социального окружения человека.

Ответвлением этого является то, что Пиаже сформулировал систематизированную серию шагов, через которые, по его мнению, проходило развитие, в то время как Выготский считал этот процесс слишком гибким и изменчивым, чтобы его можно было разбить на стандартные шаги, которые всегда следовали друг за другом в предсказуемом порядке.

Возможно, наиболее важным был тот факт, что теории Пиаже относительно мало говорили о роли языка в когнитивном развитии, в то время как у Выготского она занимала центральное место.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать больше о Piaget

Наследие Выготского

Влияние Выготского было минимальным в течение первых нескольких десятилетий после его смерти. Его идеи не ладились с советскими мыслителями, которые часто критиковали их. За пределами СССР было доступно несколько переводов с русского языка. Прежде всего, ранняя смерть Выготского оставила незавершенными многие важные аспекты его зрелой мысли.

Хотя его работы были известны за пределами его родины, Выготский не пользовался большим влиянием за пределами круга последователей в СССР.70-х и 1980-х годов. В частности, его идеи повлияли на ряд мыслителей об обучении в классе.

Например, на теорию когнитивных инструментов Кирана Игана повлияла работа Выготского.

Однако не обошлось без вопросов. Незавершенность более поздних работ Выготского привела к тому, что многие «выготскианские» концепции имеют сомнительное отношение к его реальным письменным работам, а либеральные — даже фантастические — разработки его идей подпадают под знамя «выготских исследований».

Однако независимо от того, сформулировал ли сам Выготский или мог бы сформулировать идеи, возникшие после его смерти и связанные с ним, его работа, безусловно, послужила катализатором дальнейших размышлений в области детского развития и обучения.

Применение работ Выготского в образовании

Идеи Выготского приобретают все большее значение в последние несколько десятилетий в области образования.

Учитывая центральную роль «более знающего другого», концепции Выготского придают особое значение роли учителя как катализатора не только обучения, но и когнитивного развития.

Конкретным примером выготского подхода к обучению является концепция «строительных лесов», в которой учащийся сначала изучает понятия и навыки, которые затем позволяют ему достичь второго, более высокого уровня понятий и так далее, пока, наконец, не овладеет достижения общего навыка или идеи.

Именно благодаря этому процессу учащийся продвигается по ZPD, изучая не только содержание, но и *как изучать* содержание, что позволяет ему достичь более высоких уровней понимания.

Другим конкретным приложением является использование взаимного обучения. Как уже отмечалось, «МКО» не обязательно должен быть учителем для взрослых. Сверстники, которые лучше разбираются в теме или имеют более развитые навыки, могут выступать в роли MKO, помогая одноклассникам достичь большего мастерства. В идеале, взаимное обучение включает в себя группы, в которых каждый человек может быть «MKO» в отношении какого-либо аспекта концепции или навыка, при этом каждый вносит свой вклад в обучение своих сверстников.

Одним из ответвлений важности сверстников в развитии является значение игр в классе, включая (но не ограничиваясь) образовательные игры.

Выготский предположил, что игра — это по своей сути полезная деятельность, независимая от каких-либо конкретных понятий, усвоенных в процессе. Включение игр — даже тех, которые предназначены исключительно для развлечения и социального взаимодействия — уходит корнями в Выготского.

Наконец, центральное место в изучении языка в классе по всем предметам, а не только тем, которые обычно связаны с вербальными навыками, является наследием Выготского.

Классные методы, которые просят учащихся описать или объяснить свое мышление как средство не только для оценки понимания, но и для формирования когнитивных навыков, которые будут важны в будущем обучении, являются предположениями Выготского.

Похожие сообщения:

Теории Выготского и как применять теории Выготского в классе

Лев Выготский был советским психологом, социологом и педагогом. Его идеи и теории оказали влияние на сферу образования и использовались для улучшения методов обучения.

Лев Семёнович Выготский (1896-1934).

Зона ближайшего развития (ZPD) и зона фактического развития (ZAD)

Одним из основных вкладов Выготского в образование является его теория зоны ближайшего развития (ZPD). Согласно этой теории ЗБР можно определить как «зону», лежащую между тем, что ребенок может сделать сразу без посторонней помощи, и тем, что он может сделать в сотрудничестве со знающим сверстником (9).0198 1 ).

По Выготскому, эта «зона» преимущественно выявляется, когда невинное детское восприятие мира и того, как он функционирует, взаимодействует с научным и методическим восприятием взрослого. Дальнейшие западные интерпретации этой теории сместили акцент с взаимности между донаучным и научным восприятием мира на общий образ этой концептуальной взаимности ребенка и взрослого как средства развития.

Выготский создал концепцию зон когнитивного обучения. Согласно его теории, в Зоне актуального развития (ЗОР) учащиеся могут выполнять задания самостоятельно и без посторонней помощи и ничего нового для них не узнают. ZAD не отражает развития. Вместо этого он относится к знаниям и навыкам, которыми уже овладел учащийся. Зона ближайшего развития (ZPD) возникает, когда учащиеся не могут выполнять задания без руководства взрослого или знающего сверстника. Проще говоря, ZPD представляет собой разрыв между тем, что учащиеся могут сделать самостоятельно, и тем, что они не могут сделать без помощи преподавателя. По Выготскому, это зона, в которой происходит обучение, когда мы усваиваем новый материал с помощью знающего человека, сдвигая ЗБР вверх.

Scaffolding

«Scaffolding» можно определить как процесс получения поддержки от обученных лиц в освоении материала. Просто подумайте о доме, который строится. Цель строительных лесов — временно поддерживать структуру дома, пока он не сможет стоять самостоятельно. По Выготскому, это относится и к обучению: учащиеся получают поддержку от других знающих людей до тех пор, пока полностью не овладеют соответствующим материалом. Подумайте, например, о родителе, который учит своего ребенка кататься на велосипеде. Они начнут с тренировочных колес, затем родитель проинструктирует и поможет ребенку удерживать велосипед, пока он не будет готов кататься самостоятельно. Как только ребенок начинает кататься на велосипеде самостоятельно, его ZPD смещается вверх и может включать в себя езду без помощи рук или трюки.

Роль игры

Теория Выготского также приводит к обсуждению еще одного важного понятия: роли игры. По его мнению, детям — и особенно маленьким детям — следует предоставить возможности играть и использовать свое воображение, что позволит им улучшить свои концептуальные навыки. Согласно Выготскому, игра способствует интеллектуальному развитию, позволяя детям воспроизводить культурно оформленные, реальные действия. Использование воображения и распознавание неотъемлемых правил, на которых основывается воссозданная деятельность, позволяют детям развивать абстрактное мышление.

Язык

Язык лежит в основе теории Выготского. По его мнению, детям следует предоставить как можно больше возможностей для достижения внутренней речи — основного этапа овладения языком, который служит основой для всех высших уровней функционирования. Язык поддерживает не только письмо и чтение, но также мышление и рассуждение. По мнению Выготского, знания строятся на образовательных стратегиях, включающих междисциплинарную грамотность, самостоятельное обучение, индивидуальный коучинг, групповой коучинг и лидерство в классе. Кроме того, учителя должны выступать в качестве фасилитаторов и создавать совместную учебную среду на основе управляемых дискуссий и сократовского диалога (то есть метода вопросов и ответов) между учащимися, что способствует более глубокому пониманию и повышению мотивации учащихся.

Социальный контекст

Начиная с социокультурной теории Выготского, многие педагоги-теоретики разработали стратегии, призванные содействовать более глубокому знанию и сократовскому диалогу, а также создавать эффективную учебную среду путем обучения в малых группах. Фогарти ( 2 ) говорит:

Теория Выготского предполагает, что мы учимся сначала через взаимодействие между людьми, а затем индивидуально через процесс интернализации, который ведет к глубокому пониманию (стр. 77).

Выготский утверждает, что обучение всегда происходит в социальном контексте, от которого оно не может быть отделено. Чтобы создать совместное учебное сообщество, используемая учебная стратегия должна способствовать обмену экспертными знаниями и сотрудничеству между студентами. В целом, поскольку задачи реального мира строятся на культурно сформированных навыках, языке и опыте каждого человека, построение знаний требует сотрудничества как между экспертом и учеником, так и между учеником и учеником.

Как помочь учащимся справиться с более сложными задачами, используя теории Выготского?

Несмотря на то, что теории обучения Выготского были ориентированы главным образом на детей, их можно применять к учащимся любого возраста.

Предположим, вы умеете решать головоломки и вам предоставляется возможность выбирать между:

  1. Головоломка, созданная для детей
  2. Головоломка, опубликованная в местной газете
  3. Головоломка, опубликованная в New York Times.

Поскольку головоломка для детей не представляет сложности, а головоломка в New York Times может быть слишком сложной для решения, вы, скорее всего, выберете вариант 2. Причина этого решения заключается в том, что мы предпочитаем задачи, которые мы считаем достаточно сложными без рискуя почувствовать себя подавленным. По мнению Выготского, то же самое относится и к обучению. Теория Выготского пропагандирует убеждение: «Тому, чему учат, нужно учить» (3, с. 8).

Есть два ключевых элемента теории Выготского, которые следует применять к обучению:

  • Убедитесь, что обучаете своих студентов в процессе обучения
  • Новый материал должен быть достаточно сложным, но не подавляющим

Как способствовать обучению с помощью теорий Выготского

1. Обеспечьте максимальную поддержку

Сделать обязательно предложите своим ученикам всю возможную поддержку, особенно когда они сталкиваются с новыми, сложными задачами. В зависимости от его/ее уровня ZPD каждый учащийся должен иметь право выбирать столько поддержки, сколько необходимо. Вот несколько соответствующих примеров:

A. Моделирование

Чтобы помочь учащимся понять, как решать конкретную задачу, вы можете привести примеры решения подобных задач. Для онлайн-занятий вы можете использовать короткие пояснительные видеоролики, чтобы представить новый материал. Устные объяснения, как правило, легче понять, чем письменные.

B. Предоставьте список соответствующих материалов (в печатном или цифровом виде)

Убедитесь, что ваши учащиеся могут легко получить доступ к этим ресурсам. Вы также можете предоставить ссылки на дополнительные онлайн-ресурсы, которые могут помочь им изучить новый материал. Предоставьте списки ресурсов, которые могут быть полезны.

C. Используйте контрольные списки

Разбивка сложных задач на более мелкие части поможет вашим ученикам почувствовать, что задачу можно выполнить удовлетворительно. Например, вы можете начать с того, что попросите учащихся повторить материал, который они уже усвоили.

2. Разнообразие ZPD в вашем классе может превратиться в преимущество

В то время как некоторые из ваших учеников быстро осваивают новый материал, некоторые другие отстают. Если вы формируете группы со смешанными уровнями мастерства, продвинутые ученики могут помочь тем, кто менее продвинут. Поскольку у ваших продвинутых учеников есть свои потребности в обучении, крайне важно поддерживать их мотивацию, добавляя новые задачи, задачи и т. д.

A. Пусть ваши продвинутые учащиеся тренируют отстающих

Многие продвинутые учащиеся принимают эту возможность репетиторства как вызов, даже если это не принесет им дополнительных баллов за курс.

B. Решение проблем в смешанных группах

Используйте смешанные группы для совместного поиска решения данной задачи или проблемы.

C. Объедините учащихся в пары для обучения друг друга

Объедините учащихся в пары и попросите их поочередно обучать друг друга новому материалу, следя за тем, чтобы они давали обратную связь по мере продвижения. Вероятность того, что их ZPD будут различаться, высока. Как учитель, вы должны убедиться, что новый материал, который ваши ученики преподают друг другу, верен.

3. Потратьте время на повторение предыдущего материала

Таким образом, вы убедитесь, что ваши ученики находятся примерно в одном ZPD. Изучение нового материала должно основываться на ранее усвоенном материале. Тем не менее, могут быть студенты, которые не достигли необходимого уровня мастерства. Просмотр предыдущего контента может быть только полезным. Вот несколько идей о том, как повторять материал:

A. Позвольте учащимся задать уточняющий вопрос по предыдущему материалу

Независимо от того, запрашивают ли они дополнительные разъяснения или вызывают новые связи, эти вопросы будут способствовать обучению в классе, особенно если на них будут даны ответы в ходе обсуждения.

B. Используйте викторины по предыдущему материалу для оценки успеваемости учащихся

Вы можете выбрать викторину с оценкой или без оценки, которую учащиеся могут проверить сами. Если вы хотите убедиться, что ваши ученики просматривают предыдущий материал перед уроком, вы можете заранее сообщить им, что им придется пройти тест.

C. Попросите учащихся обобщить предыдущий материал

Попросив учащихся обобщить предыдущий материал, вы не только сможете оценить полученные знания, но и поддержите их мотивацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *